Примерная программа по литературе, опубликованная на сайте Минобразования РФ авторская программа Г. С. Меркина, С. А. Зинина, 2012 г


НазваниеПримерная программа по литературе, опубликованная на сайте Минобразования РФ авторская программа Г. С. Меркина, С. А. Зинина, 2012 г
страница1/19
ТипПримерная программа
filling-form.ru > Туризм > Примерная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19




1. Пояснительная записка.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Литература обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов:

1. Фундаментального ядра содержания общего образования.

2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)

3. Федерального базисного учебного плана

4. Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования

Используемые УМК:

1. Примерная программа по литературе, опубликованная на сайте Минобразования РФ

2. Авторская программа Г.С. Меркина, С.А.Зинина, 2012 г.

Учебник-хрестоматия:

Литература.: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.: в 2 ч. Ч.1 / авт. - сост. Г.С.Меркин. - 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.- 328 с. - (ФГОС. Инновационная школа)

Учебник-хрестоматия: Г.С. Меркин. Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово. 2013.

Учебник-хрестоматия: Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово. 2013.

Учебник-хрестоматия: Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев Литература. 8 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово. 2013.

Учебник-хрестоматия: С.А.Зинин, В.И.Сахоров, В.А.Чалмаев Литература. 9 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово. 2013.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, последовательность их изучения.

Цели и задачи:
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно- развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

  • развитие разностороннего, систематизированного и показательного в историко-литературном аспекте представления о художественной словесности, связанной с Вологодским краем;


В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 5-9 классов. Основные задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России; к произведениям писателей и поэтов Вологодской области;

  • формирование умений сопоставлять произведения русской, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально-и культурно-обусловленные различия;

  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;


Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования:

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Сроки реализации программы: 2014-2019г.г.

Структура рабочей программы

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий девять разделов: 

1. Пояснительная записка

2.Общая характеристика учебного курса

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

5.Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса

6.Содержание учебного курса

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

9.Приложения к программе
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу "Литература"

Устное народное творчество

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и других народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

  • видеть отличительные черты характера своего народа, выделять особенности нравственной проблематики текстов, анализируя произведения устного народного творчества Вологодской области.

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом своего и других народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIXXX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

  • формулировать жанрово-родовые признаки, особенности проблематики произведений писателей Вологодской области;

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

2. Общая характеристика учебного предмета

Литература – одна из основных дисциплин, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература»определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметами «Русский язык», «Мировая художественная культура», «Музыка», «Изобразительное искусство», «История».
В программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9.Зарубежная литература.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Примерная программа по литературе, опубликованная на сайте Минобразования РФ авторская программа Г. С. Меркина, С. А. Зинина, 2012 г iconПримерная программа подготовки водителей транспортных средств категории...
Примерная программа содержит минимум требований к результатам и содержанию подготовки и является основой для разработки рабочих

Примерная программа по литературе, опубликованная на сайте Минобразования РФ авторская программа Г. С. Меркина, С. А. Зинина, 2012 г iconПримерная программа профессионального модуля пм 06
Информация заполняется, если примерная программа разрабатывается по отдельному профессиональному модулю, а не в составе примерной...

Примерная программа по литературе, опубликованная на сайте Минобразования РФ авторская программа Г. С. Меркина, С. А. Зинина, 2012 г iconПрограмма предпрофильной подготовки «Карьерист» (авторская программа)
Заместитель директора по воспитательной работе Муралова Татьяна Николаевна, руководитель структурного подразделения методической...

Примерная программа по литературе, опубликованная на сайте Минобразования РФ авторская программа Г. С. Меркина, С. А. Зинина, 2012 г iconРабочая программа элективного курса по литературе «Сочинение: законы...
Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной...

Примерная программа по литературе, опубликованная на сайте Минобразования РФ авторская программа Г. С. Меркина, С. А. Зинина, 2012 г iconПримерная программа учебной дисциплины налоги и налообложение для...
Примерная программа дисциплины "Налоги и налогообложение". – М.: Издательский отдел ипр спо, 2002. – 20 с

Примерная программа по литературе, опубликованная на сайте Минобразования РФ авторская программа Г. С. Меркина, С. А. Зинина, 2012 г iconРабочая программа учебного предмета «иностранный язык»
Авторская программа курса английского языка для 5-9 классов общеобразовательных учреждений «Счастливый английский ru» Обнинск: «Титул»,...

Примерная программа по литературе, опубликованная на сайте Минобразования РФ авторская программа Г. С. Меркина, С. А. Зинина, 2012 г iconПримерная программа профессионального модуля выполнение работ по обработке
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям...

Примерная программа по литературе, опубликованная на сайте Минобразования РФ авторская программа Г. С. Меркина, С. А. Зинина, 2012 г iconРабочая программа курса «Английский язык» (базовый уровень) 6 А,...
А. в коммуникативной сфере (т е владении иностранным языком как средством общения)

Примерная программа по литературе, опубликованная на сайте Минобразования РФ авторская программа Г. С. Меркина, С. А. Зинина, 2012 г iconРабочая программа по английскому языку 10-11 классы. Базовый уровень...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования Российской Федерации от 5 марта 2004 года...

Примерная программа по литературе, опубликованная на сайте Минобразования РФ авторская программа Г. С. Меркина, С. А. Зинина, 2012 г iconПримерная программа профессионального модуля пм. 04. Проведение лабораторных...
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск