Скачать 148.56 Kb.
|
Урок литературы с использованием стратегии технологии РКМЧП в 7 классе «Японские трёхстишия» Комбарова Любовь Михайловна МАОУ «Гимназия №56»Г.Томска, учитель русского языка и литературы Г.Томск, ул.Смирнова,28 89061998918,klm71@sibmail.com Тема урока: «Японские трёхстишия». Эпиграф: «Молчание красноречивее слов» Японская пословица Цели урока: Обучающие: дать представление о японских традициях; познакомить с жанром японской поэзии – хокку, особенностями композиции этого жанра; научить писать хокку. Развивающие:развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся. Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к традициям другой страны, её литературе; воспитание культуры общения в группе со сверстниками. Приемы ТРКМЧП: бортовой журнал, инсерт, синквейн. Оборудование урока: интерактивная (маркировочная) доска или проектор, компьютер, презентация MicrosoftPowerPoint, листы с печатным текстом о строении хокку. Методический комментарий[1] В основе технологии РКМЧП («Развитие критического мышления через чтение и письмо») лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия. Первая стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Вызовом может служить познавательная задача, полемичные слова (цитата), обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос:«Что вы знаете о…?»).Предполагается последовательное включение учащихся в мыслительную деятельность, когда каждый следует по пути от «простого» к «сложному», что позволяет судить об уровне овладения мыслительными операциями. Особенность этого этапа заключается в возможности его применения на всех уровнях изучения материала (введение в курс, введение в тему, введение в урок). Результаты: актуализированный опыт, активизированное знание, сформированный мотив. Вторая стадия – осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как: чтение текста с маркировкой по методу insert; ведение различных записей типа двойных дневников и бортовых журналов, концептуальных таблиц; выделение ключевых слов; новый кластер; сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?). Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В самом простом варианте бортовой журнал применяется перед чтением или иной формой изучения материала. Учащиеся записывают в соответствующей графе таблицы ответы на следующие вопросы: Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова. Третья стадия– рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На данном этапе используются такие приемы, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях; эссе; сказка; телеграмма. Результаты: присвоение знания; сформированное целостное представление о предмете; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение Модель урока в технологии развития критического мышления представлена в таблице. Таблица Модель построения уроков в технологии развития критического мышления
Что же принципиально новое несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации Ход урока 1.Оргмомент: приветствие учителя, деление класса на 5 групп. 2.Слово учителя (чтение хокку)(стадия вызова) Пугают их, гонят с полей! Вспорхнут воробьи и спрячутся Под защитой чайных кустов. (Басё) [4]
Вопрос учителя: как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? 3.Рассказ учителя (стадия осмысления)[2] Сегодня речь пойдёт о японской поэзии, а в связи с ней и о традициях Страны восходящего солнца. По легенде, она образовалась из вереницы капель, скатившихся с богатырского копья бога Изанаги, отделившего земную твердь от морской хляби. Изогнутая цепь островов действительно напоминает застывшие капли. Древняя история и экзотика страны неудержимо влекут к себе европейцев. Но чем ближе знакомишься с традициями Японии, тем больше понимаешь, насколько необычно восприятие мира и человека в этом мире в понимании японцев. Суетливые европейцы постоянно попадают здесь впросак. Только в Японии возможна, скажем, такая ситуация: вы возвращаетесь в гостиницу и спрашиваете портье: «Мне звонили?» — «Да». — «Кто же?» — «Никто». Иначе администратор-японец вам ответить просто не мог: сказать сразу о том, что никто не звонил — это значит серьёзно обидеть, даже оскорбить вас, раз в течение целого дня вы были никому не нужны. Эта курьёзная ситуация даёт нам ключ к пониманию японского этикета, его правил: всегда следует заботиться о чувстве собственного достоинства пусть даже незнакомого человека; с особым уважением относиться к старшим, даже если они не правы; быть внимательным к людям и окружающей природе. Любого японца с детства учат посреди ежедневной суеты, забот, сутолоки находить мгновения, чтобы полюбоваться закатом солнца, первым цветком, прислушаться к шелесту листвы и барабанному бою капель дождя. Эти мгновения запоминают, чтобы в трудные минуты жизни «перелистать» их, словно старые фотографии, на которых мы всегда чуть моложе и счастливее. И тогда появляются силы забыть о невзгодах и жить дальше. Наверное, именно в такие мгновения и могут рождаться стихи: Первый снег под утро. Он едва-едва пригнул Листики нарцисса.[4] Или: В гостях у вишнёвых цветов Я пробыл ни много ни мало — Двадцать счастливых дней![4] Басе Учитель.Необычно в Японии всё, например, японский дом. Монтаж с участием учащихся 1-й ученик. Японский дом не имеет ни окон, ни дверей в нашем понимании. Три стены из четырёх можно в любой момент раздвинуть или вовсе снять. Исчезли перегородчатые створки — и «природа вошла в дом», и ты оказываешься в своеобразной беседке посреди сада и любуешься старым камнем, поросшим мхом, соловьем на ветке, облетающими лепестками, так похожими на мотыльков. 2-й ученик (чтец). Ива склонилась и спит. И кажется мне, соловей на ветке - Это её душа.[4] Басе 3-й ученик (чтец). Что там? Проблеск луны? Ещё осталась в туманах, Тёмных, как ночь.[4] Сёкаху Учитель И природа в Японии по-особому сурова, но прекрасна. 4-й ученик. Гигантские волны тайфуна сметают всё на своём пути; пожары безжалостно губят лёгкие домики; практически ежедневные толчки землетрясений дали Японии вторе название — страна огнедышащих гор. Близок опасности, смерти породила идеал японского характера — это невозмутимость, умение запрятать глубоко внутрь обиду, страх, гнев, раздражение и даже... радость. В скорбь стихах лишь намёк на истинную силу горя. 5-й ученик (чтец). Отцу, потерявшему сына. Поник головой до земли. - Словно весь мир опрокинут вверх дном, - Придавленный снегом бамбук.[2] Басе 1-й ученик (чтец). На смерть младше сестры. Увы, в руке моей, Слабея неприметно, Погас мой светлячок. МукайКерай[2] Учитель.Чтят в Японии и древние традиции. 2-й у ч е н и к.В Японии не принято перекладывать свои проблемы на плечи других. А вот любоваться наиболее поэтическими явлениями природы лучше коллективно: всей семьёй целым городом. Зимой прекрасен свежевыпавший снег, весной принято любоваться цветень ем сливы, вишни, осенью — огненно-красно листвой горных клёнов. Здесь по-настоящему поклоняются красоте. 3-й ученик (чтец). На высокой насыпи — сосны, А меж ними вишни сквозят, и дворец В глубине цветущих деревьев... [4] Басе 4-й ученик (чтец). Осенняя луна Сосну рисует тушью На синих небесах. Рансэцу[2] 5-й ученик (чтец). О кленовые листья! Крылья вы обжигаете Пролетающим птицам.[2] Сико Учитель: Как вы знаете, в ходе исследования ученые ведут журналы наблюдений. Давайте с вами подумаем, что такое хокку и заполним левую колонку нашего журнала наблюдения. (Учащиеся работают в парах. Свои предположения они записывают в таблице. Бортовой журнал[3]
Учитель: Прозвучали непривычные для нас стихи. Чем они необычны? Почему это всё-таки стихи? Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях: «V» - уже знал, «+» - новое, «?» - не понял.(Учащиеся читают текст.)Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой по методу insert (инсерт), заполнение второй части бортового журнала[3] Эти лирические стихотворения носят название хайку (или хокку). Они стали популярными" в Японии в 16-17веках. Каждое стихотворение организовано по определённым законам. Хокку не имеют рифмы и строятся на основе одного поэтического образа, одной детали, одной мысли и при этом таят в себе много неожиданного. Оригинальное японское хайку состоит из 17 слогов (впрочем, уже у Басё встречаются отступления от нормы слогового состава), записанных в один столбец. Классические хайку обязательно строятся на соотнесении человека (автора), его внутреннего мира, биографии и т. п. с природой; при этом природа должна быть определена относительно времени года — для этого в качестве обязательного элемента текста используется киго (яп. 季語киго?, «сезонное слово»). Чаще всего повествование ведётся в настоящем времени: автор представляет свои переживания. Рифмы в хайку в европейском понимании нет. Каждое хайку — это отдельный мир, полный своих образов, чувств, это картинка, живущая вне строк. Стихотворение разомкнуто во времени и пространстве, поэтическая мысль наделена протяженностью. Мастерством хокку считается в трех строках описать момент: - первая строка отвечает на вопрос «Где?»; - вторая на вопрос «Что?»; - третья на вопрос «Когда?». Но нередки и хайку без ответа на эти извечные вопросы, особенно когда они описывают чувства, состояния. В маленьком стихотворении каждое слово, каждый образ на счету, они приобретают особую весомость, значимость. Для хокку характерна символичность — знакомый всем язык чувств. Сказать много небольшим количеством слов-знаков — главный принцип хокку.[4] Учитель: Оправдались ли наши предположения? Учитель: проанализируем конкретные примеры (читает хокку). Утка прижалась к земле, Платьем из крыльев прикрыла Голые ноги свои..[4]. Басе Майские дожди Водопад похоронили – Залили водой. Басе[4] Вопрос учителя: Какую картину вы мысленно себе рисуете, читая эти строки? Какие художественные средства помогли создать более яркий образ? Какое настроение создаётся при чтении стихотворений? Как бы вы изобразили персонажей стихов? Комментарии и выводы к первому хокку: воображение рисует одинокую, грустную уточку, она горько «прижалась к земле», может быть, похожую на нищего, прикрывающего лохмотьями голые ноги; однако, если мы посмотрим на рисунок уток-мандаринок, распространённых в Японии, картина в корне изменится: перед нами предстанет гордая, кокетливая красавица, желающая произвести впечатление на зрителей своей неотразимостью, пышностью и великолепием изысканного наряда, «платья». Впечатление изменилось на противоположное, что самое удивительное — в трёх строчках мы находим опору и для первого, и для второго варианта толкования. Убедимся, что это не случайность, на втором примере. Метафора «похоронили» изначально настраивает нас на скорбный лад. Сильный, могучий водопад оказался бессильным перед своим внезапным противником — ливнем. Водопад похож на гордого борца, который неожиданно проиграл битву, оказался сломленным; но дождь не обычный, не осенний, затяжной, бесконечно нудный, а «майский», это меняет наше восприятие: старый водопад уступил молодому дождю, майский дождь — первый дождь, предвестник тепла, света, цветения, жизни, поэтому всё вокругде грустит, а радостно и победно грохочет.)[2] Учитель. Мы сделали вывод об удивительной многозначности хокку; разные читатели видят разные, порой противоположные картины за тремя строчками. Даже один и тот же человек, находясь в разном настроении, будет по-разному воспринимать одно и то же стихотворение. Хокку напоминает калейдоскоп, который каждый раз поворачивается новой, неповторимой гранью. При этом мы все обратили внимание на то, что за описанием природы стоит безграничный мир переживаний человека. Стихи просты и сложны одновременно. Учитель. Несмотря на необычность и сложность хайку, их сочинительством занимаются не только профессионалы. Стихосложение в Японии в целом удел не только поэтов, а явление общенародное. Два десятка ежемесячных журналов общим тиражом свыше миллиона экземпляров целиком посвящены поэзии. В прошлые века, когда стихи сочиняли приближённые императора, считалось похвальным умением по любому поводу и тут же, на месте, то есть экспромтом, создать стихотворение.С XVI века и до сих пор в середине января в Японии устраивается традиционное поэтическое состязание. Десятки тысяч стихотворений на заданную тему поступают на этот общенациональный конкурс. Мы тоже попытаемся посоперничать между собой в сочинении хайку, взяв за основу знаменитые стихотворения Басе (Создать жюри из числа подготовленных учеников) Задание 1: В данные трёхстишия подставьте подходящие по смыслу пропущенные слова и выражения, обоснуйте своё решение. Цветы увяли. Сыплются, падают семена, Как будто <...> (слёзы). Тихая лунная ночь... Слышно, как в глубине <...> (каштана) (Ядрышко гложет червяк.)[4] В небе такая луна, Словно (дерево спилено под корень). < > (Белеет свежий срез.)[4] Задание 2: Восстановите заголовок стихотворения: Из сердцевины пиона Медленно выползает пчела... О, с какой неохотой! («Покидая гостеприимный дом»)[4] (Жюри подводит итог) Подготовленный ученик рассказывает притчу о мастере чайной церемонии Рикю.[2] Есть древняя притча (Притча - малый дидактико-аллегорический литературныйжанр, заключающий всебе моральное или религиозное поучение (""премудрость"").Близка к басне; в своих модификациях - универсальное явление в мировом фольклоре и литературе (напр., притчи Евангелий, в т. ч. о блудном сыне) о мастере чайной церемонии Рикю, сад которого славился на всю Японию цветами повилики. Взглянуть на них решил даже сам сёгунХидэёси. Придя, однако, в назначенное утро в сад, он с удивлением обнаружил, что все цветы срезаны. Уже начавший гневаться, повелитель пошёл в комнату и увидел икебану из одного-единственного стебля повилики. Рикю принёс в жертву все цветы своего сада, чтобы подчеркнуть их красоту в одном, лучшем. Как эта мудрая притча связана с темой нашего урока?.. Такому же строгому отбору подвергаются слова при создании хайку. Поэт, подобно скульптору, отсекает всё лишнее, чтобы подарить миру настоящий шедевр. А теперь проверим, сможете ли вы применить полученные знания и подарить нам радость от встречи с вашей поэзией! (После выполнения каждого задания жюри подводит итог) Задание: «Собери хокку» (разрезать по 2 хокку и раздать группам и гостям). Задание: «Посоревнуйся с поэтом» (уч-ся получают 2 строки хокку, а третью должны придумать сами.Чей вариант удачнее?) Конкурс эавасэ: сочинить хокку на темы японских картин (каждая группа получает картину японского художника). Подведение итогов: написать синквейн[1]по новой теме (стадия рефлексии) Домашнее задание. 1. Объяснить смысл выбранных самими учениками понравившихся стихотворений. 2. Сочинить хайку на тему «Ранний вечер», «Восход солнца», «Снег за окном». Литература
|
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Бронницы | |||
В результате дети не хотят учиться, не видят смысла в такой учёбе. Теряется значимость официального образования (Андрей Викторович... | Цель урока: закрепление навыков создания и форматирования текста при решении практических задач | ||
Мастер-класс «Урок в пространстве отношений». Учитель химии и биологии Колпакова В. В | Визуальные методы организации учебного материала при использовании технологии «ркмчп» в начальной школе | ||
Задачи урока: познакомить детей с новым учебником и его специфическими особенностями, рабочей тетрадью, героями; раскрыть содержание... | Урок по теме “Квадратная матрица” входит в состав содержательной линии “Информационные технологии” | ||
Данный урок проводился в классе, состоявшем из 25 учащихся. Поэтому предоставилась возможность максимально работать в группах и использовать... | Комментарий: мастерская проводится на уроке русского языка в 9 классе. Учащиеся объединяются в 2-3 группы и рассаживаются вокруг... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |