Скачать 287.4 Kb.
|
Ковалева Н.П., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №14, Балагура А.А., ЗД УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №14 Мастер-класс «Моделируем урок русского языка и литературы: «Роль этапов мотивации (самоопределения) и рефлексии учебной деятельности на уроке» - Здравствуйте, уважаемые коллеги ! - Мы рады приветствовать всех в преддверии нового учебного года. - Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». - Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс. - Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Как сделать каждый урок интересным и необычным? Как грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приемы и методики, чтобы проводить запоминающиеся уроки? - Этой теме посвящен наш небольшой мастер-класс. - Мы решили пригласить вас в ресторан. Вам нужно разделиться на две группы, одна из которых будет представлять сторону работников ресторана (шеф-повар и его команда), а другая - посетителей. - Конечно, это будет необычный ресторан. Команде шеф-повара предлагается в качестве меню в течение двух минут придумать как можно больше вариантов начала урока по вашей любимой теме . - А команда посетителей через две минуты выберет из предложенных вариантов наиболее удачные, интересные и необычные. (Выполнение работы на ватмане «Меню»). - Уважаемые коллеги , легко ли вам было выполнять эту работу? - Нужно помнить, что начало урока должно привлекать внимание учеников, формировать интерес к предмету и провоцировать тягу к знаниям. Тяга к познанию естественна для человеческой природы. Убить ее могут только скучные учителя и нудные уроки. Как начать урок, чтобы сразу завладеть вниманием класса???? (Ответы коллег). - Спасибо за ответы. Подведем итог. Этот вопрос или задание должны быть: — посильными для возраста; — неожиданными по содержанию; — интересными по сути; — базирующимися на предшествующих знаниях (на ранних стадиях базой может стать, как правило, только личный жизненный опыт школьника); — настраивающими учеников на тему урока; — способствующими развитию школьника. - Мы предлагаем вам набор активных приёмов начала урока, с которыми вы можете более подробно ознакомиться после мастер-класса.
- Начало урока – это важный этап. Но не менее значимым является заключительный этап урока, так как именно здесь проясняется смысл проделанного, подводится черта под знаниями и действиями, которые должны были быть усвоены, и устанавливается связь между тем, что учащимся уже известно, и тем, что понадобится им в будущем. - Рефлексия - заключительный этап урока, на котором обычно учитель спрашивает, что было эффективно на уроке, что — нет, собирает пожелания, замечания, и в итоге обобщает пройденное и побуждает к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала. Через рефлексию учитель демонстрирует, что он заботится об опыте учеников, ценит мнение детей, заинтересован в успехе и развитии каждого ребенка. Самые скучные и малопродуктивные рефлексии – это те, в которых учитель озабочен исключительно оценкой. Если заключительный этап урока начинается с вопроса «Чему вы научились?», то вряд ли он превратится в запоминающееся действие. Поэтому мы, осознавая важность и значимость заключительного этапа урока, представляем приемы организации рефлексии на уроках.
- Мы возвращаемся в наш ресторан. Предлагаем вам сделать запись в книгу жалоб и предложений. - Я съел бы еще этого… Пожалуйста, добавьте… (синий) - Больше всего мне понравилось… (желтый) - Я переел… (розовый) (Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя). Приложение №1 Приемы начала урока АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Группы: 5-7 человек. Численность: весь класс. Время: 20-25 мин. Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры. Проведение Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы(оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой, нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершение учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы. Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок. АНАГРАММЫ Анаграмма – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например: луг – гул, карп – парк, адрес – среда, рост – сорт – торс – трос, клоун – колун – кулон – уклон. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы дают богатый материал для словесных головоломок, которые также называют анаграммами. В головоломках принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные формы существительных, множественное число). Рассмотрим некоторые возможные варианты. Самый простой способ – предложить найти анаграмму к заданному слову, например: Подберите анаграммы к следующим словам: верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка. (Ответы: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик, кобура.) Для облегчения поиска слов можно дать значение искомого слова или хотя бы намекнуть на область, к которой оно относится. Чтобы не толковать каждое слово, можно для задания отобрать слова одной лексической группы: Переставьте буквы в данных словах так, чтобы получились названия продуктов питания или блюд: атлас, кума, смола, угар, шпала. (Ответы: салат, мука, масло, рагу, лапша.) Еще один способ загадывать анаграммы – не называть ни одного из слов, а предлагать значения обоих слов: Переставив буквы в слове, превратите старинное средство передвижения в самое современное; вкусную булочку в лодку; грызуна в породистую лошадь; еловый лес в металл; материю в геометрическое тело. (Ответы: карета – ракета, плюшка – шлюпка, крыса – рысак, ельник – никель, сукно – конус.) Обычно большой интерес вызывает зашифровка анаграмм в стихах: Я кусаюсь, я летаю, летом всем надоедаю. Буквы переставь – и я Стану частью корабля. (комар – корма) Я река с известными мостами, Город есть на мне – музеев тьма. Стоит буквы поменять местами – В дивный город превращусь сама. (Нева – Вена) Я дикий родственник свиньи. Но букв порядок измени – Консервы, джемы, маринад Во мне обычно все хранят. (кабан – банка) Частный случай анаграмм представляют собой слова, которые образуются из других слов при чтении справа налево, например: бар – раб, вес – сев, воз – зов, кот – ток, рот – тор, арап – пара, грот – торг, марш – шрам, сорт – трос. Способы загадывания – те же: Прочитав слово справа налево, превратите дерево в геометрическое тело; измерение времени в породистую собаку; взрывчатое вещество в прибор для определения глубины моря; дорожку в сорт яблок; недовольный гул голосов в инструмент для рубки. (Ответы: бук – куб, год – дог, тол – лот, тропа – апорт, ропот – топор.) От солнца, ветра и дождя Тебя всегда укрою я. Наоборот меня прочтёшь – В горах Армении найдёшь. (навес – Севан) Особую разновидность анаграмм представляют собой слова, из букв которых можно составить не одно, а несколько слов (должна использоваться каждая буква исходного слова по одному разу). Такой вид анаграмм можно назвать словарной арифметикой. Примеры: карусель = куль + сера, крепость = прок + сеть, сноровка = нора + воск, сторона = сон + рота, типография = пята + риф + иго. Такие равенства находить совсем несложно: большинство не самых коротких слов можно разложить на два-три. Многие слова можно «разложить» разными способами, например: красота = акт + роса = ток + раса = сок + тара; распорядок = кора + спор + яд = пора + срок + яд = пора + сок + ряд (ярд) = оспа + ряд + рок = ряса + прок + до = покос + дар + яр. АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть. Пример. Сентиментализм. Ассоциации: чувство, литературное направление, эмоции, природа. Выводится определение: сентиментализм - литературное направление, возводящее в культ чувство. БАЛЛЫ И ОБРАЗЫ Учащиеся оценивают свое отношение к перечисленным предметам и действиям: 1 балл – совсем не нравится, 2 балла – не нравится, 3 балла – так себе, 4 балла – нравится, 5 баллов – очень нравится. Кроме того, желательно к каждой оценке подобрать соответствующий символ (цвет или предмет, т.е. ассоциацию). БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Известная информация и предположения Новая информация ВЕРНЫЕ – НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации. Пример
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ И АНЕКДОТЫ Пример лингвистического парадокса. Знак процента (%) возник из-за опечатки в «Руководстве по коммерческой арифметике» (1685 год). В одном месте речь шла о процентах, которые тогда обозначали «cto» (сокращенно от cento). Однако наборщик принял это «cto» за дробь и напечатал «%». |
Комментарий: мастерская проводится на уроке русского языка в 9 классе. Учащиеся объединяются в 2-3 группы и рассаживаются вокруг... | Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского... | ||
«Применение технологии развития «критического мышления» на уроках русского языка и литературы» | Научный руководитель работы: Макаркина Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы | ||
Меня зовут Боднарюк Марина Исаевна, я учитель русского языка и литературы Центра образования. Сегодня в рамках методического семинара... | Составители: Бараксанова Н. Н., Дементьева Н. А., учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории | ||
Составитель: Юсупова Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы мбоу гимназии №2 г. Чехова Московской области | Урок-клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны | ||
Вы уже знакомы со стилями речи. Вспомните, какие стили существуют? Где чаще всего встречается каждый из стилей? | Мастер-класс «Урок в пространстве отношений». Учитель химии и биологии Колпакова В. В |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |