Рабочая программа дисциплины б. 11 Метрология, стандартизация и сертификация по направлению подготовки (специальности) 100100 Сервис


Скачать 386.29 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины б. 11 Метрология, стандартизация и сертификация по направлению подготовки (специальности) 100100 Сервис
страница1/3
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3

Министерство спорта Российской Федерации

Башкирский институт физической культуры (филиал) УралГУФК

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б3. Б.11 Метрология, стандартизация и сертификация


по направлению подготовки (специальности) 100100 Сервис

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная

Уфа 2014

1.Организационно-методический раздел
1.1 Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины: формирование знаний и навыков метрологии, стандартизации и сертификации, способности использовать нормативные документы по метрологии, стандартизации и сертификации при оказании услуг в сфере сервиса.

Задачи дисциплины: изучить вопросы теории и практики метрологии, стандартизации и сертификации, их места и роли в процессе менеджмента сервисных услуг; правовых и организационно-методических основ метрологии, стандартизации и сертификации.
1.2 Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания дисциплины
Данная дисциплина относится к базовой части профессионального цикла.

Изучение дисциплины требует знания, полученные ранее при освоении дисциплин «Математика», «Введение в направление», «Физика», «Химия», «Экология», «Сервисная деятельность», «Сервисология», «Менеджмент в сервисе», «Основы предпринимательской деятельности» и др.

Данная дисциплина необходима для успешного освоения дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Технология торгового сервиса», «Проектирование дизайна предприятий», «Исследования в сервисной деятельности», «Безопасность товаров» и др.

В процессе освоения данной дисциплины студенты должны овладеть следующими общекультурными и профессиональными компетенциями: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-16, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-10, ПК-12, ПК-13, ПК-15.
1.3 Перечень формируемых компетенций
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО: ПК 3, ПК 6, ПК 8 выпускника.
1.4 Требования к уровню содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать основные принципы государственной политики в сфере социально-культурных услуг; нормативно-правовую базу метрологии, стандартизации и сертификации; особенности стандартизации в сфере социально-культурных услуг; принципы защиты прав потребителей социально-культурных услуг; цели, схемы и системы сертификации;

- уметь использовать полученные знания и правовые нормы в практических целях; использовать нормативные документы; применять техническое и метрологическое законодательство для решения профессиональных задач; применять основные способы повышения качества услуг;

- владеть навыками определения оптимального уровня унификации и стандартизации.
1. 5 Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий1




темы

Наименование практического занятия

Аудиторная и самостоятельная работа студентов

1.

Техническое законодательство по стандартизации и сертификации как основа сервисной деятельности. Закон РФ «О защите прав потребителей». Цели и задачи государственного надзора

Вопросно-ответная форма занятия. Закрепление пройденного материала. Дискуссия.

2.

Техническое регулирование и технические регламенты в сфере сервиса: структура, порядок разработки, применение регламентов

Доклад. Дискуссия. Работа с нормативными актами

3.

Стандартизация: цели, принципы, функции и задачи, методы. Научная база стандартизации. Государственная (национальная) система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ)

Доклад. Дискуссия. Работа с нормативными актами

4.

Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Международная и региональная стандартизация. Межотраслевые системы (комплексы) стандартов. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ)

Доклад. Дискуссия. Работа с нормативными актами

5.

Стандартизация туристических услуг. Деятельность органа по сертификации туристических услуг и услуг гостиниц.

Доклад. Дискуссия. Работа с нормативными актами

6.

База стандартов в сфере гостиничного и туристического бизнеса. Классификация гостиниц.

Круглый стол. Работа с нормативными актами

7.

Условия осуществления сертификации услуг размещения. Классификация и проектирование туристических услуг

Доклад. Дискуссия. Работа с нормативными актами

8.

Сертификация систем менеджмента качества: правила и порядок проведения

Доклад. Дискуссия. Работа с нормативными актами


2. Содержание дисциплины

2.1 Объемы дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Распределение по семестрам

(в ч.)

Общая трудоемкость дисциплины

144

Семестр 5

Аудиторные занятия

72

72

Лекции

30

30

Практические занятия

42

42

Самостоятельная работа

72

72

Вид итогового контроля

экзамен


2.2 Темы дисциплины и их краткое содержание




Наименование темы

Краткое содержание темы




1

2

3

1

Предмет и задачи курса. Государственное регулирование сферы сервиса в российской федерации. Сущность качества. характеристика требований к качеству услуг. Оценка качества. Система качества

Место курса в подготовке специалистов, его цели и структура. Обеспечение качеств услуг как основная цель деятельности по стандартизации и сертификации в области сервиса.

Приоритетные направления государственного регулирования сервисной деятельности. Сущность, цели, задачи стандартизации сервисных услуг. Сущность качества. Характеристика требований к качеству продукции и услуг. Оценка качества. Система качества.

3

Техническое законодательство по стандартизации и сертификации как основа сервисной деятельности. Закон РФ «О защите прав потребителей». Цели и задачи государственного надзора

Понятие о техническом регулировании, технический регламент, структура, порядок применения. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов. Система штрафов, налагаемых на исполнителей некачественных услуг. Основные цели, задачи Закона РФ «О защите прав потребителей».

4

Техническое регулирование и технические регламенты в сфере сервиса: структура, порядок разработки, применение регламентов

Государственные стандарты в сфере сервисного обслуживания, классификации гостиниц, обеспечения безопасности пассажирских перевозок. Правила предоставления гостиничных услуг, услуг общественного питания, бытового обслуживания, транспортных перевозок пассажиров. Положения о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национальных парков, предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий, сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха.

5

Стандартизация: цели, принципы, функции и задачи, методы. Научная база стандартизации и сертификации в России и за рубежом. Государственная (национальная) система стандартизации российской федерации (ГСС РФ)

Понятие стандартизации. Нормативные документы по стандартизации. Цели, принципы, функции, задачи стандартизации. Методы стандартизации. Виды стандартов. Мировой опыт стандартизации и сертификации. История стандартизации и сертификации. История стандартизации и сертификации различных видов сервиса. Характеристика системы ГСС РФ: органы и службы. Классификация стандартов: национальные стандарты, стандарты организаций. Технический регламент.

6

Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Международная и региональная стандартизация

Задачи международного сотрудничества в области стандартизации. Международная организация по стандартизации (ISO). Понятие международный стандарт. Классификация стандартов. Порядок применения. Организация работ по стандартизации туристической деятельности в рамках Европейского союза.

7

Межотраслевые системы (комплексы) стандартов. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ)

Стандарты качества. Система стандартов социальной сферы. Классификаторы ТЭИ. Общественные классификаторы. Каталогизация услуг.

8

Стандартизация туристических услуг. Деятельность органа по сертификации туристических услуг и услуг гостиниц

Цели, принципы стандартизации. Стандарты качества (критерии оценки) туристического продукта. Классификация туристических услуг. Типовые правила предоставления туристических услуг. Должностные обязанности персонала

туристической фирмы. Требования по обеспечению безопасности туристов.

9

База стандартов в сфере гостиничного и туристического бизнеса. Классификация гостиниц

Стандарты индустрии гостеприимства. Общероссийские классификаторы: ОКУН, ОКОНХ, ОКДП, ОКПО, КФС, СООГУ, ОКВЭД и другие. Система классификации гостиниц в странах мира. Система классификации гостиниц в РФ. Документы, регламентирующие сертификацию услуг гостиниц в РФ. Методика оценки соответствия гостиниц и других средств размещения критериям (критерии балльной оценки).

10

Условия осуществления сертификации услуг размещения. Классификация и проектирование туристических услуг

Понятие сертификация услуг. Цели, принципы подтверждения соответствия. Оценка соответствия. Подтверждение соответствия. Форма подтверждения соответствия. Декларирование соответствия. Сертификат и декларация соответствия. Знак соответствия. Сертификация как процедура подтверждения соответствия. Участники добровольной и обязательной сертификации. Правила и документы по проведению работ в области сертификации. Порядок сертификации. Схемы сертификации услуг. Услуги туроператора, турагента. Коды. Услуги средств размещения. Коды. Проектирование туристической услуги: технологическая карта туристического путешествия. График загрузки туристического предприятия, информационный листок к туристической путёвке, структура и основное содержание отчёта о проведении экспедиционного обследования маршрута. Паспорт трассы похода, технологическая карта экскурсии, схема маршрута транспортной экскурсии. Устав фирмы. Договор с контрагентами, гостиницами, предприятиями питания, страховыми обществами, с объектами достопримечательностей города, с ассоциацией гидов-переводчиков. Требования информации о туре для потребителя услуги. Договор туристической фирмы с туристом. Требования к помещению туристической фирмы.

11

Сертификация систем менеджмента качества (СМК): правила и порядок проведения. ИСО 9000

Предсертификационный этап. Этап предварительной оценки готовности проверяемой организации и оценки системы качества. Заявка заявителя-исполнителя услуг. Решение о проведении работ по сертификации. Договор на проведение работ по сертификации. Создание комиссии и назначение председателя, определение состава комиссии с каждой стороны. Этап проверки и оценка качества в организации. Проведение сертификационной проверки с составлением акта оценки соответствия средства размещения требованиям нормативных документов. Содержание акта. Решение о выдачи сертификата соответствия. Инспекционный контроль сертификации (СМК). Виды работ при инспекционном контроле. Внеплановый инспекционный контроль. Разрешение на применение знака соответствия. Применение знака соответствия СМК. Сроки проведения работ. Конфиденциальность информации. Условия отказа в сертификации. Направления развития систем оценки и подтверждения соответствия. Направления развития систем оценки и подтверждения в РБ. Программы администрации РБ по развитию туристического и других видов бизнеса в регионе.


2.3 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Тема 1. Государственное регулирование туристической деятельности в Российской Федерации. Сущность качества. Характеристика требований к качеству продукции и услуг. Оценка качества. Система качества.

Тематика рефератов:

1. Приоритетные направления государственного регулирования сервисной деятельности в Российской федерации.

2. Система государственного регулирования безопасности товаров и услуг.

3. Защита прав потребителей и поддержка отечественных товаропроизводителей: основные проблемы и пути их решения.

Задания:

1. Перечислите основные права потребителей туристических и гостиничных услуг.

2. Перечислите и проанализируйте обязанности исполнителей туристических и гостиничных услуг.

Тема 3. Техническое законодательство по стандартизации и сертификации как основа сервисной деятельности. Закон РФ «О защите прав потребителей». Цели и задачи государственного надзора.

Тематика рефератов:

1. Техническое законодательство по стандартизации и сертификации как основа сервисной деятельности.

2. Закон РФ «О защите прав потребителей».

3. Ответственность исполнителя услуг. Права потребителя услуг.

Задания:

Изучив законодательную базу стандартизации и оценки соответствия в сервисе схематически изобразите цели технического регулирования по разделам:

1. Государственное регулирование через технические элементы.

2. Цели технического регулирования.

3. Саморегулирование через национальные стандарты и стандарты организаций.

Тема 4. Техническое регулирование и технические регламенты в сфере сервиса: структура, порядок разработки, применение регламентов (4 часа).

Тематика рефератов:

1. Система добровольной сертификации услуг в сфере сервиса – ГОСТ Р.

2. Схема разработки и введения в действие различных категорий стандартов.

Тема 5. Стандартизация: цели, принципы, функции и задачи, методы, научная база стандартизации и сертификации в России и за рубежом. Государственная (национальная) система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) (4 часа).

Тематика рефератов:

1. Стандартизация: цели, принципы, функции и задачи, методы.

2. Научная база стандартизации и сертификации в России и за рубежом.

3. Государственная (национальная) система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ).

Тема 6. Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Международная и региональная стандартизация.

Тематика рефератов:

1. Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации: история создания, цели, задачи деятельности, структура.

2. Межгосударственные стандарты: общие правила применения.

3. Международные организации по стандартизации.

4. Организация работ по стандартизации в рамках Европейского союза.

5. Соглашение по техническим барьерам в торговле.

Тема 7. Межотраслевые системы (комплексы) стандартов. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ).

Тематика рефератов:

1. Стандарты, обеспечивающие качество продукции.

2. Система стандартов по управлению информацией.

3. Система стандартов социальной сферы.

4. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации как объект стандартизации.

Тема 8. Стандартизация туристических услуг. Деятельность органа по сертификации туристических услуг и услуг гостиниц.

Тематика рефератов:

1. Порядок проведения сертификации.

2. Порядок подачи и форма заявки на сертификацию.

3. Порядок проведения и принятия решения по заявке.

4. Выбор схемы сертификации. Применение схем.

5. Оценка соответствия услуг установленным требованиям. Оформление результатов. Принятие решения о выдаче сертификата.

6. Инспекционный контроль сертификационных услуг.

Задания:

1. Заполните бланк Сертификата соответствия.

2. Оформите акт оценки услуг туристической фирмы.

3. Оформите акт оценки услуг средств размещения.

4. Оформите акт оценки инспекционного контроля туристической фирмы.

5. Оформите акт оценки инспекционного контроля средств размещения.

Тема 9. База стандартов в сфере гостиничного и туристического бизнеса. Классификация гостиниц.

Тематика рефератов:

1. Государственная система классификации гостиниц и других средств размещения (ГСК) утв. Приказом Минэкономразвития и торговли 21.06.2003, № 197.

2. Система классификации гостиниц и других средств размещения (СКГ) (15.07.2005, № 1004-р, утв. Приказом Федерального агентства по туризму от 21.07.2005, № 86). Структура. Содержание. Порядок применения.

Задания:

1. Назовите цели ГСК, какие средства размещения она классифицирует, что включает экспертиза оценки соответствия.

2. Определите какая система классификации гостиниц по уровню комфорта является наиболее распространённой в мире. Дайте её развёрнутую характеристику.

3. Дайте классификацию предприятий, входящих в состав гостиничных сетей. В какой системе осуществляют классификацию гостиниц и номеров на категорию в России.

4. Охарактеризуйте этапы оценки соответствия средств размещения.

5. Дайте характеристику базы стандартов туристического бизнеса.

Тема 10. Условия осуществления сертификации услуг размещения. Классификация и проектирование туристических услуг

Задание:

1. Изучите «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН).

Сравните классификацию услуг по рассматриваемым направлениям ОКУН, с классификацией услуг, приведённой в ГОСТ Р 2000 «Туристические услуги. Общие требования» и в ГОСТ Р 50764-95, дайте заключение о соответствии или несоответствии этих классификаций.

2. Оформите бланк заявки на проведение работ по сертификации услуг туристической фирмы.

3. Оформите бланк заявки на проведение работ по сертификации услуг гостиницы.

Тема 11. Сертификация систем менеджмента качества: правила и порядок проведения.

Тематика рефератов:

1. Подготовка туристского предприятия к сертификации туристско-экскурсионных услуг. Основные этапы.

2. Пакет документов для сертификации туристских услуг. Структура, порядок заполнения и подачи.

3. Сертификация услуг туроператара. Основные этапы. Структура, порядок заполнения и подачи документов.

4. Сертификация услуг по организации экскурсий. Основные этапы. Структура, порядок заполнения и подачи документов.

5. Сертификация услуг по обучению основам туристских и альпинистских навыков. Основные этапы. Структура, порядок заполнения и подачи документов.
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа дисциплины б. 11 Метрология, стандартизация и сертификация по направлению подготовки (специальности) 100100 Сервис iconПрограмма по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
Учебная программа по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» разработана в соответствии с требованиями Государственного...

Рабочая программа дисциплины б. 11 Метрология, стандартизация и сертификация по направлению подготовки (специальности) 100100 Сервис iconМетодические рекомендации для обучающихся по выполнению практических...
Составители: преподаватель дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» Л. В. Лисник

Рабочая программа дисциплины б. 11 Метрология, стандартизация и сертификация по направлению подготовки (специальности) 100100 Сервис iconРуководство по изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»
«Метрология, стандартизация и сертификация» является базой при подготовке инженеров электротехнического профиля и должна формировать...

Рабочая программа дисциплины б. 11 Метрология, стандартизация и сертификация по направлению подготовки (специальности) 100100 Сервис iconРабочая программа учебной дисциплины «Метрология, Стандартизация и сертификация»
Для изучения дисциплины студент должен обладать знаниями по дисциплинам «Математика», «Информатика», «Физика», «Общая электротехника...

Рабочая программа дисциплины б. 11 Метрология, стандартизация и сертификация по направлению подготовки (специальности) 100100 Сервис iconКафедра “Биофизика” Мокров Ю. В. Метрология, стандартизация и сертификация
«Метрология, стандартизация и сертификация», читаемого автором в объеме 32 академических часов. В нем рассмотрены основы метрологии...

Рабочая программа дисциплины б. 11 Метрология, стандартизация и сертификация по направлению подготовки (специальности) 100100 Сервис iconТемы контрольных работ по дисциплине «стандартизация, метрология...
Темы контрольных работ по дисциплине «стандартизация, метрология и сертификация» для специальности 080300 «коммерция»

Рабочая программа дисциплины б. 11 Метрология, стандартизация и сертификация по направлению подготовки (специальности) 100100 Сервис iconРабочая программа учебной дисциплины «Метрология, Стандартизация и технические измерения»
Для изучения дисциплины студент должен обладать знаниями по дисциплинам «Математика», «Информатика», «Физика», «Теоретические основы...

Рабочая программа дисциплины б. 11 Метрология, стандартизация и сертификация по направлению подготовки (специальности) 100100 Сервис iconМетодические указания к выполнению практических и лабораторных работ...
Стандартом начального профессионального образования по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания», утвержденным...

Рабочая программа дисциплины б. 11 Метрология, стандартизация и сертификация по направлению подготовки (специальности) 100100 Сервис iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Стандартизация метрология, и сертификация»
Специальность 080401. 65 «Товароведение и экспертиза товаров» (по областям применения)

Рабочая программа дисциплины б. 11 Метрология, стандартизация и сертификация по направлению подготовки (специальности) 100100 Сервис iconДисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» Перечень вопросов...
В каких случаях допускается отказ в регистрации систем добровольной сертификации?

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск