Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2014-2015 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт»


НазваниеМетодическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2014-2015 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт»
страница1/13
ТипМетодическое письмо
filling-form.ru > Туризм > Методическое письмо
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»
Методическое письмо

«О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2014-2015 учебном году»



  1. Характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ»


Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария, т.е. методов и средств познания реальности. Можно сказать, что она представляет собой «метадисциплину», в которой сформировался язык, общий для многих научных областей. Информатика даёт ключ к пониманию многочисленных процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, в социологии, экономике, литературе и др.).

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. В информатике формируются многие виды деятельности, которые носят метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность. Это моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; информационный аспект управления процессами и пр.

Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы современного естественно-научного мировоззрения, основанного на триаде: материя - энергия - информация.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

II. Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение преподавания предмета «Информатика и ИКТ».
Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2014/2015 учебном году осуществляется в соответствии федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (далее – ФК ГОС ООО) и федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования (далее – ФК ГОС С(П)ОО).

Преподавание предмета «Информатика» осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО), федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС ООО) с учетом следующего нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:

ФК ГОС ООО

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями (приказы Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 24.01.2012 № 39);

  • Федеральный базисный учебный план (приказ Минобразования России от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») с изменениями (приказы Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241, 30.08.2010 г. № 889, 03.06.2011 г. № 1994, 01.02.2012 г. № 74);

  • региональный базисный учебный план (приказ министерства образования Саратовской области от 6 декабря 2004 г. № 1089 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Саратовской области, реализующих программы общего образования») с изменениями (приказы министерства образования Саратовской области от 27.04.2011 г. № 1206, от 06.04.2012 г. № 1139);

  • приказ министерства образования Саратовской области от 18 июня 2014 года № 1526 «Об утверждении перечня профильных предметов»;

  • примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).

ФГОС НОО

  • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373) с изменениями (приказы Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357).

ФГОС ООО

  • федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. № 1897);

  • письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • примерные программы по информатике.

Также при проведении уроков информатики в образовательных учреждениях Саратовской области следует руководствоваться следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

  • федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»);

  • федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»);

  • письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

  • порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 года № 1400);

  • порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 25 декабря 2013 года № 1394);

  • письмо Министерства образования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

  • письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 «О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»;

  • письмо Министерства образования и науки РФ (Департамент государственной политики в образовании) от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

  • постановление № 189 от 29.12.2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03»;

  • постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

  • постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 апреля 2007 г. №22 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2198-07 «Изменение № 1 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03»;

  • постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. №48 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2620-10 «Изменение № 2 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03»;

  • постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03 сентября 2010 г. №116 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2732-10 «Изменение № 3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03»;

  • письмо Министерства образования Российской Федерации от 13 августа 2002 г. № 01-51-088ин «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях»;

  • методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами или видеодисплейными терминалами в учебных заведениях системы общего среднего и среднего профессионального образования (Разработано в Институте информатизации образования Российской академии образования).



III. Траектории непрерывного информационного образования
На данный момент предусмотрены различные модели непрерывного обучения предмету «Информатика и ИКТ». Продвижение учащихся в обучении информатики требует от школы формирования соответствующих условий изучения предмета на начальной, основной ступенях обучения и разнообразия траекторий обучения школьников в зоне удовлетворения их профильных интересов на старшей ступени обучения, в том числе с помощью разнообразия элективных курсов, предусмотренных стандартом.

Преподавание учебного предмета информатика и ИКТ во 2 - 11 классах в общеобразовательных учреждениях должно осуществляться в соответствии с областным базисным учебным планом на основе примерной программы по информатике и ИКТ. В ней конкретизировано содержание образовательного стандарта, дано примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможная последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определен минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся. Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Модели непрерывного обучения предмету «Информатика и ИКТ» общеобразовательные учреждения Саратовской области выстраивают самостоятельно.

Изучение предмета «Информатика и ИКТ» направлено на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности и осуществляется следующими этапами.

Начальная школа


Классы

2

3

4

в качестве самостоятельного учебного предмета «Информатика» может преподаваться в образовательной области «Математика и информатика» или как учебный модуль в рамках предмета «Технология», при условии наличия авторских программ

1

1

1

Обучение информатике в начальной школе можно реализовать несколькими вариантами учителем начальных классов (возможно привлечение учителей информатики).

Предмет «Информатика» включён в предметную область «Математика и информатика». Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету

«…12.2. Математика и информатика:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности….»

Для достижения вышеуказанных результатов рекомендуется организовать обучение информатике со 2 по 4 класс по 1 часу в неделю.

В рамках предмета «Технология» выделено 10 часов для компьютерного практикума. Однако не стоит ограничиваться только этими десятью часами. Для достижения представленных результатов явно десяти часов мало, а Стандарт должен быть «выдан» ученику полностью. К тому же, понятиям «объект» и «модель» именно на информатике уделяется много внимания, и познакомив с ними младших школьников в начале, возможен совсем иной подход к обучению и по другим предметам.
Основная школа


Классы

5

6

7

8

9

ГОС 2004

1

1

1

1

2

за счет регионального компонента

(за счет компонента ОУ)

ФГОС ООО

1

1

1

1

1

За счет части, формируемой участниками образовательного процесса









  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2014-2015 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика»...
Ярославской области от 10. 02. 2011 №03-105 образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях в 2012/2013 учебном году должен...

Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2014-2015 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт» iconО преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных...
Нормативные, инструктивные и методические документы, обеспечивающие организацию образовательного процесса по предмету «история»

Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2014-2015 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт» iconРабочая программа по учебному предмету «Технология» для 5-8 классов 2014-2015 учебный год
«Строительные ремонтно-отделочные работы» и инструктивно – методического письма департамента образования, культуры и молодежной политики...

Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2014-2015 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт» iconРабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) мбоу «Гимназия»
...

Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2014-2015 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании иностранных языков...
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2014-2015 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт» iconРабочая программа учебного предмета «Информатика и икт»
Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования (фк гос)

Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2014-2015 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт» iconРабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) мбоу «Гимназия»
Икт для уровня основного общего образования, опубликованной в Сборнике нормативных документов. Информатика и икт / сост. Э. Д. Днепров,...

Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2014-2015 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт» iconУчебно-методическое пособие по учебной дисциплине «Информатика и...
Настоящее пособие предназначено для студентов Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения и ориентировано...

Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2014-2015 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт» iconРасписание о егэ и гиа
Егэ проводится по следующим общеобразовательным предметам: русский язык, математика, физика, химия, биология, история, обществознание,...

Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2014-2015 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт» iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание...
Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательной деятельности

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск