Скачать 219.59 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 17
Программакурсовой подготовки для учителей«Проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ как средство реализации новых ФГОС»Автор программы: Нестеренко Алла Александровна, к.п.н., доцент кафедры развития образования АПКиППРО г. Москва г. Калининград 2011 г. АктуальностьВ свете нового образовательного стандарта особую актуальность приобретает обучение школьников поведению в нестандартных ситуациях, выявлению и решению проблем. По сути эта задача является сегодня центральной, ее эффективное решение существенно повысит образовательную самостоятельность школьников, обеспечит умение учиться. В этой связи освоение педагогами метапредметных инструментов проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ как средств для обучения школьников решению проблем в различных областях знаний является актуальной. Под проблемно-ориентированным обучением мы понимаем такое обучение, содержание которого включает метапредметные средства, позволяющие структурировать и преобразовывать информацию с целью выявления, анализа и решения проблем в различных областях знаний. Отличительной особенностью содержания данного курса является то, что оно базируется на инструментах Общей теории сильного мышления на базе Теории решения изобретательских задач (ОТСМ-ТРИЗ) и знакомит педагогов с идеями теории развития творческой личности (ТРТЛ). В курсе помимо собственных разработок автора использованы материалы и идеи автора ТРИЗ Г.С. Альтшуллера и специалистов по ТРИЗ: А.В. Корзун, И.Н. Мурашковски, Т.А. Сидорчук, А.Б. Сокола, Г.В. Тереховой, Н.Н. Хоменко и др. Категории обучаемыхПрограмма предназначена для обучения педагогов начального звена, однако при наличии запроса может быть адаптирована для учителей-предметников. Цель и задачиЦель: обучение педагогов использованию инструментов проблемно-ориентированного обучения в различных учебных курсах основного и дополнительного начального образования для формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Задачи
Сроки и режим обученияВозможны варианты преподавания программы Модуль 1 1) в течение 3-х дней, по 8 академических часов в день; 2) в течение 4-х дней, по 6 академических часов в день; 3) в течение 6 дней, по 4 академических часа в день. Предпочтительным является вариант №2. Модуль 2 1) в течение 2-х дней, по 6 академических часов в день; 3) в течение 3 дней, по 4 академических часа в день. Предпочтительным является вариант №1. Планируемые результатыОтличительными особенностями планируемых результатов освоения педагогами данной программы являются следующие: 1) Обучение младших школьников метапредметным инструментам для организации информации и работы с проблемном поле требует от самого педагога владения этими инструментами и активного их использования для решения собственных педагогических проблем. В этой связи в планируемые результаты включается не только освоение педагогом технологии, но и освоение метапредметного содержания (инструментов). Педагог в процессе обучения работает в трех ролях: 1) в роли обучающегося он сам осваивает инструменты, 2) в роли педагога он пробует эти инструменты на своих уроках или в рамках курсов – на мастер-классах. 2) Планируемые результаты определяются на двух уровнях: базовом (педагог осваивает инструменты в позиции исполнителя), продвинутом (педагог может самостоятельно конструировать задания и уместно использовать их в уроках и внеурочных занятиях); Базовый уровень: обучающийся должен знать определение проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ, модель "Элемент - Имена признаков - Значения признаков" (структура, термины), понятие информационной копилки, виды копилок, правила основных игр-тренингов на работу с признаками; понятия события, эффекта, совмещения противоположностей; правила игры "Да-Нет", отличительные признаки информационной копилки и картотеки, общую последовательность шагов в учебных исследованиях на базе информационных копилок, понятие взаимодействия; назначение и структуру многоэкранной схемы (системного оператора), структуры проекта "исследование с помощью вопросов", проектов на базе системного оператора, основные инструменты, используемые в мини-алгоритмах решения задач; понятие противоречия элемента, противоречия признака, способы разделения противоположностей (разрешения противоречий), игровые тренинги на противоречия; модель «Точка зрения», основные шаги технологии «Клуб спасателей». Обучающийся должен уметь конструировать задания на модель ЭИЗ по заданному описанию; организовать сбор копилки учащимися; провести игру-тренинг на материале копилки. конструировать задания на события, эффекты, совмещение противоположностей по заданным описаниям объектов. провести игру "Да-Нет" в учебном процессе, выполнить основные шаги исследования, изображать системный лифт для заданного объекта, конструировать задание, организовать выполнение проекта на базе системного оператора, адекватно использовать игровые тренинги на противоречия, .решать проблемы, сформулированные в виде противоречия признака, уметь составить задачу-ловушку, задачу с затруднением Продвинутый уровень (плюс к базовому): обучающийся должен уметь самостоятельно конструировать учебные задания на основе модели; уметь адекватно выбирать игровые тренинги в зависимости от дидактических целей. самостоятельно строить задания на основе конструкторов составлять задания на использование игры "Да-Нет" в учебном процессе, организовывать фрагменты исследований на базе информационных копилок; самостоятельно конкретизировать для заданного объекта вопросы в системном оператори и универсальный план устного ответа. выполнять хотя бы один из проектов "функция - ресурсы" самостоятельно конструировать задания на противоречия элемента и признака и разрешать полученные противоречия. решать проблемы, пользуясь мини-алгоритмами, проводить занятия по технологии «Клуб спасателей», подбирать адекватные методы обучения в зависимости от планируемого уровня самостоятельности обучающихся. Ключевые фразы, характеризующие содержания модуля:Формирование УУД, проблемно-ориентированное обучение, инструменты ОТСМ-ТРИЗ, обучение поисково-исследовательской деятельности, обучение проектной деятельности Формы контроляФорма входного контроля – анкетирование Форма выходного контроля – эл. тестирование, защита педагогического проекта Содержание программыМодуль 1 ОТСМ-ТРИЗ как основа проблемно-ориентированного образования. Система моделей проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ. Модель «Элемент – имена признаков – значения признаков». Основные понятия. Конструктор заданий-загадок на освоение модели. Тренинги на базе модели «Элемент – имена признаков – значения признаков». Использование интерактивной доски в дидактических играх. Обучение исследовательской деятельности на базе ОТСМ-ТРИЗ. Эмпирическое исследование. Развивающая игра «Да-Нет». Создание тренингов на основе игры «Да-Нет» для обучения самостоятельному получению и обработке информации в учебных курсах. Системный оператор (многоэкранная схема Г.С. Альтшуллера) как инструмент для выявления и решения проблем. Основные понятия. Примеры системного подхода к работе с проблемой в педагогике. Тренинги на освоение и применение многоэкранной схемы. Выявление признаков на основе многоэкранной схемы. Морфологический анализ. Исследование с целью получения алгоритма синтеза объектов. Обучение постановке вопросов с помощью многоэкранной схемы. Инструменты анализа и решения проблем. Изобретательские задачи в предметных курсах. Тренинги на освоение инструментов для работы с противоречиями. Комплексные методики на базе инструментов ОТСМ-ТРИЗ. Поисково-исследовательские работы в предметных курсах и проекты в рамках дополнительного образования. Использование интерактивной доски в дидактических играх. Краткий обзор материалов по ТРИЗ и ОТСМ-ТРИЗ педагогике. Модуль 2. Выбор методов и форм обучения как решение проблемы формирования регулятивных и коммуникативных УУД Г .С. Альтшуллер – автор ТРИЗ – как творческая личность. Общее представление о Теории развития творческой личности (ТРТЛ). ТРТЛ и проблемы воспитания. Технология «Клуб спасателей» (Н.М. Журавлевой). Анализ поступка как анализ противоречия. Методика анализа поступков и характеров в проблемно-ориентированном обучении Содержание и форма контроляВсе диагностические материалы расположены в электронных курсах «Мастерская знаний»: http://jlproj.org/moodle/course/category.php?id=8 Рубежная диагностика проводится в ходе изучения обучающимися дистанционных лекций (текстов с вопросами). Итоговая диагностика по каждой теме проводится в виде заданий или тестов на дистанционном курсе, а также итоговых педагогических проектов. Ниже приведены отдельные примеры диагностических материалов. В заданиях сохранена нумерация, использованная в дистанционных курсах. Задание 1.1. Напишите, какие результаты Вы хотели бы получить в процессе обучения. Это поможет нам более эффективно выстроить наше взаимодействие. Задание 1.2. Составьте три задания на модель ЭИЗ, пользуясь конструктором и таблицей:
Задание 2.2. Составьте задание по любому учебному курсу, пользуясь конструктором ЭИЗ. Свое задание добавьте в базу "задания на освоение модель ЭИЗ", а нам пришлите или копию, или ссылку на добавленное задание Задание 3.1. В русской народной сказке "Колобок" есть четкая закономерность: Если Колобок встречает подозрительную личность с нехорошими намерениями, то он пытается отвлечь его песенкой. Сформулируйте два задания на основе этого утверждения. Задание 3.2. Придумайте собственные задания по любой теме, пользуясь конструктором эффектов. Внесите свои задания в базу эффектов, копию отправьте отдельным файлом, прикрепив к этому заданию. Задание 3.4. (2-й уровень). Пользуясь конструктором совмещенных противоположностей, придумайте собственные задания-загадки об объекте из любого учебного курса. Свои задания разместите в базе противоречивых загадок, а копию прикрепите к этому заданию. Задание 4.1. В прицепленном файле - задание для детей, определяющее их умение выполнять исследование на материале копилки. Выполните это задание и пришлите в отдельном файле. Задание 4.2. В прицепленном файле - копилка скороговорок. Пользуясь процедурой "Исследование как выявление модели объекта", придумайте новые скороговорки. Запишите результаты выполнения всех шагов исследования. Задание 4.4. База данных "бутерброды", заполненная учениками дистанционного курса - это фактически вариант картотеки. Посмотрите, как она устроена и добавьте свои примеры. Задание 4.5. Придумайте задания для игры "Да-Нет" на материале Вашего предмета. Постарайтесь придумать задания для трех видов игры: линейной, классификационной и ситуационной. Задание 4.6. Придумайте вариант учебного исследования на материале своего предмета, опишите, как оно будет организовано. Тест №1 по базе тренингов Question 1 Баллов: --/4 Впишите в окошки ответы (число или слово). Возможные варианты слов для ввода (выберите нужные): три, конечное, бесконечное, одно, два. Тренинг "Виды признаков" позволяет сделать выводы о том, что признаки могут иметь: 1) значение (как правило, это существенные признаки) 2) альтернативных значения 3) число значений (например, число корней уравнения 4-й степени или количество слов, однокоренных со словом "сад" ) 4) число значений (например, признак "рост человека") Question 2 Баллов: --/1 Из перечисленных ниже тренингов выберите тот, который формирует умение классифицировать. Выберите один ответ. a. Наоборотики b. Расселение c. Предсказание фактов d. Самый-самый e. Кто как разделит Question 3 Баллов: --/1 Из перечисленных ниже тренингов выберите тот, который направлен на формирование умения строить аналогии Выберите один ответ. a. Теремок b. Я беру тебя с собой... c. Расселение d. Назови больше e. Шифровальщики Question 4 Баллов: --/1 Выберите тренинги, которые формируют умения сравнивать объекты Выберите по крайней мере один ответ: a. Витрина b. Связи c. Загадки о событиях d. Самый-самый e. Теремок Question 5 Баллов: --/1 Какая игра позволяет учителю обратить внимание детей на признак объекта (название состоит из двух слов, введите его без кавычек)? Ответ: Question 6 Баллов: --/1 Какая игра позволяет в неявном виде создавать загадки об объекте (название состоит из двух слов, введите его без кавычек)? Ответ: Question 7 Баллов: --/1 Поставьте в соответствие название тренингов и их основные характеристики позволяет вспомнить модель эффекта позволяет вспомнить "паспорт объекта" готовит к выполнению ранжирования объектов готовит к формулированию противоречий Формирует умение конкретизировать понятие Формирует умение кратко называть имена признаков Учебный план
Учебно-тематический планЛитература по теме
Электронные и Интернет-ресурсыЭффективные образовательные технологии [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв., видео дан. (178 Мб). – М. : ООО «Дистанционные технологии и образование», 2010. – Вып. 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см..
Информационно-методическое обеспечение модуля (методические разработки, средства обучения, раздаточный материал и т.п. )Нестеренко А.А., Белова Г.В. Мастерская знаний: инструменты проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ. /Эффективные образовательные технологии [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв., видео дан. (178 Мб). – М. : ООО «Дистанционные технологии и образование», 2010. – Вып. 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см.. – 15,1 Мб. Видеоканалы http://vimeo.com/user8959074/videos – фрагменты занятий, видеолекции. А.А. Нестеренко. Дистанционные курсы «Мастерская знаний» Часть 1. Работа с признаками – http://jlproj.org/moodle/course/view.php?id=9 Часть 2. Инструменты системного подхода – http://jlproj.org/moodle/course/view.php?id=8 Часть 3. Противоречия – http://jlproj.org/moodle/course/view.php?id=20 Форум-практика – среда поддержки педагогов экспериментальных площадок – http://jlproj.org/moodle/course/view.php?id=4 Дистанционные курсы для школьников экспериментальных площадок (дополнительное образование): А.А. Нестеренко. Учись учиться – формирование регулятивных и познавательных УУД – http://jlproj.org/moodle/course/view.php?id=17 А.А. Нестеренко. Сам себе сочинитель – обучение синтезу произведений жанров малых форм (загадок, скороговорок, вредных советов и т.п.) – http://jlproj.org/moodle/course/view.php?id=15 А.А. Нестеренко, Н.Б. Голицына. Мир вокруг нас: живая природа – изучение объектов живой природы путем самостоятельного заполнения базы данных – http://jlproj.org/moodle/course/view.php?id=19 Курсы-события: А.А. Нестеренко. До Нового года осталось... – обучение решению проблем и конкурсы – http://jlproj.org/moodle/course/view.php?id=12 Н.Б. Голицына, А.А. Нестеренко. Покормите птиц зимой – курс по изучению и созданию кормушек – http://jlproj.org/moodle/course/view.php?id=7 Сведения о преподавателях
|
«Музейная педагогика как средство патриотического воспитания школьников в условиях реализации фгос» | Электронный конструктор как средство проектирования деятельности участников образовательного процесса в условиях реализации фгос | ||
Методические указания предназначены для выполнения курсовой работы по дисциплине «Объектно-ориентированное программирование» для... | В связи с этим предметом проектной деятельности является модель внутришкольного контроля как инструмента контроля за деятельностью... | ||
И хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить... | Методические рекомендации предназначены для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 080100. 62 «Экономика» (программа... | ||
Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 080100. 62 «Экономика» (программа... | Ульянова И. А., методист му «имц», учитель начальных классов маоу «сош№36 с уиоп» | ||
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 110500. 68 "Садоводство", утверждённого приказом... | Семейное право. Программа курса. Проблемно–тематический курс. – Изд. 2-е, доп и перераб. / Автор-составитель: И. Л. Корнеева. – М.:... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |