Анализ внешней среды образовательного учреждения


Скачать 221.27 Kb.
НазваниеАнализ внешней среды образовательного учреждения
ТипАнализ
filling-form.ru > Туризм > Анализ
Глава IV. Анализ макроокружения ВУЗа.

Этап стратегического анализа является сквозным в процессе разработки стратегии и позволяет интерпретировать стратегическое положение организации, опираясь на анализ внутренней и внешней среды вуза (табл. 1). Основная цель стратегического анализа - оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение организации.
Таблица 1. Использование методик стратегического анализа в процессе разработки стратегии вуза.


Стратегический анализ создает информационную основу для формирования миссии вуза, определения его стратегических целей и показате­лей, выработки программ и мероприятий по реализации стратегии.

Объектами стратегического анализа являются внешняя и внутренняя среда образовательного учреждения.
Анализ внешней среды образовательного учреждения

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством ко­торого разработчики стратегического плана выясняют и оценивают вне­шние по отношению к организации факторы, чтобы определить их теку­щее и перспективное влияние на развитие вуза. Анализ внешней среды вклю­чает изучение влияния тенденций экономического развития, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, культуры и науки, техники и технологий, инфраструктуры и т. п.

Принято различать микро- и макросреду организации. Микросреда – это та часть внешней среды, в которой непосредственно действует органи­зация. Микросреда является специфической для каждой организации, она включает следующие факторы:

  • Основные характеристики образования как отрасли. Размер и темпы роста рынка образовательных услуг и исследований, масштабы конкурен­ции, количество вузов, их относительные размеры, условия входа в отрасль и выхода из нее, темпы технологических изменений в обучении и исследо­ваниях, степень стандартизации или индивидуализации обучающих про­грамм вузов-конкурентов и др.

  • Потребители образовательный и исследовательских услуг вуза. Ана­лизируется их географическое положение, демографические характеристи­ки, социально-психологические характеристики, отношение к вузу и др. Оценивается информированность, платежеспособный спрос, степень ло­яльности к вузу и др.

  • Конкуренты - организации, с которыми вуз конкурирует в образо­вательном пространстве региона. При анализе конкуренции в отрасли не­обходимо оценить каждый фактор, влияющий на конкуренцию, опреде­лить уровень конкурентного давления и выработать стратегию конкурен­ции.

  • Ключевые факторы успеха вуза - конкурентные возможности, резуль­таты деятельности, определяющие успех вуза. Ключевые факторы успеха имеют большое значение для формирования стратегии вуза. Четкое пред­ставление о факторах, играющих решающую роль в достижении долго­срочного конкурентного преимущества, способствует разработке успеш­ной стратегии.

  • Рынок рабочей силы и работодатели региона, обеспечивающие тру­доустройство выпускников вуза.

Макросреда включает все те макроэкономические, социальные, юри­дические, международные и технологические факторы, которые могут вли­ять на организацию. Макросреда одинакова для всех работающих в ней организаций. Составляющими макросреды являются:

  • Экономические факторы. Текущее и прогнозируемое состояние эко­номики имеет значение для вузов, выполняющих функцию кадровой и на­учной поддержки экономических процессов. Поэтому ключевые факторы экономической среды должны постоянно оцениваться.

  • Политические факторы. Для разработки долгосрочной стратегии вузу необходимо иметь представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития высшей школы и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.

  • Технологические факторы. Важно своевременно увидеть возможности, которые открываются для вузов в области использования современ­ных технологий обучения и исследований.

  • Социальные факторы. Отношение людей к образованию, традиции в этой области, демографическая структура, социальная ценность знаний, уровень образования и т. д.

4.1 Методы анализа макросреды ВУЗа. Источники получения информации о макросреде ВУЗа.

Выбор и разработка стратегии высшего учебного заведения начинает­ся с анализа внешней среды. Внешняя среда организации представляет со­бой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые нахо­дятся вне сферы непосредственного ее контроля и могут оказать влияние на ее стратегию. Для анализа внешней среды организации может быть ис­пользован широкий спектр инструментов, сравнительный анализ которых представлен в табл. 2.

Таблица 2. Сравнительная характеристика видов анализа макросреды организации


Целью стратегического анализа внешней среды является:

  • Обнаружение признаков возможных изменений, способных оказать воздействие на жизнедеятельность высшего учебного заведения;

  • Отслеживание специфических тенденций и структур макроокруже­ния;

  • Прогнозирование направленности будущих изменений макросреды;

  • Оценка существующих и будущих тенденций с точки зрения их вероятных воздействий на деятельность высшего учебного заведения.

Наиболее часто Анализ внешней среды вуза выполняется с помощью методик PEST-анализа и частично SWOT-анализа

4.2 PEST-анализ ВУЗа. Матрица возможностей и угроз ВУЗа – SWOT-анализ

PEST-анализ - это инструмент, предназначенный для выявления по­литических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и тех­нологических (Technology) факторов окружающей среды, оказывающих воздействие на функционирование и перспективу развития образователь­ного учреждения.

Политика изучается потому, что в конечном итоге среда компании и получение ключевых ресурсов для ее деятельности определяется именно властью. Основная цель изучения экономики - создание картины распре­деления ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим ус­ловием деятельности предприятия. Потребительские предпочтения опре­деляются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент: выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изме­нений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

При проведении PEST-анализа важно:

  • Следить за всеми существенными изменениями и новыми тенденция­ми, оказывающими влияние на сферу образования.

  • Выяснить, какие из происходящих процессов являются наиболее важ­ными для конкретного вуза.

Эти процессы могут создавать новые возможности для высшей школы или нести определенные угрозы. Возможности - это положительные тен­денции и явления внешней среды, которые могут способствовать разви­тию вуза. Это могут быть рост экономики страны и увеличение объемов финансирования образования в бюджете государства, снижение налогов, рост доходов населения и предприятий, ослабление позиций конкурентов, развитие интеграции в сфере образования и науки, новые технологии обу­чения и исследований и т. д. Задача заключается в том, чтобы выделить реальные возможности, на основе которых можно обеспечить конкурент­ное преимущество вуза.

Угрозыг - это отрицательные тенденции и явления, которые могут при­вести к ухудшению положения образовательного учреждения. Это ухуд­шение экономической конъюнктуры, снижение покупательной способнос­ти населения и предприятий, усиление конкуренции на рынке, неблагоп­риятные демографические изменения, ужесточение государственного ре­гулирования и т.д.

Поскольку число возможных факторов макросреды достаточно вели­ко, следует ограничиться только теми, которые оказывают прямое и суще­ственное влияние на деятельность образовательного учреждения.
Таблица 3. PEST-Анализ тенденций, имеющих существенное значение для стратегии (возможные направления анализа)


PEST-анализ проводится в четыре этапа:

  1. Изучение и мониторинг макросреды по четырем ключевым направлениям.

  2. Выделение основных тенденций, оценка неизбежности и значимости данных изменений для сферы образования.

  3. Детальный анализ изменений.

  4. Оценка последствий потенциальных изменений для рынка образо­вательных услуг, высшего учебного заведения.

При PEST-анализе необходимо учесть следующие аспекты:

  1. Анализ каждого аспекта внешней среды должен быть достаточно системным и привести к выявлению всех ключевых тенденций, оказывающих существенное влияние на развитие образовательного учреждения.

  2. Состав группы, осуществляющей данный вид анализа, должен быть адекватен его комплексности и охвату всего спектра изменений внешней среды.

  3. PEST-анализ строится на четырех элементном структурировании внешней среды. Однако реальная внешняя среда любой организации шире и многообразнее четырех составляющих его элементов. Кроме того, для каждой конкретной организации в ее внешней среде существует свой на­бор ключевых факторов, который непосредственно и наиболее существен­ным образом влияет на ее деятельность.

  4. PEST-матрица, получаемая при проведении анализа внешней среды вуза, является основой для дальнейшего обобщения и выводов.

Можно использовать различные критерии для оценки тенденций:

  1. Локализация изменений: вуз в целом, его подразделения: факульте­ты или научные подразделения, отдельные структуры вуза.

  2. Динамика происходящих изменений в диапазоне от высокой до низ­кой.

  3. Значимость изменений.

Влияние данных тенденций на деятельность вуза.

Далее проводится экспертная оценка выявленных тенденций измене­ния внешней среды. Затем критерии суммируются и умножаются на коэффициент, отражающий влияние данных тенденций на вуз.

Для повышения точности в оценке влияния тенденций изменения среды на деятельность образовательного учреждения целесообразно использовать метод многомерной средней.

Полученный общий балл по каждой из выявленных тенденций позво­ляет выявить ранг приоритетности изменений и разрабатывать программу деятельности вуза по ответам на вызовы внешней среды. Пример формата аналитической матрицы приведен в табл. 4.
Таблица 4. Оценка тенденций развития внешней среды на основе PEST-АНАЛИЗА



SWOT-анализ - это акроним слов Strengths (силы), Weaknesses (слабо­сти), Opportunities (благоприятные возможности) и Threats (угрозы). Внутренняя среда организации отражается в анализе ее сильных и слабых сто­рон, а внешняя - в возможностях и угрозах. SWOT-анализ, таким образом, позволяет совместить, связать воедино анализ внешней и внутренней сре­ды организации.

Цель SWOT-анализа: исследование сильных и слабых сторон деятель­ности организации и определение возможностей ее успешного функциони­рования в сложившихся и прогнозируемых условиях рынка.

Объектом SWOT-анализа является вуз в целом.

Период исследования: текущий период - исследуются актуальные силы и слабости университета и текущая рыночная ситуация. Задачи SWOT-анализа:

  1. Определить сильные и слабые стороны вуза.

  2. Провести анализ внешней среды (определить внешние возможности и угрозы).

  3. Выяснить, в какой мере сильные стороны университета позволяют воспользоваться открывающимися возможностями и противостоять угро­зам (защищаться от них).

  4. Определить, какие стратегии следует реализовывать при том или ином сочетании сил, слабостей, возможностей и угроз.


Рис. 1. Связь компонентов SWOT-анализа со стратегией вуза



Правила SWOT-анализа

  • Анализ должен быть как можно более сфокусированным.

  • Сильные и слабые стороны должны отражать положение вуза по отношению к его соперникам по рынку.

  • Фиксируйте информацию как можно более четко и сжато.

  • В каждой из четырех частей матрицы нужно упорядочить формули­ровки по значимости.

  • Необходимо ограничиться теми элементами, которые оказывают наибольшее влияние на деятельность вуза.

  • Необходимо подкрепить свои заявления доказательствами.

SWOT-анализ является одной из самых широко применяемых анали­тических процедур при разработке стратегии, однако далеко не идеаль­ной. Основные проблемы SWOT-анализа:

  • оценивается большое число разнообразных факторов;

  • трудно вычленить наиболее существенные факторы, чтобы отразить приоритеты;

  • используются неоднозначные слова и фразы;

  • один и тот же фактор может быть помещен в разные категории (на­пример, сила одновременно может быть слабостью);

  • используются только суждения участников сессий стратегического планирования, нет обязательной сверки мнений с данными или анализом;

  • нет однозначной логической связи с определением стратегии.

Классический SWOT-анализ предполагает определение сильных и сла­бых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и бла­гоприятных возможностей и их оценку в баллах относительно среднеот­раслевых показателей или по отношению к данным стратегически важных конкурентов. Представлением информации такого анализа являлось со­ставление таблиц сильных сторон в деятельности фирмы ее слабых сто­рон потенциальных благоприятных возможностей (О) и внешних уг­роз (Г)
Матрица SWOT (1)


Томпсон и Стринкленд предложили примерный набор характеристик, заключение по которым позволяет составить перечень слабых и сильных сторон организации, а также список возможностей и уг­роз, уже имеющих место или только зарождающихся в окружении предприятия.

Сильные стороны:

  • выдающаяся компетентность;

  • адекватные финансовые ресурсы;

  • высокая квалификация;

  • хорошая репутация у покупателей;

  • известный лидер рынка;

  • возможность получения экономии от роста объема производства;

  • защищенность от сильного конкурентного давления;

  • подходящая технология;

  • преимущества в области издержек;

  • преимущества в области конкуренции;

  • наличие инновационных способностей и возможности их реализации;

  • проверенный временем менеджмент.

Слабые стороны:

  • отсутствие ясных стратегических направлений;

  • ухудшающаяся конкурентная позиция;

• недостаток управленческих знаний и отсутствие ключевой квалификации по тем или иным вопро­сам;

  • плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;

  • уязвимость по отношению к конкурентному давлению;

  • отставание в области исследований и разработок;

  • очень узкий производственный ассортимент;

  • слабое представление о рынке;

  • слабое представление о конкурентах;

  • низкие маркетинговые способности;

  • неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.

Таблица 5. Таблица SWOT-анализа (на примере Мордовского государственного университета)



Возможности:

  • выход на новые рынки или сегменты рынка;

  • расширение производственной линии;

  • увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах;

  • добавление сопутствующих продуктов;

  • возможность перейти в группу с лучшей стратегией;

  • вертикальная или горизонтальная интеграция;

  • ускорение роста рынка.

Угрозы:

  • возможность появления новых конкурентов;

  • рост продаж замещающего продукта;

  • замедление роста рынка;

  • неблагоприятная политика правительства;

  • возрастающее конкурентное давление;

  • затухание делового цикла;

  • возрастание требований со стороны покупателей и поставщиков;

  • изменение потребностей и вкуса покупателей;

  • неблагоприятные демографические, экономические, социальные и т. п. изменения.

Предприятие может дополнить каждую из четырех частей списка теми характеристиками внешней и внутренней среды, которые отражают конкретную ситуацию, в которой оно находится.

В ряде работ излагается методика SWOT-анализа, основной упор в которой сделан не на методы определения и оценку S, W, O и T, а на фор­мулирование конкретных стратегий и мероприятий на основе S, W и с уче­том O и T. Так, после определения S, W, O, T предлагается перейти к со­ставлению матрицы стратегий:

SO - мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использо­вать сильные стороны для увеличения возможностей компании;

WO - мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая сла­бые стороны и используя представленные возможности;

ST - мероприятия, которые используют сильные стороны организа­ции для избежания угроз;

WT - мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избежания угроз.

Далее происходит отбор и ранжирование мероприятий. Ясен недоста­ток этой методики - нет комплексности рассмотрения с оценкой вероятно­сти возникновения конкретных ситуаций (возможностей и угроз).
Матрица SWOT (2)


Внутренние

факторы

Внешние

факторы

Сильные стороны (S)

Список 5-10 внутренних сильных сторон

Слабые стороны (W)

Список 5-10 внутренних слабых сторон

Возможности (O)

Список 5-10 внешних возможностей

Мероприятия SO, которые необходимо провес­ти, чтобы использовать силь­ные стороны для увеличения возможностей компании

Мероприятия WO, которые необходимо прове­сти, преодолевая слабые стороны и используя пред­ставленные возможности

Угрозы (T)

Список 5-10 внешних угроз

Мероприятия ST, которые используют сильные стороны организации во избе­жание угроз

Мероприятия WT, которые минимизируют сла­бые стороны во избежание угроз


Очевидно, что важно не только определить возможности и угрозы, но и попытаться оценить важность учета той или иной угрозы или возможно­сти в стратегии.

Для оценки возможностей рекомендуется применять метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей, которая строится следующим образом: по одной оси откладывается сте­пень влияния данной возможности на деятельность организации (сильное, умеренное, малое), по другой - вероятность того, что она сможет восполь­зоваться возможностью (высокая, средняя и низкая). Аналогичная матри­ца составляется и для оценки угроз.

Методика SWOT-анализа была доработана с целью объединения в одной процедуре и аналитических оценок, и выбора стратегии. Другими словами, произведено объединение стратегической ситуации организации, заключения о важности отдельных факторов и их влиянии на стратегию, идентификации и оценки стратегических альтернатив. Для этого в состав экспертных оценок были включены оценки вероятности появления благоприятных возможностей и угроз, уровней влияния на деятельность этих внешних факторов, интенсивности сильных и слабых сторон в деятельно­сти организации и их влияния на реализацию благоприятных возможнос­тей и защиту от возможных внешних угроз. Далее эти оценки выступали в качестве компонентов интегрированных весов сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, с учетом внешних благоприятных возможностей и угроз.

Для обобщения результатов работы по анализу стратегических факторов внешней среды предлагается использовать специальную форму: Резю­ме анализа внешних стратегических факторов (External Strategic Factors Analysis Summary - ESFAS).

Таблица 6. Форма ESFAS (на примере вуза)



Данная форма представляет собой оценку тенденций развития внеш­ней среды с учетом предполагаемой значимости этих факторов для буду­щего вуза. Выделяют следующие этапы заполнения данной формы.

  1. В первой колонке указываются все выявленные при PEST-анализе возможности и угрозы.

  2. Каждая тенденция оценивается по степени вероятного воздействия на стратегическую позицию вуза, и ей придается весовое значение от еди­ницы (важнейшей) до нуля (незначимой). Сумма весов должна быть равна единице.

  3. Затем дается оценка каждой тенденции с позиции ее влияния на вуз. Оценка делается по пятибалльной шкале: «пять» - выдающийся, «четы­ре» - выше среднего, «три» - средний, «два» - ниже среднего, «единица» -незначимый.

4. Определяются взвешенные оценки каждого фактора путем умноже­ния его веса на оценку, затем подсчитывается суммарная взвешенная оцен­ка для данного вуза.

Суммарная оценка (с той же градацией, как оценка каждого фактора) указывает на степень реакции предприятия на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды. Например, оценка 3,15 показывает, что реакция организации находится на среднем уровне.

Для проведения внутреннего анализа (сильные и слабые стороны обра­зовательного учреждения) необходимо заполнить существующую матрицу
Таблица 7. Внутренний анализ образовательного учреждения



При проведении анализа могут быть выделены, добавлены или изменены любые из приведенных в таблице параметров внутренней среды вуза.

На следующем этапе должен быть проведен общий анализ. Необходимо выделить ограниченное число (не более 8-10) факторов, соответствую­щих сильным и слабым сторонам вуза, и дать соответствующие коммента­рии.

Таблица 8. Сводная таблица внутреннего анализа



Важной частью SWOT-анализа является составление сравнительной матрицы, построенной на сопоставлении сильных и слабых сторон вуза и факторов внешней среды и на установлении цепочек связей между ними. Эти связи в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии высшего учебного заведения.

Следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность: ведь неиспользованная возможность может стать угрозой, если ею воспользуется конкурент.

Расстановка приоритетов




Возможности

Угрозы

Сильные

































































































Слабые


































































































































































































































Похожие:

Анализ внешней среды образовательного учреждения iconМетодические рекомендации по проведению мониторинга здоровьесозидающей...
Цель мониторинга: сбор и социологический анализ первичной статистической информации для выявления значений показателей здоровьесозидающей...

Анализ внешней среды образовательного учреждения iconМетодические рекомендации по проведению мониторинга здоровьесозидающей...
Цель мониторинга: сбор и социологический анализ первичной статистической информации для выявления значений показателей здоровьесозидающей...

Анализ внешней среды образовательного учреждения iconПрактическое задание №1(Деловая игра) Постановка целей функционирования...
...

Анализ внешней среды образовательного учреждения iconПравила электронного документооборота в системе дистанционного банковского обслуживания
Пакеты также позволяют защитить вложенные в него документы и другие ценности от механических повреждений, влияний внешней среды (повышенной...

Анализ внешней среды образовательного учреждения iconПравила электронного документооборота в системе дистанционного банковского обслуживания
Пакеты также позволяют защитить вложенные в него документы и другие ценности от механических повреждений, влияний внешней среды (повышенной...

Анализ внешней среды образовательного учреждения iconДоклад о работе муниципального бюджетного образовательного учреждения...
Анализ экспериментальной и инновационной деятельности образовательного учреждения за 2012-2013 учебный год

Анализ внешней среды образовательного учреждения iconМетодические рекомендации по выполнению swot-анализа swot-анализ аббревиатура от слов
Метод swot заключается в интеграции результатов анализа внешней, внутренней и конкурентной среды компании, позволяя устанавливать...

Анализ внешней среды образовательного учреждения iconМетодические рекомендации к заполнению классного журнала в средней...
К компетенции образовательного учреждения относится «осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся...

Анализ внешней среды образовательного учреждения icon2. Исследование методов оценки загрязнения окружающей среды
Анализ системы управления состоянием окружающей среды в Юго-Западном районе г. Москва

Анализ внешней среды образовательного учреждения iconКурсовая работа по пм 05. 02. Анализ финансово хозяйственной деятельности...
Целью данной работы является анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетного образовательного учреждения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск