А. М. Кориков основы проектирования информационных систем


Скачать 272.98 Kb.
НазваниеА. М. Кориков основы проектирования информационных систем
страница1/3
ТипУчебно-методическое пособие
filling-form.ru > бланк строгой отчетности > Учебно-методическое пособие
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ

УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ)

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой АСУ, профессор

кориков А.М. Кориков


ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Методические рекомендации для выполнения курсового проекта,

лабораторных работ и практических занятий

по дисциплине «Проектирование информационных систем»
Учебно-методическое пособие

для студентов всех форм обучения
специальности 080801 – Прикладная информатика в экономике

Разработчик

доцент кафедры АСУ
С.Ю. Золотов

2012

Золотов С.Ю.

Основы проектирования информационных систем: Учебно-методическое пособие. Методические рекомендации для выполнения курсового проекта, лабораторных работ и практических занятий по дисциплине «Проектирование информационных систем» / Томск, ТУСУР, 2012. – 30 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для выполнения курсового проекта, лабораторных работ и практических занятий по дисциплине «Проектирование информационных систем» для студентов всех форм обучения специальности «Прикладная информатика в экономике».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………….………………………………………. 4

Этап 1. Описание предметной области ……………………………………. 5

Этап 2. Создание функциональной модели ……………………………….. 6

Этап 3. Создание информационной модели ………………………………. 8

Этап 4. Выделение бизнес-процессов ……………………………………... 9

Этап 5. Реинжиниринг бизнес-процессов ……………………………….. 12

Этап 6. Определение целей, задач и функций ИС ………………………. 14

Этап 7. Создание концептуальной модели базы данных ……………….. 15

Этап 8. Создание прототипа системы ……………………………………. 15

Список тем курсовых проектов …………………………………………... 16

Литература …………………………………………………………………. 29

ВВЕДЕНИЕ

Рассматриваемое учебно-методическое пособие состоит из восьми частей, каждая представляет собой один из этапов курсового проекта, лабораторной работы или практических занятий по дисциплине «Проектирование информационных систем». Последовательное выполнение этих этапов позволяет получить пакет документации, необходимой для создания информационной системы (ИС), т.е. проект ИС.

Для успешной реализации всех этапов проектирования учащимся необходимо глубокое знание системного анализа и методов проектирования базы данных.

В ходе выполнения первого этапа необходимо получить описание деятельности предприятия и определить ее организационную структуру. На втором этапе нужно получить представление о функционировании предприятия. При выполнении третьего этапа сформируется описание об использовании информации в организации. В ходе выполнения четвертого и пятого этапов необходимо выделить бизнес-процессы предприятия, произвести их оценку и провести реинжиниринг этих бизнес-процессов. На шестом этапе нужно разработать функциональные подсистемы ИС. При выполнении седьмого этапа проектируется концептуальная модель базы данных ИС. Восьмой этап представляет собой реализацию проекта ИС в виде прототипа.

Для выполнения этапов разработаны тридцать предметных областей, описывающих деятельность различных предприятий. На момент описания в предприятиях нет автоматизированных информационных процессов, но созрела острая необходимость эту автоматизацию провести.

При оформлении отчета используется текстовый редактор Microsoft Word. Рисунки лучше всего делать во внешних (по отношению к Microsoft Word) графических редакторах и вставить в текст отчета в виде графических файлов.


ЭТАП 1. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

При создании ИС должны быть выполнены действия по изучению деятельности предприятия. В начале производится сбор информации о предприятии, его целях и задачах, структуре и финансово-хозяйственной деятельности. Также изучаются внешние процессы, взаимодействующие с предприятием и среда, в которой предприятие осуществляет свою деятельность. В целом, до момента непосредственного проектирования ИС, должно быть получено комплексное описание предприятия и его бизнеса.

На первом этапе необходимо полностью описать предметную область, в которой функционирует предприятие, определить его бизнес-правила, а также создать организационную схему предприятия, которая должна содержать:

– уровень руководства (верхний уровень схемы);

– уровень подразделений предприятия (средний уровень);

– нижний уровень, на котором детализируется структура подразделений предприятия (перечень должностей в подразделении, численный состав сотрудников каждой должности).

Подразделения и должности на схеме изображаются в виде прямоугольников с названием подразделения (должности) внутри. Связи между подразделениями должны отражать отношения административной подчиненности подразделений. Описание перечня обязанностей каждой должности приводится на естественном языке.

Пример. Книжный магазин занимается продажей художественной литературы. В торговом зале книги располагаются на стеллажах, каждый из которых имеет свой номер и тематику. Любой клиент может обратиться к продавцу-консультанту и получить подробную информацию о книгах, имеющихся в магазине, их цене и заказать интересующие книги, которых нет в наличии. В торговом зале имеется касса, где осуществляется непосредственная продажа книги. Книги, которые не выставляются в торговый зал, хранятся на складе. Заместитель директора работает с книжными издательствами по поставкам партий книг, которые водитель доставляет на склад, а также занимается координацией действий между торговым залом и складом. Отдел бухгалтерии осуществляет бухгалтерский и кадровый учет. За чистотой на складе и в торговом зале следит уборщик. Директор руководит всей работой в магазине (рис. 1.1).
рисунок1_1
Рис. 1.1 – Организационная схема книжного магазина

ЭТАП 2. СОЗДАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ

На данном этапе необходимо создать функциональную схему предприятия, которая должна отражать:

– взаимодействие предприятия с внешней средой (партнеры, клиенты, поставщики сырья и материалов, налоговые органы и т.д.);

– как ресурсы, полученные извне, превращаются в продукцию предприятия;

– взаимодействие отделов предприятия в ходе производственной деятельности.

Блоками на схеме выделяются организации, отделы и сотрудники. Функциональные связи и товарно-денежные потоки между блоками отображаются стрелками. Видом и толщиной стрелок можно выделять различные типы и интенсивность связи. Стрелка должна содержать пояснение на схеме или в условных обозначениях схемы. Схему должно сопровождать ее полное описание на естественном языке.

Пример. Клиент делает заявку на приобретение книги. Данная книга, при ее непосредственном наличии в торговом зале, продается клиенту. Если книга, которую хочет приобрести клиент, в данный момент отсутствует в магазине, то оформляется на нее заказ. В конце рабочего дня кассиром в бухгалтерию сдается кассовый отчет, который является основанием на списание с магазина проданных книг. Зам. директора, анализируя текущее состояние склада и заказы клиентов, составляет общий заказ издательству-поставщику на приобретение партии книг, которые поступают на склад. Зав. складом оприходует очередную партию, после чего один экземпляр отдается в торговый зал, а остальные хранятся на складе до тех пор, пока не будет продан экземпляр в торговом зале. Бухгалтерия формирует налоговую и статистическую отчетность согласно действующему законодательству (рис. 2.1).

рисунок2_1

Рис. 2.1 – Функциональная модель книжного магазина
ЭТАП 3. СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ

Для построения информационной схемы необходимо проанализировать процессы получения, хранения и использования информации на предприятии. Одним из основных информационных носителей являются документы, используемые при работе предприятия. Кроме информации на бумажных носителях может использоваться информация, хранимая в электронном виде и информация, передаваемая между сотрудниками устно. На схему заносится информация, непосредственно относящаяся к производственным процессам.

На схеме должен отображаться информационный обмен между предприятием и внешней средой, между отделами предприятия. Схема должна иллюстрировать – откуда возникает информация, как и куда передается, где хранится и как используется.

Информационные потоки между блоками отображаются стрелками. Вид стрелок должен говорить о способе передачи информации (устно, на бумаге, электронным способом). Если информация передается в составе документа, должно быть указано его название. Толщиной стрелок можно выделять различные типы и интенсивность информационного обмена. Схему должно сопровождать ее полное описание на естественном языке.

Пример. Клиент устно делает заявку на приобретение книги. Продавец-консультант, при необходимости, дает клиенту консультацию. Если книга, которую хочет приобрести клиент, в данный момент отсутствует в магазине, то оформляется на нее заказ (неунифицированный документ). В конце рабочего дня кассиром в бухгалтерию сдается кассовый отчет, который является документом по продажам книг. В заказ издательству-поставщику на приобретение партии книг входит общий договор на поставку и приложения к нему в виде списка названий книг, количество экземпляров, цене и сроках поставки. Если издательство не укладывается в эти сроки, то по электронной почте оно информирует о новой дате поставки. Зав. складом устно информирует зам. директора о всех изменениях (выдача книг в торговый зал, приход новой партии книг и т.д.), которые происходят на складе. Бухгалтерия формирует налоговую и статистическую отчетность согласно действующему законодательству (рис. 3.1).
рисунок3_1
Рис. 3.1 – Информационная модель книжного магазина

ЭТАП 4. ВЫДЕЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Под бизнес-процессом будем понимать совокупность взаимосвязанных операций по изготовлению готовой продукции или выполнению услуг на основе потребления ресурсов [1]. Управление бизнес-процессами нацелено на выполнение качественного обслуживания клиентов. При этом в ходе управления бизнес-процессами все материальные, финансовые и информационные потоки рассматриваются во взаимодействии.

Для выявления бизнес-процессов необходимо составить перечень технологических операций и выделить из этого списка группы операций, выполняющих одну задачу. Бизнес-процессы могут иметь в своем составе другие бизнес-процессы. На данном этапе необходимо выявить бизнес-процессы без учета внедрения проектируемой информационной системы.

Синтаксис отображения бизнес-процессов – диаграммы потоков данных.

Пример. В работе книжного магазина выделим бизнес-процесс «Выполнить заказ клиента» с первым условным номером. Клиент делает заказ на приобретение книги, которая в данный момент отсутствует в магазине. Продавец-консультант предлагает клиенту оформить данный заказ документально путем ручного заполнения бланка. Оформленный заказ попадает зам. директору, который по прошествии некоторого времени формирует общий заказ издательству на основе имеющихся заказов клиентов и текущего состояния продаж книг. Издательство-поставщик выполняет поставку партии книг, согласно общему заказу, которая доставляется и регистрируется на складе. После прихода заказанной книги в магазин продавец-консультант информирует клиента по телефону о выполнении заказа. Клиент приходит в магазин и выкупает заказанную книгу (рис. 4.1).
рисунок4_5

Рис. 4.1 – Бизнес-процесс № 1 «Выполнить заказ клиента»
После выявления всех бизнес-процессов необходимо провести их оценку относительно критических факторов успеха (КФУ) предприятия. КФУ – это факторы, необходимые для существования предприятия как единого целого, т.е. необходимые для выполнения миссии предприятия. Список КФУ должен отражать ключевые составляющие предприятия и ее связи с внешней средой. В качестве примера можно привести следующие критические факторы успеха: удобство обслуживания клиентов, скорость обработки информации и т.д.

Для оценки степени удовлетворения критическим факторам успеха предприятия необходимо составить таблицу, где в строках расположить названия бизнес-процессов, а в столбцах – КФУ. В ячейках таблицы необходимо проставить оценку выполнения данного бизнес-процесса относительно текущего КФУ. Минимальный балл оценки – единица. Максимальный балл определяется из условия, что все оценки должны быть целыми числами.

Например, выбирается пятибалльная шкала оценок. По этой шкале пять баллов означает, что данный бизнес-процесс относительно выбранного КФУ выполняется без замечаний. Оценка в четыре балла – выполняется с небольшими замечаниями. Оценка в три балла – выполняется с большим количеством замечаний. Оценка в два балла – бизнес-процесс не реагирует на КФУ. Оценка в один балл – выполнение бизнес-процесса отрицательно сказывается на КФУ.

После заполнения таблицы по каждому бизнес-процессу нужно определить его средний балл по формуле:

,

где ; – количество бизнес-процессов; – средний балл -го бизнес-процесса; – количество КФУ; – вес -го КФУ; – оценка -го бизнес-процесса по -му КФУ.

Вес характеризует значимость -го КФУ относительно других. При определении численных значений весов необходимо выполнение следующего условия:

.

Все схемы бизнес-процессов должны сопровождаться их полными описаниями на естественном языке. Также необходимы подробные комментарии относительно выбора КФУ и выставленных оценок бизнес-процессов.


ЭТАП 5. РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Реинжиниринг бизнес-процессов определяется как фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения коренных улучшений в основных показателях деятельности предприятия. Целью реинжиниринга бизнес-процессов является системная реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышения качества их обслуживания [1].

После выявления бизнес-процессов и их оценок, необходимо провести анализ каждого бизнес-процесса с целью выявления у них сильных и слабых сторон. Низкий средний балл говорит о том, что для данного бизнес-процесса необходимо провести реинжиниринг с учетом внедрения проектируемой информационной системы.

После реинжиниринга бизнес-процессы переоцениваются, сравниваются с бизнес-процессами до реинжиниринга и делается вывод о том, нужно ли внедрять информационную систему или нет.

Пример. Выделим изменения, произошедшие после реинжиниринга бизнес-процесса «Выполнить заказ клиента». В момент оформления заказа клиента продавец-консультант вносит данные о клиенте и заказе в информационную систему, после чего распечатывает оформленный заказ, где клиенту достаточно поставить свою подпись. Информационная система формирует общий заказ автоматически, а зам. директора его исправляет, по необходимости, и утверждает. После прихода заказанной книги в магазин информационная система информирует об этом факте продавца-консультанта, который ставит в известность клиента. Факт продажи заказанной книги регистрируется в ИС (рис. 5.1).

рисунок5_1
Рис. 5.1 – Бизнес-процесс № 1 «Выполнить заказ клиента»

после реинжиниринга
  1   2   3

Похожие:

А. М. Кориков основы проектирования информационных систем iconА. М. Кориков основы проектирования информационных систем
Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения специальности «Прикладная информатика в экономике»

А. М. Кориков основы проектирования информационных систем iconАвтоматизированные системы специального назначения лк-1
Эвм, комплексов, систем и сетей; автоматизированных систем обработки информации и управления; систем автоматизированного проектирования...

А. М. Кориков основы проектирования информационных систем iconРабочая программа по дисциплине «Методы и средства проектирования...
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом требований фгос)

А. М. Кориков основы проектирования информационных систем iconИ. В. Рахмелевич основы проектирования баз данных
И. В. Рахмелевич. Основы проектирования баз данных. Практикум. Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н....

А. М. Кориков основы проектирования информационных систем iconИнструкция для исполнительных органов государственной власти Удмуртской...
Удмуртской Республики по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры,...

А. М. Кориков основы проектирования информационных систем iconМетодическое пособие по курсовому проектированию по дисциплине «И...
Методическое пособие предназначено для студентов специальности 071600 «Высоковольтные электроэнергетика и электротехника», изучающих...

А. М. Кориков основы проектирования информационных систем iconМоделирование бизнес-процессов с bpwin 0
Этот инструмент используют в основном системные аналитики и специалисты по внедрению информационных систем. Erwin предназначен для...

А. М. Кориков основы проектирования информационных систем iconРабочая программа для студентов направления 02. 03. 03 «Математическое...
«Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», профиль подготовки «Технологии программирования», очная форма...

А. М. Кориков основы проектирования информационных систем iconПрограмма дисциплины «Основы проектирования и разработки баз данных в среде ms access»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов экономических специальностей,...

А. М. Кориков основы проектирования информационных систем iconМетодические указания и задания к курсовому проекту по дисциплине...
Курсовое проектирование – вид учебного процесса по изучаемой дисциплине, результатом которого является курсовой проект или курсовая...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск