Скачать 0.77 Mb.
|
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО М Е Н Е Д Ж М Е Н Т У Лекция 1 Методологические основы менеджмента
Цели курса: освоение слушателями комплекса теоретических и практических знаний по менеджменту, получение практических навыков по формированию конкурентоспособного потенциала менеджера и системы управления предприятием, применению методов управления в условиях неопределенности факторов окружающей среды и конкуренции В результате изучения курса «Менеджмент» слушатель должен овладеть знанием, умением и навыками принятия решений, формирования структуры управления, мотивации работников, стиль управления, принятие инновационных, финансовых, инвестиционных и предпринимательских решений. Задачами курса являются: научить слушателей формировать аппарат и функции управления, решать проблемы управления персоналом, разрабатывать регламентирующие документы и бизнес планы предприятия, принимать стратегические и оперативные решения в условиях неопределенности и риска. Сегодня теоретический менеджмент и его составляющие как научный комплекс дисциплин, имеет в своем арсенале все необходимые методы и технологии рационального стратегического бизнес-планирования, оценки уровня риска и нестабильности факторов окружающей среды, разработки стратегий конкурентной борьбы, лидерства и роста. Система методов стратегического и инновационного менеджмента позволяет разрабатывать и принимать решения в экстремальных ситуациях и обеспечивать развитие и стратегическую ориентацию организаций в системе рыночных отношений. Менеджмент – организация и технология процессов управления социально-экономическими ситуациями в условиях неопределенности рыночных отношений. Субъект контроль обратная связь. Управление функции м Объект етоды решения. Рис.1. Схема управления. Управление – процесс воздействия на систему в целях перевода её в новое целевое состояние, формализованное управленческим решением. Итак, управление появилось, во-первых, с разделением и специализацией труда; во-вторых, с необходимостью организации коллектива для достижения какой-либо цели; в-третьих, с необходимостью в защите и охране социума, в установлении определенного законопорядка, в координации и регулировании развития различных сфер деятельности. 1.2. Эволюция развития теории менеджмента. Школы и концепции. Впервые проблему управления пытались решить древние египтяне. Они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования и контроля за результатами, а также рассредоточения функций управления. Сократ выдвинул тезис о необходимости «Управы ленью работников» (своей ленью) – так появился термин Управление. Принцип универсальности управления был сформулирован Сократом за 400 лет до н.э. Его современник персидский царь Кир выдвинул идею о необходимости выяснения причин, побуждающих людей к действию, как мы сейчас говорим, мотивации. В Древней Греции занимались изучением способов выполнения трудовых операций и обеспечения их ритмичности. Платон сформулировал принцип специализации управленческой деятельности. Менеджмент –– мероприятия по организации процессов управления бизнесом, обеспечивающие выживание и развитие фирмы в условиях конкуренции и неопределенности. 1.Этап. Классическое управление 1911 – 1924 Тейлор Классическая школа управления - Ф. Тейлор: «Принципы научного управления» (1911г.), Разработанные положения сводятся к следующему: 1) создание научного фундамента, заменяющего собой старые, традиционные методы работы, научное исследование каждого её элемента; 2)отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение; 3)сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно обоснованной системы организации труда; 4) равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими. В основе системы Тейлора лежали методы рационализации труда отдельных рабочих, обусловившие перестройку процесса производства и организацию процесса управления. Именно эта сторона тейлоровского учения нашла широкое применение в работе промышленных предприятий. Наряду с вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и производственных подразделений, которые составляли основу системы Ф. Тейлора, началась разработка более общих принципов организации труда и управления. Тейлором была предложена функциональная структура управления Функциональное управление.- восемь мастеров на каждом участке. Четыре мастера в штабе – плановик, учетчик, кассир, бухгалтер. Четыре мастера – снабжение, ТБ, качество, технология. Научная организация труда: рациональные движения работника, размещение инструмента и оборудования и т.п. Гаррингтон Эмерсон – «12 принципов производительности труда». 1. Четкая постановка целей; 2. Оценка здравого смысла;
4. Дисциплина и организованность;
6. Точный и надежный учет; 7. Диспетчирование и координация; 8 .Регламентирование, нормирование; 9. Стандартизация; 10.Создание условий труда; 11.Наличие инструкций; 12.Мотивация и вознаграждения. Анри Файоль –предложил технологию управления и линейно- штабную структуру управления.
А.Файоль предложил Линейно-штабную структуру управления фирмой: Штаб Руководитель А.Файоль разработал принципы административной деятельности: разделение труда; власть и лидерство (авторитет и ответственность); дисциплина, единство руководства (централизация,); подчинение индивидуальных интересов общему интересу; контроль и мотивация (вознаграждение), порядок, равенство, устойчивость должностей кадрового состава, инициатива, корпоративный дух. А.Файоль впервые указал на необходимость создания штабов (функциональных подразделений), которые не должны обладать правом руководства, но должны осуществлять подготовку к будущему решению и выявлять возможные способы совершенствования организации труда. Дальнейшее развитие классической школы управления происходило в двух основных направлениях – рационализация производства и исследование общих проблем управления. Здесь можно выделить работы Г. Эмерсона, Л.Урвика, М. Вебера, Г. Форда. Генри Форд – предложил конвейерную систему производства, организовал ресурсное обеспечение Вебер – исследовал типы руководителей. При классическом управлении лучшим считается - харизматическей тип - бюрократ, строго соблюдает законность, Устав, регламент, выполняет – инструкции, высокая ответственность, дисциплина труда и т.п.. - либеральный тип, - демократический тип. Мак Грегор – теория Х. Модель экономического человека. (В основном все работники стремятся удовлетворить основные экономические потребности и интересы). 2 этап – Поведенческий. Формирование теории социально- поведенческого типа 1924 – 1960 г. Управление по целям (исход из ситуации). Формирование предприимчивости и менеджмента, человеческих отношений, социальных систем, развитие маркетинга. Разрабатывается следующая технология управления бизнесом: Производство – Сбыт – Рынок – Потребитель. Мак Грегор – теория Y.(среди общей массы работников - есть более способные, им надо больше платить и поручать более сложные задачи), предложил модель иерархического человека стремящегося к карьере. Макс Вебер – исследовал типы руководителя. По его мнению идеальным является «Харизматический» тип руководителя – жесткого администратора. Ф.Герцберг – теория мотивации (факторы удовлетворения трудом и факторы условий труда – мотивирующие деятельность, важны сами изменения, рост производительности труда). Лайкерт – теория формирования лидера и потенциала менеджера. - как оценивать и наращивать интеллект, способности. Маслоу – концепция мотивации.5 уровней мотивации самоутверждение (проявление таланта) самоуважения (профессиональный рост). социального общения (друзья, любовь). потребности в. безопасности. общие- экономические потребности. Вудкок – раскрепощенный менеджер.(формирование качеств менеджера) Блейк и Мутон – решетка менеджера. Управление социальными факторами 1.9 Демократ Оценка характеристик руководителя (менеджера) Балансовая точка авторитара 1.4 1.3 1.2 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (Оценка в баллах) Знание производства ( по экспертным оценкам) Управление – процесс воздействия субъекта на объект управления в целях перевода его в качественно – новое состояние на основе принятия управленческих решений. Эволюция развития менеджмента.
3 ЭТАП. Стратегическое управление 1960 – 1980 г.по стратегическим планам. Стратегического управления на основе учета факторов окружающей среды (неопределенности). Формально – аналитическая школа – моделирование ситуаций и стратегических планов развития и деятельности фирмы. -Формирование теории стратегического планирования на основе моделирования. Управление по стратегическим моделям планирования. Формирование механизма и моделей стратегического управления. Школа количественных методов моделирования. Школы и концепции менеджмента. Уильям Оучи: - концепция «А»; - концепция «Z»; - концепция «М». Концепция «А» заключается в подготовке профессионала способного работать в любой отрасли, имеющего навыки активного обладателя стратегического мышления, раскрепощенного в коммуникациях, владеющего информацией, способного увлечь исполнителей. Власть и подчинение жесткое, карьера вертикальная. Концепция «Z» (японская): используется психофизиологическая характеристика качеств человека (скорость мышления, уровень памяти, мотивация), подчинение старшим по рангу и по возрасту. Карьера – горизонтальная, отраслевая ориентация, система пожизненного найма и оказание всевозможной помощи членам семьи. Наиболее полное изучение человека. Концепция «М» (маркетинговая). Менеджеров готовят от 4 до 7 лет, подготовка с ориентацией на знание маркетинга и рынка, рыночного фактора, правовые знания, знания экономики и мотивации. Основы немецкой и финской школы. Европейская школа : изучает методологические науки (логика, информатика, философия); менеджмент и маркетинг (производственный менеджмент, финансовый, стратегический, менеджмент персонала и др.); функциональные дисциплины - (финансы, управленческий учет, стратегическое планирование, маркетинг, логистику и др.). Концепция менеджмента включает: 1 блок - Теория менеджмента – теоретический комплекс. 2 блок – Правовые рамки. 3 блок - Потенциал менеджера:
4 блок - Менеджмент – практика .Анализ– факторов 1. внешней среды: 2.внутрифирменных; 3.отраслевых. |
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос) | Основными целями и задачами производственной практики для студентов 4 курса являются | ||
Задачами гиа являются проверки уровней сформированности компетенций, определенных фгос, ооп алтгту по направлению 08. 06. 01 Техника... | Познакомить учащихся с целями и задачами курса. Рассказать о различных видах писем. Требования к заполнению анкеты. Практическая... | ||
Антикоррупционная политика муниципального дошкольного образовательного учреждения | Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и | ||
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 16 | Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 18 | ||
Основными задачами экспертной комиссии являются анализ и оценка следующих документов: 3 | Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-фз |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |