Скачать 363.86 Kb.
|
Наименование работы: Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по химии автор: Филимонова Валентина Геннадьевна преподаватель техникума Контактный телефон: 8922-917-03-82 г. Вятские Поляны 2014 Аннотация Данное пособие составлено в соответствии с программой по химии. Программой предусмотрены наряду с теоретическими занятиями, занятия практического характера – лабораторные работы. Лабораторные работы следует рассматривать как источник приобретения знаний, как средство предупреждения ошибок. Лабораторные работы служат для совершенствования экспериментальных умений и навыков, для выработки общих методов экспериментальной работы по химии по получению веществ, изучению их свойств. Лабораторные работы способствуют развитию умений экспериментального решения задач умению сравнивать, обобщать, делать выводы по работе, а также составлять отчет о проделанной работе. Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по химии оформлены в виде брошюры и имеются в печатном варианте в необходимом количестве для работы на занятиях (Приложение 1).
Данное пособие составлено в соответствии с программой по химии. Программой предусмотрены наряду с теоретическими занятиями, занятия практического характера – лабораторные работы. Лабораторные работы следует рассматривать как источник приобретения знаний, как средство предупреждения ошибок. Лабораторные работы служат для совершенствования экспериментальных умений и навыков, для выработки общих методов экспериментальной работы по химии по получению веществ, изучению их свойств. Лабораторные работы способствуют развитию умений экспериментального решения задач, умению сравнивать, обобщать, делать выводы по работе, а также составлять отчет о проделанной работе. Программой предусмотрено одиннадцать лабораторных работ. Перечень лабораторных работ:
Студенты допускаются к лабораторной работе только после инструктажа по технике безопасности. Студенты обязаны расписаться в журнале о том, что ознакомлены с правилами техники безопасности работ и обязуются их выполнять. Данное пособие содержит правила выполнения лабораторных работ, инструкцию по технике безопасности, правила оформление отчета, а также содержание лабораторных работ. 2. Правила выполнения лабораторных работ Студент должен: 2.1. Быть теоретически подготовленным к выполнению лабораторной работы, для этого должен выполнить весь объем домашней подготовки. 2.2. Знать, что выполнению каждой работы предшествует проверка готовности студента, которая проводиться преподавателем. 2.3. Строго соблюдать правила техники безопасности. 2.4. Выполнять работу в соответствии с инструкцией. 2.5. После выполнения работы предоставить отчет о проделанной работе с последующим обсуждением полученных результатов и выводов. 2.6. Студент, успешно сдавший отчет, получает зачет или оценку за проделанную работу. 2.7. В случае пропуска лабораторной работы по любой причине студент обязан её выполнить. 3. Правила оформления отчета по лабораторной работе Лабораторная работа № _____________________________ Тема __________________________________________________ Цель работы ______________________________________ Опыт 1. Название__________________________________________ Ответы на вопросы заданий к опыту ___________________ Опыт 2.________________________________________________ Вывод по работе__________________________________ Инструкция по технике безопасности при проведении лабораторных работ по химии
Опасные и вредные факторы:
2.Требования безопасности перед началом работы
Содержание лабораторных работ Лабораторная работа №1 Реакции ионного обмена Цель работы: Исследование свойств водных растворов электролитов, установление причин вызывающих протекание реакций ионного обмена до конца. Пояснения к работе: Работа проводиться в парах, капельным методом с использованием минимального количества реактивов. При выполнении работы студент должен уметь определять и знать окраску растворов индикаторов и индикаторной бумаги в различных растворах; уметь осуществлять реакции ионного обмена; подбирать необходимые реактивы для получения нужных веществ; знать, когда реакции ионного обмена идут до конца. Задание: Осуществить опыты в соответствии с инструкцией. Составить отчет о проделанной работе. Опыт № 1 Окраска индикаторов в различных средах Реактивы: растворы соляной кислоты HCl, гидроксида натрия NaOH, универсальная индикаторная бумага, растворы индикаторов: лакмуса, метилоранжа, фенолфталеина.
Выполнение опыта: налить в три пробирки раствора лакмуса. В первую пробирку прилить одну - две капли раствора соляной кислоты HCl, во вторую щелочи NaOH, в третью – дистиллированной воды. Отметить изменение окраски. Аналогично провести опыты по испытанию других индикаторов. Задание: 1. Наблюдения занести в таблицу
2. Написать уравнения реакций диссоциации соляной кислоты и гидроксида натрия Сделать выводы, какие ионы определяют кислую и щелочную реакцию среды. 1.2. Окраска универсальной индикаторной бумаги Выполнение опыта:На полоску универсальной индикаторной бумаги нанести по капле кислоты, воды, щелочи. Отметить изменения. Задание: сравнить окраску индикаторной бумаги со шкалой цветности. Опыт № 2 Обменные реакции в растворах электролитов
Реактивы:растворы сульфата натрия Na2SO4, хлорида бария BaCl2, сульфата меди CuSO4, гидроксида натрия NaOH. Выполнение опыта :Взять две пробирки и внести по четыре – пять капель растворов: в первую - Na2SO4, во вторую CuSO4. В первую добавить три – четыре капли раствора хлорида бария, во вторую гидроксида натрия. Отметить в обеих пробирках образование осадков. Задание: Написать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Сделать вывод, почему проведенные реакции необратимы. 2.2. Реакции с образованием газообразных веществ. Реактивы:кристаллические карбонат калия К2СО3, и гидрокарбонат натрия NaHCO3, раствор соляной кислоты HCl. Выполнение опыта:В две пробирки внести по половине микрошпателя кристаллического карбоната калия и гидрокарбоната натрия. В обе добавить пять-семь капель соляной кислоты. Наблюдать выделение газа. Задание: Составить молекулярные и ионные уравнения взаимодействия соляной кислоты с карбонатом калия и гидрокарбанатом натрия. По краткому ионному уравнению определить между какими ионами протекают реакции.
Реактивы: растворы гидроксида натрия NaOH, серной кислоты H2SO4, фосфорной кислоты H3 PO4 , фенолфталеина. Выполнение опыта : в две пробирки налить по пять –семь капель раствора гидроксида натрия и добавить по одной капле фенолфталеина. Приливать по каплям в первую раствор серной кислоты, во вторую раствор фосфорной кислоты H3 PO4 до обесцвечивания раствора. Задание: Написать молекулярные и ионные уравнения реакций. Сделать вывод об условиях реакций ионного обмена идущих до конца. Контрольные вопросы
Лабораторная работа № 2 Гидролиз солей Цель работы: Исследование процесса гидролиза и установление факторов, влияющих на гидролиз. Пояснение к работе: Гидролиз – это взаимодействие солей с водой. Существует четыре случая гидролиза солей. В ходе выполнения работы вы должны: уметь определять реакцию среды различных солей с помощью индикаторов или универсальной индикаторной бумаги, уметь практически доказывать влияние силы кислот и оснований на степень гидролиза. Задание: Выполнить опыты в соответствии с инструкцией, составить отчет Опыт № 1 Установление реакции среды растворов солей при гидролизе Реактивы: растворы карбоната натрия Na2CO3, сульфида натрия Na2S, хлорида аммония NH4 Cl, сульфата цинка ZnSO4, хлорида натрия NaCl, сульфата калия K2SO4, индикаторная бумага или индикаторы. Выполнение опыта: На универсальную индикаторную бумагу нанести по капле раствора карбоната натрия, сульфида натрия, хлорида аммония, сульфата цинка, хлорида натрия, сульфата калия. Определить реакцию среды. Задание: 1. Определить реакцию среды и природу кислот и оснований образующих соль, результаты занести в таблицу. Реакцию среды раствора обозначить знаком плюс «+»
2. Написать молекулярные и ионные уравнения реакций гидролиза солей. Опыт №2 Зависимость степени гидролиза соли от природы образующих её кислоты и основания. Реактивы: кристаллические сульфит натрия Na2SO3, карбонат натрия Na2CO3, растворы хлорида магния MgCl2, хлорида алюминия AlCl3, фенолфталеин и индикаторная бумага.
Выполнение опыта: Две пробирки до половины заполнить дистиллированной водой. В одну внести микрошпатель сульфита натрия, в другую – карбонат натрия. В каждую добавить по одной капле фенолфталеина. Отметить различие в интенсивности окраски растворов. По интенсивности окраски определить в каком случае выше концентрация гидроксид – ионов, а, следовательно, и степень гидролиза. Задание: Составить молекулярные и ионные уравнения гидролиза сульфита и карбоната натрия. |
Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине информатика для студентов I курса специальности 080507 IV курса... | Учебно-методическое пособие предназначенодля студентов 3 курса, обучающихся по профессии 23. 01. 03 Автомеханик. Пособие содержит... | ||
Информационные технологии на транспорте: Методические указания по изучению раздела «субд ms access» и выполнению лабораторных работ.... | Методические указания предназначены для студентов экономического факультета, изучающих курсы «Документирование управленческой деятельности»... | ||
Методические указания по проведению лабораторных работ предназначены для студентов гоапоу «Липецкий металлургический колледж» технических... | Методические указания к выполнению практических работ обучающимися по дисциплине оп. 05 | ||
Методические указания предназначены для студентов направлений 241000. 62 (18. 03. 02) и 151000. 62 (15. 03. 02), изучающих дисциплину... | |||
Тематика контрольных работ и методические указания для студентов по их выполнению | Помазанов В. В. Информационные технологии в юридической деятельности. Методические рекомендации для выполнения лабораторных работ,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |