Скачать 455.13 Kb.
|
Общий обзор информационных систем здравоохранения
Информационные системы и технологии, используемые в здравоохранении, создаются и функционируют на протяжении уже более трёх десятков лет. Разработка программного обеспечение, оснащение медицинских учреждений вычислительной техникой ведется как в централизованном порядке, по заказам Министерства здравоохранения РФ, так и по инициативе территориальных органов управления здравоохранением, фондов обязательного медицинского страхования, а также самих медицинских учреждений. Однако внедрение информационных технологий в деятельность Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и подведомственных федеральных органов исполнительной власти осуществляется медленными темпами. В их бюджетах отсутствует финансирование по статье «Связь и информатика», что не позволяет осуществлять комплексные мероприятия по широкому внедрению информационных систем в сфере здравоохранения и социального развития. В 1986 г. Минздрав СССР опубликовал данные об обеспеченности ЛПУ средствами вычислительной техники отечественного производства. Это: 1 ЭВМ на 58 больниц и 1 ЭВМ на 156 поликлиник. В 1999 г. в России имелось в среднем по 3 зарубежных ПК на одно ЛПУ. Однако и сегодня лишь крупные стационары и некоторые поликлинические центры достигли необходимого уровня обеспеченности компьютерами. Так, на конец 2007 года в медицинских учреждениях Красноярского края насчитывалось 5906 единиц средств вычислительной техники, или 24,6 единицы на одно медицинское учреждение, или 0,47 единиц на одного врача. Если учесть, что значительная их часть используется бухгалтерами, экономистами и медицинскими статистиками, можно с уверенностью предположить, что на 5 врачей приходится лишь один компьютер. Таким образом, не смотря на то, что за короткий срок сделан очень большой количественный рывок, оснащенность медицинских учреждений (особенно центральных районных больниц, не говоря уже о фельдшерско-акушерских пунктах) является крайне низкой. Вместе с тем в стране определились территории, где информатизация здравоохранения осуществляется достаточно успешно и эффективно. Это — республики Удмуртия и Чувашия; Кемеровская, Новосибирская, Ростовская области; Приморский, Ставропольский, Краснодарский, Алтайский и Красноярский края; города Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новокузнецк, Ижевск, Томск, Казань, Самара, Воронеж, Тольятти, Вологда, Нижний Новгород и др. Главным аргументом в пользу целесообразности применения информационных систем в медицинской практике является то, что оно ведёт к экономии и рациональному использованию ресурсов, повышению качества лечебно-профилактической помощи, реализации основной функции охраны здоровья населения — увеличению продолжительности активной жизни. В настоящее время сформировались основные преимущества использования информационных систем в учреждениях здравоохранения. Для организаторов здравоохранения первым и главным преимуществом использования информационных технологий является возможность выполнения с их помощью учётных функций, (учет кадровых, финансовых ресурсов, временных затрат и трудозатрат медицинского персонала, материальных ценностей, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, т.е. организация системы управленческого учёта в ЛПУ). Это свойство определяет второе (крайне важное) их преимущество — обеспечение функций финансово-экономического анализа деятельности медицинской организации. Информационные системы и технологии, внедряемые в ЛПУ, обеспечивают сбор информации об услугах, оказанных каждому пациенту, о всех доходах учреждения, о затратах на каждого пролеченного больного и по учреждению в целом, что составляет необходимую исходную базу данных для финансово-экономического анализа деятельности ЛПУ и принятия эффективных управленческих решений. Для практического врача информационные технологии обеспечивают новые диагностические возможности, избавляют его от необходимости выполнения рутинных операций, в том числе – по формированию различной медицинской документации и отчетности. Формализованные протоколы исследования стали действенным помощником врача, гарантирующим выполнение обследования или лечения в соответствии с требованиями стандартов оказания медицинской помощи. Для пациента использование современных информационных технологий в медицине и здравоохранении означает ликвидацию очередей в регистратуре поликлиники, точную и своевременную постановку диагноза, оказание качественной медицинской помощи, а в случае необходимости – проведение экстренной телемедицинской консультации с нужным специалистом. В 2002 г. на Всероссийском совещании руководителей службы медицинской статистики и руководителей медицинских информационно-аналитических центров (МИАЦ) органов управления здравоохранением РФ было отмечено, что основная масса отечественных разработок (иногда очень профессионально выполненных) создается, как правило, под задачу конкретной клиники, иногда одной из ее структур или одного автоматизированного рабочего места – так называемый позадачный подход. В настоящее время в России используются около 800 программных продуктов для медицины. Однако лишь около 10% из них являются интегрированными медицинскими информационными системами. Большинство же программных продуктов в сфере здравоохранения могут быть применены только для специализированных задач внутри ведомства или ЛПУ (ведение документации, сбор статистики, бухгалтерия и т.д.). Наличие большого числа разрозненных и зачастую несовместимых между собой программных средств затрудняет не только их взаимный информационный обмен на уровне медицинского учреждения, но и получение консолидированной информации, необходимой для управления здравоохранением на уровне регионов и отраслью в целом. В частности, следует отметить следующие проблемы:
Устранение этих недостатков не может быть осуществлено простой корректировкой существующих информационных систем и (или) обеспечением их взаимодействия между собой. Решение «О создании единой системы информатизации в здравоохранении» утверждено приказом Министерства здравоохранения РФ № 73 от 5 марта 2002 г. Через 4 года, 16 октября 2006 г., Минздравсоцразвития РФ издал приказ № 713 «Об утверждении принципов создания единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития (ЕИС)». Сегодня создание этой системы ведется в рамках «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ В.В.Путиным 7 февраля 2008 г. № Пр-212, одной из задач которой является «повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий». Ее разработка необходима для успешной реализации работ по достижению качественно нового уровня управления в сфере здравоохранения и социального развития, соответствующего целям государственной политики, наблюдаемым тенденциям в России и в мире, лучшим примерам международной практики. Создаваемая ЕИС призвана обеспечивать функции сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации в сферах здравоохранения, социального развития, труда и занятости в Российской Федерации и предназначена для решения следующих задач:
Классификации медицинских информационных систем Общие положения и требования к информационным системам (ИС) организаций и учреждений здравоохранения России определены в стандарте организации СТО МОСЗ 91500.16.0002-2004 «Информационные системы в здравоохранении. Общие требования» (дата введения – 1 июля 2004 года). Эти требования определяют состав рекомендуемых прикладных функций ИС и направлены, прежде всего, на обеспечение взаимодействия между ИС различных организаций и учреждений здравоохранения, в число которых входят:
В стандарте используется функциональная классификация ИС, согласно которой выделено пять функциональных классов ИС:
Классы ИС, которыми обязательно должны быть оснащены учреждения и организации системы здравоохранения России, представлены в табл. 12. Под медико-технологическими понимают ИС, предназначенные для информационной поддержки медицинской технологии, профессиональной деятельности врачей, связанной с профилактикой, диагностикой заболеваний, лечением и реабилитацией пациентов. К ним относятся:
Медико-технологические ИС подразделяются на следующие виды:
Информационно-справочные системы (ИСС) в зависимости от широты охвата обслуживаемого населения подразделяются на следующие виды:
Таблица 12 Классы информационных систем, которыми обязательно должны быть оснащены учреждения и организации системы здравоохранения России
Примечание Возможны два варианта использования ИС указанных классов учреждениями и организациями – пользователями ИС:
Статистические ИС органов управления здравоохранением в зависимости от объектов описания подразделяются на следующие виды:
Научно-исследовательские ИС в зависимости от объектов описания подразделяются на следующие виды:
Обучающие ИС медицинских учебных заведений в зависимости от реализуемых ими педагогических принципов оценки уровня усвоения знаний учащимися подразделяются на следующие виды (причем каждый последующий вид из указанных ниже должен включать в себя предыдущий):
|
Эвм, комплексов, систем и сетей; автоматизированных систем обработки информации и управления; систем автоматизированного проектирования... | Удмуртской Республики по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры,... | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для выполнения курсового проекта, лабораторных работ и практических занятий по дисциплине... | «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», профиль подготовки «Технологии программирования», очная форма... | ||
Тема Основные понятия экономических информационных систем (эис) и информационных технологий (ИТ) (6 часов) 6 | Разработка и внедрение Информационной системы "Региональная медицинская информационная система Вологодской области" (ис "рмис во")... | ||
Перспективы внедрения автоматизированных информационных систем в налоговоую систему в контексте их использования налоговыми органами... | |||
Об утверждении методических указаний по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно–телекоммуникационной... | Масштабный старт информатизации здравоохранения был дан в 2011 году Программой модернизации здравоохранения в рамках реализации раздела... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |