Скачать 43.47 Kb.
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСКУРСИЙ В РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТ. (с-1)Человек в современном обществе должен быть готов к овладению разными социальными ролями, к приобретению и смене профессий, должен уметь приспосабливаться к быстро изменяющимся обстоятельствам жизни. Подготовить школьников с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе гораздо сложнее, чем их нормально развивающихся сверстников. Вместе с тем, целенаправленная работа по социализации необходима в силу изолированности этих детей (жизнь в интернате). (с-2)Суть экскурсии заключается в том, что в ходе их проведения у школьников расширяются представления об окружающей действительности, формируются навыки делового общения с людьми вне стен школы, закрепляются в реальных условиях знания полученные на занятиях, приобретается социальный опыт. (с-3)Тематика экскурсий может быть связана с учебным предметом, может носить более широкий, коррекционно-развивающий и воспитательный характер. Программой по СБО рекомендованы экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные объекты, на предприятия службы быта, в магазины, отделения связи, в различные учреждения, на транспорт. Они не только знакомят учеников с работой многих объектов, но и предоставляют возможность практического пользования этими объектами. Школьники учатся, как самостоятельно сделать покупки, оплатить счета, сдать белье в прачечную, записаться на прием к врачу и т.д., но и общению со взрослыми людьми: как получить информацию, как задать вопрос, как ответить, как себя вести в той или иной ситуации. Учитывая психофизические особенности детей, специфику усвоения ими программного материала, проведение с ними экскурсий требует более тщательной подготовки. Необходимо избегать слишком большого количества экскурсий, особенно повторяющихся по тематике. (с-4) Экскурсии могут быть обзорного характера можно проводить во внеурочное время, объединяя классы и тематические. Тематические зависят от учебной задачи и делятся на вводные, текущие и итоговые. Задачи вводной экскурсии – познакомить школьников с тем или иным учреждением, дать первоначальное представление о его функционировании, выявить умение детей пользоваться его услугами. Текущие конкретизируют и закрепляют материал. Носят тематический характер и направлены на закрепление и расширение полученных знаний и умений, на приобретение новых. Итоговые носят обобщающий характер. (с-5) При определении задач экскурсия должна иметь следующие аспекты: a) развивающий - развитие эмоционального мира, нравственных ценностей, мыслительных процессов, речи; б) образовательный - расширение кругозора по теме экскурсии, получение, закрепление, уточнение, дополнение знаний, умений, навыков; в) воспитывающий - ознакомление с правилами заботливого отношения к природе, воспитание чувства ответственности перед живой природой, г) коррекционный – развитие психических процессов – внимания, памяти, мышления, развитие устной речи. (с-6) Экскурсии должны быть заранее спланированы. Педагог должен: - посетить предполагаемое место экскурсии (договориться о возможности и времени посещения, наметить объекты наблюдения); - определить ее цели, задачи, содержание; - подготовить учащихся к работе в условиях, отличных от классно-урочных (напомнить правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения). Эффективность проведения экскурсии, определяется четкостью ее организации. Особое внимание воспитателем уделяется вопросу о дисциплине. Если экскурсия проводится впервые, надо сообщить детям, что экскурсия – это тот же урок или занятие, только проводится не в классе, а в природе. Поэтому на экскурсии необходимо соблюдать тишину при объяснении учителя, не мешать товарищам. Необходима дисциплина и при передвижении к месту экскурсии. (с-7) Любая экскурсионная работа со школьниками включает в себя три этапа: подготовительный, собственно экскурсионный и заключительный. Предварительно должна быть проведена вводная беседа. Продумываются краткие и конкретные вопросы и задания, сообщается детям, что и где будут наблюдать. Воспитателю может быть оказана помощь со стороны работника предприятия. В таком случае необходимо подготовить экскурсовода к встрече с учащимися. Обговорить характер сообщаемого материала. Также во время предварительного посещения объекта нужно решить, какие практические задания будут выполняться детьми, и договориться с сотрудниками об этом. Центральным моментом экскурсии должно стать наблюдение. Основная задача воспитателя на экскурсии направить внимание учащихся на существенные стороны изучаемого объекта или явления. Например, в день экскурсии сообщается тема и задачи предстоящего похода, дается задание: заполнить бланк телеграммы, изучить расписание поездов и т.д. Для организации делового общения ученикам даются карточки с вопросами. Например, при посещении пункта приема одежды в стирку ученики могут выяснить берут ли в чистку рабочую одежду, выводят ли пятна от масляной краски и т.д. При посещении железнодорожных вокзалов педагог ставит своей задачей не только познакомить школьников с работой этих объектов, но и формировать умение ориентироваться в расписании движения транспортных средств. По окончанию экскурсий проводятся заключительные беседы, материалы экскурсий ложатся в основу проведения практических работ, упражнений. Знания закрепляются при изготовлении альбомов, стендов, рисунков, организации выставки коллекций или поделок из собранных материалов, при заполнении необходимых документов (экскурсия на почту, паспортный стол), а также в беседах, при чтении литературы по теме экскурсии. При подведении итогов экскурсии целесообразно остановиться на оценке дисциплины класса и отдельных учеников, наглядно показывая последствия плохого поведения (плохое усвоение материала, напрасная потеря времени, порча оборудования). Это содействует воспитанию сознательной дисциплины и бережного отношения к природе и школьному имуществу. Исследовательский подход позволяет на экскурсиях учить школьников ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности, учат правилам поведения. Таким образом, экскурсия – эффективная организационная форма воспитательной работы. Учебные экскурсии развивают у детей наблюдательность, способствуют адаптации ребёнка в окружающем мире, обеспечивают уточнение и закрепление представлений. |
Целью изучения дисциплины является получение слушателями качественных теоретических знаний, развитие и закрепление практических умений... | Ознакомление с новым материалом, закрепление изученного, применение знаний и умений, обобщение и систематизация знаний, проверка... | ||
Целями освоения дисциплины (модуля) "Бухгалтерская финансовая отчетность" являются получение и закрепление знаний в области бухгалтерской... | Культура речи – понятие сложное и неоднозначное. С одной стороны, это особая научная дисциплина, а с другой – совокупность определенных... | ||
Цель практики закрепление и углубление полученных в университете теоретических знаний, привитие необходимых практических умений и... | Образовательная – закрепление знаний и умений по теме; развивающая развитие умений применять знания на практике | ||
Целью выполнения контрольной работы является получение специальных знаний по выбранной теме, закрепление изученного материала, выработка... | Основная цель практических работ закрепление знаний, полученных по специальным учетным дисциплинам и развитие практических умений... | ||
Основная цель практических работ закрепление знаний, полученных по специальным учетным дисциплинам и развитие практических умений... | Приобретение практикантами умений и навыков воспитательной работы с детьми в условиях летнего оздоровительного лагеря; углубление... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |