Международный литературный конкурс «Купель» 2013 -2014 года по произведениям Александра Костюнина Номинация


Скачать 210.42 Kb.
НазваниеМеждународный литературный конкурс «Купель» 2013 -2014 года по произведениям Александра Костюнина Номинация
ТипКонкурс
filling-form.ru > Туризм > Конкурс
МБОУ «Нижнебаскунчакская СОШ МО

«Ахтубинский район» имени К.К.Искалиева»

Ахтубинского района Астраханской области

Российская Федерация

Международный литературный конкурс «Купель» 2013 -2014 года по произведениям Александра Костюнина
Номинация: методические материалы к уроку.
Урок внеклассного чтения в 8 классе.
Призыв А.В.Костюнина к доброте и состраданию в рассказе «Нытик».


Автор: учитель русского языка и литературы
Шакесова Шолпан Лукпашевна

Урок внеклассного чтения в 8 классе.
Призыв А.В.Костюнина к доброте и состраданию в рассказе «Нытик».

Задачи: закрепить представления учащихся об образах животных и образах людей в литературе; формировать навык краткого ответа на вопрос о собственных впечатлениях от прочитанного произведения.

Основные виды деятельности: выразительное чтение фрагментов рассказа; сообщения учащихся; беседа по вопросам.

Термины: образ человека, образ животного.

Оборудование: презентация творчества писателя А.В.Костюнина, презентация «Памятники собакам — верным друзьям человека», текст с рассказом А.В.Костюнина «Нытик».

Интернет-ресурсы (указать источники): http://kostjunin.ru

http://savepets.ru http://nsportal.ru
Эпиграф:

И зверье, как братьев наших меньших,

никогда не бил по голове.
С.А.Есенин


  1. Вступительное слово учителя.


Образное выражение - «братья наши меньшие» употребляется людьми, осознавшими, что к животным нужно относиться по-человечески, со вниманием и теплотой чувств, как к своим родным братьям и сестрам. Просьба о милосердии к нашим «меньшим братьям» звучит в рассказе А.В.Костюнина «Нытик». Ведь именно человек, сильный и умный, в ответе за тех, кто находится рядом и требует защиты от порой жестокого мира.

Подумайте, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке. Попробуйте сформулировать тему.

Сегодня на уроке внеклассного чтения мы начнём серьезный и важный разговор о таких высоких нравственных понятиях, как доброта, сострадание, гуманность, милосердие.

Сегодня у нас необычное занятие - урок внеклассного чтения по творчеству карельского писателя А.В.Костюнина.

Очень хочу, чтобы вы заинтересовались творчеством этого разносторонне одарённого человека и не ушли с сегодняшнего урока равнодушными.

  1. Групповая работа.

1 группа «Творчество А.В.Костюнина». Сообщение ученика (Приложение 1).

2 группа «Герои рассказа»

По твоему отношению к собаке

я узнаю, что ты за человек.

А. Боссе

Животные рядом с человеком не столько потому, что они полезны, сколько потому, что это потребность души. Люди испытывают не только удивление и восхищение, но и проникаются к ним добротою и любовью.


Герои любят животных

Герой не любит животных

хозяин Толик (рассказчик)

семья Толика

соседи и гости рассказчика


Яшка Макаров



Есть герои, которые хорошо относятся к животному, дружат с ним.

Другие относятся к собаке очень плохо. Как вы думаете, а каких людей и в рассказе, и в жизни больше? А куда вы отнесёте себя?

(Ответы учеников)
3 группа «История верности и преданности собаки человеку»

- Почему, по вашему мнению, люди заводят собак?

Примеры ответов учеников:
Люди заводят собак из самых разных побуждений. Одни хотят иметь хорошего сторожа во дворе, другие – надёжного помощника на охоте, третьи хотят иметь рядом друга.
На Руси с древнейших времён собаки помогали охотникам. У Петра 1 была собака-связной. Она разносила письма и распоряжения. А вот, например, в Чехии собака-почтальон доставляет письма и телеграммы в дома отдыха, в труднодоступные места.
Собаки – это не только верные друзья, но и ещё они всегда в трудную минуту приходят на помощь, например, собаки - таможенники научились находить взрывчатку, оружие, которыми могут воспользоваться бандиты.
Много пользы приносят собаки людям: охраняют дома, служат в милиции, ищут наркотики и взрывчатку, выступают в роли поводырей, помогают слепым людям. А во время войны собаки выносили раненых с поля боя. Собаки спасают утопающих, находят людей при землетрясениях, например,

Л.Н.Толстой писал рассказ о пожарной собаке по кличке Боб, которая вынесла из огня 12 маленьких детей. Собака, по кличке Тарри, спасла в Альпийских горах 40 человек.
- Верность собаки и ее преданность восхищают и поражают умы людей. Сколько про это сложено стихов, песен, поэм! Пишутся оды, рассказы, снимаются фильмы, ставятся памятники – и все потому, что собаки любят нас, людей, просто так, ни за что и ничего не требуя взамен. Какие вы можете привести примеры верности и преданности собаки воспитавшему ее человеку?

(Сообщения учеников) (Приложение 2).



  1. Беседа с учениками


Итак, мы так любим свои питомцев за их преданность и верность.
- Каковы были причины появления Брайта в доме?

Пример ответа ученика:
Появление в доме рассказчика объясняется разными причинами: во-первых, дочка хозяев просила братика; во-вторых, родители хотели воспитать в девочке чувство ответственности; в-третьих, собака нужна была для охраны.
- Почему щенка назвали Брайтом? От какого слова образована кличка собаки?


Брайт

брат

“Маша, дочурка, просила братика”.



«Близкий человек, единомышленник, друг».



- Каковы этапы жизни собаки? Проследим, какие события произошли в жизни Брайта.

(В ходе рассуждения рисуем схему.)
Появление щенка → «пёс для души»→ нападение на Яшку→случай в лесу→навещение больного хозяина, преданность собаки.
Опишите « проделки» Нытика. Юмор в рассказе.
- Почему писателем используется просторечная лексика? Каково авторское отношение к собаке?

- Как обращаются к пятилетней овчарке члены семьи (другие люди)?



  1. Работа с текстом рассказа.


Обратимся к тексту. Подготовьте выразительное чтение эпизода лесного происшествия.

- Какие художественные средства автор использовал при описании пейзажной зарисовки? Какими изображаются деревья? Какой рисуется бабочка?

- Как меняется повествование рассказа?

- Кто нарушает гармонию природы? Какой приём использует писатель, когда сравнивает поведение собаки и людей? (приём антитезы)

- Как автору удалось передать состояние души Брайта во время лесного происшествия? Какое впечатление произвело на вас поведение овчарки во время совершения кражи человеком? Как ведёт себя животное? А люди?

- Кто оказывается выше в моральном плане?

- Кто выходит победителем из этого боя?
- По отношению к кому необходимо проявлять сострадание, жалость, милосердие? (дети, старики, животные) Жаль животных. Порой жестокость творится взрослыми людьми.
Рассказ А.В.Костюнина «Нытик» заставляет человека задуматься о таких вечных нравственных ценностях, как порядочность, справедливость.
- Почему именно собака выступает в защиту собственности хозяина, а преступники уходят от юридической и моральной ответственности?
Писатель обращается ко всем с просьбой о милосердии к нашим «меньшим братьям». Мы должны отзывчивее относиться к ним, любить преданные существа, ценить это чудо жизни.


  1. Рефлексия: Чему учит рассказ? Над чем заставляет задуматься?

Изменилось ли ваше отношение к животным после прочтения рассказа? Поднимите руку те, кому захотелось прочитать рассказы А.В.Костюнина.
VI. Домашнее задание: прочитать один из рассказов А.В.Костюнина и написать отзыв о нем. (Приложение 3).


Приложение 1.
Родился Александр Викторович Костюнин 25 августа 1964 года в Карелии. Детство и юность прошли в городе Медвежьегорске, где окончил художественную школу. В Петрозаводском государственном университете получил высшее образование (учился на сельскохозяйственном и экономическом факультетах). Сейчас работает на стратегическом предприятии ОАО «Судоремонтный завод «Авангард». Основные увлечения: литература, художественная фотография и рисование. Александр Викторович о себе говорит так: «Биография у меня короткая – две книги: «В купели белой ночи» и «Ковчег души» . А. Костюнин – член Союза писателей РФ. За сборник рассказов и повестей «В купели белой ночи» автор награжден званием лауреата премии им. А.И.Куприна с вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу» и званием лауреата премии «Облака» в номинации «Лучшая книга 2007 года» России. Памятный знак вручил С.Михалков, известный автор детских стихотворений и гимна РФ.
Приложение 2.
1. Бобби родился в 1856 году в столице Шотландии, Эдинбурге. Это был скай редкой в наши дни разновидности породы — с висячими ушами. Хозяин Бобби, по имени Джон Грей, служил полицейским констеблем.

Скай-терьер и его владелец с большим успехом ловили карманников в окраинных районах Эдинбурга, но в 1858 году Джон Грей умер от туберкулеза, болезни по тем временам чрезвычайно распространенной. Его похоронили на кладбище для бедных под названием «Грейфрайерс». Пес сопровождал гроб до места захоронения и остался жить на могиле, неся бессменную вахту рядом с хозяином в течение еще 14 лет.

Ежедневно Бобби обходил город привычным «полицейским» маршрутом и вновь возвращался на кладбище, отклоняя любые предложения остаться жить у кого-либо.

Однажды Бобби увезли в деревню, расположенную довольно далеко от Эдинбурга, но он сбежал и опять вернулся к кладбищенской ограде. После этого случая бургомистр города сам оплатил лицензию на содержание ская и распорядился надеть на Бобби ошейник с охранной надписью, чтобы собаку никто не счел бродячей и не обидел.

Лишь незадолго до конца своей жизни Бобби согласился жить в доме семьи Трейлс. Именно у них, перед домашним очагом, он и умер в 1872 году в возрасте около 16 лет.

Бобби похоронили на лужайке возле кладбищенской церкви, а вскоре после этого и соорудили на этом месте памятник в виде фонтана-статуи с изображением сидящего ская с висячими ушами. Его спонсором стала баронесса Бурдетт-Коутц, позже открывшая музей породы, расположенный недалеко от кладбища.
2. Такая преданность и верность впечатляет. А взять того же самого Хатико! Его историю знаю наверно уже во всех странах мира. Особенно после выхода в свет одноименного фильма, ставшего притчей о любви и верности на все времена. Собака породы акита-ину по кличке Хатико каждое утро провожала своего хозяина Паркера (Ричард Гир) на железнодорожную станцию и встречала его каждый вечер. После скоропостижной смерти Паркера пес продолжал преданно ждать хозяина на вокзале в надежде, что тот вернется. Так продолжалось целых 9 лет.
3.Памятник Преданности установлен в Тольятти российскому «Хатико», который терпеливо ждёт своих хозяев. Все события происходили на обводной дороге города Тольятти — Южном шоссе. Однажды в 1995 году жители города заметили на обочине дороги пса. Он всегда был на одном и том же месте и бросался на проезжающие автомобили. Собака была породы немецкая овчарка. Слухи по городу разнеслись довольно быстро, и впоследствии этот пёс стал достоянием горожан. Заинтересовавшись этим событием более подробно, жители городского округа Тольятти узнали, что летом 1995 года неподалёку от этого места произошла автомобильная авария двух легковых автомобилей. В салоне вишнёвого автомобиля находились пёс и его хозяева. Девушка погибла на месте, а мужчина в тяжёлом состоянии был доставлен в больницу, где через пару часов скончался. Чудом выжил только пёс. Клички его известно не было, поэтому в народе прозвали его "Верный" или "Костик". Псу строили конуру и даже пытались забрать его к себе домой, но ни одна попытка не увенчалась успехом. Пёс всегда возвращался обратно, с нетерпением ожидая своих хозяев. И в снег и в дождь, в любую погоду и время года он неизменно находился на своём месте. От сочувствующих горожан он принимал только еду. В любую погоду он постоянно ждал и бежал ко всем рядом проезжающим автомобилям. Все, кто ездил по каким-либо делам в «новый» или «старый» город, постоянно видели Константина бегающим у обочины дороги либо спокойно отдыхающим на травке. Горожане очень полюбили Константина и превратили его историю в «живую легенду». В 2002 году пёс умер. Его нашли мёртвым в лесу. По городу пошли слухи, что Константина сбил грузовик, водитель которого, испугавшись гнева людей, спрятал его тело в новогородском лесу, тем самым скрыв улики и уйдя от ответственности. Однако следов насильственной смерти обнаружено не было, и слухи остались неподтверждёнными. Костик умер своей собственной смертью. Скорее всего, пёс ушёл в лес, чтобы там умереть. Константин ждал своего хозяина до последней секунды. Это была прискорбная новость для всех горожан, пса очень любили, и он на какое-то время смог стать живой легендой города. С этих самых дней он стал символом Тольятти и предметом подражания верности своим любящим хозяевам. Этот щит постоянно сдувало ветром и его часто ломали вандалы. Тогда общественность города Тольятти вышла с инициативой поставить Константину настоящий бронзовый памятник.
Приложение 3
1.
Отзыв на рассказ А.В. Костюнина «Нытик» ученика 8 класса МБОУ «Нижнебаскунчакская СОШ МО «Ахтубинский район» имени К.К.Искалиева» Шашорина Владимира.

Славный народ - собаки.

А.П.Чехов
Первым другом для человека является собака. С давних времён она заслуженно пользуется любовью. Это «исключительное животное», по мнению гениального русского ученого-физиолога Ивана Петровича Павлова, вывело человека в люди. Маяковский в шутку рисовал себя в виде большого нескладного щенка. Любовь к животным, стремление к общению с ними – естественная потребность каждого человека, свидетельство его доброты. Многие писатели: М.Пришвин, Г.Троепольский, М.Лоскутов - воздавали хвалу за понятливость, преданность существу, очень необходимому для человека.

Вот и в рассказе Александра Викторовича Костюнина «Нытик» главным героем представлен четвероногий друг. Название произведения выражает ласковое отношение писателя к маленькому пушистому существу, которое всё понимает, как человек. Люди заводят собак из самых разных побуждений. Одни хотят иметь хорошего сторожа во дворе, другие – надёжного помощника на охоте, третьи хотят иметь рядом друга. По мнению автора книги, Брайт заведён как «заботливая нянька плюс отважный охранник». Поэтому он стал любимцем семьи.

Малыш, ласковый пёс, заменяет дочери брата, бабушке - внука, отцу – приятеля. При этом Нытик подражает движениям и действиям человека. Слышит речь хозяев, «разговаривает» с ними. «Просит», чтобы не выгоняли на холод. Искусно избавляется от намордника. «Заваливается» спать на белоснежную, накрахмаленную постель. Выполняет обязательную программу, потом съедает очередной блинчик. Весело гоняется за крысой. Жалуется домочадцам, что те по неосторожности отдавили ему лапу. Настоящий артист! Но на самом деле Малыш беззаветно служит своим владельцам, выполняет беспрекословно их команды, без колебаний встаёт на защиту членов семьи.

Макаров стал первым и единственным врагом для Брайта, он дразнит пса, бьёт отца по ноге. Поведение гостя привело в бешенство овчарку. Собака не замедлила напасть на обидчика. Реакция четвероного друга не понравилась злому человеку. Яшка впоследствии отомстил Малышу. В конце лета был редкий урожай грибов, хозяева оставили собаку в машине сторожить. Верный пёс стал невольным свидетелем кражи. Яшка Макаров вместе с подельником снимал колёса. Малыш метался от унижения, от злости, от безысходности. А воры уходили безнаказанно.

После этого случая Брайт стал страдать по – человечески, угасать физически. Но хозяин заболел, и старый пёс находит в себе силы проведать Толика – главного члена семьи. Отрицательным героям, жадным людям, которые хотят уйти от ответственности, юридической и нравственной, противопоставлен образ собаки, трогательного, чистого, верного существа. Писатель призывает нас, читателей, милосерднее, отзывчивее относиться к своим братьям меньшим, любить преданные существа, ценить это чудо жизни. В произведении открытый финал. Жизнь Брайта не могла закончиться трагически. Александр Викторович Костюнин даёт возможность поверить в счастливое окончание истории о верном друге. Да, Малыш только уснул! «Ему снились ласковое лето, тёплое солнце, и они опять вместе. Всей семьёй…»

2.
Отзыв на рассказ А.В. Костюнина «Рукавичка» ученицы 8 класса МБОУ«Нижнебаскунчакская СОШ МО«Ахтубинский район» имени К.К.Искалиева» Махсотовой Гульназии.
В восьмом классе учительница предложила нам, школьникам, познакомиться с творчеством А. Костюнина. Чтобы написать сочинение, я решила познакомиться с биографией, с произведениями писателя. Оказывается, что детство, юность и зрелые годы Александра Викторовича прошли в Карелии. Он увлекается фотографией, рисует, устраивает художественные выставки, встречи с читателями. Книгу «В купели белой ночи» открывает рассказ «Рукавичка», который произвёл на меня глубокое впечатление. Потом были прочитаны «Орфей и Прима», «Колежма» и другие произведения. Но сюжет первого рассказа не забывался, более того наводил на глубокие размышления…

Бывший выпускник школы вспоминает годы учёбы. События тридцатилетней давности кажутся ему незначительными, тусклыми. Только память не стирает один случай. После урока труда в первом классе пропадает «крохотный пушистый комочек», рукавичка кукольного размера. Люди жили тогда скромно, потому лучшие образцы из альбома детских работ казались школьникам «чудесами », «диковинками». Первая учительница устраивает «обыск с пристрастием». У Аллы Ивановны Гришиной практически отсутствуют педагогический такт, мастерство. Она, как надзиратель, унижает гордость и честь детей, необъективно обвиняет их в воровстве. Школьники, как маленькие узники, переживают, «трясутся». Наконец вор найден. Им оказался Юрка Гуров, мальчик из неблагополучной семьи. Что им двигало? Какой мотив был в основе его проступка? Гришина не хочет понять ребёнка. Педагог не восстанавливает справедливость, а травит Юрку, выражая лавину отрицательных эмоций: гнев, злость, презрение. Говоря юридическим языком, Алла Ивановна не соблюдает закона неприкосновенности личности. Она, обнаружив пропажу, должна была потребовать, чтобы ребенок вернул украденную вещь, извинился перед учительницей домоводства. Первая учительница могла затронуть у Юрки такие понятия, как стыд, совесть, которые побудили бы мальчишку раскаяться. Но вместо этого детёныш становится изгоем. Судьба Гурова предрешена, сломана. И виноваты здесь все: педагоги, ученики, родные школьника. Как страшно жить в таком Мире, где нет Сострадания, Доброты! Никто не мог заступиться «за плачущего Юрку, маленького, беззащитного, с трясущимися губами, переступающего босыми ножонками на холодном полу». Только это право автор оставляет нам, его читателям. Не случайно писатель заканчивает свой рассказ отрывком из «Евангелия». Он подводит нас к мысли, что преступник имеет право на покаяние, если провинивший будет сожалеть о своем проступке.

Заканчиваю свой отзыв признательностью Костюнину за столь необычайно мудрое произведение. История столь недавнего прошлого, рассказанная писателем - это урок милосердия, любви к людям. В будущем хотела бы выбрать профессию юриста - стать адвокатом, чтобы защищать гуровых от бесправия, дать шанс им на исправление!

3.

Наша учительница предложила мне поучаствовать в литературном конкурсе «Купель» по произведениям Александра Костюнина. И я с удовольствием согласилась. Мне захотелось узнать, что это за писатель, какие проблемы его интересуют. Прочитала произведения данного автора и поняла, что Костюнин - «подлинный писатель», который может раскрыть внутренний мир героев, движения их душ. Невозможно остаться равнодушной к его творчеству. Рассказ «Совенок» поразил меня в самое сердце и заставил о многом задуматься…

В предыдущих рассказах писатель выступал как заядлый охотник, потому название произведения подсказывало, что героиней будет трогательная птаха. Но речь пошла о судьбе девочки. Повествование ведёт отец мальчика Серёжи. Рассказчик знакомит читателей с Наташей с «широко распахнутыми выразительными глазами», с «длиннющими ресничками», c тугими косичками. Девочка крутит головой, как совёнок. Отсюда понимание образности прозвища. Ребёнок (в отличие от детёныша птицы) лишён детства, нуждается в ласке, в любви, в зашите. Серёжа с самого детства берёт «попечительство» над соседкой. Сначала играет с Наташей в песочнице, затем провожает до школы. Кирпичный двуэтажный дом, в котором жили дети, находится в центре города. Внутри него обитают во мраке серые крысы — мрачный символ зла и разрушения. Злобные грызуны олицетворяют, по- моему мнению, «прихожан» Раисы, матери девочки. Между стенами находятся щели, но именно они помогают ребятам быть рядом, чувствовать друг друга, делить и радость, и горе. Между тем герои подрастают. Наступила поздняя осень. Мать стала выгонять родную дочь на улицу под предлогом «погулять в холодный вечер». Эти эпизоды из жизни малышки вызывают чувство сострадания, грусти. Жалко Наташу! Ей не хватает человеческого тепла. Но дочь не спешит осудить маму и любит её по-настоящему. Зимой пришла беда: некий Жора поселился в квартире «непутёвых соседей». Совёнку и дома не стало покоя. Тщедушный «дядя» заставил малышку вставать на горошины, поднял руку на мать. Низкий поступок и бранное слово «Ах ты, падла!» характеризуют сожителя как человека, не имеющего за душой ничего, показывает крайнюю степень бесчеловечности уголовника. Спасти Наташу! Первое, что хочется предпринять. Второе: сдать этого мерзавца в руки полиции. К сожалению, действительность жестока. Наказать обидчика не удаётся. Но девочку поддерживает верный друг Серёжа. И вот однажды вечером Совёнок поведал соседскому мальчишке свою сказку. Это самые светлые, поэтично-возвышенные страницы произведения. Мы, читатели, вместе с детьми как бы переносимся из страшного, жестокого города в другой мир, где есть Семья, Любовь. Малютка наивно верит, что отца захватили в плен серые крысы. Совёнок превращается в красивую девочку Айгу с «длинными вьющимися волосами – цвета солнца», «в красных башмачках и белых чулочках». А мама – кошка не такая, как в жизни, храбрая, cамоотверженная, вместе с дочкой спасает заколдованного папу и красивого юношу. В реальности же случилась трагедия. Беззащитная девочка не выдержала «семейных» сцен: навсегда осталась немой. Никогда, наверное, ей не стать счастливой. Искреннее желание Наташи иметь семью, казалось, не осуществится. Время разлучило друзей. Серёжа с отцом поменяли квартиру. Но преданный сосед не забыл подругу. Не остался равнодушным к несправедливостям сиротки, был сильнее и гуманнее отца, помогал девушке, дружил с ней. Парень закончил училище, отслужил в армии, решил жениться на возлюбленной. Отец Серёжи не принимает избранницу: перспектива невестки – инвалида его не устраивает. Холодный папин рассудок подсказывает: не пара! Сердце велит принять любимого сыном человека. Наташа нашла своего принца. Обрела и отца. И настоящую полноценную и благополучную Семью, которую не имела в детстве, но обрела во взрослой жизни. Вот такой конец сказки у волшебницы – сказительницы со светло-русой тяжёлой косой!

Читая последние строчки произведения, роняю слезу, радуюсь за счастливую судьбу Наташи, современной Золушки. Начинаю понимать, что нельзя быть равнодушной к проблемам современности. Надо оглянуться вокруг и помочь людям, нуждающимся в поддержке. Необходимо радоваться жизни, верить в чудеса. Ведь Добро обязательно победит Зло! Вот к таким заключениям я пришла! Спасибо, Александр Викторович, за высокую ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ ваших произведений!

С уважением ученица 8 класса Бапаева Азия.

4.
Отзыв на рассказ А.В. Костюнина «Вальс под гитару» ученицы 8 класса МБОУ«Нижнебаскунчакская СОШ МО«Ахтубинский район» имени К.К.Искалиева» Мордовцевой Ульяны .
О творчестве А.В. Костюнина я узнала от своей школьной учительницы. Она познакомила нас, восьмиклассников, с его произведением «Рукавичка». Рассказ мне очень понравился. И потому заинтересовалась, какие еще книги написаны А.В.Костюниным. И вот уже прочитаны рассказы: «Орфей и Прима», «Баян», «Танина ламба», «Жор глубинной щуки», в которых поднимаются проблемы отношений человека и природы, нравственные проблемы.

Но особенно сильное впечатление произвел на меня и был прочитан «на одном дыхании» рассказ «Вальс под гитару». Имя мальчика осталось неизвестным. Он заканчивает обучение игры на баяне. Но в жизни бывают белые и чёрные полосы. Вот у бедолаги не ладится в школе с учёбой, дома его ругают за это. Учительница по музыке тоже не довольна им. Как точно автор описал внутренние переживания ученика! Сколько таких мальчишек и девчонок – моих ровесников – ходят в музыкальную школу часто не по собственному желанию, а по указанию родителей! Мне знакомы и понятны чувства героя этого произведения, потому что восемь лет обучалась нотной грамоте, основам сольфеджио. Родными стали слова: «гаммы», «мажоры», миноры», «интервалы». Изучение музыкальной науки приносило мне огромное удовольствие.

Совсем другое дело у юного баяниста! И ещё одно огорчение: отцовская гитара не подлежит ремонту. Помогла память о родном человеке, который тоже играл на гитаре и был душой компании. Мальчик решил исполнить любимое музыкальное произведение родителей «На сопках Маньчжурии» под гитару. Глава семьи погиб, когда герой рассказа был совсем маленький. И был бы отец рядом, он поддержал бы сына в его желании, пожурил бы его за то, что не следует отчаиваться при неудачах. В жизни музыканта одни огорчения, а доброе слово отсутствует. Нет ласки. Вот школьник старается, учится, ночами переживает за свои неудачи, а никто этого не ценит, никто не понимает, даже мама - самый близкий человек, который вынуждена целый

день работать. Да ещё и ворчит и «денег на новую гитару не даёт». Сыну жаль маму, она устаёт, и ей не до музыки. И только старая папина гитара с «родной щербинкой» согревала душу мыслями об отце. Он понял бы…. Поэтому мальчишка «заметно оттаял», «благодарно улыбнулся», «взгляд его лучился добротой», когда его попутчик (рассказчик) в автобусе похвалил его и назвал «настоящим музыкантом». На концерте он сильно волновался, но, представив себе среди зрителей папу, собрался, сконцентрировался и замечательно выступил. Нет, баянист не отыгрался, не отмучился, а именно великолепно исполнил вальс «На сопках Маньчжурии».

Очень важно ясно себе представить (а это ещё очень трудно, когда тебе всего 14 лет), чего ты хочешь в жизни. Ученик желает «быть свободным». Поэтому мечтает уйти из музыкальной школы, пишет заявление. Но это путь к облегчению, ограждению себя от трудностей. Это пагубная дорога, которая ведёт к порокам. А преодоление своей лени, стремление стать лучше, знать больше воспитывает у каждого силу воли и твёрдость характера. В заключение, как награду, герой получил подарок – новую акустическую гитару. Автор заканчивает свой рассказ следующими словами: «Ошиблись, мастера. Чудеса случаются!» За все труды и старания мальчик получил вознаграждение от Бога, который за духовные мучения, стремления и помыслы подарил удачу, признал талант юного баяниста. И случилось это в день Светлого Христова Воскресения…

Я выучилась игре на фортепиано. Теперь хочу освоить новый музыкальный инструмент – гитару и обязательно разучить вальс «На сопках Маньчжурии». Автор, так тонко поняв душу подростка, заставил меня задуматься: «Как я живу? О чём мечтаю? К чему стремлюсь?» Пока не решила, кем стану, но точно знаю одно, что без музыки прожить не смогу.

5.

Отзыв на рассказ А.В. Костюнина «Рукавичка» ученика 8 класса МБОУ «Нижнебаскунчакская СОШ МО «Ахтубинский район» имени К.К.Искалиева» Дьякова Василия.
Учительница русского языка посоветовала мне попробовать себя в Литературном конкурсе «Купель» и выслала книгу произведений писателя Александра Викторовича Костюнина. Первый рассказ «Рукавичка» прочитал, не отрываясь. Меня поразили поступки взрослых людей, равнодушных к судьбе ребёнка. И трагическая развязка этой книги произвела очень сильное впечатление. Рассказ заставил глубоко задуматься о том, что любая беда не бывает чужой.

Первую кражу совершает Юрка Гуров в первом классе. Учительница предсказывает малышу самого нежного возраста недалекое уголовное будущее, хотя могла бы отнестись к ребёнку из неблагополучной многодетной семьи с пониманием. И у сверстников не было сочувствия к однокласснику. Не нашлось поддержки и у друзей. Не было доброты, теплоты и дома. Пьянство отца. Постоянные избиения и оскорбления. Клептомания для ученика не стало традицией. За восемь лет учёбы в школе Юра ничего не украл. Но на мальчика было навешено клеймо - «вор»! Дав человеку такую характеристику, тем самым общество позволило ему приобрести горький опыт. Именно окружающая действительность виновата в трагической судьбе Гурова. Никто не протянул ему руку помощи. Никто не поверил в него, как в человека. Проступок школьника оборачивается трагедией. Не выдержав морального и физического гонения, не найдя справедливости, герой нравственно опускается на «дно жизни», действительно становится изгоем.

Рассказ заставляет задуматься о том, что для каждого человека очень важны такие понятия, как забота и участие. Разве можем мы делать вид, что история с Юркой Гуровым нас не касается? Писатель Костюнин заставляет размышлять о соотношении ума и сердца. Мы не должны идти на поводу своих прихотей и желаний. Должны нести ответственность за свои поступки. Но нельзя быть равнодушными и чёрствыми к оступившимся в первый раз людям, которые имеют право на реабилитацию, шанс на исправление своих пороков.

Уважаемый Александр Викторович, жду Ваших новых книг с нетерпением.
6.
Отзыв на рассказ А.В. Костюнина «Капитанская дочка» ученика 8 класса МБОУ «Нижнебаскунчакская СОШ МО «Ахтубинский район» имени К.К.Искалиева» Майтахова Аделя.
Немало художественных произведений написано о мужестве моряков, их воинской отваге в годы Великой Отечественной войны. В это тяжелое, полное ужасов лихолетье важно было не поддаться трусости, сохранить веру в свои силы. Вот и рассказ А.В.Костюнина «Капитанская дочка» продолжает эту тему. Но, по мнению писателя, и в обычной, мирной жизни есть место и время для проявления смелости. Храбрым может быть не только капитан сухогруза, который, несмотря на никакие опасности, выполняет свои служебные обязанности, но и его дочь, школьница выпускного класса, которая проявляет качества настоящего моряка.

Накануне Нового года у матросов немецкого сухогруза появился новый член команды - старшая дочь капитана. Рыбаки издавна считают, что девушка на судне может стать причиной крушения судна. Постепенно эта легенда начинается сбываться, воплощаться в реальность. Из-за сложной ледовой обстановки в Финском заливе задерживают выход судов. Сотни теплоходов стали заложниками торосов. Среди них был пароход «Остерхук». Месяц команда слаженно работала, хотя питьевая вода была на исходе, заканчивались продукты питания, одолевал холод. Капитанская дочка не уступает в трудолюбии и выдержке другим морякам. Она кашеварит на камбузе. Когда случилась пробоина в машинном отделении, старпом растерялся и призвал моряков покинуть судно. Юлия Федорчук на время заменяет отца, отдаёт чёткие команды, выходит на связь с ледоколом. Пробоину заделали, никто из команды не пострадал, пароход остался на плаву. Только тогда Александр Владимирович обнаружил, что дочь больна. Ни слова жалобы, ни каприза со стороны Юли не было. Напротив, девушка стойко переносила болезнь. Она впадала в беспамятство, бредила. Судно всё находилось в ледяной блокаде и притом ещё получило сильный крен. В любой момент оно могло перевернуться. К концу января Федорчук принимает решение срочно отправить дочь на берег. Александр Владимирович знает, что за проступок его ждет наказание. И все же девушка незаконно пересекает границу по льду пешком. В сложной жизненной ситуации она не теряется. Сколько было сил, физических и душевных, у этого хрупкого создания! Собравшись с духом, преодолевая страх, Юлия Федорчук пробиралась к российским пограничникам до потери сознания.

Писатель восторженно описывает людей, которые свою судьбу неразрывно связали с бескрайними синими просторами моря. Благородство, решительность, стойкость проявляют герои рассказа. Это и старшее поколение, которое заслуживает уважение за труд, упорство и мужество. С рискованным и трудным делом, завещанным отцами и дедами, справляется и новая смена. Молодёжь не боится опасности, проявляет храбрость, силу духа, бесстрашие и профессиональное мастерство. Александр Владимирович Федорчук воспитал настоящую личность, которая дорожит флотскими законами, традициями, не изменяет великому братству моряков. Его старшая дочь привязывается к кораблю, cтановится неотъемлемой частью дружного коллектива матросов. Юлия — настоящий борец, достойный уважения. Так для выпускницы закончились «итальянские каникулы». Девушка с успехом выдержала первый жизненный экзамен.

Моё знакомство с автором произведения, началось на уроках русского языка. Продолжилось самостоятельным изучением книг Костюнина. Хочется выразить благодарность Александру Викторовичу за создание рассказа «Капитанская дочка», который заставляется задуматься о том, как надо поступать в трудной ситуации, не предавать свою совесть, спасать человеческую жизнь.

Похожие:

Международный литературный конкурс «Купель» 2013 -2014 года по произведениям Александра Костюнина Номинация iconНа конкурс принимаются заявки по совместным проектам следующих типов
Международный конкурс совместных научных проектов ргнф – белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований (брффи) –...

Международный литературный конкурс «Купель» 2013 -2014 года по произведениям Александра Костюнина Номинация iconКонкурс проводится с 15. 09. 2013 г по 01. 02. 2014 г
Положением о Всероссийском Конкурсе "Учитель года России", утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...

Международный литературный конкурс «Купель» 2013 -2014 года по произведениям Александра Костюнина Номинация iconКонкурса "Русский медвежонок-2013"
Конкурс проводится в четверг, 14 ноября 2013 года, непосредственно в школе. Изменение этого срока недопустимо ни по каким причинам;...

Международный литературный конкурс «Купель» 2013 -2014 года по произведениям Александра Костюнина Номинация iconЛаборатория профессиональной ориентации
Региональный конкурс методических разработок внеурочных мероприятий по профориентации «Мастерская профориентации». Номинация: Конкурсы,...

Международный литературный конкурс «Купель» 2013 -2014 года по произведениям Александра Костюнина Номинация iconИнструкция ответственному за проведение в школе игры-конкурса "Русский медвежонок-2014"
Конкурс проводится в четверг, 13 ноября 2014 года, непосредственно в школе. Изменение этого срока недопустимо ни по каким причинам;...

Международный литературный конкурс «Купель» 2013 -2014 года по произведениям Александра Костюнина Номинация iconИнформационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №6 (1006) от 20 февраля 2017 г
Петербургский международный молодежный литературный форум (Российская национальная библиотека Московский пр., 165, корп. 2). Подробности...

Международный литературный конкурс «Купель» 2013 -2014 года по произведениям Александра Костюнина Номинация iconЛитературный язык и культура речи
Литературный язык – исторически сложившаяся высшая, образцовая форма национального языка, обработанная и нормированная мастерами...

Международный литературный конкурс «Купель» 2013 -2014 года по произведениям Александра Костюнина Номинация iconКонкурсная документация открытый конкурс №22/ок-мтппк/2013/рмск москва...
Тверская пригородная пассажирская компания» (оао «мт ппк») (далее – заказчик) проводит открытый конкурс №22/ок-мтппк/2013/рмск (далее...

Международный литературный конкурс «Купель» 2013 -2014 года по произведениям Александра Костюнина Номинация iconРеспубликанский конкурс «Марка качества Чувашской Республики» 2005...
Исходные данные, занесенные в анкету, априори признаются достоверными, в связи с чем рекомендуется согласование всех её блоков и...

Международный литературный конкурс «Купель» 2013 -2014 года по произведениям Александра Костюнина Номинация iconКонкурс методических разработок Номинация «Лучшее методическое пособие»
«Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 гг.» и разработанной на ее основе «Концепции непрерывного экологического...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск