Паспортизация отходов одна из самых злободневных проблем, которую приходится решать каждому предприятию. При составлении такого простого документа, как


Скачать 159.18 Kb.
НазваниеПаспортизация отходов одна из самых злободневных проблем, которую приходится решать каждому предприятию. При составлении такого простого документа, как
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
Паспортизация отходов — одна из самых злободневных проблем, которую приходится решать каждому предприятию. При составлении такого простого документа, как паспорт опасного отхода, возникает немало вопросов, требую­щих специальных разъяснений.

Паспортизация отходов — одна из самых злободневных проблем, которую приходится решать каждому предприятию. При составлении такого простого документа, как паспорт опасного отхода, возникает немало вопросов, требую­щих специальных разъяснений.

Федеральным законом от 24.11.1994 № 49-ФЗ Россия ратифицировала Базельскую конвенцию о контроле за транс­граничной перевозкой опасных отходов и их удалением. В развитие этой конвенции принята резолюция Организации эконо­мического сотрудничества и развития «О трансграничном перемещении опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации». Эти документы предус­матривают существование национального нормативного и правового обеспечения регулирования ряда важнейших вопро­сов, касающихся обращения с отходами, в частности вопросов определения степени опасности и паспортизации отходов.

Ниже перечислены нормативные акты, регламентирующие паспортизацию отхо­дов, и даны пояснения к ним.

Требование составления паспорта опасного отхода содержится в ст. 14 Федерального закона «Об отходах производ­ства и потребления». Паспорт опасного отхода составляется на основании данных о составе и свойствах отходов, а также оценки их опасности. Порядок паспорти­зации определяет Правительство России.

Во исполнение постановления Прави­тельства РФ № 818 от 26.10.2000 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» МПР России издало приказ № 479 от 06.06.2001 «О реализа­ции постановления Правительства РФ от 26.10.2000 №818».

В межгосударственном стандарте ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и опре­деления» сказано следующее:

  • паспорт опасности отходов - ин­формационно-нормативный машинноориентированный документ, содержащий сведения о составе отходов, виде или видах (в том числе классе) их опасности, возмож­ные технологии безопасного и ресурсосбе­регающего обращения с отходами;

  • паспортизация отхода - последо­вательность действий по идентификации, в том числе физико-химическому и техно­логическому описанию свойств отхода на этапах технологического цикла его обращения, проводимая на основе паспорта отходов в целях ресурсосберегающего и безопасного регулирования работ в этой сфере.

Содержание и порядок заполнения паспорта опасности отходов установле­ны ГОСТ 30774-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требова­ния» (этот межгосударственный стан­дарт не распространяется на радиоактив­ные отходы). Ответственность за полно­ту и достоверность данных, представлен­ных в паспорте, а также за мероприятия по безопасному хранению и применению опасных отходов несет руководитель предприятия, на территории которого находятся отходы.

В соответствии с ГОСТ 30774-2001 паспорт опасности отходов должен вклю­чать следующие обязательные разделы: 

  • наименование отходов;

  • наименование и реквизиты предприятия - производителя отходов;

  • количество паспортизуемых отходов;

  • перечень опасных свойств отходов;

  • происхождение отходов;

  • состав отходов и токсичность их ком­понентов;

  • рекомендуемый способ переработки отходов;

  • пожаро- и взрывоопасность отходов;

  • коррозионная активность отходов;

  • реакционная способность отходов;

  • необходимые меры предосторожности при обращении с отходами;

  • ограничения по транспортированию отходов;

  • дополнительная информация.

Паспорт подписывает руководитель предприятия. По мере поступления дополнительной или новой информации, повышающей полноту и достоверность данных, включенных в обязательные разделы, документ подлежит обновлению и перерегистрации. При любой обработке полученной партии отходов, включая сме­шение ее с другими материалами, грузо­получатель обязан в случае транспорти­рования за пределы своего предприятия оформить и зарегистрировать новый пас­порт на данную партию (часть партии) от­ходов.

Приказом МПР России от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасно­го отхода» утверждена форма документа и инструкция по ее заполнению.

Паспорт опасного отхода составляется на отходы 1-4-го классов опасности для окружающей природной среды (ОПС), обладающие опасными свойствами (токсичность, пожаро- и взрывоопасность, вы­сокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болез­ней). Форма паспорта заполняется отдельно на каждый вид отходов.

Код и наименование отхода указыва­ются по федеральному классификацион­ному каталогу отходов (ФККО), утверж­денному приказом МПР России от 30.07.2003 № 663 «О внесении дополне­ний в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 № 786 "Об утверждении федерального классификаци­онного каталога отходов"».

Опасные свойства отхода устанавли­ваются согласно Базельской конвенции и (или) требованиям соответствующих ГОСТов:

  • токсичность - это способность вы­звать серьезные, затяжные пли хроничес­кие заболевания людей, включая раковые заболевания, при попадании внутрь организма через органы дыхания, пищеваре­ния или через кожу:

  • пожароопасность определяется по соответствующим ГОСТам, устанавливающим требования по пожарной безопас­ности, и (или) наличием хотя бы одного из следующих свойств:

    • способности жидких отходов выде­лять огнеопасные пары при температуре не выше 60° С в закрытом сосуде или не выше 65,5°С в открытом сосуде

    • способности твердых отходов, кроме классифицированных как взрывоопасные, легко загораться либо вызывать (уси­ливать) пожар при трении

    • способности отходов самопроизволь­но нагреваться при нормальных условиях или нагреваться при соприкосновении с воздухом, а затем самовозгораться

    • способности отходов самовозгорать­ся при взаимодействии с водой или выделять легковоспламеняющиеся газы в опасных количествах;

  • взрывоопасность определяется как способность твердых или жидких отходов (либо смеси отходов) к химической реак­ции с выделением газов таких температу­ры и давления и с такой скоростью, что вызывает повреждение окружающих предметов, либо по соответствующим ГОСТам, устанавливающим требования о взрывоопасности;

  • высокая реакционная способность - это содержание органических веществ (органических пероксидов), которые име­ют двухвалентную структуру -О-О- и мо­гут рассматриваться в качестве производных перекиси водорода, в которой один или оба атома водорода замещены орга­ническими радикалами;

  • содержание возбудителей инфек­ционных болезней - это наличие живых микроорганизмов или их токсинов, спо­собных вызвать заболевания у людей или животных.

Далее приведены практические реко­мендации и пояснения к заполнению паспорта опасного отхода.

1. Согласование паспорта опасного отхода.

В соответствии с приказом МПР Рос­сии от 02.12.2002 № 785 паспорт опасного отхода должен быть согласован с террито­риальным органом министерства по соответствующему субъекту Российской Федерации. Согласно ГОСТ 30774-2001 достоверность заполнения паспорта юриди­чески оформляет при его регистрации орган, определяемый федеральным зако­нодательством, либо орган региональной или местной власти, на территории кото­рого расположены или на территорию которого ввозили соответствующие отходы. В настоящее время работу по паспортиза­ции опасных отходов проводит Ростехнадзор (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401). Поэтому паспорт опасного отхода должен согласовываться с территориальными ор­ганами Ростехнадзора.

2. Отходы, подлежащие паспортиза­ции.

Согласно вышеупомянутому приказу МПР России паспорт опасного отхода составляется на отходы 1 -4-го классов опас­ности. Во введении к ГОСТ 30774-2001 сказано, что «опасные отходы могут быть отнесены к опасным только после опреде­ления вида и степени их опасности, т.е. тог­да, когда они паспортизованы. Таким обра­зом, паспортизация опасных отходов подразумевает паспортизацию всех отходов».

Остается непонятным, для каких отхо­дов нужен паспорт: всех без исключений или только обладающих опасными свойс­твами. Также не разрешен вопрос о количестве классов опасности. В Критериях отнесения опасных отходов к классу опас­ности для окружающей природной среды (утв. приказом МПР России от 15.06.2001 № 511) класс опасности устанавливается по степени возможного вредного воздейс­твия на ОПС при непосредственном или опосредованном воздействии. В этом до­кументе все отходы подразделяются на 5 классов.

Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления СП 2.1.7.1386-03 (утв. постановлением Гл. сан. врача РФ от 16.06.2003 г. № 144) устанавливают гигие­нические требования и критерии по опре­делению класса опасности отходов по сте­пени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека. В этом нор­мативном акте отходы по степени воз­действия на ОПС разделяются на 4 клас­са. Таким образом, деление на классы опасности в упомянутых документах осуществляется по разным критериям - эко­логическим в Критериях и токсикологи­ческим в СП 2.1.7.1386-03. Причем ни в одном нормативном документе не опреде­лено соотношение между экологическими и токсикологическими нормами.

Наиболее целесообразной представля­ется позиция МПР России: все отходы подразделяются на 5 классов опасности, а паспорт составляется на отходы 1-4-го классов, указанные в ФККО и обладаю­щие опасными свойствами.

Если исходить из требовании МПР России, то паспорт опасного отхода необходим только для отходов, указанных в ФККО, последняя тринадцатая цифра кода которых имеет значения от 1 до 4, а одиннадцатая и двенадцатая - от 1 до 22.

3. Свойства отходов.

Тринадцатизначный код в ФККО оп­ределяет вид отходов, характеризует их общие классификационные признаки и несет в себе следующую информацию:

  • первые восемь цифр кода указывают происхождение отхода

  • девятая и десятая цифры - агрегатное и физическое состояние

  • одиннадцатая и двенадцатая - опас­ные свойства

  • тринадцатая - класс опасности для ОПС.

В соответствии с приказом МПР РФ № 786 одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опас­ных свойств и их комбинаций:

0 - данные не установлены; 
1 - токсичность (т); 
2 - взрывоопасность (в); 
3 - пожароопасность (п); 
4 - высокая реакционная способность (р); 
5 - содержание возбудителей инфекционных болезней (и); 
6 - токсичность и взрывоопасность (т+в); 
7 - токсичность и пожароопасность (т+п);
8 - токсичность и высокая реакционная способность (т+р); 
9 - взрывоопасность и пожароопасность (в+п); 
10 - взрывоопасность и высокая реакционная способность (в+р); 
11 - взрывоопасность и содержание возбудителей инфекционных болезней (в+и); 
12 - пожароопасность и высокая реакционная способность (п+р); 
13 - пожароопасность и содержание возбудителей инфекционных болезней (п+и); 
14 - высокая реакционная способность и содержание возбудителей инфекционных болезней (р+и); 
15 - токсичность, взрывоопасность и пожароопасность (т+в+п); 
16 - токсичность, взрывоопасность и высокая реакционная способность (т+в+р); 
17 - токсичность, пожароопасность и высокая реакционная способность (т+п+р);
18 - взрывоопасность, пожароопасность и высокая реакционная способность (в+п+р); 
19 - взрывоопасность, пожароопасность и содержание возбудителей инфекционных болезней (в+п+и); 
20 - пожароопасность, высокая реакционная способность и содержание возбудителей инфекционных болезней (п+р+и); 
21 - токсичность, взрывоопасность, пожароопасность и высокая реакцион­ная способность (т+в+п+р); 
22 - взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность и содержание возбудителей инфекци­онных болезней (в+п+р+и); 
99 - опасные свойства отсутствуют.

Девятая и десятая цифры в ФККО ис­пользуются для кодирования агрегатного состояния и физической формы отхода: 0 - данные не установлены; 1 - твердый; 2 - жидкий; 3 - пастообразный; 4 - шлам; 5 - гель, коллоид; 6 - эмульсия; 7 - сус­пензия; 8 - сыпучий; 9 - гранулят; 10 - порошкообразный; 11 - пылеобразный; 12 - волокно; 13 - готовое изделие, поте­рявшее потребительские свойства; 99 - иное.

Причем информация об агрегатном со­стоянии отхода, содержащаяся в паспорте опасного отхода, должна полностью сов­падать с аналогичной информацией, указанной в ФККО (девятая и десятая циф­ры в коде отхода).

4. Состав отхода.

В соответствии с приказом МПР Рос­сии № 785 «компонентный состав отхода указывается на основании протокола ре­зультатов анализов, выполненных лабораторией, аккредитованной на проведение количественных химических анализов. Для отходов, представленных товарами (продукцией), утратившими свои потре­бительские свойства, указываются сведения о компонентном составе исходного товара (продукции) согласно техничес­ким условиям и др.».

В упомянутом выше ГОСТ 30774-2001 содержится следующее требование: «информация, необходимая для составления паспорта, должна быть получена из ком­петентных источников или в результате испытаний (тестов), проводимых в соот­ветствии с требованиями действующей нормативной документации (НД). Состав отходов определяют методами физичес­кого, физико-химического, химического анализа или на основании состава первич­ного сырья, из которого образовались от­ходы, и технологических режимов, кото­рым подвергалось это сырье».

Практика показывает, что отходы бы­вают специфическими, характерными для данного конкретного предприятия (на­пример, химические отходы), а также общими для многих организаций (например, отработанные ртутные лампы или свин­цовые аккумуляторы). Было бы целесооб­разным выделить такие неизменяемые отходы в особую группу и составить для них единую форму паспорта опасного от­хода. Это приведет к значительному упро­щению системы паспортизации как для предприятий, которые сегодня вынужде­ны либо проводить дорогостоящие анали­зы, либо искать информацию о компонен­тном составе отхода, так и для согласую­щих паспорт инспекций.

К таким характерным видам отходов, состав которых изменяется мало, можно отнести следующие:

  • ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработан­ные и брак;

  • аккумуляторы свинцовые отработан­ные;

  • кислота аккумуляторная серная отра­ботанная;

  • обтирочный материал, загрязненный маслами;

  • опилки древесные, загрязненные ми­неральными маслами;

  • стружка древесная, загрязненная ми­неральными маслами;

  • опилки древесные, загрязненные бен­зином;

  • стружка древесная, загрязненная бен­зином. 

В таблице представлена основная ин­формация, необходимая для заполнения паспорта таких отходов.

В качестве примера приведен паспорт опасного отхода для ртутных ламп Института биоорганической химии им. академи­ков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН (г. Москва).

5. Срок действия паспорта опасного отхода.

В соответствии с ГОСТ 30774-2001 паспорт опасности отходов считают утратившим силу по истечении одного кален­дарного года с момента регистрации при неизменности технологического регла­мента процесса, при котором образова­лись данные отходы. В приказе МПР Рос­сии № 785 ни слова не сказано о сроках действия этого документа.

Для неизменных отходов (например, отработанных ртутных ламп, свинцовых аккумуляторов и т.д.) было бы логично привести срок действия паспорта опасности отхода в соответствие с действием проекта нормативов образования отходов предприятия и лимитов на их размеще­ние, т.е. согласовывать паспорт вместе с проектом один раз на 5 лет.

Кроме проблем с определением коли­чества классов отходов и категории отхо­дов, подлежащих паспортизации, есть и другие нерешенные вопросы при составле­нии паспорта опасности отхода, например:

  • какой документ является более приоритетным для исполнения - приказ МПР России или требования ГОСТ;

  • как поступать с отходами, не вошед­шими в ФККО;

  • каков срок действия паспорта опас­ного отхода;

  • если проведено обоснование отне­сения отхода к конкретному классу опасности, нужен ли еще паспорт опасного от­ хода, например для отходов 4-го класса опасности, вывозимых на полигоны;

  • если в ФККО отсутствуют данные об опасных свойствах (одиннадцатая и двенадцатая цифры кода обозначены ну­лями, что означает « данные не установлены»), обоснованно ли требование от каж­дого предприятия проведения таких широкомасштабных исследований, как вы­явление опасных свойств отходов? Ни в одном из указанных нормативных доку­ментов нет информации о методиках про­ведения таких исследований.

Для отходов 1-3-го классов опасности, направляемых на вторичную переработку или обезвреживание, от производителя в обязательном порядке требуется проведение химического анализа. Это требование вполне разумно: не всякое сырье можно переработать на конкретном предприятии по заданной технологии на имеющемся оборудовании. Но, как правило, организа­ции, перерабатывающие отходы, проводят химический анализ состава сырья сами. В этом случае составление паспорта предприятием носит формальный характер.

В заключение необходимо отметить, что требование обязательной паспортизации всех отходов не является обоснован­ным, оно создает значительные трудности для предприятий, не решая при этом про­блем с отходами. В целях упрощения сис­темы паспортизации целесообразно со­здать единую форму паспорта опасного отхода для некоторых мало изменяемых по составу отходов, имеющихся практи­чески на каждом предприятии.

Согласно постановлению Правительс­тва РФ от 30.07.2004 № 401 Ростехнадзор самостоятельно принимает нормативные правовые акты, в частности связанные с паспортизацией отходов. Формирование в этой организации единой точки зрения по вопросам системы паспортизации от­ходов и количества классов опасности от­ходов значительно облегчит работу пред­приятий - собственников отходов, а в ко­нечном итоге упростит проведение конт­рольно-надзорной деятельности в данном направлении и самой Федеральной службе.

Информация для заполнения паспорта опасного отхода для некоторых мало изменяемых видов отходов 

Наименование по ФККО

Код по ФККО

Класс опасности

Агрегатное состояние

Опасное свойство

Примерный состав, %

Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки и брак

353 301 00 13 01 1

1

Готовое изделие, потерявшее свои потребительские свойства

Токсичность

Стекло 92-94; алюминий 1,4-2,0; люминофор 4,2-5,88; ртуть 0,03-0,12; никель 0-0,16

Аккумуляторы свинцовые отработанные неразобранные, со слитым электролитом

921 101 02 13 01 3

3

Готовое изделие, потерявшее свои потребительские свойства

Токсичность

Свинец 60; полимерные материалы 40

Кислота аккумуляторная серная отработанная

521 001 01 02 01 2

2

Жидкий

Токсичность

Кислота серная 45; механические примеси 2;

вода 52; свинец 1

Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %)

549 027 01 01 03 4

4

Твердый

Пожароопасность

Ткань 83-90; нефтепродукты 5-14; механические примеси 3-5

Обтирочный материал, загрязненный маслами(содержание масел 15 % и более)

549 027 01 01 03 3

3

Твердый

Пожароопасность

Ткань 77-81; нефтепродукты 16-20; механические примеси 3

Опилки древесные, загрязненные минеральными маслами (содержание масел менее 15 %)

171 302 01 01 03 4

4

Твердый

Пожароопасность

Нефтепродукты 5-14; древесина 86-95

Опилки древесные, загрязненные минеральными маслами (содержание масел 15 % и более)

171 302 01 04 03 3

3

Шлам

Пожароопасность

Нефтепродукты 18-20; древесина 80-82

Стружка древесная, загрязненная минеральными маслами (содержание масел менее 15 %)

171 302 02 01 03 4

4

Твердый

Пожароопасность

Нефтепродукты 5-14; древесина 86-95

Стружка древесная, загрязненная минеральными маслами (содержание масел 15 % и более)

171 302 02 04 03 3

3

Шлам

Пожароопасность

Нефтепродукты 18-20; древесина 80-82

Опилки древесные, загрязненные бензином (содержание масел менее 15 %)

171 303 01 01 03 4

4

Твердый

Пожароопасность

Нефтепродукты 5-14; древесина 86-95

Опилки древесные, загрязненные бензином (содержание масел 15 % и более)

171 303 01 04 03 3

3

Шлам

Пожароопасность

Нефтепродукты 18-20; древесина 80-82

Стружка древесная, загрязненная бензином (содержание масел менее 15 %)

171 303 02 01 03 4

4

Твердый

Пожароопасность

Нефтепродукты 5-14; древесина 86-95

Стружка древесная, загрязненная бензином (содержание масел 15 % и более

171 303 02 04 03 3

3

Шлам

Пожароопасность

Нефтепродукты 18-20; древесина 80-82

Похожие:

Паспортизация отходов одна из самых злободневных проблем, которую приходится решать каждому предприятию. При составлении такого простого документа, как iconОформление юридического адреса организации
Смена юридического адреса одно из немногих событий в деятельности организаций, которое проходит для них небезболезненно. Главный...

Паспортизация отходов одна из самых злободневных проблем, которую приходится решать каждому предприятию. При составлении такого простого документа, как iconТвои деловые бумаги
В жизни каждому взрослому человеку приходится решать много важных дел. А для этого нужно не только понимать деловые бумаги, но и...

Паспортизация отходов одна из самых злободневных проблем, которую приходится решать каждому предприятию. При составлении такого простого документа, как iconАктуальность выбранной
Он по своим масштабам и интенсивности, бесчеловечности и жестокости превратился в одну из самых острых и злободневных проблем глобального...

Паспортизация отходов одна из самых злободневных проблем, которую приходится решать каждому предприятию. При составлении такого простого документа, как iconЛекция Документ и системы документации Изучаемые вопросы: Понятие документа и его функции
Приходится решать ее и при управлении коллективами людей. Человечество в процессе развития выработало способы их решения, в частности...

Паспортизация отходов одна из самых злободневных проблем, которую приходится решать каждому предприятию. При составлении такого простого документа, как icon"Зарплата", 2008, n 10 командировки: актуальные вопросы
Одна из самых популярных тем, которую затрагивают читатели журнала "Зарплата" в письмах в редакцию, командировка. Мы собрали воедино...

Паспортизация отходов одна из самых злободневных проблем, которую приходится решать каждому предприятию. При составлении такого простого документа, как iconВзыскания дебиторской задолженности
Одна из самых актуальных проблем для любых сфер бизнеса на сегодняшний день кризис взаимных неплатежей. Какими инструментами может...

Паспортизация отходов одна из самых злободневных проблем, которую приходится решать каждому предприятию. При составлении такого простого документа, как iconПрактическая работа №4 Основы метода анализа иерархий
При рассмотрении экологических проблем, впрочем, как и других, необходимо стремиться к тому, чтобы декомпозиция была доведена до...

Паспортизация отходов одна из самых злободневных проблем, которую приходится решать каждому предприятию. При составлении такого простого документа, как iconО составлении и форме переводного и простого векселя
Акционерного Камчатского Коммерческого Агропромбанка "камчаткомагропромбанк" открытого акционерного общества

Паспортизация отходов одна из самых злободневных проблем, которую приходится решать каждому предприятию. При составлении такого простого документа, как iconБрошюра «Как защитить свои права при новом Жилищном Кодексе»: обновленный вариант (ноябрь 2005)
Она издана совместными усилиями экспертов и активистов самых разных регионов и организаций. Особенный большой вклад внес Союз Координационных...

Паспортизация отходов одна из самых злободневных проблем, которую приходится решать каждому предприятию. При составлении такого простого документа, как iconБрошюра «Как защитить свои права при новом Жилищном Кодексе»: обновленный вариант (ноябрь 2005)
Она издана совместными усилиями экспертов и активистов самых разных регионов и организаций. Особенный большой вклад внес Союз Координационных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск