Уроков по теме «Экосистема» Работу


Скачать 265.98 Kb.
НазваниеУроков по теме «Экосистема» Работу
ТипУрок
filling-form.ru > Туризм > Урок
Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Кафедра естественно-научного и математического образования

Моделирование системы уроков
по теме «Экосистема»


Работу выполнила

учитель биологии

муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №5 города Кирова

Терехова С.П.


г. Киров 2008г.
Учебник «Общая экология» 10 – 11 класс ( базовый уровень)

Сивоглазов В.И., АгафоноваИ.Б., Захарова Е.Т.

Анализ темы «Экосистема».



Основные компоненты внутренней структуры учебника.


«+»


«-»


Новое в учебнике


I.Тексты.

1.1.Основной: логичность, системность, научность, доступность, соответствие стандарту и возрастным особенностям учащихся.

1.2 Дополнительный (для желающих).


1.3. Пояснительный.

II.Внетекстовый аппарат.

2.1.Типы заданий, насколько они эффективны.

2.2 Иллюстративный материал:

- качество

- роль (обучающий, развивающий, дополнение к тексту).


2.3. Аппарат ориентировки.
III. Аппарат организации усвоения материала.

3.1. Направленность заданий на формирование учебных действий.

3.1.1. Исполнительские.

3.1.2.Ориентировочные.
3.2. Направленность на

развитие.

3.2.1. Наличие проблемных заданий, задач.


3.2.2. Памятки по ведению дискуссий, темы для дискуссий.

3.2.3. Задания для:

- развития устной и письменной речи

-парной, групповой работы.

3.2.4. Практические задания.

3.3. Возможность выбора заданий.

IV. Методический аппарат.

  1. Элементы мотивации.



  1. Справочный материал.

  2. Творческие задания.

  3. Рубрикации, выделение главного.

  4. Вопросы для актуализации.

  5. Задания к иллюстрациям.

  6. Задания общеучебного и межпредметного характера.

  7. Подведение итогов.

  8. Материалы для самоконтроля и диагностики.





Логичный, системный, соответствует стандарту и возрастным особенностям.

В виде вставок в п. 5.9-5.12.


Задания всех уровней(Р.К.Т.).
Хорошее.

Дополнение к тексту, обучающие и развивающие.
Выделение цветом, курсив.

В форме вопросов.

Есть.

-----
Есть.


Есть в конце темы в разделе «Вопросы для обсуждения».


Темы для дискуссий есть.

Есть.

-----

Одно по составлению пищевой цепи.
Есть.

Маршрут по теме, вступление.

-----

Есть.

Есть.

Есть.

-----

Есть.
-----

Вопросы в конце каждого параграфа и в конце темы.

В остальных отсутствует
Отсутствует

Отсутствуют.


Памятки отсутствуют.


Отсутствуют.

Отсутствует.


Отсутствуют.

Отсутствует.







Оформление учебника.

Оформление учебника соответствует санитарно-гигиеническим нормам, шрифт, интервалы соответствуют стандартам, разные виды шрифтов применяются для выделения понятий и разделения текста на блоки.

Дополнительный текст выделен в рамку.

Есть пояснительные схемы, диаграммы, рисунки выполнены в реальной цветовой гамме. Новые параграфы и разделы выделены цветом.

К недостаткам можно отнести отсутствие расшифровки условных обозначений, ошибки в названиях рисунков, в построении графика, в отсутствии связи между тестом и рисунками.

Предложения.

  1. Включить инструкции к практическим и лабораторным работам, предусмотренным программой , словарь терминов, вопросы для самоконтроля и диагностики в форме теста, список литературы по теме, примерный перечень тем для самостоятельных и творческих работ.

  2. Дифференцировать вопросы и задания по уровню сложности.

  3. Содержание каждой главы дополнить рубрикой «Краткий вывод».

  4. Ввести памятку по ведению дискуссии.



Календарно-тематическое планирование.
Пояснительная записка.

Тема «Экосистемы» является интегративным курсом, находящимся на стыке нескольких наук. Это способствует тому, что она может быть привлекательна для детей с разными интересами. Я считаю, что она не является трудной для изучения, многие темы у ребят на слуху, с некоторыми они знакомились на других уроках. Работа по этой теме позволит привести все полученные ранее сведения в систему. Изучение ее имеет не только большое образовательное значение, но и играет важную роль в социальном и нравственном отношении.

Для меня оказалось новым и интересным попробовать спланировать ее в виде проблемно-блоковой системы, т. к. раньше я так практически не работала. Содержание текстов статей учебника позволяет это сделать. Кроме того, такая система предусматривает большую самостоятельную работу учащихся на уроке, позволяет отработать многие учебные умения и навыки, в частности, умение структурировать текст, свертывать информацию в виде схем и таблиц и т.д., доводить ее до слушателей. Это раскрывает широкие возможности в работе над формированием информационной и коммуникативной компетентностей у учащихся.

Календарно-тематическое планирование составлено исходя из того, что программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю, поэтому некоторые темы из раздела «Экосистемы» пришлось объединить с целью выделения времени на тематический зачет.



Наименование темы.


Количество часов.



Раздел 5. Экосистемы.
Блок 5.1. Экологические факторы.

Урок 1.Организм и среда. Абиотические факторы среды.

Урок 2. Биотические факторы среды.
Блок 5.2.Структура экосистемы.

Урок 1. Структура экосистемы.

Урок 2. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

Урок 3. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы.
Блок 5.3. Биосфера – глобальная экосистема.

Урок 1. Биосфера – глобальная экосистема.

Урок 2. Роль живых организмов в биосфере.
Блок 5.4. Биосфера и человек .

Урок 1. Биосфера и человек.

Урок 2. Основные экологические проблемы современности и пути их решения.

Урок 3. Тематический зачет по теме «Экосистемы».



10 ч.
2 ч.


3 ч.
2 ч.


3 ч.



Требования к знаниям, умениям и навыкам.

Учащиеся должны знать:

-на базовом уровне:

  • предмет и задачи экологии;

  • основные экологические факторы и их классификацию: абиотические ( свет, влажность, температура), биотические (симбиоз, конкуренция, паразитизм, хищничество), антропогенные ;

  • структуру и функции биогеоценозов (биологических систем);

  • основные пищевые цепи (цепи питания)

  • основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере;

  • круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;


-на повышенном уровне:

  • характер приспособлений организмов к различным экологическим факторам;

  • сезонные изменения;

  • фотопериодизм, биоритмы;

  • способы регуляции биологических систем ;

  • причины смены биоценозов;

  • агроценозы;

  • правило экологической пирамиды


Учащиеся должны уметь:
-на базовом уровне:

  • пользоваться экологической терминологией;

  • характеризовать экологические факторы;

  • приводить примеры биоценозов;

  • составлять элементарные цепи питания;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;

  • выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

  • анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения; последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • использовать приобретенные знания и умения для соблюдений правил поведения в природе.


-на повышенном уровне:

  • выявлять взаимосвязь организмов с экологическими факторами;

  • выявлять сущность взаимосвязей между живыми организмами, составляющими экосистему;

  • вскрывать причины сезонных явлений в жизни природы и иллюстрировать примерами;

  • показывать возможные пути применения экологических знаний в практической деятельности человека.



Термины и понятия.

на базовом уровне:

  • экология;

  • внешняя среда;

  • экологические факторы;

  • абиотические факторы;

  • биотические факторы;

  • антропогенные факторы;

  • экологическая ниша;

  • биогеоценоз (экосистема);

  • продуценты;

  • консументы;

  • редуценты;

  • агроценоз;

  • цепи питания;

  • биосфера;

  • живое вещество;

  • биогенное вещество;

  • биокосное вещество;

  • косное вещество;

  • биомасса Земли;

  • глобальные экологические проблемы;

  • охрана природы;

  • рациональное природопользование;

  • национальные парки;

  • заповедники;

  • заказники;

  • Красная книга.



-на повышенном уровне:

  • оптимальный фактор;

  • ограничивающий фактор;

  • фотопериодизм;

  • биоритмы;

  • анабиоз;

  • правило экологической пирамиды;

  • трофические уровни;

  • экологическая сукцессия;

  • ноосфера.


Технологическая карта темы «Экосистемы».



№ п/п


Тема урока


Тип урока


Практическая часть


Контроль


Творчество


Приме-чания


1.
2.

3.


4.

5.


6.


7.
8.
9.

10


Организм и среда .

Абиотические факторы.

Биотические среды.
Структура экосистемы.

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.
Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема.
Роль живых организмов в биосфере.


Биосфера и человек.

Основные экологичес-кие проблемы современ-ности и пути их решения.
Тематичес-кий зачет по теме «Экосисте-ма».



ИНМ


ИНМ

ИНМ


ИНМ

ИНМ


ИНМ


ИНМ

Обобщения и систематизации

знаний
Обобщения и систематизации

знаний

Конт-роль и про-верка зна-ний.


Составление схемы, таблицы

Составление таблицы


Составление схемы строения

экосистемы.
Составление пищевых цепей.
Составление таблицы «Сравнение искусственной и естественной экосистем».

Составление схемы «Структура биосферы».

Составление схемы «Круговорот веществ в экосистеме».
Составление таблицы.

Составление таблицы.


Тест, разноуровне-вые задания
Сверка с образцом, тест


Тест


Разноуров-невые задания.
Тест


Тест


Тест
Сверка с образцом.

Разноуров-невые задания.
Разноуров-невый тест.


Значки для обозначения факторов среды обитания.

Доклад о влиянии человека на экосистему.


Доклад о В.И. Вернад-

ском.
Сообщения о вымерших видах животных

Сообщение об экологичес-

кой обстановке в Кировской области.







Модели уроков блока

«Экологические факторы».

Урок 5.1. Тема «Организм и среда.Абиотические факторы »
ТДЦ. Добиться усвоения знаний об абиотических факторах среды, их влиянии на живой организм, о чертах приспособленности организмов к абиотическим факторам среды.

Образовательная цель. Создать условия для осознания существенных признаков понятий: среда обитания, факторы среды, абиотические факторы среды, зона оптимума, экологическая ниша; закона Либиха.

Развивающая цель. Создать условия для совершенствования навыков свертывания информации в виде схемы и таблицы с целью систематизации учебного материала.

Воспитательная цель. Создать условия для формирования системы мировоззренческих взглядов о взаимосвязях в природе.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная.

Учебно-методическое обеспечение:

- программа среднего ( полного) образования по биологии 10-11 класс, автор В.Б. Захаров (базовый уровень). Москва. «Дрофа». 2004г.

-учебник «Общая биология». Базовый уровень. 10-11 класс, авторы: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Москва. «Дрофа». 2005г.

-учебник «Основы экологии» 10(11) класс, авторы Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М. Константинов. Москва. «Дрофа». 2002г.

-компьютерный диск «Экология» учебное пособие 10-11 класс под редакцией А.К. Ахлебинина, В.И. Сивоглазова.

Технологическая карта урока.



№ п/п


Этап урока.


Деятельность учителя.


Деятельность ученика.


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.


8.



Организацион-ный

момент.

Целеполагание и мотивация.

Актуализация.

Первичное усвоение нового материала.

1 блок. «Среда обитания и экологические факторы».

2 блок. «Закономерности влияния экологических факторов на организм».

3 блок.

«Абиотические факторы».

Осознание и осмысление.
Закрепление.
Домашнее задание.

Рефлексия.


Определяет готовность учащихся к работе.

Информация о том, что начинается изучение новой темы «Экосистема».
Эпиграф:

«Наука экология показывает нам,

Что в мире все завязано по четырем углам.

Растения, животные, земля и человек

Не могут друг без друга существовать вовек».

( Левитман М.)

Предлагает ответить на вопрос, что изучает экология.
Сообщает тему урока.
Предлагает сформулировать цели урока. Обобщает предложения учащихся и формулирует цели урока.

Цели на доске.

Знать: факторы среды, их влияние на организм.
Уметь: свертывать информацию в виде схемы, объяснять влияние факторов среды на живой организм, решать проблемные ситуации.
Предлагает прочитать путеводитель по теме на стр.303 учебника и определить задачи экологии.

Выслушивает предположения учащихся и предлагает проверить себя по стр. 304 п. 5.1 .
Предлагает проблемную задачу: «Известно, что на любой живой организм действуют различные факторы живой и неживой природы. Человек, как вы знаете, относится к живой природе. Почему в настоящее время человека ставят на особое место?»

Для ответа на вопрос предлагает почитать стр.305 и выписать определения среды обитания и факторов среды и дополнить схему:

Экологические факторы



.............. ............. ..................
Выслушивает ответы, при необходимости корректирует и обобщает информацию.

Предлагает проблемную задачу: «Как вы знаете из курса истории, наибольшего расцвета наука и культура в приобрела в древней Греции и древнем Риме. Почему именно эти страны стали колыбелью мировой культуры?» Для ответа предлагает прочитать текст на стр.306 – 307 и выписать определения ( на доске: зона оптимума, пределы выносливости, зона угнетения, лимитирующие факторы, закон Либиха, экологическая ниша), начертить в тетради график , иллюстрирующий взаимосвязь между величиной действующего фактора и реакцией организма.
Предлагает ответить на проблемный вопрос: «Как вы объясните тот факт, что на пушных зверей охотятся только в зимнее время, но никогда не охотятся летом?» Для ответа предлагает прочитать текст на стр. 309-310 учебника и начать заполнение таблицы:


Фактор среды

Примеры приспособленнос-ти у растений

Примеры приспособленнос-ти у животных

1.Температу-ра







Предлагает ответить на проблемный вопрос: «Абсолютное большинство животных, обитающих в пустыне ведут ночной образ жизни Как вы думаете, почему?» Для ответа предлагает прочитать текст на стр. 310-312 и продолжить заполнение таблицы.
Предлагает ответить на проблемный вопрос: « В реках, озерах, прудах водоросли имеют зеленый цвет, а в глубинах океана они красные.

Как это можно объяснить?» Для ответа предлагает прочитать текст на стр. 312 -313 и закончить заполнение таблицы.

Предлагает устно ответить на вопросы №1 -4 к п.5.1.и на вопрос №4 к п. 5.2
Предлагает ответить на проблемный вопрос: «Известно, что лисы живут в различных природных зонах, а колибри только в тропических лесах. Как вы объясните этот факт?»

Тест (см. Приложение №1)

П.5.1, вопрос 5, придумать значки для обозначения факторов среды обитания.

Предлагает дополнить предложение:

«Я на уроке работал...»

«Я узнал, что...»

«Оказывается...»

«Мне показалось интересным...»

Благодарит за работу и прощается до следующей встречи.



Подготовка рабочего места.

Знакомятся с целями урока.

Комментируют эпиграф и высказывают мнения о том, что будет изучаться в этой теме.

Отвечают на вопрос.

Записывают тему урока в тетрадь.

Выказывают предложения по целям урока.

Осмысливают цели урока.


Читают, высказывают предположения , проверяют себя. Записывают: «Экология – это...»

Выслушивают проблемную задачу. Читают стр.305 , выписывают определения среды обитания и факторов среды, составляют схему:
Экологические факторы



абиотические биотические антропо-

-свет - растения генные

-температура -животные - деятель-

-влажность ность

-рельеф человека

-смена времен

года
Отвечают на проблемный вопрос.


Выслушивают проблемную задачу, читают стр. 306 – 307 учебника, выписывают определения: зона оптимума, пределы выносливости, зона угнетения,

лимитирующие факторы, закон Либиха, экологическая ниша.
Отвечают на проблемный вопрос, чертят график.
Выслушивают вопрос, читают текст, заполняют таблицу, отвечают на вопрос.

Выслушивают вопрос, читают текст, заполняют таблицу, отвечают на вопрос.

Выслушивают вопрос, читают текст, заполняют таблицу, отвечают на вопрос.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопросы теста.

Записывают д/з .

Желающие отвечают на вопрос.




Урок 5.2. Тема: «Биотические факторы среды».
ТДЦ. Добиться усвоения знаний о биотических факторах среды, проверить уровень усвоения знаний и умений по предыдущей теме.
Образовательная цель. Создать условия для овладения понятиями о биотических факторах среды: хищничестве, паразитизме, конкуренции, симбиозе; для углубления и систематизации знаний о факторах среды обитания.
Развивающая цель. Создать условия для совершенствования навыков свертывания информации в виде таблицы с целью систематизации учебного материала.
Воспитательная цель. Создать условия для формирования системы мировоззренческих взглядов о взаимосвязях в природе.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения.
ФОПД: фронтальная, индивидуальная.
Учебно-методическое обеспечение:

- программа среднего ( полного) образования по биологии 10-11 класс, автор В.Б. Захаров (базовый уровень). Москва. «Дрофа». 2004г.

-учебник «Общая биология». Базовый уровень. 10-11 класс, авторы: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Москва. «Дрофа». 2005г.

-учебник «Основы экологии» 10(11) класс, авторы Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М. Константинов. Москва. «Дрофа». 2002г.

-компьютерный диск «Экология» учебное пособие 10-11 класс под редакцией А.К. Ахлебинина, В.И. Сивоглазова.

- электронная презентация.






п/п

------
1.

2.


3.

4.

5.

6.

7.

8.



Этап урока.
----------------------
Организационный момент.
Целеполагание и мотивация.

Актуализация.

Первичное усвоение нового материала.

1 блок.

«Хищничество»

2 блок.

«Паразитизм»

3 блок.

«Конкуренция»


4 блок.

«Симбиоз»


Осознание и осмысление.


Закрепление.
Домашнее задание.

Итог урока.


Деятельность учителя.
----------------------------------------
Определяет готовность учащихся к работе.
Сообщает тему урока.

Предлагает сформулировать цели урока. Обобщает предложения учащихся и формулирует цели урока.

Цели на доске.

Знать:биотические факторы среды, приводить примеры.

Уметь: свертывать информацию в виде таблицы.

Проверка знаний и умений, полученных на предыдущем уроке. Разноуровневая работа.(см. Приложение№3)



Вспомните, какие группы экологических факторов известны. Какие значки вы предлагаете для обозначения факторов среды обитания?

Как называются факторы живой природы? Как могут разные виды влиять друг на друга?

Для ответа на вопросы предлагает прочитать начало п.5.3. и выписать в тетрадь определение биотических факторов и виды связей между организмами.
Предлагает проблемный вопрос: «Встреча хищника и жертвы оказывается для жертвы роковой. Однако известно много случаев, когда уничтожение хищников приводит, в конце концов к резкому снижению количества жертв. Как вы думаете, почему?»

Для ответа на вопрос предлагает прочитать стр.314 – 316 п.5.3 и начать заполнение таблицы.

Тип связи

Определе-ние

Приме-ры

1. Хищ-ничество.
2. Пара-зи-тизм.

Один вид является пищей для другого.
Один вид использу-ет другой в качестве среды обитания.

Волки – олени


Человек-аскари-да


Предлагает проблемный вопрос:

«И хищничество, и паразитизм предполагает использование одного вида другим, но для хищника это всегда уничтожение другого вида, а для паразита - нет. Как вы думаете, почему?»

Для ответа на вопрос предлагает продолжить заполнение таблицы, используя текст учебника на стр. 316 – 317.

Предлагает проблемный вопрос:

«В начале ХХ века широко пропагандировали переселение чужеземных растений и животных для обогащения отечественной флоры и фауны. Постепенно это увлечение прошло. Как вы думаете, почему?»

Для ответа на вопрос предлагает продолжить заполнение таблицы, используя текст учебника на стр. 317.
Предлагает проблемный вопрос: «Известно, что для обогащения почвы азотом в качестве предшественников высаживают бобовые растения. Как вы думаете, почему?»

Для ответа на вопрос предлагает продолжить заполнение таблицы, используя текст учебника на стр. 318 – 319.

Предлагает ответить на вопросы №2 и №5 после п. 5.3.


« В Австралию для выращивания на корм скоту был завезен из Англии клевер, который хорошо рос и цвел, но не давал семян. Как вы думаете, почему?
Тест.( см. Приложение №2)


п. 5.3, ответить на вопросы №1.№3, №4, №6.
Предлагает ответить на вопрос: «Для меня оказалось неожиданным...»

Благодарит за работу и прощается до следующей встречи.


Деятельность ученика.
----------------------------
Подготовка рабочего места.
Записывают тему урока в тетрадь.

Высказывают предложения по целям урока.

Осмысливают цели урока.
Выполняют проверочную работу.


Отвечают на вопросы и выписывают в тетрадь определение биотических факторов и виды связей между организмами.

Заполняют таблицу и отвечают на проблемный вопрос.

Продолжают заполнение таблицы. Отвечают на проблемный вопрос.

Продолжают заполнение таблицы. Отвечают на вопрос.


Продолжают заполнение таблицы. Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопросы.
Высказывают свои предположения.


Решают тест.

Записывают д/з в дневники.
Желающие отвечают на вопрос.


Приложение.

.

Приложение №1. Тест.

1. Экология – это наука, изучающая...

а) взаимоотношения организмов между собой

б) взаимоотношения организмов с окружающей средой

в) то и другое

2.Факторы, наиболее подходящие для существования:

а) биологические

б) оптимальные

в) антропогенные

3.К факторам неживой природы относится:

а) хищник

б) лишайник

в) длина светового дня

4. Закон минимума сформулировал:

а) Фридрих

б) Либих

в) Ульрих

5.Совокупность всех факторов, которая требуется для существования вида:

а) среда обитания

б) экологическая система

в) экологическая ниша

6.Животные, не способные поддерживать температуру тела, называются:

а) холодостойкими

б) теплолюбивыми

в) холоднокровными

7. Луковица – это приспособительное явление:

а) к размножению

б) к переживанию засушливого времени года

в) к распространению

8.Приспособление к сезонным явлениям в природе называется:

а) мониторинг

б) фотопериодизм

в) адаптация

9.Сигналом для миграции птиц служит:

а) недостаток корма

б) низкая температура воздуха

в) изменение длины светового дня

10.Источник тепловой энергии:

а) ультрафиолетовые лучи

б) видимая часть спектра

в) инфракрасные лучи

Приложение.№2 . Тест.

1.Хищники существуют:

а) только среди животных

б) среди животных и растений

в) среди животных
растений и грибов

2.К хищным растениям относится:

а) белена

б) росянка

в) кувшинка

3.Паразит, в отличие от хищника:

а) вызывает быструю гибель жертвы

б) не вызывает быстрой гибели жертвы

в) не вызывает быстрой гибели хозяина

4.Если виды вступают в конкурентные взаимоотношения, это называется:

а) конкурентным вытеснением

б) конкурентным исключением

в) конкурентным присутствием

5. Взаимоотношения рака-отшельника и актинии - пример:

а) хищничества

б) конкуренции

в) симбиоза
Приложение №3. Разноуровневая работа.

1 уровень: каждый вопрос- 1 балл.

1) Исключите лишнее, выбор поясните:

а) симбиоз, хищничество, конкуренция, влажность

б) свет, температура, засоленность почвы, паразитизм

2)Выберите пары соответствующих друг другу понятий :

а) абиотический фактор, биотический фактор, антропогенный фактор

б) охота волков на лосей, вырубка леса, низкая освещенность.

2 уровень: каждый вопрос – 2 балла.

1)Приведите 2 примера приспособлений к экономии влаги у живых организмов.

2) Приведите 2 примера приспособлений к изменениям температуры у теплокровных животных.

3) Приведите пример фотопериодизма.

3 уровень: каждый вопрос -3 балла.

1) Нагрузка веса тела на опорную поверхность свыше 30г на 1 см2 сильно затрудняет передвижение животного по снегу. У рыси она равна 422г., а у лося около 500г. на см2. Но для рыси полуметровый слой снега является ограничивающим фактором, а для лося - нет. Как вы думаете, прочему?

2) На бульварах города в суровую зиму вымерзла часть тополей. Больше всего пострадали деревья, растущие возле уличных фонарей. Как вы думаете, почему?

Условия оценивания работы: «5» - 10 баллов, «4» - 8 баллов, «3» - 5 баллов. Время для выполнения – 10 минут.




Похожие:

Уроков по теме «Экосистема» Работу iconМетодические рекомендации к разработкам уроков по теме «Компьютерное черчение»
Цель серии уроков: восстановление в памяти знаний и практических навыков, приобретенных

Уроков по теме «Экосистема» Работу iconУроков учителями района было проведено скайп совещание по теме «Анализ современного урока»
Примечание: по просьбам учителей кустовых школ, в связи с возникшей проблемой при анализе уроков учителями района было проведено...

Уроков по теме «Экосистема» Работу iconМетодические рекомендации на курсовую работу по теме "Базы данных"...
Целью выполнения курсовой работы является необходимость закрепления всех знаний и практических навыков, полученных в результате изучения...

Уроков по теме «Экосистема» Работу iconУроков благотворитльности
Сборник методических разработок уроков благотворительности. – Министерство образования Московской области, 2013. 94 C

Уроков по теме «Экосистема» Работу iconБоу «сош№4» г. Калачинск Содержание I. Введение. II. Основная часть. Цели работы. Задачи
Обобщение опыта работы по теме «Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка в начальной школе»

Уроков по теме «Экосистема» Работу iconУроков: 4 ч. Административных контрольных уроков: 1
«Программа курса английского языка к умк “Enjoy English” для учащихся 2-9 классов общеобразовательных учреждений» Обнинск, Титул...

Уроков по теме «Экосистема» Работу iconИ. В. Душина Cценарии уроков
География: Материки, океаны, народы и страны. Становедение: 7 класс: Органайзер для учителя: Сценарии уроков. – М.: Вентана Граф,...

Уроков по теме «Экосистема» Работу iconКалендарно-тематический план уроков технологии Учитель: Старуш М. Ф. 5-е классы
Сведения по материаловедению. Породы древесины. Лабораторная работа «Определение пород древесины и ее пороков». Икт презентация по...

Уроков по теме «Экосистема» Работу iconУроков: 4 ч., проектов: 2 Административных контрольных уроков: 1
«Программа курса английского языка к умк “Enjoy English”. 8-й год обучения для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений»...

Уроков по теме «Экосистема» Работу iconДеловая игра «Устройство на работу»
Цель: Активизация коммуникативных умений не слышащих учащихся по теме собеседование

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск