Скачать 221.27 Kb.
|
Глава IV. Анализ макроокружения ВУЗа. Этап стратегического анализа является сквозным в процессе разработки стратегии и позволяет интерпретировать стратегическое положение организации, опираясь на анализ внутренней и внешней среды вуза (табл. 1). Основная цель стратегического анализа - оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение организации. Таблица 1. Использование методик стратегического анализа в процессе разработки стратегии вуза. Стратегический анализ создает информационную основу для формирования миссии вуза, определения его стратегических целей и показателей, выработки программ и мероприятий по реализации стратегии. Объектами стратегического анализа являются внешняя и внутренняя среда образовательного учреждения. Анализ внешней среды образовательного учреждения Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана выясняют и оценивают внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить их текущее и перспективное влияние на развитие вуза. Анализ внешней среды включает изучение влияния тенденций экономического развития, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, культуры и науки, техники и технологий, инфраструктуры и т. п. Принято различать микро- и макросреду организации. Микросреда – это та часть внешней среды, в которой непосредственно действует организация. Микросреда является специфической для каждой организации, она включает следующие факторы:
Макросреда включает все те макроэкономические, социальные, юридические, международные и технологические факторы, которые могут влиять на организацию. Макросреда одинакова для всех работающих в ней организаций. Составляющими макросреды являются:
4.1 Методы анализа макросреды ВУЗа. Источники получения информации о макросреде ВУЗа. Выбор и разработка стратегии высшего учебного заведения начинается с анализа внешней среды. Внешняя среда организации представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного ее контроля и могут оказать влияние на ее стратегию. Для анализа внешней среды организации может быть использован широкий спектр инструментов, сравнительный анализ которых представлен в табл. 2. Таблица 2. Сравнительная характеристика видов анализа макросреды организации Целью стратегического анализа внешней среды является:
Наиболее часто Анализ внешней среды вуза выполняется с помощью методик PEST-анализа и частично SWOT-анализа 4.2 PEST-анализ ВУЗа. Матрица возможностей и угроз ВУЗа – SWOT-анализ PEST-анализ - это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) факторов окружающей среды, оказывающих воздействие на функционирование и перспективу развития образовательного учреждения. Политика изучается потому, что в конечном итоге среда компании и получение ключевых ресурсов для ее деятельности определяется именно властью. Основная цель изучения экономики - создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент: выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов. При проведении PEST-анализа важно:
Эти процессы могут создавать новые возможности для высшей школы или нести определенные угрозы. Возможности - это положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут способствовать развитию вуза. Это могут быть рост экономики страны и увеличение объемов финансирования образования в бюджете государства, снижение налогов, рост доходов населения и предприятий, ослабление позиций конкурентов, развитие интеграции в сфере образования и науки, новые технологии обучения и исследований и т. д. Задача заключается в том, чтобы выделить реальные возможности, на основе которых можно обеспечить конкурентное преимущество вуза. Угрозыг - это отрицательные тенденции и явления, которые могут привести к ухудшению положения образовательного учреждения. Это ухудшение экономической конъюнктуры, снижение покупательной способности населения и предприятий, усиление конкуренции на рынке, неблагоприятные демографические изменения, ужесточение государственного регулирования и т.д. Поскольку число возможных факторов макросреды достаточно велико, следует ограничиться только теми, которые оказывают прямое и существенное влияние на деятельность образовательного учреждения. Таблица 3. PEST-Анализ тенденций, имеющих существенное значение для стратегии (возможные направления анализа) PEST-анализ проводится в четыре этапа:
При PEST-анализе необходимо учесть следующие аспекты:
Можно использовать различные критерии для оценки тенденций:
Влияние данных тенденций на деятельность вуза. Далее проводится экспертная оценка выявленных тенденций изменения внешней среды. Затем критерии суммируются и умножаются на коэффициент, отражающий влияние данных тенденций на вуз. Для повышения точности в оценке влияния тенденций изменения среды на деятельность образовательного учреждения целесообразно использовать метод многомерной средней. Полученный общий балл по каждой из выявленных тенденций позволяет выявить ранг приоритетности изменений и разрабатывать программу деятельности вуза по ответам на вызовы внешней среды. Пример формата аналитической матрицы приведен в табл. 4. Таблица 4. Оценка тенденций развития внешней среды на основе PEST-АНАЛИЗА SWOT-анализ - это акроним слов Strengths (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Threats (угрозы). Внутренняя среда организации отражается в анализе ее сильных и слабых сторон, а внешняя - в возможностях и угрозах. SWOT-анализ, таким образом, позволяет совместить, связать воедино анализ внешней и внутренней среды организации. Цель SWOT-анализа: исследование сильных и слабых сторон деятельности организации и определение возможностей ее успешного функционирования в сложившихся и прогнозируемых условиях рынка. Объектом SWOT-анализа является вуз в целом. Период исследования: текущий период - исследуются актуальные силы и слабости университета и текущая рыночная ситуация. Задачи SWOT-анализа:
Рис. 1. Связь компонентов SWOT-анализа со стратегией вуза Правила SWOT-анализа
SWOT-анализ является одной из самых широко применяемых аналитических процедур при разработке стратегии, однако далеко не идеальной. Основные проблемы SWOT-анализа:
Классический SWOT-анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку в баллах относительно среднеотраслевых показателей или по отношению к данным стратегически важных конкурентов. Представлением информации такого анализа являлось составление таблиц сильных сторон в деятельности фирмы ее слабых сторон потенциальных благоприятных возможностей (О) и внешних угроз (Г) Матрица SWOT (1) Томпсон и Стринкленд предложили примерный набор характеристик, заключение по которым позволяет составить перечень слабых и сильных сторон организации, а также список возможностей и угроз, уже имеющих место или только зарождающихся в окружении предприятия. Сильные стороны:
Слабые стороны:
• недостаток управленческих знаний и отсутствие ключевой квалификации по тем или иным вопросам;
Таблица 5. Таблица SWOT-анализа (на примере Мордовского государственного университета) Возможности:
Угрозы:
Предприятие может дополнить каждую из четырех частей списка теми характеристиками внешней и внутренней среды, которые отражают конкретную ситуацию, в которой оно находится. В ряде работ излагается методика SWOT-анализа, основной упор в которой сделан не на методы определения и оценку S, W, O и T, а на формулирование конкретных стратегий и мероприятий на основе S, W и с учетом O и T. Так, после определения S, W, O, T предлагается перейти к составлению матрицы стратегий: SO - мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей компании; WO - мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя представленные возможности; ST - мероприятия, которые используют сильные стороны организации для избежания угроз; WT - мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избежания угроз. Далее происходит отбор и ранжирование мероприятий. Ясен недостаток этой методики - нет комплексности рассмотрения с оценкой вероятности возникновения конкретных ситуаций (возможностей и угроз). Матрица SWOT (2)
Очевидно, что важно не только определить возможности и угрозы, но и попытаться оценить важность учета той или иной угрозы или возможности в стратегии. Для оценки возможностей рекомендуется применять метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей, которая строится следующим образом: по одной оси откладывается степень влияния данной возможности на деятельность организации (сильное, умеренное, малое), по другой - вероятность того, что она сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя и низкая). Аналогичная матрица составляется и для оценки угроз. Методика SWOT-анализа была доработана с целью объединения в одной процедуре и аналитических оценок, и выбора стратегии. Другими словами, произведено объединение стратегической ситуации организации, заключения о важности отдельных факторов и их влиянии на стратегию, идентификации и оценки стратегических альтернатив. Для этого в состав экспертных оценок были включены оценки вероятности появления благоприятных возможностей и угроз, уровней влияния на деятельность этих внешних факторов, интенсивности сильных и слабых сторон в деятельности организации и их влияния на реализацию благоприятных возможностей и защиту от возможных внешних угроз. Далее эти оценки выступали в качестве компонентов интегрированных весов сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, с учетом внешних благоприятных возможностей и угроз. Для обобщения результатов работы по анализу стратегических факторов внешней среды предлагается использовать специальную форму: Резюме анализа внешних стратегических факторов (External Strategic Factors Analysis Summary - ESFAS). Таблица 6. Форма ESFAS (на примере вуза) Данная форма представляет собой оценку тенденций развития внешней среды с учетом предполагаемой значимости этих факторов для будущего вуза. Выделяют следующие этапы заполнения данной формы.
4. Определяются взвешенные оценки каждого фактора путем умножения его веса на оценку, затем подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данного вуза. Суммарная оценка (с той же градацией, как оценка каждого фактора) указывает на степень реакции предприятия на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды. Например, оценка 3,15 показывает, что реакция организации находится на среднем уровне. Для проведения внутреннего анализа (сильные и слабые стороны образовательного учреждения) необходимо заполнить существующую матрицу Таблица 7. Внутренний анализ образовательного учреждения При проведении анализа могут быть выделены, добавлены или изменены любые из приведенных в таблице параметров внутренней среды вуза. На следующем этапе должен быть проведен общий анализ. Необходимо выделить ограниченное число (не более 8-10) факторов, соответствующих сильным и слабым сторонам вуза, и дать соответствующие комментарии. Таблица 8. Сводная таблица внутреннего анализа Важной частью SWOT-анализа является составление сравнительной матрицы, построенной на сопоставлении сильных и слабых сторон вуза и факторов внешней среды и на установлении цепочек связей между ними. Эти связи в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии высшего учебного заведения. Следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность: ведь неиспользованная возможность может стать угрозой, если ею воспользуется конкурент. Расстановка приоритетов
|
Цель мониторинга: сбор и социологический анализ первичной статистической информации для выявления значений показателей здоровьесозидающей... | Цель мониторинга: сбор и социологический анализ первичной статистической информации для выявления значений показателей здоровьесозидающей... | ||
... | Пакеты также позволяют защитить вложенные в него документы и другие ценности от механических повреждений, влияний внешней среды (повышенной... | ||
Пакеты также позволяют защитить вложенные в него документы и другие ценности от механических повреждений, влияний внешней среды (повышенной... | Анализ экспериментальной и инновационной деятельности образовательного учреждения за 2012-2013 учебный год | ||
Метод swot заключается в интеграции результатов анализа внешней, внутренней и конкурентной среды компании, позволяя устанавливать... | К компетенции образовательного учреждения относится «осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся... | ||
Анализ системы управления состоянием окружающей среды в Юго-Западном районе г. Москва | Целью данной работы является анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетного образовательного учреждения |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |