Скачать 0.9 Mb.
|
Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Челябинск ЧИППКРО 2013 УДК 37.014.15 ББК 74.041(2Рос)+74.9р И74 Авторы: А. В. Машуков, А. Г. Обоскалов, И. П. Батурина, Н. Н. Журба, Ю. В. Ребикова, С. Н. Обухова Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / А. В. Машуков, А. Г. Обоскалов и др. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 76 с. И74 Информационно-методические материалы направлены на оказание помощи родителям по вопросам использования основных положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Рос-сийской Федерации» в рамках образовательных отношений, возни-кающих между родителями (законными представителями) и образова-тельными организациями. УДК 37.014.15 ББК 74.041(2Рос)+74.9р © ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2013 3 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................... 4 РАЗДЕЛ 1. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся .................................... 8 РАЗДЕЛ 2. Родителям (законным представителям) о правах и обязанностях обучающихся на получение образования ........ 19 РАЗДЕЛ 3. Родителям (законным представителям) о правах и обязанностях педагогических, руководящих и иных работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность ..................... 45 РАЗДЕЛ 4. Родители (законные представители) обучающихся и образовательные отношения НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ .............................................. 75 ЛИТЕРАТУРА ................................................................................. 76 4 ВВЕДЕНИЕ Уважаемые родители! Предложенные информационно-методические материалы направлены на оказание вам помощи по вопросам реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об об-разовании в Российской Федерации») Федеральный закон «Об образовании в Российской Федера-ции» – это нормативный документ, регулирующий обществен-ные отношения, возникающие в образовании в связи с реализа-цией конституционного права на образование. Данный Закон направлен на обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создание условий для реализации его права на образование. Конституция Российской Федерации гарантирует всем граж-данам государства: Во-первых, право на получение образования по основной образовательной программе в соответствии с федеральными го-сударственными образовательными стандартами и по дополни-тельной общеобразовательной программе. Во-вторых, право на уважение их человеческого достоинст-ва, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. В Конституции определено, что досто-инство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В-третьих, право на охрану жизни и здоровья во время обра-зовательного процесса. В-четвертых, право на свободу совести и свободное выражение собственных взглядов и убеждений. В соответствии со статьей 28 Конституции Российской Федерации свобода совести включает в себя право свободно выбирать, иметь и распространять собствен-ные убеждения и действовать в соответствии с ними. Свобода со-вести включает в себя и свободу вероисповедания, но при этом необходимо помнить, что обучение носит светский характер. В-пятых, право обучающихся на информацию в целом. В Российской Федерации каждый имеет право свободно ис-кать, получать, передавать, производить и распространять 5 информацию любым законным способом. Необходимо пом-нить, что информация является самым динамично меняю-щимся явлением в современном мире, а процесс обучения на любом уровне предполагает непрерывный поиск, анализ, распространение актуальных сведений и различного рода данных. Другими словами, обучение немыслимо без свобод-ного доступа к свежей и наиболее полной информации, обеспечить который, согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», обязаны образовательные организа-ции, но они же должны защитить обучающегося от информа-ции, наносящей вред благополучию ребенка. В-шестых, право на развитие своих творческих способно-стей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных сорев-нованиях, и других массовых мероприятиях. Вы, как родители (законные представители), имеете пре-имущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Но и на вас Закон накладывает обязан-ность заложить основы физического, нравственного и интел-лектуального развития личности вашего ребенка. Принятый Федеральный закон «Об образовании в Россий-ской Федерации» устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функциониро-вания системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников от-ношений в сфере образования. Государственная политика в сфере образования основывает-ся на следующих принципах: 1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, не-допустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного раз-вития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой 6 культуры, бережного отношения к природе и окружающей сре-де, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в ус-ловиях многонационального государства; 5) светский характер образования в государственных, муни-ципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 6) свобода выбора получения образования согласно склон-ностям и потребностям человека, создание условий для само-реализации каждого человека, свободное развитие его способ-ностей; 7) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности; 8) демократический характер управления образованием, обес-печение прав педагогических работников, обучающихся, родите-лей на участие в управлении образовательными организациями. Необходимо отметить, что право на образование в Россий-ской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, на-циональности, языка, происхождения, имущественного, соци-ального и должностного положения, места жительства, отно-шения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственны-ми образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. В первом разделе информационно-методических материалов вам предлагается познакомиться с вашими правами и обязанно-стями. В ней вы найдете ответы на вопросы, связанные с выбо-ром форм получения образования и форм обучения, общеобра-зовательной организации, факультативных и элективных учеб-ных предметов, курсов, дисциплин. Также рассмотрены вопро-сы вашего участия в общественных организациях и право на знакомство с содержанием образования, используемыми мето-дами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей. 7 Во втором разделе «Родителям (законным представителям) о правах и обязанностях обучающихся на получение образова-ния» особое внимание уделяется социальным гарантиям уча-щихся. Здесь же подробно рассмотрены вопросы, связанные с дисциплинарными проступками обучающихся и дисциплинар-ными взысканиями. В третьем разделе рассмотрены права, обязанности и ответ-ственность педагогических работников образовательных орга-низаций, их правовой статус. Четвертый раздел «Родители (законные представители) обу-чающихся и образовательные отношения» рассказывает о по-рядке приема в образовательные учреждения, перевода из клас-са в класс, с одного уровня образования на другой, об органи-зации промежуточной, текущей и итоговой аттестации, а также о деятельности комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 8 РАЗДЕЛ 1. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (часть 3, статья 44) родители (закон-ные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учеб-ные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, пред-лагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность; 2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий обра-зование в семье, по решению его родителей (законных представи-телей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе про-должить образование в образовательной организации; 3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей об-разовательную деятельность, лицензией на осуществление об-разовательной деятельности, со свидетельством о государст-венной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; 4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными техноло-гиями, а также с оценками успеваемости своих детей; 5) защищать права и законные интересы обучающихся; 6) получать информацию о всех видах планируемых обсле-дований (психологических, психолого-педагогических) обу-чающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведе-ния или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся; 9 7) принимать участие в управлении организацией, осущест-вляющей образовательную деятельность, в форме, определяе-мой уставом этой организации; 8) присутствовать при обследовании детей психолого-ме-дико-педагогической комиссией, обсуждении результатов об-следования и рекомендаций, полученных по результатам обсле-дования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (часть 4, статья 44) родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: 1) обеспечить получение детьми общего образования; 2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила про-живания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отно-шений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформ-ления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений; 3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (часть 6, статья 44) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными за-конами, родители (законные представители) несовершеннолет-них обучающихся несут ответственность, предусмотренную за-конодательством Российской Федерации. Вопросы и ответы Смогу ли я выбрать школу для своего ребенка, поступаю-щего в первый класс, по своему желанию независимо от мое-го места жительства? Федеральный закон «Об образовании в Российской Федера-ции» не запрещает выбор государственной или муниципальной общеобразовательной организации. Наоборот, пунктом 1 части 10 3 статьи 44 данного Закона вы, как родитель несовершеннолет-него обучающегося, имеете право на выбор до завершения по-лучения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) организа-ции, осуществляющей образовательную деятельность. Вместе с тем, согласно части 3 статьи 67 Федерального зако-на «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация должна обеспечивать прием в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам граждан, имею-щих право на получение общего образования соответствующе-го уровня и проживающих на территории, за которой закрепле-на указанная образовательная организация. Таким образом, выбрать государственную или муниципаль-ную общеобразовательную организацию для поступления воз-можно, но только в том случае, если в ней остались свободные месте после приема лиц, проживающих на территории, за кото-рой закреплена указанная образовательная организация. Порядок приема определяется общеобразовательной органи-зацией и является доступным, так как должен быть опублико-ван на сайте общеобразовательной организации. Кого должны проинформировать родители о выборе для своего ребенка семейного образования? Необходимо ли за-ключать договор о переходе на семейное образование? Воз-можно ли, находясь на семейном образовании, осваивать не-которые предметы в образовательной организации? При выборе родителями (законными представителями) семей-ной формы получения общего образования родители информиру-ют о нем органы местного самоуправления муниципального рай-она или городского округа, на территориях которых они прожива-ют (часть 5 статья 63). Как правило, этим органом является орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, то есть управление образованием. Родители, которые выберут форму семейного образования для своего ребенка, имеют право на получение методической, психо-лого-педагогической, диагностической и консультативной помощи 11 без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Федеральное законодательство не предусматривает заключе-ние какого-либо договора о переходе на семейное образование с органом местного самоуправления или образовательной орга-низацией. Следует отметить, что ребенок, получающий образо-вание в семье, по решению его родителей с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в об-разовательной организации (пункт 2, часть 3, статья 44). Однако при этом ребенку необходимо пройти промежуточ-ную аттестацию в целях определения уровня освоения образо-вательной программы в формах, определенных учебным пла-ном, и в порядке, установленном образовательной организаци-ей (часть 1, статья 58). Кроме того, Федеральный закон устанавливает ограничение на получение образования в форме семейного образования (часть 10, статья 58): для обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликви-дировавших в установленные сроки академической задолжен-ности, предусматривается продолжение получения образования в общеобразовательной организации. Чем заочная форма получения образования отличается от семейной формы и экстерната согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации»? В Федеральном законе «Об образовании в Российской Феде-рации» формы получения образования и формы обучения сис-тематизированы и упорядочены. При этом в полном объеме со-хранена форма получения образования в образовательной орга-низации и относящиеся к ней формы обучения. Формы обуче-ния в образовательной организации различаются между собой по числу учебных часов, предусматривающих непосредствен-ное взаимодействие обучающихся и педагогических работников в процессе освоения основной образовательной программы. Одновременно выделены формы получения образования вне образовательной организации – семейное образование и само-12 образование. Они предполагают самостоятельное освоение об-разовательной программы. Экстернат как форма получения образования или форма обу-чения Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрен, поскольку по сути он представ-ляет собой получение образования в форме семейного образо-вания или самообразования с последующим прохождением промежуточной или итоговой аттестации в образовательной ор-ганизации. В связи с этим в новом законе для лиц, получающих образование в вышеуказанных формах, закреплено право про-хождения промежуточной или итоговой аттестации. Для про-хождения аттестации они зачисляются в образовательную орга-низацию в качестве экстернов и в этот период пользуются все-ми академическими правами обучающихся по соответствую-щей образовательной программе. На каких основаниях проводятся психологические, психо-лого-педагогические обследования обучающихся? В соответствии со статьей 42 Федерального закона «Об об-разовании в Российской Федерации» родители обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразова-тельных программ, развитии и социальной адаптации, имеют право получать информацию о всех видах планируемых обсле-дований (психологических, психолого-педагогических). Любая психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления родителей (закон-ных представителей) или на основании их согласия, представ-ленного в письменной форме (пункт 3, статья 42). Родители имеют право на получение психолого-педагогической консуль-тации в организациях, осуществляющих психолого-педагогиче-скую, медицинскую и социальную помощь, создаваемых орга-нами государственной власти субъектов Российской Федера-ции, органами местного самоуправления. Дети с ограниченны-ми возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (пункт 3, статья 55). 13 В новом Законе предусмотрено право родителей на выбор содержания курса в рамках ОРКСЭ? Может ли право выбора быть ограничено? В школе настойчиво рекомендуют вы-брать именно один из возможных курсов, поскольку предло-жить другие она не может по причине отсутствия учите-лей соответствующей квалификации. Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) предусмотрен федеральными государствен-ными образовательными стандартами начального общего и ос-новного общего образования. Данный предмет входит в число учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающи-мися знаний об основах духовно-нравственной культуры наро-дов Российской Федерации, о нравственных принципах, об ис-торических и культурных традициях мировой религии (часть 1, статья 87). В соответствии с частью 2 названной статьи выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями обучающихся. В примечании к действующему ФГОС начального общего образования сказано: «По выбору родителей (законных пред-ставителей) изучаются основы православной культуры, ос-новы иудейской культуры, основы буддийской культуры, ос-новы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики». Это означает, что в рамках данной предметной области выбор предмета осуществляют сами родители, причем не из предложенного администраци-ей образовательной организации перечня, а из всех перечис-ленных предметов. Таким образом, выбор родителей не может быть сужен по сравнению с установленным перечнем предметов в рамках предметной области ОРКСЭ: основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, ос-новы исламской культуры, основы мировых религиозных куль-тур, основы светской этики. Вместе с тем, родители не вправе требовать расширения данного перечня и преподавания предметов, не предусмотрен-ных ФГОС, например, «Основы индуистской культуры». © 14 Родители несовершеннолетних учащихся школы требу-ют от директора возможности посетить уроки их детей, проводимые одним из учителей. Как регулируется такая си-туация по Федеральному закону «Об образовании в Россий-ской Федерации»? Данный вопрос подлежит урегулированию, исходя из поло-жений Федерального закона «Об образовании в Российской Фе-дерации», устанавливающих права, обязанности и свободы как родителей несовершеннолетних обучающихся, так и педагоги-ческих работников. Родители обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они, в частности, вправе знакомиться с содержанием образова-ния, используемыми методами обучения и воспитания, образо-вательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей, защищать их права и законные интересы. Педагогические работники пользуются академическими пра-вами на свободу преподавания, свободное выражение своего мне-ния, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность, а также свободу выбора и использования педагогически обосно-ванных форм, средств, методов обучения и воспитания, правом на творческую инициативу, разработку и применение авторских про-грамм и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, кур-са, дисциплины (модуля). Академические права и свободы педаго-гических работников должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требо-ваний законодательства Российской Федерации, норм профессио-нальной этики, закрепленных в локальных нормативных актах ор-ганизации, осуществляющей образовательную деятельность. Регламентация отношений между образовательной органи-зацией и обучающимися и родителями несовершеннолетних обучающихся устанавливается локальным нормативным актом данной организации. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников обра-зовательной организации, учитывается мнение советов обу-чающихся, советов родителей, представительных органов обу-чающихся, представительных органов работников. 15 Локальные нормативные акты обязательны для соблюдения всеми участниками образовательного процесса, в том числе ро-дителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, педагогическими работниками. Исходя из приведенных положений, вопрос о посещении ро-дителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся должен быть отрегулирован локальным норма-тивным актом конкретной общеобразовательной организации. Если кто-либо из участников образовательных отношений не согласен с этими актами или же считает сложившиеся отноше-ния предвзятыми и противоправными, он вправе обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками обра-зовательных отношений (данный вопрос рассмотрен в четвер-том разделе материалов), в том числе с целью признания ло-кального нормативного акта недействительным. В законе предусматривается создание в образовательных организациях советов обучающихся или советов родителей несовершеннолетних обучающихся, мнение которых должно учитываться при принятии локальных нормативных актов образовательной организацией. Должна ли образовательная организация указывать такие советы в своем уставе? Необ-ходимо ли принимать Положение о советах и прописывать порядок учета их мнения? Частью 6 статьи 26 Федерального закона предусмотрено, что в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных предста-вителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических ра-ботников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных норма-тивных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации создаются советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолет-них обучающихся или иные органы. Однако такие советы обучающихся, советы родителей несо-вершеннолетних обучающихся не являются коллегиальными органами управления образовательной организации (часть 4, 16 статья 26). В связи с этим в уставе не регулируется их структу-ра, порядок формирования и срок полномочий. Они являются «внешними» по отношению к школе органами самоуправления. Соответственно, нельзя регулировать их деятельность локаль-ными актами, например, положениями. Порядок же учета мне-ния указанных органов управления, определяющий действия администрации учебного заведения при принятии локальных актов, сроки обращения за получением такого мнения и т. п. могут быть установлены локальным актом образовательной ор-ганизации. При этом, в уставе при регулировании тех или иных вопро-сов деятельности образовательной организации, например, ус-танавливающих порядок принятия локальных нормативных ак-тов, устанавливается порядок взаимодействия органов управле-ния образовательной организацией и указанных советов по уче-ту их мнения. Какова ответственность родителей (законных предста-вителей) обучающихся за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей? Согласно статье 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить полу-чение детьми общего образования, т. е. среднее общее образо-вание. Норм законов, предусматривающих, в каких случаях можно не обеспечить получение детьми общего образования, в чем это может выражаться, не существует. Тем не менее, в законодательстве есть статьи, устанавли-вающие ответственность за более широкий круг нарушений ро-дительских обязанностей, к которым может быть отнесено, в том числе и необеспечение получения общего образования, ес-ли будет установлена вина родителей, например, в умышлен-ном создании препятствий для обучения ребенка. Так, статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об админи-стративных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ устанав-ливает административное наказание в виде предупреждения или штрафа в размере от 100 до 500 руб. для родителей и дру-гих законных представителей несовершеннолетних за неиспол-17 нение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содер-жанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несо-вершеннолетних. Согласно статье 156 Уголовного кодекса Российской Феде-рации от 13.06.1996 № 63-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязан-ности (если деяние соединено с жестоким обращением), нака-зывается в уголовном порядке (от штрафа и исправительных работ вплоть до лишения свободы). Федеральный закон «Об образовании в Российской Федера-ции» устанавливает обязанность родителей несовершеннолет-них соблюдать правила внутреннего распорядка обучающихся образовательной организации, требования локальных норма-тивных актов, устанавливающих режим занятий, порядок рег-ламентации образовательных отношений между образователь-ной организацией и обучающимися и (или) их родителями (за-конными представителями). Эта обязанность практически не подкреплена мерами юридической ответственности за ее неис-полнение для родителей, за исключением случаев, когда нару-шение сопряжено с другими правонарушениями, предусмот-ренными гражданским, административным или уголовным за-конодательством (например, с причинением вреда имуществу, чести и достоинству обучающихся, работников, хулиганскими действиями и т. п.). Обязанность родителей (уважать честь и достоинство обу-чающихся и работников), невыполнение которой влечет за со-бой привлечение их к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения морального вреда, предусмотрена статьей 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федера-ции». Аналогичную ответственность гражданское законода-тельство устанавливает за причинение родителями вреда дело-вой репутации организации, осуществляющей образовательную деятельность. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся могут также нести юридическую ответствен-ность за нарушения, предусмотренные иными федеральными законами. 18 В частности, статья 150 Уголовного Кодекса РФ устанавли-вает наказание за вовлечение несовершеннолетнего в совер-шение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное родителем либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. Предусмотрены: лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Деяния, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, наказы-ваются лишением свободы на срок от двух до семи лет с ог-раничением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, свя-занные с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого пре-ступления, а также преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной не-нависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с ограниче-нием свободы на срок до двух лет. 19 |
Зачисление обучающихся в гпд проводится на основании заявлений, поступивших от родителей (законных представителей), и заключённого... | |||
Права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса определены Уставом... | Гпд) муниципальных образовательных организаций (далее – Организация) Ракитянского района, а также порядок предоставления льгот отдельным... | ||
В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения | О возраста или гражданину, признанному в установленном порядке недееспособным, паспорт нового поколения выдается по письменному заявлению... | ||
Руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования | Целью использования эж/эд является повышение качества, доступности и открытости образовательного процесса, реализация современных... | ||
Российской Федерации от 15. 09. 2008 n 687 Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой... | В целях реализации Закона Российской Федерации «Об образовании» в части обеспечения прав обучающихся и их родителей (законных представителей)... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |