Скачать 264.51 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Армавирский машиностроительный техникум Методические указания длявыполнения курсового проектапо дисциплине «Базы данных»для специальности230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» 2008
Введение. В данном методическом пособии представлены указания для выполнения практических работ по дисциплине «Разработка и эксплуатация удалённых баз данных» для специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Цели и задачи предлагаемого пособия:
Рассматриваемый курс содержит: 17 практических занятия; приложений, списка литературы. Каждое занятие состоит из следующих структурных частей:
Содержание.
Пояснительная записка Курсовое проектирование проводится в рамках дисциплины «Базы данных по специальности 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем. Курсовое проектирование базируется на знаниях и навыках, полученных при изучении следующих предметов:
После выполнения курсового проекта студент должен: знать:
уметь:
Введение. Выполнение курсовой работы по дисциплине Базы данных предусмотрено учебным планом. Курсовая работа оформляется в машинописной форме и является обязательной формой отчёта. она состоит из теоретической части и практической реализации. выполненная курсовая работа проверяется преподавателем. если она соответствует требованиям, то выдаётся рецензия с рекомендацией к защите, в противном случае она возвращается да доработку. Защита курсовой работы проводится студентом на персональном компьютере в установленные сроки при наличии рецензии. Цель выполнения курсовой работы – проектирование информационной системы базы данных. База данных должна сопровождаться подробным руководством пользователя. Оформление курсовой работы. На каждой странице оставляются поля не менее 3 см для замечаний преподавателя. Страницы должны быть пронумерованы, в колонтитулах указывается год, номер студента по журналу в группе. Например, колонтитул для студента, выполнившего курсовой проект в 2008 году с номером по журналу ‘3’: АМТ. 08.КП.03 . Структура курсовой работы. В курсовой работе должен быть проведён общий анализ предметной области ( ПО); определены функции, которые реализуются в разработанной базе данных; указаны ограничения, если таковые имеются. На основе анализа осуществляется постановка комплекса рассматриваемых задач.
1.1. Описание предметной области и функции решаемых задач. 1.2. Перечень входных данных. 1.3. Перечень выходных данных. 1.4. Ограничения предметной области ( если таковые имеются). 1.5. Взаимодействие с другими программами.
3.1 Выделение информационных объектов. 3.2 Определение атрибутов объектов. 3.3 Определение отношений и мощности отношений между объектами. 3.4 Построение схемы концептуальной модели. 4. Разработка логической структуры базы данных. 5. Реляционная модель. 6. Определение типов данных в заданном формате (структура таблиц; типы данных; ключевые элементы; внешние ключи) 7. Создание глобальной схемы связей. Поддержка целостности данных. 8. Запросы. Структура и назначение. SQL-запрос. 9. Проектирование форм. Структура и назначение существующих форм. 10. Структура отчетов. 11. Макросы. Назначение и алгоритм работы. 12. Структура главной кнопочной формы. 13. Руководство пользователя. 14. Заключение. 15. Список использованных источников 16.Графическое приложение. 16.1 Экранные формы проекта. 16.2 Отчёты. Проектирование информационной системы на основе базы данных. Проектирование информационной системы базы данных основывается на исследовании информации, циркулирующей внутри данной предметной области. Предметная область (ПО) – это совокупность объектов, процессов и связей между ними ( банк, завод, склад и т. д.). При обследовании ПО выполняется семантический анализ информации данной предметной области. Семантика – это смысловая сторона информации. Рассмотрим некоторые понятия, необходимые для описания исследуемой предметной области. Информационный объект(ИО) - источник информации. он может быть материальным ( цех, склад, документ …) и нематериальным ( факты, события, процессы, явления...). Информационный объект – это любая реальная или абстрактная сущность, о которой накапливается информация. Сведения об объектах могут поступать из различных сообщений и документов. Каждый объект характеризуется набором атрибутов. Атрибуты – это свойства, которыми обладает данный объект. Атрибут является простейшей неделимой единицей информации, которая отражает количественную или качественную характеристику объекта. Сведения об атрибутах получают на этапе предпроектного обследования. Здесь же учитываются ограничения и допущения. Состав атрибутов представляет собой структуру информационного объекта. Атрибуты, которые однозначно определяют каждый экземпляр объекта, являются ключевыми. По значению ключа можно отыскать нужный экземпляр объекта. Другие атрибуты объекта называются неключевыми или описательными. Ключ и описательные атрибуты находятся в функциональной зависимости. Ключ может быть простым и составным. Например в объекте «студент» будет составной ключ: номер_группы + номер_студента Информация в реляционных базах данных хранится в нескольких взаимосвязанных двумерных таблицах, в каждой из которых находится информация об одном объекте. Между всеми объектами, выявленными в предпроектном проектировании, надо установить типы связей. Связи могут быть «один – к - одному» ( 1:1), «один – ко - многим» ( 1:N), «многие – ко - многим» (N:N). Связь «один – к - одному» имеет место, когда каждому экземпляру одного объектного множества соответствует только один экземпляр другого объектного множества. Связь «один – ко - многим» имеет место, когда каждому экземпляру одного объектного множества соответствует несколько экземпляров другого объектного множества. Этот тип связи наиболее часто используется в концептуальной модели. Связь «один – ко - многим» имеет место, когда каждому экземпляру одного объектного множества соответствует несколько экземпляров другого объектного множества. И наоборот, каждому экземпляру второго объектного множества соответствует несколько экземпляров первого объектного множества. На основании выявленных связей строится концептуальная модель. Пример разработки информационной системы 1. Анализ предметной области. 1.1. Описание предметной области и функции решаемых задач. В качестве примера рассмотрим упрощённый вариант построения информационной системы для работы туристического агентства. Предметной областью автоматизации являются должностные функции менеджера по продажам путёвок. Сотрудники оформляют тур. путёвки и путёвки в санаторий для клиентов. 1.2 Перечень входных данных. Входную информацию делят на условно-постоянную, сохраняющую свои значения на длительный период времени, и, на постоянно меняющуюся оперативно-учётную. В результате обследования предметной области определены входные данные, необходимые для решения комплекса задач: Тур.путёвки, путёвки в санаторий, информация о клиентах, информация о странах. Поэтому при разработке базы данных, необходимо создать формы для ввода этой информации. Входная информация может быть представлена следующими документами:
Таблица 1. Входные данные по клиенту
Таблица 2. Входные данные по путёвкам
Примечание: по возможности входная информация представляется в графическом виде 1.3. Перечень выходных данных. Выходная информация представляется в виде отчётов.
Выходную информацию представим в виде отчётных форм: не оплаченные путёвки Клиенты № тура Оплата Стоимость Смирнов Д.А. Золотой песок Не оплачено 500 … … … … самый дешёвый тур Страна Начало Продолжитель № Название Транспорт Стои Колич тура ность тура тура тура мост ство 1.4. Ограничения предметной области. По рассматриваемой предметной области введём некоторые ограничения:
1.5. Взаимодействие с другими программами. Представленная информационная система должна выводить отчёты в текстовый редактор MS Word. Прайс-лист о путёвках может выводится в MS Excel. 2. Постановка задачи Разрабатываемая информационная система предназначена для структурированного хранения данных и вывода информации о турах по странам, путёвках туров, клиентах Разрабатываемая информационная система должна выполнять следующие функции:
3. Проектирование концептуальной модели 3.1 Выделение информационных объектов. Одним из первых объектов предметной области можно выделить «тур путёвки» и «путёвки в санаторий». Далее определяем, кто оформляет путёвки, для этого вводим объект «сотрудник». Путёвки покупаются клиентами ( объект «клиент»).Тур путёвки продаются в разные страны, отсюда объект «страна». Переезд в туристических путёвках осуществляется транспортом, поэтому возникает необходимость в объекте «транспорт». Клиентам необходимо представлять список санаториев, куда он может поехать (объект «санаторий» ). В санаториях выполняют лечение заболеваний (объект «заболевание»). Объект «оформление путёвки» является сложным, так как включает в себя несколько объектов: «клиенты», «путёвки», «сотрудники» 3.2 Определение атрибутов объектов. Рассмотрим атрибуты перечисленных объектов. Таблица 3. Атрибуты объектов
Необходимо проанализировать каждый атрибут на наличие взаимосвязей с другими реквизитами объекта. Реквизит приобретает смысл, только тогда, когда он связан с другими атрибутами, обладающими смысловым единством. 3.3 Определение отношений и мощности отношений между объектами. Рассмотрим взаимосвязи между объектами и мощности отношение и построим матрицу отношений. Страны ->Путёвки. «Страны» главный объект, а «путёвки» подчинённый объект. Тип связи «один ко многим». Так как в одну страну может быть несколько путёвок. Связь между этими объектами осуществляет атрибут «код_страны» Страны Путёвки 1:N Транспорт ->Путёвки. «Транспорт» главный объект, а «путёвки» подчинённый объект. Тип связи «один ко многим». Один транспорт может использоваться для переезда по нескольким путёвкам. Связь между этими объектами осуществляет атрибут «код_транспорта» Транспорт Путёвки 1:N ТурПутёвки ->ОформлениеПутёвки. «ТурПутёвки» главный объект, а «оформление путёвки» подчинённый объект. Тип связи «один ко многим». Один тур может быть оформлен несколько раз. Связь между этими объектами осуществляет атрибут «номер_тура» ТурПутёвки ОформлениеПутёвки 1:N И так описываются все отношения предметной области. Составим матрицу смежности для рассматриваемой предметной области. По строкам и столбцам записываем выделенные объекты предметной области. Если между объектами существуют отношения, то на пересечении строки и столбца ставится мощность отношения. Если объекты не взаимодействуют, то указывается 0. Таблица 4. Матрица смежности.
3.4 Построение схемы концептуальной модели. На основе полученных объектов, атрибутов объектов и отношений между ними, можно построить концептуальную модель. Часть 1 Оформление путёвки Код страны Название тура Код клиента ФИО Страны Начало тура Клиенты наименование страны Путёвки Продол тура № тура Сотрудники Код сотруд ФИО Код трансп оплата страны № путёвки Транспорт Вид трансп страны Рис 1. Концептуальная модель часть1 Оформление путёвки в санаторий Код клиента ФИО Код сотруд Заболевание Заболевание Клиенты Сотрудники Санаторий ФИО Путёвки в санаторий Код поступ санаторий Дата приб Санаторий оплата страны № путёвки адрес Рис 1. Концептуальная модель часть2 4. Разработка логической структуры базы данных. Логическая структура реляционной базы данных определяется совокупностью логически связанных реляционных таблиц. Логические связи соответствуют структурным связям между объектами в концептуальной модели, каждый объект в логической модели отображается соответствующей реляционной таблицей. Связи между таблицами осуществляются посредством общих атрибутов. Логическая структура реляционной базы данных имеет вид: Рис 3. Логическая структура реляционной базы 5. Реляционная модель. Вначале раздела приводится теоретическая информация о реляционной модели. Реляционная модель проектируемой базы данных: Клиенты (Код клиента, ФИО) Сотрудники ( Код сотрудника, ФИО, код фирмы) Внешний ключ: код фирмы Страны ( Код страны, название страны) Транспорт (код транспорта, вид транспорта) Путевки (№ тура, Код страны, Начало тура, Окончание тура, Код транспорта, Стоимость, Кол-во путевок) Внешний ключ: Код страны Внешний ключ: Код транспорта Оформление путёвки (№ путёвки, Код клиента, Код сотрудника, № тура, Оплата) Внешний ключ: Код клиента Внешний ключ: Код сотрудника Санаторий (санаторий, адрес, город) Заболевания (заболевание) Заболнвание_и_санаторий (санаторий, заболевание) Путёвки в санаторий (код поступления, санаторий, дата прибытия, продолжительность, кол-во путёвок) Внешний ключ: санаторий Оформление путёвки в санаторий (№ путёвки, код клиента, код сотрудника, код поступления, оплата) Внешний ключ: код клиента Внешний ключ: код сотрудника Внешний ключ: код поступления |
Методические указания предназначены для выполнения курсового проекта №1 по дисциплине «Архитектура гражданских и промышленных зданий... | Рассматриваются вопросы, связанные с условиями и порядком выполнения курсового проекта. Даны общие требования к курсовому проекту,... | ||
Методические указания предназначены для проведения практических занятий по дисциплине «Базы данных», для специальности ксиК | Методические указания предназначены для студентов четвёртого курса специальности 230401 Информационные системы (по отраслям) и составлены... | ||
Приведены варианты заданий и методические указания к выполнению курсового проекта | Пример выполнения пояснительной записки курсового проекта на тему: «Проект участка автомобильной дороги IV технической категории... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Проектирование функциональной подсистемы автоматизированной информационной системы экономического объекта | ||
Бедарева О. А., Быданова И. Г., Методические указания для выполнения курсового проекта по профессиональному модулю пм. 02. Ведение... | Целью данной работы является закрепление теоретических знаний в области управления трудовыми процессами, человеческими ресурсами... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |