Конспект урока "Семейный бюджет"


Скачать 93.34 Kb.
НазваниеКонспект урока "Семейный бюджет"
ТипУрок
filling-form.ru > Туризм > Урок
Конспект урока "Семейный бюджет"

выполнила: Кузнецова А.А., учитель истории и обществознания,

МБОУ "Лицей №2"

Цель урока: рассмотреть различные источники доходов семьи,

объяснить причины различий размеров доходов у разных семей; рассмотреть направления расходов семьи и объяснить, что принятие решений о покупках зависит от многих

факторов; рассмотреть соотношение доходов и расходов и объяснить последствия их неравенства или равенства.

Задачи:

  • Обучающая: познакомить учащихся с понятием доход, расход,  бюджет, их видами, структурой семейного бюджета, с основой домашней бухгалтерии, показать практическое применение при решении задач.

  • Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, логического мышления и навыков составления семейного бюджета, умения анализировать информацию, обучение навыкам аргументации выводов.

  • Воспитательная: формировать навыки самостоятельности, аккуратности, умения работать в команде.

Основные понятия:  доходы семьи,  расходы семьи, налоги, бюджет, виды бюджета.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: выделять основные статьи доходов и расходов семьи; составлять бюджет семьи и определять вид бюджета

Метапредметные результаты

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Осознавать важность потребностей развития своего внутреннего мира и необходимость расходов на эти потребности

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД: - организация работы по обобщению информации, обучение умению анализировать представленный материал.

 перечислять основные статьи доходов и расходов семьи; составлять бюджет семьи и определять вид бюджета (используя условный пример).

Тип урока: урок обретения новых знаний

Форма проведения:  Игра с использованием презентации, работа по группам.

Оснащение: компьютер, проектор, проекционная доска, презентация “Семейный бюджет”, карточки с заданиями для практической работы, опорный конспект.

Методы обучения:

по типу (характеру) познавательной деятельности: исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности: репродуктивные и проблемно-поисковые методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя

План занятия:

1. Организационный этап.

2. Мотивация

3. Актуализация знаний

4. Выдвижение проблемы «Почему надо планировать семейный бюджет?»

5. Целеполагание

6. Первичное усвоение новых знаний.

7. Первичная проверка понимания

8. Первичное закрепление.

9. Рефлексия

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Ход урока:

1. Организационный этап. Добрый день, ребята! Садитесь! Проверьте свою готовность на урок.

2. Сегодняшнее занятие хочется начать со слов немецкого писателя Бертольда Авербаха. (Слайд № 1): "Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость,  а умело расходовать – искусство".

Чему посвящены эти слова? (экономии денег)

3. А откуда берутся деньги? (зарабатывают)

А где вы берете деньги? (у родителей, родственников)

Смогли бы вы и ваша семья в настоящее время прожить без денег? (нет) А почему?

А для чего вам нужны деньги? (для удовлетворения потребностей).

Молодцы! Какая тема сегодняшнего занятия? (семейный бюджет) (Слайд № 2)

4. Проблема нашего урока: «Почему надо планировать семейный бюджет?» (Слайд № 3)

О чем мы сегодня с вами тогда будем говорить? (о деньгах, и о том, какую роль они играют в бюджете семьи).

5. Давайте запишем тему нашего урока: "Семейный бюджет". Какую цель мы можем поставить на урок? Какой план? Запишем: 1. Доходы семьи; 2. Расходы семьи; 3. Бюджет семьи. (Слайд № 4)

6. Прежде чем приступить к самому понятию бюджет семьи, давайте проведем мозговой штурм (слайд №5), а после вспомним, что такое бюджет и из чего он складывается. Бюджет состоит из доходов и расходов. Давайте обратим внимание на доску и выполним задание. (Слайд № 6). Вам необходимо соотнести виды работ и виды заработной платы (работа с интерактивной доской). Молодцы! Итак, давайте запишем: (Слайд №7) Доход - деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или какого-нибудь рода деятельности. Существуют и непостоянные, разовые доходы. К ним можно отнести наследство, бонусы, премии и другие. Но доходы бывают не только денежными. Наверно вам приходилось получать подарки или выигрывать в тире мягкую игрушку. Это тоже будет относиться к доходам семьи. Как мы уже сказали – доходы необходимы для удовлетворения различных потребностей членов семьи. Назовите эти потребности. (Предполагаемый ответ: биологические, духовные и социальные). Молодцы! А теперь, поработаем в группах. У каждой группы на столе есть конверт. Необходимо решить первую задачу (приложение №1) на скорость.

Задача

Часть доходов семьи идёт на покупку товаров, четверть оставшейся суммы расходуется на оплату услуг. Оставшаяся часть идёт на сбережения, которые составляют 1/4 часть дохода. Какая часть дохода идёт на покупку товаров? (2/4 дохода). Молодцы! (Слайд №8).

Приобретая всё необходимое для удовлетворения потребностей, у любой семьи появляются расходы. Итак, мы перешли ко второму пункту нашего плана. Попробуйте сформулировать определение самостоятельно, используя распечатку из учебника. (Слайд №9). (Расходы – это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи). Давайте вновь вернемся к конверту и решим вторую задачу (приложение №2): (Слайд №10). Гражданин N покупает только молоко, пряники и книги. Каждый месяц он выпивает 30 л молока, съедает 30 кг пряников и прочитывает 15 книг.




1-й год

2-год




Цена, р

Стоимость покупок за год, р

Цена, р

Стоимость покупок за год, р

Пряники

150




160




Книги

300




280




Молоко

30




40




Итого

-




-




Молодцы! (Группа победителей заполняет таблицу на доске).

Как и доходы, расходы тоже будут делиться на постоянные и непостоянные. Кто может предположить какие расходы к чему относятся? Напишите на доске. (Слайд №11). К постоянным расходам мы отнесем расходы на питание, одежду и обувь, оплату коммунальных платежей и услуг связи, транспортные расходы (на содержание личного транспорта или покупку проездных билетов). (Слайд №12). Давайте попробуем заполнить схему. Для этого, возьмите из конверта приложение №3. Вам необходимо вписать в овал и прямоугольники следующие понятия: товары текущего потребления, пенсия, премия, зарплата, услуги, стипендия, товары длительного пользования, пособия, бюджет, сбережения. (Слайд №13).(работа с интерактивной доской).

Ребята, существует особый вид постоянных расходов – это налоги. (Слайд №14). Налоги – это обязательные платежи государству с доходов или собственности. В российской семье, как правило, существуют следующие расходы на налоги: подоходный налог в размере 13% от получаемого дохода, налог на имущество, транспортный налог (если у вас есть личный автомобиль). Другие расходы семьи не носят регулярного характера или являются временными. Это расходы на аренду жилья, покупку предметов домашнего обихода, медицину, образование (иногда это сезонный расход), досуг, отдых, покупку предметов роскоши и так далее. (Слайд №15). Возьмите из конверта приложение №4. Решите задачу. Человек хочет сдать квартиру за 25 тыс. р. в месяц. На какую сумму в этом случае увеличится его годовой бюджет, если подоходный налог составляет 13%? (Слайд №16).

Итак, зная, какие бывают доходы и расходы семьи, мы с вами подошли к третьему пункту плана нашего урока – бюджет. Для чего он нужен? Бюджет – это роспись доходов и расходов за определенный период. Бюджет семьи – это финансовый план семьи, составляющий доходы и расходы семьи за определенный период времени (месяц, год).

Составляется он для того, чтобы знать, сколько было доходов и расходов у семьи за определенный срок. И на основе полученных данных можно делать выводы, экономно ли живет семья.

Итак, давайте с вами рассмотрим, какие бывают виды бюджета. На одну чашу весов мы положим доходы, а на другую – расходы семьи.

Первый случай, если доходы больше расходов, то такой бюджет называется избыточным. (Слайд №17). А что мы будем делать с излишком денег? (Предполагаемый ответ: положим в банк, в копилку). Второй случай, если доходы меньше расходов, то такой бюджет называется дефицитным. (Слайд №18). А что мы будем делать, если нам не хватило денег до зарплаты? (Предполагаемый ответ: возьмем кредит в банке, достанем деньги из копилки). Действительно, если денег не хватает, то их берут в долг или используют предыдущие накопления. Но самое главное, стоит пересмотреть потребности семьи, возможно, следует от чего-то отказаться.

Третий случай, если доходы равны расходам, то такой бюджет называется сбалансированным (от слова «баланс», что значит равенство). (Слайд №19).

Давайте посмотрим на примере, как составляется бюджет семьи.

7. Посмотрите на доску, перед вами семья Ивановых (Слайд №20), членами которой являются дедушка и бабушки пенсионного возраста, работающие мама и папа, сын-студент, дочь-старшеклассница и маленький ребенок. Из чего состоят доходы семьи Ивановых? (доходы семьи состоят из заработных плат, пенсий, пособий, стипендии, премии и банковского начисления по вкладу за предыдущий год). Рассмотрим следующую семью – Кузнецовых. Какой вид бюджета получился у этой семьи? Что им необходимо сделать, чтобы нормализовать ситуацию? (Слайд №21). Следующая семья (слайд 22) Петровых. Какой вид бюджета получился у этой семьи? Куда можно потратить тогда им избыточные деньги? И последняя семья Климовых (Слайд № 23). Какой вид бюджета получился у этой семьи?

Итак, повторим. Для этого, разобьемся на пары. Задача 1 варианта написать на листочке из чего состоят расходы. задача 2 варианта написать из чего состоят доходы. У вас есть минутка для выполнения задания, после чего вы меняетесь листочками и оцениваете деятельность своего соседа. Если у Вас появятся вопросы - обращайтесь ко мне. Динамическая пауза:

А сейчас немного разомнемся.

Я вам буду называть виды доходов и расходов. Если я называю доходы – вы похлопайте, а если расходы – потопайте. Начинаем.

1. ЗП папы 50 000 тыс. рублей.

2. Оплата коммунальных услуг.

3. Плата за обучение дочери.

4. Накопления в банке.

5. Покупка одежды.

6. Оплата мобильной связи.

7. Пенсия бабушки.

8. Похлопайте сами себе!

Молодцы, закончили. Мы продолжаем.

8. Практическое задание. Возьмите приложение №5.(слайд 24) Заполните его в группах.

Сейчас, я проверю, как вы выполните задание по составлению бюджета семьи.

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с важнейшими элементами семейной экономики – видами доходов и расходов семьи, научились составлять семейный бюджет, определять его вид и делать выводы. Надеюсь, что вы поняли, как важно составлять бюджет, и теперь будете помогать родителям в его разработке и анализе.

9. Рефлексия. (Слайд 25)

Метод «Фишбоун» (рыбья кость). (возьмите в руки конверт и вытащите оттуда последний лист - приложение №6). Ребята, наша задача заполнить схему, которая будет иметь определенные правила составления: схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу. Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

(Обучающиеся систематизируют новый материал - рисуют рыбью кость из ключевых понятий темы и представляют ее. Дают символическую оценку своей работе на занятии).

Обратите внимание на доску. Сайт вашифинансы.рф является проектом Министерства финансов Российской Федерации. Там вы найдете много полезной информации как для себя, так и для ваших родителей. Сейчас мы с вами попробуем решить тест. (слайд 26).

10. Домашнее задание (слайд 27)

Дома вам необходимо будет попробовать рассчитать каждому бюджет своей семьи. Для этого, вам необходимо заполнить таблицу. Для этого, 1) посчитайте доходы (расписывая их виды); 2) определите расходы семьи;3) внесите данные в таблицу. Показатели доходов вашей семьи могут быть условны, их можно описать приблизительно. Для того чтобы выполнить задание Вам необходимо заполнить таблицу. На следующем занятии мы посмотрим, что у вас получилось.

Похожие:

Конспект урока \"Семейный бюджет\" iconПлан-конспект урока тема урока: " Брейн-ринг по информатике"
Рассказывает этапы проведения урока-игры, основные моменты и оценку результатов проведения

Конспект урока \"Семейный бюджет\" iconУрока: «Горизонты гибридизации» Имя урока
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»

Конспект урока \"Семейный бюджет\" iconКонспект урока Тема: Задача и загадка
Краткое описание: Технология построения урока – проблемно-диалогическая. Урок предполагает работу в парах

Конспект урока \"Семейный бюджет\" iconПлан-конспект урока. Предмет. Иностранный язык (английский)
Цель: обучающиеся смогутнастроиться на эффективную работу, сравнить представленные изображения и на основе полученных выводов сконструировать...

Конспект урока \"Семейный бюджет\" iconПлан-конспект урока Ф. И. О. Юнева Елена Ивановна Место работы моу...
Цель урока: создать условия для формирования умения учащихся различать наклонения

Конспект урока \"Семейный бюджет\" iconУрока для 8-9 классов Тема урока “«Бюджет семьи и бережное потребление»
Способствовать формированию мотивации бережного отношения к семейному бюджету, основываясь на понимании разумного потребления

Конспект урока \"Семейный бюджет\" iconПлан-конспект урока на тему: «Соли»
...

Конспект урока \"Семейный бюджет\" iconКонспект открытого урока письмо и развитие речи и сбо тема урока....
Развивать коммуникативные ууд на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи

Конспект урока \"Семейный бюджет\" iconКонспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая...
Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево»

Конспект урока \"Семейный бюджет\" iconКосякова Марина Николаевна, учитель начальных классов моу сош №4...
Цель урока: познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений, правилами написания письма

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск