Скачать 0.91 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАФЕДРА СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ «СоГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Министерство здравоохранения РТ Ректор ГБОУ ВПО «КГМУ» д.м.н., профессор А.С.Созинов «___»_____________2013г. «___ »____________2013г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Казань - 2013 Профессиональная образовательная программа составлена на основании типовой программы дополнительного профессионального образования врачей по судебно-медицинской экспертизе.- М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2005.- 280с. Профессиональная образовательная программа общего усовершенствования подготовлена авторским коллективом кафедры судебной медицины Казанского государственного медицинского университета в составе: заведующего кафедрой – доцента, д.м.н. Спиридонова В.А.; зав. учебной частью кафедры – ассистента Калянова В.А. Программа обсуждена на методическом заседании кафедры: 13 мая 2013года (Протокол №2) Зав. кафедрой, доцент: В.А.Спиридонов Программа пересмотрена на очередном метод.заседании кафедры: Дата ______________ __________В.А.Спиридонов Дата______________ ___________В.А.Спиридонов Дата______________ ___________В.А.Спиридонов Дата______________ ___________В.А.Спиридонов Дата______________ ___________В.А.Спиридонов Программа одобрена на заседании методического совета Казанского государственного медицинского университета «___» __________ 20_ г. протокол № ___. Председатель методического совета ФПК и ППС, д.фарм.н, проф. С.Н.Егорова__________________ (подпись) Программа рекомендована к утверждению рецензентами: 2. Зав. кафедрой судебной медицины ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е.А.Вагнера Минздрава России, к.м.н., доцентом А.В.Светлаковым © ГБОУ ВПО КГМУ, 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения врачей - судебно-медицинских экспертов по направлению «судебно-медицинская экспертиза» в послевузовском профессиональном образовании врачей. Актуальность данной профессиональной образовательной программы по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» заключается в оптимальной сбалансированности разделов, предусмотренных типовой программы дополнительного профессионального образования врачей по судебно-медицинской экспертизе ( Москва, ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» 2005г.), что является адекватной базой подготовки профильного специалиста, отвечающего современным стандартам. Цель общего усовершенствования врача по специальности судебно-медицинская экспертиза ― совершенствование теоретических знаний и практических навыков, повышение профессионального уровня по разделам специальности. Задачи дополнительного профессионального образованияврачей по специальности «Судебно-медицинская экспертиза»: 1. Разъяснить значимость деятельности и степень участия судебно-медицинского эксперта в судебно-правовой системе страны согласно существующим законодательным и иным нормативно-правовым актам России. 2. Создать условия формирования врачом базы теоретических знаний по судебной медицине. 3. Показать возможности реализации получаемых знаний при проведении судебно-медицинских экспертиз (исследований) в зависимости от изучаемого объекта (трупы, живые лица, вещественные доказательства, материалы следственных и судебных дел). 4. Предложить алгоритмы судебно-медицинского осмысления получаемой информации и принципы составления умозаключений при написании диагноза и заключения. 5. Обеспечить участие в экспертных и следственных действиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. На обучение принимаются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», (указывать в соответствии с положениями Приказа МЗ и СР РФ от 07.07.2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»). Обучение ведется с частичным отрывом от основного места работы. Профессиональная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» (ЦОУ) включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин. В рабочих программах . Каждая дисциплина подразделяется на разделы, каждый раздел – на темы, тема − на элементы, каждый элемент – на подэлементы. Содержание рабочих программ дисциплин (модулей) представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы. Элемент в программе – часть темы, объединяющий круг конкретных, достаточно узких теоретических вопросов и практических умений и навыков по специальности, каждый из которых в отдельности представляет собой подэлемент программы. Для удобства пользования программой в учебном процессе каждая его структурная единица индексируется. В программе практических занятий предусмотрены: 1) Теоретические занятия в аудиториях (музее) кафедры 2) Практические занятия на базе кафедры- в ГАУЗ «РБ СМЭ МЗ РТ» по избранной специальности; Основная цель практических занятий – закрепление теоретических знаний, развитие умений и навыков, полученных в процессе ЦОУс формированием принципов осмысления и правильной оценки объекта исследования в пределах компетенций врача-специалиста. Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, практические занятия, самостоятельная работа), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базисных знаний, актуальность задач подготовки врача судебно-медицинского эксперта, по усмотрению заведующего кафедрой могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов. Для реализации программы дополнительного профессионального образования врачей по судебно-медицинской экспертизе кафедра располагает: - учебно-методической документацией и материалами по всем разделам дисциплины (модуля); - учебно-методической литературой для внеаудиторной работы врачей-курсантов; - материально-технической базой, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки; - учебными аудиториями и кабинетами, оснащенными материалами и оборудованием для проведения учебного процесса; - клинической базой по профилю подготовки учреждений Минздрава РФ. В процессе подготовки врача судебно-медицинского эксперта обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков обучающихся перед началом обучения (входной контроль). Текущий контроль знаний осуществляется в процессе изучения учебной темы. По окончании изучения каждого модуля проводится промежуточный (рубежный) контроль. При этом используются различные формы контроля: решение ситуационных задач, тестовый контроль, собеседование, диагностика макро- и микропрепаратов, работа в лабораторных подразделениях РБ СМЭ МЗ РТ и местах происшествий с куратором группы. По окончании цикла проводится итоговаяаттестация, осуществляемая посредством проведения экзамена с целью выявлениястепени теоретической и практической подготовки врача в соответствии с содержанием программы дополнительного профессионального образования врачей по специальности: «Судебно-медицинская экспертиза». В конце программы приводится общий список рекомендованной литературы и перечень законодательных, нормативно-инструктивных документов. При успешной аттестации (сдачи итогового экзамена) обучающийся получает документ установленного образца. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОГО ЭКСПЕРТА, УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО ПРОГРАММУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА» (ЦОУ) Требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших образовательную программу, должны содержать требования к профессиональным компетенциям1, знаниям, умениям, навыкам и владениям врача по результатам освоения образовательной программы, сформулированные с учетом действующих профессиональных стандартов (при их наличии) и квалификационных характеристик должностей работников сферы здравоохранения. Требования к результатам освоения программы должны быть сформулированы в терминах «знать», «уметь», «владеть», а также в виде компетенций, которые формулируются как готовность к тому или другому виду профессиональной деятельности. Врач – судебно-медицинский эксперт должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК): Общекультурные компетенции (ОК) характеризуются: - готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в рамках выполнения судебно-медицинских экспертиз; - готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов судебно-медицинского содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности; - готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции судебно-медицинского эксперта; - готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну. Профессиональные компетенции характеризуются: в диагностической деятельности: - готовностью к выполнению полного объема исследований при экспертизе потерпевших; - готовностью анализировать морфологические изменения отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики исследования для диагностики различных видов смерти; - готовностью к участию в оперативно-следственных действиях согласно законодательству России; - готовностью использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ); в профилактической деятельности: - готовностью применять современные методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях смертности (взрослого населения и подростков) в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения; - готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в распространении болезней, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам; в организационно-управленческой деятельности: - готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций судебно-медицинского профиля; - готовностью анализировать показатели работы структурных подразделений судебно-медицинской службы, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий для повышения качества деятельности. Формирование профессиональных компетенций врача-специалиста предполагает овладение врачом системой профессиональных знаний, умений, навыков, владений. Перечень знаний2, умений3 и владений4 врача- судебно-медицинского эксперта (ЦОУ) Врач- судебно-медицинский эксперт должен знать: - основные положения законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; - уголовное и гражданское законодательство и нормативные документы, регламентирующие назначение, проведение, документацию экспертизы трупов, живых лиц, вещественных доказательств и экспертизы по материалам дела; права и обязанности эксперта; организационные принципы судебно-медицинской экспертизы; - правила судебно-медицинского исследования трупов, экспертизы определения тяжести вреда здоровью, принципы построения судебно-медицинского диагноза и выводов при насильственной смерти и подозрении на нее; - основные научные данные об общей и частной судебно-медицинской танатологии; общие вопросы судебно-медицинской травматологии, экспертизы повреждений механического происхождения и от других видов внешнего воздействия; отравлений, механической асфиксии; - лабораторные методы судебно-медицинского исследования объектов биологического происхождения, экспертизу крови, спермы, волос, экспертизу идентификации личности; - уголовное законодательство в области ответственности за преступления против жизни и здоровья граждан; ответственности за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения медицинских работников. Врач судебно-медицинский эксперт должен уметь: - при осмотре трупа на месте его обнаружения, установить факт и давность наступления смерти, помочь следователю в составлении протокола наружного осмотра трупа (определении позы трупа, описании одежды, установлении пола и ориентировочно (на вид) возраста, трупных изменений, повреждений); - описывать повреждения механического происхождения в соответствии с принятыми в судебной медицине схемами; - по предложению следователя помочь в обнаружении, фиксации, изъятии и упаковке вещественных доказательств биологического происхождения, в формулировке вопросов, которые могут быть поставлены перед экспертом, исследующим вещественные доказательства; - провести полное судебно-медицинское исследование (экспертизу) трупа с изъятием органов или частей их для дополнительных и лабораторных исследований (судебно-химического, гистологического и т.д.), оформлением соответствующих документов, составлением судебно-медицинского диагноза и заключения (выводов), заполнением медицинского свидетельства о смерти; - провести судебно-медицинское освидетельствование (экспертизу) потерпевших, подозреваемых и других лиц с составлением соответствующей документации, описать обнаруженные повреждения; - анализировать представленные судебно-следственными органами материалы дела и отвечать на поставленные ими вопросы, не выходящие за пределы компетенции специалиста, в т.ч. и в судебном заседании; Врач судебно-медицинский эксперт должен владеть: - компетенциями осмотра места происшествия и трупа на месте его обнаружения при различных видах насильственной и ненасильственной смерти; - компетенциями судебно-медицинского исследования трупов лиц, умерших от различных видов насильственной и ненасильственной смерти; - компетенциями судебно-медицинской экспертизы пострадавших по предусмотренным законодательством поводам. ГБОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЗ РФ Кафедрасудебной медицины «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Министерство здравоохранения РТ Ректор ГБОУ ВПО, д.м.н.,проф. _______________________ А.С.Созинов_____________ «____»____________20 г. «____»_____________20 г. |
Программа государственной итоговой аттестации по специальности 31. 08. 10 «Судебно-медицинская экспертиза» | Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос) | ||
Процессуальные и организационные формы судебно медицинского исследования трупа. Поводы для его производства, его цели и задачи | Категории слушателей на обучение которых рассчитана программа повышения квалификации (далее – программа) | ||
«Организация здравоохранения и общественное здоровье. Экспертиза качества медицинской помощи. Экспертиза временной нетрудоспособности»... | Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования | ||
Юридическое сопровождение деятельности учреждений сферы социального развития Тюменской области. Программа повышения квалификации... | Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... | ||
Образовательная программа повышения квалификации «Бухгалтерский учет: новации и проблемы отчетного года. Новое в предоставлении отчетности... | Образовательная программа повышения квалификации «Бухгалтерский учет: новации и проблемы отчетного года. Новое в предоставлении отчетности... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |