Содержание
№ п/п
| Наименование
| Страница
| ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
| 1.1.
| Пояснительная записка
| 1
| 1.2.
| Цели и задачи реализации программы
| 4
| 1.3.
| Принципы построения программы логопедического сопровождения личности дошкольника 4-5 лет.
| 5
| 1.4.
| Психолого – педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня речевого развития.
| 7
| 1.5.
| Критерии результативности деятельности учителя-логопеда
| 9
| СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
| 2.1.
| Логопедическое сопровождение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
| 13
| 2.2.
| Логопедическое сопровождение образовательной области «Познавательное развитие»
| 14
| 2.3.
| Логопедическое сопровождение образовательной области «Речевое развитие»
| 15
| 2.4.
| Логопедическое сопровождение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
| 17
| 2.5.
| Логопедическое сопровождение образовательной области «Физическое развитие»
| 20
| 2.6.
| Особенности организации обучения и воспитания детей с ОНР
| 20
| 2.7.
| Содержание деятельности учителя-логопеда в ППк
| 61
| 2.8.
| Организация системы взаимодействий с педагогами , администрацией
| 61
| 2.9.
| Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников
| 66
| 2.10.
| Ожидаемые результаты реализации содержания рабочей программы
| 69
| ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
| 3.1.
| Формы и средства организации образовательной деятельности.
| 70
| 3.2.
| Мониторинг развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОНР
| 71
| 3.3.
| Основные направления коррекционно - образовательной работы учителя - логопеда с детьми с ОНР согласно структуре дефекта и уровня речевого развития.
| 71
| 3.4.
| Материально-технические условия
| 72
| 3.5.
| Учебно-методическое обеспечение
| 72
| 3.6
| Приложения
|
|
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.
В этих условиях требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учётом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов. «Федеральный государственный образовательный стандарт ДО» (далее – ФГОС) ставит перед педагогами задачу интегрирования воспитательно - образовательного и коррекционно- образовательного процессов в детском саду.
Уровень цивилизации общества определяется его отношением к детям с проблемами в развитии, особое место среди которых занимают дети с тяжелыми нарушениями речи.
Современный ребенок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: свободно общаться со взрослыми и детьми; у него должны быть сформированы все компоненты устной речи (лексическая сторона, грамматический строй, произносительная сторона речи, связная речь). Поэтому группам компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в воспитании, развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школьному обучению, их социализации.
К большому сожалению, в настоящее время отмечается тенденция увеличения количества детей с нарушениями речи.
Полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный для этого период является необходимым условием формирования характера ребёнка, его эмоций и развития личности в целом.
Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС предполагает создание рабочей программы по коррекции речевого недоразвития у детей с ОНР. Настоящая рабочая программа является компонентом части формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы " и разработана на основе программы: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, положения которой не противоречит задачам и принципам Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы" /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа - образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
«Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа - 30.07.2013);
Федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181 (с изменениями на 28 июня 2014 года), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124.
Письмо Минобрнауки России от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
Создание рабочей программы обусловлено необходимостью обновления стратегии и тактики организации дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО.
При составлении рабочей Программы учтены основные принципы дошкольного образования
полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
индивидуализации дошкольного образования;
содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёта этнокультурной ситуации развития детей; и дошкольной коррекционной педагогики в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения:
принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.
Программа определяет содержание и организацию коррекционную образовательную деятельность учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением речи в возрасте 4-5 лет.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с нарушением речи в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных и психологических и физиологических особенностей и направлена на решение задач ФГОС ДО (пункт 1.6). Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Программа направлена на:
создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды.
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Цель рабочей программы - определение содержания коррекционно-развивающей работы по нормализации речевой деятельности детей (освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами), имеющих речевые нарушения, социализации детей в группу сверстников с речевой нормой.
В содержании программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.
Ядром программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороны речи и средствами её выражения на основе усвоения основных языковых единиц: текста, предложения, слова.
Задачи программы:
Изменение стратегии и тактики организации логопедической работы с учётом требований ФГОС ДО.
Проектирование организационно-методической работы учителя-логопеда в ДОУ по внедрению ФГОС ДО.
Создание модели интеграции коррекционно-развивающей работы учителя- логопеда в образовательный процесс по освоению 5 образовательных областей.
Повышение эффективности образовательного процесса.
Содействие в осуществлении перехода ребёнка из объекта в субъект образовательных отношений.
Создание условий для поддержания интереса к образовательной деятельности в условиях увеличения объёма и качества предлагаемого материала.
Осуществление перехода от учения, как функции запоминания, к учению, как процессу умственного развития.
Создание условий для усвоения основных образовательных областей - социальнокоммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая и область физического развития.
Создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи.
Выявление детей с проблемами в развитии.
Оказание помощи и осуществление личностно-ориентированного подхода к детям, в соответствии с рекомендациями ЦПМПК.
Взаимопроникновение образовательной области «Речевое развитие» во все основные образовательные области, осуществление которой, дает возможность освоить общеобразовательную программу ДОУ, детьми с речевыми нарушениями.
Формирование эффективных и благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями развития, что способствует усвоению детьми основной общеобразовательной программы ДОУ.
Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольников.
Оказание консультативно-просветительской помощи и обеспечение психологопедагогической поддержки семьям, повышение компетентности родителей (законных представителей) в значимых и насущных проблемах в деле воспитания, развития и коррекции ребенка с проблемами в развитии.
Программа составлена с учётом требований ФГОС ДО дошкольного образования, вида образовательного учреждения, образовательных запросов и потребностей родителей (законных представителей) воспитанников.
В программе освещены основные этапы и содержание логопедической работы с детьми 4-5 лет с ОНР 1-2 уровня речевого развития; психолого-педагогическая характеристика детей. Содержание деятельности рассчитано на 1 учебный год, распределено по периодам, месяцам и дням (календарно-тематическое планирование).
Основной формой обучения детей данной категории является специально организованная образовательная деятельность по коррекции речевого нарушения (логопедические занятия), на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание учитель-логопед выявляет и структуру дефекта и потенциальные речевые возможности ребенка.
Данная коррекционно-развивающая работа с дошкольниками представляет собой четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе учителя-логопеда и педагогических работников учреждения - воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому развитию, педагогов-психологов и др..
Режим дня и расписание образовательной деятельности учителя-логопеда строиться с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учётом коррекционно-развивающих задач. |