Тема: Правовое и социальное развитие общественных отношений. Нации и межнациональные отношения (обобщение и закрепление знаний)


Скачать 372.39 Kb.
НазваниеТема: Правовое и социальное развитие общественных отношений. Нации и межнациональные отношения (обобщение и закрепление знаний)
страница1/4
ТипУрок
filling-form.ru > Туризм > Урок
  1   2   3   4
УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, 10 КЛАСС

А.Б.ГУРЕНКО, УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

МАОУ СОШ № 47

Тема: Правовое и социальное развитие общественных отношений. Нации и межнациональные отношения (обобщение и закрепление знаний).

Цель: развивать умение толерантно относиться к людям другой национальности, ценить вклад, который внесла каждая нация в общемировую культуру.

Ожидаемые учебные результаты:

- сформировать представление о природе межнационального конфликта, о возможных способах ведения национальной политики, об основных принципах национальной политики РФ.

- развивать навыки работы в группах, в парах, анализа и решения предложенных ситуаций.

Основные используемые термины и понятия: род, племя, нация, патриотизм, национализм, толерантность, национальная политика, стереотипы.

Основные виды деятельности: самостоятельная работа с цитатами и документами, работа в группах.

Ход урока

  1. Мотивация.

Прочитайте рассказ:

«Я знал одного мальчика… Но это был не один мальчик, а семеро. Да, да, судите сами!

Жил он в Риме, звали его Паоло, и отец его был вагоновожатым. Но жил он и в Париже, звали его Жан, и его отец работал на автомобильном заводе.

Он жил в Берлине, звали его Курт, и отец его был виолончелистом.

Жил он в Москве, звали его Эрой, точно так же как Гагарина, и отец его был каменщиком и изучал математику.

А еще он жил в Нью-Йорке, звали его Джимми, и у его отца была бензоколонка.

Сколько я вам уже назвал? Пятерых. Не хватает двоих. Одного звали Чу, он жил в Шанхае, и отец его был рыбаком. И, наконец, последнего мальчика звали Пабло, жил он в Буэнос-Айресе, и отец его был маляром.

Паоло, Жан, Курт, Юра, Джимми, Чу и Пабло – мальчиков вроде бы семеро, но все равно это был один и тот же мальчик, которому семь лет, он умел читать и писать и ездил на велосипеде, не держась за руль…»

(Дж. Родари «Один и семеро» (из книги для чтения «Права человека».))
Вопросы к тексту:

  1. Как вы думаете, почему автор рассказа разных мальчиков называет одним, что у них общего?

  2. Какая между ними разница?

  3. Что, по Вашему мнению, может помочь людям разных стран, разной национальности лучше понять друг дуга?


- Межнациональные отношения – тема, которая в настоящее время является очень актуальной. Как научиться жить в мире с собой и другими, понимать общемировое значение каждой нации? Вопросы, ответы на которые нужно искать в наше время. Важно понять природу национальных конфликтов, стараться искать выход из сложных ситуаций, избегая силовых решений. Основным принципом национальной политики РФ, как и многих стран, является принцип толерантности, но важно, чтобы этот принцип стал не просто декларацией, а частью культуры, частью повседневной жизни. Это занятие позволяет еще раз с помощью практических заданий рассмотреть данную тему, задуматься об этих важных вопросах.

  1. Целеполагание, объявление прогнозируемых результатов:

- Повторить понятия «род», «племя», «нация», «патриотизм», «национализм», «толерантность», «стереотипы»;

- Определить возможные способы ведения национальной политики;

- Понять необходимость терпимого, уважительного отношения к людям другой национальности, расы, убеждений;

- научиться вести конструктивный диалог, убеждать, используя аргументы, а не силу.

  1. Предоставление необходимой информации.

Информация не является абсолютно новой, многие понятия, которые будут использоваться на занятиях, уже известны учащимся.

  1. Работа с учебником.

Прочитайте текст учебника стр. 221 ( учебник Л.Н.Боголюбова «Человек и общество. Обществознание »).

Заполните следующую схему:

Род … … раса.

Поясните последовательность заполнения схемы, объясняя используемые понятия.

  1. Приведите примеры известных вам, существующих в современном мире, наций (6 примеров) и запишите их на доске.

  2. Определите наиболее типичную, как вам кажется, положительную черту характера, присущую названной нации, запишите ее рядом с названием нации, поставив при этом знак «+».

  3. Определите наиболее типичную, как вам кажется, отрицательную черту характера, присущую названной нации, запишите ее рядом с названием нации, поставив при этом знак «-».

  4. Ответьте на вопросы.

-Всегда ли ваши представления о ком-либо являются верными?

-Что такое стереотипы?

-Как Вы считаете, как стереотипы влияют на межнациональные отношения?

6. Дайте определения по цепочке: «национальная политика», «патриотизм», «национализм», «толерантность».

  1. Интерактивное упражнение «Переговоры».

  1. Учитель проводит инструктаж, напоминает правила работы в группе и в парах.

  2. Необходимо расставить классные парты следующим образом: в центре должны стоять три стола поперек по отношению ко всем другим партам. На некотором отдалении друг от друга, по правой стороне от столов, стоящих в центре, поставьте парты для работы в трех группах. С левой стороны также расставьте парты для работы в трех группах.

  3. Нужно разделить учащихся на группы, для этого им раздаются карточек, на которых написаны проблемы одного из межнациональных конфликтов, которые существуют в современном мире(см. Приложение 1).

Учащиеся должны вспомнить, в какой стране этот конфликт происходит:

1-я группа. «Проблема франко-канадцев в провинции Квебек» (5 карточек), на столе карточка с надписью «Канада».

2-я группа. «Арабо-израильский конфликт» (5 карточек), на столе карточка с надписью « Ближний Восток».

3-я группа. «Война в Чечне» (5 карточек), на столе карточка с надписью «Российская Федерация».

4-я группа. «Проблема провинции Бретань» (5 карточек), на столе карточка с надписью «Франция».

5-я группа. «Проблема Северной Ирландии» (5 карточек), на столе карточка с надписью «Великобритания».

6-я группа. «Проблема басков» (5 карточек), на столе карточка с надписью «Испания».

Создается еще одна группа – посредник «Международные наблюдатели» (см. Приложение 2).

  1. Объяснение задания.

Представьте, что в результате совместных научно-исследовательских экспедиций был открыт новый остров, на котором есть запасы нефти, теперь нужно решить, кому этот остров будет принадлежать. Для этого нужно:

а) подготовиться к переговорам;

б) придумать три аргумента для убеждения противоположной стороны; определить, какие идеи (национализм или толерантность) будут в основе этих аргументов и вашей национальной политики;

в) выбрать дипломата, который будет вести переговоры.

5. Проведение переговоров:

  • «Канада – Ближний Восток»;

  • «РФ – Франция»;

  • «Великобритания – Испания».

Этапы переговоров:

  1. Объявление аргументов;

  2. Возвращение к своей группе, получение помощи;

  3. Предложения «международных наблюдателей»;

  4. Подведение итогов (уступить остров, компромисс, война):

Нужно определить, какие идеи (национализм, толерантность) лежали в основе аргументов партнеров по переговорам.

В том случае если какие-то стороны решили начать войну, то проводится «референдум» в «странах-группах», а те, кто нашел компромисс, присоединяются к группе «международных наблюдателей» и помогают затушить возникающий конфликт.

  1. Рефлексия.

Задайте вопросы:

  1. Легко ли быть толерантным, когда затрагиваются интересы (политические, экономические, личные)?

  2. Какие идеи должны лежать в основе национальной политики современных государств, чтобы можно было избегать межнациональных конфликтов?

  3. Какая часть занятия была для Вас наиболее интересна, почему?

  1. Итог урока.

Россия – уникальная страна, с уникальной историей и собственным опытом решения национального вопроса. Нам сейчас важно проанализировать и бережно использовать этот опыт, развивая его лучшие традиции и достижения. Думаем, что, следуя духу нашей самобытности, накопленному опыту дружбы народов, не стесняясь и не охаивая, а собирая его в единую волю, можно формировать необходимое для российского общества, его народов и граждан достойное самочувствие и их стремление к единению в решении тех насущных задач, которые стоят перед реформируемой Россией. Это предполагает и постоянный конструктивный диалог между властью и рождающимися в процессе демократизации институтами гражданского общества.

Домашнее задание: написать эссе « Национальная политика современной России: основные принципы», «Легко ли в России быть нерусским?», «Русские не в России: ближнее и дальнее зарубежье».

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Задание для 1-й группы «Канада».

Представьте, что в результате совместно научно-исследовательских экспедиций был открыт новый остров, на котором есть запасы нефти. Теперь нужно решить, кому этот остров будет принадлежать. Для этого нужно:

а) приготовиться к переговорам;

б) придумать три аргумента для убеждения противоположной стороны; определить, какие идеи ( национализм или толерантность) будут в основе этих аргументов и Вашей национальной политики;

в) выбрать дипломата, который будет вести переговоры.

Задание для 2-й группы «Ближний Восток».

Вам сообщили, что в результате совместно научно-исследовательских экспедиций был открыт новый остров, на котором есть запасы нефти. Теперь нужно решить, кому этот остров будет принадлежать. Для этого нужно:

а) приготовиться к переговорам;

б) придумать три аргумента для убеждения противоположной стороны; определить, какие идеи ( национализм или толерантность) будут в основе этих аргументов и Вашей национальной политики;

в) выбрать дипломата, который будет вести переговоры.
Задание для 3-й группы «Российская Федерация».

Вы узнали, что в результате совместно научно-исследовательских экспедиций был открыт новый остров, на котором есть запасы нефти. Теперь нужно решить, кому этот остров будет принадлежать. Для этого нужно:

а) приготовиться к переговорам;

б) придумать три аргумента для убеждения противоположной стороны; определить, какие идеи ( национализм или толерантность) будут в основе этих аргументов и Вашей национальной политики;

в) выбрать дипломата, который будет вести переговоры.

Задание для 4-й группы «Франция».

Представьте следующую ситуацию, что в результате совместно научно-исследовательских экспедиций был открыт новый остров, на котором есть запасы нефти. Теперь нужно решить, кому этот остров будет принадлежать. Для этого нужно:

а) приготовиться к переговорам;

б) придумать три аргумента для убеждения противоположной стороны; определить, какие идеи ( национализм или толерантность) будут в основе этих аргументов и Вашей национальной политики;

в) выбрать дипломата, который будет вести переговоры.

Задание для 5-й группы «Великобритания».

Вам нужно принять решение. В результате совместно научно-исследовательских экспедиций был открыт новый остров, на котором есть запасы нефти. Теперь нужно решить, кому этот остров будет принадлежать. Для этого нужно:

а) приготовиться к переговорам;

б) придумать три аргумента для убеждения противоположной стороны; определить, какие идеи ( национализм или толерантность) будут в основе этих аргументов и Вашей национальной политики;

в) выбрать дипломата, который будет вести переговоры.

Задание для 6-й группы «Испания».

Представьте, что в результате совместно научно-исследовательских экспедиций был открыт новый остров, на котором есть запасы нефти. Теперь нужно решить, кому этот остров будет принадлежать. Для этого нужно:

а) приготовиться к переговорам;

б) придумать три аргумента для убеждения противоположной стороны; определить, какие идеи ( национализм или толерантность) будут в основе этих аргументов и Вашей национальной политики;

в) выбрать дипломата, который будет вести переговоры.

Приложение 2

Задание для группы «Международные наблюдатели».

  1. В этой группе должно быть 3 человека, по количеству пар, участвующих в переговорах.

  2. Во время переговоров «Международные наблюдатели» не должны допустить, чтобы разгорелся новый межнациональный конфликт. Для этого необходимо выработать предложения, которые помогут сторонам найти компромисс.


Приложение 3

Правила ведения переговоров

  1. Найдите время для подготовки.

Учитывая сложность процесса переговоров, не удивительно, что без подготовки не обойтись. Прежде всего, она активизирует предшествующий опыт, а также закладывает прочный фундамент для предстоящих переговоров. Подготовка может состоять из нескольких минут спокойной сосредоточенности перед самым началом встречи. Или же она может включать несколько часов коллективного обсуждения наилучших тактических приемов. Подготовка может включать репетицию: обсуждение пойдет по продуманному вами сценарию, если вы отрепетируете презентацию. Итак:

-не жалейте времени на предварительную подготовку (несмотря на дефицит времени, готовьтесь к переговорам заранее);

-правильно подбирайте людей, нужных для подготовки (участников предстоящих переговоров или просто тех, кто может помочь);

-собирайте и анализируйте необходимую информацию ( возьмите основные материала с собой на переговоры).

Предварительная подготовка не означает, что все пойдет точно по плану. Она поможет вам корректировать и гибко изменять вашу тактику при внезапном повороте событий. Опыт может сократить время подготовки, но не заменяет ее. Никогда не пренебрегайте подготовкой, не жалейте времени и усилий потраченных на нее. Тогда вам не придется после провала переговоров говорить: «Вот если бы я…»

  1. Обеспечьте четкую коммуникацию.

Наряду с предварительной подготовкой четкое построение переговоров – основа успеха. Ваши сообщения в сложной ситуации должны быть предельно четкими. Детальное объяснение повышает качество достигнутого соглашения.

Ваше четкое сообщение:

-способствует пониманию: вы избегаете путаницы и рассматриваете именно те вопросы, которые стоят на повестке дня;

-производит хорошее впечатление, ясность изложения создает ощущение уверенности, определенности, в конечном итоге увеличивает силу вашего влияния на ход переговоров.

3. Постарайтесь выглядеть «на все сто».

Ваш внешний вид должен быть органичным и соответствовать обстоятельствам. Например, мужчина должен быть одет в деловой костюм, при этом в отдельных случаях допускается менее формальный стиль ( рубашка с галстуком в стране с жарким климатом). У женщин более широкий выбор, но они тоже должны соблюдать общие принципы.

Не менее важна манера поведения участников переговоров. Вы можете произвести впечатления человека:

-хорошо подготовленного (это сделает вашу позицию весомее);

-организованного (тот же эффект);

-уверенного (это значительно повысит доверие к вашим словам, особенно веру в утверждения о том, что вы сделали все, что могли);

-хорошо подготовленного в профессиональном плане ( вы заслужите массу положительных характеристик (опытный эксперт, знающий, солидный), если не будете суетится и терять нить разговора).

Иногда имеет смысл дополнительно усилить это впечатление. В некоторых случаях допустимо даже преувеличение. Конечно, слова имеют большой вес; но многие выводы делаются на основе визуальных сигналов, и этим нужно пользоваться.
  1   2   3   4

Похожие:

Тема: Правовое и социальное развитие общественных отношений. Нации и межнациональные отношения (обобщение и закрепление знаний) iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия Деловая игра «Ответственность...
Одной из задач гражданского воспитания является правовое воспитание учащейся молодежи. Оно предполагает воздействие, направленное...

Тема: Правовое и социальное развитие общественных отношений. Нации и межнациональные отношения (обобщение и закрепление знаний) iconСхема анализа посещенного занятия
Ознакомление с новым материалом, закрепление изученного, применение знаний и умений, обобщение и систематизация знаний, проверка...

Тема: Правовое и социальное развитие общественных отношений. Нации и межнациональные отношения (обобщение и закрепление знаний) iconРоссийская Федерация социальное государство, политика которого направлена...
Охрана и укрепление здоровья нации является важнейшей стратегической задачей России, необходимым условием достижения национальной...

Тема: Правовое и социальное развитие общественных отношений. Нации и межнациональные отношения (обобщение и закрепление знаний) iconТема: Объяснительная записка
Цель: повторение и закрепление знаний учащихся об объяснительной записке как виде делового письма

Тема: Правовое и социальное развитие общественных отношений. Нации и межнациональные отношения (обобщение и закрепление знаний) iconРоссийской Федерации Негосударственное образовательное учреждение...
Предпринимательские отношения как составная часть предмета гражданского права. Понятиепредпринимательскойдеятельности. Подходы к...

Тема: Правовое и социальное развитие общественных отношений. Нации и межнациональные отношения (обобщение и закрепление знаний) iconУчебное пособие. Тема 1
Проверка и закрепление знаний по теории и методологии криминалистической идентификации, а также по ее использованию в оперативно-розыскной...

Тема: Правовое и социальное развитие общественных отношений. Нации и межнациональные отношения (обобщение и закрепление знаний) iconАдминистративный регламент
«Социальное развитие села до 2013 года» и областной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2012 года»

Тема: Правовое и социальное развитие общественных отношений. Нации и межнациональные отношения (обобщение и закрепление знаний) iconТема: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» воспитателя мбдоу
Психическое развитие детей дошкольного возраста таково, что позволяет формировать у них представление о правах человека. Эта работа...

Тема: Правовое и социальное развитие общественных отношений. Нации и межнациональные отношения (обобщение и закрепление знаний) iconПравовое регулирование земельно-имущественных отношений
Правовое регулирование земельно-имущественных отношений. (Вопросы и ответы). Вып. 3 / Отв ред. Н. В. Кляус, канд юрид наук, начальник...

Тема: Правовое и социальное развитие общественных отношений. Нации и межнациональные отношения (обобщение и закрепление знаний) iconОсмыслению анализируемого материала, степень владения профессиональным...
Вкр имеет своей целью систематизацию, обобщение и закрепление теоретических знаний, практических умений, оценку сформированности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск