Праздного


НазваниеПраздного
страница1/28
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
THE THEORY OF THE

LEISURE CLASS

An Economic Study of Institution

by

THORSTEIN VEBLEN

The Modern Libfafy

New York
Для научных библиотек

Т.ВЕБЛЕН

ТЕОРИЯ

ПРАЗДНОГО

КЛАССА
Перевод с английского

Вступительная статья кандидата экономических наук С. Г. СОРОКИНОЙ

Общая редакция доктора экономических наук В. В. МОТЫЛЕВА
ИЗДАТЕЛЬСТВО • ПРОГРЕСС- МОСКВА 1984

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЗАПАДА

Редакционная коллегия серии «Экономическая мысль Запада»: В. С. АФАНАСЬЕВ, В. В. ГОЛОСОВ, И. Е- ГУРЬЕВ, А. Г. МИ-ЛЕЙКОВСКИЙ, С. М. НИКИТИН, И. М. ОСАДЧАЯ, М. Н. РЫНДИ­НА, Р. М. ЭНТОВ

Перевод С. Г. СОРОКИНОЙ Примечания Е. А. КРЕТОВА Редактор О. Г. РАДЫНОВА

Автор — крупный американский эко­номист и социолог является представите­лем критического, буржуазно-реформист­ского направления в американской полити­ческой экономии. Взгляды Веблена проти­воречивы и сочетают критику многих сто­рон капиталистического способа производ­ства с мелкобуржуазным прожектерством и утопизмом. В рамках капитализма Веб-лен противопоставлял две группы: бизне­сменов, занятых в основном спекулятив­ными операциями, и технических специа­листов, без которых невозможно функцио­нирование «индустриальной системы». Первую группу Веблен рассматривал как реакционную и вредную для общества и считал необходимым отстранить ее от ма­териального производства. Веблен предла­гал передать руководство хозяйством и всем обществом производственно-техниче­ской интеллигенции. Автор выступал с резкой критикой капитализма, финансовой олигархии, праздного класса. В русском переводе публикуется впервые.

Рассчитана на научных работников, преподавателей общественных наук, спе­циалистов в области буржуазных экономи­ческих теорий.

Редакция литературы по экономике

(6) Перевод на русский язык, вступительная статья и примечания,

издательство «Прогресс», 1984

0602000000—501

В •-28—84

006 (01)-84

ТОРСТЕЙН ВЕБЛЕН И ЕГО КНИГА «ТЕОРИЯ ПРАЗДНОГО КЛАССА»

(ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ)

Автор книги «Теория праздного класса» Торстейн Веб­лен, крупный американский экономист и социолог, явля­ется основоположником одного из главных направлений современной буржуазной политической экономии — ин-ституционализма. Это направление возникло на рубеже XIX и XX вв. в ведущей капиталистической стране, США, в период вступления американского капитализма в ста­дию империализма. Довольно большое распространение институционализм получил уже в 20-е годы нашего столе­тия. Представителями раннего институционализма, поми­мо его создателя Т. Веблена, были американские эконо­мисты У. Митчелл, Дж. Коммонс, А. Берли, Э. Богарт, У. Гамильтон, Г. Минз, Р. Тагвелл.

В эволюции американского институционализма с точки зрения его значимости в буржуазной экономической науке можно наметить такую периодизацию: в 20—30-е годы наблюдалось широкое распространение институционализ­ма; в 40—50-е — уменьшение его влияния (хотя и в эти годы такие представители этого учения, как А. Берли, Г. Минз, Дж. М. Кларк, А. Лоув, К. Эйрес, опубликовали ряд работ, развивая собственные концепции); начиная с середины 60-х годов и по настоящее время отмечается усиление влияния институционализма и увеличение инте­реса к нему.

Представители современного институционализма, или неоинституционализма, — это известные американские буржуазные ученые Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, О. Тоффлер, Р. Хейлброиер, шведский экономист Г. Мюр-даль, французский экономист Ф. Перру и многие другие. С 1965 г. в США функционирует специальная ассоциация институционалистов, имеющая собственный печатный орган. В буржуазной литературе 70-х годов появились крупные исследования об институционализме. Достаточно назвать, например, монографии видного американского экономиста А. Гручи «Неоинституционализм и его вклад в современную экономическую мысль», известного англий­ского исследователя Д. Секлера «Торстейн Веблен и ии-ституцноналисты» наглядно свидетельствующие о мас­штабах влияния данного направления буржуазной эконо­мической науки. В 1978 г. в Нью-Йорке состоялся симпозиум американских экономистов и социологов, спе­циально посвященный перспективам развития институци­ональной экономической теории.

Термин «институционализм>> связан с двумя понятия­ми: «институция)) — установление, обычай, порядок, при­нятый в обществе, и «институт» — закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения. Разделение этих понятий достаточно условно, так как в концепциях институцпоналистов они имеют чрезвычайно широкое и размытое содержание. Теоретик институционализма У. Гамильтон дает следующее определение: «Институты— это словесный символ для лучшего обозначения группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный образ мысли, который стал привычным для группы или превратился для народа в обычай... Институ­ты устанавливают границы и формы человеческой дея­тельности. Мир обычаев и привычек, к которому мы при­спосабливаем нашу жизнь, представляет собой сплетение и неразрывную ткань институтов»2.

Практически идеологи институционализма относили к институтам как категории политической и правовой над­стройки общества, так и экономические явления — госу­дарство, семью, нравы, предпринимательство, частную собственность, систему денежного обращения, кредит и многое другое. По существу, концепция «института» вы­ступает как вспомогательный инструмент. Введение этого термина лишь отразило характерное для идеологов данно­го направления стремление изучить неэкономические явления. Впоследствии термин «институт» утратил свою ключевую роль, в известной мере сохранив свое значение в качестве указания на этимологическую основу названия направления в целом.

Скрывающаяся за терминологией институцпоналистов концептуальная неопределенность связана с аморфностью

1 A. G. G г и с h у. Contemporary Economic Thought. The Contri­bution of Neo-institutional Economics. Clifton, 1972; D. S e с k 1 e r. Thorstein Veblen and the Institutionalists. London, 1975.

2 W. Hamilton. Institution. Encyclopaedia of the Social Sci­ences. New York, 1932, v. VIII, p. 84.

теоретических предпосылок идеологов институционализ­ма. Это создает некоторые трудности при анализе и не позволяет установить, жесткие границы институционализ­ма как течения. Он никогда не был однородным направ­лением, представители которого были бы объединены до­статочно узким кругом идей. Напротив, его теоретики выступали с широким диапазоном гипотез, оценок, мне­ний по вопросам не только экономическим, но и правовым, философским, историческим, социологическим, психоло­гическим и пр. Тайной в истории экономической мысли называет институционализм Д. Секлер, подчеркивая, что именно стремление раскрыть «секрет направления», най­ти «тайну институционализма» и движет им в его иссле­довании1. Кажущаяся таинственность институционализ­ма _ эт0, на наш взгляд, лишь отражение эклектичности данного направления, вобравшего в себя сложный набор концепций.

Институционалисты осуществили необоснованное рас­ширение предмета политической экономии за счет при­влечения многих дисциплин; они пытались придать эко­номической науке междисциплинарный характер. Своеоб­разие институционализма состоит также и в том, что одновременно было разработано несколько направлений вульгаризации буржуазной политэкономии.

Появление институционализма отразило противоречи­вые тенденции, существовавшие в буржуазной политэко­номии. Институционализм при его чрезвычайной сложно­сти явился двойственным направлением: институциона­листы предъявили серьезные требования к экономической науке и не сумели их реализовать, стремились найти вы­ход из кризиса буржуазной политэкономии и одновремен-но углубляли этот кризис.

Вместе с тем возникновение институционализма — важная веха в истории развития буржуазной политиче­ской экономии. Практическая направленность институ­ционализма, характерное для институционалистов стрем­ление к реалистическому описанию социально-экономиче­ских процессов были восприняты в дальнейшем многими буржуазными экономистами. В советской «Экономической энциклопедии» ранний институционализм расценивается

1 D. S е с k 1 е г. Thorstein Veblen and the Institutionalists. Lon­don, 1975.

как один из «ближайших и важнейших предшественников кейнсианства»

В буржуазной литературе Т. Веблену отводится вид­ная роль в развитии американской буржуазной политэко­номии. Особенно высоко расценивается роль Т. Веблена в создании ее институционального направления. Действи­тельно, в его работах были впервые сформулированы важ­нейшие положения институционализма. Именно идеи Т. Веблена в значительной степени определили и даль­нейшую эволюцию этого направления. Анализ его работ, необходим для выявления идейных корней современного институционализма и для всесторонней критики этого те­чения буржуазной политэкономии.

Главный идеолог американского институционализма Торстейн Веблен — автор ряда фундаментальных эконо­мических и социологических трудов. Наибольший инте­рес представляют следующие его работы: «Теория празд­ного класса. Институциональная экономика», «Теория делового предпринимательства», «Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства», «Крупные предприниматели и простой человек», «Инженеры и си­стема ценностей», «Абсентеистская собственность и пред­принимательство в новое время. Американский вариант» 2. В два сборника, «В мире происходящих перемен» и «Мес­то науки в современной цивилизации и другие очерки» (издан посмертно), вошли основные статьи Веблена, напи­санные в разные годы его творчества3. У. Митчелл, уче­ник и последователь Т. Веблена, подготовил в последние годы жизни учителя подборку извлечений из его книг и статей4.

1 Политическая экономия. Экономическая энциклопедия, т. 2. М., 1975, с. 28.

2 Т. V е Ы е п. The Theory of the Leisure Class: An Economic Study of Institutions. New York, 11934. С этого издания сделан пред­лагаемый читателю перевод. Первое издание было осуществлено в феврале 1899 г. The Theory of Business Enterprise. New York, 1904; The Instinct of Workmanship and the State of the Industrial Arts. New York, 1914; The Vested Interests and the Common Man. New York, 1919; The Engineers and the Price System. New York. 1912; The Absentee Ownership and Business Enterprise in Recent Times. The Case of America. 1923.

3 Т. V e b 1 e n. The Place of Science in Modern Civilisation and Other Essays. New York, 1919; Essays in Our Changing Order. New York, 1934.

4 What Veblen Taught: Selected Writings of Thorstein Veble n. Ed. by W. Mitchell. New York, 1936.

Основные работы Веблена неоднократно переиздава­лись в США. Его биография наиболее подробно излага­ется в книге Дж Дбрфмана «Торстейн Веблен и его Аме­рика» '. Отметим, что до настоящего времени ни одна из работ Т. Веблена еще не была переведена на русский язык.

Родители Веблена, Томас Веблен и его жена Кэри, эмигрировали из Норвегии в США в конце 40-х годов про­шлого столетия. Некоторое время Томас Веблен был фаб­ричным рабочим, потом — плотником, а накопив опреде­ленную сумму депег, купил ферму и обосновался в нор­вежском поселении Като. На этой ферме 30 июля 1857 г. и родился шестой ребенок в семье Торстейн, Бунде Веб­лен.

Образ жизни семьи Вебленов полностью подчинялся традициям норвежских земледельцев: бревенчатый дом с примыкающей пристройкой для скота, домашнее изготов­ление основных продуктов питания (кофе и сахар — не­доступная роскошь!), простая одежда, тоже сдеяаккая дома.

В 1865 г., когда Торстейну было восемь лет, семья пе­реехала в местечко Уиллинг, где отец Веблена первым в округе купил для своей фермы молотилку, посадил фрук­товый сад, занялся пчеловодством.

В 1874 г., в возрасте семнадцати лет, Торстейн посту­пает в Карлтонский колледж в Нортфилде. Колледж был религиозного направления, воспитывал миссионеров. Что­бы не платить за содержание детей, отец Торстейна купил маленький участок, примыкавший к территории коллед­жа, построил на нем домик, куда регулярно доставлялась провизия с фермы. Такое обособление, домотканая одеж­да и отсутствие городских манер в поведении вызвали презрительное отношение к детям Вебленов со стороны одноклассников. В колледже Т. Веблен провел шесть лет. Преподаватели его не любили за высокомерие и замкну­тость. Исключение составлял профессор политэкономии Джон Кларк, который уделял своему ученику большое внимание и рекомендовал ему заниматься научными ис­следованиями. Из рефератов Веблена, написанных в период обучения в колледже, следует отметить два: эконо­мический прогноз «Цена на пшеницу в пятилетней пер-

1 J. Dorfman. Thorstein Veblen and His America. New York,

спективе» и трактат по философии Дж. Милля. В коллед­же начался роман с его будущей женой Эллен Рольф, пле­мянницей президента колледжа. У Торстейна и Эллен было безусловное духовное родство, общность интеллек­туальных интересов.

Веблен закончил колледж на год раньше срока, сдав экзамены экстерном. В 1880 г. после окончания колледжа Т. Веблен получил место учителя в штате Мэдисон, но через год учебное заведение закрылось, он оказался без работы и поселился на ферме у отца. Спустя год он посту­пает вместе со своим старшим братом Эндрю в Универси­тет Гопкинса, где изучает философию и политическую экономию. Вскоре после поступления в университет им была написана работа «Теория обложения земельными налогами у Дж. Ст. Мплля». В Университете Гопкинса Веблен проучился лишь неполный семестр, так как не получил ожидаемую стипендию. Его отец берет для него заем в банке, и он поступает в Йельскпй университет. Существование Веблена в этот период самое скромное, на одежду нет денег, долги...

В течение двух с половиной лет пребывания Веблена в Йельском университете он занимается учением об эво­люции, участвует в диспутах вокруг этого учения и пишет диссертацию «Этические основания доктрины воздаяния». Диссертация базировалась на работах Спенсера и Канта. В 1884 г. был объявлен конкурс на лучшую работу по «истории п теории распределения национального бюдже­та среди американских штатов». Остро нуждающийся в деньгах Веблен пишет такую работу и получает премию. В том же, 1884 г. Веблен получает за свою диссертацию ученую степень доктора философии и начинает поиски работы. Хотя у него имелись серьезная поддержка (пись­менные рекомендации проф. Кларка и проф. Йельского университета Портера), степень доктора философии, а также статьи в философских журналах, работы он не на­шел. Преподаватели философии набирались из числа бо­гословов. Для норвежца, и притом подозреваемого в при­верженности теории эволюции, нигде не нашлось места. Веблен был вынужден опять вернуться на ферму к отцу. Там он подрабатывал литературным поденщиком в газе­тах и журналах, писал, по его словам, «опытные статьи», которые нигде не публиковались, занимался даже изо­бретательством в области сельскохозяйственной тех­ники.

В 1888 г. состоялась свадьба Веблена с Эллен Рольф. После свадьбы они поселились на ферме отца Эллен, где Веблен занимался .теорией единого налогообложения и сделал перевод исландской саги, которой он заинтересо­вался в связи с описанием позднеязыческих и раннехри­стианских обычаев среди германских народностей. Вооб­ще он занимался в этот период жизни германской фило­логией, классическими языками и историей, увлекался ботаникой.

После очередных неудачных попыток получить место Веблен, уже в возрасте тридцати трех лет, был принят в Корнельский университет «для работы по соисканию уче­ной степени». Отделением экономики университета ведал Дж. Л. Лафлин, последователь Дж. Ст. Милля. Напеча­танная в ежеквартальном экономическом журнале статья «Некоторые оставляемые без внимания вопросы теории социализма» обеспечила Веблену научную стипендию в размере 400 долл.

Осенью 1891 г. Лафлин был назначен заведующим ка­федрой экономики в открывшемся Чикагском университе­те и устроил там Веблена с весьма скромным окладом 520 долл в год. Чикагский университет, в официальном названии которого значилось «основан Джоном Д. Рок­феллером», сразу стал заведением ультраконсервативным. В университете царила атмосфера «диктаторства прези­дента» (ректора). Все реакционные и консервативные черты системы высшего образования, обрисованные Веб-леиом в «Теории праздного класса» и позже, в 1918 г., в работе «Высшее образование в Америке», были широко представлены в Чикагском университете.

В годы пребывания в Чикаго Веблен печатается в «Джорнэл оф политикл экономи», одном из тринадцати периодических изданий, открывшихся при университете. Веблен не входил в профессорско-преподавательский штат университета, а числился сотрудником для чтения лекций по экономике, на должности, которая была треть­ей от конца в тринадцатиступенчатом табеле о рангах в Чикагском университете. Вскоре на его плечи была пере­ложена вся работа по редактированию «Джорнэл оф по­литикл экономи». Одновременно он переводит с немец­кого для серии «Экономические исследования» работы по финансовой науке. Блестящее знание Вебленом немецкого языка вызывало удивление однокурсников еще в годы его учебы в Йельском университете.

В 1895 г., когда Веблену минуло уже 39 лет, его фи­нансовые дела немного поправляются. Он начинает рабо­тать над книгой «Теория праздного класса». Веблен пи­шет своему другу мисс Харди в ноябре 1895 г., что первой книгой в списке запланированных работ стоит «Теория праздного класса» и он начинает «понемногу за нее браться»: «Отвожу для нее час-другой в день, приходится несколько пренебрегать для этого занятиями... По мере продвижения или, вернее, при попытке продвинуться все больше оказываюсь окруженным неслыханными эконо­мическими доктринами, мною выдумываемыми, имеющи­ми более или менее отдаленное отношение к главной те­ме; поэтому написав, что составит в отредактированном виде страниц, наверное, 50 или 60, я еще не дошел до рас­смотрения доктрины демонстративного расточительства, которая, конечно же, должна составить, по существу, ядро этой работы».

Чикагская действительность того времени, картина резкого контраста трущоб и дворцов, давала обильную пищу для работы над этой книгой. Летом 1896 г. Веблен побывал в Европе, где также собирал материал для гото­вящейся книги. В течение двух последующих лет он углубленно изучает Маркса, Дарвина, Спенсера; помимо статей в редактируемом журнале, печатается также в «Куотерли джорнэл оф экономи» и в социологическом журнале. Но главное внимание он уделяет «Теории празд­ного класса», неоднократно переписывая целые главы. Книга выходит в свет в феврале 1899 г.

К десятилетию Чикагского университета Веблен и Лафлин в юбилейной публикации изложили свои теории современного кредита и его роли в предпринимательстве. Центральный тезис работы Веблена состоял в следую­щем: «Кредит нужен только современному конкурирую­щему бизнесу, но никак не современному производству». Эта работа почти без изменений вошла впоследствии в книгу Веблена «Теория делового предпринимательства», которая вышла летом 1904 г. Как раз в это время Веблен среди прочих курсов читал в Чикагском университете курс по организации делового предпринимательства. Он публикует статью «Первые опыты в организации трес­тов», где утверждает, что корпорации в пиратстве и тор­говле рабами являются предшественниками современных трестов.

Книгой «Теория делового предпринимательства» как бы заканчивается цикл развития вопросов, изложенных в ряде его статей и в книге «Теория праздного класса»: истоки частной собственности, противоречие между про­изводством и бизнесом, паразитическое потребление праздных классов, преимущества машинной техники. Однако «Теория делового предпринимательства» не вы­звала такого интереса, как его первая книга, «Теория праздного класса». Некоторые отзывы были резко отрица­тельными. Так, обозреватель журнала «Нейшн» писал, что «Теория делового предпринимательства» приложима «лишь к некоторым, пользующимся печальной славой аспектам современной финансовой деятельности; она не­состоятельна в ее предположении, что эти аспекты харак­терны для современного предпринимательства... Веблен не видит нормальных, здоровых сторон производства».

Вместе с тем популярность Веблена росла. Его био­граф Дорфман пишет, что известность автора двух круп­ных книг, «Теории праздного класса» и «Теории делового предпринимательства», распространялась на гораздо бо­лее широкие круги, чем «элита экономистов и социологов», Студенты, которым он читал лекции, шептались в кори­доре: «Вон идет доктор Веблен, который знает двадцать шесть языков».

В этот период Веблен ведет не только большую науч­ную, но и педагогическую работу. По словам Дорфмана, Веб лены жили просто, на 400—600 долл. в год. Лишь в 1903 г. заработок Веблена поднялся до тысячи долларов в год. Лекции занимали четыре дня в неделю. Жил Веб­лен рядом с университетом, вставал в девять утра, в де­сять начинались лекции, а после обеда его можно было видеть в факультетской библиотеке. Писать он начинал не раньше восьми вечера, а заканчивал часа в два ночи, В его комнате всего только и было что стол с лампой, не­сколько простых стульев да коробки вдоль стен, заменяв­шие книжные полки. По свидетельству студентов, читае­мые Вебленом курсы носили всеобъемлющий характер, охватывали очень широкий круг проблем из самых раз­личных областей. Самый известный курс его лекций — -«Экономические факторы в цивилизации».

С августа 1906 г. Веблен назначается адъюнкт-профес­сором в Стэнфордском университете. За период с 1906 по 1910 г. он пишет ряд статей преимущественно по эконо­мическим вопросам. В их числе «Социалистическая эко­номика Карла Маркса и его последователей», «Место на­укп в современной цивилизации)), «Экономика профессо­ра Кларка», «Эволюция научной точки зрения», «О при­роде капитала» и др. В Стэнфордском университете Веб­лен не пользуется популярностью у студентов, на его лек­ции ходят единицы, поэтому повышение до «полного» профессора для него нереально. Живет он в небольшом доме за городом, из окон видны горы и океан; катается верхом; занимается сельским хозяйством. Он дружит с семьей рабочих, дом которых — штаб-квартира радикалов и социалистов. К этому же периоду относится и увлече­ние марксизмом, которое длилось довольно долго, хотя марксистом Веблен так и не стал. В 1907 г. свою вступи­тельную лекцию по курсу «Экономические факторы в ци­вилизации» Веблен полностью посвятил «Коммунистиче­скому манифесту» К. Маркса и Ф. Энгельса и материа­листическому истолкованию истории К. Марксом. Именно в это время ясно выкристаллизовывается его идея дихо­томии, противопоставления производства и предпринима­тельства, «индустрии и бизнеса» — одна из главных идей Веблена.

В декабре 1909 г., четвертого года его работы в Стэн­фордском университете, Веблен подает заявление об ухо­де. Преподавательская деятельность, бывшая для Веблена основным источником существования, на деле не слиш­ком его привлекала, в частности, в силу того, что была сопряжена с административной работой, которой Веблен всячески стремился избежать. У Веблена появилась идея организации большой археологической экспедиции, кото­рая дала бы новый фактический материал для его теоре­тических изысканий. О предполагаемой экспедиции он пишет докладную записку в Вашингтон с приложением сметы в 16—20 тыс. долл. Археологи заинтересовались его идеей, но в Вашингтоне необходимых денежных средств не нашлось, и экспедиция сорвалась.

В течение следующих семи лет, с конца 1910 по 1917 г., Веблен читает лекции в Университете штата Миссури (г. Колумбия). «Школа коммерции», как называлось от­деление университета, готовила бизнесменов, преподава­телей экономики и государственных служащих. Веблен читал четыре курса: «Финансы корпораций», «Тресты и их комбинации», «Экономические факторы» и «История экономики». Веблен был против экзаменов, игнорировал их и выставлял всем студентам «удовлетворительно». По воспоминаниям его слушателей, он обладал прекрасной памятью на факты, никогда не пользовался никакими за­писями — даже когда оглашал рекомендуемую литерату­ру, диапазон которой был необъятно широк и включал экономику, географию, антропологию, этнографию, фило­софию, биологию. Он цитировал наизусть латинские стро­фы, ошеломлял студентов неожиданными фактами. Когда кто-то из студентов спросил Веблена, является ли приве­денный факт научным, он, просияв, с расстановкой про­изнес: «Я ничего не знаю о фактах другого рода».

В 1910 г. Веблен начал работать над книгой «Инстинкт-мастерства и уровень развития технологии производства», которая вышла в свет в 1914 г. Этой книгой завершился цикл, начатый в 1898 г. статьей «Инстинкт мастерства и изнурительность труда». Развитие тезисов этой статьи в фундаментальное исследование началось в 1900 г., когда Веблен совершил поездку по рудникам Рокфеллера и пи­сал потом в одном из писем о своем намерении написать книгу «Инстинкт мастерства». В том же, 1914 г. Веблен женился на Анне Брэдли, матери двух дочерей (развод с первой его женой произошел в конце 1911 г.). Двум при­емным дочерям Веблен и посвятил книгу «Инстинкт мас­терства», которой он сам придавал большое значение.

Летом 1914 г., перед самым началом первой мировой войны, Веблен едет в Норвегию, после чего продолжает работу над уже начатой новой книгой, «Империалистиче­ская Германия и промышленный переворот». Ряд поло­жений готовившейся книги он излагал студентам в нача­ле очередного курса «Экономические факторы», и сту­денты говорили, что «пахнет новой книгой». Писал он ее необычайно быстро, в 1915 г. книга была опубликована. Сразу же после нее Веблен начинает работу над следую­щей. Это был особенно продуктивный период творчества для Веблена. Он последовательно завершал одну за дру­гой разработки тем, поднятых в «Теории праздного клас­са». Объединяет все эти темы одна мысль: господство частного капитала пагубно для экономики и — в неизмен­ной связи с современным производством — для всех сфер общественной жизни.

Книга «Высшее образование в Америке» имела в руко­писи такой подзаголовок: «Исследование полного беспра­вия». После обсуждения рукописи при участии президен­та Университета штата Миссури Веблен пришел к выво­ду, что ввиду нелицеприятного упоминания сильных мира сего, правящих американскими университетами, книгу

можно печатать только после смерти ее автора. Однако книга все же вышла при жизни Веблена, в 1918 г., — в слегка смягченной редакции, с добавлением нового мате­риала и подзаголовком, который гласил: «Меморандум о том, как бизнесмены управляют университетами».

Весьма актуальную тему поднимает Веблен в следую­щей книге, «Исследование характера мира и условий его поддержания». Он был так заинтересован в ее издании, что уплатил издателям 700 долл., чтобы книга смогла уви­деть свет. В предисловии он говорит об Иммануиле Канте, написавшем в свое время работу «О значении мира». По­иски прочного мира сегодня, пишет Веблен, являются не менее первостепенным и подлинным долгом человека, чем они были во времена Канта. Центральный тезис книги — «либо бизнес должен исчезнуть — и тогда воцарится мир, либо бизнес будет сохранен ценой войн и обеспечения права частной собственности силой оружия». Книга вы­шла весной 1917 г.

Заслуживает упоминания эпизод, который приводит сосед Веблена Шепард. После вступления США в войну собирались средства в пользу «Ассоциации молодых хри­стиан». Веблен отказался сделать пожертвование и за­явил, что «Ассоциация» — «буржуазное, капиталистиче­ское агентство, выступающее в защиту существующего порядка».

В октябре 1917 г. Веблен ездил в Вашингтон и в на­дежде, что он может быть полезен при разработке меро­приятий, направленных на установление мира, добился встречи с военным министром правительства Вильсона, а также с Верховным судьей США. Однако он встретил холодный прием. Хотя визит в Вашингтон и разочаровал Веблена, он продолжал работать над проблемами мира. Веблен вынашивал идею создания международной орга­низации и предлагал назвать ее «Лигой мирных народов». В правительственную комиссию Хауса, деятельность кото­рой была связана с вопросами заключения мира, Веблен направил меморандум «Предложения, касающиеся рабо­чей программы исследования условии перспективного мира». Характерно, что в меморандуме Веблен подчерки­вал необходимость выбора: либо благоприятствовать обо­гащению монополий, что будет угрожать установле­нию длительного мира, либо поддерживать мир ценой ущемления аппетитов монополистического капитала страны.

Вторая крупная международная проблема, которая занимала Веблена в связи с идеей создания «Лиги мир­ных народов», — это проблема ограждения отсталых стран, и прежде всего колоний, от хищнической эксплуа­тации со стороны монополий. Веблен пишет второй мемо­рандум — «Очерк политики контроля над экономическим проникновением в отсталые страны и иностранными ин­вестициями». В этом меморандуме Веблен предлагает ор­ганизовать контроль над вывозом капитала. В ранее пред­ложенную им лигу должны были войти развитые капита­листические страны, «отвечающие демократическим тре­бованиям», и прежде всего Франция, Великобритания, США. Важной функцией лиги, по мысли Веблена, было сохранение ресурсов отсталых стран, предотвращение их расточительства. Для этого он предлагал, чтобы доступ частных предпринимателей и капиталистических монопо­лий к национальным ресурсам колоний и других отсталых стран осуществлялся только на условиях аренды и на короткие сроки. Веблен считал, что в лигу не должны при­ниматься страны, «приверженные архаической системе-мошенничества в торговле». На такие страны лига должна была влиять посредством экономических мер: повышения налогообложения на экспорт или даже эмбарго на внеш­нюю торговлю.

Важной вехой в биографии Веблена явился 1918 г.г когда он подготовил и сделал перед Национальным инсти­тутом общественных наук доклад «Об общих принципах политики реконструкции». Смысл реконструкции, по мыс­ли Веблена, заключался в том, чтобы превратить Америку в страну благополучия для простых людей. Он считал, что происходящие в России события (Октябрьская револю­ция) подтверждают необходимость преодолеть растущее несоответствие между правами частного капитала и ус­ловиями жизни простых людей. Здесь же он говорит, что по мере роста мощи промышленности надобность в «капи­тане индустрии» в лице капиталиста отпадает и его нуж­но отстранить от господства.

В начале 1918 г. Веблен, не получив пост ведущего экономиста в комиссии Хауса, берет отпуск в Универси­тете Миссури для работы в Продовольственном управле­нии в Нью-Йорке, где он проводит около пяти месяцев. Его функции ограничивались преимущественно статисти-ческой обработкой полученных материалов, и он все боль­ше убеждался, что для реализации его грандиозных планов по реконструкции экономики страны работа в Продо­вольственном управлении ничего не даст.

Незадолго до своего ухода из управления Веблен ездил в командировку по стране. Она была вызвана жалобами фермеров на недостаток средств и рабочей силы — многие молодые мужчины были на фронте. В командировке Веб­лен тяжело заболел, прервал поездку и вскоре, оставив государственную службу в Продовольственном управле­нии, вернулся в университет. Он печатает серию статей о положении дел на американских фермах и приходит к следующему выводу: «...причиной, почему война не кон­чена с победой для демократии, является то, что амери­канский народ не решается потревожить частный капи­тал и сделать неограниченным использование всех ресур­сов, включая рабочую силу».

Осенью 1918 года Веблен принимает предложение редактировать журнал «Дайэл» в Нью-Йорке. На один год, с октября 1918-го по октябрь 1919-го, «Дайэл» с его редакционной рубрикой «О программе реконструкции» становится трибуной Вебленовых идей. Первые из этих статей уже в 1919 г. вышли в форме книги «Крупные предприниматели и уровень развития технологии произ­водства» — название, которое в новой редакции (1920) звучало как «Крупные предприниматели и простой чело­век». Субсидии журналу скоро прекратились, и «Дайэл» переквалифицировался в более рентабельный литератур­ный журнал...

В октябре 1919 г. открылась «Новая школа социаль­ных исследований», дававшая Веблену в начале ее суще­ствования самые многообещающие возможности для рабо­ты. Как декларировалось в проспекте школы, ее целью было «стремление к непредвзятому пониманию существу­ющего порядка, а также тех обстоятельств, которые при­водят к необходимости его пересмотра». Уровень препода­вания был рассчитан на аспирантов, хотя никакой степе­ни или диплома для поступления не требовалось. Штат преподавателей возглавляла «большая четверка»: Чарлз Бирд, Джеймс Робинсон, Весли Митчелл и Торстейн Веб­лен.

Веблен читал в школе свой знаменитый курс «Эконо­мические факторы в цивилизации», а для избранных деся­ти человек — «Специальные исследования по экономиче­ским факторам в цивилизации». Школа помещалась в про­стом красивом здании в саду в Чесли. Веблен жил в доме рядом со школой вместе с тремя другими преподавателя­ми. По их свидетельству, они заботились о нем как о «ка­питале нации». „

Коллега Веблена по работе в школе, Гарольд Ласки, писал, что до уровня бесед Веблен подпустил его только на вторую неделю знакомства, и беседы эти были интерес­ны: «Он говорил тоном оракула, полушутя, высказывая суждения необыкновенные и саркастические о людях и о вещах. Я помню, в частности, его восхищение К. Марк­сом»

С начала преподавания в школе Веблен усиленно рабо­тает над проектом создания «совета технических специа­листов». Совместно с двумя другими преподавателями школы, Леоном Ардзруни и Гвидо Марксом, Веблен гото­вит своеобразный курс по специальным функциям инже­неров. Это был период его большого увлечения проблемой роли технократии в будущем общественном устройстве.

Через год после начала работы в школе Веблен почув­ствовал себя больным, утомленным лекциями. Студенты в начале учебного года заполняли его аудиторию до отка­за, но их ряды значительно поредели к концу. Чтобы оправдать высокую заработную плату, нужно было под­держивать аудиторию в 70 человек, что было трудно, учи­тывая тихий голос Веблена. В это тяжелое для него вре­мя умирает его вторая жена.

Летом 1920 г. Веблен отдыхает в Калифорнии, после чего напряженно работает над книгой «Абсентеистская собственность и деловое предпринимательство в недавнее время. Американский вариант». Как п предшествующие его книги, она включала ряд статей, предварительно опу­бликованных в журналах. В этих статьях усиливается критика финансистов и банкиров, их, по признанию Веб­лена, паразитической деятельности. Он считает, что кре­дит является «одним из обветшалых институтов, который путем преобразования должен выйти из употребления... Наверно, и банкир отживет свой век».

В 1921 г. в свет вышла книга «Инженеры и система ценностей», включившая в себя статьи, напечатанные ра­нее в журнале «Дайэл». Это — вторая по значимости кни­га после «Теории праздного класса». В ней Веблен фор­мулирует одну из своих центральных идей — идею гряду­щего господства в обществе технических специалистов,
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Похожие:

Праздного iconЮ. Я. Чайке 125993, Россия, Москва
Это происходит с помощью технологий воздействия на сознание человека пропаганды распущенности, праздного образа жизни и лёгкой славы,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск