МОУ «Подхоженская средняя общеобразовательная школа» «Утверждено»
приказ от « _____»________2016г. № _____
директор школы_______ / Иванова Н.В./
Рабочая программа
по предмету технология
(базовый уровень)
для 1класса
на 2016 – 2017 учебный год
Составила:
Сивидова Н.Н. - учитель начальных классов
с. Подхожее
2016г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа на 2016-2017 учебный год по учебному предмету «Технология» в 1 классе составлена в соответствии с ООП НОО МОУ «Подхоженская СОШ» авторской программой Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой, Н.В.Добромысовой по технологии, 2015 г. М.: Просвещение
Согласно учебному плану МОУ «Подхоженская СОШ» на изучение предмета «Технология» в 1классе выделено 1 час в неделю, что составляет 33 часа в год. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «технология» 1 класс.
В результате обучения на уровне начального общего образования
Обучающиеся научатся:
организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;
осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания;
выполнять разметку деталей изделия по шаблону;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
использовать для творческих работ различные виды бумаги и картона, природный материал, ткани и нитки растительного и животного происхождения, выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей изделия;
Обучающиеся получат возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте;
демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
2. Содержание учебного предмета.
Давайте познакомимся (3 ч)
Как работать с учебником.
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям.
Я и мои друзья Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты
Материалы и инструменты.
Знакомство с понятиями: материалы, инструменты.
Организация рабочего места
Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места. Что такое технология.
Знакомство со значением слова «технология» (названия предмета и процесса изготовления изделия). Осмысление освоенных умений. Понятие: технология
Человек и земля (21ч)
Природный материал. Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приёмы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу. Понятия: аппликация, пресс, природные материалы, план выполнения работы.
Изделие: «Аппликация из листьев».
Пластилин.
Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приёмы работы с пластилином.
Выполнение аппликации из пластилина. Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности и её рефлексии.
Понятия: эскиз, сборка.
Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».
Изготовление изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции.
Понятие: композиция. Изделие: «Мудрая сова»
Растения.
Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями, связанными с земледелием. Получение и сушка семян.
Понятие: земледелие: Изделие: «Получение и сушка семян»
Проект «Осенний урожай»
Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне). Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приёмов работы с пластилином, навыков использования инструментов.
Понятие: проект. Изделие: «Овощи из пластилина»
Бумага.
Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приёмы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей изделия при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур .Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного её расходования .Понятия: шаблон, симметрия, правила безопасной работы. Изделия:«Волшебные фигуры», «Закладка из бумаги»
Насекомые. Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчёл. Составление плана изготовления изделия по образцу на слайдах. Изготовление изделия из различных материалов (природные, бросовые материалы, пластилин, краски). Изделие: «Пчёлы и соты»
Дикие животные. Виды диких животных. Знакомство с техникой коллажа. Изготовление аппликации из журнальных вырезок в технике коллажа. Знакомство с правилами работы в паре.
Такие разные дома. Посуда. Проект «Чайный сервиз». Свет в доме. Мебель. Ткань. Одежда, ткань, нитки. Учимся жить.
Транспорт. Передвижение по воде.
Человек и вода (3 ч)
Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Питьевая вода. Передвижение по воде.
Проект «Речной флот».
Человек и воздух (3 ч)
Использование ветра. Полёты птиц. Полёты человека.
Человек и информация (3 ч)
Способы общения. Важные телефонные номера. Правила движения. Компьютер.
Содержание предмета реализуется по учебнику Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой, Н.В.Добромысовой по технологии, 2015 г. М.: Просвещение
3.Тематическое планирование, календарно-тематическое планирование.
Тематическое планирование.
Содержание
| Количество часов по авторской программе
| Количество часов по рабочей программе
| Проекты
| Давайте познакомимся
| 3
| 3
|
| Человек и Земля
| 21
| 21
| 4
| Человек и вода
| 3
| 3
| 1
| Человек и воздух
| 3
| 3
|
| Человек и информация
| 3
| 3
|
| Итого
| 33
| 33
| 5
| Календарно – тематическое планирование.
№ п/п
| Тема урока, раздела.
| Основные виды деятельности
| Дата
| по плану
| по факту
|
Давайте познакомимся (3 часа)
| 1
| 1. Как работать с учебником. Я и мои друзья.
| Сравнивают учебник, рабочую тетрадь, объясняют значение каждого пособия. Осваивают критерии выполнения изделия и навигационную систему учебника (систему условных знаков) Осуществляют поиск необходимой информации (задавать и отвечать на вопросы о круге интересов). Анализируют, отбирают, обобщают полученную информацию.
|
|
| 2
| 2. Материалы и инструменты.
Организация рабочего места.
| Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливают связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами. Организовывают свою деятельность: подготавливают рабочее место, правильно и рационально размещают инструменты и материалы, убирают рабочее место.
|
|
| 3
| 3 Что такое технология.
| . Объясняют значение слово «технология», осуществляют поиск информации в словаре из учебника. Называют виды деятельности, которыми школьники овладеют на уроках «Технологии», соотносят их с освоенными умениями. Прогнозируют результат своей деятельности. (чему научатся).
|
|
| Человек и Земля (21 час)
| 4
| 1. Природный материал.Изделие: «Аппликация из листьев».
| Учатся создавать аппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец. Выполнять работу с опорой на слайдовый или текстовый план. Соотносить план с собственными действиями.
|
|
| 5
| 2. Пластилин
Изделие: «Ромашковая поляна».
| Учатся исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения под руководством учителя. Корректировать выполнение изделия. Оценивать выполняемое изделие на основе «Вопросов юного технолога». Учатся планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.
|
|
| 6
| 3. Пластилин
Изделие: «Мудрая сова»
| Учатся (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения под руководством учителя. Корректировать выполнение изделия. Учатся оценивать выполняемое изделие на основе «Вопросов юного технолога». Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.
|
|
| 7
| 4. Растения Получение и сушка семян.
| Учатся актуализировать знания об овощах. Осмысливать значение растений для человека. Выполняют практическую работу по получению и сушке семян.
|
|
| 8
| 5 Проект
«Осенний урожай»
| Осмысливают значение растений для человека. Выполняют практическую работу по получению и сушке семян.
|
|
| 9
| 6. Бумага. Изделие «Закладка из бумаги»
| Исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определяют виды бумаги по цвету и толщине. Осваивают приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Планируют и осуществляют работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставляют эти виды планов. Выполняют симметричную аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу.
|
|
| 10
| 7.Бумага. Изделие «Волшебные фигуры»
| Исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определяют виды бумаги по цвету и толщине. Осваивают приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Планируют и осуществляют работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставляют эти виды планов. Выполняют симметричную аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу.
|
|
| 11
| 8. Насекомые.Изделие: «Пчёлы и соты»
| Учатся использовать различные виды материалов при выполнении изделий (природные, бытовые и пластичные материалы). Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами и находить общее. Учатся осваивать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. Самостоятельно планировать контролировать и корректировать свою деятельность при выполнении изделия по слайдовому плану. Оценивать качество выполнения работы, используя «Вопросы юного технолога».
|
|
| 12
| 9.Дикие животные.
Проект «Дикие животные»
Изделие: «Коллаж»
| Учатся приемам создания изделия в технике коллажа. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: распределять роли, составлять план на основе «Вопросов юного технолога», обсуждать план в паре; корректировать свою деятельность и деятельность партнера при выполнении изделия; проводить оценки и самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение. Отбирать материал для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество. Используют правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформляют изделие.
|
|
| 13
| 10 Новый год. Проект
«Украшаем класс к Новому году»
| Используют умения работать над проектом под руководством учителя: составляют план, используя «Вопросы юного технолога»; распределять роли, проводить самооценку. Слушают собеседника, излагают свое мнение, осуществляют совместную практическую деятельность, анализируют свою деятельность. Выбирают необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Осваивают способы работы с бумагой: выполняют разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру. Учатся создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственного изделия Оформляют класс. Участвуют в творческой деятельности по украшению класса.
|
|
| 14
| 11. Домашние животные.Изделие «Котёнок»
| Используют приемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание. Учатся анализировать форму и цвет реальных объектов (домашних животных), соблюдать их при выполнении изделий. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Определять по слайдовому плану последовательность выполнения изделия. Определять и использовать приемы работы с пластилином, необходимые для выполнения изделия. Понимать значение домашних животных в жизни человека.
|
|
| 15
| 12.Такие разные дома.Изделие: «Домик из веток».
| Исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют различные виды домов. По иллюстрации учебника и собственным наблюдениям составляют рассказ о материалах, используемых при строительстве домов. Учатся исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства гофрированного картона. Проводить эксперимент по определению способа сгибания гофрированного картона (вдоль линий). Создавать макет дома из разных материалов (гофрированный картон и природные материалы) Осваивать способы работы с шаблоном и соединение деталей при помощи пластилина. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Контролировать и корректировать выполнение работы на основе сайдового плана.
|
|
| 16
| 13. Посуда.
Изделие:
«Чашка», «Чайник», «Сахарница»
| Используют умения работать над проектом под руководством учителя: учатся ставить цель, составлять и обсуждать план выполнения изделия, используя «Вопросы юного технолога», распределять роли, проводить оценку качества выполнения изделия. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Создавать разные изделия на основе одной технологии, самостоятельно составляя план их выполнения. Использовать приемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание. Анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий.
|
|
| 17
| 14. Посуда.Проект «Чайный сервиз»
| Используют правила сервировки стола для чаепития при создании композиции «Чайный сервиз». Осваивают правила поведения за столом.
|
|
| 18
| 15. Свет в доме.
Изделие: «Торшер».
| Учатся исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды осветительных приборов. На основе иллюстраций учебника составлять рассказ о старинных и современных способах освещения жилищ, находить элементарные причинно-следственные связи. Анализировать конструктивные особенности торшера. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осваивать правила работы с шилом и подготавливать рабочее место. Выполнять раскрой деталей изделия с использованием шаблона и соединение деталей при помощи клея и пластилина. Выбирать удобный для себя план работы над изделием.
|
|
| 19
| 16. Мебель.
Изделие «Стул»
| Планируют и осуществляют работу, на основе представленных в учебнике слайдовых и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Учатся выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону, оформлять изделие по собственному эскизу. Осваивать правила ухода за мебелью и уборки квартиры. Составлять рассказ, основываясь на своем опыте, об инструментах, приспособлениях и материалах, необходимых для уборки квартиры.
|
|
| 20
| 17. Одежда, ткани, нитки.Изделие «Кукла из ниток».
| Исследуют текстильные и волокнистые материалы. Под руководством учителя определяют виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Осуществляют подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий. Определяют инструменты и приспособления необходимые для работы. Осваивают умение наматывать нитки, связывать их и разрезать. Планируют и осуществляют работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставляют эти виды планов. Осмысливают способы изготовления одежды и ее назначение.
|
|
| 21
| 18 Учимся шить.
Изделие: «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями».
| Учатся осваивать правила безопасной работы с иглой и шилом при выполнении изделий. Осваивать виды стежков и способы пришивания пуговиц и использовать их для оформления изделий. Сравнивать различные виды пуговицы (пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями) и способы их пришивания; способы выполнения стежков на основе прямых стежков. Осуществлять выбор ниток и пуговиц для выполнения изделия по контрасту. Организовывать рабочее место. Осваивать правила экономного расходования тканей и нитей при выполнении изделия. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.
|
|
| 22
| 19. Учимся шить.
Изделие: «строчка прямых стежков».
| Учатся осваивать правила безопасной работы с иглой и шилом при выполнении изделий. Осваивать виды стежков и способы пришивания пуговиц и использовать их для оформления изделий. Сравнивать различные виды пуговицы (пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями) и способы их пришивания; способы выполнения стежков на основе прямых стежков. Осуществлять выбор ниток и пуговиц для выполнения изделия по контрасту. Организовывать рабочее место. Осваивать правила экономного расходования тканей и нитей при выполнении изделия. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.
|
|
| 23
| 20. Учимся шить.
Изделие: «Закладка с вышивкой»
| Учатся осваивать правила безопасной работы с иглой и шилом при выполнении изделий. Осуществляют выбор ниток и пуговиц для выполнения изделия по контрасту. Организовывают рабочее место. Осваивают правила экономного расходования тканей и нитей при выполнении изделия. Планируют и осуществляют работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставляют эти виды планов.
|
|
| 24
| 21 Передвижение по земле.
Изделие: «Тачка»
| Осваивают приемы работы с конструктором: знакомство с видами деталей и способами их соединения. Учатся конструировать изделие на основе предложенного плана, искать и заменять детали конструкции, выбирать способы сборки. Применять «правило винта» при" сборке и разборке моделей (завинчивать по часовой стрелке, отвинчивать против часовой стрелки). Осваивать разные виды соединений деталей (подвижное и неподвижное). Моделировать и собирать изделие из конструктора, проектировать конструкцию простого бытового механизма - тачки. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Находить необходимую информацию в тексте.
|
|
| Человек и вода (3 часа)
| 25
| 1. Вода в жизни человека. Вода в жизни растений.
Изделие: «Проращивание семян»
| Учатся исследовать значение воды в жизни человека, животных, растений. Осуществлять поиск необходимой информации о воде, ее значение для развития жизни на земле, использовании воды человеком (способом добывания питьевой воды из-под земли; значением воды для здоровья человека), о передвижении по воде и перевозке грузов с использованием водного транспорта. Сравнивать с информацию, полученную из разных источников (из разных учебников, текстов, собственных наблюдений и опыта.). На основе сравнения информации делать выводы и обобщения. Осваивать способы проращивания семян в воде.
|
|
| 26
| 2. Питьевая вода.Изделие: «Колодец».
| Учатся отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике. Осваивать последовательность создания модели куба из бумаги при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Самостоятельно анализировать образец. Конструировать макет колодца. Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. Сравнивать способы и приемы выполнения изделия. Составлять и оформлять композицию по образцу или собственному замыслу. Использовать различные виды материалов для создания композиции и ее оформления.
|
|
| 27
| 3. Передвижение по воде.
Проект «Речной флот»Изделие: «Кораблик из бумаги».
| Учатся анализировать процесс сборки реального объекта (плота), конструировать макет плота с использованием данной технологии. Осваивать новые способы соединения деталей, технику работы с бумагой — «оригами» Учатся составлять и оформлять композиции по образцу. Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие этапы его выполнения детали. Исследовать различные материалы на плавучесть. Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия.
|
|
| Человек и воздух (3 часа)
| 28
| 1.Использо-вание ветра.Изделие: «Вертушка».
| Осуществляют поиск необходимой информации об использовании ветра, о птицах, о полетах человека, летательных аппаратах. Сопоставляют полученную информацию со знаниями, полученными на других предметах, из собственных наблюдений и прочитанных книг. Сравнивают современные и старинные виды летательных аппаратов. Приводят собственные примеры, делают выводы и обобщения, аргументируют свои ответы. Осваивают технологию моделирования в практической деятельности при изготовлении вертушки. Выполняют разметку деталей по линейке. Осваивают соединение деталей с помощью кнопки. Используют приемы работы с бумагой. Выполняют украшение изделия по собственному замыслу.
|
|
| 29
| 2. Полёты птиц.Изделие: «Попугай».
| Учатся осваивать новый способ изготовления мозаики, применяя технику «рваной бумаги». Подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности, закреплять навыки работы с бумагой и клеем. Осваивать и использовать способы экономного расходования бумаги при выполнении техники «равной бумаги». Изготавливать по образцу в соответствии с планом аппликацию из бумаги, корректировать и контролировать последовательность выполнения. Выполнять заготовки для мозаики в группе.
|
|
| 30
| 3.Полёты человека.Изделие: «Самолёт».
| Подготавливают своё рабочее место, размещают материалы и инструменты, учатся соблюдать технику безопасности, закрепляя навыки самоорганизации в деятельности. Осваивать технологию моделирования. Использовать навыки работы с бумагой, правила работы с ножницами и клеем. Самостоятельно создавать изделие, использовать технику «оригами». Соотносить текстовый и слайдовый план.Проводить эксперимент, определять прямую зависимость (чем тяжелее груз, тем скорость падения парашюта выше.)
|
|
| Человек и информация (3 часа)
| 31
| 1. Способы общения.
Изделие: «Письмо на глиняной дощечке».
| Учатся осуществлять поиск информации о способах общения. Учатся анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации и в разных средах (животный мир, человек), на основании полученного материала самостоятельно делать простые выводы и обосновывать их. Осваивать способы работы с новым материалом - глина - и нанесение на нее рисунка с помощью стеки. Переводить информацию в разные знаково-символические системы (анаграммы, пиктограммы) Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие детали. Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия
|
|
| 32
| 2. Важные номера телефона. Правила дорожного движения.
Изделие: «Важные телефонные номера»
| Осуществляют поиск информации о способах передачи информации. Учатся анализировать, сравнивать, соотносить информацию с знаково-символической системой. Ориентироваться в дорожных знаках. Объяснять их значение. Составлять таблицу важных телефонных номеров, маршрута передвижения от дома до школы, использовать для этого информацию из учебника ОБЖ и собственный опыт. (Закрепить знания о способах обеспечения собственной безопасности). Составлять простой графический план местности, расставлять дорожные знаки, определять маршрут.
|
|
| 33
| 3. Компьютер.
Понятия: компьютер, интернет.
| Учатся осуществлять поиск информации о компьютере, его составных частях, сферах применения. Осваивать правила безопасного использования компьютера. Осваивать работу на компьютере: включать и выключать его; называть и показывать части компьютера; находить информацию в интернете с помощью взрослого.
|
|
|
«Согласовано» «Рассмотрено» Заместитель по УВР на ШМО учителей начальных классов __________ /Леушина Е.В./ протокол № ____ от «___» ______ 2016г.
«___» _________ 2016г. руководитель _________ /Рябченкова С.Я./
|