Скачать 334.46 Kb.
|
Тюменский областной государственный институт развития регионального образования Дидактические материалы для организации и проведения Единых методических дней Работа с текстом Тюмень 2015 Работа с объемным текстом Медведева Е. Г., доцент кафедры филологии ТОГИРРО СОДЕРЖАНИЕ (обсуждаемые вопросы)
1.ОБЪЕМНЫЙ ТЕКСТ Параграф учебника Дополнительная литература по предмету для внеклассного чтения (Внеклассное чтение по предмету) ПООП ООО, утв.2015г. Предметные результаты по истории: «применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.» Предметные результаты по географии: «работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации» Предметные результаты по математике: «характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей» 2. АЛГОРИТМЫ ВЫРАБОТКИ ЕДИНЫХ ПОДХОДОВ ПРИ РАБОТЕ С ПАРАГРАФОМ В РАЗНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ В ОДНОЙ ПАРАЛЛЕЛИ (например, 5 класс) Предложите учителям-предметникам, работающим в одной параллели, например, в 5-ых классах, объединиться в рабочую (творческую)группу и проведите установочное занятие по одному из предложенных алгоритмов. АЛГОРИТМ №1 1)Создать рабочую (творческую) группу учителей-предметников, работающих в одной параллели (разработать положение, если группа будет работать в течение учебного года). 2)Презентовать свой учебник (форзацы, оглавление, приложения, памятки, инструкции, система условных обозначений). 3)Показать, как строятся параграфы (выделение шрифтом, рубрики, вопросы и задания, отметить задания межпредметного характера). 4)Сделать вывод о достоинствах и недостатках учебника (несоответствие требованиям ФГОС, недостаточно заданий на межпредметном материале…). 5)Выработать единые подходы при работе с параграфом во всех предметных областях. 6) Отразить в нормативных документах ОУ. 7) Продумать проверку данного умения в СВОКО (ВШК). АЛГОРИТМ №2 1)Создать рабочую (творческую) группу учителей-предметников, работающих в одной параллели (разработать положение, если группа будет работать в течение учебного года). 2)Обменяться учебниками, познакомиться со структурой и содержанием (форзацы, оглавление, приложения, памятки, инструкции, система условных обозначений). 3)Сравнить, как строятся параграфы (выделение шрифтом, рубрики, вопросы и задания, особо отметить задания межпредметного характера), выделить общее и различное. 4)Сделать вывод о достоинствах и недостатках учебника (несоответствие требованиям ФГОС, недостаточно заданий на межпредметном материале…). 5)Выработать единые подходы при работе с параграфом во всех предметных областях. 6)Отразить в нормативных документах ОУ. 7)Продумать проверку данного умения в СВОКО (ВШК). АЛГОРИТМ №3 1)Создать рабочую (творческую) группу учителей-предметников, работающих в одной параллели (разработать положение, если группа будет работать в течение учебного года) 2)Изучить общие требования к работе с параграфом. 3)Изучить памятки к каждому учебнику по работе с параграфом, выделить общее и различное. 4)Сделать вывод о достоинствах и недостатках учебника (несоответствие требованиям ФГОС, недостаточно заданий на межпредметном материале…) 5)Выработать единые подходы при работе с параграфом во всех предметных областях. 6) Отразить в нормативных документах ОУ. 7) Продумать проверку данного умения в СВОКО (ВШК) Планируете ли Вы апробировать один из алгоритмов с учителями своего ОУ, РМО? Укажите, какой и почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.ДЛЯ ЧЕГО, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ДОМА РАБОТАТЬ С ПАРАГРАФОМ? Пересказ (КАКОЙ?) (виды пересказов) Ответы на вопросы (ДЛЯ ЧЕГО?) (типология вопросов) Составление плана (КАКОЙ? ДЛЯ ЧЕГО?) (оформление, виды планов) Конспектирование (КАК? ДЛЯ ЧЕГО?) (оформление, виды конспектов) Подготовка к диагностике (разработка кодификатора, заданий) Какой вид домашнего задания вызывает наибольшие затруднения? Какой вид домашнего задания наиболее востребован для Ваших учителей-предметников? Какой вид домашнего задания по параграфу важно отработать в 5 классах? Нужна ли методическая помощь учителям-предметникам в освоении видов пересказа, планов, приемов конспектирования при разработке кодификатора и вопросов? (какая именно) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Соотнести данные задания по параграфу с п.1.2.4 Метапредметные результаты и 1.2.5.Предметные результаты в ПООП ООО, кодификатором ОГЭ (ЕГЭ) и отразить специфику работы в конкретной параллели. 4. РАБОТА С ПАРАГРАФОМ – ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Познакомьтесь внимательно с ПООП ООО, утв. 2015г., параграф 1.2.4 Метапредметные результаты, и обсудите некоторые положения. «В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
«При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты». Соотнести результаты ООО с результатами НОО (преемственность)
«8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
ДЛЯ СПРАВКИ ПООП ООО 1.2.5 Предметные результаты ЛИТЕРАТУРА «… предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):
В ПООП ООО выделено три основных уровня сформированности читательской культуры ООО «I уровень (5-6 классы) определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо. К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные). Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
Возможно, требования к предметным умениям по ЛИТЕРАТУРЕ, характеристика уровней читательской культуры и типы заданий для диагностики помогут Вам в своем ОУ, РМО обозначить единые проблемные поля при организации читательской деятельности на занятиях разных предметных областей ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. РАБОТА С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ПО ПРЕДМЕТУ АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ОУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ 1) Каждый учитель- предметник составляет список дополнительной литературы по своему предмету для конкретной параллели 2)Обсуждение и корректировка списка всеми преподавателями, работающими в одной параллели 3)Спланировать на межпредметном методобъединении систему работы на уроках и во внеурочной деятельности по данному списку 4)Отразить в нормативных документах ОУ и (или) разработать межпредметную программу например, «Успешное чтение» Т.Г.Галактионовой: представлены следующие актуальные аспекты развития читательской культуры школьников: возрастные особенности; трудности адаптации при переходе из начальной в среднюю школу. Чтение рассматривается как УУД в логике стандартов нового поколения. Специальный раздел книги посвящен актуальным педагогическим проблемам, поддержки и развития чтения. В качестве возможного способа решения данных проблем предложена надпредметная программа приобщения к чтению. Особое внимание уделяется воспитательному потенциалу чтения. Подчеркивается необходимость сохранения и развития преемственности в чтении разных поколений. В помощь классному руководителю предложена разработка образовательного проекта «Время открытий», «Большая энциклопедия шестиклассника», ориентированного на взаимодействие учеников, педагогов и родителей. 6. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вы можете добавить технологии и методики ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Знакомы ли Вам данные технологии и методики? Работаете ли Вы по каким-то технологиям и методикам? По каким? Поделитесь опытом. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. СТРАТЕГИАЛЬНЫЙ ПОДХОД (Н.Н.СМЕТАННИКОВА) Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя – М.:Баласс, 2013 Учебное пособие посвящено актуальной проблеме сегодняшнего образования - развитию умений текстовой деятельности, формированию умений и навыков чтения и письма в основной и старшей школе. Оно нацелено на реализацию ФГОС ООО, в которых чтение рассматривается как УУД, как один из основных способов работы с информацией и как средство воспитания и развития учащегося. Эти задачи должны решаться силами учителей всех предметов основной и старшей школы; рассматриваются актуальные вопросы компетенции чтения и учебного стиля, формирования грамотного читателя через обучение стратегиям предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности на материале текстов различных типов, а также подготовки и организации мониторинга чтения.
Обучение чтению предполагает, что педагог знает, как помочь человеку научиться читать, а для обучающегося – что он хочет, готов и может научиться чтению. Учитель владеет методиками обучения, а обучающийся готов работать под его руководством. Перечень стратегий смыслового чтения (Н.Н.Сметанникова)
…… Технология смыслового чтения предполагает использование способов приобретения, сохранения и использования информации, для получения позитивных результатов обучения. В основе технологии лежат стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности.
Стратегии работы с объемными текстами (используются до чтения, во время и после прочтения текста): «Список тем книги», «Цитатник» и др. Мониторинг качества чтения и понимания текста Самомониторинг проводит сам обучающийся
УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Межпредметное взаимодействие по формированию читательской компетенции «Основы смыслового чтения и работа с текстом» (Стандарт начальной и основной школы) Предложения по реализации ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8.ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК МЕТАПРЕДМЕТНОГО УМЕНИЯ Поэтапная реализация единого режима работы школы с текстовой информацией (объемным текстом, с параграфом учебника, планом, пересказом) в конкретной параллели (в 5 классах)
Оценка состояния проблемы: Первичная диагностика навыков осмысленного чтения и читательских интересов школьников, родителей, педагогического коллектива; оценка имеющихся ресурсов; формулирование цели; создание модели (портрета) читателя-школьника
ознакомить с методами, приемами, заданиями, с помощью которых возможно формирование метапредметных УУД: смысловое чтение и работа с текстом. формирование компетенций педагогов по проектированию вопросов, заданий, уроков (занятий), направленных на формирование метапредметных умений (смыслового чтения и работы с текстом). Повышение уровня читательской компетентности преподавателей и библиотекарей, переподготовка по использованию технологий обучения чтению в контексте всех учебных дисциплин Учитель-методист чтения Организация образовательных курсов и консультаций для родителей, чтобы они помогали детям в повышении уровня общей ЧК
ПРИМЕР СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
принципы - принцип системности и последовательности обучения чтению и работе с письменными источниками; - принцип межпредметной интеграции; - принцип диалогичности при работе с текстом; - принцип активного взаимодействия обучающихся и учащихся в процессе обучения чтению (другими словами, обучение должно осуществляться на основе деятельностного подхода); - принцип технологичности процесса обучения работе с письменными текстами; - принцип непрерывности обучения чтению, а также сохранения преемственности между ступенями образования; - принцип дифференциации при обучении чтению разных категорий читателей; - принцип оптимального соотношения технологического и культурно-символического аспектов обучения. Обязательным элементом работы с текстовой информацией должно быть создание вторичных текстов (рефератов, эссе, конспектов, тезисных планов, обзоров и т.д.), социально и личностно значимых для ученика.
в учебной деятельности (например, через стратегиальный подход к чтению, работу с текстовой информацией на уроках всех предметов и т.д.); во внеклассной деятельности (через уроки поддерживающего чтения, создание уголков чтения в классных кабинетах, организацию работы литературных гостиных, театральных кружков и студий, совместную работу со школьной библиотекой, создание школьного пресс-центра или школьной газеты и т.п.); во внешкольной деятельности (через организацию совместной работы с другими культурно-воспитательными институтами: библиотеками, учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, писательскими организациями; создание читательских сообществ и ассоциаций среди родительской общественности и т.д.). Высоким уровнем деятельности образовательного учреждения по реализации единого режима работы школы с текстовой информацией можно считать построение в школе единой читательской среды, субъектами которой будут не только учащиеся, но учителя, социальные педагоги, школьные психологи, школьные библиотекари и родители. Низкий уровень семейного чтения – один из важных факторов, влияющих на уровень читательской компетентности школьников, поэтому привлечение родителей к разрешению проблемы грамотности чтения – серьезный и важный этап работы школы. Также необходимо помнить, что для достижения высокого уровня читательской компетенции, в первую очередь, необходимо научить школьников работать с учебной литературой, для чего необходимы следующие действия:
Обобщение опыта работы своих учителей (школьный, муниципальный, региональный, федеральный уровни) Что делается в регионе по повышению читательской компетенции школьников? Предложения по реализации ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9.ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕДМЕТНИКОВ В ОУ, В СЕТИ ОУ (РМО) АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРЕДМЕТНИКОВ
Таблица №1
Таблица №2
Таблица №3
10. ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С МАТЕРИАЛАМИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДЕТЕЙ Как можно их использовать в организации читательской среды в ОУ? Предложения по реализации ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ РАБОТА СО СЛОВОМ: ТЕРМИН, ПОНЯТИЕ, КОНЦЕПТ Володина Е.Н. , доцент кафедры филологии, к.филол.н. ПООП ООО (утв. в 2015, п.1.2.4) Познавательные УУД: «Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы». «Обучающийся сможет:
Причины неусвоения понятий: ЗНАК (СЛОВО) ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ
|
С 01 января 2016 года всем организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции,... | Предпрофильная подготовка”. Обсуждаемые вопросы: цели и задачи предпрофильной подготовки; курсы по выбору; портфолио (внешний вид,... | ||
Содержание программы | Дано краткое содержание изучаемых тем, планы семинарских и практических занятий, тематика контрольных и курсовых работ, примерные... | ||
Дано краткое содержание изучаемых тем, планы семинарских и практических занятий, тематика контрольных и курсовых работ, примерные... | Дано краткое содержание изучаемых тем, планы семинарских и практических занятий, тематика контрольных и курсовых работ, примерные... | ||
Дано краткое содержание изучаемых тем, планы семинарских и практических занятий, тематика контрольных и курсовых работ, примерные... | Дано краткое содержание изучаемых тем, планы семинарских и практических занятий, тематика контрольных и курсовых работ, примерные... | ||
Дано краткое содержание изучаемых тем, планы семинарских и практических занятий, тематика контрольных и курсовых работ, примерные... | Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |