ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная программа по немецкому языку для старших классов составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.
В примерной программе конкретизируется содержание предметных тем образовательного стандарта, дается примерное распределение учебных часов по темам курса и содержатся рекомендации о последовательности изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Цели обучения немецкому языку на старшей ступени полной средней школы:
дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции школьников в единстве ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций;
развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью;
формирование способности к самооценке через наблюдение за собственным продвижением к планируемым результатам, к личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии.
Языковая компетенция
Несколько расширить, закрепить и систематизировать языковые знания и навыки, а именно:
орфографические навыки, в том числе применительно к новому языковому материалу;
слухопроизносительные навыки;
лексическую и грамматическую сторону речи.
Работа над лексической стороной речи предусматривает:
систематизацию лексических единиц, изученных в 5-9 классах;
повторение и овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы, ситуации общения и включающие также оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета (80-90 лексических единиц в 10 классе и около 80 единиц в 11 классе);
некоторое расширение потенциального словаря за счет овладения интернациональной лексикой.
Работа над грамматической стороной речи предполагает:
продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые раньше были освоены рецептивно, и коммуникативно ориентированную систематизацию грамматического материала, изученного в основной школе.
Речевая компетенция
Развитие речевой компетенции в рамках базового курса предусматривает:
расширение предметного содержания речи применительно к социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сферам общения;
развитие всех видов иноязычной речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма).
Социокультурная компетенция
Ученикам предоставляется возможность:
несколько расширить и систематизировать страноведческие знания, касающиеся страны/стран изучаемого языка; особенностей культуры народа/народов – носителей данного языка;
лучше осознать явления своей действительности, своей культуры путем сравнения их с иной действительносью и иной культурой;
развивать умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
совершенствовать умения адекватно вести себя в процессе официального и неофициального общения, соблюдая этику межкультурного общения;
проявлять толерантность к необычным проявлениям иной культуры, к особенностям менталитета носителей изучаемого языка.
Компенсаторная компетенция
Создаются условия для развития умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.
Учебно - познавательная компетенция
Из общих учебных умений наиболее важно развивать информационные умения, связанные с использованием приемов самостоятельного приобретения знаний, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Место предмета «Немецкий язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета на этапе полного среднего образования из расчета 3 учебных часа в неделю в X - XI классах. При этом в ней предусмотрен резерв свободного времени в размере 10 % от общего объема часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных авторских технологий, а также введения национально – регионального компонента для расширения кругозора учащихся, воспитания качеств гражданина, патриота соей родины.
Для реализации рабочей учебной программы обучения школьников немецкому языку в общеобразовательной школе используется учебно-методический комплект «Немецкий язык 10», «Немецкий язык 11» авторов И.Л.Бим, Л.В.Садомовой, М.А.Лытаевой, издательства «Просвещение», 2009 год. УМК данных авторов соответствует требованиям Государственных стандартов, имеет широкий набор текстов и тренировочных упражнений для учащихся, соответствует целям и задачам обучения немецкому языку на базовом уровне среднего (полного) общего образования, сохраняют преемственность в структуре и содержании обучения. Кроме того, данный комплект предоставляет учителю большую свободу творчества, помогает более последовательно реализовать дифференцированный подход к учащимся.
Календарно-тематический план
№
| Наименование разделов
| Количество
часов
| Сроки
| В т.ч. контрольные работы, самостоятельные, практические, тесты.
|
| 10 класс
| 105
|
|
| 1.
| Уже несколько лет немецкий. Что мы уже знаем и умеем?
(Повторение)
| 25
| сентябрь октябрь ноябрь
| Тест по теме «Passiv».
| 2.
| Школьный обмен. Международные школьные проекты. Вы хотите принять участие?
| 25
| ноябрь декабрь январь
| Проверочная работа по теме «Partizip I и Partizip II в роли определения».
| 3.
| Дружба, любовь … это приносит всегда только счастье?
| 27
| январь февраль март
| Проверочная работа по теме «Konjunktiv»
Контрольная работа по теме «Дружба, любовь … всегда приносит только счастье?»
| 4.
| Искусство происходит от слова уметь. Также и музыкальное искусство?
| 25
| март апрель май
| Проверочная работа по теме «Систематизация придаточных предложений».
| 5.
| Итоговый тест
| 3
| май
|
|
Содержание учебного материала.
№
| Название разделов и тем
| Количество
часов
| Сроки
| Практическая часть
| I.
1,2
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16,17
18.
19.
20,21
22.
23,24
25.
| Уже несколько лет немецкий. Что мы уже знаем и умеем?
(Повторение)
Основные достопримечательности, туристические маршруты в Германии.
У карты Германии.
Новый Берлин.
Иностранцы о Берлине.
Немецкий язык популярен.
Англицизмы в немецком языке.
Места отдыха в Германии.
Кельн, Кельнский карнавал.
Берлин – культурный центр Германии.
Тюрингия – зеленое сердце Германии.
«Love-Parad» - самый большой парад оркестров.
Дрезден – красивейший город Германии.
Бонн – родина И.С.Баха.
Хайдельберг – город студентов.
Большая и малая Родина: город/село и отношение к ним.
Немецкие подростки о Москве.
Немцы. Черты их характера.
Немецкие традиции, культура, кухня.
Произведено в Германии.
Работа над проектом «Школьная газета» или
«История немецкого языка».
Обобщающее повторение по теме.
Лексика: die Freizeitmӧglichkeiten, die Ausbildungsmӧglichkeiten, faszinieren, begeistert sein (von Dat.), eine eigene Lebensweise haben, ein eigenes Gesicht haben.
verliebt sein (in Akk.) erobern.
Грамматический материал:
Употребление Passiv;
Модальная конструкция в Passiv.
| 25
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2 НРК
1
1
2
1
2
1
| сентябрь
октябрь
ноябрь
| Тест по теме «Passiv».
| II.
26
27
28
29
30,31
32,33
11.
12.
13,14
15.
16,17
18.
19.
20,21
22.
23.
24,25
| Школьный обмен.
Международные школьные проекты. Вы хотите принять участие?
Школьный обмен – возможность увидеть мир.
Международные молодежные проекты.
Интервью немецких школьников о школьном обмене.
Европейская молодежная неделя.
Молодежный форум «Вместе в XXI век».
Мнения школьников о форуме.
Защита окружающей среды – одно из направлений молодежной политики Германии.
Молодежные проекты в защиту окружающей среды.
Работа над грамматикой.
Молодежные международные организации.
Проект «Национальные парки и заповедники Республики Коми».
Подготовка к приему школьников по обмену из Германии.
Наша страна глазами школьников из Германии.
Учеба и быт школьников, приехавших по обмену в Россию. Трудности пребывания.
Программа языковых молодежных курсов в Германии.
Школьные проекты в Германии.
Обобщающее повторение.
Лексика: Freundschaft schlieβen, der Einheimische, beitragen, einen Beitrag leisten, der Wohlstand, die Verständigung, der Aufenthalt, retten, vermitteln usw.
Грамматический материал:
Partizip I и Partizip II в роли определения.
| 25
2
2
1
1
2
2
1
1
2
1
2 НРК
1
1
2
1
1
2
| ноябрь
декабрь
январь
| Проверочная работа по теме «Partizip I и Partizip II в роли определения».
| III.
1,2
3.
4.
5,6
7.
8.
9.
10.
11,12
13-15
16,17
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24,25
26.
27.
| Дружба, любовь … приносит всегда только счастье?
Дружба. Что объединяет подростков.
Психология дружбы.
Тема любви в произведении М. Пресслер «Горький шоколад».
Немецкая писательница К.Нестлингер о любви и дружбе подростков.
Каким должен быть настоящий друг?
Проблемы в дружеских отношениях.
Любовь. Она не всегда приносит счастье.
Немецкие легенды о любви.
Тема любви в романе К.Нестлингер «О, проклятье!»
Работа над грамматикой.
Занятия молодежи по вечерам.
Хобби подростков нашего города.
Поиск друзей в интернете.
День влюбленных в разных странах.
Немецкие классики о любви.
Любовь и музыка.
Брачный возраст в Германии.
Работа над проектом по выбору.
Домашнее чтение.
Обобщающее повторение.
Лексика: die Band, viele Gemeinsamkeiten haben, sich ergänzen, schüchtern, hektisch, j-n nicht beachten, weh tun, zerbrechen, usw.
Грамматический материал: | 27
2
1
1
2
1
1
1
1
2
3
2
1 НРК
1
1
1
1
1
2
1
1
|
| Проверочная работа по теме «Konjunktiv»
Контрольная работа по теме «Дружба, любовь … всегда приносит только счастье?»
| IV.
1.
2.
3.
4.
5.
6,7
8.
9.
10.
11.
12.
13,14
15,16
17.
18.
19,20
21.
22,23
24,25
| Kunst kommt vom Können. Auch Musikkunst?
Изобразительное искусство.
Живопись.
Скульптура.
Возникновение музыки.
Из истории танца.
Музыкальные фестивали в Германии.
Музыкальные жанры, их представители.
Великие немецкие музыканты.
Людвиг ван Бетховен.
Иоганн Себастьян Бах. В. А. Моцарт.
Современная музыка в Германии.
Победители хит-парадов. Кто они? Какие они? Их репертуар.
Музыкальные инструменты.
Подростки разных стран о немецкой рок-музыке.
Немецкая молодежь о классической и современной музыке.
Новый вид музыки.
Молодежные рок- и поп-группы.
Мои музыкальные предпочтения.
Работа над проектом
«Музыкальные направления в нашем городе».
Обобщающее повторение по теме.
Лексика: die Tasteninstrumente, die Saiteninstrumente, die Blasinstrumente, geistlich, weltlich, die Musikrichtung, usw.
Грамматический материал:
Систематизация придаточных предложений.
| 25
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
2
1
1
2
1
2 НРК
2
|
| Проверочная работа по теме «Систематизация придаточных предложений».
| V.
| Итоговый тест по всем темам учебника.
| 3
| май
|
|
Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения иностранного языка на базовом уровне десятиклассники должны:
знать/понимать
значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка;
значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме (видо-временные, неличные и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклонения, косвенная речь / косвенный вопрос, побуждение и др., согласование времен);
страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о стране/странах изучаемого языка, их традициях и обычаях;
уметь
говорение
вести диалоги разных типов в рамках стандартных и нестандартных коммуникативных ситуаций, предусмотренных учебником;
в различных стандартных ситуациях общения применять формулы приветствия, обращения, просьбы, извинения и прощания и адекватно на них реагировать;
расспрашивать собеседника о его стране и сообщать некоторые сведения о себе;
вести диалог-обмен мнениями, высказывая и аргументируя свою точку зрения;
участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным иноязычным текстом;
рассказывать о себе, своей семье, хобби, учебе, актуальных событиях;
описывать и характеризовать людей и объекты;
выражать свои чувства, описывать свои планы на будущее и мечты;
кратко излагать содержание прочитанных текстов;
аудирование
понимать речь собеседника в стандартных ситуациях общения и адекватно реагировать на нее;
извлекать необходимую информацию из текстов различных видов прагматических (объявления, реклама, описание достопримечательностей);
понимать основное содержание публицистических текстов (интервью, репортаж);
чтение
читать тексты различных стилей (публицистические, художественные, научно-
популярные, прагматические) – используя основные стратегии чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;
читать с пониманием основного содержания художественные и публицистические тексты и извлекать информацию о действующих лицах, важных событиях;
в прагматических текстах (объявлениях, телепрограммах, расписаниях движения транспорта) находить и понимать нужную информацию;
читать и понимать основное содержание несложных аутентичных газетных и журнальных сообщений (что, где, с кем произошло);
письмо
писать личное письмо или открытку и описывать основные стороны своей повседневной жизни (учебу, отдых, путешествие, родной город/село, друзей);
заполнять простые анкеты и бланки и указывать сведения о себе, своем образовании и интересах;
письменно излагать содержание простых текстов;
овладеть следующими общими учебными, специальными учебными и универсальными учебными действиями:
определять тему текста при чтении с пониманием основного содержания;
пользоваться сносками и комментариями для облегчения понимания иноязычного текста;
вычленять основные факты и детали;
выделять в тексте ключевые слова и выражения;
выражать свое мнение, находить в тексте аргументы для его обоснования;
вступать в контакт со сверстниками ,знакомиться;
проявлять речевую инициативу;
целенаправленно расспрашивать;
опираться на ключевые слова при составлении монолога;
составлять диалог с опорой на диалог-образец;
реагировать на разные мнения собеседника;
выражать свои чувства;
убеждать кого-либо;
просить совета;
работать в группе;
формулировать проблему;
писать письмо по образцу;
читать и заполнять формуляр;
Календарно-тематический план
№
| Наименование разделов
| Количество
часов
| Сроки
| В т.ч контрольные работы, самостоятельные, проверочные, тесты.
|
| 11 класс
| 102
|
|
| 1.
| Начнем с воспоминаний о летних каникулах.
| 4
| сентябрь
| Тест по теме «Начнем с воспоминаний о летних каникулах».
| 2.
| Будни подростков Германии и России. Что к этому относится?
| 25
| сентябрь октябрь ноябрь
| Тест по теме «Систематизация союзов».
Контрольная работа по теме «Будни подростков Германии и России. Что к этому относится?»
| 3.
| Театр и киноискусство. Как они обогащают нашу жизнь?
| 24
| ноябрь декабрь январь
| Тест по теме «Сложносочиненное предложение»
Контрольная работа по теме «Театр и киноискусство. Как они обогащают нашу жизнь?»
| 4.
| Научно-технический прогресс. Что он нам принес?
| 25
| февраль март
| Тест по теме «Придаточные следствия. Уступительные придаточные предложения»
Контрольная работа по теме «Научно-технический прогресс. Что он нам принес? Природные катастрофы его последствия?»
| 5.
| Завтрашний мир. Какие требования он нам предъявляет?
| 24
| апрель май
| Тест по теме «Придаточные предложения образа действия.
Сравнительные предложения».
|
Содержание учебного материала
№
| Наименование разделов и тем
| Количество часов
| Сроки
| Практическая часть
| I.
| Начнем с воспоминаний о летних каникулах.
Какими были для тебя летние каникулы?
Воспоминания немецких подростков о каникулах.
У карты Германии.
Места отдыха немецких подростков.
| 4
1
1
1
1
| сентябрь
| Тест по теме «Начнем с воспоминаний о летних каникулах».
| II.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10 .
11.
12.
13.
14,15
16,17
18,19
20.
21.
22,23
24.
25.
| Будни подростков Германии и России. Что к этому относится?
Принадлежат ли каникулы к будням?
План на неделю подростка в Германии.
Занятия в школе старшеклассников.
Расписание уроков в школе.
Подготовка к экзаменам в школе.
Немецкая гимназия.
Кто учит, побеждает.
Реальное училище.
Домашние задания отнимают много времени.
Работа по дому – важное занятие для подростка.
Помощь родителям.
Расход карманных денег.
Участие подростка в планировании семейного бюджета.
В магазине. Покупки.
Работа с грамматикой.
Выходные дни подростков. Как они проводят их.
Занятия спортом.
Путешествия.
Мнения подростков о преодолении стрессовых ситуаций.
Музыка в свободное время.
Обобщающее повторение.
Грамматический материал:
Разница в употреблении союзов als – wenn: was – dass – damit.
Повторение инфинитивного оборота um … zu + Infinitiv.
| 25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
2
1
1
| cентябрь октябрь
ноябрь
| Тест по теме «Систематизация союзов»
Контрольная работа по теме «Будни подростков Германии и России. Что к этому относится?»
| III.
1,2
3.
4.
5,6
7.
8.
9.
10.
11,12
13,14
15,16
17.
18.
19-21
22.
23.
24.
| Театр и киноискусство. Как они обогащают нашу жизнь?
Многие молодые немцы интересуются искусством.
Известные театры Германии.
Из истории театра.
Жанры театра.
Здание театра.
Бертольт Брехт. Творчество.
Знаменитые актеры разных стран.
Кино в Германии.
Великие режиссеры Германии.
Р. Фасбиндер.
Театральные режиссеры России.
Современные звезды кино.
Посещение театра.
Изучение афиши.
Работа над грамматикой.
Театральные дни в Германии.
Театральные фестивали.
Обобщающее повторение.
Грамматический материал:
Сложносочиненное предложение.
| 24
2
1
1
2
1
1
1
1
2
2
2
1
1
3
1
1
1
| Ноябрь декабрь январь
| Тест по теме «Сложносочиненное предложение».
Контрольная работа по теме «Театр и киноискусство. Как они обогащают нашу жизнь?»
| IV.
1,2
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9-11
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
| Научно-технический прогресс. Что он нам принес? Природные катастрофы его последствия?
История науки и техники богата именами и событиями.
Знаменитые ученые и исследователи.
Международный научный алфавит.
Научно-технический прогресс. Что он нам дает?
Мнения молодежи по этому вопросу.
Позитивные и негативные высказывания о значении научно-технического прогресса.
Достижения человечества в естественных областях знаний.
Работа над грамматикой.
Интернет и мультимедиа.
Мобильная связь.
Телевидение.
Новые технологии в медицине.
Проблема загрязнения окружающей среды. Какая работа ведется в этом направлении в нашей республике.
Что относится к природным катастрофам.
Техногенные катастрофы.
Научно-технический прогресс на службе человеку.
Климатические изменения на Земле.
Землетрясения.
Наводнения.
Цунами.
Рисайклинг.
Крупнейшие катастрофы 20 -21 века.
Грамматический материал:
Придаточные следствия
Уступительные придаточные предложения
| 25
2
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1 НРК
1
1
1
1
1
1
1
1
1
| январь- февраль - март
| Тест по теме «Придаточные следствия. Уступительные придаточные предложения»
Контрольная работа по теме «Научно-технический прогресс. Что он нам принес? Природные катастрофы его последствия?»
| V.
1.
2.
3.
4.
5-7
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
| Завтрашний мир. Какие требования он нам предъявляет? Мы к этому готовы?
Какое будущее нашего мира?
Островной рай.
Перенаселение планеты.
Мнения немецких подростков на проблему завтрашнего мира.
Работа с грамматикой.
Компьютеры на смену классной доски.
Интернет и мультимедиа в современной школе.
Высокие технологии в строительстве квартир.
Медицина на службе человеку. Продление жизни.
Работа будущего.
Роботы заменят человека.
Люди будущего, какие они?
Черты характера человека.
Цели молодых в будущем.
Получение образования.
Генная инженерия.
Проблема питания в будущем.
Выбор профессии – нелегкое дело.
Рейтинг профессий в Германии.
Заполнение анкеты.
Изучение иностранных языков – важное звено в получении образования.
Обобщающее повторение.
Грамматический материал:
Придаточные предложения образа действия.
Придаточные сравнительные предложения.
| 24
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
| апрель май
| Тест по теме «Придаточные предложения образа действия.
Сравнительные предложения».
Контрольная работа по теме «Завтрашний мир. Какие требования он нам предъявляет? Мы к этому готовы?»
|
Требования к уровню подготовки обучающихся В соответствии с Государственным стандартом основного общего образования одиннадцатиклассники к концу учебного года должны практически полностью овладеть умениями уровня В1 (пороговый)
В результате изучения иностранного языка на базовом уровне одиннадцатиклассники должны:
знать/понимать
значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения;
значение изученных грамматических явлений (в том числе различные виды придаточных предложений, сложносочиненное предложение);
страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о стране/странах изучаемого языка, их традициях и обычаях о повседневной жизни и увлечениях зарубежных сверстников, школьной системе Германии, об известных представителях культуры и науки ,общественных деятелях;
уметь
говорение
вести диалоги разных видов (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, диалог, побуждение к действию и их комбинации) в различных коммуникативных ситуациях, предусмотренных учебником;
высказывать свое мнение и вносить предложения, если речь идет о разрешении каких-то проблем или принятии решений;
рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, опираясь на ключевые слова или асоциограмму;
оперировать информацией, содержащей цифры (например, статистическими данными);
аудирование
понимать на слух основное содержание большего количества аутентичных текстов, касающихся ситуаций повседневного общения;
понимать на слух и письменно фиксировать основную или запрашиваемую информацию повествовательных текстов и интервью;
чтение
читать аутентичные тексты различных стилей с различной глубиной проникновения в содержание и смысл;
читать тексты, содержащие статистические данные и комментарии к ним, используя все известные приемы смысловой переработки информации;
читать художественные тексты, следить за разворачивающимся сюжетом, понимать не только их основное содержание, но и детали, обращаясь при необходимости к словарю;
письмо
писать личное письмо сверстнику, описывая свои впечатления (например, о летнем отдыхе)
писать официальное письмо (например, заявление о приеме на учебу/работу;
заполнять полностью несложные, наиболее употребительные бланки;
писать относительно правильно краткие сообщения по тематике учебника;
письменно фиксировать прочитанную или прослушанную информацию;
овладеть следующими общими учебными, специальными учебными и универсальными учебными действиями:
не только извлекать информацию из текстов, но и проникать в его смысл;
порождать письменный текст в соответствии с определенной речевой формой (рассказ, рассуждение);
вести полилог (высказывать свое мнение, просить слова, привлекать к общению других собеседников);
убеждать и приводить для этого аргументы;
прибегать к перефразу, чтобы обеспечить понимание;
делать обобщения и выводы;
составлять анкету;
проводить опрос и обобщать полученные данные;
кратко фиксировать письменно услышанную информацию;
правильно оформлять личное письмо.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Для реализации рабочей учебной программы используется учебно – методический комплект по немецкому языку для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений, в который входят: – учебник « Немецкий язык 10», авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, М.А.Лытаева, «Просвещение» 2008 г. для 10 класса;
– рабочая тетрадь, авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, М.А.Лытаева, «Просвещение» 10 класс;
– учебник « Немецкий язык 11», авторы: И.Л.Бим, Л.В. Садомова, М.А.Лытаева, «Просвещение» 2008 г. для 11 класса;
– рабочая тетрадь, авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, М.А.Лытаева, 11 класс «Просвещение»;
Аудиокурс 10 класс
Аудиокурс 11 класс
|