Образовательная программа повышения квалификации по специальности: «Судебно-медицинская экспертиза»


НазваниеОбразовательная программа повышения квалификации по специальности: «Судебно-медицинская экспертиза»
страница1/6
ТипОбразовательная программа
filling-form.ru > Туризм > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ

«СоГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Министерство здравоохранения РТ Ректор ГБОУ ВПО «КГМУ»

д.м.н., профессор А.С.Созинов

«___»_____________2013г. «___ »____________2013г


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации по специальности:

«Судебно-медицинская экспертиза»

Кафедра судебной медицины КГМУ
Лекции (часы) – 39

Семинарские занятия (часы) –67

Самостоятельная работа (часы) -28

Итоговый экзамен (часы) – 10
Всего часов - 144ч.



Казань - 2013

Профессиональная образовательная программа составлена на основании типовой программы дополнительного профессионального образования врачей по судебно-медицинской экспертизе.- М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2005.- 280с.
Профессиональная образовательная программа общего усовершенствования подготовлена авторским коллективом кафедры судебной медицины Казанского государственного медицинского университета в составе: заведующего кафедрой – доцента, д.м.н. Спиридонова В.А.; зав. учебной частью кафедры – ассистента Калянова В.А.
Программа обсуждена на методическом заседании кафедры: 13 мая 2013года (Протокол №2)

Зав. кафедрой, доцент: В.А.Спиридонов
Программа пересмотрена на очередном метод.заседании кафедры:

Дата ______________ __________В.А.Спиридонов

Дата______________ ___________В.А.Спиридонов

Дата______________ ___________В.А.Спиридонов

Дата______________ ___________В.А.Спиридонов

Дата______________ ___________В.А.Спиридонов
Программа одобрена на заседании методического совета Казанского государственного медицинского университета «___» __________ 20_ г. протокол № ___.

Председатель методического совета ФПК и ППС,

д.фарм.н, проф. С.Н.Егорова__________________

(подпись)
Программа рекомендована к утверждению рецензентами:

  1. Зав. кафедрой фармакологии ГБОУ ВПО «КГМУ» академиком АН РТ, д.м.н., профессоромР.С.Гараевым

2. Зав. кафедрой судебной медицины ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е.А.Вагнера Минздрава России, к.м.н., доцентом А.В.Светлаковым

© ГБОУ ВПО КГМУ, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения врачей - судебно-медицинских экспертов по направлению «судебно-медицинская экспертиза» в послевузовском профессиональном образовании врачей.

Актуальность данной профессиональной образовательной программы по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» заключается в оптимальной сбалансированности разделов, предусмотренных типовой программы дополнительного профессионального образования врачей по судебно-медицинской экспертизе ( Москва, ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» 2005г.), что является адекватной базой подготовки профильного специалиста, отвечающего современным стандартам.

Цель общего усовершенствования врача по специальности судебно-медицинская экспертизасовершенствование теоретических знаний и практических навыков, повышение профессионального уровня по разделам специальности.

Задачи дополнительного профессионального образованияврачей по специальности «Судебно-медицинская экспертиза»:

1. Разъяснить значимость деятельности и степень участия судебно-медицинского эксперта в судебно-правовой системе страны согласно существующим законодательным и иным нормативно-правовым актам России.

2. Создать условия формирования врачом базы теоретических знаний по судебной медицине.

3. Показать возможности реализации получаемых знаний при проведении судебно-медицинских экспертиз (исследований) в зависимости от изучаемого объекта (трупы, живые лица, вещественные доказательства, материалы следственных и судебных дел).

4. Предложить алгоритмы судебно-медицинского осмысления получаемой информации и принципы составления умозаключений при написании диагноза и заключения.

5. Обеспечить участие в экспертных и следственных действиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На обучение принимаются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», (указывать в соответствии с положениями Приказа МЗ и СР РФ от 07.07.2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»). Обучение  ведется  с частичным отрывом  от основного места работы.

Профессиональная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» (ЦОУ) включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин.

В рабочих программах . Каждая дисциплина подразделяется на разделы, каждый раздел – на темы, тема − на элементы, каждый элемент – на подэлементы.

Содержание рабочих программ дисциплин (модулей) представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы.

Элемент в программе – часть темы, объединяющий круг конкретных, достаточно узких теоретических вопросов и практических умений и навыков по специальности, каждый из которых в отдельности представляет собой подэлемент программы. Для удобства пользования программой в учебном процессе каждая его структурная единица индексируется. В программе практических занятий предусмотрены: 1) Теоретические занятия в аудиториях (музее) кафедры 2) Практические занятия на базе кафедры- в ГАУЗ «РБ СМЭ МЗ РТ» по избранной специальности;

Основная цель практических занятий – закрепление теоретических знаний, развитие умений и навыков, полученных в процессе ЦОУс формированием принципов осмысления и правильной оценки объекта исследования в пределах компетенций врача-специалиста.

Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, практические занятия, самостоятельная работа), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базисных знаний, актуальность задач подготовки врача судебно-медицинского эксперта, по усмотрению заведующего кафедрой могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.

Для реализации программы дополнительного профессионального образования врачей по судебно-медицинской экспертизе кафедра располагает:

- учебно-методической документацией и материалами по всем разделам дисциплины (модуля);

- учебно-методической литературой для внеаудиторной работы врачей-курсантов;

- материально-технической базой, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки;

- учебными аудиториями и кабинетами, оснащенными материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;

- клинической базой по профилю подготовки учреждений Минздрава РФ.

В процессе подготовки врача судебно-медицинского эксперта обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков обучающихся перед началом обучения (входной контроль). Текущий контроль знаний осуществляется в процессе изучения учебной темы. По окончании изучения каждого модуля проводится промежуточный (рубежный) контроль. При этом используются различные формы контроля: решение ситуационных задач, тестовый контроль, собеседование, диагностика макро- и микропрепаратов, работа в лабораторных подразделениях РБ СМЭ МЗ РТ и местах происшествий с куратором группы.

По окончании цикла проводится итоговаяаттестация, осуществляемая посредством проведения экзамена с целью выявлениястепени теоретической и практической подготовки врача в соответствии с содержанием программы дополнительного профессионального образования врачей по специальности: «Судебно-медицинская экспертиза».

В конце программы приводится общий список рекомендованной литературы и перечень законодательных, нормативно-инструктивных документов. При успешной аттестации (сдачи итогового экзамена) обучающийся получает документ установленного образца.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВРАЧА СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОГО ЭКСПЕРТА, УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО ПРОГРАММУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА»

(ЦОУ)

Требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших образовательную программу, должны содержать требования к профессиональным компетенциям1, знаниям, умениям, навыкам и владениям врача по результатам освоения образовательной программы, сформулированные с учетом действующих профессиональных стандартов (при их наличии) и квалификационных характеристик должностей работников сферы здравоохранения.

Требования к результатам освоения программы должны быть сформулированы в терминах «знать», «уметь», «владеть», а также в виде компетенций, которые формулируются как готовность к тому или другому виду профессиональной деятельности.
Врач – судебно-медицинский эксперт должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

Общекультурные компетенции (ОК) характеризуются:

- готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в рамках выполнения судебно-медицинских экспертиз;

- готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов судебно-медицинского содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;

- готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции судебно-медицинского эксперта;

- готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

Профессиональные компетенции характеризуются:

в диагностической деятельности:

- готовностью к выполнению полного объема исследований при экспертизе потерпевших;

- готовностью анализировать морфологические изменения отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики исследования для диагностики различных видов смерти;

- готовностью к участию в оперативно-следственных действиях согласно законодательству России;

- готовностью использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ);

в профилактической деятельности:

- готовностью применять современные методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях смертности (взрослого населения и подростков) в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;

- готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в распространении болезней, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;

в организационно-управленческой деятельности:

- готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций судебно-медицинского профиля;

- готовностью анализировать показатели работы структурных подразделений судебно-медицинской службы, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий для повышения качества деятельности.
Формирование профессиональных компетенций врача-специалиста предполагает овладение врачом системой профессиональных знаний, умений, навыков, владений.

Перечень знаний2, умений3 и владений4

врача- судебно-медицинского эксперта

(ЦОУ)

Врач- судебно-медицинский эксперт должен знать:

- основные положения законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

- уголовное и гражданское законодательство и нормативные документы, регламентирующие назначение, проведение, документацию экспертизы трупов, живых лиц, вещественных доказательств и экспертизы по материалам дела; права и обязанности эксперта; организационные принципы судебно-медицинской экспертизы;

- правила судебно-медицинского исследования трупов, экспертизы определения тяжести вреда здоровью, принципы построения судебно-медицинского диагноза и выводов при насильственной смерти и подозрении на нее;

- основные научные данные об общей и частной судебно-медицинской танатологии; общие вопросы судебно-медицинской травматологии, экспертизы повреждений механического происхождения и от других видов внешнего воздействия; отравлений, механической асфиксии;

- лабораторные методы судебно-медицинского исследования объектов биологического происхождения, экспертизу крови, спермы, волос, экспертизу идентификации личности;

- уголовное законодательство в области ответственности за преступления против жизни и здоровья граждан; ответственности за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения медицинских работников.
Врач судебно-медицинский эксперт должен уметь:
- при осмотре трупа на месте его обнаружения, установить факт и давность наступления смерти, помочь следователю в составлении протокола наружного осмотра трупа (определении позы трупа, описании одежды, установлении пола и ориентировочно (на вид) возраста, трупных изменений, повреждений);

- описывать повреждения механического происхождения в соответствии с принятыми в судебной медицине схемами;

- по предложению следователя помочь в обнаружении, фиксации, изъятии и упаковке вещественных доказательств биологического происхождения, в формулировке вопросов, которые могут быть поставлены перед экспертом, исследующим вещественные доказательства;

- провести полное судебно-медицинское исследование (экспертизу) трупа с изъятием органов или частей их для дополнительных и лабораторных исследований (судебно-химического, гистологического и т.д.), оформлением соответствующих документов, составлением судебно-медицинского диагноза и заключения (выводов), заполнением медицинского свидетельства о смерти;

- провести судебно-медицинское освидетельствование (экспертизу) потерпевших, подозреваемых и других лиц с составлением соответствующей документации, описать обнаруженные повреждения;

- анализировать представленные судебно-следственными органами материалы дела и отвечать на поставленные ими вопросы, не выходящие за пределы компетенции специалиста, в т.ч. и в судебном заседании;
Врач судебно-медицинский эксперт должен владеть:
- компетенциями осмотра места происшествия и трупа на месте его обнаружения при различных видах насильственной и ненасильственной смерти;

- компетенциями судебно-медицинского исследования трупов лиц, умерших от различных видов насильственной и ненасильственной смерти;

- компетенциями судебно-медицинской экспертизы пострадавших по предусмотренным законодательством поводам.

ГБОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЗ РФ

Кафедрасудебной медицины
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Министерство здравоохранения РТ Ректор ГБОУ ВПО, д.м.н.,проф.

_______________________

А.С.Созинов_____________
«____»____________20 г. «____»_____________20 г.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Образовательная программа повышения квалификации по специальности: «Судебно-медицинская экспертиза» iconПрограмма государственной итоговой аттестации по специальности 31....
Программа государственной итоговой аттестации по специальности 31. 08. 10 «Судебно-медицинская экспертиза»

Образовательная программа повышения квалификации по специальности: «Судебно-медицинская экспертиза» iconРабочая программа «Судебно-медицинская экспертиза»
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос)

Образовательная программа повышения квалификации по специальности: «Судебно-медицинская экспертиза» iconЛекция №3 Тема: : Судебно-медицинская экспертиза и исследование трупа
Процессуальные и организационные формы судебно медицинского исследования трупа. Поводы для его производства, его цели и задачи

Образовательная программа повышения квалификации по специальности: «Судебно-медицинская экспертиза» iconРазъяснения по формированию программы повышения квалификации на основе...
Категории слушателей на обучение которых рассчитана программа повышения квалификации (далее – программа)

Образовательная программа повышения квалификации по специальности: «Судебно-медицинская экспертиза» iconИнформация о курсах повышения квалификации
«Организация здравоохранения и общественное здоровье. Экспертиза качества медицинской помощи. Экспертиза временной нетрудоспособности»...

Образовательная программа повышения квалификации по специальности: «Судебно-медицинская экспертиза» iconПрограмма среднего профессионального образования по специальности...
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования

Образовательная программа повышения квалификации по специальности: «Судебно-медицинская экспертиза» iconПрограмма повышения квалификации разработана в соответствии с Федеральным...
Юридическое сопровождение деятельности учреждений сферы социального развития Тюменской области. Программа повышения квалификации...

Образовательная программа повышения квалификации по специальности: «Судебно-медицинская экспертиза» iconПрограмма повышения квалификации «Поддерживающее оценивание: практика...
Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...

Образовательная программа повышения квалификации по специальности: «Судебно-медицинская экспертиза» iconУтверждена
Образовательная программа повышения квалификации «Бухгалтерский учет: новации и проблемы отчетного года. Новое в предоставлении отчетности...

Образовательная программа повышения квалификации по специальности: «Судебно-медицинская экспертиза» iconУтверждена
Образовательная программа повышения квалификации «Бухгалтерский учет: новации и проблемы отчетного года. Новое в предоставлении отчетности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск