Урок литературы в 6 классе. Тема: «Речь героев А. П. Чехова как источник смешного»


Скачать 139.03 Kb.
НазваниеУрок литературы в 6 классе. Тема: «Речь героев А. П. Чехова как источник смешного»
ТипУрок
filling-form.ru > Туризм > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Бронницы

Урок литературы в 6 классе

«Речь героев А.П. Чехова как источник смешного»

Урок подготовлен и проведен

учителем русского языка

и литературы

Густинович Ю.В.

г. Бронницы, 2011 г.

Урок литературы в 6 классе.

Тема: «Речь героев А.П. Чехова как источник смешного».

Они смешные, но невесёлые.

А.П.Чехов

Концепция: показать, что речь для А.П. Чехова – это один из любимых приемов создания комического, что она способствует раскрытию внутреннего мира чеховских персонажей.

Задачи:

  1. образовательные:

-проверить глубину эмоционального и содержательного восприятия

рассказа «Жалобная книга»;

- проверить качество самостоятельного чтения учащимися рассказа

«Хирургия»;

- в ходе анализа произведений А.П. Чехова выявить их художественное

своеобразие, обозначить приемы создания комического;

- в ходе обобщающей работы подвести итог урока;

2. развивающие:

- развивать внимание, логическое мышление, умение сравнивать и

обобщать;

- развивать умения высказывать собственные суждения и

аргументировать свою точку зрения, создавать целостное видение

проблемы;

- развивать творческие способности учащихся;

- развивать интерес к русской литературе;

3. воспитательные:

- воспитывать активную творческую личность, талантливого

читателя;

- воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки

коллективного труда, содружества;

- вызвать у учащихся чувство отвращения к чинопочитанию,

хвастовству, грубости, невежеству чеховских героев.

ХОД УРОКА

I Организационный момент. Постановка целей и задач.

Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучение творчества А. П. Чехова: познакомимся с рассказами «Жалобная книга» и «Хирургия», выявим их своеобразие, понаблюдаем над языковыми особенностями рассказов.

II Проверка ранее изученного материала.

Метод «Микрофон»( дома учащиеся работали с дополнительным материалом, представленным на карточке-информаторе)

  1. Известно, что Антон Павлович Чехов не любил вспоминать своё детство. “В детстве у меня не было детства”, — писал он своему старшему брату Александру. И главным образом это связано со скверным характером отца. Но вот, просматривая биографию Антона Павловича, я наткнулась на такие слова Чехова, написанные в семнадцать лет, в одном из писем: “Отец и мать — единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди…” Как вы можете прокомментировать это? (Действительно, мы знаем, что нужда, теснота, житейские невзгоды сделали трудным характер отца. Антон иногда больно ощущал это. “Знаешь, — сказал он одному своему другу, — я никогда не мог простить отцу, что он меня в детстве сёк”. Павел Егорович Чехов заставлял своих детей часами выстаивать в церкви и петь в церковном хоре, вставать на рассвете к заутрене, исполнять все церковные обряды. Кроме того, они должны были помогать ему в торговле в лавке, хозяином которой был Павел Егорович: отвешивать товар покупателям, надзирать за мальчиками-учениками. Всё это для детей было истинным проклятием. Усталые и невыспавшиеся, дети с трудом учили уроки и часто получали двойки. А за двойки им доставалась порка. В семье было шесть детей, Антон был третьим ребёнком. Все они были очень дружны между собой. И, повзрослев, все стали образованными людьми: брат Александр сделался литератором, Николай был весьма одарённым художником, рисовала и музицировала Мария, писателем, юристом сделался младший брат Михаил. Надо заметить ещё, что отец писателя, Павел Егорович, был одарённым человеком. С самого раннего детства он имел пристрастие к пению и музыке, играл на скрипке, а написанная им икона Иоанна Богослова и теперь ещё цела и находится в ялтинском доме Антона Павловича.

Как весело бывало у Чеховых, когда отец был в хорошем расположении духа, дети — свободны от лавки и от церкви! Шутки, игры, прогулки, домашние спектакли — всё это были редкие, но яркие праздники у детей Чеховых. Все они любили и умели шутить, веселиться, устраивать театральные представления, и душой всего этого был Антон.

Душой семейства была мать, Евгения Яковлевна. Всегда заботливая, она отказывала себе в ничтожном удовольствии и всю жизнь посвящала детям. “Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери”, — часто говорил Чехов впоследствии друзьям. И ещё одно высказывание Антона Павловича хочется привести, прежде чем закончить отвечать на ваш вопрос. “Славные они люди, — писал семнадцатилетний Чехов. — И одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни”).

  1. Как случилось, что Чеховы отдали своих детей — Антона и Николая — не в обычную школу, а в греческую? Чем эта школа отличалась от обычной школы, и почему так мало — всего один год — проучились дети в этом учебном заведении? ( В жизни Таганрога тех лет большую роль играли греки. Они были хозяевами крупных торговых предприятий, служить в которых было выгодно и почётно. Павел Егорович мечтал о таком будущем для своих сыновей. Ему казалось в ту пору, что достаточно знания греческого языка и некоторых навыков в торговле, чтобы добиться крупного успеха в жизни. Торговые навыки он надеялся привить детям сам и с этой целью заставлял их часами просиживать в лавке. А вот греческому языку он научить их не мог. Знакомые греки советовали отдать сыновей в греческую школу, суля им блестящее будущее. В результате мальчики провели несколько месяцев среди такого невежества и таких истязаний, какие даже Павлу Егоровичу показались чудовищными; а мальчикам было: Николаю — 9 лет, а Антону — 7 лет. Школа состояла из шести классов. Все шесть классов помещались в одной комнате, и со всеми занимался только один учитель — Николай Спиридонович. Справлялся он со своим трудным преподавательским делом очень легко: он ничего не делал и только дрался и изобретал для учеников наказания. Занятия состояли в том, что, сказав: “А типер вазмите книзка и уцыте”, — учитель отправлялся в свою жилую половину, которая отделялась от класса одной только дверью. И не показывался часа полтора и только раза два, когда шум в классе делался уж очень громким, грозно стучал в свою дверь изнутри. И только когда оказалось, что в течение всего года Антон и Николай не научились по-гречески ни читать, ни писать, родители решили отдать детей в гимназию (школ тогда не было)).

  2. В Таганрогской гимназии Чехов проучился одиннадцать лет. Как повлияли годы учения на раскрытие писательского таланта Чехова? Каким человеком вышел из стен гимназии будущий писатель?

( В царской России были гимназии, которыми руководили культурные и прогрессивно настроенные люди. Однако таганрогская гимназия не могла считаться передовым учебным заведением. Напротив, то было отсталое учебное заведение, которое не только не развивало своих учеников, но всё делало, чтобы вырастить из них тупых, бездарных людей. Учитель словесности неизменно ставил Чехову за сочинения тройку. Учителя географии постоянно заставляли преподавать другие предметы, которых он сам не знал, например арифметику. А учитель греческого языка совсем не знал русского языка и уверял учеников, что множественное число от слова “муха” будет “муши”, потому что множественное от “ухо” — “уши”. Небольшого роста, плотный мальчик, с круглой остриженной головой (голова у него была большая, поэтому учащиеся дали ему прозвище “Бомба”), румяный, большеглазый, Антоша не проявлял большого рвения к учению, а гимназическим учителям было не до того, чтобы открывать в учениках таланты и развивать их. Когда в гимназии одновременно учились три брата — Александр, Николай и младший, Антон, — один из учителей сказал Евгении Яковлевне: “Из старшего, может быть, ещё что-нибудь и выйдет, а уж от двух младших ждать ровно ничего нельзя”. Этот преподаватель (Покровский) известен также тем, что дал Чехову прозвище, которое прославилось на весь мир. Вызывая его к доске, он говорил: “Чехонте!” Впоследствии Чехов стал подписывать так свои юмористические произведения.

Не распознали талант Чехова и товарищи, так как Чехов не был с ними откровенен. Товарищи отмечали его скромность, сосредоточенность. Он запомнился им своей любовью к чтению, чувством юмора, привязанностью к природе, интересом к театру. Чехов был хорошим товарищем, готовым прийти на помощь и поделиться тем, что у него было, с каждым, кто в этом нуждался. Но делиться мыслями, мечтами о будущем Чехов как-то не умел и не любил.

В гимназии начались первые литературные опыты Чехова. Он стал издавать журнал «Заика». Ни один номер журнала до нас не дошёл, но мы знаем, что это был журнал юмористический. Начал он и сочинять короткие юмористические рассказы и подписи к рисункам, которые посылал брату в Москву.

Тяжело Антону жилось в последние годы учения в гимназии. Торговля отца не ладилась, росли долги, расплатиться с ними не было возможности. Чтобы избежать “долговой ямы” (тюрьмы), отец должен был бежать из Таганрога в Москву. Вскоре вся семья была уже там. И лишь шестнадцатилетний Антон остался в Таганроге заканчивать гимназию. Он очень нуждался материально, добывал средства к жизни ничтожно оплачиваемыми уроками, но даже посылал кое-какие рубли в Москву родителям.

В те годы Чехов жил напряжённой внутренней жизнью. Он бывал в театре, много читал, обдумывал прочитанное и увиденное. Как он сам говорил: “Сам себя выращивал”).

  1. Скажите, почему же Чехов, уже начавший литературную деятельность, после окончания гимназии поступает на медицинский факультет Московского университета? Почему он подписывается так странно: “Человек без селезёнки”, “Врач без пациентов”? (Своё будущее Чехов решил посвятить медицине. Он получил небольшую стипендию и перебрался к семье в Москву, где поступил в университет. Однако денег на жизнь не хватало, и Чехов начинает активно сотрудничать в журналах: пишет небольшие рассказы и посылает их под псевдонимами в различные издания. Литературные заработки Антона часто оказываются единственным подспорьем в семье.

Получив диплом врача, он устраивается на работу в Подмосковье. Он по-прежнему видит себя врачом, а не писателем.

“Человек без селезёнки”, “Врач без пациентов” — это псевдонимы Чехова. Всего в своём творчестве он использовал сорок пять псевдонимов — подписей, которыми автор заменяет своё настоящее имя. А сам факт обращения к псевдониму автор объяснял так: “Фамилию я отдал медицине, с которой не расстанусь до гробовой доски, а игра в литературу должна иметь разные клички”).

  1. Интересно узнать, как работал писатель Чехов, как создавал он свои произведения. (В момент создания произведения писатель обычно искал уединения. Тишина и одиночество ему были необходимы. Чехов не мог отрываться от работы. “Если я надолго оставлю рассказ, — говорил он, — то потом не могу уже приняться за окончание. Мне надо тогда начинать снова”. Чехов, считавший, что “краткость — сестра таланта”, был предельно экономным в расходовании словесных, языковых средств. А знаки препинания называл “нотными знаками чтения” и расставлял их очень экономно.

Очень не любил Чехов читать свои произведения вслух, особенно посторонним. Все исправления А.П. Чехов сводил в основном к сокращению текста. Каждое из своих произведений он сокращал в среднем на десять-пятнадцать процентов. При его сверхкраткости он всё-таки находил, что ещё можно сократить.

Л.Н. Толстой называл Чехова “Пушкиным в прозе”).

III Вступительное слово учителя.

Антон Павлович Чехов! Трудно найти человека, который не знал бы этого писателя. Его книги читают все, кто только умеет читать.

Сколько удивительных рассказов, весёлых и задушевных, смешных и печальных создал писатель! Добрый, внимательный, чуть насмешливый чеховский взгляд как бы просит нас: «Вчитайтесь, вдумайтесь в рассказы, которые вам кажутся безобидно смешными!»

IV Выразительное чтение рассказа «Жалобная книга» (аудиозапись)

V Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам произведение?

- Какие чувства оно в вас пробудило? О чем заставило задуматься?

VI Анализ рассказов «Жалобная книга» и «Хирургия»

Все рассказы А.П. Чехова мы можем объединить в один большой цикл. Объединение возможно образом героя. Герой рассказа Чехова… Кто же он такой? Что для него характерно? (Для чеховского героя характерно чинопочитание, хвастовство, грубость, самодовольство, невежество и необразованность.)

- А как вы понимаете значение слов невежа и невежда? (НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек. НЕВЕЖДА – необразованный человек)

- В чем особенность построения рассказа «Жалобная книга»? (Нет сюжета)

- Читая записи в жалобной книге, мы смеемся, но смех этот горький. А почему?

Лексическая работа

Юмор – вид комического, изображение героев в смешном виде.

Сфера юмора – личность, особенности ее поведения, привычки.

Сатира – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки.

Сфера сатиры – преимущественно явления общественной жизни. Сатира не утверждает, а отрицает явление, которое подверглось осмеянию.

(Этот рассказ сатирический. Автор высмеивает общество, в котором процветают глупость, трусость, подлость и безделье)

- Какое назначение имеет жалобная книга? ( Сообщать властям о нарушениях)

- Это ли назначение выполняет жалобная книга в рассказе? ( Нет, она стала источником развлечений)

- С самого начала возникает чувство ненужности книги. Докажите это текстом. (Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте.)

- Дает ли автор описание тех людей в рассказе, которые оставляют свои записи? ( Нет, но мы можем себе их представить)

РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ

Что же мы можем сказать об этих бумагомарателях, анализируя их записи?

Бумагомаратели

Характеристика



Возможно, ответственный за жалобную книгу хотел составить образец её заполнения, но так и не завершил начатое. Вот такое несерьезное отношение у органов власти к своим обязанностям.



Юный хулиган. Использует в речи бранные слова, нарисовал рожицу.

  1. Ярмонкин

Фамилия произошла от просторечного слова «ярмонка» - ярмарка. Следовательно, персонаж принадлежит к низшим слоям общества. Его речь пестрит ошибками: грамматическими (неверно построено предложение), орфографическими (Станцыя). В том, что улетела шляпа, виноват сам Ярмонкин, поэтому жалоба бессмысленна. Автор этой жалобы глуп.



Любопытный человек.

  1. Коловроев

Начальник стола претензий. Очень гордится занимаемой должностью, но устал от служебных забот. Оставил о себе память.

  1. Самолучшев

Фамилия указывает на высокую самооценку. Конторщик - служащий в конторе. Его запись – это жалоба. Попытка оправдаться самому и оправдать свою жену. Отсылает нас к авторитетному лицу, который сможет за него поручиться. В речи встречаются орфографические и пунктуационные ошибки.

  1. Никандров

Социалист – член социалистической партии. Политический донос

  1. Алексей Зудьев

Ученик 7 класса Курской гимназии. Не может сформулировать мысль, постоянно зачеркивает написанное. Фамилия от слова зудит – надоедает, беспокоит. Речь сбивчива, не лаконична.

  1. Неунывающий дачник

Всегда в хорошем расположении духа. Не понимает чувства других людей. Ему не понравилась физиогномия начальника станции. Неправильно образовал слово. Необразованный человек.



Ябедник и трус. Боится своего разоблачения, поэтому указывает лишь инициалы человека, которого выдает.



Доносит на Тельцовского, называя его шуЛЛером.

Шулер – это мошенник в карточной игре. Безграмотный человек.



Сплетник. Желает причинить боль человеку. Насмехается над чувствами людей. Издевается, ехидничает

  1. Духов

Дьякон. Человек в пост думает только о еде. Это грех. И служителю церкви земное не чуждо. Фамилия Духов происходит от слова «душа». О душе наш герой думает в последнюю очередь. Ирония со стороны атора.



Грубый ответ на жалобу дьякона. Невежа.

  1. Андрей Егорыч

Кассир. Из низших слоев общества ( Егорыч, пущай). Не владеет пунктуационными нормами

  1. Козьмодемьянский

Телеграфист. Фамилия, возможно, указывает на населенный пункт, в котором проживает человек. Уволен со службы из-за пьянства. Считает, что все порочны, не только он один. Обвиняет людей в мошенничестве и воровстве.



Призыв к добродетели в жалобной книге. Ирония.



Влюбленный человек. Его переполняют чувства к Катиньке. Об этом сообщается всем, кроме объекта любви. Глупо.

  1. Иванов 7-й

Временно остался за начальника станции. Показывает свою деловитость, значимость. Думает, что со своими способностями должен обязательно быть руководящим лицом.



Хулиган. Оскорбляет официальное лицо.

(обмен мнениями)

Вывод: Записей в книге – 20. Все они вызывают улыбку. Каждая из записей – самохарактеристика, можно сказать, саморазоблачение. Все записи, сделанные в книге, свидетельствуют о низкой культуре речи их авторов. В цитируемых записях немало орфографических и пунктуационных ошибок. АП. Чехов сумел через речь показать внутренний мир героев. Во многом помогли нам приблизиться к сути и говорящие фамилии, и художественные детали.

-Дома вы познакомились с рассказом «Хирургия». Чем отличается этот рассказ от рассказа «Жалобная книга»? (Есть сюжет)

- Кортко перескажите сюжет рассказа.

- Какие приемы создания образов использует автор? (Портрет)

- Прочитайте портрет фельдшера. Что мы можем сказать об этом человеке?

( Он неопрятен, что недопустимо для врача)

- Обратите внимание, что перед нами земская больница. Врач не только принимает в больнице, но и спешит на вызовы. Он один, поэтому должен уметь многое. А фельдшер толстый, значит, никуда не ходит, ничего не делает. Какие ассоциации вызывает у вас фамилия Курятин? (Куриная слепота, то есть человек дальше своего носа ничего не видит. Куриный ум- глупый человек. Мокрая курица – жалкий человек.)

- А что мы можем сказать о его речи? ( В начале рассказа речь важная, самоуверенная. Фельдшер говорит о своем профессионализме. Хвастается, что к нему за помощью едут люди из столицы. В конце рассказа речь жалкая. Мы видим его незнание в области медицины: «Зуб глубоко корни пустил» Курятин противоречит сам себе: сначала – «хирургия - пустяки», потом – «Хирургия – не шутка».)

- А чинопочитание для него характерно? (Он прикрывает свое невежество фамилиями знатных людей)

- Что мы можем сказать о Вонмигласове? Прочтите его описание. ( Его описание вызывает смех. Хотя в конце рассказа мы уже не смеемся над героем, а сочувствуем ему. Он человек ничего не смыслящий в медицине, и поэтому отдается в руки фельдшера. Желая его отблагодарить, приносит просфору)

А что такое просфора? ( Просфора (просвирка) – белый круглый хлебец, употребляемый во время причастия. На съевшего просвирку сходит Божья благодать)

- А о чем нам может сказать речь Вонмигласова? ( В его речи мы сталкиваемся с церковно-славянской лексикой, цитатами из «Священного писания». Все это указывает на род деятельности. В конце он употребляет бранные слова, которые свидетельствуют о том, что герой рассержен, огорчен. Он даже забирает обратно просфору, т.к. не хочет, чтобы на такого невежду сошла Божья благодать.)

- О чем нам может рассказать фамилия дьякона? ( «Вонмем!» - призыв во время церковной службы. Вся его жизнь – это служение Богу)

- Что же высмеивает в этом произведении автор? ( Глупость и невежество людей)

VII Подведение итогов. Рефлексия.

«Краткость – сестра таланта», - утверждал А.П. Чехов. С этим трудно не согласиться. В таких небольших чеховских произведениях представлена целая жизнь с ее пороками, недостатками. Автор уверен, что мы исправимся, станем лучше.

- Какие жизненные уроки вы извлекли из нашей сегодняшней беседы?

- Если бы у вас на столах лежала Жалобная книга, нашлись бы среди вас те, кто сделал бы в нее запись?

- А теперь давайте представим, что ваши тетрадки – это Похвальные книги. Вспомните, как сегодня работали вы и ваши одноклассники. Запишите в Похвальную книгу какую-нибудь фразу относительно сегодняшнего урока.

(Некоторые фразы зачитываются)

- На партах лежат карточки с цифрами, подарите вашему партнеру оценку за сегодняшний урок. Сохраните оценки в дневниках.

( Оценки обсуждаются.)

VIII Домашнее задание

Творческие задания по творчеству А.П. Чехова :

1 группа – синквейн ,

2 группа – викторина,

3 группа – кроссворд.

Похожие:

Урок литературы в 6 классе. Тема: «Речь героев А. П. Чехова как источник смешного» iconУрок русского языка в 3 классе тема: «как писать письмо»
Оборудование: раздаточный материал, карточки; слайды; конверты, словарные слова, опорные слова

Урок литературы в 6 классе. Тема: «Речь героев А. П. Чехова как источник смешного» icon2016 с одержание 1
А. П. Чехова и получи юбилейный читательский билет в окружении чеховских героев», минифест «Читаем Чехова» среди учащихся школ города,...

Урок литературы в 6 классе. Тема: «Речь героев А. П. Чехова как источник смешного» iconУрок русского языка (развития речи) в 5 классе. Тема : Письмо
Цели урока: раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии; познакомить учащихся с жанром письма

Урок литературы в 6 классе. Тема: «Речь героев А. П. Чехова как источник смешного» iconУрок сбо в 9б классе Учитель Круглова А. Н. Тема урока: Как отправить денежный перевод
Ожидаемый результат: предполагается, что к концу урока дети смогут правильно оформить бланк денежного перевода

Урок литературы в 6 классе. Тема: «Речь героев А. П. Чехова как источник смешного» iconУрок русского языка в 5 классе тема «как писать письма»
Образовательная: познакомить учащихся с историей появления письма и почты, особенностями написания письма, формировать умения выделять...

Урок литературы в 6 классе. Тема: «Речь героев А. П. Чехова как источник смешного» iconУрок страноведения в 11 классе Тема: Рабовладельческая система в Америке
Тема: Рабовладельческая система в Америке. Предпосылки и начало гражданской войны 1861-1865 г

Урок литературы в 6 классе. Тема: «Речь героев А. П. Чехова как источник смешного» iconУрока английского языка в 5 классе тема: “At the zoo” (“В зоопарке”)
Открытый урок в рамках предметной декады, присутствовала: зам директора по увр кечина О. И

Урок литературы в 6 классе. Тема: «Речь героев А. П. Чехова как источник смешного» iconУрока по русскому языку в 7 классе Тема: Обобщение и систем
Материал подготовлен учителем русского языка и литературы мбоу «Ленино-Кокушкинская сош» Мардановой Л. М

Урок литературы в 6 классе. Тема: «Речь героев А. П. Чехова как источник смешного» iconУрок литературы с использованием стратегии технологии ркмчп в 7 классе «Японские трёхстишия»
Обучающие: дать представление о японских традициях; познакомить с жанром японской поэзии – хокку, особенностями композиции этого...

Урок литературы в 6 классе. Тема: «Речь героев А. П. Чехова как источник смешного» iconОткрытый проектный урок по английскому языку в 5 классе
Тема урока: Проектная работа «Давайте устроим праздник!» (Let’s arrange a party for our classmate!). Этапы подготовки группового...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск