Задачами курса являются


НазваниеЗадачами курса являются
страница1/8
ТипЗадача
filling-form.ru > Туризм > Задача
  1   2   3   4   5   6   7   8
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО М Е Н Е Д Ж М Е Н Т У
Лекция 1

Методологические основы менеджмента

    1. Сущность, цели и задачи курса менеджмента

Цели курса: освоение слушателями комплекса теоретических и практических знаний по менеджменту, получение практических навыков по формированию конкурентоспособного потенциала менеджера и системы управления предприятием, применению методов управления в условиях неопределенности факторов окружающей среды и конкуренции
В результате изучения курса «Менеджмент» слушатель должен овладеть знанием, умением и навыками принятия решений, формирования структуры управления, мотивации работников, стиль управления, принятие инновационных, финансовых, инвестиционных и предпринимательских решений.

Задачами курса являются: научить слушателей формировать аппарат и функции управления, решать проблемы управления персоналом, разрабатывать регламентирующие документы и бизнес планы предприятия, принимать стратегические и оперативные решения в условиях неопределенности и риска.

Сегодня теоретический менеджмент и его составляющие как научный комплекс дисциплин, имеет в своем арсенале все необходимые методы и технологии рационального стратегического бизнес-планирования, оценки уровня риска и нестабильности факторов окружающей среды, разработки стратегий конкурентной борьбы, лидерства и роста. Система методов стратегического и инновационного менеджмента позволяет разрабатывать и принимать решения в экстремальных ситуациях и обеспечивать развитие и стратегическую ориентацию организаций в системе рыночных отношений.

Менеджмент – организация и технология процессов управления социально-экономическими ситуациями в условиях неопределенности рыночных отношений.

Субъект
контроль обратная связь.




Управление




функции

м
Объект

етоды

решения.

Рис.1. Схема управления.

Управление – процесс воздействия на систему в целях перевода её в новое целевое состояние, формализованное управленческим решением.

Итак, управление появилось, во-первых, с разделением и специализацией труда; во-вторых, с необходимостью организации коллектива для достижения какой-либо цели; в-третьих, с необходимостью в защите и охране социума, в установлении определенного законопорядка, в координации и регулировании развития различных сфер деятельности.
1.2. Эволюция развития теории менеджмента.

Школы и концепции.
Впервые проблему управления пытались решить древние египтяне. Они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования и контроля за результатами, а также рассредоточения функций управления. Сократ выдвинул тезис о необходимости «Управы ленью работников» (своей ленью) – так появился термин Управление.
Принцип универсальности управления был сформулирован Сократом за 400 лет до н.э. Его современник персидский царь Кир выдвинул идею о необходимости выяснения причин, побуждающих людей к действию, как мы сейчас говорим, мотивации. В Древней Греции занимались изучением способов выполнения трудовых операций и обеспечения их ритмичности. Платон сформулировал принцип специализации управленческой деятельности.

Менеджмент –– мероприятия по организации процессов управления бизнесом, обеспечивающие выживание и развитие фирмы в условиях конкуренции и неопределенности.
1.Этап. Классическое управление 1911 – 1924 Тейлор

Классическая школа управления - Ф. Тейлор:

«Принципы научного управления» (1911г.), Разработанные положения сводятся к следующему: 1) создание научного фундамента, заменяющего собой старые, традиционные методы работы, научное исследование каждого её элемента; 2)отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение; 3)сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно обоснованной системы организации труда;

4) равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.

В основе системы Тейлора лежали методы рационализации труда отдельных рабочих, обусловившие перестройку процесса производства и организацию процесса управления. Именно эта сторона тейлоровского учения нашла широкое применение в работе промышленных предприятий.

Наряду с вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и производственных подразделений, которые составляли основу системы Ф. Тейлора, началась разработка более общих принципов организации труда и управления. Тейлором была предложена функциональная структура управления

Функциональное управление.- восемь мастеров на каждом участке.

Четыре мастера в штабе – плановик, учетчик, кассир, бухгалтер.

Четыре мастера – снабжение, ТБ, качество, технология.

Научная организация труда: рациональные движения работника, размещение инструмента и оборудования и т.п.

Гаррингтон Эмерсон – «12 принципов производительности труда».

1. Четкая постановка целей;

2. Оценка здравого смысла;

  1. Совершенствование организации и процессов Инноватика;

4. Дисциплина и организованность;

  1. Справедливое отношение к подчиненным;

6. Точный и надежный учет;

7. Диспетчирование и координация;

8 .Регламентирование, нормирование;

9. Стандартизация;

10.Создание условий труда;

11.Наличие инструкций;

12.Мотивация и вознаграждения.

Анри Файоль –предложил технологию управления и линейно- штабную структуру управления.

  1. Предвидение (миссия, цели, прогноз - из будущего в настоящее);

  2. Организация;.

  3. Издание распоряжений;

  4. Координация и регулирование;

  5. Контроль и мотивация.

А.Файоль предложил Линейно-штабную структуру управления фирмой:


Штаб

Руководитель




А.Файоль разработал принципы административной деятельности: разделение труда; власть и лидерство (авторитет и ответственность); дисциплина, единство руководства (централизация,); подчинение индивидуальных интересов общему интересу; контроль и мотивация (вознаграждение), порядок, равенство, устойчивость должностей кадрового состава, инициатива, корпоративный дух.

А.Файоль впервые указал на необходимость создания штабов (функциональных подразделений), которые не должны обладать правом руководства, но должны осуществлять подготовку к будущему решению и выявлять возможные способы совершенствования организации труда.

Дальнейшее развитие классической школы управления происходило в двух основных направлениях – рационализация производства и исследование общих проблем управления. Здесь можно выделить работы Г. Эмерсона, Л.Урвика, М. Вебера, Г. Форда.
Генри Форд – предложил конвейерную систему производства, организовал ресурсное обеспечение

Вебер – исследовал типы руководителей. При классическом управлении лучшим считается - харизматическей тип - бюрократ, строго соблюдает законность, Устав, регламент, выполняет – инструкции, высокая ответственность, дисциплина труда и т.п..

- либеральный тип, - демократический тип.

Мак Грегор – теория Х. Модель экономического человека. (В основном все работники стремятся удовлетворить основные экономические потребности и интересы).

2 этап – Поведенческий. Формирование теории социально- поведенческого типа 1924 – 1960 г.

Управление по целям (исход из ситуации). Формирование предприимчивости и менеджмента, человеческих отношений, социальных систем, развитие маркетинга. Разрабатывается следующая технология управления бизнесом: Производство – Сбыт – Рынок – Потребитель.

Мак Грегор – теория Y.(среди общей массы работников - есть более способные, им надо больше платить и поручать более сложные задачи), предложил модель иерархического человека стремящегося к карьере.

Макс Вебер – исследовал типы руководителя. По его мнению идеальным является «Харизматический» тип руководителя – жесткого администратора.

Ф.Герцберг – теория мотивации (факторы удовлетворения трудом и факторы условий труда – мотивирующие деятельность, важны сами изменения, рост производительности труда).

Лайкерт – теория формирования лидера и потенциала менеджера.

- как оценивать и наращивать интеллект, способности.

Маслоу – концепция мотивации.5 уровней мотивации

самоутверждение (проявление таланта)
самоуважения (профессиональный рост).

социального общения (друзья, любовь).

потребности в. безопасности.
общие- экономические потребности.
Вудкок – раскрепощенный менеджер.(формирование качеств менеджера)

Блейк и Мутон – решетка менеджера.

Управление социальными факторами

1.9

Демократ


Оценка характеристик

руководителя (менеджера)
Балансовая точка авторитара

1.4

1.3

1.2
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (Оценка в баллах)

Знание производства ( по экспертным оценкам)

Управление – процесс воздействия субъекта на объект управления в целях перевода его в качественно – новое состояние на основе принятия управленческих решений.
Эволюция развития менеджмента.


1 этап: классический этап научного управления

1911-1924 г.

Управление по инструкциям.



2 этап: социально поведенческий

1924-1960 г.г.

Управление по целям на основе предпринимательства и социальных факторов.


3 этап: Управление по стратегическим планам

1960-1980 г.г.

4 этап:

стратегическое управление на основе принятия оперативных решений в экстремальных ситуациях

1980 г до настоящ. время.

Тейлор Ф.-1903г- «Управление фабрикой»,»Принципы научного управления

предприятием-1911.

Классическая школа управления.

Файоль А.-Технология управл.

Эмерсон Г.-«12 принципов труда»

Форд Генри -создал к онцерн, конвейрную систему.

Мак Грегори -теория «Х- экономического человека».

Черч – «Основы управления произ-водством».-1918 г.

Э.Мэио и Майер – Арджерис,ГерцбергШк.человеческких отношений,(взаимоотношения,психолог.климат, внимание).

Эмпирическая школа(опыт.практика.)Друкер,Дэвис.

Социальных систем.

Саймон, Марч-управл-конфликтами,

потребности,мотивация:А. Маслоу.

Мак Грегор «Теория «Х» и «У-иерархи-ческого человека»».

Исследуются типы руководителей:

Вебер, Блейк, Мутон

Роллет, Карнеги,

Лайкерт.Вудкок,



Формально – аналитическая школа,

Новая школа - (количественные методы моделиро-вания)Управленч.

решение. Р.Акофф,

Л.Урвик, М.Кензи- «Стратегическое управление»;И.Ансофф.Клейн,Люс.

Клиланд,Кинг - «Стратегическое планирование»

Человек –потребности (интересы -стратегия - мотивация – организационное поведение –результат.



У. Оучи «Система Амер , Японская и др.»Томпсон и Стрикленд «Стратегический менеджмент»

Школа властно – поведенческого менеджмента..

Ф. Гильберт.

И.Ансофф,

Мак Кензи,

М. Портер, Ф.Лиис,

Г. Минцберг,

Д.Форрестер,

Д. А.Аккер,П Дойль, Мескон, Альберти, Хедоури, П. Дракер, Акофф.


3 ЭТАП. Стратегическое управление 1960 – 1980 г.по стратегическим планам.

Стратегического управления на основе учета факторов окружающей среды (неопределенности). Формально – аналитическая школа – моделирование ситуаций и стратегических планов развития и деятельности фирмы.

-Формирование теории стратегического планирования на основе моделирования. Управление по стратегическим моделям планирования.

Формирование механизма и моделей стратегического управления. Школа количественных методов моделирования.

Школы и концепции менеджмента. Уильям Оучи:

- концепция «А»;

- концепция «Z»;

- концепция «М».

Концепция «А» заключается в подготовке профессионала способного работать в любой отрасли, имеющего навыки активного обладателя стратегического мышления, раскрепощенного в коммуникациях, владеющего информацией, способного увлечь исполнителей. Власть и подчинение жесткое, карьера вертикальная.

Концепция «Z» (японская): используется психофизиологическая характеристика качеств человека (скорость мышления, уровень памяти, мотивация), подчинение старшим по рангу и по возрасту. Карьера – горизонтальная, отраслевая ориентация, система пожизненного найма и оказание всевозможной помощи членам семьи. Наиболее полное изучение человека.

Концепция «М» (маркетинговая). Менеджеров готовят от 4 до 7 лет, подготовка с ориентацией на знание маркетинга и рынка, рыночного фактора, правовые знания, знания экономики и мотивации. Основы немецкой и финской школы.

Европейская школа : изучает методологические науки (логика, информатика, философия); менеджмент и маркетинг (производственный менеджмент, финансовый, стратегический, менеджмент персонала и др.); функциональные дисциплины - (финансы, управленческий учет, стратегическое планирование, маркетинг, логистику и др.).


Концепция менеджмента включает:

1 блок - Теория менеджмента – теоретический комплекс.

2 блок – Правовые рамки.

3 блок - Потенциал менеджера:

  1. интеллектуально – нравственный;

  2. организационно – поведенческий;

  3. профессионально – организаторский;

  4. психофизиологический.

4 блок - Менеджмент – практика .Анализ– факторов

1. внешней среды:

2.внутрифирменных;

3.отраслевых.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Задачами курса являются iconЗадачами изучения курса «Конституционное право» являются
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос)

Задачами курса являются iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
Основными целями и задачами производственной практики для студентов 4 курса являются

Задачами курса являются iconЗадачами гиа
Задачами гиа являются проверки уровней сформированности компетенций, определенных фгос, ооп алтгту по направлению 08. 06. 01 Техника...

Задачами курса являются iconСодержание курса
Познакомить учащихся с целями и задачами курса. Рассказать о различных видах писем. Требования к заполнению анкеты. Практическая...

Задачами курса являются iconЗадачами Антикоррупционной политики являются
Антикоррупционная политика муниципального дошкольного образовательного учреждения

Задачами курса являются iconЗадачами наставничества являются
Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и

Задачами курса являются iconЗадачами дисциплины являются
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 16

Задачами курса являются iconЗадачами дисциплины являются
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 18

Задачами курса являются iconТрубопроводного транспорта нефтепродуктов
Основными задачами экспертной комиссии являются анализ и оценка следующих документов: 3

Задачами курса являются iconЗадачами судопроизводства в арбитражных судах являются
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-фз

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск