Скачать 80.43 Kb.
|
Устюгова Евгения Дмитриевна, учитель начальных классов МАОУ лицея № 7 г. Томска Визуальные методы организации учебного материала при использовании технологии «РКМЧП» в начальной школе. Технологией развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) называют базовую модель обучения( вызов – осмысление содержания – рефлексия). Данная модель отражает три стадии единого процесса движения учителя и обучающихся от поставленных целей к результатам обучения по усвоению новой темы или всего тематического блока. Данная технология отвечает требованиям ФГОС, поскольку для неё характерно не определение последовательности действий при движении от заданной цели к гарантированному результату, а обеспечение условий для формулирования самими обучающимися спектра разнообразных целей обучения и достижения как заранее определённых, так и непрогнозируемых результатов и даже корректировка первоначальных целей и постановка новых, отличных от них. В технологии развития критического мышления большое место отводится визуальным формам организации материала. С помощью предложенных приемов обучающиеся пытаются предварительно систематизировать материал, высказывают свои идеи, визуализируя их. Многие приемы работают на стадии осмысления, но есть и такие, которые могут стать ведущей стратегией урока. 1. Приём «Выглядит, как… Звучит, как…» Этот прием направлен на присвоение понятий, терминов. На стадии вызова учитель предлагает обучающимся записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые возникают в связи с данным словом или понятием. Например, понятие «природные зоны».
На стадии рефлексии, после знакомства с основной информацией, можно снова вернуться к этой таблице и обсудить её с учетом новых знаний. 2. Приём «Плюс – минус – интересно» Этот прием так же лучше всего применять на стадии вызова. Например, нам необходимо выяснить, как должен питаться школьник, чтобы вырасти здоровым и крепким? Занесём имеющуюся у нас информацию в таблицу:
Ознакомившись с таблицей, обучающиеся понимают, что на основе этих данных на вопрос не ответишь, нужна дополнительная информация. В третью графу заносятся вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответ. Теперь таблица выглядит вот так:
Этот приём помогает учителю организовать работу с информацией и на стадии осмысления содержания. По ходу чтения текста новая информация заносится в таблицу, заполняются соответствующие графы. Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. При чтении текста в соответствующих графах таблицы фиксируется информация, отражающая:
При использовании этого приема информация не только хорошо воспринимается, но и лучше систематизируется, оценивается. Подобная форма организации материала позволяет выслушать несколько, иногда противоположных точек зрения; помогает организовать обсуждение спорных вопросов. 3. Прием «Бортовой журнал» Графические формы организации материала могут стать ведущим приемом на стадии осмысления. «Бортовые журналы» - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым обучающиеся во время изучения новой темы записывают свои мысли. Для обучающихся начальных классов подходит следующая форма «Бортового журнала»:
Пример из практики Урок окружающего мира в 4 классе Программа: «Перспективная начальная школа» Тема: «Как устроен организм человека?» На стадии вызова при изучении новой темы «Как устроен организм человека?» «Бортовой журнал» может выглядеть так:
На стадии рефлексии по этой теме «Бортовой журнал» может выглядеть так:
4. Таблица «З – Х – У» ( «Знаю – хочу узнать – узнал») Этот прием графической организации материала поможет актуализировать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемой теме.
Таблица «З-Х-У» заполняется учителем на доске, обучающиеся ведут записи в таблице, заранее заготовленной и распечатанной учителем. Пример из практики Урок русского языка ( 4 класс) Программа: «Перспективная начальная школа» Тема: Различение суффиксов. Значения суффиксов. На стадии вызова учитель просит обучающихся вспомнить, что им известно о суффиксах Ответы обучающихся заносятся в первый столбец.
Следующим этапом работы стадии вызова станет заполнение графы «Хочу узнать». Для её заполнения учитель просит обучающихся поставить вопрос к теме урока: «Что бы вы хотели узнать до работы с упражнением?» Записываются вопросы во вторую графу:
На стадии осмысления содержания переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть имеющиеся у нас сведения. Главный источник – упражнение в учебнике ( 1 часть, с.15 , упр. 9). После выполнения упражнения обучающиеся вновь возвращаются к таблице и заполняют, вместе с учителем, третий столбец.
5. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. Эта таблица может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приёмом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении новой темы. На стадии осмысления содержания - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения (слушания); при рефлексии – демонстрация понимания пройденного. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит следующим образом:
Пример из практики Урок литературного чтения ( 4 класс) Программа: «Перспективная начальная школа» Тема: Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Таблица «тонких» и «толстых» вопросов на стадии рефлексии:
Обучающиеся начальной школы легко усваивают все эти приёмы. При организации работы с использованием данных приемов нужно учесть, что учитель помогает обучающимся на каждом этапе. По мере того, как прием становится технологичным, доля учителя в работе уменьшается. Графическая организация материала наглядно показывает взаимоотношения между идеями ещё до облачения их в слова и это является положительным мотивом к учению. В данной работе учитываются индивидуальные возможности каждого обучающегося, и в то же время это хороший способ соединить групповую работу и приёмы визуальной организации учебного материала. Литература: 1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления: материалы семинаров по проекту «Развитие критического мышления через чтение и письмо»/Р. Бустром. – 2000. 2. Загашев И.О. Умение задавать вопросы/ И.О. Загашев//Перемена- 2001. № 4. 3. Заир – Бек С.И.Развитие критического мышления на уроке - М., 2011 4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие Г.К. Селевко.- М., 1998. |
Ульянова И. А., методист му «имц», учитель начальных классов маоу «сош№36 с уиоп» | Муниципального автономного общеобразовательного учреждение гимназии №55 им. Е. Г. Вёрсткиной г. Томска (маоу гимназия №55 им. Е.... | ||
Положение о портфолио учащихся специализированных классов маоу-лицея №13 п. Краснообска | Последовательность действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности в области оценки достижения планируемых результатов... | ||
Я, таблица, позволяющая структурировать учебное занятие по выбранным преподавателем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы... | |||
Место работы, должность муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 муниципального... | Место работы, должность муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей им дважды Героя Социалистического Труда В. Ф.... | ||
Основной образовательной программы начального общего образования и программы Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг, Н.... | Основной образовательной программы начального общего образования и программы Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг, Н.... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |