МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ СЕРВИСА, МОДЫ И ДИЗАЙНА КАФЕДРА ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ
ДИЗАЙН И РЕКЛАМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Рабочая программа учебной дисциплины
по направлению подготовки
54.03.01 Дизайн. Дизайн среды
Владивосток 2016
Рабочая программа по учебной дисциплине «Дизайн и рекламные технологии» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн. Дизайн среды и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. N 1367)
Составитель:
Вознесенская Т.В., доцент кафедры дизайна и технологий.
Утверждена на заседании кафедры дизайна и искусств от 29.06.2015 г.,
протокол № 20 Редакция 2016 г. утверждена на заседании кафедры дизайна и технологий
от 17.06.2016 г., протокол № 12 Заведующий кафедрой (разработчика) _____________________ Клочко И.Л.
подпись
«____»_______________20__г. Заведующий кафедрой (выпускающей) _____________________ Клочко И.Л.
подпись
«____»_______________20__г.
1. Цели освоения учебной дисциплины
Целью освоения учебной дисциплины является изучение языка рекламы для использования его в качестве инструментария для создания эффективного дизайна рекламной продукции.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Таблица 2.1. Формируемые компетенции Компетенции
| Знания/ умения/ владения (ЗУВ)
| ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
| Знания:
| основы современной художественной культуры и тенденции развития стилей в интерьере
|
3. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Дисциплина базируется на компетенциях, сформированных на предыдущих уровнях образования.
Компетенции одновременно формируются следующими дисциплинами ООП:
ООП
| Дисциплина
| Блок
| Коды компетенций
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| Инженерно-технологические основы дизайна среды
| Б.3
| ПК-3
| Курсовое проектирование 1
| Б.3
| ПК-3
| Начертательная геометрия и технический рисунок
| Б.2
| ПК-3
| Начертательная геометрия и технический рисунок углубленный курс
| Б.2
| ПК-3
| Организация архитектурно-дизайнерской деятельности
| Б.3
| ПК-3
| Основы композиции
| Б.3
| ПК-3
| Основы композиции в дизайне среды
| Б.3
| ПК-3
| Перспектива и теория теней
| Б.2
| ПК-3
| Проектирование в дизайне среды модуль 1
| Б.3
| ПК-3
| Профессиональный практикум
| Б.3
| ПК-3
| Спецживопись
| Б.2
| ПК-3
| Спецрисунок
| Б.2
| ПК-3
| Типология форм архитектурной среды
| Б.3
| ПК-3
| Учебная практика
| Б.5
| ПК-3
| Цветоведение и колористика модуль 2
| Б.3
| ПК-3
|
Освоение дисциплины необходимо обучающемуся для успешного освоения следующих дисциплин, прохождения практик по данному ООП:
Основная образовательная программа
(код, название)
| Дисциплина
| Семестр
| Цикл/ раздел ООП
| Коды компетенций
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| Курсовое проектирование
| 7
| Б.3.В.10
| ПК-3
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| Типографика
| 7
| Б.3.ДВ.Е.02
| ПК-3
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| Вторая производственная практика
| 8
| Б.5.04
| ПК-3
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| Подготовка выпускной квалификационной работы
| 8
| Б.6.01
| ПК-3
|
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины. Таблица 3.1. Формируемые компетенции
ООП
| Коды компетенций
| Знания, Умения, Владение
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| ПК-3
| Знания:
| системное представление о функциях, методах и изобразительном языке рекламы
| Умения:
| оценивать рекламу, используя в качестве инструментария художественно-выразительные средства определенной системы содержательных и формальных критериев
| Владения:
| методикой оценки рекламы на практике, умением четко формулировать задание, контролировать его исполнение и профессионально оценивать результаты
|
4. Объем дисциплины (модуля)
Таблица 4.1. Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет: Сокращенное название ООП
| Форма обучения
| Индекс
| Семестр /
Модуль
| Трудоемкость
| Аттестация
| (З.Е.)
| часов (всего/ауд.)
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| ОФО
| Б.3.ДВ.Е. 01
| 7
| 3
| 108/34
| А1, А2, Лек, ИЗ, ЛР, СРС, К, Э
|
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 60% аудиторных
Занятий
5. Структура и содержание учебной дисциплины
Таблица 5.1 Структура и содержание теоретической части (лекционной) учебной дисциплины.
Раздел
| Темы дисциплины
| Часы
| Перечень ООП
| Семестр
| Коды компетен-
ций
| Аттеста-
ция
| Раздел 1
| 1.1 Библиотечно-информационная компетентность
| 1
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ОК-2, ПК-8
| Э, КО
| Раздел 2
| Тема 1
Определение целей и задач курса. Понятийно-терминологический аппарат.
| 1
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ПК-3
| А1, А2, Э
| Тема 2
Классификация рекламы: функции, цели и виды. История развития рекламы.
| 2
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ПК-3
| А1, А2, Э
| Тема 3
Взаимосвязь индивидуальности человека и дизайна рекламы. Психологическое воздействие рекламы.
| 2
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ПК-3
| А1, А2, Э
| Тема 4
Имидж и образ в рекламе. Создание бренда. Фирменный стиль.
| 2
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ПК-3
| А1, А2, Э
| Тема 5
Цвет и цветовые гармонии в рекламе.
| 2
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ПК-3
| А1, А2, Э
| Тема 6
Универсальные законы восприятия композиции рекламы. Законы гармоничной композиции.
| 2
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ПК-3
| А1, А2, Э
| Тема 7
Конструктивная структура рекламы. Структурные элементы рекламы и способы работы с ними. Основные схемы композиции рекламы и их зрительное восприятие.
| 2
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ПК-3
| А1, А2, Э
| Тема 8
Печатная реклама и ее элементы.
| 2
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ПК-3
| А1, А2, Э, КО
|
| Тема 9
Модульная система проектирования. Модульные сетки.
| 2
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ПК-3
| А1, А2, Э, КО
| Тема 10
Полиграфическое воспроизведение цветных изображений.
| 2
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ПК-3
| А1, А2, Э, КО
| Тема 11
Подготовка печатных
изданий к
тиражированию.
| 2
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ПК-3
| А1, А2, Э
| Тема 12
Дизайн и печать упаковки и этикетки.
| 2
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ПК-3
| А1, А2, Э
| Тема 13
Оформление выставок и презентаций.
| 2
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ПК-3
| А1, А2, Э
| Тема 14
Особенности дизайна наружной рекламы.
| 2
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ПК-3
| А1, А2, Э
| Тема 15
Материалы, применяемые в наружной рекламе.
| 2
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ПК-3
| А1, А2, Э, КО
| Тема 16
Световая реклама.
| 2
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ПК-3
| А1, А2, Э
| Тема 17
Реклама в Интернете.
| 2
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ПК-3
| А1, А2, Э, КО
|
5.2 Содержание дисциплины (модуля)
Темы лекций
Тема 1. Определение целей и задач курса. Понятийно-терминологический аппарат.
Дизайн как компоновочная деятельность. Особенности профессионального менталитета дизайнера.
Тема 2. Классификация рекламы: функции, цели и виды. История развития рекламы.
Тема 3. Взаимосвязь индивидуальности человека и дизайна рекламы. Психологическое воздействие рекламы. Позиционирование как формула успеха. Психотехнологии рекламных средств. Алгоритм креативного процесса. Психологические особенности и тип личности заказчика. Социально-психологические основы эффективной рекламы.
Тема 4. Имидж и образ в рекламе. Создание бренда. Фирменный стиль. Этапы формирования рекламной стратегии на различных стадиях существования бренда. Фирменный стиль в узком и широком смысле слова. Основные составляющие фирменного стиля.
Тема 5. Универсальные законы восприятия композиции рекламы. Способы воздействия рекламных средств. Законы гармоничной композиции. Влияние физиологических факторов на композицию рекламы. Ассоциативность и образность в рекламе.
Тема 6. Цвет и цветовые гармонии в рекламе. Способы описания цвета и цветовые модели.
Тема 7. Конструктивная структура рекламы. Структурные элементы рекламы и способы работы с ними. Основные схемы композиции рекламы и их зрительное восприятие. Свет и форма в дизайне рекламы. Контраст. Нюанс. Статика и динамика в композиции. Равновесие композиции рекламы. Ритм. Пропорции. Баланс черного, серого и белого пространств. Работа с фигурой и фоном. Основные схемы композиции рекламы и их зрительное восприятие. Композиционный, смысловой, оптический центр. Доминанта композиции. Способы выделения элементов.
Тема 8. Печатная реклама и ее элементы. Заголовки. Правила создания эффективного текста. Работа с иллюстрациями. Вербальные и визуальные элементы печатной рекламы. Заголовки. Рекламный текст. Правила создания эффективного текста. Работа с иллюстрациями.
Тема 9. Модульная система проектирования. Модульные сетки. Модульная структура как древнейший и простейший метод создания упорядоченных систем. Модуль как основа построения классической антиквы. Простейшие модульные сетки в рукописной и первопечатной книге. Модульные сетки в современных печатных изданиях: реклама, газета, журнал, книга. Основные принципы построения модульных сеток.
Тема 10. Полиграфическое воспроизведение цветных изображений. Цветное изображение на оригинале, мониторе копьютера и полиграфическом оттиске. Традиционные способы печати: высокая, плоская, глубокая и трафаретная печать. Особенности печатных оттисков. Выбор оптимального способа печати.
Тема 11. Подготовка печатных изданий к тиражированию. Оригиналы и требования к ним. Шрифты, применяемые в полиграфии. Основы технологии цветоделения. Цветопроба как метод оценки преобразования изображения.
Тема 12. Дизайн и печать упаковки и этикетки. Особенности дизайна, технология изготовления, современные тенденции.
Тема 13. Оформление выставок и презентаций.
Тема 14. Особенности дизайна наружной рекламы. Методы оценки характеристик обзора наружной рекламы.
Тема 15. Материалы, применяемые в наружной рекламе. Общие вопросы, расчет элементов конструкций, технология изготовления.
Тема 16. Световая реклама. Обзор источников света для вывесок.
Тема 17. Реклама в Интернете. Цели и задачи, классификация рекламы в интернете. Основные виды рекламных носителей. Задачи дизайнера и основные приемы создания эффективной рекламы в сети.
Таблица 5.2 Структура и содержание практической части учебной дисциплины.
Учебным планом не предусмотрено.
Таблица 5.3 Структура и содержание лабораторной части учебной дисциплины.
Раздел
| Темы дисциплины
| Часы
| Перечень ООП
| Семестр
| Коды компетенций
| Аттестация
| Раздел 1
| 1.1 Библиотечно-информационная компетентность
| 1
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ОК-2, ПК-8
| Э, КО
| Раздел 2. Лаборатор-
ные работы
| 2.1 Тема1.
Психологическое воздействие рекламы.
| 2
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ПК-3
| А1, А2, СРС, К, Э
| 2.2 Тема 2. Композиционная и конструктивная структура печатной рекламы.
| 4
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ПК-3
| А1, А2, ИЗ, СРС, К, Э
| 2.3 Тема 3. Создание эффективной публикации.
| 15
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ПК-3
| А1, А2, ИЗ, СРС, К, Э
| 2.4 Тема 4. Подготовка печатных изданий к тиражированию.
| 4
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ПК-3
| А1, А2, СРС, К, Э
| 2.5 Тема 5. Особенности дизайна наружной рекламы.
| 4
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ПК-3
| А1, А2, ИЗ, СРС, К, Э
| 2.6. Тема 6. Реклама в Интернете.
| 4
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 7
| ПК-3
| А1, А2, СРС, К, Э
|
5.3 Образовательные технологии Таблица 5.4. Образовательные технологии
ООП
| Семестр/
модуль
| Вид занятия, аттестация1
| Используемые образовательные технологии
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
| 1
| Лек.
| Комплекс мультимедийных презентаций.
| ЛР
| Творческие упражнения по заданной тематике, позволяющие освоить принципы создания эффективной рекламы
| ИЗ
| Выявление и развитие в упражнениях ЛР индивидуально-творческого пути решения студентом поставленной задачи.
| СРС
| Разработка и развитие идей, найденных во время ЛР в контакте с преподавателем. Техническое исполнение упражнения в материале.
| К
| Обсуждение с преподавателем результатов СРС в контексте разрабатываемой студентом идеи композиции.
| А1/А2
| Текущие аттестации фиксируют процент выполнения объема упражнений на ЛР, выполнение контрольных работ в лекционной части дисциплины.
| Э
| Ответ на теоретический вопрос лекционного курса, использующий в качестве практической иллюстрации собственные авторские работы.
|
Особенность дисциплины заключается в том, что она должна сформировать практические навыки работы студента с рекламной продукцией. Теоретические знания о рекламе – всего лишь средства достижения этой цели.
Самостоятельная работа студентов заключается в выполнении графических заданий, поиске информации в библиотеке, в интернет - классе, изучении справочной и нормативной литературы. Контроль над ходом выполнения лабораторных работ преподавателем осуществляется в аудиторном режиме. При оценке творческой работы студентов преподаватель учитывает следующие моменты:
- формально-образное выражение в рекламе содержательной сущности прорабатываемой темы, художественное отображение ее качественной специфики;
- соответствие вида композиционной организации характеру решаемой задачи;
- стилистическое единство (гармоничность) формообразования композиционных элементов и среды;
- соблюдение количественной меры (минимум средств – максимум выразительности) в применении формально-композиционных и художественно-образных средств для решения конкретной задачи;
- оригинальность композиционного решения и целостность его внутренней структуры.
Большую роль в лабораторных занятиях со студентами и, соответственно, в успешности их самостоятельной работы играет обсуждение итогов на каждом этапе работы, дающее студенту возможность сравнить свой результат с чужим. 6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «Дизайн и рекламные технологии» (модуля) Контроль успеваемости студентов осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний. Таблица 6.1 Распределение баллов рейтинга успеваемости
Раздел дисциплины
| Виды занятий
| Виды оценочных средств
(всего 80 баллов)
| Баллы
| Раздел 1. Библиотечно-информационная компетентность
| Аудиторная работа
| Лекция
| Посещение (для бакалавриата 1-3 курсов обязательно)
| 1
| СРС
| Индивидуальная работа (работа с электронными носителями: медиа-ресурсы)
| устный опрос
| 2
| Индивидуальная работа (работа с источниками)
| Индивидуальная работа (работа с базами)
| Аттестация
| Текущая аттестация вторая
| презентационные работы
| 5
| Раздел 2. Основные стили Западной Цивилизации
|
| Аудиторная работа
| Лекция 1,2,3,4,5,6
| Посещение (для бакалавриата 1-3 курсов обязательно)
| 3
| Практическое занятие
| Учебным планом не предусмотрено
|
| Лабораторная работа 1,2,3,4,5,6
| Графические задания и презентационные работы
| 30
| Консультация
| Графические задания и презентационные работы
| 2
| СРС
| Подготовка к занятию
| поиск информации и изучение материалов по стилям в справочной и периодической литературе
| 1
| Индивидуальная работа
| 6 практических работ
| 6*5
| Курсовая работа/проект
| Учебным планом не предусмотрено
|
| Аттестация
| Текущая аттестация первая
| 3 графических задания
| 3
| Текущая аттестация вторая
| 3 графических задания
| 3
| Аттестация Э
|
| Сдача графических и презентационных работ в аудитории. Тест
| Э
| 20
|
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, самостоятельной работы магистров/бакалавров, промежуточной аттестации, учебно-методическое обеспечение СРС Таблица 6.2 Распределение баллов рейтинга успеваемости
Раздел дисциплины
| Виды занятий
| Виды оценочных средств
(всего 80 баллов)
| Баллы
| Раздел 1. Библиотечно-информационная компетентность
| Аудиторная работа
| Лекция
| Посещение (для бакалавриата 1-3 курсов обязательно)
| 5
| СРС
| Индивидуальная работа (работа с электронными носителями: медиа-ресурсы)
|
| 5
| Индивидуальная работа (работа с источниками)
| Индивидуальная работа (работа с базами)
| Аттестация
| Текущая аттестация вторая
|
| 5
| Раздел 2.
|
| Аудиторная работа
| Лекции по 17 указанным темам
| Выполнение 5 экспресс-контрольных работ по лекционной тематике. Знания прочих тем оцениваются на экзамене.
| 5 х 5 = 25
| Лабораторная работа
| Индивидуальные упражнения по заданной теме (6 заданий)
| 40
| Консультация
| По темам упражнений, оцененных в разделе ЛР
| -
| СРС
| Индивидуальная работа
| Эскизирование, макетирование, развитие идей, выполнение указанных в разделе ЛР упражнений в материале (суммируется в общую оценку ЛР).
| -
|
Аттестация
| Текущая аттестация первая
|
| 40
| Текущая аттестация вторая
|
| 40
| Аттестация (Э).
|
|
| Защита выполненных упражнений. Беседа на теоретическую тему, указанную в экзаменационном билете, с использованием выполненных работ, как практических примеров.
| 20
|
Таблица 6.3. Виды оценочных средств для контроля формирования знаний, умений, владений по видам деятельности/компетенциям
ООП2
| Компетенции
| Виды оценочных средств для групп компетенций и их составных частей
| Виды деятельности3
| Коды
| Состав
| 54.03.01, Дизайн. Дизайн среды
|
| Профессиональные компетенции
| Творческая и аналитическая деятельность
| ПК-3
| знания
| Оценка выполненных на лекции контрольных экспресс-работ по 5-балльной шкале
| владения
| А) Оценка выполненных на лекции контрольных экспресс-работ по 5-балльной шкале
Б) Оценка 4-часовых лабораторных работ (тема 1,2,4,5,6) по пятибалльной шкале
В) Согласование стадий выполнения длительной лабораторной работы (тема 3) и допуск к окончательному оформлению результатов упражнения
Г) Оценка оформленной и исполненной в материале лабораторной работы (тема 3) по результатам защиты на экзамене.
| компетенции
| Экзамен. Оценка работ, оценка творческой защиты студентом работ, оценка устного ответа на теоретический вопрос
|
Таблица 6.4. Распределение оценочных средств по видам учебной работы
Виды оценочных средств 4
| Расположение (указать путь нахождения)
| а) Оценка выполненных на лекции контрольных экспресс-работ по 5-балльной шкале.
| Теоретическое задание, составленное преподавателем
| б) Оценка 2-часовых лабораторных работ (тема 1,2,4,5,6) по пятибалльной шкале.
| Проблемное творческое задание, составленное преподавателем
| в) Согласование стадий выполнения длительных лабораторных работ (тема 3) и допуск к окончательному оформлению результатов упражнения.
| Проблемное творческое задание, составленное преподавателем
| г) Оценка оформленной и исполненной в материале лабораторной работы (тема 3) по результатам защиты на экзамене.
| По критериям, поставленным в проблемном творческом задании, составленном преподавателем
| д) Экзамен. Устный ответ на указанную в билете теоретическую тему и собеседование с привлечением выполненных работ студента.
| Вопросы по темам теоретической части дисциплины
| |