Скачать 382.68 Kb.
|
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Кафедра «Государственное и муниципальное управление» Л.В. Адамская ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ» для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» Москва 2013 Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Кафедра «Государственное и муниципальное управление» УТВЕРЖДАЮ Ректор _______________ М.А. Эскиндаров 29.10. 2013 г. Л.В. Адамская ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» Рекомендовано Ученым советом Факультета менеджмента, Факультета государственного и муниципального управления и Заочного факультета менеджмента и бизнес-информатики (протокол № 2 от 15 октября 2013 г.) Одобрено кафедрой «Государственное и муниципальное управление» (протокол № 1 от 19 сентября 2013 г.) Москва – 2013 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ» Цель учебной дисциплины «Этика государственной и муниципальной службы» - сформировать у слушателей целостное представление об этических аспектах управленческой деятельности, основных принципах и нормах административной этики как науки и профессиональной этической системе государственной и муниципальной службы. Основные задачи учебной дисциплины: - дать будущим специалистам в сфере государственного управления знания основных принципов и норм управленческой этики, современных требований политической этики, норм и требований этики служебных отношений, содержания и элементов культуры управления; - развить у будущих бакалавров творческое отношение к освоению отечественного и мирового опыта в решении этических проблем в сфере государственной и муниципальной службы и умение использовать его в конкретных условиях; - сформировать у обучающихся знания и навыки культуры поведения и делового этикета. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ» В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА Дисциплина «Этика государственной и муниципальной службы» относится к базовой части профессионального цикла ООП бакалавриата (Б.3.) и ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке бакалавров. Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП и базируется на знаниях, полученных при изучении общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, таких как: «Отечественная история», «Социология», «Политология» и др. Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин, как: «Принятие и исполнение государственных решений», «Государственная и муниципальная служба», «Политическое управление». 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности; - принципы и ценности современной административной этики; - правила предупреждения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе; - принципы и правила служебных отношений и служебного поведения. Уметь:
Владеть:
4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Введение в учебный курс. Научные основы, цели и задачи изучения этики государственной и муниципальной службы. Предмет, цели и задачи курса. Место курса в системе гуманитарной подготовки специалистов по управлению. Структура курса, проблемный принцип его построения. Источники и литература. Сущность и содержание понятия этики на государственной и муниципальной службе. Этика управления как вид профессиональной этики. Управленческая и административная этика. Понятие служебной этики как этики и культуры служебных отношений. Этика и этикет. Общий и деловой этикет. Значение этики и культуры управления в государственной и муниципальной службе. Этика государственного и муниципального управления как регулятор взаимоотношений власти и населения. Педагогические аспекты управляющего воздействия. Государственное и муниципальное управление как форма гражданского воспитания. Национальные особенности этики и культуры управления. Раздел 1. Этика как регулятор общественной жизни. Проблемы современной социальной этики. Тема 2. Теоретические основы этики как науки о морали. Понятие административной этики. Предмет этики. Происхождение и взаимосвязь понятий «этика» и «мораль». Моральное измерение личности и общества. Основные проблемы теории морали. Структура, ценности и функции морали. Моральное сознание, моральные отношения и моральная деятельность. Моральные требования, нормы, знания, убеждения, принципы и оценки как основные компоненты морального сознания. Особенности морального и правового регулирования. Понятие и иерархия моральных ценностей. Проблема утверждения высших моральных ценностей (благо, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство) в сфере управления. Моральные аспекты конституционных ценностей: свобода, справедливость, равенство, права граждан. Мораль и нравы. Единство морали и многообразие нравов. Структура нравов. Индивидуальные и национальные нравы. Нравы людей и управленческая деятельность. Значение учета нравов для эффективного управления обществом. Этика как наука о морали. Структура и функции этики. Индивидуальная этика. Особенности социальной этики. Профессиональная этика как вид прикладной этики, ее нормативный характер. Содержание и специфика административной этики. Контрольные вопросы: 1. Как соотносятся и что выражают понятия «этика», «мораль», «нравственность»? 2. В чем состоит специфика моральной регуляции, ее отличие от регулятивного воздействия права на поведение и деятельность людей? 3. В чем состоит специфика и содержание понятия «административная этика»? 4. Что такое «социальная этика» и в чем ее отличие от индивидуальной этики? Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 3. Основы политической этики. Предмет политической этики. Проблемы нравственного обоснования политической деятельности. Идея первенства морали по отношению к политике и ее разработка. Теоретическое обоснование аморализма в политике. Вопрос о приоритете целей и средств в политике как основной вопрос политической этики. Н. Макиавелли о соотношении целей и средств в политике. Идея справедливости как основа этического обоснования политики и критерий моральной оценки политических действий. Модель оптимального соотношения морали и политики в современную эпоху. Политическая этика как нормативная основа политической деятельности. Б. Сутор об этике политических институтов и политических добродетелей как составляющих политической этики. Возрастание роли нравственных критериев политики в современных условиях. Причины противоречивости и сложности нравственной оценки в политике. Основные требования к политической этике в современном обществе. Этики политического конфликта. Роль конфликтов в политической жизни. Этика компромисса. Моральный аспект института президентства. Парламентская этика и культура депутатской деятельности. Этические аспекты предвыборной борьбы. Этическая ответственность избирателя. Контрольные вопросы: 1. В чем заключаются особенности взаимоотношения политики и морали? Укажите трудности этического обоснования политики. 2. Сформулируйте определение политической этики. Почему политика не может обойтись без морали? 3. Чем объясняется необходимость разработки этического стандарта института президентства в современных демократиях? 4. Почему необходим и в чем выражается «этический режим» деятельности парламентариев? Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 4. Этика и экономика: этические аспекты экономической деятельности. Что такое экономическая этика? Проблемы предмета и сферы действия экономической этики. Экономическая и предпринимательская этика. Этические основания хозяйственной и предпринимательской деятельности. Особенности протестантской хозяйственной этики. Правовая этика труда. Эволюция культурно-этического облика предпринимательства в индустриальных и постиндустриальных странах. Проблемы современной экономической этики. Институциональные (рамочные) ограничения участников экономического процесса и их роль в этизации рыночных отношений. «Этика порядка», ее плюсы и минусы. «Этика стимулирования». Этические нормы цивилизованного бизнеса. Формы внутренней и внешней регуляции в этике бизнеса. Этические кодексы фирм, практика их применения. Этические аспекты партнерства, конкуренции, взаимоотношений фирмы с государственными органами и общественными организациями. Контрольные вопросы: 1. В чем состоит проблема определения сферы действия экономической этики? Насколько применимо понятие морали к рыночной экономике? 2. На чем основана, по мнению К.Хомана, этическая ценность принципа конкуренции в современной рыночной конкуренции? 3. На каких принципах основана «социальная ответственность бизнеса». Чем она отличается от юридической ответственности? 4. Охарактеризуйте этические аспекты взаимоотношения государства и бизнеса. Основная литература:
Дополнительная литература:
Раздел 2. Этика государственной и муниципальной службы: ценности и нормы административной этики. |
Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения опоп во | Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения опоп во | ||
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей... | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Деятельность представителя в гражданском процессе» | Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |