Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
центр дополнительного образования детей «Витязь».
«Утверждена»
Педсовет
Протокол №____
« »__________2010г.
Дополнительная образовательная программа
«Этика и этикет»
(срок реализации - 3 года, возраст обучающихся: 10-13 лет)
Составитель:
Тухбатуллина Н.И.
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦДОД «Витязь»
г. Зеленогорск, 2010г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы «Этика и этикет» социально-педагогическая. Этика (от греч. - «нрав, обычай») - это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Основным предметом изучения этики является мораль.
Этикет (от франц. - «церемониал» - манера поведения) - это правила хорошего тона, нормы порядочности, правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
В этике показана нравственная сторона поступка, его содержание, в этикете - эстетическая направленность, форма его проявления. Этикет (в современном его понимании) немыслим вне этики. Этические представления человека могут выражаться, в частности, в манерах, речи, одежде, стиле общения. Одним из важнейших факторов нравственного самосовершенствования личности является владение основами этики. Изучение теории морали способствует пробуждению морального сознания личности, развивает способность к самоконтролю и сознательному выбору нравственной позиции, формирует чувство собственного достоинства и личной ответственности человека, помогает формированию правильного понимания цели и смысла жизни. Актуальность
Проблема нравственного развития личности всегда была одной из актуальных проблем воспитания и образования. И этот факт не случаен. На крутых поворотах истории, вместе с устоями старого общества рушился и этикет, создавались новые демократические формы общения между людьми. Отсутствие чётких нравственных ориентиров, снижение уровня духовной культуры - всё это реальность, которая окружает современных подростков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план.
Как же развивать в подростках нравственность, воспитанность, как сделать их добрее, если в настоящее время сложились весьма неблагоприятные условия, которые существенно осложняют воспитание подрастающего поколения? Это целый комплекс социальных факторов - безработица, низкий материальный уровень, высокий процент неполных семей, средства массовой информации.
Современное общество нуждается в возрождении и развитии нравственно-этической культуры. Не только образованным, но и интеллигентным должен быть наш современник.
Программа «Этика и этикет» направлена на формирование основ нравственности и этической культуры подростков. Основная задача - включение каждого обучающегося в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщения к этим нормам. Программа представляет собой непрерывную нить содержательно выверенной канвы диалога детей и педагога, при котором голос каждого значим и слышим. Новизна
Программа «Этика и этикет» составлена на основе методических разработок «Этические диалоги с подростками» А.И. Шемшуриной, доктора педагогических наук. Программа адаптирована для обучающихся военно-патриотического отдела учреждения и носит прикладной характер.
Новизна программы заключается во введении в темы по общегражданским нормам этикета элементов воинского этикета, необходимых обучающимся при участии в социально-значимых городских акциях и военно-патриотических мероприятиях.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 3 года обучения по 36 часов в год. Форма реализации программы - очная.
Особенности содержания программы
Программа «Этика и этикет» содержит обширный комплекс знаний о правилах хорошего тона: как следует знакомиться и приветствовать, как красиво вести беседу и делать комплименты, посылать приглашения, дарить и получать подарки, как правильно вести беседу по телефону, вести себя в общественных местах. Важное значение для воспитания подростков имеют темы, посвященные этикету в семье, отношение детей к родителям, проведение семейных торжеств. Программа знакомит обучающихся с понятием воинский этикет, ведь нет сомнения в том, что при защите Отечества во все времена солдатами двигала не только любовь к Родине, но и воспитание, среда, обычаи.
Программа «Этика и этикет» построена на логической взаимосвязи следующих структурных компонентов:
- этический курс теоретико-практических занятий, построенный на принципах диалогового взаимодействия педагога с обучающимися, о сущности и ценностных смыслах нравственной сферы жизнедеятельности человека.
- повседневная педагогически инструментированная методика «этического заряда», основанная на доброжелательности и уважении в отношениях с окружающими. Значение этического заряда заключается в организации доброжелательного климата взаимоотношений в детском коллективе.
- общеколлективная внеурочная деятельность с этической направленностью – организация разностороннего общения, взаимодействия обучающихся, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии (участие в мероприятиях).
Такого рода деятельность направлена на познание подростком другого человека и самого себя: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать их.
Содержание первого года обучения направлено на введение специальной терминологии, понятий внутренней и внешней культуры поведения человека. Столовые приборы, их назначение, поведению за столом, дома, в гостях, общественных местах. Умению строить взаимоотношения в семье, с близкими людьми, сверстниками.
Содержание второго года обучения направлено на изучение этических норм к окружающему миру - Родине, семье, людям, труду, природе. Познанию в процессе общения другого человека и самого себя. Этикетные требования к внешнему виду, соответствие одежды и ситуации, мода, гигиена одежды.
Содержание третьего года обучения направлено на изучение речевого этикета: этикетные понятия и выражения, правила общения с учетом ситуации (с кем, где, когда). Деловой стиль в одежде, правила ведения делового разговора. Знакомство с основами воинского этикета, культура речи военнослужащих, внешний вид. Осмысление этических знаний по отношению к окружающим, умение принять самостоятельно правильные нравственные решения.
Содержание программы и ее методика усложняются в зависимости от года обучения, программа курса не стабильна, вариативна. Она может и должна корректироваться (по тематике и содержанию, формам занятий и их методике) в зависимости от задач воспитания, специфики взвода, возрастных особенностей отдельных обучающихся.
Предполагается, постепенное и последовательное углубление знаний, навыков и умений, обучающихся от элементарных правил поведения к осмыслению, осознанию и усвоению норм нравственности, определяемых ими, правил культуры поведения. Занятия строятся так, чтобы подростки изо дня в день утверждались в необходимости следовать нравственным нормам отношений, испытывали чувство удовлетворенности и самоуважения, видя нравственный результат своих усилий.
Педагогическая целесообразность
Знание нравственных норм - не врожденное знание, и подростковый возраст является благодатным для восприятия моральных знаний и формирования опыта нравственного поведения. Именно в подростковом возрасте идет интенсивное нравственное формирование личности, его сознания, овладение моральными нормами поведения, этической культуры. Подростковый возраст, на который рассчитана программа, характеризуется стремлением к самостоятельности, проявлению «чувства взрослости», неадекватности поступков относительно нравственных норм поведения. В этом возрасте возникает интерес к себе, к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности; потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.
Программа составлена с учетом этих возрастных особенностей. Занятия по этике и этикету становятся своеобразным аккумулятором накопленных нравственных представлений в жизненном опыте подростков. Программа позволяет выстроить действенный воспитывающий диалог с подростками, пробуждающий желание самосовершенствоваться; развивает коммуникабельность и толерантность. Углубление подростков в нравственный выбор даёт возможность им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом, задуматься о нравственной ценности совершённого поступка, подводя каждого к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения.
Занятия по программе «Этика и этикет» создают благоприятную обстановку для формирования личности как субъекта деятельности и отношений. Место реализации программы
Программа реализуется на базе МБОУ ДОД ЦДОД «Витязь» в кабинете этики, Военно-историческом музее, Музейно-выставочном центре г.Зеленогорска, библиотеке им. В.Маяковского, войсковой части № 3475. Цель программы: развитие нравственной, социально адаптированной личности подростка, владеющей основами культуры поведения.
Задачи программы:
-познакомить детей с этикетной терминологией, развивать умение использовать «специальные слова» в повседневной жизни;
-формировать представления о нормах этического поведения;
-развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ
собственного поведения и поступков окружающих людей;
-развивать у подростков навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми. Условия приема в программу
В программу «Этика и этикет» принимаются обучающиеся военно-патриотического отдела. Основными формами организации занятий по программе являются:
групповая, коллективная, индивидуальная.
Формы проведения занятий:
-круглый стол
-экскурсия
-беседа
-диспут
-открытый микрофон
-конкурс
-коллективное творческое дело
-ролевая игра
-элементы тренинга
-тестирование
-массовое мероприятие
-нетрадиционные
-видео-занятие. Методы реализации учебной программы
При проведении занятий используются словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, ассоциативно-сравнительные методы. Выбор методов зависит от цели занятия, условий, контингента обучающихся. Ожидаемые результаты
-Высокая степень социализации и общественной активности подростков.
-Динамическое развитие эмоционального интеллекта как базы деятельной социализации личности.
-Развитие адаптационных качеств личности.
-Стремление к изучению и восприятию общепринятых нравственных норм и явлений, художественной и эстетической культуры.
-Способность к контролю своего психического состояния.
-Стремление к формированию собственного гармонического облика. Программа работает на дальнейшую жизненную перспективу обучающихся: на всех этапах жизни у каждого выпускника возникает потребность и необходимость использования полученных этических знаний.
Уровень учебных достижений обучающихся в соответствии с программными целями определяется тестированием (приложение) в начале и в конце учебного года, а также промежуточным контролем (по разделам программы). Отношение к обучению, включая мотивацию и интерес к предмету, определяется с помощью анкеты "Полезны ли были для тебя уроки этикета?». Учебно-тематический план
первого года обучения
№
| Раздел
| Количество часов
| Формы проверки
| теория
| практика
| всего
|
| 1
| Введение
|
1
| --
| 1
| Опрос
| 2
| Быть воспитанным - что это значит?
| 4
| 1
| 5
| Опрос, работа по карточкам
| 3
| Этика и этикет
| 9
| 3
| 12
| Тесты, мини-конкурс
| 4
| Умение думать о других
| 8
| 2
| 10
| Работа по карточкам, загадки
| 5
| До дружбы надо вырасти
| 6
| 1
| 7
| «Защита» реферата
| 6
| Итоговое занятие
| --
| 1
| 1
| Зачёт (творческий рассказ)
|
| Итого
| 28
| 8
| 36
|
| Содержание программы первого года обучения
1. Введение (1 ч)
Теоретическое занятие:
«Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет».
Принцип гуманизма, сущность которого – уважение и доброжелательное отношение к людям.
2. Быть воспитанным – что это значит? (5 ч)
Теоретические занятия:
Вежливость как основа воспитанности. Понятия – вежливость, деликатность, тактичность.
Разбор ситуаций, проявление или отсутствие такта, деликатности в поведении человека.
Внешняя и внутренняя воспитанность человека. Моральная и эстетическая оценка поступков. Наука этика, что она изучает. Сочетание внешнего и внутреннего в нравственной характеристике личности.
Какого ты рода – племени? Гражданином быть достойным. Этика поведения человека, как представителя своей страны. Поведение кадет – характеристика их воспитанности, лицо семьи, центра «Витязь».
Уважать человека. Точность, аккуратность, обязательность.(Точность, аккуратность как обязательный признак воспитанности).
Практическое занятие:
Мини-тренинг «Мои достоинства».
3.Этика и этикет (12 ч)
Теоретические занятия:
Этическая сущность этикета. Дать понятия «этика», «этикет». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика как правила поведения и отношения к внешнему виду. Познакомить с правилами этикета и золотым правилом этики.
Застольный этикет. Столовая посуда, ее назначение. Правила пользования столовыми предметами. Сервировка стола (повседневная, праздничная). Правила поведения за столом. Демонстрация: DVD «Столовый этикет». Электронная презентация: «Праздничная сервировка стола». Расположение столовых приборов, сервировка стола повседневная, праздничная.
Дома и в гостях. Особенности требований этикета в домашней обстановке и в гостях, в наиболее типичных ситуациях.
В центре «Витязь» ты хозяин и гость. Применение требований этикета и этических правил в повседневной жизни центра. Практическая работа Разработка правил поведения «Заветы кадета».
Правила на каждый день. Путешествие по одному дню, с позиций норм и правил этики и этикета.
Практические занятия:
Сервировка стола (повседневная, праздничная).
Ситуативно-ролевые игры "Мы в гости, гости к нам...".
«Светское чаепитие».
4.Умение думать о других (10 ч)
Теоретические занятия:
Мы живем среди людей. Основные нормы этики в отношениях с окружающими.
Активность жизненной позиции человека. Сознательность. Единство слова и дела как повседневной нормы поведения;
Добротой себя измерь. Основа этики отношений с людьми – принцип уважения и доброго отношения к людям. Оценка себя и других в отношениях с окружающими с позиции этики.
Чью старость ты утешил? Этика отношений со старшими и младшими. Нравственные позиции этих отношений.
Раздели печаль и радость другого. Сложность и тонкость этических норм отношений с людьми. Об умении быть причастным, уметь видеть и понять состояние другого.
О матерях можно говорить бесконечно (М. Горький). Забота и внимание к матери, бережное отношение к ее здоровью - этическая норма поведения воспитанного человека.
Завтрашний характер - в сегодняшнем поступке. Осмысление этических знаний и норм поведения с позиции формирования характера.
Береги все живое. Этические нормы отношения человека к природе и всему живому.
Практические занятия:
Мини-тренинг «Сердце». Анализ педагогических ситуаций.
Письменная работа "Я в прошлом, настоящем и будущем" 5.До дружбы надо вырасти (7 ч)
Теоретические занятия:
Если радость на всех одна. Этическая сущность дружеских отношений.
Товарищ, друг. От чего бывает одиноко? Типичное и особенное в этике отношений. Этические нормы отношений в коллективе.
Чтобы быть понятым. Этические требования к личности в коллективе.
Дружили мальчик с девочкой. Проблема этики поведения и отношений между мальчиками и девочками.
Без друзей меня чуть-чуть. Нравственная самооценка как члена коллектива, товарища, друга. 6.Итоговое занятие (1ч)
Практическое занятие:
Творческий рассказ: «Какой я друг?» (анализ личностных качеств, значимость дружбы).
Заполнение анкеты (организация обратной связи). Учебно-тематический план
второго года обучения
№
| Раздел
| Количество часов
| Формы проверки
| теория
| практика
| всего
| 1
| Вводное занятие
| 1
| -
| 1
| Опрос
| 2
| Правила вежливого человека
| 4
| 1
| 5
| Работа по карточкам
| 3
| Этикет в твоей жизни
| 9
| 3
| 12
| Конкурс, тесты
| 4
| Добру откроется сердце
| 8
| 3
| 11
| «Защита» электронных презентаций
| 5
| Об умении понять другого
| 5
| 1
| 6
| Кроссворд, словарный диктант
| 6
| Итоговое занятие
| -
| 1
| 1
| Зачёт (семинар)
|
| Итого
| 27
| 9
| 36
|
| Содержание программы второго года обучения
1.Введение (1ч)
Теоретическое занятие
«При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою» В.А. Жуковский.
Осмысление личностных качеств с позиции нравственности. 2.Правила вежливого человека (5 ч)
Теоретические занятия:
Оглянись внимательно вокруг. Взаимоотношения с окружающими людьми. Общее этическое правило, умение его применять
Умение быть самим собой. Поведение человека в зависимости от ситуации и среды общения: дом, улица, школа, центр «Витязь», музей, кино, транспорт и т.п.
Гражданином быть обязан. Понятия «гражданин», «патриот». Связь понятий между собой. Социальный статус гражданина, его конституционные права и обязанности.
«Даже будни может труд сделать праздничными днями». Общественная работа, сознательное отношение к своим обязанностям, трудовой образ жизни.
Практические занятия:
Сюжетно-ролевые игры «Я и мои социальные роли».
3.Этикет в твоей жизни (12 ч)
Теоретические занятия:
Твой стиль поведения. Понятие стиль. Индивидуальный стиль. Стиль поведения воспитанного человека (одежда, жесты, слова).
Поймите меня правильно (этикет в культуре общения). Правила ведения беседы, ее организация и постановка вопросов, об умении слушать и слышать, понимать собеседника, необходимости уважать чужое мнение
Поиграем и подумаем. Определение значимых нравственных качеств подростков. Оценивание собственного и коллективного.
Когда какое слово молвить. Слово, его сила и власть, его возможности. Об умении пользоваться словом. О важности умения точно, исчерпывающе выражать, излагать, объяснять, формулировать свои мысли и чувства.
За общим столом. Поведение за общим столом дома, в гостях (в присутствии взрослых). Благородство манер, поступков, общения - основа воспитанного человека.
Практические занятия:
Фрагменты деловой игры «Профессия репортер». «Приглашение к столу». Мини - конкурс. Элементы тренинга «Как вести себя в конфликтных ситуациях». 4.Добру откроется сердце (11ч)
Теоретические занятия:
Доброта и доброжелательность. Доброта, милосердие, радость переживание за других людей - основа человеческого счастья. Жизненный принцип: «Будьте друг к другу добры, сострадательны».
«Поспешай делать добро». Общечеловеческие ценности. Умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту.
«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой). На уроках идет речь о том, какое нравственное значение имеют мысли, слова, дела, поступки, стремления, желания, побуждения человека.
Родительский дом. Понятия "дом", "семья", "род", "предки", "потомки. Связь этих понятий, их святость, незыблемость, самоценность, их значение в судьбе человека.
Любите ваших матерей. Занятие-размышление о загадочности, величии и щедрости материнской любви, о загадках этого волшебного колодца, из которого вечно черпается самое бескорыстное чувство. Роль матери в создание уюта, тепла, счастья всех членов семьи.
О тех, кто сердце отдал людям. Понятие долг, честь. Люди долга. «Лишь тот богат, кто бескорыстен» Сердце отдай людям, а честь – сохрани... Притча «О рваном сердце».
Умей быть щедрым. Щедрость. Готовность отдавать людям то, чем дорожишь, отдавать охотно, не думая о награде, похвале или ответном даре, не заботясь о том, как человек распорядится твоим подарком.
Добрыми делами славен человек. Совестливость, добрая воля, сострадание, добрые дела, конкретная помощь людям, защита тех, кто в этом нуждается. Примеры детей о добрых людях, которых они встречали в жизни. Анализ детских впечатлений. Практические занятия:
Рассказ «Моя семья, что она для меня значит…». Изготовление поделок. Рисунки «Моя мама самая…». Оформление выставки. Диспут «Достойный человек, каков он?». 5.Об умении понять другого (5 ч)
Теоретические занятия:
Присмотритесь друг к другу. Индивидуальность, уникальность каждого человека.
О дружбе мальчиков и девочек. Взаимоотношения между противоположным полом, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Анализ стихотворения «Мальчик с девочкой дружил». Автор С. Михалков
Об уступчивости. Умение встать на место другого. Чуткость и понимание. Представить и понять, что может чувствовать и думать человек. Чтение и анализ рассказа “Уступайте друг другу”
Один за всех, и все за одного. Потребность человека в дружбе; о том, что "дает" дружба и что "берет"; о правилах дружбы, правах и обязанностях в дружбе; о том, с кем можно дружить: как найти друга и быть им, в чем выражается дружба. Практические занятия:
Составление кодекса дружбы (индивидуальная, коллективная деятельность). 6.Итоговое занятие (1 ч)
Семинар по пройденному курсу. Заполнение итоговой анкеты (организация обратной связи). Учебно-тематический план
третьего года обучения
№
| Раздел
| Количество часов
| Формы проверки
| теория
| практика
| всего
| 1
| Вводное занятие.
«Мы родились, чтобы оставить след”
| 1
| -
| 1
| Опрос
| 2
| История этикета
| 6
| 2
| 8
| Работа по карточкам, «защита» презентации, реферата
| 3
| Традиции этикета
| 10
| 5
| 15
| Конкурс, тесты
| 4
| Без добрых дел нет доброго имени
| 9
| 2
| 11
| Кроссворд, викторина
| 5
| Итоговое занятие
|
| 1
| 1
| Зачёт («свободный микрофон»)
|
| Итого
| 26
| 10
| 36
|
|
Содержание программы третьего года обучения
1.Введение (1ч)
Теоретические занятия.
«Мы родились, чтобы оставить след».
Знакомство с историческими произведениями: "Поучение Владимира Мономаха" (Киевская Русь), "Юности честное зерцало" (Петровская эпоха), "Правила поведения, созданные для юношества" (Ян Амос Коменский). Этическая культура поколений 2.История этикета (8 ч)
Теоретические занятия:
Этикет от прошлого до наших дней. Этическая культура поколений. Связь поколений.
Этапы развития этикета, замена отживших норм поведения новыми, диктуемыми новыми условиями времени.
Практические занятия:
Этикет разных стран. Обучающиеся самостоятельно могут выбрать вид деятельности (составление презентации, написание реферата, устные сообщения), страну для изучения, с последующей «защитой» своей работы.
Современный этикет, его виды. Виды этикета: придворный, дипломатический, воинский и общегражданский. Общие правила этикета. Основы воинского этикета. 3.Традиции этикета (15 ч)
Теоретические занятия:
Основные требования этикета. Показатели культуры поведения человека в обществе. Вежливость. Тактичность. Обязательность. Скромность. Деликатность. Галантность. Корректность. Уважение.
Демонстрация видеороликов с последующим обсуждением: «На службе в Президентском полку», «Кадетские корпуса России».
Речь и этикет. Обращение к знакомому и незнакомому взрослому. Умение говорить и слушать других, монолог, диалог, дискуссия, беседа. Вежливая просьба, вежливый отказ. Правила разговора по телефону. Этикетные выражения в ситуации поздравления, преподнесения подарков, написания писем. Культура речи военнослужащих.
«И лицо и одежда…». Этикет в культуре внешности. Этикетные требования к внешнему виду, соответствие одежды и ситуации, мода, гигиена одежды. Соответствие внешнего облика и индивидуальных особенностей человека. Служебный этикет военнослужащих - требования к форменной одежде, правила приветствия,- культура поведения в общественных местах Практические занятия:
Повседневная, деловая, праздничная одежда. Выполнение творческого задания в технике «коллаж».
Ролевые игры с позиции галантности, корректности, деликатности: «приглашение», «отказ», «телефонный разговор», «преподнесение подарка».
Практикум «Культура общения»
Мини-конкурс «Рыцарский турнир».
Экскурсия в музейно-выставочный центр (поведение в общественных местах)
Экскурсия в воинскую часть (воинские ритуалы) 4.Без добрых дел нет доброго имени (11ч)
Теоретические занятия:
Истоки доброты. Детство, отчий дом - начало больших добрых дел.
Торопись обрадовать. Доброта, человечность, чуткость, доброжелательность. «Свод законов доброты».
Чувство причастности. Причастность – одно из главных качеств личности. Причастность к состоянию другого человека. Умение глазами увидеть радость или беду другого человека, откликнуться на нее.
Практическое занятие:
Решение и анализ педагогических ситуаций, с точки зрения причастности.
О культуре чувств. Понятие высоких, нравственных чувств - долг, патриотизм, сострадание. Поступок человека как проявление его нравственного чувства с интересами других людей, законами природы. Формирование культуры чувств, в процессе общения с природой, в совместной деятельности.
Уголок Отчизны, отчий дом. Мой дом, город и край. Связь между семьей и народом, домом и Отечеством, связь между любовью к семье и к своему народу, любовь к дому и к Отчизне.
А каков же я? Осознание своих отношений с окружающим миром, осмысления себя как личности, как гражданина, как нравственно воспитанного человека.
Практическое занятие:
Род. Родина. Родословная. Составление генеалогического древа (в сборе информации оказывают помощь родители). Вид деятельности определяется самостоятельно (презентация, рисунок, рассказ, таблица). 5.Итоговое занятие (1ч)
Практическое занятие:
«Урок благодарности». Заполнение итоговой анкеты. (Организация обратной связи). Условия реализации программы
Для успешной реализации образовательной программы «Этика и этикет» необходимы следующие условия:
-Квалифицированное кадровое обеспечение: педагог должен иметь высшее педагогическое образование
-Наличие в достаточном количестве оборудования и инвентаря:
-учебного кабинета, оснащенного мебелью
-скатертей, салфеток
-столовых приборов- 2набора
-чайно-кофейного сервиза- 1шт.
-дидактического материала
-карандашей, листов ватмана
-бумаги писчей и для принтера
-фломастеров, маркеров
-телевизоров-1шт.
-видеомагнитофонов-1шт.
-видеокамер-1шт.
-компьютеров-1шт.
-DVD-плееров-1шт.
-принтеров-1шт.
-ксероксов-1шт.
-сканеров-1шт.
-мультимедийного проектора-1шт.
-экрана проекционного-1шт.
-цифрового фотоаппарата-1шт.
-магнитофона-1шт.
Видеофильмов, электронных материалов
1.Видеофильм «Застольный этикет».
2.«Шедевры русской живописи» (СD - диск).
3.Сборник картин «Современное российское искусство». Список литературы для обучающихся: 1.Гражданином быть обязан. Учебное пособие. М.1999.
2.Большая книга по этикету. - Минск ХАРВЕСТ, 2000 .
3.Искусство сервировки. «АСТ-ПРЕСС-КНИГА» 2004.
4.Энциклопедия хороших манер. - ООО «Золотой век», 1997.
5.Энциклопедия этикета «МиМ-Экспресс», 1996.
6.Великие мысли великих людей. Антология афоризма в 3-х томах М., «РИПО КЛАССИК», 1998.
Периодических изданий:
Журнал «Воспитание школьников». Азбука нравственного воспитания, 2007, №№ 1, 2, 3, 4.
Журнал «Школьный психолог», 2004, №17, 2005, №10.
Учебное пособие «Верность воинскому долгу». - №4, М.2001.
Литература
Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с. (Вместе с детьми).
Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия–Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; 1997.
Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997.
Инга Вольф. Современный этикет. – М.: “Кристина и Ко”, 1997.
Корчинова О. В. Детский этикет. – Ростов на Дону «Феникс», 2002.
Линн Бренен. Деловой этикет. М.: РИПОЛ Классик, 2008.
Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 1985.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006. – 168 с.
Насонкина С.А. Уроки этикета. – М.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003.
Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология, издание второе . - М., 1999.
Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей, М.: «Просвещение», 1986.
Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999.
Попов Л.А. Этика. - М., 1998.
Учебное пособие для учащихся ЗФМШ по курсу “Правила хорошего тона. Этикет” / Сост. Т.П.Старжевская. – М.: МИФИ, 1998.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.: ил.
Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками 5-7 классов. В 2-х изданиях – М.: Школа-Пресс, 1998.
Шемшурина А.И. «Основы этической культуры». - М.: Школа-Пресс, 1999.
Энциклопедия гостеприимства, Феникс 2000.
Энциклопедия этикета,»МиМ-Экспресс», 1996.
Этикет от А до Я / Авт.-сост. Гусев И.Е. – Минск: Харвест, 1999.
ПРИЛОЖЕНИЯ 1.Планы – конспекты занятий-3шт
2.Вопросы для проверки знаний по разделам
3.Диагностика нравственной воспитанности
4.Итоговая анкета
5.Карточки
6.Тесты
7.Анкета-опрос
8.Вариант письменного задания
Конспект занятия №1
(для группы первого года обучения)
|