Скачать 2.31 Mb.
|
ФГБУ ВПО РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ Факультет гуманитарных и социальных наук Кафедра социологии Учебно-методический комплекс по дисциплине СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Для направления/специальности 04.02.01.– «Социология» УМК разработан доцентом кафедры социологии, кандидатом социологических наук Крухмалёвой О.В. Москва 2013 СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММА КУРСА «СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ» Объем учебной нагрузки: 40 часов – лекции, 40 часов – групповые консультации, 64 часа – самостоятельная работа. Дисциплина по выбору. Описание курса.Целью курса является ознакомление студентов с классическими и современными теориями общественного мнения, методологией и методикой его изучения, опытом использования общественного мнения в современной жизни общества и практике социального управления. Место курса в учебном процессе. «Социологические проблемы изучения общественного мнения» является общепрофессиональной дисциплиной федерального компонента. Базовыми при изучении данного курса являются такие дисциплины как «Философия», «Социология», «Методология и методика прикладного исследования», «Политология». Программа разработана в соответствии с Требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования к минимуму содержания и уровня подготовки студентов. Задачи курса:
Содержание курса:В курсе рассматривается специфика социологии общественного мнения, как части социологического знания, ее место в современном обществе. Дается представление об основных методах, функционирования, изучения и анализа общественного мнения. Особое внимание уделяется проблеме влияния различных факторов на формирование общественного мнения, проблемам манипулирования им. На семинарских занятиях студенты осваивают практические навыки изучения общественного мнения. В рамках творческой (самостоятельной) работы предполагается написание доклада. Организационно-методическое построение курса.Курс состоит из лекций, практических занятий (семинаров) и самостоятельной работы. Формат семинара – обсуждение (на конкретных примерах) различных аспектов функционирования, изучения и анализа социологии общественного мнения, подготовка развернутых ответов на вопросы, предложенные преподавателем для обсуждения. Проводится две письменных аттестации на основе пройденного материала и по дополнительной литературе. Студенты должны выступить с докладом на выбранную заранее тему по проблемам изучения социологии общественного мнения (с письменным изложением основных моментов доклада). А также принимать активное участие в обсуждении прослушанных докладов. Компетенция обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социология общественного мнения».
Выпускник должен обладать следующими компетенциями: - владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, систематизации и восприятию научной информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - уметь анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы (ОК-2); - уметь логически верно строить устную и письменную речь (ОК-3); - быть готовым к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-4); - уметь использовать основные способы и средства получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером (ОК-5); - уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-6); - использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-7). 2. Профессиональные компетенции (ПК) обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Выпускник должен обладать следующими компетенциями: а) общепрофессиональными - самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ПК 1); - использовать основные законы социальных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и прикладного исследования (ПК 2); - понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК 3); - владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией (ПК 4); - уметь составлять и редактировать тексты профессионального и социально значимого содержания (ПК-5); б) в области педагогической деятельности: - уметь реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-6); - уметь применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-7); в) в области профессиональной специализации: - уметь изучать и анализировать отечественную и зарубежную научно-исследовательскую информацию по направлению исследований в области социологии (ПК 8); - проводить исследования в конкретной предметной области, понимать результаты исследований (ПК-9); - реализовывать знания в области социологии как сферы профессиональной деятельности (ПК-10); - осуществлять рекламные, информационные и пропагандистские кампании и мероприятия (ПК-11); - уметь использовать методику и технику проведения различных типов исследований в области социологии, организации опросов общественного мнения населения (ПК-12); - иметь навыки обработки первичных данных, в т.ч. с использованием прикладных программных продуктов, интерпретировать результаты и делать выводы (ПК 13). Реализация интерактивного компонента. Интерактивная составляющая курса реализовывается в ходе семинарских занятий и проведении коллективных дискуссий. Освоение курса также предполагает самостоятельное изучение дополнительной литературы, выполнение индивидуальных заданий, а также совместную групповую работу в ходе подготовки к семинарским занятиям. Семинары проводятся не только в форме классических занятий с перечнем обсуждаемых вопросов, но и как своеобразные блиц-опросы, выявляющие мнение студентов по той или иной проблеме. В программу курса включен индивидуальный анализ общественного мнения по выбранным проблемам (творческая работа). Это помогает освоить навыки сбора данных и анализа общественного мнения. Требования к знаниям и умениям:
Виды контроля знаний студентов и их отчетности: Текущий контроль знаний студентов осуществляется на семинарских занятиях в формах опроса (в устой форме, в форме письменного блиц-опроса или тестовых заданий), обсуждения творческих работ (докладов). Для промежуточного и итогового контроля предусматривается проведение аттестаций. Условия и критерии выставления оценок: От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационно-тестовых испытаниях, подготовка доклада по предложенным темам (подкрепленных текстов на бумажном носителе). Особо ценится активная работа на семинаре (прикладное понимание вопросов изучения общественного мнения, умение проиллюстрировать теорию практическими примерами). Балльная структура оценки: Посещение занятий – 10 баллов Активная работа на семинаре – 20 баллов Рубежная аттестация – 25 баллов Итоговая аттестация – 25 баллов Творческая работа (доклад) – 20 баллов Всего – 100 балла Шкала оценок:
Правила выполнения письменных работ (доклада и контрольных тестовых работ)Список тем докладов предлагается студентам в начале семестра. Студент вправе выбрать тему из данного списка или предложить свою (согласовав с преподавателем). Не разрешается представлять одну и ту же работу более чем по одному предметному курсу. Вопросы и задания по внутрисеместровым работам становятся известны непосредственно перед испытанием. Требования к набранным на компьютере творческим работам: двойной интервал, кегль –14, цитирование и сноски в соответствии с принятыми стандартами, тщательная выверенность грамматики, орфографии и синтаксиса. Текст доклада не менее 5 страниц. Устное выступление-доклад должен представлять собой попытку самостоятельной проблематизации и концептуализации определенной, достаточно узкой и конкретной темы, связанной с той или иной темой изучения общественного мнения. Внутрисеместровые аттестации проводятся с тем, чтобы проверить усвоение студентами материала курса, рекомендуемой преподавателем литературы, их умение успешно концептуализировать литературно-критический материал, предложенный их вниманию, а также, применять полученные знания на практике, в анализе и в процессе «понимания» разнообразных аспектов изучения социологии общественного мнения. Академическая этикаВсе имеющиеся в творческой работе (докладе) сноски тщательно выверяются и снабжаются «адресами». Не допускается: включение в работу выдержки из работ других авторов без указания сноски на них; пересказ чужой работы близко к тексту без отсылки к ней; использование чужих идеи без указания первоисточника. Относительно источников, найденных в интернете необходимо указывать полный адрес сайта, название, автора, дата публикации или обращения. Все случаи плагиата должны быть исключены. В конце работы дается исчерпывающий список всех использованных источников. |
«Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Рекомендовано Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины обсуждена на заседании кафедры Информационные системы управления «29» июня 2011 г | Рассмотрено на заседании умк института права, экономики и управления, 06. 05. 2011 № протокола Соответствует фгос впо и учебному... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 39.... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |