Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2012 г. N 06-731 "О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников"
Одной из важнейших задач совершенствования организации школьного питания является формирование у детей культуры здорового питания, повышение квалификации руководящих и педагогических кадров, работников сферы школьного питания в части формирования культуры здорового питания, а также осуществление соответствующей просветительской работы среди детей, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива.
Департамент воспитания и социализации детей направляет методические рекомендации "Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников", разработанные Институтом возрастной физиологии РАО в рамках реализации мероприятия "Организационно-аналитическое сопровождение мероприятий приоритетного национального проекта "Образование".
Просим довести информацию до руководителей образовательных учреждений для использования в практической работе.
Указанные материалы размещены также на сайте Минобрнауки России: http://www.mon.gov.ru и Интернет-портале http://holiday.cipv.ru/home.php
Приложение: на 63 л.
Директор Департамента
| А.А. Левитская
|
Приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2012 г. N 06-731
Методические рекомендации Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников*
(Материалы разработаны сотрудниками Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой)
Москва-2012 г.
Введение
Культура питания - важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.
Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления: рациональную организацию питания в образовательном учреждении; включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений. Только сочетание всех направлений работы поможет создать и в школе, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.
Здоровое питание - важный фактор нормального развития и здоровья детей
Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития. На период от 7 до 18 лет, который ребёнок проводит в школе, приходится наиболее интенсивный соматический рост организма наряду, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками. Организация питания в каждой возрастной группе школьников имеет свои особенности, учитывающие изменения, происходящие в детском организме на каждом этапе. Школьный период можно условно разделить на три возрастные группы - 7-11 лет, 11-14 лет, 14-18 лет.
Недостаточное или несбалансированное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, которые, по мнению специалистов, практически невозможно скорректировать в дальнейшем. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей младшего и среднего школьного возраста даны в Таблице 1. Одна из важнейших составляющих пищи - белок. Недостаток белка, а тем более белковое голодание приводит к отставанию роста, нарушениям не только физического, но и умственного развития, снижению сопротивляемости болезням, успеваемости и трудоспособности, а избыток ведет к нарушению обменных процессов и снижению аппетита. В период роста особенно велика потребность в жидкости, благодаря которой происходит лучшее усвоение питательных веществ, а также выведение продуктов распада из организма. Недостаток жидкости в ежедневном рационе (около 2 литров в сутки) может привести к нарушению терморегуляции и процесса пищеварения, вызвать плохое самочувствие, которое у детей часто проявляется в виде расторможенности, невозможности сосредоточиться. Постоянный дефицит жидкости может привести к заболеваниям почек и печени. Регулярный приём пищи (примерно через каждые 4-5 часов) также является важнейшей составляющей правильного питания, так как способствует её наилучшему усвоению. Для учащегося начальной школы необходимо 4 или 5 приемов пищи. Типовые режимы питания могут меняться в зависимости от образа жизни ребенка, организации его учебной, спортивной и других нагрузок. Но в любом случае важно стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка есть в строго определенные часы.
Таблица 1. Типовой режим питания школьников
Завтрак (дома)
| 7.30-8.00 (8.00-8.30)
| Второй завтрак в школе
| 10.30-11.00 (11.00-11.30)
| Обед (в школе или дома)
| 13.30-14.00 (14.00-14.30)
| Полдник (в школе или дома)
| 16.00-16.30 (16.30-17.00)
| Ужин (дома)
| 19.00-19.30 (19.30-20.00)
|
Завтрак и ужин (1-й и 5-й приемы пищи) должны составлять по 25% от суточной калорийности. Если ребёнок занимается в первую смену, то в 11.30-12.00 ч., во время большой перемены, он должен получать полноценный второй завтрак (15% от суточной калорийности), а обед - дома в 15.30-16.00 ч. (35% от суточной калорийности). Если ребенок занимается во вторую смену, то обед он получает дома в 12.30-13.00 ч., а в 16.00 ч. - полдник в школе.
Питание детей подросткового возраста имеет свои особенности. В средней школе начинается половое созревание, которому предшествует препубертатный скачок роста. С началом полового созревания потребность в некоторых веществах у мальчиков и юношей выше по сравнению с девушками (Таблицы 2, 3). При организации рациона питания обучающихся, воспитанников средней школы необходимо учитывать физические и физиологические изменения, которые происходят в подростковом возрасте. Достаточное поступление белков, необходимых для формирования новых структурных компонентов организма приобретает особое значение. Именно поэтому недостаток или даже полное исключение из рациона питания белковой пищи (что происходит в том случае, когда подростки, желая следовать модным стандартам, используют различные диеты), отражается не только на самочувствии, но может привести к нарушению естественного хода развития. Важное значение имеет и присутствие в рационе питания продуктов - источников кальция, необходимого для нормального роста и развития костной ткани. Недостаток кальция приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата: сколиозу и нарушению осанки. Естественным источником кальция являются молоко и кисломолочные продукты. В связи с увеличением объема крови и мышечной массы значительно увеличивается потребность организма подростков в железе (железосодержащие продукты - мясо, гречка, гранаты и т.д.). Нарушение питания в этот период может стать причиной хронических заболеваний и задержек в развитии. Алиментарно-зависимые болезни, которые зависят от питания человека, - анемия; болезни органов пищеварения; желчного пузыря и водящих путей; поджелудочной железы; эндокринной системы тиреотоксикоз (гипотиреиз), расстройства питания, нарушения обмена веществ (ожирение). Анализ и обобщение данных о заболеваемости, в том числе алиментарно-зависимых, может осуществлять школьный врач совместно с участковыми врачами поликлиник, в которые обращаются обучающиеся, воспитанники школ.
Таблица 2. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей и подростков разного возраста
Наименование пищевых веществ
| Потребность в пищевых веществах
| 7-10 лет
| 11-14 лет
| 14-18 лет
| мальчики
| девочки
| юноши
| девушки
| Белки (г)
| 63
| 75
| 69
| 87
| 75
| Жиры (г)
| 70
| 83
| 77
| 97
| 83
| Углеводы (г)
| 305
| 363
| 334
| 421
| 363
| Энергетическая ценность (ккал)
| 2100
| 2500
| 2300
| 2900
| 2500
| Витамин С (мг)
| 60
| 70
| 60
| 90
| 70
| Витамин В1 (мг)
| 1,1
| 1,3
| 1,3
| 1,5
| 1,3
| Витамин В2 (мг)
| 1,2
| 1,5
| 1,5
| 1,8
| 1,5
| Витамин В6 (мг)
| 1,5
| 1,7
| 1,6
| 2,0
| 1,6
| Ниацин (мг)
| 15
| 18
| 18
| 20
| 18
| Витамин В12 (мкг)
| 2
| 3
| 3
| 3
| 3
| Фолаты (мкг)
| 200
| 300-400
| 300-400
| 400
| 400
| Пантотеновая кислота (мг)
| 3
| 3,5
| 3,5
| 5,0
| 4,0
| Биотин (мкг)
| 20
| 25
| 25
| 50
| 50
| Витамин А (мг рет.экв)
| 700
| 1000
| 800
| 1000
| 800
| Витамин Е (мг ток.экв)
| 10
| 12
| 12
| 15
| 15
| Витамин D (мкг)
| 10
| 10
| 10
| 10
| 10
| Витамин К (мкг)
| 60
| 80
| 70
| 120
| 100
|
Минеральные вещества
| Кальций (мг)
| 1100
| 1200
| 1200
| 1200
| 1200
| Фосфор (мг)
| 1100
| 1200
| 1200
| 1200
| 1200
| Магний (мг)
| 250
| 300
| 300
| 400
| 400
| Калий (мг)
| 900
| 1500
| 1500
| 2500
| 2500
| Натрий (мг)
| 1000
| 1100
| 1100
| 1300
| 1300
| Хлориды (мг)
| 1700
| 1900
| 1900
| 2300
| 2300
| Железо (мг)
| 12
| 12
| 15
| 15
| 18
| Цинк (мг)
| 10
| 12
| 12
| 12
| 12
| Йод (мг)
| 0,12
| 0,13
| 0,15
| 0,15
| 0,15
| Медь (мг)
| 0,7
| 0,8
| 0,8
| 1,1
| 1,1
| Селен (мг)
| 0,03
| 0,04
| 0,04
| 0,05
| 0,05
| Хром (мкг)
| 15
| 25
| 25
| 35
| 35
| Фтор (мг)
| 3
| 4
| 4
| 4
| 4
| |