Скачать 449.56 Kb.
|
И.Л. Корнеева СЕМЕЙНОЕ ПРАВО Программа курса. проблемно-тематический курс Для студентов юридического факультета (цикл общепрофессиональных дисциплин) Москва Издательство МИЭП 2009 Автор-составитель канд. юрид. наук, доц. И.Л. Корнеева Ответственный за выпуск зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин, канд. юрид. наук, доц. Д.С. Петренко Семейное право. Программа курса. Проблемно–тематический курс. – Изд. 2-е, доп. и перераб. / Автор-составитель: И.Л. Корнеева. – М.: МИЭП, 2009. – 32 с. Курс разработан в соответствии с применяемой в МИЭП технологией проблемно-поискового образования. Для студентов юридического факультета. Цикл общепрофессиональных дисциплин. © Международный институт экономики и права, 2009 ВВЕДЕНИЕБрак есть мужье и жене сочетание, и событие во всей жизни божественная и человеческая правды общения… Супружество или законный брак тайна от Христа Бога установлена есть, во умножение рода человеческого и в воспитании чад к славе Божьей в нерушимый союз любви и дружества и во взаимную помощь. Кормчая книга Учебно-методическое пособие по дисциплине «Семейное право» состоит из программы курса и проблемно-тематического курса (ПТК). Программа курса разработана в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и с учетом новейшего законодательства и теоретических новаций в науке семейного права. Отражая систему курса, программа состоит из двух частей: общей и особенной; включает перечень тем, вопросов и проблем, которые студент должен изучить в процессе работы над комплексом рекомендуемой литературы. Самостоятельная работа над проблемно-поисковыми и практическими заданиями ПТК поможет студенту изучить особенности предмета, метода, принципов, системы, задач семейного права как отрасли права; основные понятия семейного права; правовой статус и функции государственных органов, регулирующих семейные правоотношения; порядок заключения и расторжения брака, оформления рождения, смерти, усыновления, опеки, попечительства, получения материальной помощи членами семьи друг от друга; механизм защиты прав членов семьи; комплекс важнейших норм, регулирующих семейные отношения. Поиск ответов на задания, представленные в виде юридических казусов, поможет студенту выработать навыки в решении конкретных правовых конфликтов в семье. ПРОГРАММА КУРСАОБЩАЯ ЧАСТЬ Тема 1. Понятие, предмет, метод и система семейного права Понятие и предмет семейного права. Виды и особенности имущественных и личных неимущественных отношений, регулируемых семейным правом. Отличие их от отношений, регулируемых гражданским правом. Определение и соотношение понятий семьи в социологическом и юридическом значениях. Критерии отграничения семейного права от гражданского. Место семейного права в системе права. Метод регулирования семейно-правовых отношений. Система курса семейного права и его принципы. Тема 2. Семейное законодательство Понятие источников семейного законодательства и их виды. Субъекты, уполномоченные принимать законодательство по семейному праву. Соотношение семейного и гражданского законодательства при регулировании семейных отношений по приоритетности и юридической силе. Семейный кодекс (СК) 1995 г. и условия его введения в действие. Новые положения в СК. Законодательство, регулирующее акты гражданского состояния, опеку и попечительство. Особенности применения нового кодекса. Федеральные законы по семейному праву. Международные договоры как источники семейного права. Нормативные правовые акты по семейному праву, принятые Президентом РФ и правительством РФ. Положение законодательства по семейному праву после принятия нового кодекса. Роль судебной практики, постановлений Пленумов Верховного суда, религиозных и национальных обычаев в регулировании семейных отношений. Аналогия права и аналогия закона в семейном праве. Тема 3. История семейного законодательства Состояние и содержание законодательства: до Октябрьской революции 1917 г.; с 1917 по 1926 год; с 1926 по 1969 год; с 1969 по 1995 гг. Семейные кодексы России. Тема 4. Семейные правоотношения Понятие семьи, история ее возникновения. Значение семьи, ее функции. Понятие семейных правоотношений. Особенности элементов семейного правоотношения: субъектов, объектов, прав и обязанностей, оснований возникновения семейных правоотношений. Правосубъектность (правоспособность и дееспособность) субъектов семейных правоотношений. Роль государственных органов в регулировании семейных правоотношений. Виды актов гражданского состояния, состояния родства и свойства. Значение актов гражданского состояния в семейных правоотношениях. Формы сделок (договоров) и их роль в семейных правоотношениях. Исковая давность в семейном праве. Тема 5. Осуществление и защита семейных прав Понятие семейных прав и обязанностей. Принцип использования семейных прав гражданами. Способы защиты гражданских прав. Соотношение понятий «санкция» и «ответственность» в семейном праве. Меры защиты в семейном праве. Основания применения мер защиты. Понятие правонарушения в семейном праве, основные элементы его. Противоправное поведение, вина, причинение вреда. Понятие вины и ее формы. Зависимость объема ответственности от формы вины. Виды вреда в семейном праве. Материальная и моральная ответственность за вред. Формы возмещения вреда. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Тема 6. Брак Понятие и правовая природа брака. История его возникновения. Соотношение понятий «брак» и «договор». Отношения, возникающие в браке. Роль брака в семейном праве. Заключение брака. Способы заключения брака. Порядок регистрации брака в органах загс. Препятствия к вступлению в брак. Брачный договор. Прекращение брака. Способы прекращения брака. Порядок, основания и последствия признания брака недействительным. Фиктивный брак. Способы и порядок расторжения брака. Особенности прекращения брака с осужденными, безвестно отсутствующими, признанными умершими лицами. Порядок восстановления брака в случае явки безвестно отсутствующего лица. Последствия прекращения брака. Тема 7. Правоотношения супругов Понятие и структура супружеских правоотношений. Особенности субъектов, объектов, оснований возникновения супружеских правоотношений. Понятие и виды прав и обязанностей супругов. Виды личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей супругов. Законный и договорный режим собственности супругов. Принцип радела супружеской собственности в соответствии с законным режимом. Документы, фиксирующие права супругов на имущество в соответствии с договором. Понятие, цель, содержание, форма брачного контракта. Время заключения и прекращения его. Особенности правового регулирования брачного контракта. Субъекты, имеющие право на оспаривание брачного контракта. Жилищные, наследственные права супругов. Защита интересов супругов уголовно-правовыми средствами. Понятие и виды долгов супругов. Принцип ответственности по ним. Права кредиторов супругов на ознакомление с брачным контрактом супругов и изменениями, вносимыми в него. Взаимные права супругов по содержанию и моральной поддержке. Тема 8. Правоотношения родителей и детей Установление происхождения детей. Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми. Доказательства происхождения ребенка от матери. Доказательства происхождения ребенка от отца. Место, время, порядок установления и средства доказывания в случаях добровольного признания отцовства. Установление отцовства в судебном порядке. Основания и способы такого установления. Научные способы установления отцовства: экспертиза крови, способности к зачатию ребенка, генной дактилоскопии. Документы об установлении отцовства. Срок исковой давности на оспаривание происхождения детей. Права несовершеннолетних детей. Конвенция ООН «О правах несовершеннолетних» (1990 г.). Виды личных и имущественных прав несовершеннолетних детей. Правовые нормы, регулирующие имущественные права детей. Ограниченность прав детей в совершении гражданско-правовых сделок. Лица, имеющие право распоряжаться имуществом несовершеннолетних детей. Лица, защищающие права детей. Защита интересов детей органами опеки и попечительства, судом, комиссией по делам несовершеннолетних. Эмансипация несовершеннолетних. Обязанности несовершеннолетних детей по отношению к родителям. Права и обязанности родителей. Особенности родительских прав и обязанностей. Право родителей на воспитание, образование, представление интересов своих детей, на возврат ребенка от лица, его удерживающего, на самого ребенка при разводе, на общение с ним в случае раздельного проживания, на информацию о нем от любых лиц. Осуществление родительских прав недееспособными и несовершеннолетними родителями. Санкции, применяемые к родителям за ненадлежащее осуществление родительских прав и обязанностей. Лишение родительских прав и восстановление их. Основания, цель, значение ограничения родительских прав. Тема 9. Алиментные обязательства Понятие и основания алиментных обязательств. Виды алиментных обязательств. Очередность в алиментных обязательствах. Два порядка взыскания алиментов. Ответственность за уклонение от уплаты алиментов. Уплата алиментов по соглашению. Порядок выплат алиментов. Изменение и прекращение соглашений об оплате алиментов. Размеры выплат. Порядок взыскания и уплаты алиментов в судебном порядке. Индексация алиментов. Момент, с которого выплачиваются алименты. Долги по алиментам. Роль судебного исполнителя в исполнении обязательств по уплате алиментов. Алиментные обязательства родителей. Основания алиментных обязательств в отношении несовершеннолетних детей. Срок прекращения этих обязательств. Порядок и размеры взыскания алиментов на несовершеннолетних детей. Виды доходов, с которых определяется размер алиментов. Право суда и основания для изменения размера алиментов. Особенности взыскания алиментов на содержание детей, находящихся без попечения родителей. Основания алиментных обязательств в отношении нетрудоспособных совершеннолетних детей. Место таких обязательств в алиментной очереди. Определение размера этих алиментов. Алиментные обязательства детей по содержанию своих родителей. Место этих обязательств в алиментной очереди. Основания и порядок взыскания алиментов. Возраст детей, обязанных уплачивать алименты своим родителям. Случаи, когда дети могут быть освобождены от уплаты алиментов родителям. Обязанность детей заботиться о своих родителях. Участие детей в дополнительных расходах родителей, и наоборот, родителей в расходах детей. Порядок взыскания таких сумм. Алиментные обязательства супругов. Основания для оказания материальной поддержки супругами друг друга во время брака и после него. Случаи изменения размеров таких обязательств и прекращение их. Тема 10. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей Выявление, учет и устройство детей, оставшихся без родителей. Роль органов опеки и попечительства. Случаи, в которых органы опеки защищают интересы детей, оставшихся без родителей. Субъекты, обязанные содействовать органам опеки и попечительства в выявлении таких детей. Порядок работы органов опеки и попечительства по устройству детей, оставшихся без родителей. Временное устройство. Формы воспитания детей, оставшихся без родителей. Усыновление (удочерение) детей. Понятие, основание, цель усыновления. Учет детей, подлежащих усыновлению. Органы, осуществляющие усыновление. Лица, имеющие право быть усыновителями, требования к их личности. Лица, от которых требуется согласие на усыновление. Тайна усыновления и способы ее обеспечения. Правовые последствия отмены усыновления. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности для усыновленного и усыновителя. Основания отмены усыновления. Лица, обладающие правом требовать отмены усыновления. Опека и попечительство над детьми. Понятие, условия опеки и попечительства. Требования к личности опекуна (попечителя). Права детей, находящихся под опекой в воспитательных и лечебных учреждениях. Права и обязанности опекуна (попечителя). Органы, оформляющие опекунство (попечительство) и документы, удостоверяющие его. Законодательство, регулирующее институт опекунства (попечительства). Приемная семья. Законодательство. Основания образования приемной семьи и передачи ребенка на воспитание в нее. Условия такой передачи. Договор о передаче: срок, на который заключается договор, источник финансирования и другие условия. Требования к личности приемных родителей. Возможные инициаторы досрочного расторжения договора. Тема 11. Правовое регулирование семейных правоотношений с участием иностранных граждан Понятие коллизий в семейном праве. Иностранное и российское семейное право. Многосторонние и двусторонние договоры России: Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.). Способы, определяющие право подлежащего к применению к семейным отношениям с иностранным элементом. Понятие «хромающих» браков. Основные коллизионные привязки, применяемые к семейным отношениям. Коллизионные вопросы заключения, расторжения брака. Коллизионные вопросы отношения родителей и детей, алиментных обязательств. Российское законодательство о порядке усыновления российских детей иностранными гражданами. ЛИТЕРАТУРАНормативные правовые акты
Судебная практика
Основная литература
Дополнительная литература
Адреса образовательных сайтов в Интернете
ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРСОБЩАЯ ЧАСТЬ Тема 1. Понятие предмет, метод и система семейного права 1. Семейное право выделилось из гражданского права много лет тому назад и трактовалось как самостоятельная отрасль отечественного права. Однако в 1996 г. автор учебника «Семейное право» М.В. Антокольская обосновала неправомерность такого выделения. Ее поддержал А.М. Сергеев (1998 г.). Но большинство ученых продолжает придерживаться традиционной точки зрения. Как Вы считаете, какое место в российской юриспруденции занимает семейное право и почему? В чем совпадают отрасли гражданского и семейного права? К частному или публичному праву относится семейное право? Что является объектом защиты государством в семейном праве? Где и как определяются понятия «семья» и «семейное право»? Однозначны ли эти определения? 2. До принятия действующего Семейного кодекса РФ метод семейного права характеризовался как «императивно-диспозитивный». В настоящее время он характеризуется по ряду оснований. Как Вы считаете, по каким основаниям характеризуется метод семейного права в настоящее время? Почему усложнилась характеристика метода семейного права и где она дается? 3. «Метод права» и «принцип права» – основания, по которым одна отрасль права отличается от другой. Как Вы думаете, чем отличается «принцип семейного права» от «метода семейного права»? Каково значение этих принципов? Литература: 13, 31–37, 49, 51, 56, 62, 63, 69. Тема 2. Семейное законодательство 1. В ст. 2–6 Семейного кодекса указывается законодательство, регулирующее семейные правоотношения, а в учебниках говорится об источниках и формах семейного права. Как Вы считаете, совпадают ли по содержанию понятия «законодательство», «источники», «формы» семейного права? Какова иерархия источников семейного права? Относятся ли к источникам российского семейного права общепризнанные нормы международного права и меж-дународные договоры, подписанные Россией, национальные обычаи и судебная практика? 2. Известно, что в гражданском праве применяются правила об исковой давности и об аналогии права и закона, а в уголовном праве правила об аналогии права и закона не применяются. Как Вы считаете, применяются ли в семейном праве правила об исковой давности и об аналогии права и закона? Если да, то в каких случаях и каким образом? 3. В п. 2 ст. 3 СК РФ установлено, что семейное законодательство состоит из Семейного кодекса РФ и принимаемых в соответствии с ним других законов. Как Вы думаете, какова роль Конституции РФ в регулировании семейных отношений? Можно ли считать конституцию частью законодательства или одним из источников семейного права? В чьей компетенции находится семейное законодательство? Вправе ли Президент и Правительство Российской Федерации принимать нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения? Если да, то в каких случаях? 4. Известно, что в законодательстве, регулирующем семейные отношения на разных этапах развития общества, прослеживается преемственность. Какие, по Вашему мнению, правила регулирования семейных отношений, существовавшие в дореволюционной России, в советское время целесообразно было бы включить в семейное право? Какие правила из практики других государств целесообразно было бы включить в действующее семейное законодательство? Литература: 1–13, 49, 54, 61, 72. Тема 3. История семейного законодательства 1. Сведения о семье, браке и семейном праве России малочисленны и не систематизированы. Изучите содержание внесенных изменений в условия вступления в брак, прекращения брака, права и обязанности супругов, правила раздела имущества супругов, установления отцовства и усыновления, права детей на протяжении XX-XXI вв.? Как Вы считаете, какие тенденции здесь можно выявить? 2. Какой нормативный акт, на Ваш взгляд, регулировал семейные отношения в России до Октябрьской революции 1917 г.? Какие условия вступления и запреты на вступление в брак были предусмотрены этим актом? Каков был порядок заключения брака? 3. Как Вы считаете, почему в 1917-2004 гг. действовало несколько кодексов, регулирующих семейные отношения? Проведите их сравнительный анализ. Каково значение Основ законодательства Союза ССР и союзных республик в разработке отечественного семейного законодательства? Какими нормативными актами было легализовано положение «матерей-одиночек», звание «Мать-героиня»? Какие причины, на Ваш взгляд, послужили основанием для принятия ныне действующего кодекса? Литература: 6, 32, 35, 36, 72. Тема 4. Семейные правоотношения 1. Легальное определение понятия «семейные правоотношения» и определение состава (структуры) семейного правоотношения отсутствуют. Полноценное и исчерпывающее освещение вопроса о них в учебной и научной литературе также отсутствует. Между тем, подобные вопросы относительно гражданского правоотношения в научной литературе давно уже разработаны. Как Вы думаете, отличается ли состав субъектов и объектов семейных правоотношений от состава субъектов и объектов правоотношений гражданских? Отличаются ли факты, порождающие семейные правоотношения, от фактов, порождающих гражданские правоотношения? Если да, то укажите эти различия. 2. Попытайтесь определить, насколько разработаны в российском праве понятия «семейная правоспособность» и «семейная дееспособность». Ответ обоснуйте. Дайте характеристику выявленным определениям этих понятий. В каких статьях СК РФ закреплены основания для ограничения лиц в семейных правах? Имеются ли в СК РФ статьи, в которых говорится о лишении лиц семейных прав? Если да, то в каких именно? 3. Какие объекты семейных правоотношений находятся под защитой государства? В какой статье СК РФ сказано об этом? Что следует понимать под «актами гражданского состояния»? Какое значение они имеют в регулировании семейных отношений? Где регистрируются эти акты? Подлежат ли разглашению сведения об «актах гражданского состояния»? Кто имеет право на получение этих сведений? Как определяются понятия «родство» и «свойство»? Каким образом определяется степень родства между людьми? Какое значение имеют «родство» и «свойство» в регулировании семейных правоотношений? 4. Гражданка Е.В. Прохорова и ее бывший муж обратились к нотариусу с просьбой удостоверить достигнутое между ними соглашение, согласно которому разведенные супруги отказываются от предъявления друг другу каких-либо требований по содержанию малолетних детей, муж обязуется не претендовать на раздел общего имущества, а жена не вступать в новый брак до достижения детьми совершеннолетия. Нотариус отказался удостоверить такое соглашение. Прав ли нотариус? 5. 20-летний С. Грибов и 17-летняя О. Валина решили зарегистрировать брак в органах загс. Какие действия им необходимо совершить? 6. После гибели супругов Семеновых в 1985 г. при столкновении судов в море их 7-летняя дочь Марина была удочерена Перепелкиными, у которых был 11-летний сын Владимир. Выросшие дети полюбили друг друга и весной 1997 г. решили вступить в брак с согласия родителей. Однако в органах загс отказались принять их заявление, сославшись на невозможность регистрации брака между гражданами, состоящими в родственных отношениях. Правильно ли поступили работники загса? 7. Супруги Антиповы расторгли брак 7 февраля 2000 г. До этого они два года проживали раздельно и не поддерживали супружеских отношений. 13 июля 2004 г. Е. Антипов обратился к бывшей жене с требованием о разделе имущества. Жена отказал ему, ссылаясь на то, что срок исковой давности истек. Антипов предъявил иск в суд. С какого момента следует отсчитывать (определять) срок исковой давности по спорам о разделе имущества супругов? Решите спор. 8. Супруги Вороновы при вступлении в брак заключили договор, включающий следующие условия: в случае развода каждый из супругов получает имущество, которое было приобретено на заработанные деньги; если только один из супругов будет виновником развода, возникнет ли у него право на алименты другого супруга; Воронов отказывается от претензий на квартиру своей жены, которую она занимала до брака; в случае, если к моменту развода у супругов будут несовершеннолетние дети: а) они остаются на воспитании у матери; б) отец получает право беспрепятственно встречаться с ними в любое время; в) они смогут проживать на даче, принадлежащей Воронову; г) алименты на детей будут выплачиваться из расчета: на одного ребенка 1/3 заработка, на двух 1/2 заработка. Какие положения настоящего договора могут быть признаны недействительными? Литература: 7, 31–37, 42, 45, 64. |
Егэ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и... | Учебный курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности высшего профессионального образования «юриспруденция». Объем... | ||
Содержание курса «Вводный курс делового письма» стр. 14-16 Программа факультативного курса стр. 17-21 | Программа предназначена для студентов 1 курса ниу вшэ, обучающихся на всех направлениях подготовки уровня Бакалавриата | ||
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов и направлен на обеспечение выбора профиля дальнейшего обучения. Программа составлена... | Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий | ||
Курс ориентирован на учащихся 9 классов и рассчитан на 8 часов лекционно-практических занятий. Курс имеет социокультурную и практическую... | Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (гос впо)... | ||
Государственный образовательный стандарт общего образования // Официальные документы в образовании. – 2004. №24-25 | Учебно – тематический план Родительские собрания Учебно-тематический план Родительского клуба Клуб |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |