Размещение и расселение населения мира. Разработка урока учителя географии Гайдуковой Татьяны Алексеевны мбоу «Лиманская сош №2» Цели и задачи


Скачать 59.44 Kb.
НазваниеРазмещение и расселение населения мира. Разработка урока учителя географии Гайдуковой Татьяны Алексеевны мбоу «Лиманская сош №2» Цели и задачи
ТипРазработка урока
filling-form.ru > Туризм > Разработка урока
Размещение и расселение населения мира.

Разработка урока учителя географии

Гайдуковой Татьяны Алексеевны

МБОУ «Лиманская СОШ №2»

Цели и задачи:

  • Сформировать представление об особенностях размещения населения по планете и установить причины неравномерного размещения; ознакомить с основными миграционными явлениями в мире.

  • Сформировать понятие урбанизации, субурбанизации, рурбанизации охарактеризовать урбанизацию как всемирный процесс. Определить общие черты урбанизации, взаимосвязь между уровнями и темпами урбанизации. Получить представление о формах расселения.

  • Продолжить развитие умений работы с географическими картами, таблицами, производить сравнения.

Оборудование:

  1. Учебник “Экономическая и социальная география мира”, автор: О,А, Бахчиева

  2. Атлас для 10 класса.

  3. Политическая карта мира, Плотность населения мира .

Ход урока

I Организационный момент

II Новая тема.

В настоящее время все пригодные для жизни людей и их хозяйственной деятельности пространства на Земле заселены. Однако население размещается крайне неравномерно. Около 70 % всего человечества проживает на 7% территории. В восточном полушарии проживает больше людей, чем в западном полушарии. В северном полушарии больше, чем в южном.

15% суши - совершенно не освоено людьми. Это районы с экстремальными природными условиями.
Задание -1 Размещение населения

1)   Выявите факторы, влияющие на размещение населения.

2)   Определите роль природных условий в размещении населения.

3) Охарактеризуйте распределение населения мира по степени удалённости от моря (океана).

Вывод: Размещение населения крайне неравномерное. Главные причины: природный фактор, исторические условия, социально-экономические условия.
Задание -2 Плотность населения

    1. Что называется плотностью населения?

    2. Какая страна имеет самую высокую плотность населения?

Практическое задание. Проанализируйте карту «Плотность населения мира» в атласе, текст учебника с 84-85 заполните таблицу, сделайте вывод.

Группы стран с различной плотностью населения

Примеры стран

Причины, объясняющие картину плотности населения

Страны с равномерно низкой плотностью населения

Нигер, Австралия, Монголия.

Страны, находящиеся в аридном климате, кроме Австралии, не имеют выхода к морю и т.д.

Страны с равномерно высокой плотностью

Индия, ФРГ, Италия, Греция

Благоприятные условия проживания на всей территории стран

Страны, имеющие районы с высокой и низкой плотностью

Канада, Россия, Бразилия, Китай

Различные условия: природные, социальные, экономические сильно различаются в разных районах страны.

Вывод: Среднемировой показатель плотности населения- 44 чел / км. Но этот показатель не дает представления о реальной плотности населения в различных районах мира, потому, что есть территории густо заселенные, есть практически не освоенные, такие как Гренландия, Антарктида, Высокогорья планеты, пустыни, тундры и арктические пустыни. Практически не заселено 15% суши планеты. А 70% населения проживает на 7% площади континентов. 90% мирового населения живет в Северном и Восточном полушариях. Плотность по материкам составляет: в Азии-75 чел/км, в Европе- 70 чел/км, в Африке-22 чел/км, в Америке-19 чел/км, в Австралии и Океании- 3 чел/км.

Миграция населения.

«Люди – не перелётные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами» Н.Н. Баранский

Задание-3

1) Какие законы имел в виду Н.Н. Баранский?

2) С помощью таблицы 16 с.86 «Виды миграционных процессов» вспомните:

-. Что такое «миграция»?

- Виды миграции. В чём разница между внешними и внутренними миграциями. Приведите примеры внешних и внутренних миграций.

-Чем отличаются побудительные мотивы тех и других миграций?

-Чем можно объяснить вспышку миграций в XIX – XXвв.?

Самый большой «миграционный взрыв» начался в 19 веке. Главным очагом эмиграции оставалась Европа, где развитие капитализма сопровождалось «выталкиванием» части населения в те районы, где были свободные земли, хозяйство быстро развивалось и создавало спрос на рабочую силу.

Второй очаг эмиграции сложился в Азии . Здесь эмигрантами стали китайские и индийские рабочие (кули), которых вербовали для работы на плантациях и рудниках. Главными же очагами иммиграции были США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка.

После Второй мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать и к концу 20 в. достигли масштаба нового «миграционного взрыва» -Трудовая миграция.

Основной поток этих эмигрантов направлялся из развивающихся в экономически развитые страны.

Главная причина - большой разрыв в условиях жизни и заработной платы между экономически развитыми и развивающимися странами.

Задание-4. Практическое задание. На контурной карте цветом покажите три главных центра притяжения трудовых ресурсов:

  • Первый – Западная Европа (ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария) - рабочие эмигранты из стран Южной Европы, Восточной Европы.

  • Второй – США, где легальная иммиграция достигла 1 млн человек (из стран Латинской Америки, Азии и Европы), нелегальная эмиграция гораздо масштабнее.

  • Третий – это нефтедобывающие страны Персидского залива (эмигранты из Египта, Индии, Пакистана).

Городское и сельское население

По характеру расселения население мира можно разделить на городское и сельское. Сельское расселение возникло с развитием земледелия. В настоящее время более половины населения мира живет в сельской местности.

Существуют две формы сельского расселения:

  • групповая (деревенская) - наиболее характерна для стран Центральной и Южной Европы, России, Японии, а также для большинства развивающихся стран;

  • рассеянная (ферма) - наиболее распространены в США, Канаде, Австралии, странах Северной Европы.

Задание-5.

С развитием промышленности начался рост городов.

1) Что называется урбанизацией?

2) Проанализируйте рис.35 на с.88. Как изменилась доля городского населения мира в 20 веке и сделайте вывод.

Вывод: По темпам урбанизации резко различаются развитые и развивающиеся страны. В развивающихся странах темпы роста городского населения превышают темпы развитых стран.

3)Что называют агломерацией? Назовите крупнейшие агломерации мира по табл.17, с.91. В каких частях света сосредоточено большее количество агломераций?

Задание –6.

По тексту учебника с.90 изучите процессы «субурбанизации», «рурбанизации», «ложной (трущобной) урбанизации». Для каких стран характерно развитие данных процессов?

III Закрепление пройденного материала.

Тест.

    1. Крупнейшие сгустки населения сформировались на низменностях:
      1. Центрально-Восточной Европы;
      2. Латинской Америки;
      3. Восточной Азии; +
      4. Северной Африки.

    2. Из перечисленных низменностей наиболее плотно заселена:
      1. Ла-Платская;
      2. Индо-Ганская; +
      3. Оринокская;
      4. Прикаспийская.

    3. Из перечисленных стран наибольшая плотность населения характерна для:
      1. Бразилия;
      2. Нидерланды; +
      3. Пакистан;
      4. Словакия.

    4. Из перечисленных стран наибольшая плотность населения характерна для:
      1. Бельгия и Япония; +
      2. Парагвая и Авсралия;
      3. Ливия и Финляндия;
      4. Филиппины и Ботсвана.

5. Из перечисленных стран наименьшая плотность населения характерна для:
1. Индонезия и Нидерланды;
2. Великобритания и Пакистан;
3. Монголия и Чад; +
4. Италия и Ю. Корея.

6. Агломерации, каких из указанных городов являются крупнейшими в своих странах?

1) Осака,

2) Рио-де-Жанейро,

3) Мехико,+

4) Дели,

5) Шанхай.+

7. Какие из указанных стран относятся к высокоурбанизированным?

1) Судан;

2) Индонезия,

3) Канада,+

4) Ливия,

5) Швеция +

IV Домашнее задание
1. Изучить параграф 15

2.Дайте определение следующим понятиям: Утечка мозгов; белые, синие, золотые воротнички.

3. Выполнить практическую работу на с 92.

Похожие:

Размещение и расселение населения мира. Разработка урока учителя географии Гайдуковой Татьяны Алексеевны мбоу «Лиманская сош №2» Цели и задачи iconРазработка урока географии 10 класс Тема: «Структура населения мира....
Выявить географические особенности полового и возрастного состава населения мира

Размещение и расселение населения мира. Разработка урока учителя географии Гайдуковой Татьяны Алексеевны мбоу «Лиманская сош №2» Цели и задачи icon1. Анализ цели урока. Вопросы для анализа
Правильность и обоснованность цели урока с учетом: программных требований; содержания материала; необходимого уровня знаний и умений...

Размещение и расселение населения мира. Разработка урока учителя географии Гайдуковой Татьяны Алексеевны мбоу «Лиманская сош №2» Цели и задачи icon«Размещение и миграции населения на примере сша»
Данное занятие разработано в рамках школьной программы по теме : «Размещение и миграции населения», по учебнику 10 класса для общеобразовательных...

Размещение и расселение населения мира. Разработка урока учителя географии Гайдуковой Татьяны Алексеевны мбоу «Лиманская сош №2» Цели и задачи iconКонспект урока по экономической и социальной географии мира, 10 класс...
Цель урока: сформировать целостное представление об экономико-географических особенностях Индии

Размещение и расселение населения мира. Разработка урока учителя географии Гайдуковой Татьяны Алексеевны мбоу «Лиманская сош №2» Цели и задачи iconПубличный отчет мбоу «Екатеринославская сош»
...

Размещение и расселение населения мира. Разработка урока учителя географии Гайдуковой Татьяны Алексеевны мбоу «Лиманская сош №2» Цели и задачи iconРабочая программа учителя географии Посоховой Татьяны Михайловны...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской...

Размещение и расселение населения мира. Разработка урока учителя географии Гайдуковой Татьяны Алексеевны мбоу «Лиманская сош №2» Цели и задачи iconАнализ работы мбоу кулешовской сош №16 за 2011-2012 учебный год
Для реализации цели перед педагогическим коллективом были поставлены следующие задачи

Размещение и расселение населения мира. Разработка урока учителя географии Гайдуковой Татьяны Алексеевны мбоу «Лиманская сош №2» Цели и задачи iconПсихологический анализ урока
Урок это логически законченный отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы...

Размещение и расселение населения мира. Разработка урока учителя географии Гайдуковой Татьяны Алексеевны мбоу «Лиманская сош №2» Цели и задачи icon«Обобщение опыта работы учителя английского языка Гиматдиновой З....
«Обобщение опыта работы учителя английского языка Гиматдиновой З. М., Мбоу сош им. М. И. Калинина»

Размещение и расселение населения мира. Разработка урока учителя географии Гайдуковой Татьяны Алексеевны мбоу «Лиманская сош №2» Цели и задачи iconРасписание и порядок проведения в 2014 году единого государственного...
Мбоу асекеевская сош; 05. 02. 2015 года в мбоу яковлевская сош; 06. 02. 2015 года в мбоу заглядинская сош; 11. 02. 2015 года в мбоу...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск