Устюгова Евгения Дмитриевна, учитель начальных классов маоу лицея №7 г. Томска Визуальные методы организации учебного материала при использовании технологии


Скачать 80.43 Kb.
НазваниеУстюгова Евгения Дмитриевна, учитель начальных классов маоу лицея №7 г. Томска Визуальные методы организации учебного материала при использовании технологии
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
Устюгова Евгения Дмитриевна, учитель начальных классов МАОУ лицея № 7 г. Томска

Визуальные методы организации учебного материала при использовании технологии «РКМЧП» в начальной школе.

Технологией развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) называют базовую модель обучения( вызов – осмысление содержания – рефлексия). Данная модель отражает три стадии единого процесса движения учителя и обучающихся от поставленных целей к результатам обучения по усвоению новой темы или всего тематического блока. Данная технология отвечает требованиям ФГОС, поскольку для неё характерно не определение последовательности действий при движении от заданной цели к гарантированному результату, а обеспечение условий для формулирования самими обучающимися спектра разнообразных целей обучения и достижения как заранее определённых, так и непрогнозируемых результатов и даже корректировка первоначальных целей и постановка новых, отличных от них.

В технологии развития критического мышления большое место отводится визуальным формам организации материала. С помощью предложенных приемов обучающиеся пытаются предварительно систематизировать материал, высказывают свои идеи, визуализируя их. Многие приемы работают на стадии осмысления, но есть и такие, которые могут стать ведущей стратегией урока.

1. Приём «Выглядит, как… Звучит, как…»

Этот прием направлен на присвоение понятий, терминов. На стадии вызова учитель предлагает обучающимся записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые возникают в связи с данным словом или понятием. Например, понятие «природные зоны».

Выглядит, как…

Звучит, как…

Ограниченные участки

Участки природы

Участки с границами

Огороженные участки

«Это новое»!

«Это необычно»!

« Мы пока этого не знаем»

«Что-то загадочное»

На стадии рефлексии, после знакомства с основной информацией, можно снова вернуться к этой таблице и обсудить её с учетом новых знаний.

2. Приём «Плюс – минус – интересно»

Этот прием так же лучше всего применять на стадии вызова. Например, нам необходимо выяснить, как должен питаться школьник, чтобы вырасти здоровым и крепким? Занесём имеющуюся у нас информацию в таблицу:

«+»

« - »

Интересно

Питаясь правильно, будешь хорошо расти, быстро двигаться, будешь веселым и жизнерадостным.

Не все полезные продукты вкусные и сладкие




Некоторые полезные продукты вкусные

Трудно отказаться от чипсов, конфет, пирожных.




Если будешь питаться правильно, будешь меньше болеть

Не все любят есть овощи




Ознакомившись с таблицей, обучающиеся понимают, что на основе этих данных на вопрос не ответишь, нужна дополнительная информация. В третью графу заносятся вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответ.

Теперь таблица выглядит вот так:

«+»

« - »

Интересно

Питаясь правильно, будешь хорошо расти, быстро двигаться, будешь веселым и жизнерадостным.
Некоторые полезные продукты вкусные.
Если будешь питаться правильно, будешь меньше болеть

Не все полезные продукты вкусные и сладкие.
Трудно отказаться от чипсов, конфет, пирожных.
Не все любят есть овощи

В каких продуктах, кроме молочных, содержатся белки?
Зачем организму нужны жиры?
В каких продуктах содержится много витаминов?
Какие продукты помогают лучше думать, быстрее бегать?

Этот приём помогает учителю организовать работу с информацией и на стадии осмысления содержания. По ходу чтения текста новая информация заносится в таблицу, заполняются соответствующие графы. Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. При чтении текста в соответствующих графах таблицы фиксируется информация, отражающая:

  • Положительные стороны явления - «+»

  • Отрицательные стороны явления – « - »

  • Информация, которая интересует - «И»

При использовании этого приема информация не только хорошо воспринимается, но и лучше систематизируется, оценивается. Подобная форма организации материала позволяет выслушать несколько, иногда противоположных точек зрения; помогает организовать обсуждение спорных вопросов.

3. Прием «Бортовой журнал»

Графические формы организации материала могут стать ведущим приемом на стадии осмысления. «Бортовые журналы» - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым обучающиеся во время изучения новой темы записывают свои мысли. Для обучающихся начальных классов подходит следующая форма «Бортового журнала»:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал?







Пример из практики

Урок окружающего мира в 4 классе

Программа: «Перспективная начальная школа»

Тема: «Как устроен организм человека?»

На стадии вызова при изучении новой темы «Как устроен организм человека?»

«Бортовой журнал» может выглядеть так:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал?

У человека есть руки, ноги, голова, туловище.




У человека есть внутренние органы: сердце, желудок, легкие.




Каждый орган имеет определенную форму и строение.




Каждый орган занимает своё место в организме




На стадии рефлексии по этой теме «Бортовой журнал» может выглядеть так:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал?

У человека есть руки, ноги, голова, туловище.

Группы связанных друг с другом органов образуют системы органов

У человека есть внутренние органы: сердце, желудок, легкие.

Существуют: костная, мышечная системы, система пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевая.

Каждый орган имеет определенную форму и строение, занимает своё место в организме

Управляет деятельностью всех органов нервная система человека

4. Таблица «З – Х – У» ( «Знаю – хочу узнать – узнал»)

Этот прием графической организации материала поможет актуализировать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемой теме.

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали или что нам осталось узнать

Таблица «З-Х-У» заполняется учителем на доске, обучающиеся ведут записи в таблице, заранее заготовленной и распечатанной учителем.

Пример из практики

Урок русского языка ( 4 класс)

Программа: «Перспективная начальная школа»

Тема: Различение суффиксов. Значения суффиксов.

На стадии вызова учитель просит обучающихся вспомнить, что им известно о суффиксах

Ответы обучающихся заносятся в первый столбец.

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали или что нам осталось узнать

Суффикс – часть слова, которая стоит после корня

Суффиксы служат для образования новых слов










Следующим этапом работы стадии вызова станет заполнение графы «Хочу узнать». Для её заполнения учитель просит обучающихся поставить вопрос к теме урока: «Что бы вы хотели узнать до работы с упражнением?»

Записываются вопросы во вторую графу:

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали

Суффикс – часть слова, которая стоит после корня

Суффиксы служат для образования новых слов


Чем различаются суффиксы?

Какое значение имеют суффиксы?




На стадии осмысления содержания переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть имеющиеся у нас сведения. Главный источник – упражнение в учебнике ( 1 часть, с.15 , упр. 9). После выполнения упражнения обучающиеся вновь возвращаются к таблице и заполняют, вместе с учителем, третий столбец.

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали

Суффикс – часть слова, которая стоит после корня

Суффиксы служат для образования новых слов


Чем различаются суффиксы?

Какое значение имеют суффиксы?

Суффиксы по – разному звучат, но имеют одинаковое значение – это суффиксы- синонимы.

Суффиксы одинаково звучат, но имеют разное значение – это суффиксы – омонимы.

5. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

Эта таблица может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приёмом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении новой темы. На стадии осмысления содержания - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения (слушания); при рефлексии – демонстрация понимания пройденного. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит следующим образом:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Как звали…?

Объясните, почему …?

Когда…?

В чем различие…?

Согласны ли вы…?

Предположите, что будет, если …?

Мог ли …?

Почему вы думаете…?

Пример из практики

Урок литературного чтения ( 4 класс)

Программа: «Перспективная начальная школа»

Тема: Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов на стадии рефлексии:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Как звали главного героя?

Чему научил Лис Маленького принца?

Как назывался цветок, который вырастил Маленький принц?

Какие самые важные истины узнал Маленький принц от Лиса?

Согласны ли вы с тем, что роза была очень капризна?

Как ты думаешь, эти истины останутся для Маленького принца просто красивыми выражениями, или они помогут ему изменить дальнейшую жизнь?

Кого увидел Маленький принц под яблоней?

Понимал ли Маленький принц до встречи с Лисом что такое настоящее богатство?

Обучающиеся начальной школы легко усваивают все эти приёмы. При организации работы с использованием данных приемов нужно учесть, что учитель помогает обучающимся на каждом этапе. По мере того, как прием становится технологичным, доля учителя в работе уменьшается. Графическая организация материала наглядно показывает взаимоотношения между идеями ещё до облачения их в слова и это является положительным мотивом к учению. В данной работе учитываются индивидуальные возможности каждого обучающегося, и в то же время это хороший способ соединить групповую работу и приёмы визуальной организации учебного материала.

Литература:

1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления: материалы семинаров по проекту «Развитие критического мышления через чтение и письмо»/Р. Бустром. – 2000.

2. Загашев И.О. Умение задавать вопросы/ И.О. Загашев//Перемена- 2001. № 4.

3. Заир – Бек С.И.Развитие критического мышления на уроке - М., 2011

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие

Г.К. Селевко.- М., 1998.

Похожие:

Устюгова Евгения Дмитриевна, учитель начальных классов маоу лицея №7 г. Томска Визуальные методы организации учебного материала при использовании технологии iconМетодические рекомендации для учителей начальных классов Портфолио,...
Ульянова И. А., методист му «имц», учитель начальных классов маоу «сош№36 с уиоп»

Устюгова Евгения Дмитриевна, учитель начальных классов маоу лицея №7 г. Томска Визуальные методы организации учебного материала при использовании технологии iconО проведении периодических медицинских осмотров
Муниципального автономного общеобразовательного учреждение гимназии №55 им. Е. Г. Вёрсткиной г. Томска (маоу гимназия №55 им. Е....

Устюгова Евгения Дмитриевна, учитель начальных классов маоу лицея №7 г. Томска Визуальные методы организации учебного материала при использовании технологии iconПриказ 1/22 от 09. 2014 г. Положение о портфолио учащихся специализированных...
Положение о портфолио учащихся специализированных классов маоу-лицея №13 п. Краснообска

Устюгова Евгения Дмитриевна, учитель начальных классов маоу лицея №7 г. Томска Визуальные методы организации учебного материала при использовании технологии icon4 Последовательность действий, методов, приемов и форм педагогической...
Последовательность действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности в области оценки достижения планируемых результатов...

Устюгова Евгения Дмитриевна, учитель начальных классов маоу лицея №7 г. Томска Визуальные методы организации учебного материала при использовании технологии iconРекомендации к заполнению электронного шаблона портфолио педагогического...

Устюгова Евгения Дмитриевна, учитель начальных классов маоу лицея №7 г. Томска Визуальные методы организации учебного материала при использовании технологии iconМетодика разработки технологической карты учебного занятия, в соответствии...
Я, таблица, позволяющая структурировать учебное занятие по выбранным преподавателем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы...

Устюгова Евгения Дмитриевна, учитель начальных классов маоу лицея №7 г. Томска Визуальные методы организации учебного материала при использовании технологии iconПеречень критериев и показателей для оценки профессиональной деятельности...
Место работы, должность муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 муниципального...

Устюгова Евгения Дмитриевна, учитель начальных классов маоу лицея №7 г. Томска Визуальные методы организации учебного материала при использовании технологии iconПеречень критериев и показателей для оценки профессиональной деятельности...
Место работы, должность муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей им дважды Героя Социалистического Труда В. Ф....

Устюгова Евгения Дмитриевна, учитель начальных классов маоу лицея №7 г. Томска Визуальные методы организации учебного материала при использовании технологии iconРабочая программа учителя начальных классов Шарафеевой Л. И., учителя...
Основной образовательной программы начального общего образования и программы Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг, Н....

Устюгова Евгения Дмитриевна, учитель начальных классов маоу лицея №7 г. Томска Визуальные методы организации учебного материала при использовании технологии iconРабочая программа учителя начальных классов Шарафеевой Л. И., учителя...
Основной образовательной программы начального общего образования и программы Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг, Н....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск