Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова»


НазваниеФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова»
страница1/7
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ и ОБРАЗОВАНИЯ

при МСХ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУРЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ имени В.Р.ФИЛИППОВА»
Кафедра неорганической и аналитической химии
А.В.Бардымова, О.К.Царева, В.В.Малтугуев, Т.Ц.Жамсуева,

Е.А. Малыгина, Л.П.Ильина.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ.

Улан — Удэ

Издательство ФГОУ ВПО БГСХА

2004

УДК 631.4

У 181
Печатается по решению Методического совета

Бурятской государственной сельскохозяйственной академии

Рецензенты:

д.г.-м.н., проф. Д.И.Царев

д.б.н., проф. Т.П.Анцупова

У 181. Учебное пособие для самостоятельной работы по общей и неорганической химии для студентов очного обучения биологических специальностей / Составители А.В.Бардымова, О.К.Царева, В.В.Малтугуев, Т.Ц.Жамсуева, Е.А.Малыгина, Л.П.Ильина. – Улан – Удэ: Изд-во Бурятской государственной сельскохозяйственной академии, 2004. - 127 с.
Данное пособие составлено согласно типовым учебным программам по дисциплине «Общая и неорганическая химия». Оно состоит из 2-х частей, в которые включены основные разделы по теоретическим и практическим вопросам химии средней (I часть) и высшей (II часть) шкалы. В приложении приводятся справочные данные, используемые для решения задач.


© А.В.Бардымова, О.К.Царева, В.В.Малтугуев,

Т.Ц.Жамсуева, Е.А.Малыгина, Л.П.Ильина, 2004

© Бурятская государственная сельхозакадемия, 2004

Предисловие

Настоящее учебное пособие по самостоятельной работе студентов предназначено для повторения ими основных разделов химии по курсу средней школы, и для последующего закрепления знаний по общей химии согласно программе ВУЗа. Оно состоит из двух частей.

Часть I включает раздел химии, знание которых необходимо для овладения вузовской программой.

  1. Основные понятия и законы химии.

  2. Основные классы неорганических соединений.

  3. Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева.

  4. Электролитическая диссоциация.

Студент после повторения теоретического материала по данному разделу получает индивидуальное домашнее задание. Оно состоит из 5 вопросов по каждой теме, содержащих задачи и упражнения по проработанному разделу. Выполнения задания студентом проверяет преподаватель, при необходимости проводится собеседование по данной теме. Этим достигается ликвидация пробелов знаний основных разделов химии по программе средней школы.

Часть II составлена в соответствии с изучаемыми разделами курса общей химии в ВУЗе и состоит из 14 тем.

В начале каждой темы даются вопросы для самопроверки. Эти вопросы являются общими для всех и отражают теоретическое содержание всей темы. Изучив теоретический материал, студент выполняет индивидуальное задание во внеучебное время. Выполненное задание своевременно подается для проверки преподавателю и учитывается при сдаче модулей в виде определенной суммы баллов рейтинга студентов.

В конце пособия приводятся справочные данные, необходимые для решения задач. Там же приводится список рекомендуемой литературы.

ГЛАВА II ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ (КУРС ВУЗА).

Тема 1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ХИМИИ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Как формулируется закон сохранения массы веществ? Когда и кем он был открыт?

  2. О чем гласит закон постоянства состава?

  3. Какую зависимость показывает уравнение Менделеева-Клапейрона?

  4. Что показывает относительная плотность? Как через нее можно находить молекулярную массу газа?

  5. Как формулируется закон Авогадро? Что показывает мольный объем и число Авогадро? Их числовые значения.

  6. Чем истинная формула соединения отличается от простейшей?

ЛИТЕРАТУРА

Глава I

Глава I

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

  1. Сколько оксида углерода (VI) выделилось при разложении 2,21 г малахита (СuОН)2СО3, если при этом образовалось 1,59 г оксида меди и 0,18 г воды?

  2. Сколько кислорода выделилось при разложении бертолетовой соли КСIO3, если при этом образовалось 2,48 г хлорида калия KCI?

  3. В результате ряда превращений сера, содержащаяся в сульфиде железа FeS2 образовала 0,906 г сульфата бария ВаSО4. Сколько было сульфида железа?

  4. Некоторое количество оксида свинца (II) нагревалось в токе водорода. После того, как нагревание было прекращено, количество образовавшегося свинца составляло 15,07 г. Сколько воды образовалось при этом?

  5. Одинаковое ли количество воды образуется при восстановлении водородом 10 г оксида меди (I) и 10 г оксида меди (II)? Ответ подтвердите расчетом.

  6. Сколько граммов воды разложилось при действии электрического тока, если получилось 2 г водорода?

  7. Сколько граммов воды разложилось при действии электрического тока, если получилось 2 г кислорода?

  8. При восстановлении водородом навесок оксида меди (I) и окси­да свинца Рb3О4 в каждом случае получено по 3,6 г паров воды. Какое количества оксидов были взяты для реакции?

9. Сколько нужно взять оксида железа (III) и оксида олова (IV), чтобы при восстановлении углем получить по 10 г металлов?

10. При восстановлении оксидов цинка (II) и меди (II) оксидом углерода (II) при нагревании было получено по 10 г каждого метал­ла. Сколько граммов оксида углерода всего было израсходовано?

11. Сколько граммов воды получится при восстановлении 240 г оксида ртути HgO в металлическую ртуть?

  1. При нагревании оксида ртути (П) с углем получается газ, неподдерживающий дыхание, от которого мутится известковая вода. Какое еще вещество при этом получается? Сколько нужно взять исходных веществ, чтобы получить 11 г этого газа?

  2. Какое количество оксида меди (II), воды и оксида углерода(IV) должно получиться при разложении 111 г малахита (СuОН)2С03?

  3. Сколько граммов гидроксида натрия потребуется для превращения 100 сульфата меди и гпдроксид меди (II)?

15. Сколько граммов гидроксида калия потребуется для превра­щения 70 г серной кислоты в кислую соль?

16. Может ли при образовании воды 1,68 г кислорода вступать в реакцию с 0,25 г водорода? Ответ поясните.

17. Соединение содержит 46,15 % углерода, остальное азот. Моле­кулярная масса его равна 52. Найти формулу данного соединения.

18. Некоторое соединение содержит 75,76 % мышьяка и 24,24 % кислорода. Плотность его пара по воздуху составляет 13,65. Какова истинная формула соединения?

  1. Каково процентное содержание азота в нитрате аммония?

  2. При анализе одного образца руды в нем было найдено 2,8г железа. Какому количеству оксида железа (III) это соответствует?

  3. Составить формулы оксидов перечисленных ниже элементов, исходя из следующих данных: в первом О - 50 %, S - 50 % и во втором С - 42,8 %, О -57,2 %.

  4. Одинаковое ли процентное содержание железа в Fе2О3 и Fe3O4 Ответ подтвердите расчетами.

  5. Найти формулу гидроксида, имеющего следующий состав: Мn- 61,7 %, О - 36 %, Н - 2,3 %.

24. Вывести формулу вещества, в состав которого входят водород, углерод, кислород и азот в весовом отношении соответственно1:3:4:7.

25. Вещество содержит 75 % углерода и 25 % водорода. Молеку­лярная масса его 16. Найти истинную формулу вещества.

26. Имеется 800 г оксида железа (III). Сколько железа приходит­ся на это количество оксида?

27. Рассчитать процентное содержание кальция в карбонате.

  1. Вещество содержит 85,7 % углерода, 14,3 % водорода. Моле­кулярная масса его 28. Вывести истинную формулу вещества.

  2. Найти формулу гидроксида олова по следующим данным: Sn- 77,7 %, О-21,0 %, H - 1,3 %.

  3. Соединение бора с водородом (содержит 78,18 % бора. Плотность по водороду 13,71. Найти истинную формулу соединения.

  4. Вычислить молекулярную массу газа, 50 мл которого при 17о С и 103,91 кПа (780 мм.рт.ст.) имеют массу 0,222 г.

  5. Вычислить молекулярную массу газа, 300 мл которого при -9°С и 160,18 кПа (1,64 атм) имеют массу 1 кг.

  6. Один грамм газообразного вещества при давлении 102,7 кПа (770 мм.рт.ст.) и температуре 27°С занимает объем 760 мл. Определить его молекулярную массу.

  7. Какова молекулярная масса ацетона, если масса 500 мл его паров при

87°С и 96 кПа (720 мм.рт.ст.) равна 0,93 г.

  1. 0,111 г некоторого газа заняли 25 мл при температуре 17°С и 103,91 кПа (780 мм.рт.ст.). Вычислить молекулярную массу газа.

  2. При взвешивании ацетилена найдено, что масса 500 мл его при нормальных условиях равна 0,580 г. Определить молекулярную массу ацетилена и его плотность по водороду.

  3. Плотность паров фосфора по воздуху равна 4,28. Из скольких атомов состоит молекула парообразного фосфора.

  4. Газометр емкостью 20 л наполнен светильным газом. Плот­ность светильного газа по воздуху 0,4, давление 103,9 кПа 1,025атм), температура 17оС. Вычислить массу светильного газа зная, что молекулярная масса воздуха равна 29,

  5. Газообразное вещество при 102,7 кПа (770 мм.рт.ст.) и 27оС занимает объем 380 мл и имеет массу 0,5 г. Определить его молекулярную массу.

  6. Найти молекулярную массу вещества, если плотность его паров по водороду равна 46.

41. Масса 1 л воздуха при нормальных условиях равна 1,29 г, а масса 250 мл неизвестного газа 0,321 г. Определить молекулярную массу газа, исходя из его плотности по воздуху.

  1. Какова плотность но воздуху фосгена CoCI2? Какова масса 1 л этого газа при нормальных условиях?

  2. Плотность газа по водороду равна 17. Какова его плотность по воздуху?

44. При некоторой температуре плотность паров серы по оксиду углерода (IV) равна 5,82. Из скольких атомом состоит молекула серы при этой температуре?

45. Объем, занимаемый 80 г некоторого газа при 17°С и 155 кПа (1,5 атм), равен 39,6 л. Какова молекулярная масса газа?

46. Сколько молей газа при нормальных условиях содержится в 33,6 л? Чему равна масса оксида серы (IV) и в этом объеме?

47. Kaкой объем занимают при нормальных условиях 9·1021 молекул газа?

  1. Во сколько раз объем 8 г водорода больше объема такого же количества углекислого газа, находящегося при тех же условиях?

  2. Сколько молекул содержится в чайной ложке воды (5 г)?

  3. Вычислить массу молекулы хлора.

51. Масса 500 мл газа при нормальных условиях составляет 1,581 г. Определить молекулярную массу и его плотность по азоту.

  1. Какой объем займут при нормальных условиях 0,2 моля водорода и 0,2 моля кислорода?

  2. Масса 1 л газа при нормальных условиях составляет 1,25 г. Вычислить молекулярную массу газа и массу молекулы газа.

  3. Какой объем займет водород, выделившийся при растворении 3,25 г цинка в соляной кислоте (условия нормальные)?

  4. Какой объем хлора потребуется для реакции с 8 г железа? Реакция идет с образованием хлорида железа (III) FеС13.

  5. Сколько атомов содержится в 1 г водорода?

  6. Какой объем занимают при нормальных условиях 22 кг оксида углерода (IV)?

  7. Какой объем занимают при нормальных условиях 4 г метана?

  8. Какую массу имеет при нормальных условиях 1 л оксида угле­рода (II)?

  9. Масса 200 мл ацетилена при нормальных условиях равна 0,232г. Определить молекулярную массу ацетилена и его плотность по воздуху.


ТЕМА 2. ЭКВИВАЛЕНТ. ЗАКОН ЭКВИВАЛЕНТОВ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Что называется эквивалентом и эквивалентной массой?

  2. Какова сущность закона эквивалентов и его математическое выражение?

  3. Как определяется эквивалент элемента в соединениях?

  4. Чему равны эквиваленты кислот, основании, солей и оксидов в pеакциях обмена?

  5. Как рассчитывается эквивалентный объем газообразных веществ?

ЛИТЕРАТУРА

Глава I. Глава I.

Глава I. Глава I,

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Некоторый элемент образует гидрид, содержащий 8,87 % водорода. Вычислить эквивалент этого элемента.

2. Некоторый элемент образует кислородное соединение, содержащее 31,58 % кислорода. Вычислить эквивалент этого элемента.

3. 0,432 г металла образовали 0,574 г его хлористого соединения. Вычислить эквивалент металла, приняв эквивалент хлора равным 35,5.

4. Некоторый металл образует хлористое соединение, содержащее 35,45 % хлора. Вычислить эквивалент металла, приняв эквивалент хлора равным 35,5.

5. В оксиде некоторого элемента содержится 34,78 % кислорода. Определить эквивалент этого элемента.

6. Определить эквивалент металла, если 3,24 г его образует 3,72 г сульфида. Эквивалент серы равен 16.

7. При сгорании 5,4 г металла получено 10,2 г оксида. Вычислить эквивалент металла.

8. Определись эквивалент углерода в соединении, если известно, что 0,15 г его взаимодействует с 0,2 г кислорода.

9. При нагревании 0,954 г металла в кислороде было получено 1,194 г его оксида. Найти эквивалент металла

10. Элемент образует с водородом соединение, содержащее 25 % водорода. Чему равен эквивалент элемента'5

11. Сколько граммов кислорода расходуется на сгорание 42 г магния, эквивалент которого равен 12.

12. Определить эквивалент хлорида железа, зная, что, 2,71 г его без остатка взаимодействует с 2 г гидроксида натрия, эквивалент которого равен 40.

13. Определить эквивалент металла, если 3,24 г его образует 3,48 г оксида.

14. Определить эквивалент и эквивалентные массы элементов в соединениях HJ, H2S, PH3.

15. Этан содержит 80 % углерода и 20 % водорода. Чему ранен эквивалент углерода в этане?

16. В задачах 16-30 определить а) эквиваленты предложенных соединении; б) эквиваленты элементов Al, Fe, Mn, CI, N, S, С в указанных соединениях

a) HN03, Ba(OH)2, AI2O3 б) NaAlO2

17. a) HCN, Са(ОН)2, BaSO4 б) Fe2O3

18. a) H2SiF6, NaOH, CrPO4 б) FeCl2

19. а) Н3А1О3, КОН, FeSO4 б) MnCl2

20. а) Н4Р2О7, LiOH, Mg2P2O7 б) MnO2

21. а) Н3А3O4 NH4OH, (NH4)2SO4 б) K2MnO4

22. a) HCl, Mg(OH)2, AI2(SO4)3 б) HMnO4

23. a) H2SO4 Cu(OH)2, Са3(РО4)2 б) NaCl

24. a) H2SO3, Fe(OH)3, CaCO3 б) KClO4

25. а) Н2СO3, А1(ОН)3, Сг2О3 б) HClO3

26. a) Н3РО4 Fe(OH)2, K2SO4 б) N2O

27. a) H3AsO3, Mn(OH)2, MgO б) HNO2

28. a) HAlO2, Mg(OH)2, Nа3РО4 б) NH3

  1. a) H3BO3, Ni(OH)2 NaCN б) Na2SO3

30.a) H2SO4 Sn(OH)2 Na2CO3 б) CO

В задачах 31-38 определить, сколько эквивалентов соответствуют указанным объемам при нормальных условиях.

31. 5,6 л кислорода 32. 5,6 л водорода

33. 11,2 л кислорода 34. 11,2 л водорода

35. 22,4 л кислорода 36. 22,4 л водорода

37. 44,8 л кислорода 38. 44,8 л водорода

39. Какой объем займет эквивалентная масса кислорода при нормальных условиях?

40. Чему равна эквивалентная масса гидроксида натрия?

41. Какой объем при нормальных условиях соответствует 1 эквивалентной массе кислорода, 1 эквивалентной массе водорода?

  1. Чему равна эквивалентная масса азотной кислоты?

  2. Какой объем займет 1 эквивалентная масса оксида углерода (IV) при нормальных условиях?

  3. При нормальных условиях в реакции металла с кислотой выделилось 56 л водорода. Какому количеству эквивалентной массы это соответствует?

  4. Для горения магния потребовалось 1,4 л кислорода при нормальных условиях. Какому количеству эквивалентной массы это соответствует?

  5. Эквивалент элемента равен 8, атомная масса 16. Чему равна валентность элемента?

47. При какой валентности эквивалент хлора равен 11,8?

  1. Чему раина атомная масса элемента, еcли его эквивалент равен 18, а валентность 3?

  2. 1 г некоторого двухвалентного металла соединяется с 0,27 г кислорода. Вычислить атомную массу металла.

  3. При растворении 0,09 г трехвалентного металла в кислоте выделилось 112 мл водорода при нормальных условиях. Найти эквивалентную массу, атомную массу металла и составить формулу его оксида.

  4. Определить эквивалент и название двухвалентного металла, 1 г которого вытесняет из раствора медной соли 2,61 г меди. Эквивалент меди равен 31,8.

  5. При сжигании 3 г металла было получено 4,2 г его оксида. Определить атомную массу металла, зная, что его валентность равна двум. Составить формулу оксида.

  6. При сжигании 2 г металла было получено 2,8 с его оксида. Определить атомную массу металла, зная, что его валентность равна двум. Составить формулу оксида.

  7. При соединении 1,5 г трехвалентного металла с серой образовалось 4,17 г сернистого металла. Эквивалент серы равен 16. Определить название металла.

  8. На нейтрализацию 9,8 г H,SO4 израсходовано 8 г едкой щелочи. Эквивалент H2SO4 равен 49. Определить эквивалент и название щелочи.

  9. Рассчитайте эквивалентную массу металла, если при растворении 0,6 г его в кислоте выделилось 56 мл водорода, измеренного при нормальных условиях. Определить какой это металл.

  1. При нагревании 0,954 г металла в кислороде было получено 1,194 г его оксида. Найти атомную массу металла, если его валентность равна 2.

  2. При растворении 1,17 г металла в кислоте выделилось 400 мл водорода при нормальных условиях. Определить атомную массу металла, если он двухвалентен.

  3. На нейтрализацию 1г гидроксида натрия пошло 0,91 г сильной минеральном кислоты. Определить эквивалент и название кислоты. Эквивалент гидроксида натрия ранен 40.

60. На реакцию полной нейтрализации 2 г КОН израсходовано 1,75г двухосновной кислоты. Определить эквивалент, молекулярную массу и название кислоты. Эквивалент КОН равен 56.
Тема 3. СТРОЕНИЕ АТОМА

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. В чем основное содержание теории строения электронных обо­лочек по Бору?

  2. В чем проявляется двойственность природы электрона?

  3. Какое уравнение, отражающее связь между массой электрона и длиной его волны, было предложено Луи де-Бройлем? Какие вели­чины можно рассчитать на основе этого уравнения?

  4. Какие четыре квантовых числа характеризуют состояние электрона в атоме и каков физический принцип Паули, и какие следствия вытекают из него?

  5. В чем сущность принципа Паули, и какие следствия вытекают из него?

  6. На какие семейства подразделяются элементы периодической системы Д. И. Менделеева.

  7. Каков порядок заполнения электронами энергетических уровней и подуровней в атомах элементов периодической системы?

8. В чем проявляется связь между строением атомов элементов и их положением в периодической системе?

9. Как изменяются размеры атома, энергия ионизации, электроотрицательностъ элементов в пределах периодов и групп?
ЛИТЕРАТУРА

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова» iconОсновная образовательная программа специалитета, реализуемая фгбоу...
Основная образовательная программа специалитета, реализуемая фгбоу впо «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени...

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова» iconОтчеты («Заявление» (рис. 2), «Анкета», «Результаты егэ», «Оперативная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновская государственная...

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова» iconРешение Учёного совета академии
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Курская государственная сельскохозяйственная...

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова» iconПравила приема на обучение в Федеральное государственное бюджетное...
Настоящие правила приема в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова» iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Д э н., профессор кафедры маркетинга и менеджмента Коми фи-лиала вгсха найденов Н. Д

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова» iconКоммуникационных кампаний
Фгоу впо «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова»

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова» icon1. Общие положения
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова» (далее – бгсха)

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова» iconПравила приема в государственное образовательное учреждение высшего...
«московская государственная юридическая академия имени о. Е. Кутафина» по программам высшего профессионального образования в 2010...

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова» iconМетодические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «Скотоводство»
Печатается по решению методического Совета фгоу впо бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск