Тема: «Учимся писать письма»


Скачать 190.57 Kb.
НазваниеТема: «Учимся писать письма»
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы


Русский язык

3 класс (1 – 4)
Тип УЗ: изучения новых знаний и первичного закрепления
Тема: «Учимся писать письма»
Цели для учителя:

- формировать понятие об эпистолярном жанре;

- научить распознавать структуру, виды письма через создание проблемных ситуаций;

- закреплять умение работать над изученными орфограммами;

- обогащать словарный запас детей;

- развивать умение осуществлять анализ текста;

- развивать наблюдательность, речь, мышление;

- воспитывать интерес к жанру письма;

- воспитывать культуру общения (работа в паре, группе).
Цели для ученика:

Знать:

- структуру письма;

- виды писем;

- правила оформления писем.
Уметь:

- распознавать письма;

- писать письма;

- оформлять письма.


Оборудование:

- орфографические и этимологические словари;

- памятки «Правила письма»;

- модульные карточки с заданием;

- блок-схема;

- компьютер; мультимедиа проектор;

- презентация PowerPoint .

Ход урока:


УЭ


Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

УЭ 0

Организационный момент




УЭ 0.1.

Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия.

- Проверьте, все ли готово к уроку русского языка.


Самоорганизация

Самопроверка

УЭ 0.2.

Эмоциональный настрой (солнышко и тучка)

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Листок настроения

Проверка готовности, создание эмоционального настроя через самоорганизацию

УЭ 0.3.

Подведение итогов, рефлексия и подготовка учащихся к усвоению новых знаний.




УЭ 1

Актуализация опорных знаний




УЭ 1.0

Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока.




УЭ 1.1

Словарно-орфографическая работа

На доске напечатаны слова: почта, почтовый ящик, адресат, почтальон, почтовая марка, корреспондент.

- Внимательно прочитайте слова на доске.

- Понаблюдайте.

- Что их объединяет? (Это слова, связанные с почтовой службой)

- Докажите. (Работа с этимологическим словарем)

Почта (почтовая связь) – один из видов связи; в обиходе почту называют почтамты, узлы и отделения связи, а также пересылаемые ими почтовые отправления (периодические издания, письма, посылки, денежные переводы).

Почтовый ящик – ящик для сбора, хранения и отправки писем.

Адресат – получатель (лицо, учреждение), которому адресовано почтовое отправление.

Почтальон – человек, доставляющий по адресу почтовые отправления.

Почтовая марка – знак оплаты сбора за пересылку почтовых отправлений; выпускаются почтовыми ведомствами.

Корреспондент – это лицо, находящееся с кем-нибудь в переписке.

- Что предлагаете сделать с этими словами?

(Записать в тетрадь).

- Запишите в тетрадь и объясните, какие орфограммы вам встретились. (Почта, почтовый ящик, адресат, почтальон, почтовая марка, корреспондент.)
Разговор сегодня важный
Предстоит нам совершить:
Как письмо в конверт бумажный
Написать и положить.

Учебный диалог

Самоосмысление и самовыражение
Работа в парах со словарями

Фронтальная работа
Работа в тетради



УЭ 1.2.

Постановка темы урока и целеполагания.

- Как вы думаете, какова же тема урока? (Учимся писать письма) СЛАЙД №1,2

- Что мы должны знать по этой теме? СЛАЙД №3

ЗНАТЬ:

• структуру письма;

• виды писем;

• правила оформления писем.

УМЕТЬ:

• писать письма;

• оформлять письма

Итог: Сегодня на уроке мы узнаем, как возникло письмо, какие письма бывают, как правильно оформить письмо.



Учебный диалог

Самоосмысление

Самовыражение
Вывод


Подведение итога

УЭ 2

Работа над новой темой




УЭ 2.0.

Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера.




УЭ 2.1.

- Ребята, а что такое письмо?

В середине XIX века Владимир Иванович Даль, работая над своим “Толковым словарем”, давал слову “письмо” такое разъяснение: “Письменная речь - беседа, посылаемая от одного лица к другому» СЛАЙД №4

Удивительно, не правда ли!? Многие из вас и не предполагали, что, читая письма из семейного архива, сами того не замечая, беседовали с тем человеком, который писал когда-то эти письма.

Письма входят в специальный литературный жанр, он называется эпистолярный.. Эпистола (лат. Epistola – письмо) – литературное произведение в форме письма, в котором излагаются размышления и суждения автора по поводу определенного предмета. СЛАЙД №5

Умеете ли вы писать письма? Безусловно, каждый ответит утвердительно. А интересные письма? Наверное, задумались?

Мы восхищаемся и удивляемся, перечитывая изданные тома писем Пушкина, Толстого, Чехова. И более ранние - времен Древнего Рима. Привлекает и их форма, и содержание, и само по себе оформление - четкое, выверенное, аккуратное, в котором чувствуется уважение к адресату.

А сейчас, к сожалению, эпистолярный жанр исчезает, вытесненный современными ритмами, темпами, телефонной связью и т. д. Сегодня, когда информация передается мгновенно с помощью Интернета, мобильных телефонов, люди утрачивают потребность в написании писем, так как оно требует временных и душевных затрат.

Но только в письме мы можем поделиться переживаниями, выразить чувства, “излить душу”.

- Обратимся к эпиграфу урока.
Письма - прекрасные мгновения прожитой жизни, состояние души, запечатленное в слове.

А. П. Чехов

Наша задача - содействовать возрождению жанра. И Министерство образования совместно с Министерством связи уже несколько лет подряд проводят всероссийский конкурс “Лучший урок письма”, где школьники принимают самое активное участие.

Итогом нашего урока станет написанное вами письмо – интересное, эмоциональное, информативное.

Учебный диалог

Самоосмысление

Постановка проблемы учителем

Учебный диалог

Самоосмысление и самовыражение


УЭ 2.2.


2.3.


2.4.

Работа по схеме-опоре. СЛАЙД №6

- Поработаем над 1 пунктом схемы (информация). (См. приложение №1.)

«Колесо истории» (См. приложение №2.)
- Послушайте сообщения учащихся об истории возникновения писем.

Театрализованное выступление заранее подготовленных учащихся (используются импровизированные костюмы разных исторических эпох, таблички - «свитки» с указанием века, эпохи)

- Несмотря на смену времен, традиций эпох, до наших дней сохраняется такая форма общения как переписка, письмо. Хотя все мы пишем и получаем письма, но многие из вас не знают, как правильно оформить письмо, что должно входить в его содержание.

- Обратите внимание на части, из которых состоит любой вид письма.

Пожелания

Приветствие

Основная часть

Вступление

Заключение

- Подумайте и составьте план написания письма.

Вывод: Каждое письмо состоит из частей, составляющих связный текст, удобный для чтения.

-Запишите план в тетрадь.
На доске:

Структура письма.

1. Приветствие.

2. Вступление.

3. Основная часть.

4. Пожелания.

5. Заключение.
Работа с опорной схемой.

Содержание письма.

- Любое письмо – как личное, так и деловое – должно начинаться с даты. Ее место - правый верхний угол первой страницы. Ставя ее, помните, что правила хорошего тона требуют, чтобы на полученное письмо отвечали в среднем через пять дней после его получения.

Левый край листа остается незаполненным - ширина полей должна быть около двух сантиметров; не забывайте, что ваш адресат может хранить письма, подшивать их, а без полей это сделать затруднительно.
1. Приветствие.

- С чего начинается письмо? (С приветствия).

- Какие слова приветствия вы знаете? (Выслушиваются ответы).

- Как ты обратишься в письме, если оно адресовано:

а) учителю;

б) другу;

в) родителям;

г) президенту.

- Ещё можно обратиться в письме:

а) Здравствуй, милый дедушка.

б) Дорогая подруга.

в) Любимая бабушка.

г) Многоуважаемый Иван Иванович.

д) Милая Оленька, здравствуй и т. д.

Вывод: Обращение - начинается титулом, когда обращаемся к лицу титулованному, или просто именем, отчеством и фамилией.

Учитывайте с кем? Почему? Для чего?...вы общаетесь.

- Чтобы было понятно письмо твоему другу, обязательно нужно соблюдать последовательность абзацев.

Следующий абзац вашего письма:

2. Вступление.

- Начинают письмо со слов:

Благодарю за сообщение, которое я получил. Спасибо, что нашёл время написать мне письмо. Спешу сообщить тебе о том, что и т. д. (ученики дополняют).

Какие вопросы ты бы задал другу, если бы с ним встретился? (Выслушиваются ответы детей).

Вывод: Вступление - начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения.

3. Основная часть.

В этом абзаце вы высказываете свои мысли о том, что побудило вас написать письмо, что тревожит вас.

1. Вспомните, какие интересные мероприятия проходили в вашем классе и запомнились вам. Вам бы хотелось о них рассказать кому-то.

2. У кого из вас есть животные и с ними произошёл интересный случай?

3. Какие смешные истории приключились с вами?

4. Какое событие произошло с вами и больше всего запомнилось? (Выслушиваются ответы детей)

Вывод: В письме нужно писать только то, что происходит в действительности или какие планы строятся на будущее. Излагайте о предметах, интересующих адресата.

- Какие знания и умения помогут вам написать информационную часть письма? (умение составлять тексты различные по виду: повествование, описание, рассуждение)

Чтобы ваше письмо было выразительным, используйте фразеологизмы. Они характеризуют все стороны жизни человека, его отношение к труду, например: золотые руки, бить баклуши. Отношение к другим людям, например: закадычный друг, медвежья услуга. Личные достоинства и недостатки, например: водить за нос, не терять головы.

(На доске записаны фразеологизмы, которые можно использовать при письме: На большую ногу (жить), перемывать косточки, шиворот-навыворот, как пить дать, впросак попасть, зарубить на носу.)

- А так же в своём письме можете использовать шутки, прибаутки, пословицы, поговорки.

4. Пожелания.

- Что можно пожелать другу?

(Хорошего здоровья, учёбы, отдыха, поездки, встречи с кем-то, достижений в спорте и т. д.).

5. Заключительное слово.

1. Какие слова говорят на прощание?

(Крепко жму руку, низко кланяюсь, целую, с нетерпением жду ответа.)
Внимание! Читается

Последняя страница

И этим объясняется

Пора нам распростится!

2. Если вы хорошо рисуете, можете нарисовать рисунок в своём письме или стихотворение собственного сочинения.

Вывод: Заключение состоит в изъявлении чувств преданности, почтения и проч. и собственноручной подписи.

Постскриптум. При законченном уже письме иногда вспоминается то, что в него не вошло, а упомянуть непременно следует. Тогда в конце письма, обыкновенно под подписью, ставится знак P. S. и за ним приписывается забытое. Это добавление употребляется в переписке с короткими знакомыми, но избегается с высшими особами.

- Что получилось? (Правила написания письма)

Возьмите на память Памятку. (См. приложение №3)

Примерная памятка для написания письма”

  1. Лист бумаги, на котором пишется письмо, должен быть аккуратным.

  2. Писать надо разборчивым почерком и желательно без помарок.

  3. Старайтесь придерживаться нужных, “обязательных” элементов письма – начало, концовка, специальный приступ к каждой новой части.

  4. Желательно выбрать соответствующую форму обращения к тому, кому вы пишете письмо (взрослый человек или ребенок, друг или просто знакомый и т.д.)

  5. Продумайте тон, стиль, меру откровенности письма, старайтесь писать уважительно и доброжелательно.

  6. Постарайтесь, чтобы письмо было беседой, а не скучным перечислением последних событий в вашей жизни, речь в письме понятная, логичная, яркая, выразительная и правильная.

  7. Все части письма должны сочетаться.



Самоосмысление и самовыражение.

Подведение итогов

Самоосмысление.

Учебный диалог
Подведение итогов

Запись в тетрадь


Самоосмысление.

Учебный диалог

Подведение итогов

по проделанной работе

Учебный диалог

Подведение итогов

по проделанной работе

Учебный диалог


Подведение итогов

по проделанной работе

Учебный диалог

Учебный диалог

Подведение итогов

по проделанной работе

Самоосмысление и

самоутверждение

УЭ 2.5.



Работа в группе.

- Предлагаю поработать в группе.

- Объединитесь в группы.

- Выберите консультанта, который прочитает цель работы и задание.

Карточка: (См. приложение №4.)

Цель: научиться распознавать виды писем.

Задание: прочитайте текст и подготовьте сообщение о своем виде письма.

1 группа – личные письма.

2 группа – официально-деловые письма.

3 группа – художественные письма.

Проверка работы в МГ.

- Какая группа готова?

- Какое умение отрабатывали?

(Умения распознавать виды писем).

- Что помогло выполнить задание?

(Знания видов писем).

- Где можно применить полученные знания?

(Ответы детей)
Физминутка

Самоосмысление, самовыражение и самоутверждение через работу в группе.

Проверка устно
Учащиеся самостоятельно делают вывод



УЭ3.

Закрепление материала




УЭ 3.0.




3.1.

Цель: проверить свои знания по теме урока.
Срез на обучаемость

Задание:

- Ребята, возьмите конверт №1, достаньте письмо, прочитайте текст. Докажите, что перед вами письмо. Определите его вид. Все ли основные части в нем присутствуют? Выделите все необходимые его части.

Поставьте прогностическую оценку (+, ?)

( У каждого ученика в конверте свое письмо, поэтому учащиеся работают индивидуально.)

Проверка задания

Итог: Какие умения отрабатывали? Кому было легко? Кому было тяжело?

- У кого прогностическая оценка совпала с оценкой учителя?



Самостоятельная работа на 5 – 7 минут.

Самоутверждение

Работы проверяются учителем и подводится итог, выясняются ошибки и проводится коррекция

УЭ 3.2.

3.3.

3.4.

Практическая работа по заполнению конверта

Цель: научиться оформлять конверт.

- Для отправки писем используют конверт.

(Ребята получают конверты для практической работы).

Требования к конверту.

- Написанное письмо необходимо вложить в конверт. Лист письма складывается так, чтобы текст был внутри. Следовательно, писать письма надо на одной стороне листа. Даже если письмо короткое, состоит из нескольких предложений, все равно используйте целый лист, а не часть его. За неимением белой нелинованной бумаги часто пользуются обыкновенными ученическими тетрадями. В этом случае края желательно подровнять ножницами, чтобы лист не был неряшливым.

Что касается художественных открыток, то они предназначены для поздравления или краткого сообщения. По возможности открытки тоже запечатываются в конверт, тем более, если текст содержит информацию личного, интимного характера.
- Прочитайте правила заполнения адреса на конверте. СЛАЙД №7

Правила заполнения адреса на конверте.

  • Адрес адресата пишется в правой нижней части почтового конверта

  • Адрес отправителя – в левом верхнем углу

  • Все адресные данные пишутся разборчиво чернилами

  • Рекомендуется писать адресные данные печатными буквами

  • В адресе не должно быть сокращенных названий.


- Ребята! Рассмотрите внимательно, как заполнены адреса адресата и отправителя. СЛАЙД № 8

- Сделайте вывод, в каком порядке заполняется адрес. (Выслушиваются ответы детей)

Вывод:

Порядок заполнения адреса: СЛАЙД №:9


    • Наименование адресата (для граждан - фамилия, имя, отчество)

    • Название улицы, номер дома, номер квартиры

    • Название населенного пункта (город, поселок и т.п.)

    • Название района

    • Название республики, края, области, автономного округа (области)

    • Название страны (для международных почтовых отправлений)

    • Почтовый индекс


-Самостоятельно заполните адрес на конверте.

-Ребята, как вы думаете, для чего необходим на конверте индекс в виде кодового штампа? (для автоматической сортировки писем)

-Заполните индекс по образцу с опорой на СЛАЙД № 10

- Ребята, чего не хватает на нашем конверте для его успешной отправки по почте?

- Марка для письма, что билет для пассажира.

- В настоящее время в любом почтовом отделении России можно приобрести такие знаки почтовой оплаты как марки для конвертов, маркированные конверты, маркированные почтовые карточки, маркированные художественные открытки.

- Сохраните этот конверт, как образец для правильного заполнения.
Отправка письма.

Что нужно сделать, чтобы отправить письмо?

(Опустить письмо в почтовый ящик).

СЛАЙД №11

Письмо само никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти -

Оно пробежит, пролетит, проплывет

Тысячу верст пути.

Нетрудно письму увидеть свет:

Ему не нужен билет.

На медные деньги объедет мир

Заклеенный пассажир.

- Почта сегодня. СЛАЙД №12

Разгадывание ребуса.

- Ребята, а кто доставляет письма? (Почтальон)

- А знаете ли вы, что только в Москве около десяти тысяч почтальонов ежедневно доставляют жителям города корреспонденцию.

- Ежедневно Московский почтамт и его предприятия доставляют москвичам около двух миллионов писем и столько же отправляют во все концы планеты. А это значит, что почти каждый второй житель столицы ежедневно либо пишет, либо получает письмо.

- Ежедневно из Москвы отправляется 150 - 200 почтовых вагонов, которые увозят из Москвы до 40 миллионов писем, открыток и денежных переводов, посылок и бандеролей.

- Ребята, вам почтальон принес письмо. Это загадочное письмо-ребус, которое нам вместе надо прочитать. В нем содержится для вас послание.

СЛАЙД № 13

- Давайте прочитаем письмо вместе. (При чтении письма берется первая буква слова, например: письмо - буква «п» и т. д.)

Письмо:

Упаковка сумка письмо ездовой хранилище оплата вести

возить адресат марка,

рассылка езда бандероль ящик тема автор,

важно

новости адресовать почтальон индекс станция аккуратно неожиданно изредка известие

почта интересно сообщение ежедневный марка!
(Успехов вам, ребята, в написании писем!)

СЛАЙД № 14




Самоосмысление

Самоутверждение

Вывод

Самоосмысление

Самоосмысление

Самоосмысление

Самовыражение и самоутверждение

УЭ 4

Информация о домашнем задании




УЭ 4.0.

Цель: предложить учащимся самовыбор домашнего задания.

- Ребята, вам осталось выполнить последнее, самое сложное, но интересное задание. Вам необходимо самостоятельно написать письмо. Выберите себе понравившуюся тему, вспомните, что узнали о правилах написания письма на сегодняшнем занятии, и напишите свое письмо.

Темы: СЛАЙД № 15

  1. Письмо моей семье

  2. Письмо Президенту

  3. Письмо другу. Однажды со мной случилось…

  4. Моему учителю

  5. Хочу рассказать тебе о своём родном крае

  6. Письмо ветерану

  7. Письмо солдату в армию.

Можете выбрать тему самостоятельно.

(Учащиеся выполняют работу самостоятельно и доделывают ее дома.)

- Как правильно и грамотно оформить письмо?




Самовыражение


УЭ 5

Итог урока и рефлексия




УЭ 5.0

Цель: подвести итог урока.
- Над какой темой сегодня работали на уроке?

- Какое главное умение отрабатывали?

- Ребята, что вам на уроке сегодня особенно понравилось и запомнилось?

- Оцените свою работу на уроке.





Самовывод итога урока

Оценивание работы с помощью значков.




Похожие:

Тема: «Учимся писать письма» iconТема «Учимся писать письма»
В наше время писать письма стало не модно, ведь появилось много разных более удобных средств связи: мобильный телефон, электронная...

Тема: «Учимся писать письма» iconКонспект открытого урока письмо и развитие речи и сбо тема урока....
Развивать коммуникативные ууд на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи

Тема: «Учимся писать письма» iconУрок русского языка в 5 классе тема «как писать письма»
Образовательная: познакомить учащихся с историей появления письма и почты, особенностями написания письма, формировать умения выделять...

Тема: «Учимся писать письма» iconЛитература: Т. Г. Рамзаева «Русский язык»
Оборудование. Конверты; открытки; почтовый ящик; карточки с правилами переписки; мультфильм «Простоквашино», детские журналы с письмами...

Тема: «Учимся писать письма» iconУрок развития речи в 5 классе по теме "Как писать письма"
Образовательная: познакомить учащихся с историей появления письма и почты, особенностями написания письма, формировать умения выделять...

Тема: «Учимся писать письма» iconИзложение причины, побудившей обратиться с просьбой
Составляются также письма-приглашения, письма-просьбы, письма-извещения, письма-ответы, письма-извинения, письма-требования (рекламация),...

Тема: «Учимся писать письма» iconИзложение причины, побудившей обратиться с просьбой
Составляются также письма-приглашения, письма-просьбы, письма-извещения, письма-ответы, письма-извинения, письма-требования (рекламация),...

Тема: «Учимся писать письма» iconМетодическая разработка урока в 5 классе, на конкурс «Лучший урок письма»
Предметные: учащиеся научатся писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля; понимать роль писем в жизни человека

Тема: «Учимся писать письма» iconТема: «Путешествие письма»
Цель: познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений, правилами написания письма

Тема: «Учимся писать письма» iconКонтрольные вопросы и задания
Составили: Гарифуллин И. Р. (тема 1); Нафикова О. Д. (тема 2); Галимханов А. Б. (тема 3); Сергеев А. Л. (тема 4); Валиуллина А. Р....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск