Скачать 250.36 Kb.
|
Жестокое обращение с ребёнком
К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы: • угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение), • угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам. • используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным, • отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг "системы воспитания", и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие "воспитание"). Всё же мероприятия, которые должны проводиться в этом случае - это социально-психологическое сопровождение семей соответствуюшими (социально-психологическими) службами. В Санкт-Петербурге это сеть районных центров помощи семье и детям (созданная комитетом по социальной политике), и ряд психологических служб. Сопровождение имеет целью коррекцию родительских установок и помощь в налаживании взаимодействия между ребёнком и родителями. В случаях обострения внутрисемейных отношений до выраженной степени возможно временное помещение ребёнка из травмирующей семейной среды на определенное время (от месяца до трех) либо в какой-либо общеоздоровительный санаторий (если нет медицинских показаний, то это возможно и по социальным показаниям - оформление через детскую поликлинику и участкового педиатра), либо (если есть такая структура) в упомянутый центр помощи семье и детям (в них должна быть предусмотрена возможность временного пребывания детей сроком до трех месяцев с посещением ими школы и последующим возвращением в семью) - это осуществляется по письменному заявлению родителей (или подростков) на имя директора этого центра. Физическое насилие: любое физическое воздействие на ребёнка, оказанное воспитателем (родителем) в ответ на нежелательное или неправильное, с точки зрения воспитателя, поведение ребёнка. Это истязание, побои, причинение вреда здоровью. При физическом насилии: • Видимые признаки физического насилия могут быть не всегда • Повреждения кожных покровов (раны, ожоги, кровоподтёки, ссадины) • Кровоподтёки в форме отпечатка какого-либо предмета (вешалки, палки, пряжки ремня) • Циркулярные кровоподтёки на теле или конечностях (возникают при сдавлении пальцами) • Укусы • Сигаретные ожоги на ладонях, конечностях • Травмы губ и ротовой полости (надрывы уздечек, отсутствие зубов) • Травмы ушной раковины • Травмы глаз (кровоизлияние в переднюю камеру, геморрагии, гематома) • Тупая травма живота (внутрибрюшные гематомы, ушибы и разрывы печени, поджелудочной железы, селезёнки) • Переломы • ЧМТ Синдром жестокого обращения с ребёнком может проявляться в следующих состояниях и синдромах у ребёнка: • Спиральные или оскольчатые переломы костей конечностей • Переломы рёбер у детей • Разрывы печени и селезёнки при тупой травме живота • Кровоизлияния в сетчатку глаза у детей Диагностика при физическом насилии: • Фотографии и чёткое описание всех нанесённых повреждений (порезы, ушибы, укусы и т.п.) • Рентгенография органов грудной клетки, обзорные снимки скелета. В случае физического насилия адекватной мерой может быть изъятие ребенка из семьи, где он подвергается физическому насилию, органами опеки или органами милиции и определение его в социозащитное учреждение (специализированный центр, больница или приют), где ребенок будет находиться до решения суда (органами опеки в этом случае возбуждается уголовное дело вплоть до лишения или ограниения родителей в родительских правах). В случае, если у ребёнка есть адекватные родственники и они готовы о нем заботиться и обеспечивать защиту от возможных посягательств насильника, ребёнок может находиться у них (с ведома и разрешения органа опеки). Таким образом, если вам известно о фактах физического насилия над ребёнком, то нужно обращаться к инспектору по опеке и попечительству (в Санкт-Петербурге такой инспектор находится в местном органе власти - муниципальном образовании (совете) или к инспектору милиции по делам несовершеннолетних (он же инспектор по профилактике правонарушений несовершеннолетних), можно к участковому милиционеру. Если ситуация острая (не терпящая отлагательств), тогда в ближайшее отделении милиции (дежурную часть). Если боязно, можно попросить помочь социального педагога школы или классного руководителя обратиться к названным специалистам. Обращаться везде нужно в письменном виде (заявление). Сексуальное насилие: любой контакт или взаимодействие между ребёнком и другим лицом (включая подростков), при котором ребёнок сексуально эксплуатируется. При сексуальном насилии • Достоверные признаки сексуального насилия выявляют достаточно редко • Насилие часто заключается в сексуальных ласках: трении половыми органами и других половых контактах, не сопровождаемых травмами и другими чёткими признаками (наличие спермы во влагалище, разрыв девственной плевы) • Повреждения влагалища и кровотечения из него • Беременность • Заболевания, передающиеся половым путём • Покраснение и повышенная васкуляризация тканей, расположенных вокруг девственной плевы • Повышенная рыхлость задней спайки половых губ • Растяжение и асимметрия девственной плевы, её разрывы • Перианальные ссадины, рубцы и трещины, круговая отёчность заднего прохода. • Недавние или уже зажившие разрывы девственной плевы и слизистой оболочки влагалища, травмы и разрывы промежности и перианальной области, следы укусов • Наличие спермы во влагалище, прямой кишке. Диагностика при сексуальном насилии: • Изучают нативный мазок секрета заднего свода влагалища на наличие или отсутствие сперматозоидов, регистрируют их подвижность. • Если сексуальное нападение произошло не более 72ч назад, необходимо собрать образцы для судебно-медицинской экспертизы и составить протокол. • Определение наличия спермы во время медицинского обследования или исследования одежды с помощью лампы Иуда. • Исследуют мазок влагалищного содержимого на степень чистоты и наличие гонококков, хламидий. • Тесты на наличие беременности. • Проведение анализов на ВИЧ-инфицирование (повторный анализ обычно проводят через 6 мес). • Тест на кислую фосфатазу (наличие значительного количества кислой фосфатазы в пробах из влагалища, прямой кишки или ротовой полости - веское доказательство недавней эякуляции в эти области). • При подозрении на недавно совершённые насильственные действия (особенно сексуальное насилие) ребёнка необходимо доставить в специализированное медицинское учреждение с проведением судебно-медицинской экспертизы. • Детей с умеренными и тяжёлыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжёлой психической травмой необходимо госпитализировать. Зачастую сексуальное насилие сопровождается тяжелыми побоями, и общие мероприятия здесь такие же, как при физическом насилии. Если насильник в семье (отец, отчим), то необходимо изъятие из семьи ребенка (если мать или иные родственники не имеют "убежища"). Изъятие проводят совместно органы опеки и милиция, ребенка определяют в социозащитное учреждение (приют, больница, специализированный центр реабилитации детей, пострадавших от сексуального насилия), милиция возбуждает уголовное дело и проводит следственные мероприятия. О последствиях сексуального насилия над детьми можно прочитать здесь. Запущенность ребёнка (беспризорничество) - образ жизни ребёнка, не соответствующий его элементарным потребностям из-за неудовлетворительной опеки взрослых или её отсутствия. При запущенности • Дети робкие или очень доверчивые • Нарушение параметров физического и психического развития • Различные высыпания на коже. Диагностика при запущенности: • Копрограмма • Определение калорийности питания • Проведение туберкулиновой пробы • Исследование пота на хлориды (при подозрении на муковисцидоз) • Определение уровней протопорфиринов (при подозрении на интоксикацию соединениями цинка и свинца) • Обследование врачами-специалистами (невропатолог, психиатр, ЛОР, хирург и др. по показаниям) и педагогическими работниками (дефектолог, логопед, психолог). Факторы риска при которых риск применения любых форм насилия по отношению к ребёнку возрастает: • Бедность • Наркомания и алкоголизм родителей • Низкий уровень образования родителей • Негативное отношение матери к беременности (нежелаемый ребёнок) • Случаи насилия над детьми в семейном анамнезе. Неспецифические (общие) симптомы насилия: • Беспокойство, депрессия • Нарушения сна, ночные кошмары • Повышенная сексуальная активность • Проблемы в школе • Самоунижение, нанесение себе травм и повреждений, осознанные или неосознанные суицидальные попытки. Рекомендую прочитать: Справочник по оказанию помощи детям, подвергшимся жестокому обращению. Алгоритмы действий, образцы заявлений, адреса организаций Санкт-Петербурга, оказывающих медицинскую, психологическую и социальную помощь семьям и детям. Насилие над ребенком в школе Это очень большая и серьезная проблема современного общества. Зачастую жертвы насилия со стороны сверстников не говорят об этом никому, пытаются решить проблему самостоятельно (чаще это не удается), а следствием невозможности решить эту проблему является нарушения состояния здоровья и эмоционально-поведенческие расстройства у жертв насилия. Стойкие отказы от посещения школы, потеря интереса к обучению, беспристанные жалобы на здоровье, депресивные состояния, замкнутость и отгороженность, полный уход в виртуальный мир компьютера - один из вариантов последствий систематического насилия в школе. Для родителей нужно прежде всего понять, что происходит с их ребенком - и если это насилие со стороны одноклассников, сверстников (любая его форма - физическое - побои, морально-нравственное - унижения, обзывания, провокации, не говоря уже о нарушении половой неприкосновенности) - нужно поговорить с ребёнком (подростком), объяснив ему (ей), что: Насилие в школе совершается при замалчивании ситуации. Если терпеть — ничего не изменится, будет только хуже. Надо действовать. Не надо бояться, что в случае вмешательства взрослых и администрации будет хуже. Еще раз: хуже будет, если взрослые не вмешаются. Уговоры, подкупы, и попытки решить конфликт мирным путем не обычно не срабатыют, иначе так бы их решали всегда. Проблема возникла во время нахождения ребёнка в школе, а значит администрация школы несет полную ответственность за непротиводействие насильникам, за каждый синяк и дискомфорт жертвы. А если родителю стало известно, что его ребенка унижают или избивают, а он (родитель) ничего не делает - то родитель становится соучастником преступления против собственного ребенка! Что нужно сделать родителям, когда им стало известно о фактах насилия по отношению к их ребёнку (подростку)? Запомните, что тот кто обижает, не хочет, чтобы вы куда-то пошли и рассказали об этом. Поэтому нужно начать обращаться во все компетентные инстанции, чтобы наказать обидчиков и восстановить справедливость. Помните, что в случае насилия над вашим ребенком нарушены его права: 1. право на получение образования в достойных условиях; 2. право на безопасное пребывание в общественном учреждении; 3. право на сохранение своего здоровья (как соматического - физического, так и морального - психологического). Кстати, если обидчики почуствуют свою безнаказанность, они и дальше будут практиковать подобный стиль отношений - к примеру, в армии - издеваться, унижать и избивать. По пунктам: 1. Если есть синяки, ссадины, и прочие следы побоев — необходимо обратиться в медпункт и показать их медсестре, заведующему по воспитательной части, и дальше в любой травматологический пункт для освидетельствования. Если кто-либо начнет вас отговаривать от освидетельствования побоев — не слушайте его. Директора могут это сделать по причине того, что не хотят огласки инцидента в своей школе, но это не значит что они что-то сделают чтобы защитить вас, они беспокоятся о своей репутации, а не о вашем благополучии. Есть специальная процедура, регламентированная законом - при вашем обращении в травматологический пункт и фиксации в медицинской документации последствий физического насилия медицинский работник обязан послать депешу в отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних, чтобы этот случай стал предметом внимания дознавателей (работников следственных органов милиции). 2. После освидетельствования побоев можно написать список обидчиков, и приложить его к заявлению в трех экземплярах — для директора школы, заместителя директора по воспитательной работе и участкового милиционера (или инспектора по делам несовершеннолетних). Важно! Ваше обращение (письменное заявление) должно быть зарегистрировано в канцелярии и иметь входящий номер. 3. Если вам (или вашему ребенку) угрожают, сделайте то же самое, так как заявление в милиции — лучший страховой полис для вас, и ваши обидчики должны будут Богу молиться, чтобы с вами ничего не случилось — ведь в этом случае тех, кто в списке в вашем заявлении, будут допрашивать с пристрастием, вне зависимости от алиби. 4. Если участковый отказывается принимать ваше заявление, чаще всего рассказывая, как других людей бьют и как им страшно — это значит, что участковый не хочет исполнять свои проф. обязанности. Тогда заявление дополняется фразой «участковый Ф. И. О. отказался принимать заявление» и направляется в районное отделение милиции (РОВД), а именно — к начальнику участкового, что обеспечит участковому выговор за не соблюдение проф. обязанностей. Заявление у участкового — это знак того, что за вашими обидчиками будет грех, и это учтется, в случае, если они попадутся на другом деле, или заявление будет не одно. 5. В случае морального унижения (издевательство или угрозы) при отсутствии физических побоев можно написать такое заявление (директору школы, а при бездействии администрации школы - и в милицию): Директору средней школы № _____ Ф. И. О. Директора______ от _____ (ваше Ф. И. О.) ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу обеспечить моему ребенку безопасное пребывание в школе и обеспечить его право на получение образования в достойных условиях. (Далее можно изложить конкретные случаи и конкретные имена людей, которые унижают ребенка - будь то сверстники, старшеклассники или даже некоторые педагоги). Кроме того, можно (и нужно!) обратиться к психотерапевту, если вы чувствуйте страх, тревогу, а у вашего ребенка пониженное настроение и нет желания ходить в школу, есть психосоматические нарушения (и вы понимаете, что это - следствие сложившейся ситуации). Это, во-первых, поможет окружающим понять серьезность ситуации и простимулирует педагогических работников школы принять самое активное участие в разрешении ситуации и в предотвращении дальнейшего причинения вреда вашему здоровью, а во-вторых, это нужно вам для получения квалифицированной психотерапевтической помощи, поднятии вашей самооценки и приобретении навыков самоэффективности. В Санкт-Петербурге такую психотерапевтическую помощь можно получить в Кризисной службе. 6. Для повышения уверенности в себе можно рекомендовать вашему ребенку пойти на любую секцию бокса, тайского бокса, карате, рукопашного боя и тренироваться, чтобы можно было отбиться в случае нападения. Однако эта рекомендация не для всех! 7. Есть еще несколько рекомендаций (которые можно использовать по ситуации). Если на вас напали, то ваша задача получить одну ссадину или синяк и дальше действовать согласно пункту № 1. 8. Ежели нападающих несколько (а так всегда и бывает) — не позволяйте зажать себя в кольцо, не бойтесь кричать «помогите», так как это наиболее яркое свидетельство нападения перед всеми. Кроме того люди при таких криках могут помочь, позвонить в милицию (а это значит, что обидчиков возьмут с поличным). Кроме того, без крика о помощи никто не имеет криминального права вам помогать, а кроме того, если кто-то не помог вам, он может пройти либо по статье «соучастник преступления», либо по статье «не оказание помощи». Соучастник превращает преступление в групповое, а это значит увеличение строгости приговора на суде, ежели вы доведете дело до него. Кроме того, если вас пытаются окружить — бегите к дороге, если вы окажетесь на дороге — машины вынуждены будут остановиться, а шофер может помочь вам отогнать обидчиков. Главное не прыгнуть под машину. |
Какими нормативными документами руководствоваться в таких случаях? Как должны вести себя сотрудники школы при выявлении случаев жестокого... | Какими нормативными документами руководствоваться в таких случаях? Как должны вести себя сотрудники школы при выявлении случаев жестокого... | ||
На этой странице вы можете найти ответы на такие вопросы: что считать насилием по отношению к ребенку (подростку), что делать в случае,... | Развитие законодательства о защите детей от жестокого обращения и специализированных социальных служб | ||
РФ, Правилами определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 авг.... | Назначается, если обращение за пособием последовало до истечения шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет | ||
К животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. При... | Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые... | ||
Федеральный Закон от19. 05. 1995 №81-фз «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» | Учае, когда мать ребенка, получающая ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может осуществлять уход за ребенком в связи со... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |