Скачать 0.65 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ФАРМАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ» для студентов заочной формы обучения Курск 2010
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение» для студентов заочной формы обучения /Т.А. Олейникова, А.И. Овод. - Курск: КГМУ, 2010. – с. Настоящие методические рекомендации составлены на кафедре управления и экономики фармации Курского государственного медицинского университета с целью методического обеспечения выполнения курсовой работы по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение», предусмотренной государственным образовательным стандартом по специальности 040500 – «Фармация». Составители: Олейникова Т.А. - к. ф. н., доцент кафедры управления и экономики фармации Овод А.И. - д. ф. н., профессор кафедры управления и экономики фармации Рецензент: Репринцева Е.В.- к.ф.н., доцент кафедры экономики и управления здравоохранением КГМУ
СОДЕРЖАНИЕ стр.
ВВЕДЕНИЕ Курсовая работа является заключительным этапом изучения дисциплины «Медицинское и фармацевтическое товароведение» для студентов фармацевтического факультета, обучающихся по специальности 040500 – Фармация. Основные цели подготовки курсовой работы:
При выполнении работы студент должен показать глубокие знания по маркетинговым исследованиям; продемонстрировать умения анализировать ассортимент МФТ по определенным показателям, оценивать их конкурентоспособность, определять этапы жизненного цикла товаров и т.д.; научиться рассчитывать, систематизировать и анализировать фактический материал с использованием методов и технологий маркетингового анализа, делать соответствующие выводы и предложения.
Курсовая работа, согласно Инструкции по подготовке курсовых работ в высших учебных заведениях и Положению о курсовой работе КГМУ, должна носить научно-практический характер и иметь экспериментальную часть. В соответствии с этими документами, представленная в данных методических рекомендациях структура курсовой работы по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение» включает в себя 2 главы: Глава 1. Обзор литературы по изучаемой проблеме. Глава 2. Экспериментальная. Выполнение курсовой работы по дисциплине предполагает следующую последовательность действий (рис. 1): - получить тему курсовой работы; - определить актуальность, основную цель, задачи, объекты, методы выполняемой работы; - собрать, обработать и отразить в первой главе необходимую информацию по научным литературным источникам по выбранной проблеме; - собрать и обработать необходимый информационный материал для выполнения экспериментальной главы курсовой работы; - проанализировать полученные данные, сформулировать выводы; - привести список использованной литературы; - представить в виде приложений НТД и другую информацию, используемую при выполнении курсовой работы. Таким образом, структура курсовой работы содержит следующие разделы (рис. 1): Содержание (с указанием страниц начала всех глав и подглав). Введение Глава 1. Обзор литературы. Глава 2. Экспериментальная часть. Выводы Список литературы Приложения По мере выполнения и написания структура курсовой работы должна быть детализирована с указанием конкретных наименований глав и подглав. Темы курсовых работы с развернутым планом представлены в разделе 4 данных методических рекомендаций. 2. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Введение. Отражается актуальность темы, цели, задачи, объекты и методы исследования. Глава 1. Обзор литературы – в курсовой работе необходимо указать конкретное название главы с учетом выполняемой темы. В данной главе раскрывается содержание вопросов в соответствии с планом выполняемой темы работы. Для написания обзора по конкретной проблеме необходимо изучить и проанализировать не менее 20 научных литературных источников. Обзор излагается доступным языком, в тексте обязательно должны быть ссылки на использованные источники литературы. Объем главы 1 должен составлять от 15 до 20 страниц машинописного текста. Глава 2. Экспериментальная часть – в курсовой работе необходимо указать конкретное название с учетом выполняемой темы. В данной главе излагаются результаты маркетинговых исследований, проведенных студентом, в соответствии с планом выполняемой темы работы. Для написания данной главы необходимо воспользоваться справочной информации, представленной в разделе 3 и методическими советами по выполнению курсовой работы, представленными в разделе 4 данных методических рекомендаций. Выводы В выводах кратко формулируются результаты курсовой работы. Первый вывод формулируется по первой главе, следующие 3-4 вывода - по результатам второй главы. Рис. 1. Алгоритм выполнения курсовой работы по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение» Список литературы Список литературы содержит библиографическое описание используемых студентом источников литературы. Список литературы формируется в алфавитном порядке. Источники на иностранном языке указываются после перечня всех источников на русском языке. Правила оформления списка литературы приведены в Приложении 4. Приложения Приложение – это часть текста, которая имеет дополнительное (справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы курсовой работы. В зависимости от выполняемой темы курсовой работы в приложениях должна быть представлена следующая информация: - ассортимент лекарственных средств (ЛС), разрешенных к применению в РФ; - ассортимент ЛС, имеющихся в конкретной фармацевтической организации; - ассортимент лекарственных препаратов, выпускаемых на основе изучаемого лекарственного средства, разрешенных к применению в РФ; - ассортимент лекарственных препаратов, выпускаемых на основе изучаемого лекарственного средства, имеющихся в конкретной фармацевтической организации; - фактические объемы продаж (закупок) отдельных ЛС (не менее трех) изучаемой ФТГ в динамике за 3-5 лет; - анкета социологического исследования потребителей ЛС (фармацевтических товаров); - анкета экспертной оценки конкурентоспособности ЛС изучаемой ФТГ; - ассортимент ЛС, выпускаемых конкретной фирмой-производителем и т.д.
В данном разделе представлена информация, необходимая для осуществления расчетов в экспериментальной части курсовой работы.
Доля % = Аг / Ао х 100%, где (1) Аг - количество наименований ЛС данной группы, Ао – общее количество наименований ЛС.
Iо = m / Ао, где (2) m – количество наименований новых ЛС, разрешенных к применению за последнее 3 или 5 лет, Ао – общее количество наименований ЛС.
Kn = Пфакт / Пбаз, где (3) Пфакт - количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации, Пбаз - количество наименований лекарственных форм этого ЛС или этой ФТГ, разрешенных к применению в стране.
Кг = Гфакт / Гбаз, где (4) Гфакт – количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или одной ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации, Гбаз - количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или этой ФТГ, разрешенных к применению в стране.
Пи = а / А х100%, где (5) а - количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или одной ФТГ, пользующихся спросом в фармацевтической организации или используемых в практике определенного врача за исследуемый период времени, А - количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации на протяжении исследуемого периода времени. Пример расчета показателей ассортимента ЛС: Задание: Проведите маркетинговое исследование и рассчитайте показатели инструмента ЛС, содержащих пироцетам (исходная информация предоставлена в таблице). Таблица
Решение.
Общий ассортимент пирацетамсодержащих ЛС, разрешенных к применению в России составляет 10 наименований, в т.ч.:
Т.о. Доля (отеч) = (4:10) х 100% = 40% Доля (имп) = (6:10) х 100% = 60%
По регистрационным номерам устанавливаем новые ЛС, которые были зарегистрированы в 1998-2002 годах. Это 2 лекарственных препарата:
Следовательно, Iо = 2:10 = 0,2
Всего разрешено к применению 5 лекарственных форм ЛС, содержащих пирацетам (капсулы, р-р для инъекций, таблетки, гранулы, р-р д/инф.). Пбаз = 5 В аптеке имелось 4 лекарственные формы данных ЛС (капсулы, р-р д/ин., таблетки, р-р для инфузий). Пфакт = 4 Следовательно, Кn = 4:5 = 0,8
а всего разрешено к применению в стране – 10 наименований (Гбаз = 10). Следовательно, Кг = 7:10 = 0,7
Из 7 имеющихся в аптеке наименований изучаемых ЛС пользовались спросом – 6 (не было продано ни одной упаковки станина). Т.о. Пn = (6:7) х 100% = 85,7% 3.2. Показатели для определения жизненного цикла товаров (ЖЦТ) Темпы прироста объемов продаж (Т) рассчитываются по формуле 6: Утек Т = (-------- )- 1 х 100% (6), где Упред Утек – показатель объема продаж в текущем году, Упред – показатель объема продаж в предшествующем году. Интервалы темпов прироста объемов продаж для определения стадий ЖЦТ:
3.3. Показатели для определения конкурентоспособности товаров
На основе экспертной оценки определяют среднеарифметические оценки потребительских параметров конкурентоспособности анализируемых ЛС (Сср.). Далее с учетом весовых коэффициентов параметров конкурентоспособности, представленных в примечании, рассчитывают коэффициент качества ЛС (форм. 7): Сср. х Kwj Ini = --------------, где (7) Kwj Ini – потребительский индекс или коэффициент качества i-го ЛС, Kwj – весовой коэффициент j-го параметра.
Iэi = Цi х Кw, где (8) Iэi – экономический индекс i-го ЛС, Цi – цена i-го ЛС в момент исследования, Кw – весовой коэффициент цены ЛС (см. примечание).
Ini Ki = ------ (4) Iэi Более конкурентоспособным считается ЛС, имеющее большее значение Ki. Примечание. Весовые коэффициенты параметров конкурентоспособности ЛС
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 4.1. Методические советы по выполнению курсовой работы по теме №1 1 этап выполнения главы 2 (пункт 2.1). При выполнении экспериментальной части работы необходимо сформировать информационный массив (разрешенный к применению в РФ) ассортимента ЛС, применяемых для лечения конкретной нозологии. Для этого необходимо проанализировать: - стандарты лечения данной нозологии; - справочники ЛС (Государственный реестр ЛС; Видаль; Регистр ЛС России – энциклопедия лекарств; справочник синонимов ЛС и др.); - современные публикации по проблемам лечения данной нозологии и др. Результаты данного этапа работы представляются в виде Приложения 1. Для проведения маркетингового анализа необходимо систематизировать ассортимент российского рынка ЛС (по группам АТС классификации, по МНН, по ТН, по составу, по формам выпуска, по странам-производителям, по датам регистрации на рынке РФ) в виде таблиц, рисунков, диаграмм (например, в виде таблиц 1-3). Результаты исследований, отраженные в таблицах, на рисунках и диаграммах должны быть проанализированы и представлены в текстовом варианте второй главы. 2 этап выполнения главы 2 (пункт 2.2). При выполнении данного этапа необходимо выбрать из информационного массива ЛС, разрешенных к применению в РФ (Приложение 1) перечень ЛС, имеющихся в конкретной аптечной организации. Результаты представить в виде Приложения 2. Для проведения маркетингового анализа необходимо систематизировать ассортимент ЛС аптеки в виде таблиц, рисунков, диаграмм. Результаты исследований ассортимента аптеки, отраженные в таблицах, на рисунках и диаграммах должны быть проанализированы и представлены в текстовом варианте второй главы. 3 этап выполнения главы 2 (пункт 2.3). На данном этапе проводится сравнительный анализ ассортимента макро- и микроконтуров целевого сегмента фармацевтического рынка ЛС, применяемых для лечения конкретной нозологии. Форма Приложения 1 (Приложения 2) для выполнения курсовой работы по темам №1, №2, №3, №4 Ассортимент ЛС, разрешенных к применению в РФ (имеющихся в аптеке)
Пример заполнения таблицы Приложения 1 Ассортимент ЛС, разрешенных к применению в РФ
*Примечание. В данной форме таблицы могут быть представлены информационные материалы по ассортименту ЛС как по определенной нозологии так и при анализе конкретной ФТГ. Форма таблицы 1 для выполнения курсовой работы по темам №1, №2, №3, №4 Структура ассортимента ЛС для лечения _____________________, разрешенных к применению в РФ (имеющихся в аптеке)
Форма таблицы 2 для выполнения курсовой работы по темам №1, №2, №3, №4 Структура ЛС для лечения заболеваний _______________ разрешенных к применению в РФ (имеющихся в аптеке) |
Методические рекомендации предназначены для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 080100. 62 «Экономика» (программа... | Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению 080200. 62 «Менеджмент» | ||
Морозова Н. И. Бухгалтерский учет в торговых организациях. Методические рекомендации к выполнению курсовой работы. Спб.: Спбглта,... | Методические рекомендации по выполнению курсовой работы разработаны на основе рабочей программы профессионального модуля пм 01 «Ведение... | ||
Рассматриваются вопросы, связанные с условиями и порядком выполнения курсовой работы. Даны общие требования к курсовой работе, выбору... | Специальность: 38. 02. 05 «товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» | ||
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (умк) по пм. 01 Предоставление... | И. И., Шепелин М. А. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы на тему «Технологии перевозок грузов». Дисциплина «Грузовые... | ||
Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 080100. 62 «Экономика» (программа... | Методические рекомендации предназначены для закрепления полученных знаний на лекциях и семинарских занятиях по курсу «Управление... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |