1. Цели и задачи дисциплины 1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом требований ГОС)
Цели изучения дисциплины:
формирование у студентов правильных представлений о правах человека как необходимом условии его свободы и равенства;
овладение знаниями о роли прав человека в обеспечении нормальной жизнедеятельности людей и общества в целом, в нравственном совершенствовании общества;
воспитание в духе подлинного уважения к человеку и его правам;
формирование культуры прав человека и практических навыков в их защите;
развитию умений эффективно использовать полученные знания в юридической практике, а также в процессе создания правового государства.
Задачи дисциплины:
- изучение природы и сущности прав человека, их генезиса, социальных, политических, философских, этических, религиозных предпосылок;
- исследование взаимодействия прав человека и государства;
- выявление причин появления новых «поколений» прав человека, их развития и обогащения;
- раскрытие структуры прав человека, определяемой спецификой сферы его деятельности;
- анализ правового статуса человека, особенностей взаимосвязи прав и обязанностей;
- формирование целостного представления о механизмах и процедурах защиты прав человека;
- характеристика конституционных, судебных, административно-правовых способов обеспечения прав человека;
- анализ особенностей правоохранительных механизмов в зарубежных странах;
- изучение системы международно-правовой защиты прав человека и ее взаимосвязи с региональными механизмами защиты прав человека.
- выработка навыков применения на практике норм международно-правовых актов, Конституции РФ, других нормативно-правовых актов, регулирующих механизм соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
В результате изучения дисциплины «Права человека» студент должен:
1) Знать:
-совокупность правовых норм, закрепляющих правовой статус участников правоотношений;
-правовой механизм обеспечения законности в сфере реализации основных прав и свобод человека и гражданина в различных сферах общественных отношений, в том числе в случае наличия правового спора (конфликта), а также при совершении правонарушений;
- предусмотренный законом порядок оформления, осуществления или защиты прав и свобод участников правоотношений;
- основные способы защиты прав и свобод участников правоотношений;
- правовые формы контроля, осуществляемые органами государственного управления за соблюдением законодательства субъектами различных видов деятельности (предпринимательской, производственной, банковской, страховой и т.д.);
- социальную и правовую сущность юридических запретов;
- понятие и признаки правомерного поведения участников общественных отношений;
- значение юридических санкций и мер правового принуждения в обеспечении реализации правовых норм;
- систему органов государственной власти и местного самоуправления, деятельность которых направлена на обеспечение соблюдения правовых предписаний и запретов
- понятие и признаки правовой дисциплины в различных сферах общественных отношений (финансовая дисциплина, договорная дисциплина, трудовая дисциплина и т.д.), характеризующая правомерное поведение участников правоотношений;
- юридическое понятие и содержание чести и достоинства личности, способы и приемы соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- способы и приемы соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- нормы международно-правовых актов, Конституции РФ, других нормативно-правовых актов, регулирующих механизм соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- основные положения, сущность и содержание основных понятий и категорий правовых дисциплин и правовых актов основополагающих отраслей и институтов права;
- основные термины и понятия, виды и методы проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов, положения действующего законодательства об экспертизе нормативных правовых актов и их проектов.
| 2) Уметь:
- анализировать действующие правовые нормы в зависимости от характера содержащегося в них правового предписания (запрет, дозволение, обязывание и т.п.);
- устанавливать форму реализации правовой нормы в исследуемом правоотношении (соблюдение, исполнение, использование);
- анализировать действующее законодательство с целью выявления обязательных правовых предписаний и механизмов, их обеспечивающих (юридическая ответственность, процессуальная форма реализации материальной нормы, меры пресечения и т.п.);
- характеризовать комплекс юридических средств воздействия на нарушителей правовых предписаний;
- определять компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих юрисдикционными полномочиями в сфере выявленного правонарушающего поведения субъекта правоотношения, а также при наличии правового спора (конфликта)
- определять признаки недобросовестного поведения участников правоотношений, разграничивать правомерное поведение и злоупотребление правом в сложившейся социальной ситуации;
разграничивать понятия прав и свобод человека и гражданина,
- применять в практической профессиональной деятельности законодательство, регламентирующее права и свобод личности;
-работать с различными источниками, в том числе регламентирующими права и свободы человека и гражданина;
- составлять суждения по правовым вопросам с позиции уважения чести и достоинства личности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с действующим законодательством;
- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов на предмет их соответствия Конституции РФ и иных нормативно-правовым актам, обладающим более высокой юридической силой, а также выявлять в них положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции;
-составлять суждение по результатам проведенной экспертизы с целью выявления положений законодательства, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
| 3) Владеть:
- навыком выявления правовых предписаний и запретов в действующем законодательстве;
- умением квалифицировать противоправное поведение субъектов правоотношений;
- обеспечивать соблюдение прав и законных интересов участников правоотношений с помощью средств правового воздействия;
- юридической терминологией;
- навыками работы с правовыми актами;
- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений;
- навыками профессионального общения и развития;
- навыками работы с нормативно-правовыми актами,
- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, принятия необходимых мер с целью обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- информацией о тенденциях мирового, регионального и внутригосударственного развития различных процессов, оказывающих влияние на становление и развитие правозащитного механизма;
- навыками аналитического исследования международных правовых актов и иных документов в области защиты прав человека;
-навыками работы с международными и российскими нормативно-правовыми актами, устанавливающими механизм защиты прав и свобод человека и гражданина;
- навыками анализа нормативно-правовых актов с целью выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
- навыками проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
- способностью мобильно повышать свой профессиональный уровень для решения поставленной задачи.
| У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) бакалавра юриспруденции:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека (ПК-9);
- готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14).
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Теория государства и права. Тема: Право и личность.
История политических и правовых учений. Разделы: Политическая и правовая мысль в России в Х1Х-ХХ вв. Политические и правовые учения в Западной Европе в Х1Х- ХХ вв.
Конституционное право. Темы: Конституционные основы правового статуса личности. Конституционные права человека и гражданина, обязанности и гарантии реализации. Механизмы защиты прав человека в конституционном праве.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Темы: Основы правового положения личности. Высшие представительные, исполнительные и судебные органы государственной власти в зарубежных государствах.
Международное право. Темы: Право международных организаций. Организация Объединенных Наций. Права человека в международном праве.
Адвокатура – организация и практика деятельности. Темы: Конституционная основа адвокатуры и ее роль в становлении правового государства и укреплении гражданского общества в России. Деятельность адвоката в Конституционном Суде.
Парламентское право. Темы: Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ. Взаимодействие Федерального Собрания РФ и его палат с другими органами государственной власти. Парламентский контроль.
Исполнительная власть. Тема:
Способы защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти.
| Парламентское право. Темы:
Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ. Взаимодействие Федерального Собрания РФ и его палат с другими органами государственной власти. Парламентский контроль.
Исполнительная власть. Тема:
Способы защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти.
Актуальные проблемы конституционного права РФ. Тема: Права и свободы человека в России.
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| «Сократовский диалог» (состоит в последовательной постановке вопросов, подводящих студента к определенному правильному утверждению, что позволяет научить студента грамотно задавать вопросы и составлять алгоритм диалога; вопросы могут задавать студенты в рамках работы малых групп.
| СД
| Творческие задания (используются для активизации познавательной деятельности студентов на семинарских занятиях. Они могут применяться как в индивидуальном порядке, так и при работе в малых группах. Данный метод требует от участников творческого воспроизведения информации, здесь никогда не бывает одного правильного ответа).
| ТЗ
| Мозговой штурм (задача интерактивного метода «мозговой штурм» состоит в активизации мыслительной деятельности студентов путем постановки вопроса, который отличается поливариантностью ответов. Преимущества этого метода состоят в вовлечении в работу всех студентов группы с различным уровнем подготовки и активности, а также в структуризации изученного материала)
| МШ
| Работа в малых группах (Работа в малых группах предполагает решение определенных образовательных задач в рамках небольших групп с последующим обсуждением полученных результатов. Этот метод развивает навыки сотрудничества, достижения компромиссного решения, аналитические способности. Он предусматривает распределение в рамках группы ролей: ведущего (организатор работы группы), секретаря (записывает результаты обсуждения), докладчика (представляет результаты коллективного анализа проблемы). Смысл работы в малых группах заключается не только в том, чтобы сформулировать решение какой-либо задачи, но и объективно оценить как свою работу, так и результаты работы других групп. Результаты работы групп можно оценивать по выработанной заранее шкале баллов).
| Рмг
| Деловая игра – это имитационное моделирование профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем. Основная цель проведения игры - дать студентам практику принятия решений в условиях, максимально приближенным к реальным. Игра позволяет моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.
| ДИ
| Реферативное задание – письменная исследовательская работа, направленная на освоение определенной темы при использовании научных источников
| РЗ
| Доклад по теме НИР - исследовательская работа, направленная на освоение определенной темы при использовании научных источников с последующим представлением ее на практическом задании
| Д НИР
| Опрос – ответы на поставленные по теме практического занятия вопросы
| УО
| Презентация – представление студентом в мультимедийной форме ответа на поставленный вопрос
| П
| Эссе – индивидуальная письменная исследовательская работа, направленная на изучение определенной темы, при использовании научных источников с авторской позицией
| ЭС
| Компетентностно-ориентированные задания – индивидуальные задания, направленные на освоение определенной компетенции
| КОЗ
| |