Книга известного французского социолога и философа Жана Бодрийяра (р. 1929) посвящена проблемам «общества потребления»


НазваниеКнига известного французского социолога и философа Жана Бодрийяра (р. 1929) посвящена проблемам «общества потребления»
страница1/26
ТипКнига
filling-form.ru > Туризм > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
УДК I

ББК 87.66 Б 75



ISBN 5-250-01894-7
Jean Baudrillard

LA SOCIETE DE CONSOMMATION

Ses mythes, ses structures

Paris: S.Y.P.R, 1970

Перевод с французского,

послесловие и примечания

Е. А. Самарской

Бодрийяр Жан

Б 75 Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., пос-лесл. и примеч. Е. А. Самарской.— М.: Республика; Культурная рево­люция, 2006.— 269 с— (Мыслители XX века). ISBN 5-250-01894-7

Книга известного французского социолога и философа Жана Бодрийяра (р. 1929) посвящена проблемам «общества потребления», сложившегося в высокоразвитых странах Европы к 70-м гг. XX в. Основываясь на богатом экономическом и социологическом материале, Бодрийяр на примере Фран­ции дает критический анализ такого общества с философской, социологичес­кой, экономической, политической и культурной точек зрения. Он выявляет его характерные черты и акцентирует внимание на том влиянии, которое процессы, происходящие в «обществе потребления», оказывают на мораль­ное и интеллектуальное состояние его граждан. Книга написана ярко, образ­но. На русском языке издается впервые.

Адресована читателям, интересующимся современными социальными

процессами и их осмыслением.

ББК 87.66

© Издательство «Республика», 2006 Издательство «Культурная революция», 2006

Большинство французов должны были дождаться мая 1968 г., чтобы узнать, что они живут в «обществе потребления». Амери­канцы узнали это на двенадцать лет раньше, но анализы социологов вродеГэлбрейта* информировали в конечном счете только элиту, и потребовались некоторые политические события - в особенности война во Вьетнаме - для того, чтобы начался более широкий пере­смотр ситуации, выросло ее понимание или, во всяком случае, воз­никли душевные сомнения.

Этот феномен до такой степени трудно очертить, что иногда хочется спросить себя, существует ли он реально, или он изобретен для нужд социальной критики. Реально существуют богатые наро­ды и те, которые скромно претендуют на то, что находятся «на пути к развитию», но речь не об этом: в некоторых очень бедных странах встречаются островки типичного «сверхпотребления» и, наоборот, некоторые государства с относительно высоким уров­нем потребления (например, Германская Демократическая Респуб­лика) не имеют почти никаких черт общества потребления. Линия демаркации проходит в другом месте: Жан Бодрийяр думает, что именно носители информации - СМИ, как сегодня любят выражать­ся, прочерчивают эту линию. В тот момент, когда они сами стано­вятся привилегированными объектами потребления, в момент, ког­да рекламное послание впитывается с наслаждением и в первую очередь, происходит вступление в социально-экономическую органи­зацию, отличную от той, которая существовала до середины XX в. Обществом потребления является то, где не только есть предме­ты и товары, которые желают купить, но где само потребление потреблено в форме мифа.

Трудно отрицать, что речь здесь идет об опасном превращении социального метаболизма, несколько похожем на то, чем является рак для живых организмов: о чудовищном разрастании бесполезных тканей.

Но будь то миф или реальность, позиции и поведение нас, «лю­дей Запада», вот уже в течение нескольких лет так глубоко отме­чены эрой супермаркета, торгового комплекса и рекламного образа, что анализ этого поведения показался интересным, скажем даже необходимым, в рамках такой серии, как «Острие вопроса».

Введение ТОРЖЕСТВО ПРЕДМЕТНЫХ ФОРМ


Да осыпьте его всеми земными благами, утопите в счастье совсем с головой, так, чтобы только пу­зырьки вскакивали на поверхности счастья, как на воде; дайте ему такое экономическое довольство, чтоб ему совсем уж ничего больше не оставалось делать, кроме как спать, кушать пряники и хлопо­тать о непрекращении всемирной истории - так он вам и тут человек-то, и тут, из одной неблаго­дарности, из одного пасквиля мерзость сделает.

Достоевский Ф. М. Записки из подполья

Существует сегодня вокруг нас своего рода фантастическая оче­видность потребления и изобилия, основанная на умножении бо­гатств, услуг, материальных благ и составляющая род глубокой му­тации в экологии человеческого рода. Собственно говоря, люди в обществе изобилия окружены не столько, как это было во все време­на, другими людьми, сколько объектами потребления. Их повсед­невное общение состоит не в общении с себе подобными, а в получе­нии, в соответствии с растущей статистической кривой, благ и по­сланий и в манипуляции с ними, начиная с очень сложного домашнего хозяйства и десятков его технических рабов вплоть до «городского оборудования» и всей материальной машинерии коммуникаций и профессиональных служб, вплоть до постоянного зрелища прослав­ления объекта в рекламе и в сотнях повседневных посланий, исходя­щих от СМИ, заполненных бессмысленным кишением неопределен­но навязчивых гаджетов и символическими психодрамами, которые предлагают ночные темы, преследующие нас даже в наших мечтани­ях. Понятия «окружения», «среды» имеют, вероятно, такую популяр­ность только с тех пор, как мы живем, по существу, не столько в бли­зости к другим людям, не в присутствии их самих и их размышле­ний, сколько под немым взглядом послушных и заставляющих галлюцинировать предметов, которые повторяют нам все время одну и ту же речь о нашем ошеломляющем могуществе, потенциальном изобилии, о нашем отсутствии друг для друга. Как ребенок стано­вится волком в результате жизни вместе с хищниками, так и мы сами постепенно становимся функциональными. Мы переживаем время вещей: я хочу сказать, что мы живем в их ритме и в соответствии с их непрерывной последовательностью. Сегодня мы видим, как они рож­даются, совершенствуются и умирают, тогда как во всех предшеству­ющих цивилизациях именно вещи, инструменты или долговечные монументы жили дольше, чем поколения людей.

Веши не составляют ни флоры, ни фауны. Однако они создают явное впечатление размножающейся растительности или джунглей, где новый дикий человек современности с трудом отыскивает вновь проявления цивилизации. Эти фауна и флора созданы человеком и появляются, чтобы окружить его и проникнуть в него, как в дурных научно-фантастических романах; нужно попытаться скорее описать, какими мы их видим и переживаем, никогда не забывая, что при всей их пышности и изобилии они являются продуктом человеческой де­ятельности и что они подчинены не естественным экологическим законам, а закону меновой стоимости.

«На самых оживленных улицах Лондона теснятся магазины, в витринах которых сверкают все богатства мира: индийские шали, американские револьверы, китайский фарфор, парижские корсеты, русские меха и тропические пряности; но все эти вещи мирского на­слаждения носят на лбу роковые беловатые бумажные знаки с арабс­кими цифрами и лаконичными надписями £, s., d. (фунт стерлингов, шиллинг, пенс). Таков вид товаров, вступающих в обращение»1.

Изобилие и коллекция

Самой поражающей характерной чертой современного города является, конечно, нагромождение, изобилие предметов. Большие магазины с их богатством одежды и продовольственных товаров составляют как бы первичный пейзаж и геометрическое место изо­билия. Но сами улицы с их переполненными сверкающими витри­нами (наименее редким благом является свет, без которого товар не был бы самим собой), с их выставками колбас, весь праздник про­довольствия и одежды, которые они выводят на сцену, - всё вызы­вает феерическое слюноотделение. Существует нечто большее в этом нагромождении, нежели просто совокупность продуктов: оче­видность излишка, магическое и окончательное уничтожение нуж­ды, пышное и ласковое предзнаменование земли обетованной. Наши рынки, наши коммерческие артерии, наши супердешевые универ­сальные магазины подражают, таким образом, вновь обретенной необычайно плодовитой природе: это наши Ханаанские долины, где текут не молоко и мед, а волны неона на кетчуп и пластик. Но что за важность! Возникает сильное впечатление, что этого не просто до­статочно, но слишком много, и много для всего мира: покупая час-

1 Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 71.

тицу, вы уносите с собой в коробке обваливающуюся пирамиду ус­триц, мяса, груш или спаржи. Вы покупаете часть от целого. И это повторяющееся действие в отношении потребляемой материи, то­вара, весь этот избыток принимает, если употребить большую со­бирательную метафору, образ дара, неисчерпаемого и красочного изобилия праздника.

Вопреки видимости нагромождения, которое является самой ру­диментарной, но и самой впечатляющей формой изобилия, пред­меты организуются в наборы, или в коллекции. Почти все магази­ны одежды, электробытовые и т. д. предлагают серии различных предметов, которые отсылают одни к другому, соответствуют друг другу и отличаются друг от друга. Витрина антиквара - это рос­кошная аристократическая модель тех ансамблей, которые напо­минают не столько о субстанциональном сверхизобилии материи, сколько о гамме избранных и взаимодополняющих предметов, пре­доставленных не только для выбора, но также и для цепной пси­хологической реакции потребителя, который их рассматривает, ин­вентаризует, схватывает их как целостную категорию. Сегодня мало предметов предлагается в одиночку, без контекста говоря­щих о них других предметов. И отношение потребителя к предме­ту вследствие этого изменилось: он не относится больше к пред­мету, ориентируясь только на его специфическую пользу, а рас­сматривает ансамбль предметов в их целостном значении. Стиральная машина, холодильник, посудомоечная машина и т. д. имеют в совокупности иной смысл по сравнению со смыслом каж­дого из них, если его взять как отдельную вещь. Витрина, реклам­ное объявление, фирма-производитель, фирменный знак, который здесь играет существенную роль, навязывают тем самым связное, групповое видение предметов как почти неразделимого целого, как цепи, которая в таком случае не является больше рядом про­стых предметов, но сцеплением значащих предметов в той мере, в какой они обозначают один другого в качестве суперпредмета, ком­плексного и вовлекающего потребителя в серию усложненных мо­тиваций. Видно, что предметы никогда не предлагаются потреби­телю в абсолютном беспорядке. В некоторых случаях они могут подражать беспорядку, чтобы лучше соблазнить, но всегда они располагаются в определенном порядке, чтобы проложить глав­ные пути, чтобы ориентировать покупательский импульс в сети предметов, чтобы соблазнить покупателя и вести согласно своей собственной логике вплоть до максимального вложения и до гра­ниц его экономического потенциала. Одежда, приборы, предметы туалета составляют, таким образом, последовательность предме-

тов, которые вызывают у потребителя инерционное принуждение: он пойдет последовательно от предмета к предмету. Он будет вов­лечен в подсчет предметов, что отлично от опьянения покупкой и присвоением, которое возникает от самого изобилия товаров.

Дрогстор*

Синтез изобилия и подсчета - это дрогстор. Дрогстор (или новый коммерческий центр) создает возможность связи различных форм по­требительской деятельности, немаловажными из них являются шо-пинг, флирт с предметами, игровое блуждание и комбинирование воз­можностей. В этом качестве дрогстор является более характерным для современного потребления, чем большие магазины, где количе­ственное скопление продуктов оставляет меньше места для игрового исследования, где освещение, расположение предметов навязывают более утилитарное продвижение и где сохраняется кое-что от той эпохи, когда они были рождены и когда происходило приобщение многочисленных классов к обычным предметам потребления. Дрог­стор имеет совсем другой смысл: он представляет не различные ка­тегории товаров, а сочетание знаков всех категорий благ, рассматри­ваемых в качестве частичных представителей знаковой целостнос­ти. Культурный центр там становится составной частью коммерческого центра. Не следует понимать это так, что культура там «проституирована»: это было бы слишком просто. Она там культу-рализована. Одновременно товар (одежда, бакалея, ресторан и т. д.) там тоже культурализован, трансформирован в игровую и отличительную субстанцию, в аксессуар роскоши, в один из элементов общей кол­лекции потребляемых благ. «Новое искусство жить, новый способ жить, современная повседневность, - говорит реклама, - заключает­ся в умении сделать из шопинга приятное, в одном и том же месте с кондиционированным воздухом покупать за один раз провизию, пред­меты для квартиры и для деревенского дома, одежду, цветы, после­дний роман и последнюю техническую новинку, между тем как муж и дети смотрят фильм, пообедать всем на месте и т. д.». В коммерчес­ких центрах есть кафе, кино, книжный магазин, аудитория, безде­лушки, одежда и еще много других вещей; дрогстор наподобие ка­лейдоскопа, может все представить. Если большой магазин дает яр­марочное зрелище товаров, дрогстор предлагает утонченный концерт

* Звездочки в тексте отсылают к примечаниям переводчицы, помещенным в конце книги. - Ред.

потребления, все «искусство» которого состоит как раз в том, чтобы играть на двусмысленности знака в предметах и превращать их ста-тус полезного товара в игру «окружения», распространенную на всех неокультуру, где нет больше различия между высшим сортом бака­леи и галереей живописи, между «Плейбоем» и «Трактатом о пале­онтологии». Дрогстор стремится модернизироваться вплоть до пред­ложения «серого вещества». «Продажа продуктов сама по себе нас не интересует, мы хотим внести туда частицу серого вещества... Три этажа, бар, танцевальная площадка и места продажи. Безделушки, диски, карманные книги, интеллектуальные книги - всего понемно­гу. Но здесь не стремятся льстить клиентуре. Здесь предлагают поис­тине «кое-что». Языковая лаборатория функционирует на втором эта­же. Среди дисков и книжек находят место великие произведения, ко­торые волнуют наше общество. Поисковая музыка, тома, объясняющие эпоху. Именно «серое вещество» сопровождает про­дукты. Значит, дрогстор - это и новый стиль, отличающийся чем-то большим, может быть, некоторым количеством разума и человечес­кой теплоты».

Дрогстор может стать целым городом: это Парли-2, с его гигант­ским шопинг-центром, где «искусство и развлечения смешиваются с повседневной жизнью», где каждая группа резиденций сияет вокруг своего плавательного бассейна, который становится полюсом притя­жения. В кружок собраны церковь, теннисные корты («стоит ли об этом говорить»), элегантные магазинчики, библиотека. Самая малень­кая станция зимнего спорта воспроизводит эту «универсалистскую» модель дрогстора: там представлены все виды деятельности, систе­матически собранные и объединенные в соответствии с главным по­нятием «среды». Таким образом, Флэн ля Продиж предлагает вам в одно и то же время целостное, многообразное, комбинированное су­ществование. «.. .Наш Монблан, наши еловые леса - наши олимпийс­кие дорожки, наша детская «площадка» - наша архитектура, чекан­ная, отшлифованная, отполированная как произведение искусства, чистота воздуха составляют утонченное окружение нашего форума (по образцу средиземноморских городов... Именно здесь расцветает жизнь на обратном пути с лыжных дорожек. Кафе, рестораны, магазинчики, катки, ночной клуб, кино, центр культуры и развлечений объединены в форуме, чтобы предложить вам помимо лыжных прогулок богатую и разнообразную жизнь) - вот наша внутренняя линия телевидения -наше будущее на мировом уровне (скоро нас будут классифицировать как монумент искусства в министерстве культуры)».

Мы находимся на той стадии, когда «потребление» охватывает всю жизнь, когда все роды деятельности комбинируются одним и тем



же способом, когда русло удовольствий прочерчено заранее, час за часом, когда «среда» целостна, имеет свой микроклимат, устроена, культурализована. В феноменологии потребления общий микрокли­мат жизни, благ, предметов, услуг, поведения и социальных отноше­ний представляет собой законченную стадию в эволюции, которая начинается с простого изобилия товаров и через образование цепи объектов потребления доходит до всеобщего координирования дей­ствий и времени, до системы окружающей среды, вписанной в буду­щие города, каковыми являются дрогсторы, Парли-2 или современ­ные аэропорты.

Парли-2

«Самый большой коммерческий центр Европы»

«В одном месте сгруппированы Весна, Базар де л'Отель де Виль, Диор, Присуник, Лянвен, Франк и сыновья, Эдиар, два кино, дрог-стор, суперрынок, Сума и сотня других магазинчиков!»

Существуют на выбор два императива для магазинов от бакалеи до дома моделей: коммерческий динамизм и эстетическая сущность. Знаменитый лозунг «Безобразное плохо продается» здесь преодолен. Он мог бы быть заменен другим: «Красота обрамления является пер­вым условием счастливой жизни».

Структура в два этажа... организована вокруг центральной «Ал­леи», главной артерии и триумфального пути в два уровня. Прими­рение малой и большой торговли... примирение современного рит­ма и античной праздности.

Испытываешь никогда ранее не ведомый комфорт, когда медленно прогуливаешься между магазинами, предлагающими их соблазны зап­росто, даже без экрана витрины, идешь по Аллее, являющейся одно­временно как бы улицей Мира и Елисейскими Полями, оживленной игрой фонтанов, деревьями из минералов, киосками и скамьями, Ал­лее, совершенно свободной от сезонов и ненастья: исключительная система микроклимата, обеспеченная тринадцатью километрами труб кондиционированного воздуха, создаст там царство вечной весны.

Там не только можно все купить, от пары шнурков до авиацион­ного билета, найти страховые компании и кинематографы, банки или медицинские службы, клуб игры в бридж и выставку искусства, но, кроме того, люди там не являются рабами времени: Аллея, как вся­кая улица, доступна семь дней из семи, как днем, так и ночью.

Естественно, центр устроен для тех, кто хочет самого современ­ного способа оплаты с помощью «кредитной карточки». Она осво­бождает от чеков, от наличных денег... и даже от трудных дней в

конце месяца... Теперь чтобы заплатить, вы показываете вашу карту и подписываете счет. Это все. Каждый месяц вы получаете выписку из счета, который вы можете оплатить за один раз или в рассрочку.

В этом союзе комфорта, красоты и пользы посетители Парли об­наруживают материальные условия счастья, в котором им отказыва­ют наши анархические города.

Мы находимся здесь в очаге потребления, который представляет собой тотальную организацию повседневности, тотальную гомоге-низациюТгде все схвачено и преодолено в удобстве, в полупрозрач­ности абстрактного «счастья», определяемого единственно как рас­слабление напряженности. Дрогстор, расширенный до размеров ком­мерческого центра и будущего города, - это сублимация всей реальной жизни, всей объективной общественной жизни, где ликвидируются не только труд и деньги, но и времена года, этот издалека идущий цикл природы включен также, наконец, в общую гомогенность! Труд, досуг, природа, культура, всё это некогда разбросанное и порож­давшее тоску и сложность в реальной жизни, в наших «анархичес­ких и архаических» городах, все эти разорванные и более или ме­нее несводимые друг к другу виды деятельности - все это смешано, размешано, наделено особым климатом, гомогенизировано в одном и том же движении вечного шопинга, все это в конечном счете ли­шено пола в одном и том же гермафродитном окружении моды! Все это, наконец, переварено и превращено в одну и ту же гомогенную фекальную материю, наверное, именно в результате исчезновения «наличных» денег, еще слишком зримого симъола реальной фекаль-ности реальной жизни и экономических и социальных противоре­чий, которые ее некогда неотступно преследовали, - всему этому ко­нец: контролируемая, смазанная, потребленная фекальность пере­шла теперь в вещи, повсюду рассеяна в неразличимости вещей и социальных отношений. Как в римском Пантеоне синкретично сосу­ществовали в огромном «дайджесте» боги всех стран, так в нашем Супершопингцентре, который для нас является нашим Пантеоном, на­шим Пандемониумом, объединились вес боги или демоны потребле­ния, то есть все виды деятельности, все работы, все конфликты и все времена года, уничтоженные в одной и той же абстракции. В субстан­ции объединенной таким образом жизни, в этом универсальном дайд­жесте не может больше быть смысла: невозможны больше мечта, по­эзия, работа рассудка, то есть великие схемы перемещения и сгущения, великие метафоры и противоречия, которые покоятся на живом соеди­нении различных элементов. Единственное, что здесь царит, - это веч­ная замена гомогенных элементов. Нет больше символической функ­ции, есть вечная комбинаторика «среды» в условиях вечной весны.


10

11



ЧУДОТВОРНЫЙ СТАТУС ПОТРЕБЛЕНИЯ

Меланезийские туземцы были очарованы пролетающими в небе са­молетами. Но никогда эти предметы к ним не спускались. Белые сумели их заполучить, потому что они располагали в некоторых местах на земле сходными предметами, которые привлекали летающие самоле­ты. Поэтому туземцы стали делать подобие самолета из ветвей и лианы, выделили участки земли, которые они тщательно освещали ночью, и стали терпеливо ждать, когда настоящие самолеты там приземлятся.

Не обвиняя в примитивизме (а почему нет?) антропоидных охот­ников-сборщиков, блуждающих в наши дни в джунглях городов, мож­но тем не менее извлечь из действий туземцев притчу об обществе потребления. Ожидая чуда от потребления, такой охотник тоже приво­дит в действие предметы-симулянты, характерные знаки счастья, и затем ждет (безнадежно, сказал бы моралист), что счастье придет само.

Вопрос не в том, чтобы видеть в этом аналитический прием. Речь идет просто о частной и коллективной потребительской ментальнос-ти. Но на этом довольно поверхностном уровне можно рискнуть сде­лать сравните: именно магическая мысль управляет потреблением, именно ментальность чуда управляет повседневной жизнью; это мен-тальность примитивных народов в том смысле, что ее основой являет­ся вера во всемогущество мыслей: здесь это вера во всемогущество знаков. Богатство, «изобилие» является в действительности только накоплением знаков счастья. Удовольствия, которые даруют сами пред­меты, являются эквивалентом подобия самолетов, уменьшенными моделями меланезийцев, то есть предвосхищенным отблеском вирту­ального Великого Удовольствия, Тотального Изобилия, последнего Ликования окончательно спасшихся чудом, безумная надежда которых питает повседневную банальность. Эти мельчайшие удовольствия яв­ляются еще только практикой заклинания духов, средствами заполу­чить, заклясть тотальное Благосостояние, Блаженство.

Благодеяния потребления не переживаются в повседневной прак­тике как результат труда или процесс производства, они переживают­ся как чудо. Существует, разумеется, различие между меланезийским туземцем и телезрителем, который садится перед своим телевизором, нажимает кнопку и ждет, что образы всего мира слетятся к нему: обра­зы обычно подчиняются, между тем как самолеты никогда не снисхо­дят, чтобы приземлиться по магическому приказанию. Но этот техни­ческий успех недостаточен, чтобы показать, что наше поведение реа­листично, а поведение туземцев связано с чем-то воображаемым. Одна и та же психика сказывается в том, что, с одной стороны, магическая вера индейцев никогда не разрушается (если здесь не получается, то

12

именно потому, что не сделано всё надлежащее) и что, с другой сто­роны, чудо телевидения постоянно реализуется, не переставая быть чудом, - это происходит благодаря технике, которая стирает в созна­нии потребителя сам принцип социальной действительности, дол­гий процесс общественного производства, ведущий к потреблению образов. Таким образом, телезритель, как туземец, переживает при­своение образа как захват, осуществившийся в результате действен­ного чуда.

Миф о Карго

Потребительские блага кажутся, таким образом, захваченными силой, они не считаются результатами тщательной обработки исход­ного материала. И в более общем смысле изобилие благ, будучи от­резано от своих объективных причин, воспринимается как милость природы, как манна и благодеяние небес. Меланезийцы - опять они -развивали похожим образом в контакте с Белыми мессианский культ, культ Карго: Белые живут в изобилии, меланезийцы не имеют ниче­го именно потому, что Белые сумели захватить или незаконно при­своить товары, которые предназначены им, Черным, их предками, ушедшими за край света. Однажды, когда будет разрушена магия Белых, предки Черных вернутся с чудесным грузом, и они больше никогда не будут знать нужды.

Поэтому «слаборазвитые» народы воспринимают западную по­мощь как нечто ожидавшееся, естественное и то, что им было дав­но положено. Так действует магическая медицина - без связи с ис­торией, техникой, непрерывным прогрессом и мировым рынком. Но если на это посмотреть пристальнее, то не окажется ли, что спас­шиеся благодаря росту производства западные люди коллективно ведут себя таким же образом? Не переживает ли масса потребите­лей изобилие как результат природы, будучи окружена фантазма-ми страны обетованной и убежденная вследствие рекламного пе­речня, что все ей будет дано заранее и что она имеет законное и неотчуждаемое право на изобилие? Искренняя вера в потребление составляет новый элемент: новые поколения являются отныне на­следниками - они наследуют не только блага, но и естественное ~'право*ш изооилие. Так переживают на Западе миф о Карго, между тем как он идет к закату в Меланезии. Ведь даже если изобилие делается повседневным и банальным, оно переживается как повсед­невное чудо в той мере, в какой оно проявляется не как произведен­ное, вырванное, завоеванное в результате исторического и обще­ственного усилия, а как розданное благодетельной мифологичес-

13

кой инстанцией, законными наследниками которой мы являемся: Техникой, Прогрессом, Ростом и т. д.

Это не означает, что наше общество не было когда-то, говоря объективно и с полной определенностью, обществом производства, системой производства и, в результате, сферой экономической и политической стратегии. Но теперь в него включается система потребления, каковая является системой манипуляции знаками. В этой мере может быть проведена параллель (вероятно, рискован­ная) с магической мыслью, ибо и та и другая живут знаками и под защитой знаков. Все больше и больше фундаментальных форм деятельности наших современных обществ дают место логике зна­ков, предстают в рамках анализа кодов и символических систем -они от этого не становятся примитивными обществами и пробле­ма исторического производства этих знаков и кодов сохраняется целиком, - но подобный анализ должен соединиться с анализом процесса материального и технического производства как его те­оретическое продолжение.

Головокружительное потребление катастрофы

_Практика знаков всегда амбивалентна, ей всегда принадлежит функция заклятия в двойном смысле слова: в смысле производства, овладения посредством знаков (силами, реальностью, счастьем и т. д.) и в смысле воспроизведения чего-то в памяти с целью отрицания его и устранения. Известно, что магическая мысль в ее мифах направле­на на заклятие перемен и истории. В определенной мере распростра­ненное потребление образов, фактов, информации также имеет в виду заклясть реальное в знаках реального, заклясть историю в знаках из­менения и т. д.

Мы потребляем реальное либо путем предвосхищения, либо рет­роспективно, во всяком случае на дистанции, каковая является дис­танцией знака. Например, когда Пари-Матч описывал нам тайных агентов, которые пользуются протекцией Генерала и тренируются с автоматами в подвалах Префектуры, то этот образ не воспринимался как «информация», отсылающая к политическому контексту и к его истолкованию; для каждого из нас он значил соблазн великолепного покушения, чудесного события насилия; покушение сбудется, оно движется к этому, его образ является предвестием и предвосхищен­ным наслаждением, все порочное свершается. Здесь можно видеть такое же смещение, которое характерно для ожидания чудесного изо­билия в Карго. Карго или катастрофа - таков всегдашний итог голо­вокружительного потребления.

14

Можно с полным основанием сказать, что в образе проявляются и потребляются наши фантазии. Но этот психологический аспект ин­тересует нас меньше, чем то, что приходит в образ, чтобы быть в нем одновременно потребленным и отвергнутым: реальный мир, собы­тие, история.

Для средств массовой коммуникации в обществе потребления ха­рактерна подача разных фактов в форме универсального происше­ствия. Всякая политическая, историческая, культурная информация получается нами в одной и той же одновременно безобидной и чу­дотворной форме происшествия. Она вся целиком актуализована, то есть драматизирована в форме зрелища, и вся целиком деактуализо-вана, то есть взята на дистанции ввиду посредничества коммуника­ции и сведена к знакам. Происшествие не является поэтому одной из многих категорий, это кардинальная Категория нашей магической мысли, нашей мифологии.

Подобная мифология опирается тем не менее на ненасытное^тзе-бование реальности, «истины», «объективности». Повсюду докумен­тальное кино, прямой репортаж, экстренное сообщение, фотошок, документальное свидетельство и т. д. Повсюду ищут «сердце собы­тия», «сердце столкновения», le in vivo, «лицом к лицу» - стремятся испытать головокружение от целостного присутствия в событии, по­чувствовать Великое Содрогание Живого, то есть еще раз j/видеть Чудо, потому что истина события видимого, переданного по телеви­зору, записанного на киноленту, именно означает в точности, что я там не был. Но это и есть самая большая заранее предусмотренная истина, иначе говоря, факт быть там, не будучи там, или, еще раз иначе, - фантазм.

Массовые коммуникации дают нам не действительность, а голо­вокружение от действительности. Или, если не играть словами, действительность без головокружения, ибо сердце Амазонии, серд­це реального, сердце страсти и войны, «Сердце» находится в геомет­рически очерченном месте массовых коммуникаций и придает им головокружительную убедительность, - это поистине jo место, где ничего не происходит. Это аллегорический знак страсти и события, и знаки являются успокоительными.

Мы живем, таким образом, под покровом знаков и в отказе от действительности. Чудесная безопасность: когда мы смотрим на об­разы мира, кто отличит это краткое вторжение действительности от глубокого удовольствия не быть в ней? Образ, знак, послание, все то, что мы «потребляем», - это наше душевное спокойствие, подкреп­ленное дистанцией от мира, которое даже сильный намек на действи­тельность скорее убаюкивает, чем нарушает.

15

Содержание посланий, смыслы знаков глубоко индифферентны. Мы не включены туда, и средства информации не направляют нас к миру, они дают нам потреблять знаки в качестве знаков, удостове­ренных между тем образом действительности. Именно здесь мож­но определить праксис потребления. Отношение потребителя к дей­ствительному миру, к политике, истории, культуре не является от­ношением интереса, участия, принятой ответственности - но оно не является и тотальным безразличием: это отношение любопыт­ства. Можно сказать в соответствии с той же самой схемой, что характеристикой потребления, как мы его здесь определили, не яв­ляется познание мира, но ею не является и тотальное невежество: оно определяется как НЕЗНАНИЕ.

Любопытство и незнание обозначают одно и то же совокупное поведение перед лицом действительности, поведение распространен­ное и систематизированное практикой массовых коммуникаций и характеризующее, таким образом, наше «общество потребления»: это отказ от действительности на основе жадного и умножающегося изу­чения ее знаков.

В связи со сказанным мы можем определить и место потребле­ния: это повседневная жизнь. Последняя не является просто суммой повседневных фактов и действий, проявлением банальности и по­вторения; она есть система интерпретации. Повседневность - раз­лагает тотальный праксис на сферу трансцендентную, автономную и абстрактную (политика, социум, культура) и на сферу имманентную, замкнутую и абстрактную, область «частной жизни». Труд, досуг, семья, отношения - индивид, пользуясь инволютивным методом, ре­организует всё это по ту сторону мира и истории в связную систему основанную на замкнутости частного, на формальной свободе инди­вида, на успокоительном присвоении среды и на незнании. Повсед­невность является с объективной точки зрения тотальности бедной и остаточной, но в другом смысле она является торжествующей и эй-форической в ее стремлении к тотальной автономизации и переин­терпретации мира «для внутреннего потребления». Именно здесь находится внутренняя, органическая связь между частной сферой повседневности и массовыми коммуникациями.

Повседневность как Verborgenheit' была бы невыносима без по­добия мира, без видимости участия в мире. Ей нужно питаться обра­зами и умноженными знаками этого трансцендентного мира. Душев­ный покой в сфере повседневности имеет, как мы видели, потреб­ность в головокружении от действительности и истории. Он

Закрытость (нем.), - Пер.

16

сохраняется при постоянном потреблении насилия. Это навязчивость повседневности. Она любит лакомиться событиями и силой, лишь бы эта сила служила ей, находясь взаперти. Карикатурно, что теле­зритель расслабляется перед картинами войны во Вьетнаме. Телеви­зионный образ как перевернутое окно выходит сначала на комнату, и в этой комнате жестокая внешность мира становится интимной и по­рочной теплотой.

На этом «живом» уровне потребление превращает максималь­ное исключение из мира (реального, социального, исторического) в максимальный знак безопасности. Оно достигает при этом счас­тья через недостаток, счастья, состоящего в рассасывании напря­жений. Но оно сталкивается с противоречием между пассивностью, которая отличает эту новую систему ценностей, и нормами обще­ственной морали, которая в существенной мере остается моралью волюнтаризма, действия, эффективности и жертвы. Отсюда усилен­ное чувство виновности, связанное с новым стилем гедонистичес­кого поведения, отсюда выраженная ясно «стратегами желания» потребность освободить пассивность от виновности. Ради милли­онов людей, лишенных истории и счастливых этим, нужно лишить пассивность виновности. И именно здесь вмешивается зрелищная драматизация, осуществляемая средствами массовой информации (происшествие или катастрофа - распространенная тема всех по­сланий); для того чтобы было разрешено противоречие между пу­ританской моралью и моралью гедонистической, нужно, чтобы ду­шевный покои частной сферы проявлялся как ценность вырванная, постоянно находящаяся под угрозой, всегда рядом с катастрофи­ческой судьбой. Насилие и бездушие внешнего мира нужны не толь­ко для того, чтобы безопасность ощущалась более глубоко как та­ковая (это присуще экономии наслаждения), но также и для того, чтобы каждый был вправе выбирать безопасность как таковую (это присуще моральной экономии спасения). Нужно, чтобы вокруг ох­раняемой зоны цвели знаки судьбы, страсти, фатальности, чтобы повседневность записала в свой актив великое, возвышенное, об­ратной стороной которых она поистине является. Фатальность дол­жна быть повсюду предложена, обозначена, чтобы банальность этим насытилась и получила оправдание. Чрезвычайная рентабельность сообщений об автомобильных происшествиях на радио, в прессе, в индивидуальном и национальном мышлении доказывает сказанное: это самое наглядное проявление «повседневной фатальности», и если оно эксплуатируется с такой страстью, то именно потому, что выполняет важную коллективную функцию. Рассказы об автомо­бильной смерти испытывают, впрочем, конкуренцию со стороны

17

метеорологических прогнозов; в обоих случаях мы имеем дело имен­но с мифической парой: одержимость солнцем и сожаление в связи со смертью неразделимы.

Повседневность представляет, таким образом, любопытную смесь эйфории от комфорта и пассивности и «мрачного наслажде­ния» от сознания возможности жертв, приносимых судьбе. Все это составляет специфическую ментальность или, скорее, «сентимен­тальность». Общество потребления хочет быть, как Иерусалим, охваченным в кольцо, богатым и находящимся под угрозой, в этом его идеология1.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Похожие:

Книга известного французского социолога и философа Жана Бодрийяра (р. 1929) посвящена проблемам «общества потребления» iconБорис Юльевич Кагарлицкий Марксизм: не рекомендовано для обучения
Книга известного социолога и политолога Бориса Кагарлицкого актуальная попытка определить место марксизма в современной общественной...

Книга известного французского социолога и философа Жана Бодрийяра (р. 1929) посвящена проблемам «общества потребления» iconКнига известного американского социолога Питера Людвига Бергера является...
Подобный подход позволяет автору весьма нетривиально взглянуть даже на традиционные темы социологии, такие как

Книга известного французского социолога и философа Жана Бодрийяра (р. 1929) посвящена проблемам «общества потребления» iconКнига, которая расходится быстрее всех книг в мире
Представляем читателям перевод книги известного американского специалиста Д. Карнеги (1888 1955)

Книга известного французского социолога и философа Жана Бодрийяра (р. 1929) посвящена проблемам «общества потребления» iconИнститут конфуция в бгпу центр по сохранению историко-культурного наследия амурской области
Конференция посвящена актуальным проблемам развития и взаимодействия Российской Федерации и Китайской Народной Республики на современном...

Книга известного французского социолога и философа Жана Бодрийяра (р. 1929) посвящена проблемам «общества потребления» iconКнига не оставит равнодушными тех, кому интересны философия, буддизм...
Книга представляет письма известного буддолога и религиозного деятеля Б. Д. Дандарона (1914-1974) к Наталии Юрьевне Ковригиной (в...

Книга известного французского социолога и философа Жана Бодрийяра (р. 1929) посвящена проблемам «общества потребления» iconУказатель сокращений
Книга посвящена вопросам прекращения трудового договора по основаниям, не вошедшим в ранее выпущенные авторами в настоящей серии...

Книга известного французского социолога и философа Жана Бодрийяра (р. 1929) посвящена проблемам «общества потребления» iconВ. Д. Москаленко Книги посвящена психологии зависимости от психоактивных...
Книга предназначена для широкого круга читателей, а также для психологов, психотерапевтов, наркологов, социальных работников и других...

Книга известного французского социолога и философа Жана Бодрийяра (р. 1929) посвящена проблемам «общества потребления» iconВ. Д. Москаленко Книги посвящена психологии зависимости от психоактивных...
Книга предназначена для широкого круга читателей, а также для психологов, психотерапевтов, наркологов, социальных работников и других...

Книга известного французского социолога и философа Жана Бодрийяра (р. 1929) посвящена проблемам «общества потребления» iconВ. Д. Москаленко Книги посвящена психологии зависимости от психоактивных...
Книга предназначена для широкого круга читателей, а также для психологов, психотерапевтов, наркологов, социальных работников и других...

Книга известного французского социолога и философа Жана Бодрийяра (р. 1929) посвящена проблемам «общества потребления» iconКнига известного швейцарского ученого А. Боннара уникальное по глубине...
Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона / Пер с франц. О. В. Волкова; Предисл проф. В. И. Авдиева. — М.: Искусство, 1992...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск