СОДЕРЖАНИЕ
| С.
| 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………
| 4
| 1.1.Основная образовательная программа (определение) .………..……………………….……
| 4
| 1.2. Нормативные документы для разработки ООП………………………………………...……
| 4
| 1.3.Общая характеристика ООП…………………………………………………………….……..
| 4
| 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ООП……………………………………………………………………………………….………….
| 5
| 2.1. Область профессиональной деятельности выпускника……………………………………...
| 5
| 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника……………………………………..
| 5
| 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника………………………………………...
| 5
| 2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника……………………………………….
| 5
| 3.КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ООП, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ………………………………………………………………………………...
| 6
| 4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ООП……………………………………..
| 9
| 4.1. Календарный учебный график………………………………………………………………
| 10
| 4.2. Рабочий учебный план……………………………………………………………………........
| 10
| 4.3. Аннотация рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин и модулей………
| 10
| 4.4. Программы практик и организации научно-исследовательской работы студентов……….
| 10
| 5. АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ……………………………………………………...
| 11
| 6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ООП ПОДГОТОВКИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080200 «МЕНЕДЖМЕНТ»………………………………………………………………………………….
| 318
| 5.1. Кадровое обеспечение………………………………………………………………………….
| 318
| 5.2. Материально-техническое обеспечение………………………………………………………
| 318
| 5.3. Реализация компетентностного подхода……………………………………………………
| 319
| 5.4. Информационно-библиотечное обеспечение………………………………………………...
| 319
| 7. ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДЫ ВУЗА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ…………………………………………..
|
320
| 8. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ………………………………………………………………………
| 322
| 8.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации………………………………………………………………………………..
| 322
| 8.2. Итоговая аттестация выпускников ООП……………………………………………………...
| 322
| 9. ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ…………………………..
| 322
| ПРИЛОЖЕНИЯ
| 324
| Приложение 1. Календарный учебный график
|
| Приложение 2. Учебный план подготовки бакалавров
|
| Приложение 3. Матрица соответствия компетенций по направлению подготовки
|
| Приложение 4. Матрица активных и интерактивных форм проведения занятий
|
|
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основная образовательная программа (определение)
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая НГИЭИ по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» профиль «производственный менеджмент», представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную вузом с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования.
ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению и включает в себя:
а) рабочий учебный план;
б) рабочие программы дисциплин (модулей), учебных курсов, предметов;
в) программы учебной, производственной и преддипломной практик;
г) график учебного процесса;
д) методические материалы по реализации соответствующей образовательной технологии и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.
Нормативные документы для разработки ООП
Нормативную базу разработки ООП бакалавриата составляют:
- Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);
- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее - Типовое положение о вузе);
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 080200 – «Менеджмент» высшего профессионального образования (ВПО), квалификация (степень) бакалавра, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «20» мая 2010 г. № 544;
- Нормативно-методические документы Минобрнауки России;
- Нормативно-методические документы ГБОУ ВПО НГИЭИ;
- Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 года, № 27 (носит рекомендательный характер);
- Устав Нижегородского государственного инженерно-экономического института и др.
1.3. Общая характеристика основной образовательной программы ВПО
1.3.1. Цель ООП бакалавриата
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению «Менеджмент» имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.
В области воспитания ООП бакалавриата имеет своей целью развитие у студентов следующих личностных качеств: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникабельности, толерантности, способности к непрерывному обучению и совершенствованию профессионального мастерства.
В области обучения целями ООП являются:
удовлетворение потребностей общества и государства в фундаментально образованных и гармонически развитых специалистах, владеющих современными технологиями в области профессиональной деятельности;
удовлетворение потребности личности в овладении социальными и профессиональными компетенциями, позволяющими ей быть востребованной на рынке труда и в обществе, способной к социальной и профессиональной мобильности;
Конкретизация общей цели осуществлена содержанием последующих разделов ООП.
1.3.2. Срок освоения ООП бакалавриата
В соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), составляет 4 года.
1.3.3. Трудоемкость ООП бакалавриата
Трудоемкость освоения ООП составляет 240 зачетных единиц за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.
Объем учебной нагрузки обучающихся составляет 53,2 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, установленных вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимся.
Объем аудиторных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет 24,6 академических часов.
1.3.4. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП бакалавриата
Для освоения ООП бакалавриата по направлению «Менеджмент» абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, свидетельствующий об освоении содержания образования полной средней школы и наличия сформированных компетенций, включая, в том числе, знания базовых ценностей мировой культуры; владение государственным языком общения, понимание законов развития природы и общества; способность занимать активную гражданскую позицию и навыки самооценки.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ООП
Область профессиональной деятельности выпускника:
- организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления;
- органы государственного и муниципального управления;
- структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело.
2.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров:
- процессы управления организациями различных организационно-правовых форм;
- процессы государственного и муниципального управления.
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника:
Бакалавр по направлению подготовки 080200 Менеджмент готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- организационно-управленческая;
- информационно-аналитическая;
- предпринимательская.
2.4. Виды профессиональной деятельности выпускника:
Бакалавр по направлению подготовки 080200 Менеджмент должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- организационно-управленческая деятельность:
- участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой);
- участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;
- планирование деятельности организации и подразделений;
- формирование организационной и управленческой структуры организаций;
- организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;
- разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления);
- контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;
- мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;
- информационно-аналитическая деятельность:
- сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;
- построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;
- создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;
- оценка эффективности проектов;
- подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности.
- оценка эффективности управленческих решений;
- предпринимательская деятельность:
- разработка бизнес-планов создания нового бизнеса;
- организация предпринимательской деятельности.
3. КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ООП, ФОРМИРУЕМЫЕВ РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Результаты освоения ООП определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
3.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);
знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);
умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);
владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);
умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);
умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);
стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
способностью анализировать социально- значимые проблемы и процессы (ОК-13);
владеть одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность (ОК-14);
владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);
пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);
способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);
способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);
владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-21);
способностью придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22).
3.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
организационно-управленческая деятельность:
знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);
способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);
готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);
способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);
способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);
владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);
способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);
способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);
способностью участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);
способностью использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала (ПК-11);
способностью оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании (ПК-12);
способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);
владеть современными технологиями управления персоналом (ПК-14);
готовностью участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента (ПК-15);
способностью учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);
готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);
владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18);
способностью планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19);
владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20);
готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21);
знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22);
знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23);
способностью решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-24);
знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25);
информационно-аналитическая деятельность:
способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);
способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);
пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28);
способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);
знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);
умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);
способностью выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);
владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33);
владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);
умением моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов (ПК-35);
умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);
умением проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37);
способностью применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации (ПК-38);
владением навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации (ПК-39);
способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40);
способностью оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41);
способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42);
способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-43);
способностью обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования (ПК-44);
владеть техниками финансового планирования и прогнозирования (ПК-45);
пониманием роли финансовых рынков и институтов, способностью к анализу различных финансовых инструментов (ПК-46);
способностью проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47);
предпринимательская деятельность:
умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);
способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49);
способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).
В соответствии с Типовым положением о вузе и Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 08.05.00 «Бизнес-информатика» высшего профессионального образования содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется: учебным планом; рабочими программами учебных дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.
|