ПРОЕКТ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ
«СОДЕЙСТВИЕ ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
И РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Технологическая карта урока для 8-9 классов Тема урока “«Бюджет семьи и бережное потребление»
I Дидактическая основа урока
Цель
|
Способствовать формированию мотивации бережного отношения к семейному бюджету, основываясь на понимании разумного потребления
| Задачи
|
опираясь на знания обучающихся из учебных курсов “Экономика” и “Обществознание” и их жизненный опыт, закрепить понимание структуры семейного бюджета (с привлечением новой терминологии)
объяснить принципы и необходимость планирования и оптимизации семейного бюджета
закрепить актуализированные и вновь приобретенные знания в процессе практикума
| Форма занятия
|
комбинированный урок (актуализация прежних знаний+изучение нового материала+практикум в малых группах)
| Хронометраж
|
Оргмомент – 5 минут, слайд№1
Бюджет=15 минут, слайды №№2-5
Структура бюджета (доходная часть+расходня часть)=15 минут, слайды №№ 6-11
Планирование и оптимизация бюджета- 10 минут, слайды №№ 12-13
Практикум =30 мин. (включая оценочные комментарии учителя), слайды №№ 14-18
----------------------------------------------------
продолжительность урока=45+30 минут,1 час 15 минут (“спаренный“ урок)
| Оснащение
| маркерная доска/флипчарт, маркеры;
мультимедийный проектор
презентация
Возможно дополнительно: 1 персональный компьютер/ноутбук на каждую Группу (заранее “закачать” прилагаемую Презентацию, задания для групп в электронном виде)
| Раздаточный материал
|
карточки с заданиями для групп
карточки с нумерацией групп
таблицы для заполнения
раздаточный материал для родителей: анкета опросник. Не содержит вопросов по персональным данным; предполагает анонимность . При желании учитель может запросить Анкеты для обработки и аналитики и продолжить работу ао финансовой грамотности за рамками Недели финансовой грамотности для детей и молодежи.
| Формы и методы контроля
| фронтальный и индивидуальный устный контроль (беседа с классом по терминологии; вызов к доске для заполнения “лакун” в схемах)
письменный итоговый контроль (выполнение групповых заданий)
устный итоговый контроль (представление итогов работы групп в устной форме и оценочные комментарии учителя)
| Методические рекомендации
| 1. Данная разработка предназначена для учителей-предметников разного профиля и классных руководителей. Подробный раздел “Содержание” позволит практически любому учителю-предметнику и классному руководителю провести урок на высоком уровне.
2. Урок предполагается “спаренным”, можно предусмотреть пятиминутную разминку =отдых перед завершающей практической частью урока.
3. Урок может быть “открытым”: в качестве одной из соревнующихся групп можно пригласить родителей /педагогов.
4. В зависимости от особенностей региона учителя могут внести коррективы в материалы урока и практикума (например, суммы дохода каждой семьи).
5. Рекомендуемая наполняемость рабочих групп: 6 человек. При необходимости учитель может добавить карточки в случае большего количества групп.
6. В случае увеличения количества групп следует учитывать и увеличение времени на практикум и “мозговые штурмы”.
7. На слайдах №№ 5, 9, 10 презентации есть значки – знак вопроса в зеленом круге. Наличие таких маркеров означат необходимость “мозгового штурма”, по результатам которого группам могут быть начислены баллы (в случае, если учитель решит ввести соревновательный момент в урок).
8. Условия поощрения групп баллами (в случае соревнования) определеяет учитель и объявляет школьникам в начале урока.
|
II. Пошаговый сценарий (содержание) урока 1. Организационный момент. 5 минут.
После приветствия учитель может начать работу с классом с двух последовательных шагов:
формирование групп (предлагаем “базовый вариант” - 4 группы)
объяснение актуальности темы (на доске - Слайд1) и
необходимость делать записи в процессе зянятия, т.к. эти записи понадобятся для закрепления материала в процессе практикума.
Учитель говорит несколько слов о Неделе финансовой грамотности для детей и молодежи:
В рамках Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в нашей стране с 10.04.2017 по 16.04.2017 года проходит третья Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодёжи. одна из тем Недели - Бережное потребление и сбережение. Именно поэтому мы сегодня будем говорить о семейном бюджете и способах сбережения финансовых поступлений в бюджет каждой семьи. 2. Блок “Бюджет”, слайды №№ 2-5, 15 минут. Учитель: на доске вы видите слово “Бюджет” (слайд№2). Скажите, какое наиболее распространенное понимание этого термина мы часто встречаем?
Как правило, ученики отвечают, что чаще всего бюджет понимается, как совокупность доходов и расходов.
Примечание: если будет ответ с учетом “планирования”, то отталкиваемся от правильного ответа и просим ученика пояснить свой ответ. Если полного ответа нет, то учитель продолжает – переход к Слайду №3
Учитель : Все верно, но это упрощенное понимание, которое часто ограничивает нас, не нацеливает на управление бюджетом, на планирование наших доходов и расходов. Давайте выясним, что же такое семейный бюджет: предлагаю детально разобрать приведенную формулировку.
Итак, семейный бюджет , в первую очередь, это финансовый план на определенный период, смета, включающая доходы и расходы семьи. Например, на меся, квартал, год. План может быть и более долгосрочным, но составить его будет труднее. Как вы думаете, почему?
Предполагаемые ответы: наличие-отсутствие работы. изменение состава семьи, финансовый кризис, непредвиденные расходы или доходы.
Учитель: все верно, на любой наш план влияют внешние и внутренние факторы, всегда есть риски. Значит ли это, что не стоит планировать бюджет? Нет. Прежде, чем мы перейдем к детальному рассмотрению структуры доходов и расходов семьи, давайте определим, какие виды бюджета существуют Слайд №4.
Учитель: Вам часто приходилось слышать выражение:”Живем от зарплаты до зарплаты”? Да, к сожалению это очень распространенное явление. Посмотрите на слайд и найдите формулу бюджета, которая соответствует этому выражению.
Все верно, это формула (учитель пишет маркером на доске) Д=Р, такой бюджет называется сбалансированным. Но что плохого в балансе, ведь это равновесие, равенство доходов и расходов?
В ходе беседы выясняем, что любое внешнее или “внутреннее” изменение ситуации может нарушить баланс бюджета и ситуация меняется. Например, при благоприятных обстоятельствах – так.
Учитель маркером пишет на доске: Д больше Р.
Учитель: Итак, во второй формуле , самой привлекательной для каждой семьи , Доход больше расхода. Как называется такой вид бюджета?
-Профицитный (записываем в тетрадь). Учитель записывает слово “профицитный” на доске.
Учитель: к сожалению, часто баланс нарушается негативными факторами. Назовите, что может повлиять на превышение расходов над доходами? Возможные ответы: финансовый кризис, увольнение с работы, болезнь члена семьи и пр.
Учитель пишет третью формулу: Д меньше Р.
Учитель: самый нежелательный, но очень распространенный вид бюджета: доход меньше расхода. Как называется этот вид бюджета?
-Дефицитный.
-Дефицитный (записываем в тетрадь). Учитель записывает слово “дефицитный” на доске.
Учитель: давайте повторим: дефицитный- расход больше дохода, сбалансированный – доход равен расходу; профицитный – доход больше расхода.
Какой вид бюджета для каждого из нас самый привлекательный? Конечно, вы правы: профицитный.
Самый главный вопрос: как достичь столь привлекательного для нас бюджета. Есть мнения? Возможные ответы: планировать, экономить. Учитель: все верно. а теперь посмотрите на Слайд №5 и скажите, что нового мы видим в этой структуре бюджета? Верно, слово “сбережения”. О необходимости сбережений знает каждый, но кто из вас сможет объяснить логику взаимосвязей на схеме? Работаем в группах: “мозговой штурм”. Каждой группе – 2 минуты на размышления и 1 минута на ответ.
Учащиеся работают в группах и представители каждой группы поясняют взимосвязи , указанные стрелками на схеме.
Примечание: желательно, чтобы это делалось у доски, с указкой , по схеме на Слайде № 5.
Учитель (подводит итог, также пользуясь указкой и схемой Слайда №5): итак, взаимосвязь доходов и сбережений очевидна и проста: откладывая часть доходов, семья может планировать и формировать накопления. А вот как расходы могут увеличивать накопления? во-первых, создание накоплений тоже прямой расход; во-вторых, если расходы оптимизировать, т.е. научиться ими управлять, оптимизировать, то сэкономленные деньги могут пополнить наш “резервный фонд”; в-третьих, если мы расходуем, вкладываем деньги в удачные инвестиции (депозит под хороший процент в надежном банке, вложения в бизнес и т.д.) , то эти инвестиционные проекты приносят доход и опять же, могут пополнять резервный фонд семьи. 3. Блок “Доходы и расходы”, 15 минут, слайды №№ 6-11
Учитель: для того, чтобы научиться планировать и оптимизировать семейный бюджет, необходимо знать структуру его составляющих: доходов и расходов. Начнем с доходной статьи бюджета.
На Слайде вы видите основные статьи дохода семейного бюджета. Слайд №6.
Учитель предлагает представителю каждой группы прочитать вслух основные статьи доходов и разобрать наиболее сложные термины.
Дивиденды – доходы от акций, которыми владеет акционер;
депозит - деньги или ценные бумаги, вносимые в кредитное учреждение для хранения или со специальной целью.
Что же может подразумеваться под возвратом налога, если налог (по определению) обязательный, принудительный, безвозмездный платеж, взимаемый государством? Скорее всего, речь идет о так называемом “налоговом вычете”. Налоговый вычет это уменьшениее налогооблагаемой базы – важной статьи расходной части бюджета, обязательного и первоочередного платежа. Налоговый вычет - это сумма, которая уменьшает размер дохода, с которого взимается налог. В этом случае сумма вычета уменьшает так называемую налогооблагаемую базу, то есть ту сумму дохода, с которой должен быть уплачен налог (например: имущественный налоговый вычет при продаже имущества). Для того, чтобы получить право на налоговый вычет, каждый гражданин должен выполнять два правила: быть добросовестным налогоплательщиком и работать за “белую” зарплату. Иными словами, человек должен работать легально (законно ). Учитель: первым признаком легальной работы является заключение трудового договора.
Слайд №7. На слайде – образец Трудового договора. По Трудовому законодательству вы можете работать по Трудовому договору с 14 лет и распоряжаться своими доходами, своей заработной платой. Особенности труда несовершеннолетних изложены в Трудовом Кодексе РФ. Обратите внимание, что в Трудовом договоре есть обязанность Работодателя о необходимых социальных выплатах и их гарантиях. “Белая” зарплата по Трудовому договору обеспечивает гарантии социального страхования, формирование будующей пенсии, медицинское страхование. Слайд №8. Учитель: на слайде вы видите сравнение “белой” и бело-серой зарплат. Иногда работодатель занижает зарплату в Трудовом договоре, а остальную часть выплачивает в конверте. Как вы думаете, почему люди на это соглашаются и какие последстсвия имеет для работника такой вариант зарплаты?
Примечание: обсуждение “белой2 и “серой” зарплат очень важный воспитательный акцент урока, не стоит экономить на этом время. Важным показателем обсуждения может быть факт, когда учащиеся сами (при помощи учителя) придуйт к выводу о “закольцованности” процесса:
1. Граждане , соглашаясь на “серую “зарплату, считают, что государство “не обеднеет”, если недополучит в бюджет определеныые выплаты от конктретного работника – это же такая мелочь.
2. Недоплачивая в бюджет государства , граждане сокращают доходную часть государственного бюджета.
3. Сокращая доходную часть государственного бюджета, граждане сокращают возможности финансирования государством социально сферы: медицина, образование, культура, поддержка социально незащищенных слоев населения, олодых семей, пожилых людей, инвалидов и т.д.
4. Суммы “серой “ зарплаты не участвуют в формировании накопительной части пенсии самого гражданина.
5. возможность кредитования зависит от официального дохода, либо будет увеличена процентная ставка по кредиту.
6. Социальные выплаты производятся только на основании “белой” зарплаты.
суммы серой зарплаты не будут участвовать в формировании накопительной пенсии;
возможность гражданина взять кредит будет ограничена его официальной
“серые” зарплаты – незаконная форма оплаты труда.
Учитель: пытаясь обмануть государство, “серой” зарплатой, уходом от налогов и социальных платежей, и работодатель, и работник обманывают сами себя, свои семьи. Учитель: мы с вами выяснили, что доходная часть семейного бюджета имеет разные источники: это и добрососвестный труд, и социальные выплаты, стипендии, пенсии, пособия, доходы от имущества, дивиденды, депозиты и многое другое. Настало время поговорить о расходах. Слайд №9. Учитель: на слайде вы видите распределение наших расходов по степени важности. Я предлагаю каждой группе привести по одному примеру на каждый из четырех видов расходов.
Учитель на доске рисует маркером 4 столбца : обязательные расходы, желательные расходы, лишние расходы, статусные расходы и записывает ответы учащихся.
Затем учитель разбирает верные и неверные примеры вместе с учениками и в итоге должен дать верный вариант для записей в тетрадях:
обязательные: налоги, кредиты и займы, коммунальные платежи, аренда, питание, лекарства.
желательные: хозяйственные нужды, одежда, дополнительное образование, развлечения, интернет, мобильная связь, хобби, отдых и др.
статусные: дорогие автомобили, брендовая одежда , антиквариат и пр.
лишние( то, без чего можно обойтись или то, что вредит здоровью): табак, алкоголь (включая пиво); бездумные покупки в интернете; вредная еда и др.
Учитель: наши расходы подразделяются еще и по такому критерию, как периодичность. Слайд № 10. Давайте вместе заполним таблицу на доске, но каждая группа не повторяет пример предыдущей. На доске учитель заполняет 4 столбца по ответам учеников: Регулярные, Переменные, Сезонные, Непредвиденные.
В итоге после обсуждения для записи в тетради должно получитсься следующее6
Регулярные расходы: продукты, налоги, услуги ЖКХ идр.
Переменные: одежда, обувь, косметика, бытовая техника и др.
Сезонные: расходы на приусабный участок, заготовки-консервация, подготовка к школе и др.
Непредвиденные: внезапная тяжелая болезнь, срочный ремонт техники, ликвидация последствий стихийного бедствия или аварии и др.
4. Блок “Планирование и оптимизация семейного бюджета”, 10 минут, слайды 11-13
Учитель: таким образом, мы видим, что тщательно анализируя каждую статью расходов, мы можем спланировать и существенно сократить их – это и называется оптимизация. Слайд № 11. Каким образом мы можем оптимизировать семейный бюджет нам предстоит выяснить. Учитель: вы видите на слайде таблицу – слайд №12. Обычно многие начинают планировать семейный бюджет именно с такой простой таблицы. Основываясь на сегодняшнем материале, подумайте, что нужно добавить в эту таблицу, чтобы вести не только учет доходов и расходов, но и анализировать их и оптимизировать?
в результате беседы учитель и ученики приходят к выводу о том, что графу “доходы”надо подразделить на две: источники дохода и сумма дохода, а графу “расходы” разделить на расходы по категориям (обязательные, срочные, нежелательные и т.д.). Учитель: перед нами на слайде – Слайд №13 – некоторые способы оптимизации семейного бюджета и интересное название: “Финансовая подушка безопасности”. Давайте “расшифруем” все, что зашифровано на слайде.
Итак.
Какие способы оптимизации бюджета вы видите?
-Планирование бюджета , учет доходов и расходов – две таблички.
-цветные конверты – разложить суммы на обязательные расходы, сделать “неприкосновенный запас”до момента необходимых выплат;
-конверт в нижнем левом углу: предлагаем собирать все чеки за покупки (их можно разделить на несколько частей: за продукты, за иные расходы и покупки) и квитанции – сохраняем все квитанции за услуги (жкх, химчистка, ремонт автомобиля и пр.). Для чего это нужно?
-для налоговых вычетов;
-для анализа лишних расходов; для определения четкой суммы ежемесячных обязательных расходов и пр. И, наконец, важный вопрос: что такое “финансовая подушка безопасности”? Понятно, что это наши накопления, резерв на непредвиденные расходы. Какая сумма должны “лежать” в нашей подушке ? Экономисты считают, что кратная , как миниммум 3 средним зарплатам семьи , но лучше – 6.
Как вы думаете, у многих семей есть подобная “финансовая подушка безопасти”? Нет? Почему?
Действительно, многие считают, что при небольших доходах управлять семейным бюджетом невозможно. Но мы с вами сегодня попытаемся применить все, что узнали, на практике и попробуем немного “поуправлять”семейным бюджетом. 5. Блок “Практическое занятие , слайды 14-18, 30 минут.
Учитель раздает каждой группе Карточку группы (слайд 15, распечатанную Таблицу бюджета (Слайд 16) и объясняет задание:
каждой группе необходимо заполнить главные статьи дохода с учетом занятости и социального статуса каждого члена семьи,
указать возможные и обязательные статьи расхода
предусмотреть суммы на создание накоплений и указать, за счет чего планируется оптимизация (за счет каких статей дохода и расхода).
во время работы групп на доске Слайд№ 17, во время защиты и обсуждения работ – слайд № 18.
Во время защиты работ представителям групп желательно пользоваться маркерной доской и маркером для сопровождения защиты наглядностью. Учитель объявляет участникам условия получения дополнительных баллов:
При обсуждении и представлении работ учитывается не только правильность перечислений статей бюджета, но и творческий момент:
учла ли Группа
-специфические для каждой семьи доходы и расходы
-возможность получения дополнительного (кроме основного) дохода
- творческий подход к определению “занятости”, профессии членов семьи.
При подведении итогов важно не столько выявить победителя, сколько подвести итог всего занятия: бюджет семьи состоит сметы из доходов и расходов, но на современном этапе важно планировать создание “финансовой подушки безопасности” и учиться оптимизировать бюджет, сокращая нежелательные расходы. |