Республике Башкортостан Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан


НазваниеРеспублике Башкортостан Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан
страница1/12
ТипУчебно-методическое пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Главное управление МЧС России

по Республике Башкортостан

Управление по чрезвычайным ситуациям

при Правительстве Республики Башкортостан
Государственное образовательное учреждение

«Учебно-методический центр по гражданской обороне

и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан»




УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ

ПОСОБИЕ
Защитные сооружения гражданской

обороны


г. Уфа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ЗАЩИТНЫМ СООРУЖЕНИЯМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ

Государственное образовательное учреждение

«Учебно-методический центр по гражданской обороне

и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан»
Учебно-методическое пособие подготовлено специалистами

государственного образовательного учреждения «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан».
Пособие разработано в соответствии с требованиями нормативных документов и руководств по планированию мероприятий гражданской обороны организации и мероприятий объектового звена БТП РСЧС.

Предназначено для руководящего состава и специалистов ГО и БТП РСЧС, органов управления ГОЧС, руководящего состава сил ГО и РСЧС организаций.

Руководитель группы Т. Ш. Нагимов

Разработчик В.С. Ратников

Компьютерный набор В.С. Ратников
Учебно-методическое пособие согласовано

со специалистами Главного управления МЧС России

по Республике Башкортостан и Управления по

чрезвычайным ситуациям при Правительстве

Республики Башкортостан
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение……………………………………………….…………...….………... 3 стр.
1. Общие сведения о защитных сооружениях……………………………… 4 стр.
2. Инженерная защита населения и требования Норм проектирования ИТМ ГО (СНиП) к инженерной защите …………………………………………………4 стр.
3. Требований СНиП 2.01.51.-90 «Нормы проектирования ИТМ ГО», СНиП -77 «Защитные сооружения ГО» при эксплуатации и подготовке убежищ, противорадиационных укрытий в готовность к приему эвакуируемых……………. 10 стр.
Приложение………………………………………………………………….…31 стр.
Условные сокращения…………………………………………………….… 62 стр.

В В Е Д Е Н И Е

Инженерная защита населения – комплекс взаимосвязанных по месту, времени, цели и ресурсам мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья людей в любых ЧС и в военное время.

Указанные мероприятия должны планироваться и проводиться заблаговременно и на всей территории страны, охватывая все категории населения. Инженерная защита – одна из составных частей комплекса мер защиты населения от опасностей (наряду с обеспечением средствами индивидуальной защиты, эвакуацией из зон ЧС и территорий, отнесенных к группам по ГО).

Объем и содержание мероприятий инженерной защиты населения, правила и порядок их осуществления устанавливаются в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-правовых актов по вопросам защиты населения и территорий от ЧС и опасностей, возникающих при ведении военных действий и с учетом экономических, природных и иных особенностей конкретных территорий, зон, городских и сельских поселений и реальной опасности для населения в мирное и военное время.

Руководители организаций и муниципальных образований обязаны содержать защитные сооружений ГО в готовности к приему укрываемых

Данное пособие предназначено для оказания методической помощи руководителям организаций и муниципальных образований, нештатным аварийно-спасательным формированиям и спасательным службам убежищ и укрытий для поддержания защитных сооружений ГО в готовности к использованию по предназначению в период подготовки и пребывания в них укрываемых.

Оно разработано в соответствии с требованиями руководящих документов и правовых актов Российской Федерации и Республики Башкортостан.


  1. Общие сведения о защитных сооружениях



2. Инженерная защита населения и требования Норм проектирования ИТМ ГО (СНиП) к инженерной защите

Инженерная защита населения включает в себя комплекс инженерно-технических мероприятий, направленных на исключение или максимальное снижение потерь населения от оружия массового поражения. Система инженерной защиты населения основана на использовании средств коллективной защиты, как постоянно действующего фактора на всех этапах организации и ведения гражданской обороны.

Наиболее надежным способом инженерной защиты населения является укрытие его в защитных сооружениях.

Требования норм проектирования

Основой формирования общегосударственной и территориальных систем защитных мер и дифференцированного подхода к организации защиты населения является зонирование территории страны по видам и степени возможной опасности для населения.

Инженерная защита строится также с учётом зонирования территории по возможному воздействию современных средств поражения и их вторичных поражающих факторов, а так­же от характера и масштабов крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Территории, с расположенными на ней городскими округами, расположенными на территориях, отнесенных к группе по гражданской обороне и территории с отдельностоящими объектами осо­бой важности и железнодорожными станциями 1 категории, на которых может возникнуть избыточное давление во фронте воздушной ударной волны  Рф = 10 кПа (0,1 кгс/см2) и более составляет зону возможных разрушений.

Часть территории зоны возможных разрушений в пределах которой избыточное давле­ние во фронте воздушной ударной волны  Рф = 30 кПа (0,3 кгс/см2) и более, составляет зону возможных сильных разрушений.

Территория, заключенная между границами зоны возможных сильных разрушений и зоны возможных разрушений составляет зону возможных слабых разрушений.

Удаление границ зон возможных разрушений приведены в табл. 2.1

Таблица 2.1

Территории

Сильных

Слабых

Отнесенные к группе по ГО

По границе проектной за­стройке

7 км от границы проектной застройки

Для отдельно стоящих объектов "ОВ" и ж.д. станций 1 категории вне территорий, отнесенных к группе по ГО.

3 км от границы объекта

10 км от границы объекта

Территория, в пределах которой в результате возможного затопления вероятны массо­вые потери людей, разрушения зданий и сооружений, повреждения или уничтожения других материальных ценностей составляет зону возможного катастрофического затопления.

Территория в пределах административных границ республики, располо­женная вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, воз­можного катастрофического затопления образует загородную зону.

Строительство зданий, сооружений, помещения которых приспосабливаются под убе­жища, осуществляется в границах проектной застройки, а также за ее пределами, в зонах возможных сильных разрушений городских округов, расположенных на территориях, отнесенных к группе по гражданской обороне и территорий с отдельностоящими объектами осо­бой важности и железнодорожными станциями 1 категории.

Убежища должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения (без учета прямого попа­дания), бактериальных (биологических) средств (БС), отравляющих веществ (ОВ), аварийно химически опасных веществ (АХОВ), радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при массо­вых пожарах.

Все убежища должны обеспечивать защиту укрываемых от воздейст­вия избыточного давления во фронте воздушной ударной волны не менее Рф=100 кПа (1 кгс/см2) и иметь степень ослабления проникающей радиации ограждающими конструкциями (Косл) не менее 1000.

Системы жизнеобеспечения убежищ должны обеспечивать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение двух суток (за исключением убежищ, раз­мещенных в районах расположения атомных станций).

Воздухоснабжение убежищ, как правило, должно осуществляться по двум режимам: чистой вентиляции (1-й режим) и фильтровентиляции (2-й режим).

В убежищах, расположенных в зонах возможного химического заражения, в районах расположения атомных станций, следует предусматривать режим полной изоляции с регене­рацией внутреннего воздуха (3-й режим).

В убежищах укрываются:

• наибольшая работающая смена (НРС) организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в военное время;

• работающая смены дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающий жизнедеятельность городских округов, расположенных на территориях, отнесенных к группе по гражданской обороне и территорий с отдельностоящими объектами осо­бой важности и железнодорожными станциями 1 категории;

• персонал атомных станций и организаций, обеспечивающих функционирование этих станций;

• нетранспортабельные больные лечебных учреждений, расположенных в зонах возможных сильных разрушений, а также обслуживающего их медицинского персонала (до 10% общей проектной вместимости лечебных учреждений в мирное время);

Защита персонала организаций, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений вокруг городских округов, расположенных на территориях, отнесенных к группе по гражданской обороне и территорий с отдельностоящими объектами осо­бой важности и железнодорожными станциями 1 категории, а так же на­селения, проживающего вне этих зон и населения, прибывающего в эти населённые пункты по планам эвакуа­ции предусматривается в противорадиационных укрытиях (ПРУ).

Противорадиационные укрытия должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местно­сти и допускать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых до двух суток (за исключением ПРУ, размещаемых в зоне возможных слабых разруше­ний вокруг АЭС).

При расположении ПРУ в зоне возможных слабых разрушений, а также на объектах первой категории, расположенных вне зон возможных сильных разрушений, их ограждаю­щие конструкции должны быть рассчитаны на избыточное давление во фронте воздушной ударной волны Рф=20 кПа (0,2 кгс/см2).

В зависимости от места расположения ПРУ должны иметь степень ослабления радиа­ции внешнего излучения - коэффициент защиты Косл (кроме ПРУ, размещаемых в районах АЭС), равный:

а) на объектах первой и второй категории по гражданской обороне, расположенных вне зон возможных сильных разрушений, для работающих смен предприятий - Косл = 200;

б) в зонах возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) за границей зон возможных сильных разрушений:

осл =200 - для работающих смен организаций, не отнесенных к категории по ГО и лечебных учреждений, развертываемых в военное время;

осл =100 - для населения поселений, расположенных на территориях, не отнесенных к группе по гражданской обороне и территориях с отдельностоящими объектами осо­бой важности и железнодорожными станциями 1 категории и эвакуируемого населения;

в) в зонах возможного сильного радиоактивного заражения (загрязнения):

осл =100 - для работающих смен организаций, не отнесенных к категории по ГО и лечебных учреждений, развертываемых в военное время;

осл =50 - для населения, проживающего в не городских округов, расположенных на территориях, отнесенных к группе по гражданской обороне и территорий с отдельностоящими объектами осо­бой важности и железнодорожными станциями 1 категории и эвакуируемого населения;

г) за пределами зон возможного сильного радиоактивного заражения (загрязнения):

Косл =20 - для работающих смен организаций, не отнесенных к категории по ГО и лечебных учреждений, развертываемых в военное время;

Косл =10 - для населения, проживающего в не городских округов, расположенных на территориях, отнесенных к группе по гражданской обороне и территорий с отдельностоящими объектами осо­бой важности и железнодорожными станциями 1 категории и эвакуируемого населения;

Требования норм проектирования ИТМ ГО по защите населения городских округов, расположенных на территориях, отнесенных к группе по гражданской обороне приведены в рис. 2.2 Рис. 2.2.




Требования норм проектирования ИТМ ГО по защите населения городских округов, расположенных на территориях, отнесенных к группе по гражданской обороне.

Требования норм проектирования ИТМ ГО по защите населения территорий с отдельностоящими объектами осо­бой важности и железнодорожными станциями 1 категории приведены в рис.. 2.3Рис.2.3.

Требования норм проектирования ИТМ ГО по защите населения, проживающего на территориях вне территорий, отнесенных к группе по гражданской обороне и территорий с отдельно стоящими объектами осо­бой важности и железнодорожными станциями 1 категории приведены в рис. 2.4

Рис. 2.4




Размещать защитное сооружение следует таким образом, чтобы они находились на расстоянии от зданий и сооружений, в которых находится население, подлежащее укрытию, не превыша­ющем радиуса сбора (Rсб) укрываемых, установленного для указанных зданий и сооружений (400-500м.). ЗС следует максимально приближать к местам нахождения людей и максимально удалять от ёмко­стей с АХОВ, радиоактивными, пожаро,- и взрывоопасными веществами и другими опасными объектами. При размещении ЗС надо отдавать предпочтение сооружениям встроенного ти­па, подземным пространствам городских округов и горным выработкам. Отдельностоящие защитные со­оружения необходимо строить в исключительных случаях - при соответствующем технико-экономическом обосновании (ТЭО). Проектировать их следует только как сооружения двойного назначения.

Защитные сооружения ГО должны строиться в местах наибольшего сосредоточения людей. Их следует размещать на территории объектов, в жилых районах населённых пунктов соглас­но схеме размещения ЗС. Такие схемы разрабатываются в составе генеральных планов на­селённых пунктов и предприятий, в технических проектах застройки микрорайонов и квар­талов.

ЗС следует размещать:

- встроенные - под зданиями наименьшей этажности из строящихся на данной площадке;

- отдельностоящие - на расстоянии от зданий и сооружений, равном их высоте.

Во встроенных убежищах прокладка трубопроводов водоснабжения и канализации, связанных с системами здания, кабелей электроснабжения и связи допускается при условии установки отключа­ющих устройств. Прокладка транзитных инженерных коммуникаций сжатого воздуха, газо- и паро­проводов, трубопроводов с перегретой водой через убежища не допускается.

Не допускается также размещение убежищ вблизи ёмкостей и технологических установок со взрывоопасными продуктами, трубопроводов, по которым перекачиваются опасные продукты (особенно огнеопасные и вредные). Убежища должны быть удалены не менее чем на 15 м от линий во­доснабжения и канализации диаметром более 250 мм и защищены от возможного затопления.

В сложных гидрогеологических условиях необходимо предусматривать надёжную гидроизоля­цию, установку водосборников внутри сооружения или возвышать убежище над уровнем земли. В этом случае выступающие стены и покрытия обваловываются грунтом.

В мирное время встроенные и отдельно стоящие убежища должны использоваться для нужд эко­номики и в интересах обслуживания населения.

Заглублённые убежища (уровень пола) должны размещаться не менее 1,5 м от планировочной от­метки земли. Обязательным является устройство гидроизоляции.. Для убежищ, расположенных в водонасыщенных грунтах с коэффициентом фильтрации (Кф ) до 3 м/сут., допускается устройство дре­нажа с окрасочной гидроизоляцией наружных поверхностей. Полы помещений убежищ, располага­емых в водонасыщенных грунтах, должны иметь уклон 1 -2 % в сторону лотков, а последние - 2-3 % в сторону водосборников. Коллекторы - 2-3 % в сторону стока.

При проектировании встроенных убежищ следует предусматривать подсыпку грунта по покрытию слоем до 1 м при необходимости прокладки в ней инженерных коммуникаций. Для отдельно стоящих - поверх покрытия подсыпку грунта слоем не менее 0,5 м и не более 1 м, отношением высоты отко­са к его заложению не более 1,2 м и выносом бровки откоса не менее чем на 1 м, а для возвышаю­щихся убежищ - на 3 метра.

Противорадиационные укрытия в зонах возможных слабых разрушений и за их пределами размещают в помещениях подвальных и цокольных этажей зданий (сооружений) и в подпольях. Количество (фонд) ПРУ должно увеличиваться за счёт приспособления под них подвалов и цокольных этажей в уже существующих и вновь строящих­ся зданиях и сооружениях; горных выработок, пещер, подполий и других заглублён­ных помещений; подземных гаражей для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам.

За пределами зон возможных разрушений допускается приспосабливать под ПРУ с Косл = 50-100 изолированные помещения на первом этаже наземных каменных зданий с учётом минимальных за­трат сил и средств на их дооборудование.

Помещения под ПРУ должны располагаться вблизи мест пребывания большинства укрываемых. Допускается оборудовать их в подвальных помещениях ранее возведённых зданий и сооружений, пол которых расположен ниже уровня грунтовых вод и при наличии надёжной гидроизоляции.

Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики

Защита рабочих смен организаций и населения в районах размещения атомных элек­тростанций (АЭС) должна осуществляться в защитных сооружениях, отвечающих обычным защитным требованиям, а также дополнительным требованиям по воздействию избыточного давления во фронте воздушной ударной волны (Рф) и степени ослабления проникающей радиации ограждающими конструкциями (Косл) в зависимости от мест их расположения.

В защитных сооружениях, расположенных в зоне возможных разрушений АЭС, допол­нительно должна обеспечиваться защита укрываемых от радиоактивных продуктов разруше­ния ядерных энергоустановок (кроме радионуклидов инертных газов). Системы жизнеобес­печения в этих сооружениях должны быть рассчитаны на 5-суточное пребывание укрывае­мых.

Защита населения в районах размещения химически опасных объектов

В России имеется 2257 химически опасных объектов (в Республике Башкортостан – 58), из которых 1750 объектов с НРС около 1,0 млн. чел. размещены в городских округах, расположенными на территориях, отнесенных к группе по гражданской обороне.

В соответствии с требованиями Норм проектирования ИТМ ГО работающая смена химически опасных объектов подлежит укрытию в убежищах с тремя режимами вентиляции.

В убежищах, расположенных в зонах возможного опасного химического заражения, следует предусматривать 3-й режим вентиляции (режим полной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха).

В случае возникновения аварии в мирное время персонал эвакуируются в безопасные районы за пределы зоны возможного опасного химического заражения. В зависимости от складывающейся обстановки и наличия времени для эвакуации предусматривается укрытие их в существующих убежищах. Наибольшая рабочая смена других объектов, попадающих в зону возможного опасного химического заражения, как правило, не имеют убежищ с тремя режимами вентиляции, и подлежат эвакуации. Население, проживающее в этой зоне, также подлежит эвакуации.

Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления.

Население из населенных пунктов, расположенных в зоне возможного затопления и находящегося в 4-х часовой зоне добегания волны прорыва, эвакуируется с получением распоряжение на проведения эвакомероприятий.

Население из населенных пунктов, находящихся в зоне возможного затопления за 4-х часовой зоной добегания волны прорыва, эвакуируется только после разрушения плотины с получением соответствующего распоряжения на проведения эвакомероприятий.

Наибольшая рабочая смена объектов, расположенных в зоне возможного затопления, укрывается в специальных убежищах (повышенной герметичности и возвышающимся аварийно вертикальным выходом, с 3-мя режимами вентиляции), возводимыми в местах с глубиной возможного затопления до 10 метров и имеющих радиус сбора до 1000 метров.

Для защиты населения, эвакуируемого из населенных пунктов, находящихся в зоне затопления, заблаговременно строятся ПРУ в местах их эвакуации.

Для защиты населения, проживающего на затапливаемой территории городских округов, расположенных на территориях, не отнесенных к группе по гражданской обороне и других населенных пунктов предусматривается строительство ПРУ на незатапливаемых территориях этих населенных пунктов.

3. Требований СНиП 2.01.51.-90 «Нормы проектирования ИТМ ГО», СНиП -77 «Защитные сооружения ГО» при эксплуатации и подготовке убежищ, противорадиационных укрытий в готовность к приему эвакуируемых

А. Требования к убежищам ГО.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Республике Башкортостан Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан iconПорядок обращения к Уполномоченному по правам ребенка в Республике Башкортостан
Республике Башкортостан учреждается в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан в целях обеспечения гарантий государственной...

Республике Башкортостан Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан iconПравительство республики башкортостан постановление от 20 июля 2012...
Российской Федерации", Законом Республики Башкортостан "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан",...

Республике Башкортостан Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан iconПостановление от 29 декабря 2007 г. N 403 о порядке оформления прав...
В соответствии со статьей 7 Закона Республики Башкортостан "Об управлении государственной собственностью Республики Башкортостан"...

Республике Башкортостан Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан iconПредоставления субсидий из бюджета республики башкортостан
Республике Башкортостан на 2013 2015 годы, утвержденной Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 29 января...

Республике Башкортостан Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан iconСовет муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан...
«О ходе исполнения Закона Республики Башкортостан «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан» и состоянии работы с обращениями...

Республике Башкортостан Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан iconПравительство республики башкортостан постановление
В целях реализации Постановления Правительства Республики Башкортостан от 21 апреля 2009 года n 147 "О порядке формирования и ведения...

Республике Башкортостан Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан iconПравительство республики башкортостан постановление
В целях реализации Постановления Правительства Республики Башкортостан от 21 апреля 2009 года n 147 "О порядке формирования и ведения...

Республике Башкортостан Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан iconИнструкция по заполнению отчета о закупках, осуществленных с использованием...
Республики Башкортостан, и реализации законодательства о контрактной системе в соответствии с Положением о порядке осуществления...

Республике Башкортостан Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан iconИнструкция по заполнению отчета о закупках, осуществленных с использованием...
Республики Башкортостан, и реализации законодательства о контрактной системе в соответствии с Положением о порядке осуществления...

Республике Башкортостан Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан iconОб утверждении Положения и Состава должностных лиц
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Кодексом Республики Башкортостан об административных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск