Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Старт в профессию»


НазваниеРабочая программа элективного курса для 9 класса «Старт в профессию»
страница1/8
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МС зам. руководителя по УР Руководитель МОУ «Гимназия №1» _________________ __________________ __________________

/_______________/ /________________/ / Бондарцова В.Г./ . «___»_______20_г приказ № __от «___» ______ 20__г

Рабочая программа

элективного курса для 9 класса
«Старт в профессию»


Утверждена приказом Госкомтруда РТ

130 от 16.05.2000г

Пояснительная записка


Для учащихся девятых классов важно сориентироваться в перспективности выбора даль­нейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.

Содержание элективного курса предполагает побудить учеников к активному самопозна­нию, исследованию собственных познавательных ресурсов и воз­можностей, а также должно помочь им сориентироваться в планах на будущее.

Программа элективного курса разработана в соответствии с положением о курсе “Новый старт”, утвержденного приказом Госкомтруда РТ от 16.05.2000 г. № 130 с использованием авторской разработки «Старт в профессию» А.Ф. Гладунцовой, О. В. Федосеевой.
Целью программы является знакомство с миром профессий, определение направления профессиональной деятельности, оказание психологической помощи гимназистам в личностном и профессиональном самоопреде­лении.
Программа курса содержит пояснительную записку, тематический план, конспекты занятий.
Задачи реализации элективного курса состоят в том, чтобы учащиеся:

- составили целостное представление о мире профессий, освоили понятия, характеризую­щие профессиональную деятельность;

- исследовали собственные познавательные интересы, склонно­сти, способности;

- определили пути и способы развития своих познавательных и личностных возможностей;

- повысили уровень информированности о социально-экономической ситуации и тенденциях на рынке труда;

-были психологически готовы к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений;

- познакомились с профессиями, востребованными на предприятиях города;

- знали учебные заведения города Чистополя и РТ
Методы ведения занятий: диагностика, групповая дискуссия, ролевое проиг­рывание, беседа, психотехнические приемы.
Ожидаемым результатом проведения элективного курса для учеников станет формулировка индивидуальной задачи по выбору профессий. Этот выбор будет произ­веден с учетом имеющихся психологических ресурсов молодого человека в соответствии со сформированным личным профессио­нальным планом.
Объем программы составляет 17 часов аудиторных занятий из расчета 1 ч в неделю. Выполнение нагрузки по программе занимает одно полугодие.
Учащиеся должны уметь:

Ориентироваться в мире профессий, определять и соотносить с требованиями будущей профессии: тип темперамента, способности, владеть навыками самопрезентации.

Знать:

ПВК профессий, востребованных на рынке труда, профпригодность, цели, условия, предмет и средства труда, ошибки при выборе профессии, типы профессий, ограничения выбора профессии.

Литература:

1. «Старт в профессию» Программа и метод.пособие. А. Г. Сухорукова, Казань,2000г

2.сайт:www.psychologia.edu.ru/article.php

3. «Я и профессия» метод.пособие Г.В.Резапкина Казань, 2008г

4. «Старт в профессию» (методическое пособие) Ижевск, 1997

Календарно-тематическое планирование занятий по программе



Тема

Дата:


Б

А

  1. Алгоритмы обоснованного выбора профессии, трудоустройства: “хочу”, “могу”, ”надо”. Опросник «Ориентация».










2. Оценка личных требований к будущей работе. Оценка индивидуальных навыков и способностей участнико.в. Оценка самочувствия, активности, настроения. .Рынок труда. Анализ возможностей трудоустройства.


4.09

15.01

3. Мир профессий. Классификация профессий. Тип «человек - техника».


11.09

22.01

3. Тип «Человек - природа».


18.09

29.09

4. Тип «Человек-человек».


25.09

5.02

5. Тип «Человек-худ.образ».


2.10

12.02

6. Тип «Человек-знак». Ошибки при выборе профессии.


9.10

19.02

7. Способы принятия решений при профессиональном самоопределении.


16.10

26.02

8. Планирование профессиональной карьеры


23.10

5.03

9.Современные требования к уровню образования и личностным качествам работников. ПВК. Способности и профессиональная пригодность.

30.10

12.03

10. Информация о рынке труда города и района. Краткая информация о предприятиях города. Новые профессии и специальности. Пути получения профессии.


13.11

19.03

11. Типичный план собеседования с работодателем. Ролевая игра “Собеседование с работодателем”.


20.11

2.04

12. Выбор профессии и здоровье.

27.11

9.04

13. Резюме.


4.12

16.04

14. Стратегия выбора профессии


11.12

23.04

15. Самодиагностика.


18.12

30.04

16. Навыки самопрезентации


25.12

14.05

17. Круглый стол «Моя будущая профессия».


25.12

21.05

Введение
В современных условиях профессиональное самоопределение молодежи характеризуется рядом особенностей, в их числе:

- расширение пространства выбора профессионального пути;

- негарантированный характер занятости;

- социальное неравенство, касающееся шансов различных категорий молодежи в выборе профессии и профессиональном образовании;

- повышение собственной ответственности за принятие индивидуального решения.

Психологическая неготовность к самостоятельным действиям, низкая информированность, правовая безграмотность, завышенный уровень социальных притязаний затрудняют адаптацию молодежи на рынке труда в настоящее время. В этих условиях главной задачей профессиональной ориентации молодежи становится их подготовка к трудовой деятельности в целом, а не только в рамках конкретной профессиональной сферы.

Кроме того, длительное состояние бездеятельности и беззащитности может вызвать появление отрицательной установки на труд, привести к стрессовым состояниям и социальной апатии.

Программа социальной адаптации “Старт в профессию” оптимально сочетает возможности по решению задач профессиональной ориентации психологической поддержки молодежи и способствует:

- повышению уровня информированности о социально-экономической ситуации и тенденциях на рынке труда;

- формированию психологической готовности к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений;

- коррекции представлений о профессиональных перспективах и самооценок перспектив трудоустройства;

- формированию мотивации к профессиональной переориентации и переподготовке как средству повышения конкурентоспособности.

ЗАНЯТИЕ 1.

Знакомство участников с программой курса и друг с другом. Выявление ожиданий участников от предстоящих занятий. Мир профессий. Классификация профессий.

Тип «Человек – техника».
Цель занятия:
знакомство участников группы друг с другом;

формирование позитивного отношения к занятиям, желания быть их активными участниками.

формирование знаний о классификации профессий, определение типа профессий, знакомство с профессиями типа «Человек-техника».
Все люди так или иначе озабочены тем, что будет с ними завтра. Однако, одно дело - беспокоиться и тревожиться относительно своего будущего, и совсем другое дело - позитивно планировать его. Именно в молодости человек наиболее заинтересован в том, чтобы сознательно спланировать свой профессиональный путь, определить ту профессию или специальность, которая принесет наибольшее удовлетворение, станет любимым делом на всю жизнь. Наши занятия предназначены для того, чтобы помочь вам самоопределиться, полнее понять свои желания, склонности и способности и на этой основе принять независимое решение о своей профессиональной карьере”.
Упражнение “ Знакомство“.

Цель: представление участников друг другу, “разбивание льда”

Участникам занятий предлагается сформировать пары таким образом, чтобы собеседники не были знакомы ранее. Задача заключается в том, чтобы выяснить все необходимое о своем партнере перед тем, как представить его (ее) всей группе.

  1. имя (что оно означает, кто и почему его дал, если бы можно было сменить имя, то какое бы выбрал);

  2. место жительства;

  3. планы на будущее - цели, мечты;

  4. хобби, увлечения.

Правила поведения в группе:

  • принцип “здесь и сейчас”- не загонять себя в программу будущего, не углубляться в прошлое, жить здесь и сейчас;

  • принцип персонификации – не присоединяться к высказываниям кого-либо - “я тоже”, говорить необходимо только о себе и от первого лица;

  • принцип конфидециальности - все, что высказано на занятиях остается между членами группы;

  • принцип взаимопомощи и эмоциональной поддержки друг друга (доброжелательность, доверие);

  • искренность в общении (в группе не стоит лицемерить и лгать, здесь можно обсуждать любые проблемы, связанные с выбором профессии и поиском работы; если Вы не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса, то лучше промолчать);

  • принцип открытой обратной связи (необходимость высказывания в группе своего отношения к происходящему, своих мыслей и чувств по поводу высказываний и поведения других участников программы, избегая негативных оценок);

  • обязательное посещение каждого занятия и выполнение общих заданий;

  • принцип “ТЫ” – необходимым условием взаимодействия в группе является общение по имени и на «ты».


Упражнение.

Выявление ожиданий участников от предстоящих занятий.

Вначале участникам предлагается заполнить анкету №1 (Приложение 1).

Затем для выполнения упражнения участники делятся на 3-4 подгруппы.

Обсуждение по плану:

Что я хочу узнать.

Что я хочу тренировать.

Что я хочу дать группе.

Что я хочу получить от группы.

высказаться по предлагаемому плану, а затем совместно сформулировать и написать потребности своей подгруппы - регламент 15 минут..

Обсуждение результатов обработки анкеты.
Упражнение. “Самопрезентация.”

Цель этого упражнения – продолжить знакомство участников друг с другом, начать работу по осмысливанию своих деловых и профессиональных качеств, поупражняться в самопрезентации.

-образование;

-опыт работы (если нет трудового стажа, то какую временную или общественную работу выполняли и т.д.);

-навыки (что вы умеете делать).

В течение 2-х минут рассказать о своих качествах, о вещах, которыми любят заниматься.

Речь идет не только о “рабочих”, производственных навыках. Все, что участники хорошо и уверенно могут делать, является полезным навыком, например, способность быстро обучиться чему-то новому; находить общий язык с людьми; умеете быть аккуратным, пунктуальным.

Краткое обсуждение: какие чувства вызвало упражнение.

Если мы хотим быть уверенными при собеседовании, нам надо научиться рассказывать о себе в положительном ключе. “Список навыков, способностей и сильных сторон”. (Приложение 2). Расскажите о том конкретном примере практического применения своих навыков, который кажется вам наилучшим.
Упражнение “Какого рода работу я хочу получить”.

Поиск работы наиболее успешен в тех случаях, когда ищущий работу имеет достаточно отчетливое представление о возможной работе, но не сужает его до 1-2 подходящих вариантов.

Заполнить таблицы (20 минут) после разбора примеров их заполнения:

Таблица № 1.




п\п

Работа, которую приходилось выполнять, в т.ч. общественные поручения, временная работа

Какие конкретно задания, поручения входили в выполняемую работу

Какой, на ваш взгляд, вы приобрели опыт, выполняя эту работу

1.

Например: торговля в овощном ларьке –1месяц

Обслуживание покупателей, прием товаров, переработка овощей, сдача денег

Точность, аккуратность, умение общаться с людьми, быстроту реакции


Таблица №2.




п\п

Навыки и умения, которыми вы владеете

Какие конкретно операции у вас получались наилучшим образом

1.

Например: ручное вязание

С удовольствием разрабатываю новые модели, произвожу расчет петель, черчу схему узоров. Менее интересен сам процесс вязания.




  1. Перечислите виды рабочих мест, которые бы вас устроили, но вы не можете на них претендовать из-за отсутствия навыков.

  2. С какой техникой вы умеете работать или хотели бы научиться (ПЭВМ, копировальные аппараты, автомобиль и т.д.).

Выполненная работа поможет осознать, какими навыками и умениями они обладают, какая работа является для них подходящей, исходя из способностей, возможностей и желаний.

Вы, наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Проще всего ее найти, если знаешь автора и название — в этом поможет алфавитный каталог. Но бывает так, что читатель ищет литературу по интересующей его теме, не зная ни автора, ни названия. Тогда библиотекарю приходит на помощь тематический каталог, по которому можно найти нужные книги. Найти книгу помогает классификация — правила размещения книг на стеллажах. На уроках биологии вы изучаете классификацию мира природы, на уроках химии классификацию химических элементов. В широком смысле этого слова классификация — это осмысленный порядок вещей. Классификация профессий строится по своим законам. В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий. Классификация профессий по алфавиту поможет сориентироваться в них, если знать названия всех сорока тысяч профессий. Сколько профессий знаете вы?
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Старт в профессию» iconРабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста»
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Старт в профессию» iconПояснительная записка рабочая программа элективного курса по русскому...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка обучающихся 9 класса к гиа по русскому языку» разработана в соответствии...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Старт в профессию» iconПояснительная записка рабочая программа элективного курса по русскому...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Технология работы с контрольно – измерительными материалами». в 9 классе разработана...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Старт в профессию» iconРабочая программа элективного курса «Деловая кореспонденция»
«Деловая корреспонденция» для учащихся 11 «б» класса (социально-экономический профиль) учителя английского языка мбоу лицей №1 Козлович...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Старт в профессию» iconПрограмма элективного курса для учащихся 9 класса «Подготовка к гиа по русскому языку»

Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Старт в профессию» iconРабочая программа по литературному чтению для 4 б класса Антипиной Ольги Витальевны
Федеральными государственными образовательными стандартами. Данная программа рассчитана для учащихся 4 б класса. Программа «Литературное...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Старт в профессию» iconПрограмма элективного курса по немецкому языку для учащихся 9- ого...
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов и направлен на обеспечение выбора профиля дальнейшего обучения. Программа составлена...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Старт в профессию» iconРабочая программа по английскому языку для обучающихся 6 класса Учитель:...
Данная рабочая программа по английскому языку предназначена для обучающихся 6-х классов общеобразовательной школы, продолжающих изучение...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Старт в профессию» iconРабочая программа по английскому языку для 9 класса составлена в...
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 9 класса английскому языку в общеобразовательных учреждениях, является продолжением...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Старт в профессию» iconРабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка»
Рабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка» для 6 класса разработана на основе авторской программы В. В. Воронковой...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск