Общий обзор информационных систем здравоохранения


Скачать 455.13 Kb.
НазваниеОбщий обзор информационных систем здравоохранения
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5
Общий обзор информационных систем здравоохранения

  1. Классификации медицинских информационных систем

  2. Функции медицинских информационных систем

  3. Основные подходы и принципы создания медицинских информационных систем

Информационные системы и технологии, используемые в здравоохранении, создаются и функционируют на протяжении уже более трёх десятков лет. Разработка программного обеспечение, оснащение медицинских учреждений вычислительной техникой ведется как в централизованном порядке, по заказам Министерства здравоохранения РФ, так и по инициативе территориальных органов управления здравоохранением, фондов обязательного медицинского страхования, а также самих медицинских учреждений.

Однако внедрение информационных технологий в деятельность Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и подведомственных федеральных органов исполнительной власти осуществляется медленными темпами. В их бюджетах отсутствует финансирование по статье «Связь и информатика», что не позволяет осуществлять комплексные мероприятия по широкому внедрению информационных систем в сфере здравоохранения и социального развития.

В 1986 г. Минздрав СССР опубликовал данные об обеспеченности ЛПУ средствами вычислительной техники отечественного производства. Это: 1 ЭВМ на 58 больниц и 1 ЭВМ на 156 поликлиник. В 1999 г. в России имелось в среднем по 3 зарубежных ПК на одно ЛПУ. Однако и сегодня лишь крупные стационары и некоторые поликлинические центры достигли необходимого уровня обеспеченности компьютерами. Так, на конец 2007 года в медицинских учреждениях Красноярского края насчитывалось 5906 единиц средств вычислительной техники, или 24,6 единицы на одно медицинское учреждение, или 0,47 единиц на одного врача. Если учесть, что значительная их часть используется бухгалтерами, экономистами и медицинскими статистиками, можно с уверенностью предположить, что на 5 врачей приходится лишь один компьютер.

Таким образом, не смотря на то, что за короткий срок сделан очень большой количественный рывок, оснащенность медицинских учреждений (особенно центральных районных больниц, не говоря уже о фельдшерско-акушерских пунктах) является крайне низкой.

Вместе с тем в стране определились территории, где информатизация здравоохранения осуществляется достаточно успешно и эффективно. Это — республики Удмуртия и Чувашия; Кемеровская, Новосибирская, Ростовская области; Приморский, Ставропольский, Краснодарский, Алтайский и Красноярский края; города Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новокузнецк, Ижевск, Томск, Казань, Самара, Воронеж, Тольятти, Вологда, Нижний Новгород и др.

Главным аргументом в пользу целесообразности применения информационных систем в медицинской практике является то, что оно ведёт к экономии и рациональному использованию ресурсов, повышению качества лечебно-профилактической помощи, реализации основной функции охраны здоровья населения — увеличению продолжительности активной жизни.

В настоящее время сформировались основные преимущества использования информационных систем в учреждениях здравоохранения.

Для организаторов здравоохранения первым и главным преимуществом использования информационных технологий является возможность выполнения с их помощью учётных функций, (учет кадровых, финансовых ресурсов, временных затрат и трудозатрат медицинского персонала, материальных ценностей, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, т.е. организация системы управленческого учёта в ЛПУ). Это свойство определяет второе (крайне важное) их преимущество — обеспечение функций финансово-экономического анализа деятельности медицинской организации. Информационные системы и технологии, внедряемые в ЛПУ, обеспечивают сбор информации об услугах, оказанных каждому пациенту, о всех доходах учреждения, о затратах на каждого пролеченного больного и по учреждению в целом, что составляет необходимую исходную базу данных для финансово-экономического анализа деятельности ЛПУ и принятия эффективных управленческих решений.

Для практического врача информационные технологии обеспечивают новые диагностические возможности, избавляют его от необходимости выполнения рутинных операций, в том числе – по формированию различной медицинской документации и отчетности. Формализованные протоколы исследования стали действенным помощником врача, гарантирующим выполнение обследования или лечения в соответствии с требованиями стандартов оказания медицинской помощи.

Для пациента использование современных информационных технологий в медицине и здравоохранении означает ликвидацию очередей в регистратуре поликлиники, точную и своевременную постановку диагноза, оказание качественной медицинской помощи, а в случае необходимости – проведение экстренной телемедицинской консультации с нужным специалистом.

В 2002 г. на Всероссийском совещании руководителей службы медицинской статистики и руководителей медицинских информационно-аналитических центров (МИАЦ) органов управления здравоохранением РФ было отмечено, что основная масса отечественных разработок (иногда очень профессионально выполненных) создается, как правило, под задачу конкретной клиники, иногда одной из ее структур или одного автоматизированного рабочего места – так называемый позадачный подход. В настоящее время в России используются около 800 программных продуктов для медицины. Однако лишь около 10% из них являются интегрированными медицинскими информационными системами. Большинство же программных продуктов в сфере здравоохранения могут быть применены только для специализированных задач внутри ведомства или ЛПУ (ведение документации, сбор статистики, бухгалтерия и т.д.).

Наличие большого числа разрозненных и зачастую несовместимых между собой программных средств затрудняет не только их взаимный информационный обмен на уровне медицинского учреждения, но и получение консолидированной информации, необходимой для управления здравоохранением на уровне регионов и отраслью в целом.

В частности, следует отметить следующие проблемы:

      • существующие информационные системы частично перекрывают друг друга по реализуемым функциям, слабо связаны структурно, поддерживают разные форматы данных и не могут быть интегрированы в одну систему без существенных переработок;

      • отсутствует единая инфраструктура сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации в сфере здравоохранения, социального развития, труда, занятости;

      • существующие информационные системы не рассчитаны на работу в едином информационном пространстве, а используемые технологии передачи данных не способны обеспечить актуализацию данных в необходимом масштабе времени;

      • отсутствуют единые информационные ресурсы, содержащие взаимоувязанные сведения об объектах и субъектах учета в сферах здравоохранения, социального развития, труда, занятости;

      • отсутствует возможность соотнесения, сопоставления и анализа данных из различных информационных систем для получения полной, достоверной и актуальной информации о состоянии сферы здравоохранения, социального развития, труда, занятости;

      • существует высокий уровень дублирования информации вследствие недоступности данных из различных информационных систем друг для друга;

      • ряд систем устарели морально и физически как с точки зрения программного обеспечения, так и аппаратных средств;

      • отсутствует единая нормативно-правовая, организационная и методическая база функционирования и использования информационных систем.

Устранение этих недостатков не может быть осуществлено простой корректировкой существующих информационных систем и (или) обеспечением их взаимодействия между собой.

Решение «О создании единой системы информатизации в здравоохранении» утверждено приказом Министерства здравоохранения РФ № 73 от 5 марта 2002 г. Через 4 года, 16 октября 2006 г., Минздравсоцразвития РФ издал приказ № 713 «Об утверждении принципов создания единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития (ЕИС)». Сегодня создание этой системы ведется в рамках «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ В.В.Путиным 7 февраля 2008 г. № Пр-212, одной из задач которой является «повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий». Ее разработка необходима для успешной реализации работ по достижению качественно нового уровня управления в сфере здравоохранения и социального развития, соответствующего целям государственной политики, наблюдаемым тенденциям в России и в мире, лучшим примерам международной практики.

Создаваемая ЕИС призвана обеспечивать функции сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации в сферах здравоохранения, социального развития, труда и занятости в Российской Федерации и предназначена для решения следующих задач:

      • информационное обеспечение принятия управленческих решений в обеспечение эффективной деятельности Минздравсоцразвития России, подведомственных ему агентств, служб, координируемых государственных внебюджетных фондов, а также предприятий различных форм собственности и общественных объединений, действующих в сфере здравоохранения и социального развития;

      • повышение эффективности обслуживания граждан и организаций;

      • обеспечение информационной открытости деятельности Минздравсоцразвития России и подведомственных ему организаций;

      • повышение эффективности межведомственного взаимодействия.

Классификации медицинских информационных систем

Общие положения и требования к информационным системам (ИС) организаций и учреждений здравоохранения России определены в стандарте организации СТО МОСЗ 91500.16.0002-2004 «Информационные системы в здравоохранении. Общие требования» (дата введения – 1 июля 2004 года). Эти требования определяют состав рекомендуемых прикладных функций  ИС и направлены, прежде всего, на обеспечение взаимодействия между ИС различных организаций и учреждений здравоохранения, в число которых входят:

      • Министерство здравоохранения РФ;

      • органы территориального (ведомственного) управления здравоохранением;

      • медицинские управления министерств и ведомств;

      • органы Государственного санитарного эпидемиологического надзора;

      • Федеральный фонд ОМС;

      • Территориальные фонды ОМС (ТФОМС);

      • филиалы ТФОМС и их представительства;

      • страховые медицинские организации;

      • лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ);

      • санаторно-курортные учреждения;

      • медицинские учебные заведения.

В стандарте используется функциональная классификация ИС, согласно которой выделено пять функциональных классов ИС:

      1. Медико-технологические ИС, предназначенные для информационного обеспечения процессов диагностики, лечения, реабилитации и профилактики пациентов в лечебно-профилактических учреждениях.

      1. Информационно-справочные системы, содержащие банки медицинской информации для информационного обслуживания медицинских учреждений и служб управления здравоохранением.

      1. Статистические ИС органов управления здравоохранением.

      1. Научно-исследовательские ИС, предназначенные для информационного обеспечения медицинских исследований в клинических научно-исследовательских институтах.

      1. Обучающие ИС, предназначенные для информационного обеспечения процессов обучения в медицинских учебных заведениях.

Классы ИС, которыми обязательно должны быть оснащены учреждения и организации системы здравоохранения России, представлены в табл. 12.

Под медико-технологическими понимают ИС, предназначенные для информационной поддержки медицинской технологии, профессиональной деятельности врачей, связанной с профилактикой, диагностикой заболеваний, лечением и реабилитацией пациентов. К ним относятся:

      1. Мониторные системы и приборно-компьютерные комплексы средств для постоянного, интенсивного наблюдения за состоянием больных в послеоперационных палатах, реанимационных отделениях.

      1. Системы вычислительной диагностики.

      1. Системы клинико-лабораторных исследований, включая программно-аппаратные комплексы средств для функциональной, лабораторной и рентгеновской диагностики.

      1. Экспертные системы, основанные на базах знаний, собранных от экспертов - опытных специалистов в определенной области.

      1. Системы передачи и обработки изображений, представляющих медико-биологическую информацию.

Медико-технологические ИС подразделяются на следующие виды:

      • автоматизированные системы постоянного, интенсивного наблюдения больных для послеоперационных палат, реанимационных отделений, ожоговых центров ЛПУ;

      • автоматизированные системы консультативной вычислительной диагностики в ЛПУ;

      • автоматизированные системы клинико-лабораторных исследований в ЛПУ, включая программно-аппаратные комплексы для функциональной, лучевой и лабораторной диагностики;

      • автоматизированные системы профилактических осмотров населения. 

Информационно-справочные системы (ИСС) в зависимости от широты охвата обслуживаемого населения подразделяются на следующие виды:

      • ИСС ЛПУ – поликлиник, стационаров, родильных домов и др. ЛПУ и санаторно-курортных учреждений;

      • ИСС территориальных медицинских служб здравоохранения, включая персонифицированные регистры специализированных служб (онкология, фтизиатрия, психиатрия, наркология, венерология) и специальные регистры больных врожденными заболеваниями, диабетом и другие;

      • ИСС с базой данных на все население административной территории, в т. ч. фонды ОМС и страховые организации.

Таблица 12

Классы информационных систем, которыми обязательно должны быть оснащены учреждения и организации системы здравоохранения России

№ п/п

Классы информационных систем

Категории организаций – пользователей информационных систем

Лечебно-профилактичес-кие и санаторно-курортные учреждения

Органы территориаль-ного (ведомствен-ного) управления здравоохране-нием, медицинские управления министерств и ведомств

Органы Государствен-ного санитарного эпидемиологи-ческого надзора

Территориаль-ные фонды ОМС и страховые медицинские организации

Медицинские учебные заведения

1

Медико-технологические ИС

+













2

Информационно-справочные системы ИС

+

+

+

+




3

Статистические ИС

+

+

+

+




4

Научно-исследовательские ИС

+

+







+

5

Обучающие ИС

+










+

Примечание

Возможны два варианта использования ИС указанных классов учреждениями и организациями – пользователями ИС:

      • использование автономных ИС каждого класса из числа отмеченных знаком «+»;

      • использование интегрированных ИС, в которых системы, отмеченные знаком «+», применяются в качестве подсистем.

Статистические ИС органов управления здравоохранением в зависимости от объектов описания подразделяются на следующие виды:

      • “Здоровье населения”, содержащие статистические данные по группам населения в целом по России, регионам, муниципальным образованиям;

      • “Среда обитания”, содержащие статистические данные по социальным институтам и экологическим нишам (зонам);

      • “Учреждения здравоохранения”, содержащие данные с описанием типов и характеристик деятельности учреждений (паспортов ЛПУ);

      • “Кадры здравоохранения”, содержащие данные о персонале учреждений здравоохранения;

      • “Медицинская промышленность”, содержащие сведения о предприятиях и их продукции (лекарства, медицинские приборы и оборудование).

Научно-исследовательские ИС в зависимости от объектов описания подразделяются на следующие виды:

      • ИС научной медицинской информации, содержащие сведения о научных публикациях в области медицины, в т. ч. электронные библиотеки;

      • организационные ИС, содержащие описание тематик научных исследований и их результатов;

      • системы автоматизации медико-биологических исследований.

Обучающие ИС медицинских учебных заведений в зависимости от реализуемых ими педагогических принципов оценки уровня усвоения знаний учащимися подразделяются на следующие виды (причем каждый последующий вид из указанных ниже должен включать в себя предыдущий):

      • обучающие ИС по принципу «вопрос-ответ», контролирующие знания по ответам учащихся на вопросы системы, выбранным из числа возможных вариантов;

      • обучающие ИС, предоставляющие знания в виде электронных учебных курсов и учебных пособий и контролирующие усвоение знаний по принципу «вопрос-ответ»;

      • обучающие ИС, основанные на базах знаний и содержащие сведения о методах решения задач, в т. ч. экспертные системы, системы логического вывода и т.д.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Общий обзор информационных систем здравоохранения iconАвтоматизированные системы специального назначения лк-1
Эвм, комплексов, систем и сетей; автоматизированных систем обработки информации и управления; систем автоматизированного проектирования...

Общий обзор информационных систем здравоохранения iconИнструкция для исполнительных органов государственной власти Удмуртской...
Удмуртской Республики по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры,...

Общий обзор информационных систем здравоохранения iconА. М. Кориков основы проектирования информационных систем
Учебно-методическое пособие предназначено для выполнения курсового проекта, лабораторных работ и практических занятий по дисциплине...

Общий обзор информационных систем здравоохранения iconРабочая программа для студентов направления 02. 03. 03 «Математическое...
«Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», профиль подготовки «Технологии программирования», очная форма...

Общий обзор информационных систем здравоохранения iconТема Основные понятия экономических информационных систем (эис) и...
Тема Основные понятия экономических информационных систем (эис) и информационных технологий (ИТ) (6 часов) 6

Общий обзор информационных систем здравоохранения iconТехническое задание (Описание объекта закупки)
Разработка и внедрение Информационной системы "Региональная медицинская информационная система Вологодской области" (ис "рмис во")...

Общий обзор информационных систем здравоохранения iconИспользование информационных технологий в налоговой системе республики беларусь
Перспективы внедрения автоматизированных информационных систем в налоговоую систему в контексте их использования налоговыми органами...

Общий обзор информационных систем здравоохранения iconИзвещение о проведении открытого запроса цен на право заключения...

Общий обзор информационных систем здравоохранения iconМетодические указания по осуществлению учета информационных систем...
Об утверждении методических указаний по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно–телекоммуникационной...

Общий обзор информационных систем здравоохранения iconМасштабный старт информатизации здравоохранения был дан в 2011 году...
Масштабный старт информатизации здравоохранения был дан в 2011 году Программой модернизации здравоохранения в рамках реализации раздела...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск