Анализ сильных и слабых сторон страны в контексте выполнения Плана действий ввуио


НазваниеАнализ сильных и слабых сторон страны в контексте выполнения Плана действий ввуио
страница1/15
ТипАнализ
filling-form.ru > Туризм > Анализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
2.8 Республика Таджикистан

На Рис. 147 наглядно представлена оценка Таджикистана в части реализации основных направлений Плана действий ВВУИО.



Рисунок 147. Интегральные показатели развития информационного общества по направлениям Плана действий ВВУИО (Таджикистан и страны СНГ)

Источник: расчеты Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде» на основе данных МСЭ [1,2], ООН [3], ВЭФ [4], ВЭФ/ INSEAD [5], Всемирного банка [6] и экспертных опросов

Из диаграммы видно, что значения интегральных показателей Таджикистана по большинству направлений ниже среднего значения по СНГ, за исключением направления С6 «Благоприятная регуляторная среда» (3,80), которое превышает его и приближается к максимальной отметке по региону (4,00). Достаточно высокими, но не достигающими среднего значения по СНГ, являются направления С1 «Государственная политика и роль других заинтересованных сторон» (3,36) и С4 «Развитие человеческого потенциала» (3,46).

Менее успешно реализовывались мероприятия по направлениям С3 «Доступ к информации и знаниям» (2,66) и С7 «Использование ИКТ: преимущества во всех аспектах жизни» (2,48).

Наименьшие значения отмечаются по направлениям С2 «ИКТ-инфраструктура» (2,1) и С5 «Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ» (1,8).

На Рис. 148 представлена оценка Таджикистана с точки зрения реализации направления С7 Плана действий ВВУИО, касающегося использования ИКТ в ключевых сферах деятельности.



Рисунок 148. Интегральные показатели развития информационного общества по направлению С7 Плана действий ВВУИО (Использование ИКТ: преимущества во всех аспектах жизни) (Таджикистан и страны СНГ)

Источник: расчеты Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде» на основе данных ООН [2], ВЭФ/ INSEAD [4] и экспертных опросов

Практически по всем интегральным показателям значения Таджикистана не дотягивают до средних значений по СНГ.

Наиболее высокое значение, приближающееся к среднему по региону, – по направлению С7.4 «Электронное здравоохранение» (4,00).

Примерно на одинаковом уровне находятся значения по направлениям С7.2 «Электронная коммерческая деятельность» (3,52) и С7.3 «Электронное образование» (3,55). Далее следует направление С5 «Электронная занятость» (2,45).

На одинаковом уровне находятся значения показателей по направлениям С7.6 «Электронная охрана окружающей среды» и С7.7 «Электронное сельское хозяйство» (значения показателей – 2,00).

Минимальные значения показателей отмечаются по направлениям действий С7.8 «Электронная научная деятельность» (1,33) и С7.1 «Электронное государственное управление» (1,03).

Анализ сильных и слабых сторон страны в контексте выполнения Плана действий ВВУИО

Направление С1 «Государственная политика и роль других заинтересованных сторон» имеет показатель 3,36 при среднем по СНГ 3,83 и максимуме 5,0.

Благодаря пониманию Правительством Республики Таджикистан роли ИКТ в развитии различных сфер жизнедеятельности человека, в последние годы приняты нормативные правовые акты и стратегические документы, направленные на построение информационного общества и интеграцию страны в глобальное информационное пространство.

Активное внедрение ИКТ в стране началось после разработки Государственной стратегии «Информационно-коммуникационные технологии для развития Республики Таджикистан» (утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 05.11.2003 № 1174) [7].

Затем была утверждена «Государственная программа развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в Республике Таджикистан» (Постановление Правительства Республики Таджикистан от 03.12. 2004 № 468) [8], которая реализовывалась в два этапа в 2005-2008 гг. Также были приняты документы, направленные на обеспечение формирования электронного правительства и использование ИКТ в таджикском языке.

В целях внедрения ИКТ в области образования и культуры в 2005 г. постановлением Правительства Республики Таджикистан № 188 была утверждена «Программа применения и развития информационных технологий в таджикском языке».

В Республике созданы первоначальные условия для введения единого электронного документооборота на государственном языке.

Существенным вкладом в развитие ИКТ-инфраструктуры Таджикистана стала Концепция государственной информационной политики республики (Указ Президента Республики Таджикистан от 30.04.2008 № 451), которая призвана обеспечить эффективное государственное управление путем внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, устойчивое экономическое развитие, приоритетность государственных интересов и национальной безопасности. Согласно этой Концепции долгосрочной стратегической целью информационной политики государства является построение демократического общества и вхождение Республики Таджикистан в глобальное информационное общество.

26.05.2009 на заседании Правительства Республики Таджикистан была утверждена Программа реализации Концепции государственной информационной политики.

Примером эффективного сотрудничества заинтересованных сторон в рамках государственной политики развития информационного общества в Республике Таджикистан является создание в 2006 г. Совета по информационно-коммуникационным технологиям при Президенте Республики Таджикистан, который является высшим руководящим и координирующим органом в сфере государственной информационной политики. В состав Совета входят 22 представителя правительства на высоком уровне, четыре председателя областей и города Душанбе, 14 представителей научных организаций, бизнес-ассоциаций и гражданского общества. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в полгода (согласно Указу Президента РТ от 23.07.2014 №241).

Правительство Таджикистан также уделяет внимание привлечению инвестиций и донорской помощи для включения национальных информационных и телекоммуникационных сетей и ресурсов в глобальную инфраструктуру.

В соответствии с ИКТ-стратегией на данный момент доноры обеспечивают достаточную поддержку инициатив по развитию сектора ИКТ Республики Таджикистан. Помощь доноров осуществляется в двух направлениях: непосредственная поддержка развития потенциала сектора ИКТ и косвенная посредством применения ИКТ в поддерживаемых ими программах и проектах.

Прямую поддержку сектора обеспечивают ПРООН, Всемирный банк и ЕБРР, содействуя улучшению эффективности работы телекоммуникационных систем. ПРООН также придает большое значение использованию ИКТ в государственном управлении, развитию человеческого потенциала, равно как и развитию частного и гражданского секторов. Развитие национальной академической, исследовательской и образовательной сети поддерживает Научная программа НАТО.

Также более 20 лет в стране действует Институт «Открытое Общество» – Фонд Содействия в Таджикистане, миссия которого состоит в поддержке развития и продвижения демократических процессов, становления и развития демократического общества.

Несмотря на то, что разработаны стратегические и программные документы, где основной упор делается на развитие ИКТ, значение показателя ниже среднего.

Также состав и количество необходимых документов недостаточен для полноценного государственного участия в развитии ИКТ

Направление С2 «ИКТ-инфраструктура» имеет показатель 3,41 при среднем показателе по СНГ и максимуме 5,06.

По направлению Таджикистан находится на последнем месте в СНГ. Препятствием для развития ИКТ-инфраструктуры стало разрушение объектов связи в годы военного противостояния, а также географические особенности страны – наличие высокогорных и труднодоступных местностей. Задача по развитию ИКТ-инфраструктуры сформулирована в Государственной стратегии «Информационно-коммуникационные технологии для развития Республики Таджикистан» [7]. В целях решения этой задачи в республике были реализованы проекты по развитию ИКТ-инфраструктуры – «Транспортная сеть телекоммуникаций РТ» и «Модернизация и цифровизация телекоммуникационных сетей ОАО «Таджиктелеком», в результате которых также был охвачен ряд удаленных районов.

Национальным оператором телекоммуникационной сети Республики Таджикистан является ОАО «Таджиктелеком». Он предоставляет услуги стационарной телефонной связи, включая междугородную и международную связь и передачи данных (в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан «О создании Республиканской сети передачи данных и мерах по упорядочению доступа к мировым информационным сетям» от 08.08.2001 № 389) [21]. Кроме ОАО «Таджиктелеком» услуги стационарной телефонной связи предоставляет еще пять операторов – ЗАО «ТТ Мобайл», ООО «Интерком», ООО «Вавилон-Т», ООО «Сервис Связь Комплект» и АТК «Телеком Технолоджи», то есть имеется значительная конкуренция. По данным «Исследования по электронной готовности Таджикистана» [22], выполненном в 2012 г., в Таджикистане насчитывается около 400 тыс. абонентов фиксированной связи. Уровень проникновения фиксированной связи составляет 5%. В стране за последние годы наблюдалось очень динамичное развитие мобильной сотовой связи.

В настоящее время активно работают 6 мобильных операторов – ОАО «Таджиктелеком» (T-Mobile), Babilon-M, Tcell, Megafon, Beeline и TK-Mobile. Эти компании внедрили новые форматы технологий мобильной связи, такие как 3G (с 2005 г.), 3.5G (с 2008 г.), 4G (WiMAX – с 2010 г., LTE – с 2012 г.). Связь нового поколения сегодня является обыденным инструментом доступа в Таджикистане, в то время как такие услуги предоставляются не во всех развитых странах.

В апреле 2014 года состоялся запуск сети 4G по технологии LTE в столице Республики Таджикистан Душанбе. Оператор Tcell» стал первым, развернувшим самую широкую сеть LTE в Республике Таджикистан. Услуги 4G в настоящее время доступны в Душанбе, а также на севере страны, в г. Худжанде и его окрестностях.

Технологии LTE призваны удовлетворить бурно растущий спрос на услуги мобильной передачи данных. На данный момент устройства LTE в республике рассчитаны на скорость 50 Мбит/с, но в будущем четвертое поколение устройств будет обеспечивать скорость в 300 Мбит/с. Это повысит качество таких сервисов как, например, видеоконференции и др.

В целом в республике зарегистрировано 11,3 млн абонентов мобильной связи, из которых 6,4 млн являются активными абонентами. Общее проникновение мобильной связи составляет 137%, из которых активные пользователи – 75% населения. По данным операторов, услугами мобильной связи охвачено 99% населения Таджикистана.

По состоянию на февраль 2014 г. в телекоммуникационной отрасли Таджикистана действуют 155 лицензиатов. Также на основе данных, представленных журналом «ICT4D» со ссылкой на Службу связи при Правительстве Республики Таджикистан, в период 2011-2013 гг. выявлен стабильный рост общего дохода рынка ИКТ на 15% ежегодно (рис. 149). Основной доход в отрасли приходится на частных операторов, которые также занимаются производством и внедрением новых технологий в стране.



Рис. 149. Динамика дохода на рынке ИТ Таджикистана

Источник: Служба связи при Правительстве РТ, 2014 год

Для анализа применения мобильных технологий в Таджикистане, МаСуД в партнерстве с mahiti.org (Бангалор, Индия) и Общественным Фондом Интернет провели исследование в рамках проекта «Лаборатория открытых инноваций» при финансовой поддержке Института Открытого Общества – Фонд Содействия в Таджикистане. В данном исследовании были использованы 2 метода – опрос и изучение практических примеров пользователей. Для опроса было проведено анкетирование среди 1500 пользователей мобильных телефонов, в частности, представителей молодежи (более 90% опрошенных). Для сбора практических примеров были организованы обсуждения среди пользователей и выбраны наиболее интересные из них.

По результатам сделаны следующие выводы:

  • 64% опрошенных применяют смартфоны;

  • 77% респондентов пользуются интернетом через мобильные телефоны;

  • мобильные устройства рассматриваются как инструмент обучения, причем рекомендуется к использованию в этом качестве как учащимся, так и преподавателям.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

Полноценное развитие телекоммуникационной сети Таджикистана было заторможено Гражданской войной, в результате которой пострадала большая часть телекоммуникационной инфраструктуры страны. Кроме того, на развитие сектора телекоммуникаций также повлияли геологические и атмосферные помехи, такие как сложный рельеф (на 93% горный), частая сейсмическая активность, экстремальные климатические условия и избыточные осадки, которые в совокупности подрывают надежность информационно-коммуникационной инфраструктуры по причине землетрясений, наводнений и оползней. Политическое разделение, последовавшее за прекращением боевых действий, препятствовало реализации слаженной программы общенационального развития сектора телекоммуникаций. Однако, развитию сектора во многом способствовали инвестиции за счет избыточной прибыли от международной связи (при этом, количество входящих минут сильно превышало количество исходящих из-за эмиграции), а также появление международной оптико-волоконной связи.

В результате анализа предполагаем, что необходимы опережающие и согласованные действия по правовому и технологическому развитию этого направления. Его развитие создаст опорный базис для других направлений.

Активность частного бизнеса, инвестиции, в том числе иностранные, на развивающийся рынок сыграют свою роль при высокой координирующей роли государства.

Направление C3 «Доступ к информации и знаниям» имеет показатель 4,68 при среднем значении по СНГ 4,47 и максимуме 8,52.

По этому направлению невысокое значение показателя обусловлено недостаточностью развития ИКТ-инфраструктуры и ценовой доступности средств и услуг ИКТ для населения.

Проекты, направленные на обеспечение доступа в интернет образовательных организаций, начали реализовываться 15 лет назад. В ноябре 2000 г. при поддержке Научной программы НАТО, Института «Открытое Общество»– Фонд Содействия в Таджикистане и международной неправительственной организации «CADA» был запущен совместный проект по предоставлению доступа в интернет для академических организаций, организаций гражданского общества и для населения. Однако сфера применения этого проекта ограничилась лишь центрами общественного доступа «CADA», т.к. международным организациям возможность использования спутниковых каналов VSAT для доступа в интернет была разрешена Правительством республики только для их собственных нужд. Со временем операторами связи была обеспечена возможность подключения к интернету тем или иным способом во всех городах и районных центрах. Тем не менее, учитывая достаточно высокие цены на услуги доступа в интернет, предоставляемые операторами связи, появились центры общественного доступа, как правило, организованные в виде интернет-кафе. С увеличением доступности услуг интернета, количество интернет-кафе начало уменьшаться.

В 2011 году был запущен проект - национальный видеохостинг www.topvideo.tj. Ежедневно на TopVideo пользователи загружают более 1000 видеороликов.. Основной целью видео-портала является проведение государственной информационной политики путем увеличения качественного национального контента с дальнейшей популяризацией и продвижением в популярных социальных сервисах в Таджнете.

В 2015 году При поддержке ЮСАИД и Internews Network запустился проект «Поддержка доступа к информации», целью которого является повышение уровня качества местных телепередач, содействие негосударственным СМИ при переходе на цифровое вещание, для Таджикистана - до 50%.

Еще одним проектом запущенный в этом же году является проект «WiFi Beeline free» направленный для повышения уровня комфорта повседневной жизни населения. В рамках данного проекта по инициативе компании Beeline в пассажирских автобусах г. Душанбе был установлен бесплатный WiFi. Только за первый месяц работы пользователи WiFi от Beeline обменялись 800 ГБ информации при помощи смартфонов.

На данный момент в ИКТ-стратегии Таджикистана предусмотрено создание общественных пунктов бесплатного доступа к интернету для социально незащищенных слоев населения. В рамках Национальной стратегии развития Таджикистана предусматривается создание пунктов дистанционного обучения с выходом в информационно учебно-методические ресурсы университетских центров в областных и крупных районных центрах.

В части создания законодательной базы, обеспечивающей реализацию права каждого гражданина на свободное осуществление поиска и получение информации, а также информационную открытость деятельности органов государственной власти, органов поселкового и сельского самоуправления Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 18.07.2008 № 411 был принят Закон Республики Таджикистан «О праве на доступ к информации» [11]. Позднее Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 01.04.2011 № 166 был принят «Порядок единых требований для сайтов и локально-вычислительных сетей государственных органов управления» [12], утверждающий структуру и контент сайтов госструктур.

Результата анализа показал, что не создана необходимая правовая и организационная среда по беспрепятственному доступу к информации и знаниям

Направление С4 «Развитие человеческого потенциала» имеет показатель 3,69 при среднем показателе по СНГ 4,19 и максимуме 5,22.

Достаточно высокое значение показателя по данному направлению (3,46) обеспечивается в первую очередь наличием высокого уровня грамотности в Таджикистане.

Уровень грамотности взрослого населения составляет 99,71%. При этом отмечается средний уровень вовлеченности населения в образовательные и обучающие процессы. (71,5%) – более низкий, чем в таких странах СНГ, как Беларусь (97,2%), Казахстан (93,95%) и Россия (85,34%). В Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2015 года (утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 28.06.2007 № 704) [9] определен показатель охвата обучением всех детей школьного возраста – 99%.

В целях создания условий для повышения качества образования с использованием ИКТ реализуются Программы компьютеризации школ. Первые две программы, в ходе которых было внедрено обучение школьников информатике с седьмого класса, были реализованы в 2003-2007 и 2008-2010 гг. Однако существует нехватка преподавателей с соответствующей квалификацией и наблюдается совмещение должностей среди преподавателей.

В 2010 г. была утверждена третья Государственная программа компьютеризации общеобразовательных школ Республики Таджикистан на 2011-2015 годы (утвержден Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 02.09.2010 № 416) [10]. Цели и задачи программы охватывают внедрение в общеобразовательные учреждения обучения использованию ИКТ и улучшение на этой основе подготовки кадров по всем параметрам для удовлетворения требования государства и общества.

Для облегчения доступа к информации и предоставления помощи в принятии решений учащимися и преподавателями был создан проект «Открытые данные общеобразовательных учреждений г. Душанбе», который разработан в рамках Центральноазиатского хакатона по открытым данным. На основе «Сборника данных управления образования г. Душанбе», была создана электронная база образовательных учреждений. Также разработана электронная карта покрытия учреждений с возможностью перехода к подробной информации об учреждениях и онлайн регистрации заявки в ОУ. На основе отчетов образовательных учреждений была создана база открытых данных с возможностью скачивания их в открытых форматах.

В целом несмотря на все проводимые мероприятия, низкий уровень развития ИКТ инфраструктуры, сказалось на развитие человеческого потенциала.

Это должно сопровождаться постоянной и системной работой по подготовке квалифицированных кадров в сфере ИКТ и пользователей.

Направление С5 «Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ» имеет показатель 2,4 при среднем показателе по СНГ 3,11 и максимуме 4,82..

В Таджикистане, в одной из первых стран СНГ, была принята Концепция информационной безопасности (утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 07.11.2003 г. № 1175) [23] и целый ряд других нормативных правовых актов в данной сфере.

Однако по данному направлению Таджикистан занимает последнее место среди стран СНГ (со значением показателя 2,45). Действующая законодательная база с течением времени устарела и требует совершенствования. Так, например, в Законе «Об информации», принятом в 2002 г., не предусмотрено предоставление доступа к открытой информации посредством размещения ее на интернет государственных органов в сети Интернет.

Как говорилось выше, в 2002 и 2007 гг. соответственно были приняты Законы Республики Таджикистан «О защите информации» и «Об электронной цифровой подписи». В рамках Концепции формирования электронного правительства для обеспечения аутентификации потребителей электронных услуг предусмотрено внедрение инфраструктуры открытых ключей и создание удостоверяющего центра электронной цифровой подписи.

В республике не проводится системная работа по защите государственных информационных систем и сетей.

Необходимы срочные мероприятия государства, направленные на совершенствование как законодательной базы, так и практики реального применения новых технологий защиты информации, информационной безопасности государственных органов и личной информационной безопасности граждан.

Направление С6 «Благоприятная регуляторная среда» имеет показатель 3,71 при среднем показателе по СНГ 3,34 и максимуме 3,94.

Успешное выполнение решений ВВУИО по данному направлению связано с наличием нормативной правовой базы, создающей благоприятные условия для развития ИКТ и внедрения новейших технологий в стране.

В ряде отраслевых программ развитию применению ИКТ отведена соответствующая роль, что, несомненно, способствует созданию благоприятной среды для развития информационного общества. Однако в условиях сложной экономической ситуации после гражданской войны и в силу ряда дополнительных факторов (таких, как нехватка энергетических ресурсов, особенности географического положения) процесс полномасштабного развития информационного общества в стране затруднен.

2 марта 2013 года Республика Таджикистан стала полноценным 159-ым членом Всемирной торговой организации. Членство Таджикистана в данной влиятельной организации придает серьезный импульс производству готовой, имеющей высокое качество, соответствующей мировым стандартам и конкурентоспособной продукции, а также способствует росту внешнего товарооборота, рентабельности производства отечественных товаров экспортного назначения, повышению знаний и навыков отечественных предпринимателей и увеличению иностранных инвестиций.

По мнению местных экспертов, отношения Таджикистана с международными финансовыми институтами, а именно Всемирным банком, Международным валютным фондом, Европейским банком реконструкции и развития, Азиатским банком развития, Исламским банком развития и с целым рядом фондов и организаций различных стран развиваются в очень плодотворном и успешном ключе.

Таджикистан выразил свою готовность к развитию и улучшению продуктивных отношений со странами Запада и Востока, а также исламского мира. С целью привлечения большего объема инвестиций со стороны таких стран, как Россия, Китай, США, Европы, исламского мира и других государств, принимаются меры по развитию двусторонних и многосторонних отношений.

В целях создания благоприятных условий для обеспечения реальной конкурентной среды и максимально эффективного расходования государственных средств посредством внедрения информационных технологий, предотвращающих действия коррупционного характера, а также во исполнение постановления Правительства Республики Таджикистан от 30.12.2011 № 643 «О Концепции формирования электронного правительства в Республике Таджикистан» в 2012 г. была разработана Программа электронных закупок в Республике Таджикистан на 2013-2015 годы.

Также в рамках сотрудничества между Правительством Республики Таджикистан и Всемирным банком был выделен грант в размере 200 тыс. долларов США на период 2013-2014 гг., который направлен на укрепление потенциала в сфере закупок и децентрализацию государственных закупок на национальном уровне. В частности, задачи гранта включали обучение государственных служащих и других заинтересованных сторон, участвующих в процессе закупок на всех уровнях, а также обучение специалистов по закупкам с целью усиления децентрализации закупок и контролирующих органов для осуществления эффективного надзора за государственными закупками.

Следует отметить, что в Республике Таджикистан имеется вся необходимая нормативная правовая база для развития ИКТ в стране, которая требует изменений с учетом новых условий. Так, в каждой отраслевой программе развития применению ИКТ выделяется особая роль, что связано с пониманием со стороны правительства о необходимости развития отраслей с применением новейших технологий. Однако в условиях сложной экономической ситуации после гражданской войны и в силу ряда дополнительных факторов (таких как нехватка энергетических ресурсов, особенности географического расположения) процесс полномасштабного развития информационного общества затруднен.

Так, в рамках сотрудничества с Всемирным Банком реализовывается проект «Налогообложение». Ведутся работы по улучшению налогового администрирования. Достижения включают в себя: (I) платежи через банки; (II) система автоматической отчетности на месте; (III) LTIвведена в эксплуатацию и организована по функциональному принципу; (IV) регистрация бизнеса была значительно упрощена; (v) внутренний контроль был улучшен и была разработана оценка эффективности системы местных инспекций; (VI) ведется развитие сетей связи в настоящее время; (VII) были введены электронные киоски для упрощения налоговых платежей; (VIII) функциональная реорганизация была опробована; (IX) был запущен отдел средних предприятий; и (х) система налогообложения малого предприятия была упрощена за счет увеличения порога НДС и освобождение их от дорожного налога [24].

В рамках проекта «Конкурентоспособность частного сектора» Всемирного Банка проводится оптимизация регистрации бизнеса и ее автоматизация, с дальнейшим предоставлением услуги на портале по принципу единого окна. Также предусматривается внедрение ИС кадастра [25].

Анализ ситуации показывает, что даже в условиях сложной экономической обстановки, непростых природно-климатических условиях и невыгодных географических позициях возможна реализация успешных проектов. Тем более что именно ИКТ в таких условиях может катализатором развития, причем, относительно недорогим.

Недостаточно успешно по сравнению с другими странами региона в Таджикистане реализуются решения ВВУИО по направлению действий С7«Использование ИКТ: преимущества во всех аспектах жизни».

По интегральному показателю Таджикистан имеет очень низкие значения: 3,43 баллов из 7, что ниже среднего по СНГ (3,68) и существенно ниже максимального (5,184).

Ситуация в отдельных областях использования ИКТ в целом негативная, кроме относительно двух направлений.

Направление С7.1«Электронное государственное управление» имеет показатель 2,97 при среднем показателе по СНГ 2,43 и максимуме 3,47.

Ключевым направлением в рамках С7 является направление предусматривающее применение приложений ИКТ в государственном и муниципальном управлении. По данному показателю наблюдается сильное отставание (1,03 балла из 7) от других стран СНГ, в которых уже созданы и функционируют системы электронного правительства и предоставляются государственные услуги в электронном виде.

Как уже отмечалось выше, в Таджикистане за последнее десятилетие была создана нормативная правовая база, направленная на внедрение и развитие ИКТ, необходимая для формирования электронного правительства. В 2002 году были приняты законы «Об информатизации», «Об электронном документе». В 2003 и 2004 гг. были разработаны [7] и [8]. В 2003 году также было утверждено Постановление Правительства Республики Таджикистан от № 532 «О государственной поддержке формирования, использования и защиты информационных ресурсов Республики Таджикистан» [13]. В 2007 году был принят закон «Об электронной цифровой подписи».

Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30.12.2011 № 643 утверждена Концепция формирования электронного правительства в Республике Таджикистан [14]. В рамках реализации Концепции была разработана «Программа электронных закупок в Республике Таджикистан на 2013-2015 годы» (утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 29.12.2012 №759) [15]. В рамках программы [13] разработана автоматизированная система государственных закупок (http://zakupki.gov.tj).

На первом этапе формирования электронного правительства предполагалось создание активных веб-сайтов государственных ведомств, имеющих структуру и контент, указанные в постановлении [12]. Государственные органы (от уровня муниципалитета до центральных органов) создали свои вебсайты. Однако до сих пор многие ведомства не имеют своих порталов. Собственного ресурса в сети Интернет не имеет Служба связи при Правительстве, которая является одним из основных исполнителей Концепции формирования электронного правительства.

В рамках реализации концепции [14] запущен тестовый вариант информационного портала электронного правительства Таджикистана (http://www.hukumat.tj). Действует версия сайта только на таджикском языке. На сайте размещена только справочная информация об органах государственного управления, принятых документах и законах в сфере ИКТ (не в полном объеме). Информация о предоставлении государственных услуг в электронном виде отсутствует.

Следует учесть, что по данным из официального ресурса Всемирного Банка выявлены 3 проекта, два из которых находятся на рассмотрении:

  1. Проект регистрации недвижимости будет развивать национальную систему регистрации недвижимости и институциональное развитие. В рамках проекта будет выполнено: улучшение физической инфраструктуры; повышение прозрачности и качества оказания услуг населению; содействие устойчивости планирования; поддержка развития политики и регуляторных рамок для регистрации [26].

  2. В рамках проекта регистрации недвижимости будет разработана система регистрации недвижимости, а также развитие ИКТ и управление данными [27].

В рамках проекта Всемирного Банка «Укрепление национальной статистической системы» были оснащены рабочими станциями 72% сотрудников статистики по стране. Введена ИС по сбору статистических данных. Введен новый сайт, где представлены все последние статистические отчеты [28].

В Таджикистане сложилась негативная ситуация в части электронного государственного управления. Не приняты необходимые законодательные и технологические меры по повышению доступности бизнеса и населения государственным услугам в электронном виде, и даже принятые акты исполняются не в полной мере

Вопрос открытости государственных органов, с использованием современных ИКТ является для республики крайне важным, учитывая сложившийся как по СНГ, так и по Таджикистану высокий уровень коррупции.

Направление С7.2«Электронная коммерческая деятельность». По этому направлению значение показателя составляет 4,04 при среднем показателе по СНГ 3,91 и максимуме 4,84 с целью продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ в ИКТ-стратегии Таджикистана предусмотрено создание системы информационно-маркетинговых центров в рамках Межгосударственной программы создания сети информационно-маркетинговых центров.

Одними из основных направлений деятельности в области электронной торговли являются развитие информационного бизнеса, электронной коммерции и маркетинга на основе сети Интернет; создание необходимой нормативной правовой базы и информационной инфраструктуры, стимулирующей развитие электронной торговли; разработка защищенных и надежных приложений электронной торговли (включая электронные платежные средства), обеспечивающих совершение сделок в онлайновом режиме.

ЗАО «Казкоммерцбанк Таджикистана» (дочерняя организация АО «Казкоммерцбанк») стало первым банком в Таджикистане, сертифицированным компанией «Visa» на эквайринг карт Visa в глобальной сети Интернет. Безопасность транзакций поддерживается технологией 3D Secure «VerifiedbyVisa», что минимизирует риски мошенничества.

По данным исследования использования карт Visa для совершения онлайн-покупок жители Таджикистана в основном совершают покупки за границей.

Первым в республике запустил услугу оплаты покупок в режиме онлайн интернет-магазин техноторгового центра «Волна» (http://www.volna.tj).

Также оператор мобильной связи Aiva Mobile запустил активные продажи в Таджикистане. Подключение абонентов производится в розничных точках одного из ведущих сотовых операторов Таджикистана – компании «Вавилон Мобайл». В данном проекте максимально используются преимущества МТТ как одного из крупнейших транзитных игроков. Благодаря этому, Aiva Mobile предоставляет своим абонентам доступные тарифы для звонков в страны присутствия и по всему миру. За последнее время появилась возможность пополнения счета Aiva Mobile сразу через несколько крупных сетей оплаты: были подключены «QIWI-Таджикистан» (более 600 пунктов), платежная система Tajpay и крупнейшая сеть приема платежей в СНГ от АКБ «Интеркоопбанк» (более 40 000 точек).

В Таджикистане электронная коммерция только начинает свое развитие.

Несмотря на значительное отставание даже от средних значений и отсутствие планомерной работы, тем не менее, это направление имеет перспективы развития, тем более, с низкого старта.

Направление С7.3 «Электронное обучение» имеет показатель 4,15 при среднем показателе по СНГ 4,64 и максимуме 5,8.

В Национальной стратегии [9] предусмотрены мероприятия по внедрению ИКТ в систему образования. В ней предполагается повышение доли самостоятельной деятельности студента в освоении программ обучения использования информационных ресурсов и ИКТ, а также применение информационных технологий и дистанционных методов для улучшения доступности программ профессионального образования.

В рамках выполнения [9] была принята Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2020 года (утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30.06.2012 № 334) [14], в которой предусмотрен ряд мероприятий, направленных на повышение уровня образования в стране с использованием ИКТ.

Создано государственное учреждение «Национальный центр тестирования» (НЦТ), деятельность которого напрямую связана с внедрением устойчивой системы поступления в вузы, расширением, усовершенствованием и увеличением использования национального тестирования, а также с повышением культуры оценки, которая пронизывает все уровни системы образования.

Основными целями и задачами НЦТ являются:

организация и проведение централизованных вступительных экзаменов (ЦВЭ) в виде тестирования для поступления в высшие учебные заведения Республики Таджикистан на территориях близких к месту проживания учащихся;

обеспечение прозрачности приема в вузы на основе ЦВЭ;

обеспечение условий участия Республики Таджикистан в международных программах оценки знаний учащихся на мировом уровне.

Система ЦВЭ для приема в вузы была запущена в 2014 г., и в первый год система охватила более 50000 абитуриентов. В 2015 г. абитуриентов было более 75000, что свидетельствует о повышении доверия к данной системе.

Как упоминалось выше, в 2003-2007 и 2008-2010 гг. были выполнены программы компьютеризации школ. В настоящее время завершается реализация соответствующей государственной программы [10]. По итогам реализации программы обеспеченность учащихся общеобразовательных школ персональными компьютерами составляет 1 ПК на 17 человек. В большей степени компьютерами и доступом в интернет обеспечены школы в городской местности, доступ школ в сельских и горных районах затруднен.

В настоящее время ВУЗы все больше используют компьютеры и Интернет не только в ходе занятий, связанных с изучением информационных технологий, но и в ходе других занятий. ВУЗы имеют необходимое оборудование для организации и проведения онлайновых курсов, но для студентов необходимо создать большее количество пунктов доступа к сети.

Большинство ВУЗов способны решать технические проблемы, связанные с компьютерами, за счет своих собственных внутренних 90 % ресурсов, и только в экстренных случаях привлекаются внешние специалисты. Все университеты оснащены средствами связи, включая компьютеры, планшеты, ноутбуки, телевизоры, видеоконференц-связь, прожекторы и «белые доски» (проекционное оборудование для презентаций), в той или иной мере. Для того чтобы использовать онлайновое обучение для проведения курсов или изучения ИКТ, некоторым школам требуется больше оборудования и помещений.

Образования и Науки инициировало создание компьютерных центров по всей стране. Начиная с 2012 года, существует 18 компьютерных центров в Согдийской области , 14 в Хатлонской области , 13 в Районах Республиканского Подчинения , 2 в ГБАО и один в Душанбе. Кроме того, планируется создание дополнительных центров. Эти центры проводят краткосрочные компьютерные курсы.

Ниже представлен свод по опыту ВУЗов в области э-обучения и использования систем электронного обучения.

Таблица 10 Свод по опыту ВУЗов в области э-обучения и использования систем электронного обучения

Партнеры

ТНИСА

ЦИКТ

ТУТ

ИПС

УЦА

ТГУК

ТТУ

ХПИ

Наличие опыта и потенциала партнеров до начала реализации пилотного проекта(15

Января 2014 года)

Разработано более 21 курса на основе серверных приложений Moodle


CISCO, Профессиональная школа Linux


Онлайновые курсы

Национального

Технического Университета Тернополя


СУО, разработанная собственными силами


Организовано

Непрерывное обучение (вне Интернета)


Moodle.

tguk.tj

Свыше 160 онлайновых курсов, 1,352 пользователей, 12,619 онлайновых тестов


Онлайновые курсы Московского Государственного Тех. Университета им. Баумана


Организовано дистанционное обучение, начиная с 2013/14 учебного года


Примечание: ТНИСА: Таджикская Научно-Исследовательская и Сетевая Ассоциация; ЦИКТ: Цент ИКТ (НПО); ТУТ: Технологический Университет Таджикистана; ИПС: Институт Предпринимательства и Сервиса; УЦА: Университет Центральной Азии; ТГУК: Таджикский Государственный Университет Коммерции; ТТУ: Таджикский Технический Университет; ХПИ: Худжандский Политехнический Институт [29].

Также созданы проекты поддерживающее электронное обучение такие как:

  1. «Донишгох» — единая образовательная платформа для учащихся и преподавателей, разрабатываемая с 2013 года. Данный проект был презентован в Министерстве образования и науки в 2014 году, где при активной поддержке ‎Министра‬ образования‬ и науки РТ, разработчики начали внедрять проект в тестовом режиме в Таджикском государственном университете коммерции и 9 школах города Душанбе. Платформа состоит из нескольких модулей: Модуль е-Университет/Школа, Модуль навигатор процесса образования (EPN), Модуль мультимедийная библиотека.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Анализ сильных и слабых сторон страны в контексте выполнения Плана действий ввуио icon2 Анализ выполнения решений международных документов/решений, принятых...
На Рис. 133 наглядно представлена оценка Азербайджанской республики с точки зрения реализации основных направлений Плана действий...

Анализ сильных и слабых сторон страны в контексте выполнения Плана действий ввуио iconАнкета – отраслевой 7swot-анализ
Формирование набора ключевых выводов стратегической диагностики Республики Адыгея основывается на 7swot-анализе1 сильных и слабых...

Анализ сильных и слабых сторон страны в контексте выполнения Плана действий ввуио icon1. Резюме проекта
Анализ рынка. Оценка спроса и прогноз будущих продаж, сравнение нового продукта с уже существующими предложениями на рынке, соответствие...

Анализ сильных и слабых сторон страны в контексте выполнения Плана действий ввуио iconПрактическая работа 13 «Анализ сильных и слабых сторон web-сайта»
Практическая работа 15 «Составление технического задания на разработку web-сайта»

Анализ сильных и слабых сторон страны в контексте выполнения Плана действий ввуио iconЕсли вы читаете это пособие, значит, вы стоите на пороге очень важного...
Спитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании...

Анализ сильных и слабых сторон страны в контексте выполнения Плана действий ввуио iconСамоанализ и анализ урока в контексте фгос
Аннотация: авторы представляют опыт школы по сопровождению урока в контексте фгос, важным инструментом совершенствования урока может...

Анализ сильных и слабых сторон страны в контексте выполнения Плана действий ввуио iconАдминистративный регламент
Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе...

Анализ сильных и слабых сторон страны в контексте выполнения Плана действий ввуио iconАнализ глубинных интервью 56
Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства

Анализ сильных и слабых сторон страны в контексте выполнения Плана действий ввуио iconК п. н., доцент кафедры русского языка
«проб и ошибок». Рассуждая на данную тему, А. А. Леонтьев упоминает русскую поговорку «на ошибках учатся» и высказывает мнение о...

Анализ сильных и слабых сторон страны в контексте выполнения Плана действий ввуио iconИностранные языки в контексте межкультурной коммуникации
Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: Материалы докладов IV международной он-лайн конференции «Иностранные языки...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск