Мастер-класс «Моделируем урок русского языка и литературы: «Роль этапов мотивации (самоопределения) и рефлексии учебной деятельности на уроке»


Скачать 287.4 Kb.
НазваниеМастер-класс «Моделируем урок русского языка и литературы: «Роль этапов мотивации (самоопределения) и рефлексии учебной деятельности на уроке»
страница1/3
ТипУрок
filling-form.ru > Туризм > Урок
  1   2   3
Ковалева Н.П., учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ №14,

Балагура А.А., ЗД УВР, учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ №14
Мастер-класс «Моделируем урок русского языка и литературы: «Роль этапов мотивации (самоопределения) и рефлексии учебной деятельности на уроке»

- Здравствуйте, уважаемые коллеги !

- Мы рады приветствовать всех в преддверии нового учебного года.

- Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».

- Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс.

- Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Как сделать каждый урок интересным и необычным? Как грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приемы  и методики, чтобы проводить запоминающиеся уроки?

- Этой теме посвящен наш небольшой мастер-класс.    

- Мы решили пригласить вас в ресторан. Вам нужно разделиться на две группы, одна из которых будет представлять сторону работников ресторана (шеф-повар и его команда), а другая - посетителей.

- Конечно, это будет необычный ресторан. Команде шеф-повара предлагается в качестве меню в течение двух минут придумать как можно больше вариантов начала урока по вашей любимой теме .

- А команда посетителей через две минуты выберет из предложенных вариантов наиболее удачные, интересные и необычные.

(Выполнение работы на ватмане «Меню»).

- Уважаемые коллеги , легко ли вам было выполнять эту работу?

- Нужно помнить, что начало урока должно привлекать внимание учеников, формировать интерес к предмету и провоцировать тягу к знаниям. Тяга к познанию естественна для человеческой природы. Убить ее могут только скучные учителя и нудные уроки. Как начать урок, чтобы сразу завладеть вниманием класса???? (Ответы коллег).

- Спасибо за ответы. Подведем итог. Этот вопрос или задание должны быть:

— посильными для возраста;
— неожиданными по содержанию;
— интересными по сути;
— базирующимися на предшествующих знаниях (на ранних стадиях базой может стать, как правило, только личный жизненный опыт школьника);
— настраивающими учеников на тему урока;
— способствующими развитию школьника.

- Мы предлагаем вам набор активных приёмов начала урока, с которыми вы можете более подробно ознакомиться после мастер-класса.


Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Приёмы




Автобусная остановка

Художественное закрытие

Карта пути

Ладошка

Термометр

Светофор

Необъявленная тема

Нестандартный вход в урок

Орфоэпическая разминка

Отсроченная отгадка

Поздоровайся локтями

Притчи

Рубрика "Любознательным!"

Удивляй!

Фантастическая добавка

Цитаты, пословицы, поговорки, загадки

Этимологические минутки


- Начало урока – это важный этап. Но не менее значимым является заключительный этап урока, так как именно здесь проясняется смысл проделанного, подводится черта под знаниями и действиями, которые должны были быть усвоены, и устанавливается связь между тем, что учащимся уже известно, и тем, что понадобится им в будущем.
- Рефлексия - заключительный этап урока, на котором обычно учитель спрашивает, что было эффективно на уроке, что — нет, собирает пожелания, замечания, и в итоге обобщает пройденное и побуждает к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала.

Через рефлексию учитель демонстрирует, что он заботится об опыте учеников, ценит мнение детей, заинтересован в успехе и развитии каждого ребенка.

Самые скучные и малопродуктивные рефлексии – это те, в которых учитель озабочен исключительно оценкой. Если заключительный этап урока начинается с вопроса «Чему вы научились?», то вряд ли он превратится в запоминающееся действие. Поэтому мы, осознавая важность и значимость заключительного этапа урока, представляем приемы организации рефлексии на уроках.

Этап рефлексии учебной деятельности

Приёмы




Плюс-минус-интересно

Анкета

Ассоциации

Одним словом

Лестница успеха

Дерево успеха

Индекс удовлетворенности

Графический организатор

Незаконченное предложение

Синквейн

Ресторан

Нотный стан

Цепочка пожеланий

Бесплатные советы

Поляна

Комплимент

Голос благодарности


- Мы возвращаемся в наш ресторан. Предлагаем вам сделать запись в книгу жалоб и предложений.

- Я съел бы еще этого… Пожалуйста, добавьте… (синий)

- Больше всего мне понравилось… (желтый)

- Я переел… (розовый)

(Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя).
Приложение №1

Приемы начала урока

АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы: 5-7 человек.

Численность: весь класс.

Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Проведение

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы(оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой, нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершение учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

АНАГРАММЫ

Анаграмма – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например: луг – гул, карп – парк, адрес – среда, рост – сорт – торс – трос, клоун – колун – кулон – уклон. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы дают богатый материал для словесных головоломок, которые также называют анаграммами.

В головоломках принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные формы существительных, множественное число). Рассмотрим некоторые возможные варианты.

Самый простой способ – предложить найти анаграмму к заданному слову, например:

Подберите анаграммы к следующим словам: верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка.

(Ответы: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик,

кобура.)

Для облегчения поиска слов можно дать значение искомого слова или хотя бы намекнуть на область, к которой оно относится. Чтобы не толковать каждое слово, можно для задания отобрать слова одной лексической группы:

Переставьте буквы в данных словах так, чтобы получились названия продуктов питания или блюд: атлас, кума, смола, угар, шпала.

(Ответы: салат, мука, масло, рагу, лапша.)

Еще один способ загадывать анаграммы – не называть ни одного из слов, а предлагать значения обоих слов:

Переставив буквы в слове, превратите старинное средство передвижения в самое современное; вкусную булочку в лодку; грызуна в породистую лошадь; еловый лес в металл; материю в геометрическое тело.

(Ответы: карета – ракета, плюшка – шлюпка, крыса – рысак, ельник –

никель, сукно – конус.)

Обычно большой интерес вызывает зашифровка анаграмм в стихах:

Я кусаюсь, я летаю,

летом всем надоедаю.

Буквы переставь – и я

Стану частью корабля.

(комар – корма)

Я река с известными мостами,

Город есть на мне – музеев тьма.

Стоит буквы поменять местами –

В дивный город превращусь сама.

(Нева – Вена)

Я дикий родственник свиньи.

Но букв порядок измени –

Консервы, джемы, маринад

Во мне обычно все хранят.

(кабан – банка)

Частный случай анаграмм представляют собой слова, которые образуются из других слов при чтении справа налево, например: бар – раб, вес – сев, воз – зов, кот – ток, рот – тор, арап – пара, грот – торг, марш – шрам, сорт – трос. Способы загадывания – те же:

Прочитав слово справа налево, превратите дерево в геометрическое тело; измерение времени в породистую собаку; взрывчатое вещество в прибор для определения глубины моря; дорожку в сорт яблок; недовольный гул голосов в инструмент для рубки.

(Ответы: бук – куб, год – дог, тол – лот, тропа – апорт, ропот – топор.)

От солнца, ветра и дождя

Тебя всегда укрою я.

Наоборот меня прочтёшь –

В горах Армении найдёшь.

(навес – Севан)

Особую разновидность анаграмм представляют собой слова, из букв которых можно составить не одно, а несколько слов (должна использоваться каждая буква исходного слова по одному разу). Такой вид анаграмм можно назвать словарной арифметикой. Примеры: карусель = куль + сера, крепость

= прок + сеть, сноровка = нора + воск, сторона = сон + рота, типография

= пята + риф + иго.

Такие равенства находить совсем несложно: большинство не самых коротких слов можно разложить на два-три. Многие слова можно «разложить» разными способами, например: красота = акт + роса = ток + раса = сок + тара; распорядок = кора + спор + яд = пора + срок + яд = пора + сок + ряд (ярд) = оспа + ряд + рок = ряса + прок + до = покос + дар + яр.
АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Пример. Сентиментализм. Ассоциации: чувство, литературное направление, эмоции, природа. Выводится определение: сентиментализм - литературное направление, возводящее в культ чувство.

БАЛЛЫ И ОБРАЗЫ

Учащиеся оценивают свое отношение к перечисленным предметам и действиям:

1 балл – совсем не нравится,

2 балла – не нравится,

3 балла – так себе,

4 балла – нравится,

5 баллов – очень нравится.

Кроме того, желательно к каждой оценке подобрать соответствующий символ (цвет или предмет, т.е. ассоциацию).
БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

Известная информация и предположения

Новая информация
ВЕРНЫЕ – НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.
Пример




п/п


Утверждения

до

чтения

текста

после

чтения

текста

1.
2.

3.
4.

5.

6.


Определяют два основных типа словарей: энциклопедические

и развлекательные.

В энциклопедических словарях даётся описание какого-либо

явления, события, биографические сведения известных

исторических деятелей, деятелей науки, искусства и т.д.

Первые развлекательные словари – толкователи незнакомых

слов – появились в древности и были приложением к книгам.

Первый толковый словарь вышел в XVI веке.

Самым большим словарём русского языка в XIX веке был

«Толковый словарь живого великорусского языка» М.В.

Ломоносова.

Аспектные словари – это словари синонимов, омонимов,

антонимов и т.д.









ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ И АНЕКДОТЫ

Пример лингвистического парадокса.

Знак процента (%) возник из-за опечатки в «Руководстве по коммерческой арифметике» (1685 год). В одном месте речь шла о процентах, которые тогда обозначали «cto» (сокращенно от cento). Однако наборщик принял это «cto» за дробь и напечатал «%».
  1   2   3

Похожие:

Мастер-класс «Моделируем урок русского языка и литературы: «Роль этапов мотивации (самоопределения) и рефлексии учебной деятельности на уроке» iconРайонная научно-практическая конференция учителей русского языка...
Комментарий: мастерская проводится на уроке русского языка в 9 классе. Учащиеся объединяются в 2-3 группы и рассаживаются вокруг...

Мастер-класс «Моделируем урок русского языка и литературы: «Роль этапов мотивации (самоопределения) и рефлексии учебной деятельности на уроке» iconОрганизация рефлексии на уроке и развитие навыков рефлексии в начальной школе
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского...

Мастер-класс «Моделируем урок русского языка и литературы: «Роль этапов мотивации (самоопределения) и рефлексии учебной деятельности на уроке» iconУроках русского языка и литературы (слайд 1)
«Применение технологии развития «критического мышления» на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс «Моделируем урок русского языка и литературы: «Роль этапов мотивации (самоопределения) и рефлексии учебной деятельности на уроке» iconРоль профориентации в процессе социализации подростков
Научный руководитель работы: Макаркина Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Мастер-класс «Моделируем урок русского языка и литературы: «Роль этапов мотивации (самоопределения) и рефлексии учебной деятельности на уроке» iconКонкурсное задание «Методический семинар» Боднарюк М. И., учитель...
Меня зовут Боднарюк Марина Исаевна, я учитель русского языка и литературы Центра образования. Сегодня в рамках методического семинара...

Мастер-класс «Моделируем урок русского языка и литературы: «Роль этапов мотивации (самоопределения) и рефлексии учебной деятельности на уроке» icon5-9 класс рабочая программа Мыски 2014
Составители: Бараксанова Н. Н., Дементьева Н. А., учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Мастер-класс «Моделируем урок русского языка и литературы: «Роль этапов мотивации (самоопределения) и рефлексии учебной деятельности на уроке» iconМетодическая разработка урока русского языка Составитель
Составитель: Юсупова Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы мбоу гимназии №2 г. Чехова Московской области

Мастер-класс «Моделируем урок русского языка и литературы: «Роль этапов мотивации (самоопределения) и рефлексии учебной деятельности на уроке» iconБольшакова Наталья Николаевна учитель русского языка и литературы...
Урок-клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны

Мастер-класс «Моделируем урок русского языка и литературы: «Роль этапов мотивации (самоопределения) и рефлексии учебной деятельности на уроке» iconУрок русского языка. 6 класс. Тема: Характеристика делового стиля
Вы уже знакомы со стилями речи. Вспомните, какие стили существуют? Где чаще всего встречается каждый из стилей?

Мастер-класс «Моделируем урок русского языка и литературы: «Роль этапов мотивации (самоопределения) и рефлексии учебной деятельности на уроке» iconУрок химии в 8 классе «Скорость химической реакции»
Мастер-класс «Урок в пространстве отношений». Учитель химии и биологии Колпакова В. В

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск