Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Жуланихинская средняя общеобразовательная школа»
Заринского района Алтайского края
Рассмотрено на педагогическом совете школы
Протокол № 10 от 15.08.2014 г
| УТВЕРЖДАЮ
Директор
__________ А.В.Дейлов Приказ № 135 от 15.08.2014г.
|
Основная образовательная программа
основного общего образования
Оглавление
| Стр.
| Целевой раздел
| 3
| Пояснительная записка
| 3 - 7
| 1.2. Требования к уровню подготовки выпускников
| 8
| 1.2.1. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
| 8 - 9
| 1.2.2. Русский язык
| 9 - 10
| 1.2.3. Литература
| 10 - 11
| 1.2.4. Иностранный язык.
| 11 - 13
| 1.2.5. Математика.
| 13 - 16
| 1.2.6. Информатика
| 16 - 17
| 1.2.7. История
| 17 - 18
| 1.2.8. Обществознание
| 18
| 1.2.9. Природоведение
| 18 - 19
| 1.2.10. География
| 19 - 20
| 1.2.11. Биология
| 20 - 22
| 1.2.12. Физика
| 22 - 23
| 1.2.13. Химия
| 23 - 24
| 1.2.14. Музыка
| 24 - 25
| 1.2.15. Изобразительное искусство
| 25
| 1.2.16. Технология
| 25 - 30
| 1.2.17. Основы безопасности жизнедеятельности
| 30
| 1.2.18. Физическая культура
| 30 - 31
| 1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
|
32 - 36
| Содержательный раздел
| 37
| 2.1 Программа проектной деятельности
| 37 - 41
| 2.2.2. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования
| 42
| 2.2.1. Русский язык
| 42 - 50
| 2.2.2. Литература
| 50 - 69
| 2.2.3. Иностранный язык.
| 69 - 72
| 2.2.4. Математика
| 72 – 76
| 2.2.5. Информатика
| 76 - 83
| 2.2.6. История
| 83 - 99
| 2.2.7. Обществознание
| 99 - 103
| 2.2.8.Природоведение
| 103 - 106
| 2.2.9. География
| 106 - 115
| 2.2.10. Биология
| 115 - 122
| 2.2.11.Физика
| 122 - 128
| 2.2.12. Химия
| 128 - 132
| 2.2.13. Музыка
| 132 - 136
| 2.2. 14. Изобразительное искусство
| 136 - 139
| 2.2. 15. Технология
| 139 - 144
| 2.2.16. Основы безопасности жизнедеятельности
| 144 - 147
| 2.2.17. Физическая культура
| 147 - 152
| 2.3 Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
| 152 -175
| 2.4 Программа коррекционной работы
| 175 - 183
| Организационный раздел
| 188
| 3.1 Учебный план основного общего образования
| 188
| 3.2 План воспитательной работы
| 193
| 3.3 Система условий реализации основной образовательной программы
| 207
|
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Жуланихинская СОШ» Заринского района Алтайского края разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 5 марта 2004 г. № 1089.
Основное общее образование – вторая ступень общего образования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами. Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Основное общее образование – завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.
Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе. В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и информационно-коммуникационные технологии, История, Обществознание (включая экономику и право), География, Природоведение, Физика, Химия, Биология, Искусство (Изобразительное искусство и Музыка), Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура.
Основное общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню подготовки выпускников являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации. Обучающиеся, завершившие основное общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на ступенях среднего (полного) общего, начального или среднего профессионального образования. Образовательная программа определяет:
цели и содержание учебного процесса, особенности учебных программ;
учебно-методическую базу реализации учебных программ;
проектируемые результаты освоения программы.
Целью образовательной программы является создание условий для освоения содержания образования, соответствующего требованиям государственных стандартов.
К этим условиям относятся:
организация обучения по типовым и скорректированным учебным программам;
использование современных педагогических технологий;
конструирование учебного плана, основанного на идеях универсального образования;
разработка и реализация программ дополнительного образования;
стимулирование профессионального роста педагогического коллектива школы.
Задачи, которые призвана решить данная образовательная программа
-создать условия для саморазвития участников образовательного процесса
-формировать целостную коммуникативную среду
- ориентировать все образовательные проекты на формирование успешной личности
-подготовка образовательного пространства к переходу на ФГОС. Основные механизмы реализации обозначенных целей и задач:
развитие материальной базы школы;
информатизация школьного пространства с целью оптимизации управления школой и использования ИКТ в образовательном процессе.
В области учебной деятельности
осуществление интегративного подхода к образовательному процессу как на уровне целеполагания, так и на содержательном и методическом уровнях;
оптимизация образовательного процесса на основе современных педагогических технологий;
создание условий для постоянного роста квалификации педагогических кадров школы;
организация образовательного процесса на основе здоровье сберегающих технологий;
создание модели профильного обучения, обеспечение оптимального сочетания основного, профильного и дополнительного образования;
использование взаимовыгодных форм сотрудничества школы с различными учреждения образования.
В области воспитательной деятельности
реализация и дальнейшее развитие созданной в школе воспитательной системы;
развитие школьного самоуправления;
постоянное расширения образовательного пространства для учащихся школы;
расширения поля социально значимой деятельности школьников;
развитие форм социального партнерства школы с различными общественными структурами и учреждениями;
расширение форм привлечение родителей к широкому сотрудничеству со школой.
Обозначенные в образовательной программе цели и задачи реализуются через все направления образовательной деятельности: учебную, развивающую, воспитательную. Содержание и формы этих направлений отражены в учебном плане, воспитательной системе, в принципах организации школьной среды, системе дополнительных образовательных услуг. Образовательная программа направлена:
на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;
на реализацию права ребёнка на получение общего среднего и дополнительного образования.
В школе особое внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно:
повышению уровня культуры личности школьников;
обеспечению возможности накопления школьниками опыта выбора;
воспитанию уважения к закону, правопорядку;
развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, трудовой и досуговой деятельности;
развитию культуры умственного труда учащихся, навыков самообразования.
Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе
обеспечивают обязательный минимум усвоения содержания образования и максимальный для каждого обучающегося уровень успешности,
нацеливают на воспитание выпускника – человека и гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.
Образовательная программа определяет:
цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;
учебно-методическую базу реализации учебных программ.
Образовательная программа устанавливает содержание и способы взаимодействия с другими школами, научными учреждениями и предприятиями в целях развития творческого потенциала учащихся, выявления и объективной оценки их достижений.
Образовательная программа регламентирует:
условия освоения образовательной программы;
диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений учащихся;
организационно-педагогические условия реализации программ общего и дополнительного образования.
Основная образовательная программа МКОУ «Жуланихинская СОШ» Заринского района Алтайского края формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
— с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5— 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:
— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевремен-ность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
|