Характеристики учебных занятий


Скачать 215.05 Kb.
НазваниеХарактеристики учебных занятий
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы


Зарегистрирована в составе

учебного плана __13\2872\1

«__22___» _____04_____ 2015

Зам начальника УОП

(ГригорьеваИ.В.)
Санкт-Петербургский государственный университет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

_______________________________________________________________

учебной дисциплины

Группы интересов и политические режимы
Interests Groups and Political Regimes

Язык(и) обучения

русский


Трудоёмкость (границы трудоёмкости) в зачетных единицах: 7

Регистрационный номер рабочей программы: 044730

Санкт-Петербург

2013

Раздел 1. Характеристики учебных занятий

1.1. Цели и задачи учебных занятий
Целью изучения дисциплины является формирование у аспирантов представления о взаимозависимости между деятельностью групп интересов и функционирование политических режимов.
Задачи курса:

  • раскрыть основные положение групповой теории политики;

  • определить принципы и механизмы влияния групп интересов на генезис и порядок функционирования политических режимов;

  • выявить связи между конфигурацией взаимодействия групп интересов и типами политических режимов;

  • проанализировать особенности плюралистических и корпоративистских политических режимов;

  • разобрать специфику взаимодействия групп интересов и политических режимов в странах третьего мира и транзиторных обществах;

  • рассмотреть соотношение между группами интересов и политическими режимами на примере России.


1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)
Для успешного освоения курса аспиранты должны знать материал следующих учебных дисциплин: «Введение в политологию», «История политических учений» и «Теоретическая политология».


1.3. Перечень результатов обучения (learning outcomes)
Данный курс (совместно с другими дисциплинами) способствует формированию следующих компетенций:

  • готовность работать с текстами профессиональной направленности и сообщать о результатах своей учебной и научной работы на английском/иностранном и русском языках;

  • готовность исполнять обязанности исследователя в соответствии с научной специальностью, в том числе обеспечение руководства обучением в индивидуальном порядке и в форме семинаров, проведение исследований по специальности, разработка и подготовка к изданию научных трудов и статей.


1.4. Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий
В качестве основных активных и интерактивных форм проведения практических занятий используются семинары в диалоговом режиме.
В рамках курса предусмотрено три семинара в диалоговом режиме:

Групповой подход к анализу политических режимов.

Группы интересов в контексте современной демократии.

Политическое влияние групп интересов в современной России.


Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий
2.1.1 Основной курс



Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Период обучения (модуль)

Контактная работа обучающегося с преподавателем

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические занятия

лабораторные работы

контрольные работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная аттестация

итоговая аттестация

под руководством преподавателя

в присутствии преподавателя

сам. раб. с использованием методических материалов

текущий контроль (сам. раб.)

промежуточная аттестация

(сам. раб.)

итоговая аттестация (сам. раб.)







ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

очная форма обучения

Семестр 3

18

18































216










6

7

15-30

15-30











































Итого

18

18































216










6

7



Формы текущего контроля успеваемости, виды промежуточной и итоговой аттестации

Период обучения (модуль)

Формы текущего контроля

успеваемости

Виды промежуточной аттестации

Виды итоговой аттестации

(только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

очная форма обучения

Семестр 3




зачет






2.2. Структура и содержание учебных занятий

Основной курс Основная траектория Очная форма обучения
Период обучения (модуль): Семестр 3





п/п

Наименование темы (раздела, части)

Вид учебных занятий

Количество часов

1

Группы интересов и политические режимы: теория и методология исследования

лекции

2

практические занятия

2

2

Плюралистические политические режимы

лекции

4

практические занятия

4

3

Корпоративистские политические режимы

лекции

4

практические занятия

4

4

Группы интересов и политические режимы в странах третьего мира

лекции

4

практические занятия

4

5

Группы интересов и политические режимы в России

лекции

4

практические занятия

4


Тема 1. Группы интересов и политические режимы: теория и методология исследования
Феномен групп интересов. Основополагающие теории групп интересов (Д. Мэдисон, А. Бентли, Д. Трумэн, М. Олсона и Р. Солбери). Функции и типология групп интересов. Группы интересов и соискание ренты. Принципы и механизмы влияния групп интересов на политический процесс. Закрепление групповых политических отношений в политических институтах. Проблематика взаимодействия групп интересов и политических режимов.

Основы типического анализа соотношения групп интересов и политических режимов. Классический подход к исследованию политических режимов. Подход к исследованию политических режимов с точки зрения деятельности групп интересов. Главные линии размежевания группового анализа политических режимов. Свобода группового участия. Модель группового взаимодействия. Зависимость государства от групп интересов. Эвристическая ценность группового подхода к анализу политических режимов.


Тема 2. Плюралистические политические режимы
Истоки идей политического плюрализма. Концепция политического плюрализма Д. Мэдисона. Теории политического плюрализма А. Бентли и Д. Трумэна. Феномен плюралистической демократии. Плюрализм и демократия в концепции Р. Даля. Критика теории и практики плюрализма.

Плюралистическая модель формирования государственной политики. Свобода группового взаимодействия как основа плюралистических политических режимов. Конкурентный подход к формированию политики. Роль государства в качестве независимого арбитра во взаимодействии групп интересов. Соотношение политики и экономики в плюралистических политических режимах. Феномен политического рынка. Сравнительный анализ плюралистических политических режимов.


Тема 3. Корпоративистские политические режимы
Истоки корпоративизма. Корпоративистское общественно-политическое устройство в средневековых западноевропейских городах. Теоретическое обоснование корпоративизма в конце XIX – начале XX веков. Теория корпоративизма Э. Дюркгейма. Концепция корпоративизма Л. Дюги. Корпоративистские доктрины римской католической церкви. Феномен европейского авторитарного корпоративизма. Сравнительный анализ авторитарных корпоративистских режимов. Корпоративизм и неокорпоративизм. Теория неокорпоративизма (Ф. Шмиттер, Г. Лембух).

Корпоративистская модель формирования государственной политики. Направляющая роль государства во взаимодействии с группами интересов. Иерархическая организация социальных интересов. Монополизация представительства интересов. Директивность и консенсусность государственной власти при корпоративизме. Корпоративизм и капитализм. Корпоративистские и неокорпоративистские политические режимы. Германский и скандинавский корпоративизм.

Тема 4. Группы интересов и политические режимы в странах третьего мира
Группы интересов в системе общественно-политического устройства стран третьего мира. Группы интересов как ключевой политический актор в условиях нестабильной институциональной среды. Политическая рента и борьба за политическую ренту в странах третьего мира. Режимные характеристики политического господства групп интересов. Капитализм в странах третьего мира. Соотношение политики и экономики. Взаимное усиление политической и экономической власти. Захват бизнеса (business capture), захват государства (state capture) и системы обменов. Феномен капитализма для своих (crony capitalism). Олигархический и бюрократический капитализм.

Авторитарный корпоративизм как принцип взаимодействия государства и групп интересов в странах третьего мира. Истоки авторитарного корпоративизма в странах третьего мира. Современный авторитарный корпоративизм в странах третьего мира. Монополизация политического представительства как механизм обеспечения политической ренты. Национальные особенности взаимодействия государства и групп интересов в отдельных странах третьего мира. Стратегии преодоления авторитарного корпоративизма: диктатура развития; демократизация; либеральные экономические реформы.

Тема 5. Группы интересов и политические режимы в России
Группы интересов в СССР. Феномен бюрократического корпоративизма. Общая динамика социально-экономического перехода в посткоммунистических странах и феномен переходного капитализма. Политические и экономические реформы России 90-х годов XX века в контексте проблематики соискание транзиторной ренты. Переходные деформации рынка и дисфункции государства как источники транзиторной ренты. Бизнес на транзиторной ренте. Проблема закрепления транзиторной ренты. Формирование деструктивной модели взаимодействия групп интересов и государства: тенденция к закреплению транзиторной ренты. Ограниченный плюрализм и олигархический капитализм в России 90-х годов XX века.

Реформы 2000-х годов и их влияние на взаимодействия групп интересов и государства. Тенденции движения от ограниченного плюрализма авторитарному корпоративизму. Установление контроля государства над крупным бизнесом. Консолидация авторитарного корпоративизма в современной России. Политический режим как фактор закрепления ренты. Бюрократический ресурс и экономическая конкуренция. Захват бизнеса и феномен бюрократического капитализма. Перспективы преодоления авторитарного корпоративизма в России.

Раздел 3. Обеспечение учебных занятий
3.1. Методическое обеспечение
К методическому обеспечению аудиторной работы относятся:

  • Электронные варианты статей по теориям публичной политики и управления.

  • Электронные демонстрационные материалы (схемы, таблицы и пр.) по теориям публичной политики и управления.



3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины
К методическим указаниям по освоению дисциплины относится рабочая программа учебной дисциплины.

3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы
К методическому обеспечению самостоятельной работы относятся:

  • Подбор учебных материалов по курсу на электронном носителе (Яндекс-диск).

  • Примерный перечень тем эссе.



Примерный перечень тем эссе

  1. Интерес как категория политической науки.

  2. Теории представительства интересов.

  3. Социальная природа функционирования групп интересов в политике.

  4. Концепция групп интересов А. Бентли.

  5. Концепция групп интересов Д. Трумэна.

  6. Теория М. Олсона.

  7. Теории плюрализма.

  8. Современные теории неокорпоративизма.

  9. Неокорпоративизм в странах Запада.

  10. Группы интересов в процессах выработки политического курса.

  11. Патологии представительства интересов.

  12. Группы интересов: механизмы влияния.

  13. Исторические типы взаимодействия между экономической и политической сферами общества.

  14. Перераспределительные и рыночные модели общественного устройства.

  15. Проблема разграничения экономической и политической власти.

  16. Взаимодействие государства и групп интересов в США.

  17. Европейская модель капитализма.

  18. Неокорпоративизм в странах Запада.

  19. Взаимодействие государства и бизнеса в Западной Европе.

  20. Феномен трипартизма в Западной Европе и США.

  21. Неоконсерватизм о взаимодействии государства и бизнеса.

  22. Капитализм в странах третьего мира.

  23. Захват бизнеса (business capture), захват государства (state capture) и системы обменов.

  24. Феномен капитализма для своих (crony capitalism).

  25. Олигархический и бюрократический капитализм.

  26. Общая динамика социально-экономического перехода в посткоммунистических странах и феномен переходного капитализма.

  27. Теория транзиторной ренты.

  28. Группы интересов и лоббизм в Советском Союзе.

  29. Реформы В. В. Путина и трансформация отношений госудаством и группами интересов в современной России.

  30. Необюрократический корпоративизм как основа взаимодействия бизнеса и государства в России в начале XXI века.


3.1.3 Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания
Показателями, характеризующими текущую учебную работу студентов, являются:

  • посещаемость занятий и активность работы на занятиях;

  • оценка докладов на семинарских занятиях;

  • оценка письменных заданий (эссе).


Промежуточная аттестация студентов осуществляется в виде зачета. Зачет проводится в устной форме по билетам. Билет включает в себя два вопроса (См.: пункт 3.1.4).

Критерии оценки ответа студента на зачете.
Ответ студента на зачете оценивается преподавателем оценками «зачет» и «не зачет».
Оценка «зачет».

  • обнаружено знание профессиональных терминов, понятий, категорий, концепций и теорий;

  • выдвигаемые положения обоснованы, приведены убедительные примеры;

  • сделаны содержательные выводы;

  • продемонстрировано знание обязательной литературы.


Оценка «не зачет».

  • не раскрыты профессиональные понятия,  категории, концепции, теории;

  • ответ содержит ряд серьезных неточностей;

  • выводы поверхностны или неверны;

  • не продемонстрировано знание обязательной литературы.


3.1.4 Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы, оценочные средства)
Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации включают в себя примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Теории публичной политики и управления» и примерный перечень вопросов по данному предмету, который может быть включен в программу итогового государственного экзамена по ООП.

Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Группы интересов и политические режимы».


  1. Феномен групп интересов.

  2. Группы интересов и соискание ренты.

  3. Классический и групповой подход к анализу политических режимов.

  4. Основы группового подхода к анализу политических режимов.

  5. Основополагающие теории плюрализма.

  6. Плюрализм и демократия.

  7. Основные черты плюралистических политических режимов.

  8. Политический плюрализм и рыночная экономика.

  9. Истоки и теоретические обоснования корпоративизма.

  10. Авторитарные корпоративистские режимы в Европе в первой половине XX века.

  11. Корпоративизм и капитализм.

  12. Неокорпоративистские политические режимы.

  13. Политическая рента и борьба за политическую ренту в странах третьего мира.

  14. Группы интересов и политические режимы в странах третьего мира: сравнительный анализ.

  15. Авторитарный корпоративизм в странах третьего мира.

  16. Стратегии преодоления авторитарного корпоративизма в странах третьего мира.

  17. Феномен бюрократического корпоративизма в СССР.

  18. Группы интересов как акторы трансформации российского политического режима.

  19. Группы интересов и политический режим в России 90-х годов XX века.

  20. Группы интересов и политический режим в России начала XXI века.



3.1.5 Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса
Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса включают в себя анкету-отзыв на дисциплину «Группы интересов и политические режимы».
Анкета-отзыв на дисциплину «Группы интересов и политические режимы».
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по дисциплине «Группы интересов и политические режимы». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу проставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.


  1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________


  1. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________


  1. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________


  1. Какую из тем курса Вы считаете наиболее ценной, с точки зрения дальнейшего обучения и/или применения в последующей практической деятельности?


Комментарий______________________________________________


  1. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?


Комментарий______________________________________________
СПАСИБО!

3.2. Кадровое обеспечение
3.2.1 Образование и (или) квалификация преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий

В соответствии с требованиями Образовательного стандарта СПбГУ по уровню образования аспирантуры.

3.2.2 Обеспечение учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом

Не требуется.

3.3. Материально-техническое обеспечение
3.3.1 Характеристики аудитория (помещений, мест) для проведения занятий
Стандартно оборудованные учебные аудитории.

3.3.2 Характеристики аудиторного оборудования, в том числе неспециализированного компьютерного оборудования и программного обеспечения общего пользования
Мультимедийный проектор, настенный экран.

Оборудование рабочего места преподавателя: компьютер со стандартным программным обеспечением.

3.3.3 Характеристики специализированного оборудования

Не требуется.

3.3.4. Характеристики специализированного программного обеспечения

Не требуется.

3.3.5 Перечень и объемы требуемых расходных материалов

Не требуется.


3.4. Информационное обеспечение

3.4.1 Список обязательной литературы
Павроз А. В. Группы интересов в политике. СПб.: Издательство РХГА, 2015.

Перегудов С. П., Лапина Н. Ю., Семененко И. С. Группы интересов и российское государство. М., 1999.

Сото Э. Иной путь: Экономический ответ терроризму. Челябинск, 2008.

3.4.2 Список дополнительной литературы
Бьюкенен Дж. Извлечение ренты и извлечение прибыли // Политическая рента в рыночной и переходной экономике. М., 1995. С. 22–25.

Герземанн О. Ковбойский капитализм: Европейские мифы и американская реальность. М., 2006.

Даль Р. Введение в теорию демократии. М., 1992.

Дюргейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996.

Зудин А. Ю. Неокорпоративизм в России? (Государство и бизнес при Владимире Путине) // Pro et Contra. 2001. Т. 6. № 4. C. 171–198.

Зудин А. Ю. Олигархия как политическая проблема российского посткоммунизма // Общественные науки и современность. 1999. № 1. С. 45–65.

Зудин А. Ю. Режим В. Путина: контуры новой политической системы // Общественные науки и современность. 2003. № 2. С. 67–83.

Зяблюк Н. Г. Политический плюрализм: контуры американской модели // США Канада: экономика, политика, культура. 1999. № 5. С. 3–18.

Кордонский С. Г. Рынки власти: Административные рынки СССР и России. М., 2000.

Лепехин В. А. Лоббизм. М., 1995.

Линдблом Ч. Политика и рынки. Политико-экономические системы мира. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005.

Лоббизм в России: этапы большого пути. М., 1995.

Неокорпоративизм в странах запада. Научно-аналитический обзор. М., ИНИОН АН СССР, 1984.

Олсон М. Возвышение и упадок народов. Экономический рост, стагфляция, социальный склероз. Новосибирск: ЭКОР, 1998.

Олсон М. Демократия, диктатура и развитие // Теория и практика демократии. Избранные тексты. М., 2006. С. 375–382.

Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М., 1995.

Ослунд А. Строительство капитализма: рыночная трансформация стран бывшего советского блока. М., 2003.

Павроз А. В. Группы интересов и лоббизм в политике. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.

Павроз А. В. Группы интересов и трансформация политического режима в России. СПб., 2008.

Павроз А. В. Соискание ренты как категория политического анализа // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2009. № 2. С. 84–94.

Павроз А. В. Теория политического плюрализма: сущность, противоречия, альтернативы. СПб., 2009.

Перегудов С. П. Корпоративизм и неокорпоративизм // Бизнес и политика. 1995. № 8. С. 34–35.

Перегудов С. П. Корпорации, общество, государство: Эволюция отношений. М., 2003.

Перегудов С. П. Новейшие тенденции в изучении отношений гражданского общества и государства // Полис. 1998. № 1. С. 137–148.

Перегудов С. П. Организованные интересы и государство: смена парадигм // Полис. 1994. № 2. С. 76–87.

Сото Э. Загатка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире. М., 2004.

Толстых П. А. GR. Практикум по лоббизму в России. М.: Алпина Бизнес Букс, 2007.

Фридман М. Капитализм и свобода. М., 2006.

Хайек Ф. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. М., 2006.

Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. М., 2004.

Шляпентох В. Э. Современная Россия как феодальное общество. М., 2008.

Шмиттер Ф. Неокорпоратизм // Полис. 1997. № 2. С. 14–22.

Adams P. Corporatism and Comparative Politics. Is there a New Century of Corporatism? // Comparative Politics: Critical Concepts in Political Science / gen. ed. H. Wiarda. Vol. 1. History, theory, concepts. New York: Routledge, 2005. P. 244–269.

Bentley A. The Process of Government: A Study of Social Pressures. Cambridge: Belknap Press, 1967.

Crony Capitalism and Economic Growth in Latin America: Theory and Evidence. Ed. by S. Haber. Stanford: Hoover Institution Press, 2002.

Frye Т. Capture or Exchange? Business Lobbying in Russia // Europe-Asia Studies. 2002. Vol. 54. № 7. P. 1017–1036.

Hall R., Deardorff A. Lobbying as Legislative Subsidy // American Political Science Review. 2006. Vol. 100. №1. P. 69–84.

Hellman J. Winners Take All: The Politics of Partial Reform in Postcommunist Transitions // World Politics. 1998. Vol. 50. № 2. P. 203–234.

Hough J., Fainsod M. How the Soviet Union is Governed. Cambridge: Harvard University Press, Mass., 1979.

Patterns of Corporatist Policy-making. Ed. by G. Lehmbruch, Ph. Schmitter. London: Sage Publications, 1982.

Thomas C. Understanding and Comparing Interest Groups in Western Democracies // Comparative Politics: Critical Concepts in Political Ccience / Gen. ed. H. Wiarda. Vol. 2. Western Europe and the United States: Foundations of Comparative Politics. New York: Routledge, 2005. P. 143–166.

Trends Toward Corporatist Intermediation. Ed. by Ph. Schmitter, G. Lehmbruch. London: Sage Publications, 1979.

Truman D. The Governmental Process. Political Interests and Public Opinion. New York: Knopf, 1951.

Wiarda H. Corporatism and Comparative Politics: The Other Great "Ism". New York: Armonk, 1997.


3.4.3 Перечень иных информационных источников
Сайт «Новое публичное управление» – http://www.pavroz.ru

Яндекс-диск – https://yadi.sk/d/-Q7T6VCY2o9HO

Раздел 4. Разработчики программы
Павроз Александр Васильевич, доктор политических наук, доцент кафедры политического управления факультета политологии СПбГУ.

Похожие:

Характеристики учебных занятий iconХарактеристики учебных занятий
Целью изучения дисциплины является формирование у аспирантов навыков использования современных конфигуративных методов в исследовании...

Характеристики учебных занятий iconХарактеристики учебных занятий
Целью изучения дисциплины является формирование у аспирантов знаний и навыков, связанных с процессом формирования публичных ценностей...

Характеристики учебных занятий iconМетодические рекомендации по ведению журнала учебных занятий Великий Новгород
Одной из форм учета работы образовательного учреждения среднего профессионального образования является журнал учебных занятий

Характеристики учебных занятий iconПоложение о порядке посещения учебных занятий Государственного бюджетного...
Положение о посещении учебных занятий участниками образовательных отношений (далее -положение) устанавливает порядок посещения учебных...

Характеристики учебных занятий iconМетодические рекомендации по ведению журналов учета занятий учебных...
Журнал учета занятий учебных групп и коллективов является нормативным финансовым документом

Характеристики учебных занятий iconПравила заполнения и ведения записей в журнале учебных занятий теоретического...
Журнал учебных занятий основной документ учета учебной работы группы и преподавателя, отражающий этапы и результаты фактического...

Характеристики учебных занятий iconИнструкция по пожарной безопасности в мбоу сош №8 г. Туапсе 3
Расписание учебных занятий, факультативных занятий, внеурочной деятельности обучающихся

Характеристики учебных занятий iconМетодические рекомендации по ведению журналов учета занятий кружковой работы р. М. Ирошникова
Журнал учета занятий учебных групп и коллективов является нормативным финансовым документом

Характеристики учебных занятий iconМетодические рекомендации по ведению журналов учета занятий кружковой работы р. М. Ирошникова
Журнал учета занятий учебных групп и коллективов является нормативным финансовым документом

Характеристики учебных занятий iconО свободном посещении занятий студентами очной формы обучения
На факультетах университета существует практика предоставления студентам свободного посещения учебных занятий. С целью упорядочения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск