Скачать 261.52 Kb.
|
Конструкт урока. Возвышение Македонии. (5 класс) На примере истории греков научить определять причины и следствия изменений в условиях жизни людей в обществе. Научить предотвращать и преодолевать конфликты между людьми, зная, из-за чего они возникали в древних империях и чем заканчивались. Научить выявлять причины ослабления Греции и усиления Македонии. Научиться давать, объясняя, свои оценки действиям жителей покорённой Эллады с гражданско-патриотической точки зрения. Обязательный минимум содержания: подчинение Греции Македонией (причины и последствия). Содержание данной темы обязательно для изучения, но не для контроля. Тип урока. Изучение нового материала Ожидаемые результаты. ПРЕДМЕТНЫЕ: Знание географического положения, природных условий и причин возвышения Македонского царства при Филиппе II, его реформ и истории подчинения греческих полисов Македонии. Оценка личности Филиппа II и Демосфена и их роли в истории Древней Греции. Умение показывать на карте границы Македонского царства, Херонею и Коринф. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Умение работать с историческими документами умение работать с текстом, структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Проводить сравнение событий и выделять их существенные признаки. ЛИЧНОСТНЫЕ Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Применение полученных знаний на практике. Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения. Познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Понимание роли личности в истории. Представление о многофакторности исторического процесса, о сочетании объективных и субъективных причин, влияющих на течение и исход событий Цели урока: Обучающая: сформировать у учащихся представление о предпосылках и этапах создания Македонской державы, охарактеризовать политику Филиппа II. выяснить причины упадки греческих полисов Развивающая: развивать у учащихся умение работать с исторической картой, анализировать исторические тексты, группировать, выделять главное и обобщать исторические факты; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа. Воспитательная: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям народа, историю, которого изучаем; воспитание коллективизма, товарищества. Формы работы учащихся – фронтальная беседа, наблюдение эксперимента и его объяснение, работа с книгой, групповая работа, самостоятельная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): Показывать рост территории Македонии, завоевательные походы Александра Македонского; называть предпосылки возвышения Македонии, условия существования державы Александра; раскрывать причины и называть время образования государства; объяснять смысл понятий: македонская фаланга, филиппик, кираса. Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию). 2. Выявлять причинно-следственные связи. 3. Делать выводы. 4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать. 5. Представлять информацию в разных формах (текст). 6. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы. 7. Классифицировать по заданным основаниям. 8. Определять понятия. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. I. Проблема урока: почему Македония покорила греков? II. Поиск решения проблемы: Причины поражения Греции в борьбе с Македонией. Ход урока.(работа с презентацией)
Постановка цели урока. (Совместно с учащимися) (два изображения херонейского льва) По ходу урока заполняется таблица.
Задание №1.Сравнительный анализ: Положение Греции и Македонии. Работа с документом №1. Актуализация прежних знаний по теме: Расцвет Греции в 5 веке до н.э. Постановка проблемы урока. (эвристическая беседа) Задание № 2 Трагические последствия Пелопонесской войны. Причины ослабления Греции оформляются на доске с помощью уч-ся. Кластеры. (запись в тетрадь)Совместная работа учителя с учащимися. Актуализация прежних знаний. Предполагаемый вывод по проблеме: войны между полисами и внутри полисов между богатыми и бедными ослабили Грецию. Ополчение граждан заменили наёмники, которые воевали за деньги, а не за свободу полисов.
Правление Филиппа II.Характеристика личности дается учителем. Реформы Филиппа II. Работа с документом № 2. Анализ. (запись в тетради) Предполагаемый вывод по проблеме: объединение племён под единой властью царя, огромное войско свободных равных общинников, воины ополчения, новая лучшая организация войска (македонская фаланга) – всё это позволило Македонии усилиться и одержать победу над греками. Немаловажную роль сыграл тот факт, что Македония стала «своей» для греков, так как приняла греческую культуру, к тому же многие греки готовы были сами подчиниться, лишь бы наступил порядок и мир.
Характеристика Демосфена. Работа с документом № 3 Вопрос: К чему призывал афинян Демосфен? Всели его поддерживали? Какова позиция Исократа.Слайд №6 Работа с документом № 4 Битва при Херонее. Сравнить схему и описание битвы сделать выводы. Предполагаемый вывод по проблеме: благодаря мудрым действиям царя Филиппа, который забрал часть свободы у греков, но дал им порядок и мир, Македония смогла завоевать Грецию. Д\З. параграф №35 Заполнить таблицу до конца, найти ответы на вопросы 2 графы в таблице. Подумать над вопросами: 1.Можно ли считать Филиппа II выдающимся полководцем ,а политиком? 2.Филипп II – покоритель или объединитель Греции? 3.Проведите небольшое исследование на тему: «Какое поучительное наследие оставили нам жизнь и судьба Демосфена?» Материал для учителя. Изменения в обществе греческих полисов происходивших к IV веку до н.э. Почему Македонии удалось покорить греков?
Вывод: в греческих полисах разрушилось единство его граждан. Могущество греческих полисов ослабло разорительными войнами и расслоением общества на богатых и неимущих «лишних» граждан. Что способствовало для становления могущества македонян?
Вывод: в то время, когда греческие полисы ослабевали враждой между собой, македонские племена объединились, переняли у греков все их лучшие способности и достижения и создали могучее царство и крепкую боеспособную армию. Материал к уроку « Возвышение Македонии»Задание 1. Прочитайте текст и охарактеризуйте положение Македонии в 4 веке до н.э.. Страна и население. Македония занимала обширную территорию в северо-западной части Эгейского бассейна, к северу от Фессалии и юго-западу от Фракии. По своему рельефу и природным условиям Македония делится на внутреннюю горную область и нижнюю приморскую равнину. Если горные районы были удобны для занятия скотоводством, то равнинные приморские области были достаточно благоприятны для земледелия. Выгодное географическое положение Македонии на пересечении путей, ведущих из Северной Греции во Фракию, Иллирию и к проливам, было важным фактором хозяйственной жизни страны. В горах Македонии рос столь нужный для строительства флота корабельный лес, который вывозился во многие, полисы Эгейского бассейна, в том числе и в Афины.В начале V в. до н. э. развитие македонского общества и государства проходило в тесном взаимодействии с греческими полисами.Отроги горного хребта Пангеи в районе собственно Македонии были богаты железными рудами и серебром. Прекрасный строевой лес с раннего времени экспортировался в Грецию для различных построек, в особенности же для военных кораблей и верфей. Плодородие долин способствовало развитию как зерновых, так и садовых культур, особенно виноградарству, а в Нижней Македонии и оливководству. Заливные луга были благоприятны для развития коневодства, а наличие высокогорных пастбищ, наряду с пастбищами в долинах, способствовало развитию скотоводства, которое с ранних времен составляло славу Македонии. Одновременно процветала охота, так как горы Македонии изобиловали разнообразной дичью. Влиятельная и богатая македонская знать жила в родовых поселках, распоряжалась обширными земельными владениями, располагала значительными материальными ресурсами, составляла ближайшее окружение македонского царя, его совет и называлась гетайрами («товарищами») царя, что подчеркивало ее высокое социальное положение. Царь избирался гетайрами из членов какого-либо знатного рода. С VI в. до н. э. царей избирали из рода Аргеадов. Правившие в своих областях в качестве независимых князьков, аристократы ограничивали власть македонского царя, которая в начале V в. до н. э. носила в значительной степени номинальный характер. Ранняя история Македонии нам очень плохо известна. Основным населением страны были свободные земледельцы и пастухи. Жили они небольшими неукрепленными поселками, имели местное самоуправление и свой суд. По-видимому, для них был характерен первобытнообщинный строй. Одновременно с этим процветало крупное землевладение родовой знати, пользовавшейся большим влиянием и игравшей основную роль в управлении страной, в то время еще политически раздробленной. Можно лишь предполагать, что земли родовой знати обрабатывались зависимыми от нее земледельцами, получавшими наделы, как это было и в других районах древней Греции. Часть земель, по-видимому, была захвачена путем завоеваний. Греческие историки сохранили нам примитивные черты быта этой аристократии, основным занятием которой была война и охота. Кто не убил ни одного врага, должен был в знак позора носить узду; кто не доказал своего мужества на охоте, не имел права возлежать во время пира. Борьба Филипп II за гегемонию в Греции Филипп II родился в 382 до н. э. в городе Пелла, столице Македонии. Отцом его был царь Аминта III, а мать Эвридика происходила из знатного рода Линкестидов, правивших долгое время независимо на северо-западе Македонии. После смерти Аминты III Македония медленно распадалась под натискомфракийских и иллирийских соседей, греки также не упускали случая прибрать к рукам слабеющее царство. Примерно в 368—365 гг. до н. э. Филипп находился в заложниках в Фивах, где ознакомился с устройством общественной жизни Древней Греции, усвоил основы военной стратегии и приобщился к великим достижениям эллинской культуры. В 359 до н. э. вторгшиеся иллирийцы захватили часть Македонии и разгромили македонское войско, убив царя Пердикку III, брата Филиппа, и ещё 4 тысячи македонцев. Сын Пердикки, Аминта, был возведён на трон, но в силу малолетства опекуном над ним стал Филипп. Начав править как опекун, Филипп вскоре завоевал доверие войска и, отодвинув наследника, стал в 23 года царём Македонии в трудный для страны момент. Демонстрируя незаурядный дипломатический талант, Филипп быстро разобрался с врагами. Он подкупил фракийского царя и убедил его казнить Павсания, одного из претендентов на престол. Затем разгромил другого претендента, Аргея, пользовавшегося поддержкой Афин. Чтобы обезопасить себя от Афин, Филипп пообещал им Амфиполь, и, таким образом, избавил Македонию от внутренних смут. Укрепившись и усилившись, он вскоре овладел и Амфиполем, сумел установить контроль над золотыми рудниками и начать чеканку золотой монеты. Это дало в его руки громадные возможности. Создав благодаря этим средствам крупную постоянную армию, основой которой стала знаменитая македонская фаланга, Так, уже в области военного искусства проявилось огромное превосходство македонян над греками, которое было достигнуто не только благодаря способностям македонян к ведению войны. Эллины подняли военную технику на такой высокий уровень, что сами уже не были в состоянии оплачивать связанные с нею расходы. Филипп же превзошел самого Эпаминонда как реформатор, стратег и тактик: он привлек к себе сицилийцев, известных своими военными изобретениями, и с их помощью создал сильную артиллерию с дальнобойными орудиями и осадными машинами, каких еще не знали в Эгеиде. В отличие от греков он имел возможность финансировать создание этой техники. Таким образом, военное превосходство строилось на прочной финансовой базе. И дело не в том, что фракийские рудники попали во владение Филиппа, а просто он сумел их рационально использовать и вообще хорошо понимал необходимость увеличения доходов государства. Так Македония сделалась одной из самых мощных в финансовом отношении держав Эгеиды. Это привело к новому соотношению сил в мире и сделало возможным, во-первых, создание технически превосходно оснащенного войска и, во-вторых, проведение политики с позиций «звонкой монеты». Возвышение Македонии, как в финансовом, так и в техническом отношении могло произойти быстро еще и из-за исключительной нерешительности и медлительности правителей эллинских городов. Эллада оказалась намного слабее не только в военных и государственных вопросах, но и (а это не менее важно) уступала Македонии в моральном отношении. Филипп вместе с тем строит флот, одним из первых широко использует осадные и метательные машины, а также умело прибегает к подкупу (известно его выражение: «Осел, нагруженный золотом, возьмёт любую крепость»). Это дало Филиппу тем большие преимущества, что соседями его, с одной стороны, были неорганизованные варварские племена, с другой, находящийся в глубоком кризисе греческий полисный мир, а также Персидская империя Ахеменидов, в то время уже разлагавшаяся. Утвердив свою власть на Македонском побережье, Филипп в 353 г. до н. э. впервые вмешивается в греческие дела, выступив на стороне дельфийской коалиции (главными членами которой были фиванцы и фессалийцы) против «святотатцев» фокидян и поддерживавших их афинян в «Священной войне». Результатом было подчинение Фессалии, вступление в Дельфийскую амфиктионию и приобретение фактически роли арбитра в греческих делах. Это подготовило почву для будущего покорения Греции. Хронология войн Филиппа такова:
«Двадцать тысяч женщин и детей было взято в плен, было захвачено множество скота; золота и серебра не нашлось совсем. Тогда пришлось поверить тому, что скифы действительно очень бедны. В Македонию послали двадцать тысяч наилучших кобылиц для разведения коней [скифской породы]». Однако на пути домой воинственные трибаллы атаковали македонцев и отбили все трофеи. « В этом сражении Филипп был ранен в бедро, и притом так, что оружие, пройдя через тело Филиппа, убило его коня.» Едва оправившись от ран, хотя хромота осталась, неутомимый Филипп быстрым маневром двинулся в Грецию. |
Базовый учебник: «Английский язык 2» авт. Верещагина И. Н., Бондаренко К. А., Притыкина Т. А | ... | ||
Организация урока: тип урока, структура урока, этапы и их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения... | Развивать коммуникативные ууд на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи | ||
Цель урока: сформировать целостное представление об экономико-географических особенностях Индии | Каждый урок занимает определенное место в методике темы. Соответственно его организация определяется задачами всей темы и конкретного... | ||
Оборудование: cd-rom «Уроки биологии Кирилла и Мефодия», cd-rom «Открытая биология», презентация «Состав и функции крови», микроскопы,... | Содержание урока соответствует поставленным целям и задачам. Цели урока достигнуты | ||
Аннотация: авторы представляют опыт школы по сопровождению урока в контексте фгос, важным инструментом совершенствования урока может... | Учебник: «Математика» 2 класс, М. И. Моро, М. А бантова, Г. В. Бельтюкова, м «Просвещение» |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |