Скачать 387.79 Kb.
|
ГУДИНА И.Н. Учитель музыки НУО «Экономический лицей» Г. Астаны республика Казахстан. Использование ТРИЗ- компонентов и приемов РТВ в развитиитворческой культуры на уроках музыки Методы и приемы развития творческой культуры на уроках музыки.. На сегодняшний день я использую в своей педагогической деятельности следующие методы и приемы ТРИЗ и РТВ: Модель “Морфологический ящик- копилка- корзинка” Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков, связей изучаемого явления. Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них знаний, он позволяет выяснить всё что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах. Вот пример составление копилки слов на этапе актуализации знаний в ходе урока музыки. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собираться то, что все ученики знают вместе об изучаемой теме. Стадия вызова. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме. Далее каждый по кругу, или по желанию называет какое-то одно сведение, или факт, при этом не повторяя ранее сказанное.(состовляется список идей) В корзину идей можно «сбрасывать» факты, имена, даты, понятия, названия сочинений. Стадия осмысления Далее в ходе обсуждения эти разрозненые сведения нужно связать в логические цепочки и «красиво преподнести». Например: - Помогите собрать мне полную корзину знаний, фактов, имен событий связанных с темой прошлого урока.( танец, Ш.Жиенкулова, «Кара жорга», балет, Казахстан, ичиги, А.Александров, Г.Уланова, подражание,1934, «Утыс-би»... все ответы фиксируются на доске) - А теперь этот «урожай» нужно красиво преподнести к столу.(ученики, в опоре на записи, состовляют предложения, рассказ )
Круги Луллия. Вид морфологического анализа.Раймондо Луллий (14 век н.э.) создал приспособление, которое предстовляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. На них прикрепляется стрелка. С помощью Кругов Луллия закрепляю и систематизирую знания детей о музыкальных инструментах, прослушанных музыкальных произведениях. Они позволяют облегчить знакомство учащихся младших классов с инструментами симфонического оркестра на примере музыкальной сказки «Петя и волк» На основе пособия "Круги Луллия" строятся тренинги 2-х видов: направленные на познание свойств объектов и преобразование этих свойств. Например в разделе музыкально-ритмические движения использую такой круг Луллия: первый – кольцо – сказочные герои, второй – кольцо – движения в виде символов – раскрутив оба круга – выполнить движение в характере выпавшего героя. А вот для развития исполнительского творчества можно применить другой круг Луллия: первый круг – четыре времени года, второй круг – музыкальные инструменты, в дальнейшем используются для сочинения мелодии или аккомпанемента, третий круг – пиктограммы с настроением. Раскрутив оба кольца и соединив время года, придумать и озвучить на выпавшем инструменте мелодию в характере выпавшей пиктограммы. Для знакомства с музыкальными инструментами и их составных частей использую ещё один вариант круга Луллия. «Приемы фантастического преобразования объектов» Типовые приемы фантазирования созданы АльтшуллеромГ. С. В 70-е годы 20 столетия для активизации мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством. Этот прием, для придумывания с детьми новых фантастических музыкальных инструментов, мы уже частично рассматривали с использованием Морфологической таблицы. С помощью Кругов Луллия, используя приемы фантастического преобразования объектов, тоже возможно создание фантастических ситуаций с прогнозом результата таких изменений. Вот как можно это сделать например при закреплении и актуализации знаний о музыкальных инструментах. Необходимо раскрутить круги и составить сочетание объектов (их признаков, частей) из тех, которые попадут "под стрелочку". - Чья это часть? - Где у данного инструмента такая часть? -Найди объект, сделанный из такого же материала? -Если волшебник Объединяй соединит вместе эти части, какой инструмент получится? Придумай ему название. А вот ещё один пример фантастического преобразования объектов, цель которого учить определять черту характера сказочного героя, учить изменять содержание сказки в зависимости от смены черт характера или музыкального инструмента. Раскрутим круги и составим случайное сочетание (герой, инструмент, характер) из тех, которые попадут "под стрелочку". Получилось: кошка - фагот - решительный. - Расскажи как теперь будет звучать голос кошечки, как измениться её характер, походка, повадки? (Голос кошки, в исполнении фагота, стал грубый, низкий, сердитый. Теперь это не маленькая, а скорее большая дикая кошка, сильный, решительный хищник.) - Придумай, как может закончится эта сказка, если у кошки такой характер? (Она может сама съесть утку. Или волк, увидев её, не станет обижать друзей. Если она дрессированная, то может охранять домик дедушки, утку, Петю.) Практика показывает, что у детей это пособие вызывает больший интерес, чем фантазирование с "дорожками". Существует несколько приёмов фантазирования адаптированных для школьников. Это приемы:
Морфологического анализ. Этот метод создал швейцарский астрофизик Ф.Цвикки в 30-е годы 20 века на основе кругов Луллия. Суть метода та же, что и в кругах Луллия, но мыслительные операции осуществляются с помощью таблицы, в которой по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. При использовании в работе с детьми метода активизации мышления –Морфологического анализа – для большей наглядности использую Морфологическую таблицу. По горизонтали ставлю картинки с изображением времен года, птиц или животных, по вертикали – героев песен и музыкальных сочинений. Необходимо заполнить клетки пересечения. Дети с легкостью вспоминают название песни придумывают и рассуждают о возможном характере музыки. Дети с удовольствием экспериментируют над знакомыми героями песен и музыкальных сочинений и придумывают новые образы, придают им несвойственные черты характера (исправляют плохое, вредное) и передают это в сюжетном рисунке, коллаже юмористического характера. Надо отметить, что старшие дети судовольствие работают над юмористическими рисунками. Использую Морфологическую таблицу для придумывания с детьми нового музыкального инструмента: по горизонтали картинки с изображением предметов, по вертикали – изображения предметов, которыми можно заполнить взятые нами емкости. На соединении осей координат получается новый инструмент. Дети придумывают название новых, получившихся музыкально-шумовых инструментов (например, коробочка + пуговицы = корпуг, бутылка +бусинки = бутбус). Следует помнить, что метод Морфологический анализ рассматриваетсяне как способ решений конструктивной задачи (синтезировать как можно больше фантастических объектов и получить большее число вариантов решений), а как механизм целенаправленного преобразования объекта путём модификации значений его признаков. То есть ребенок должен уметь не только давать большое количество вариантов ответов в рамках заданной темы, но и самостоятельно осуществлять их оценку и выбор наиболее интересных решений. Необходимо также учить детей детализировать наиболее удачные идеи. «Волшебная дорожка». Это ещё один приём оставление рассказа об объекте по алгоритму. Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений. А с этим методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения, о выразительных средствах. Вот фрагмент урока с использованием данного приёма. - Мы с вами прибыли на станцию “Рассказкино”, как вы думаете, почему она так называется? - Правильно, догадались, на этой станции мы будем составлять рассказ о музыке, а в этом нам помогут картинки – помощники вы видите их на доске. - Пройдем по ступенькам и многое узнаем. Работа со схемой (1 вариант): Тембр - рассказ обинструментах; Темп – о скорости звучания; Динамика – о громкости звучания; Регистр –о звуковысотности; Лад – о настроении; Работа со схемой (2 вариант): Кит - жанр музыки Композитор – об авторах Исполнители- о голосах и инструментах Маски - о настроении Конь и черепаха – о темпе Мишка с шариком – о высоте голоса Многолетний опыт работы показывает, что дети с большим интересом осваивают предложенные алгоритмы и успешно применяют их в самостоятельной учебной деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности и мотивации учащихся, предоставляет младшим школьникам возможность успешной самореализации. “Создай паспорт” Этот прием используется:
Обязательно создаем паспорт на композиторов, иструменты, музыкальные стили, произведения с которыми познакомились в ходе уроков. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики по определенному плану. Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками, а в младших классах учителем. Например, вот такой паспорт создали мои дети, изучая произведение В.А.Моцарта
При закреплении знаний о казахских инструментах ребята составили такие паспорта:
По составленным паспортам провожу с учащимися викторины, для этого перемешиваю левые и правые части паспорта и прошу восстановить их. Составляю сказочные письма, в которых описываю события, происходящие с героем, но не называю его имени, задача учащихся – назвать героя, автора и произведение. Использование приемов ТРИЗ на уроках способствует формированию навыков внимательного, осознанного восприятия музыки, прививает интерес и любовь к ней. Метод мозгового штурма Это один из самых известных методов коллективного творчества и активизации мыслительной деятельности предложенный американским инженером А. Осборном. Пример использования такого метода — передача «Что? Где? Когда?». Суть мозгового штурма — совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения. Метод позволяет избежать инерционной направленности поиска, активизирует ассоциативные способности человека. В результате обучения методом мозгового штурма у младших школьников появляется желание обсудить какую-либо идею с другими, в речи активно используются высказывания типа: «Давайте подумаем вместе...», «А как сделать, чтобы...», «Что произойдет, если...». При этом дети приучаются выслушивать различные варианты ответов, конструктивно обсуждать возникающие проблемы; выдвигать множество разнообразных идей, оценивать идеи с различных точек зрения и выбирать наиболее продуктивные. В начальной школе данный метод называется по-другому: метод проб и ошибок. Причем ошибки не осуждаются, а устраняются опытным путем. Я использую его на музыкальном занятии, и для активизации мыслительных операций, и для развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычную музыку, а музыкальных инструментов нет. Как быть? Что же делать? То есть ставится некая задача. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые. Например в музыкальной практике с детьми подбираем звучание музыкального инструмента к какому-нибудь предмету или явлению (шуршание листьев, тиканье часов, музыка дождя, звон капели). Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения. Метод фокальных объектов. Автор метода- Чарльз Вайтинг (60-е годы20 века, Англия ). Назначение метода фокальных объектов — изменение заданного объекта, находящегося в «фокусе» внимания (отсюда и название метода) через установление ассоциативных связей с признаками других объектов («случайными). В результате фантазирования получаются объекты, обладающие необычными свойствами. Обязательным в обучении является анализ практического применения полученных проектов: «А где можно использовать такой объект? Для чего он может понадобиться? Чем новый, усовершенствованный объект лучше прежнего?». Подобный анализ позволяет избегать ситуации «фантазирование ради фантазирования» и приучает учащихся к осмысленности и целенаправленности при создании нового. Этот метод очень интересен для активизации мышления, расширения словарного запаса у детей – Выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства. Например, «Музыка». Из книги на любой странице выбирется 3-4 первых попавшихся существительных, которые записываются на доске. Напротив каждого существительного записываются прилагательные, которые ассоциируются с этими существительными. Например, «фея – добрая, сказочная, воздушная», «шар- расписной, летучий, мыльный», «костер – большой, жаркий, яркий». Затем существительные стираются, остаются только прилагательные, которые и переносятся на выбранный нами фокальный объект (объект в фокусе). В результате может получится «Музыка- красивая, добрая, яркая». Но с другими, наугад выбранными объектами, возможен и совершенно другой результат «Музыка холодная, сломанная, круглая». Теперь важно обсудить полученное сочетание нетипичных признаков. Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений. А с этим методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, фантазировать на основе необычных признаков, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения, придумывать истории с объяснением нетипичных свойств и практической значимостью данного свойства. “Составление плана / раскадровка” Прием «раскадровки» использую для составления простого и развернутого плана прослушанного произведения. Каждый кадр – это схематичное изображение событий, чувств, характеров услышанных в музыке. Смена кадра – изменение места действия, изменение ситуации для героя (с положительной на отрицательную или наоборот). Для закрепления знания последовательности сюжетных событий можно разрезать раскадровку на отдельные кадры и предложить детям разложить их в правильной последовательности. Описание каждого кадра с достаточной степенью подробности. Так после прослушивании легенды «Аксак кулан» учащиеся выставляют по порядку предложенные рисунки. При актуализации знаний предлагаю, прослушав музыкальный фрагмент, вспомнить легенду, которую рассказал кюй и восстановить нарушенную последовательность событий. Можно воспользоваться и приемом Преобразование сюжета во времени — Что могло быть перед тем, как… (называется ситуации, изображенные на рисунке). — Что произойдет после того, как… Предлагаю и дополнительные варианты (Игры с кадрами)
Системное сравнение по картинам (Мурашковска И.Н. в адаптации Сидорчук Т.А.) Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности на уроке музыки, в основе его лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Синтез процессов восприятия картины и музыки и работа по составлению творческих рассказов по картине дело уже привычное. Нами была применена методика обучения системному сравнению по картине и музыкальному произведению. Этапы построения занятия: 1 рассматриваются оба произведения, состоящие из взаимосвязанных объектов (восприятие картины, прослушивание музыкального произведения ); 2 уточняются действующие объекты и их основные характеристики (в картине – изображенные объекты, в музыкальном произведении – звучание отдельных инструментов); 3 берется основная система, которая требует сравнения, и поочередно в ней находятся объекты для сравнений (наложение объектов первой системы (музыкального произведения) на объекты второй системы (картины)). Остановимся подробнее на примере знакомства с музыкой Э. Грига«Утро» и Картиной «Утро весны» В.Кудревича. Целью данной работы является создание условий для описания пейзажа на основе сравнения тембров музыкальных инструментов. Дети представляют, что они попали в картину. Рассказывают, что они могут там услышать. Затем детям предлагается взять в помощники музыку Грига «Утро» и пробуют звуки разных музыкальных инструментов перенести на картину. - Чем можно представить звуки флейты? Гобоя? Всего оркестра? - Придумаем красивые сравнения. Получившиеся сравнения детей: -звуки флейты нежные, как первые лучи солнца; -мелодия гобоя, как качающееся дерево; -оркестр звучит, как темнеющий лес вдали. Разновидностью может служить соединение ранее предложенного варианта работы с картиной и музыкальным произведением и последующим выражением чувств, переживаний ребенка в рисунке. Картина А.Барановского «Мелодии осени» и музыка Вивальди «Осень. Времена года» способствовали осознанию детьми выразительности смысла музыкального языка, услышать мелодии звенящей чистоты и торжественности в предрассветной природе последних дней золотой осени. “Метод Маленьких Человечков” для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов (окружающий мир). Синектика. Эмпатия. Данный метод разработан Гордоном У.(США) в середине 20 века и является частью синектики. Возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Очень удачен этот прием на музыкальных занятиях. Дети в движениях перевоплощаются в клоунов грустных и веселых в пьесе Д. Кабалевского «Клоуны»; в смелого, преодолевшего все преграды наездника в пьесе «Смелый наездник» Шумана; в весеннюю радостную птичку в пьесе П.И. Чайковского «Жаворонок». Ученик показывает несложные движения и говорит, что он чувствуетМузыка при этом действует на весь организм, а он в свою очередь на действие музыки. Ведь восприятие и понимание музыкальных произведений заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Возможна и словесная эмпатия, когда ситуация, музыка, компорзитор или музыкальный инструмент воспринимаются с другой точки зрения. Даётся задание перевоплотиться. — Придумайте рассказ от лица … (называется как одушевленный, так и неодушевленный объект). — Опишите, что думает …, если он сейчас (заболел, или обрадовался, или торопится, или ему одиноко…) Символическая аналогия. В разделе «Пение» очень удачно на занятиях, особеннов начальных классах и классах предшколы, проходят приемы разучивания и исполнения песен по схемам по методу Символическая аналогия. Дети сами или с помощью учителя придумывают ассоциации, рисунки-символы, движения-символы к тем или иным словам песни и легко запоминают их. Например так выглядит песня «Солнышко лучистое» «Солнышко лучисто»е (Сл. Л. Мироновой) 1 Солнышко лучистое Улыбнулось весело, Потому что мамочке Мы запели песенку. Припев: Песенку такую:Ля-ля-ля! Песенку простую:Ля-ля-ля! 2 За окном воробушки Закружились весело, Потому что мамочке Мы запели песенку. 3 Ручейки весенние Зазвенели весело, Потому что мамочке Мы запели песенку Развитие творческого воображения младших школьников предполагает использование в обучении алгоритмических процедур создания творческих продуктов: сочинение загадок (методика А.А. Нестеренко), составление загадок «да-нетка» (методика Т.А. Сидорчук), придумывание рассказа по картинке (методика И.Н. Мурашковской), синтез подвижных игр (методика М.С. Гафитулина, С.В. Сычева). «Сочинение загадок» (методика А.А. Нестеренко) Традиционно работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданный объек. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Мы использовали некоторые модели для составления загадок на основе описания признаков объектов из методики А.А. Нестеренко «Страна Загадок». Ученики вполне справляются с составлением метафор как на полуактивном уровне, т.е. в сотворчестве с педагогом, так и самостоятельно. По определению философов, метафора – это перенос свойств одного объекта на другой, основанный на скрытом сравнении. Цель педагога: создать условия для усвоения детьми модели составления метафоры. Ребенок может самостоятельно создать фразу метафорического плана после усвоения модели составления метафоры. При создании метафоры не используются слова, обозначающие загадочный объект и его специфическое свойство. Фактически имеют дело с загадочной фразой, в которой неясно обозначен объект с его характеристикой. «Сочинение загадок» способствует развитию у детей воображения, образногомышления, представлений об окружающем мире и формированию у них эмоционально-ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности (природный мир, рукотворный мир, мир человеческих отношений). Алгоритм сочинения загадок А.А. Нестеренко благодаря своей универсальности может использоваться на протяжении всего урока. Загадка состовляется в несколько этапов:
Для наглядности в начальный период обучения рекомендуется использовать опорные схемы: загадки по признакам: Какой? Что такое же? HO! НE! загадки по действиям: Что делает? Что делает то же действие? HO! НE! загадки по ассоциации: На что похоже? Чем отличается? KAK. A НE. Можно помочь в создании загадки наводящими вопросами. Например: — Придумайте, на что похож … — С чем можно сравнить … — Назовите, какие признаки есть у … — Что может делать … Есть струны, Но не скрипка. Похожа на грушу, Но не съедобна ....домбра Он упругий, круглый как тюрбан, Двусторонний барабан, Колотушкой избиваем был, С круглой ручкой и зовут его ....дабыл. Дед Коркыт его создал Смычковый струнный инструмент Он прекрасен как айтыс А зовут его .......кобыз. При составление загадок можно ииспользоватьи другую модель «Какой? Кто такой же?» У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правыми и левыми столбцами «как» или «но не». Например: Какая? Кто такая же?
внимание Ответ: новогодняя елка. «Хорошо – плохо» «Тайна двойного» (Домино) Этот приём позволяет развивать навыки связной речи , активизировать свой словарный запас, развивать элементы диалектического мышления, развивать способности к фантазированию Мы рассуждаем с детьми, например, осень – это хорошо или плохо. Плохо – почему? Хорошо – почему? Или самодельный музыкальный инструмент это хорошо? А плохо – почему? (нет нот, может легко сломаться и т. п.) Слушая «музыку воды» ребята выясняют, что вода это хорошо, потому, что вода это жизнь, это радость от купания в реке, от игры в снежки; плохо т.к это грязь и лужи после дождя, гибель на водоеме и т.д. Это прием выявления противоречий. Именно с него начинается разбор любой проблемной задачи. Основа — диалектическое направление. Диалектический метод учит смотреть на проблему с разных точек зрения. Рассмотрим фрагмент урока, построенный на данном методе.Сегодня урок музыки . Это хорошо, потому что в классе прозвучит классическая музыка. Классическая музыка — плохо, потому что можно заснуть прямо на уроке. Заснуть во время урока — хорошо, так как ты отдохнешь. Ты отдохнешь на уроке — плохо, потому что многое пропустишь. Многое пропустишь — хорошо, так как это заставит тебя работать самостоятельно и соблюдать правила на уроке. И т. д. После таких игр дети легко ориентируются в окружающем мир, находя во всем противоречие. Дихотомия. «Да-нетка» (методика Т.А. Сидорчук) Очень часто на занятии возникает необходимость выявить необходимый матерьял из проблемного поля. Метод дихотомии позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации, для решения творческой задачи. Основной прием для сужения поля поиска – игра «Да-нет». Это метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». Задавать вопросы - это такое же ценное умение, как и давать ответы. Вот несколько примеров использования этого приёма. «Угадай портрет закрепленный на доск» - Я загадала имя композитора. Оно есть среди имён записанных на доске.(или среди портретов которые вы видите). Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет. На доске: Н.Паганини, Курмангазы, В.А.Моцарт, Л.Бетховен, Ыхылас, И.С.Бах, Д.Нурпеисова, Ф.Шопен, Ф.Шуберт, А.Жубанов. Возможные вопросы учащихся: - о месте где жил и работал композитор; - о музыкальных предпочтениях; - о любимых музыкальных инструментах; - о фактах из биографии; - о музыкальных сочинениях(не указывая названия). В другой раз можно поставить вопрос иначе: - Он совершил «кражу». И хотя все об этом узнали, он не был предан суду. (В.А.Моцарт) - Несмотря на свою старость, эта казахская красавица пленяет своим голосом и совершенством форм. (домбра) - Его лучшее детище обязано своим рождением чьей-то смерти.(Реквием. В.А.Моцарта) «Нотный ряд». (Музыкальный ряд) Этот вариант игры «Да-нет» провожу с целью закрепить знания о последлвательности нот в звукоряде в пределах одной октавы. - Ребята я на звукоряде загадала нотку найдите её придерживаясь правил. - Это нота ФА? - Это нота после(выше) ФА? - Это нота между фа и си? И т.д. Можно по анологии провести игру «Музыкальный ряд» в которой ученикам необходимо найти загаданный инструмент. «Шапка вопросов» Это вид работы требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом. Способствует углублению знаний учащихся о каком-либо музыкальном произведении, стиле, композиторе и т.д. После знакомства с произведением (стилем, композитором) дети должны написать записку с тремя вопросами:
Все записки складываются в шапку, перемешиваются и вытаскиваются по одной каждым учеником, который отвечает. Возможен обмен записками. Подобная работа в ряде случаев может заменить анализ, разбор, произведения после его восприятия. Ведь для того, чтобы сформулировать вопросы, ученику нужно спроектировать в уме возможные ответы и представить себе содержание тех областей, где эти ответы могут быть найдены другими. «Шапка вопросов», объявленная перед слушанием, просмотром или чтением, является эффективным способом организации процесса восприятия искусства. «Волшебная палочка» ( В.М. Букатов, А.П. Ершова) «Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка и т. д.) передается в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу, правилу. Это форма проведения опроса по правилам. Ученики сидят на своих местах, или стоят по кругу. Это может быть группа учеников, выбранныя по жребию или учителем.учительначинает говорить фразу и предает палочку следующему ученику. Ученик продолжает и передает палочку дальше. Например, передающий называет:
Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение и повторно «идет» к тому же собеседнику или меняет «адрес». Упражнение фиксирует момент диалога: услышал — ответил. Причем никто не знает, что он услышит, хотя проверить правильность ответа может каждый. Быстрота, яркость, неожиданность словосочетаний возникает в том случае, если слушающий сразу за словом передающего представляет реальную картину из жизни и, исходя из ее особенностей, дает свой ответ. Например: Кобыз –струнно –смычковый; Орган – клавишно-духовой; Туяктас – ударный; Арфа – струнный; Саксофон - -духовой; Рояль – клавишный и т.д. Мальвина – сопрано; Папа Карло – баритон; Лиса Алиса – альт; Карабас Барабас – бас; Артемон – баритон; Пьеро – тенор и т.д. Задание может иметь много вариантов, каждый из которых в большей или меньшей степени меняет внутренний смысл упражнения. Примеры вариантов:
“Слушание с остановками”. Непременное условие для использования и приема “слушание с остановками” найти оптимальные моменты в для остановки, предлагая детям самим определить дальнейшее развитие сюжета. Можно задавать на остановке по два или три вопроса, чтобы очевиднее стала динамика изменения предположений на основе новой порции информации. Дети предлагают свои варианты ответов. Затем ребята прослушивают фрагмент сказки, сравнивают со своими ответами. Этот приём особенно эффективен на этапе слушания музыки, при условии что музыкальное сочинение достаточно продолжительное, как например Кюй-легенда «Аксак кулан», мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад», сказка С.Прокофьего «Петя и волк» и т.д. |
Образовательной программы доу. В перспективе предстоит большая совместная работа педагогов в рамках методических объединений по написанию... | Использование современных педагогических технологий: модульно – блочная технология с применением приемов работы «французских мастерских»,... | ||
«Использование ролевых игр на уроках иностранного языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности» | |||
Наиболее продуктивной технологией считаем технологию развития критического мышления через чтение и письмо, т к она учит мыслить логически,... | «Открытое общество», Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих... | ||
Для участия в конкурсе участник должен подготовить программу из произведений русской вокальной музыки | Районный семинар учителей технологии «Использование инноваций на уроках технологии» | ||
Использование творческих заданий при обучении письму на уроках английского языка. (из опыта работы) | Рекомендации по контролю сроков тоиР компонентов, а также их ресурсного состояния |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |