Религиозно-политический экстремизм учебное пособие для студентов высших учебных заведений


НазваниеРелигиозно-политический экстремизм учебное пособие для студентов высших учебных заведений
страница1/45
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45




Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки
ИНСТИТУТ ТЕОЛОГИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Садиков М.И.,

Ханбабаев К.М.

РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ
Учебное пособие для студентов

высших учебных заведений
Махачкала – 2009
Издается по решению редакционно-издательского совета ИТИМО

Рецензенты:

Вагабов М.В. – руководитель Центра исламских исследований при ДГУ, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ и РД.

Омарова М.М. – доцент кафедры культурологии Дагестанского государственного педагогического университета, кандидат философских наук, доцент.

САДИКОВ М.И., ХАНБАБАЕВ К.М. РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2009. 430 с.
В работе раскрывается сущность и специфика религиозно-политического экстремизма на примере мировой религии – ислама, освещен процесс его распространения в мире, особенно в России. Рассматриваются такие актуальные проблемы, как радикализм и ваххабизм, теологические разногласия между представителями религиозно-политического экстремизма и традиционного ислама. Показана сущность и специфика религиозно-политического экстремизма, терроризма в России и государствах Центральной Азии, дается их классификация и структурный анализ. Освещается опыт и анализируются проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму, терроризму в мире и России.

Работа рассчитана на преподавателей и студентов вузов, ссузов, колледжей, работников государственной и муниципальной службы, всех тех, кто интересуется проблеми противодейсвтия религиозно-политическому экстремизму.

©Садиков М.И., 2009

© Ханбабаев К.М., 2009

© Институт теологии и миеждународных отношений, 2009


РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА
В В Е Д Е Н И Е

Актуальность изучения проблем религиозно-политического экстремизма. Системные преобразования на рубеже XX-XXI вв. в ряде мусульманских государств привлекают пристальное внимание исследователей, прежде всего, к фундаменталистскому и радикальному исламу, который стал фактором мировой политики и, тем самым, предметом философского, религиоведческого, политологического, правоведческого и социологического анализа. Исследователями давно замечено, что «происходит исламизация политики и политизация ислама, и любое политическое действие, если не эксплицитно, то имплицитно соотносится с этим вероучением, а само оно в большей степени превращается в политическую доктрину»1. Для достижения своих, порой диаметрально противоположных целей, к исламу обращаются как консервативные, так и либеральные силы, прогрессивные и реакционные лидеры партий, политических и общественных движений.

В современных условиях ислам приобретает все большее значение для внутренней политики не только мусульманских стран или государств со значительным мусульманским населением, но также ряда западных стран. В этом отношении ситуация в этих государствах похожа на положение России, имеющей исламские регионы на Кавказе и Поволжье, а также значительное количество исповедующих ислам граждан в городах европейской части. К тому же после распада Советского Союза Россия окружена независимыми государствами Центральной Азии, где преобладает исламское население.

В конце XX века ислам еще больше стал радикализоваться, потому что, по мнению идеологов исламского фундаментализма, многие государства, в том числе и те, в которых основное население оставляют мусульмане, стали активными поборниками чужих, западных идей; его воздействие не ограничивается небольшими элитами, а распространяется на массы населения; светские режимы все чаще пытаются формировать все жизненное пространство и даже вмешиваться в личную жизнь. Со своей стороны, у исламских радикалов имеется очень четкий и простой постулат, построенный на популярной исламской идее о самобытности и социальной справедливости. Ее основная посылка гласит, что причиной всех социальных изъянов в мусульманском мире является моральная испорченность всех модернистов, в том числе и внутри ислама.

Мусульманские радикалы умело пользуются тем, что в ряде регионов обострились социальные противоречия: низкий жизненный уровень, коррупция, безработица, нехватка жилья, затрудняющее вступление в брак большое приданое, преступность, растущее число людей, не состоящих в браке, упадок моральных ценностей и этических норм. В этих условиях единственным решением, по их словам, является применение законов шариата, исламского права. Исходя из этого, они полностью отвергают призыв к модернизации и пересмотру положений шариата, стремятся применить в современных условиях его нормы, сформировавшиеся VII-VIII вв.

Исламские радикалы называют существующие правительства светскими, полагая при этом, что они применяют на практике западный правовой кодекс, а не мусульманское право. Поэтому восстановление Халифата является еще одной из задач радикального исламского движения, рассматриваемой в качестве необходимого условия достижения единства мусульманского сообщества под руководством одного халифа.

В современных условиях важно исследовать сложную и противоречивую совокупность внутренних и внешних предпосылок и условий социально-экономического и политического характера, которые способствуют формированию религиозно-политических экстремистских тенденций на постсоветском пространтсве. По мнению известного отечественного религиоведа и политолога Александра Игнатенко, к ним можно отнести противоречия «догоняющей модернизации», деформирующую роль «независимого развития», демографические диспропорции, поощрения со стороны спецслужб отдельных государств, инструментальное использование религии как мобилизующей идеологии и др.2

Автор рассматривает экстремизм и терроризм как серьезную угрозу безопасности и стабильному развитию российского общества. Мы исходим из того, что экстремизм в современной России, как и в других странах мира, имеет различные проявления, одним из которых является религиозно-политический экстремизм, наиболее распространенный в Северо-Кавказском регионе. Преследуя далеко идущие политические цели, религиозно-политический экстремизм в регионе наносит также серьезный ущерб мусульманской религии, общечеловеческим ценностям, так как пропагандирует религиозную нетерпимость и насилие в обществе.

Экстремизм и терроризм в настоящее время стали крупной социальной проблемой, негативно влияющей на многие важные аспекты развития государства. Российская Федерация, столкнувшаяся в 1990-е годы с прямой масштабной атакой международного религиозно-политического экстремизма и терроризма, была вынуждена отразить эту атаку сначала военными средствами, а потом и начать систематическую работу по профилактике экстремизма и терроризма и всеми другими, невоенными методами. В стратегической перспективе после снятия прямой военной угрозы целостности государства и прекращения масштабных боевых действий именно гуманитарные, а не силовые методы противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму приобретают решающее, определяющее успех значение.

Для создания эффективной и стратегически верной государственной системы предупреждения экстремизма и терроризма в соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О противодействии терроризму» необходимо провести анализ и классификацию причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в экстремистскую и террористическую деятельность, и разработать рекомендации по влиянию на эти причины и условия. Для конкретной реализации этой задачи необходимо:

построить классификацию причин и условий, установить ее структуру, иерархию и региональное распределение;

выявить причины и условия, требующие приоритетного влияния;

разработать рекомендации по влиянию на эти причины и условия, указать возможные индикаторы эффективности влияния.

Предлагаемая нами классификация причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в экстремистскую и террористическую деятельность, ориентирована прежде всего на практическое построение научно обоснованной и действенной государственной системы противодействия экстремизму и терроризму.

Классификация причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в экстремистскую и террористическую деятельность должна опираться на системный подход в понимании экстремизма и терроризма. Это значит, что экстремизм и терроризм будут рассматриваться как определенные социальные явления, представляющее из себя сложнейшую систему из множества взаимодействующих между собой элементов и совокупности отношений и связей между этими элементами. Такой подход является самым эффективным из всех возможных, так как он позволяет не упустить ни один важный фактор и/или взаимодействие факторов в структуре экстремизма и терроризма как явлений, и, в конечном итоге, создать адекватную (а значит, и практичную) модель соответствующих причин и условий.

Прежде всего, следует отметить, что создаваемая модель причин и условий является конкретно-историчной, т.е. описывает не причины и условия вовлечения граждан в экстремистскую и террористическую деятельность вообще, а именно граждан современной России. В истории цивилизации экстремизм и терроризм возникали и раньше, и в России, и в других странах, однако его сущность могла сильно отличаться от современного экстремизма и терроризма, который мы наблюдаем в России. Мы понимаем экстремизм и терроризм в конкретно-историческом и национальном ключе, мы рассматриваем их и как часть современного общечеловеческого явления, от которого тяжело страдают и многие другие государства. Именно такое, вытекающее из системного подхода, сочетание конкретно-национального и общечеловеческого в изучении религиозно-политического экстремизма и терроризма позволяет синтезировать опыт отечественных и иностранных социологов, политологов, философов и психологов.

Для дальнейшего адекватного описания регионального распределения классификации причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в религиозно-политическую, экстремистскую и террористическую деятельность, необходимо анализировать региональную статистику по терактам. На официальном сайте Национального антитеррористического комитета («Хронология терактов в России») приводятся следующие данные3:

2005 год. В 2005 году на территории Российской Федерации совершен 251 террористический акт из них более 90% - против сотрудников правоохранительных органов и органов исполнительной власти в Южном федеральном округе.

География совершения террористических актов (2005 г.) Чеченская Республика - 111 терактов (убито 85, ранено 213 человек); Республика Ингушетия - 36 терактов (убито 12, ранено 27 человека); Республика Дагестан - 77 терактов (убито 45, ранено 132);

Республика Северная Осетия-Алания - 7 терактов (4 убито, 2 ранено);

Карачаево-Черкесская Республика - 3 теракта (2 убито);

Кабардино-Балкарская Республика - 8 терактов (23 убито, 47 ранено). 7 диверсионно-террористических актов (ДТА) совершены «шахидами» смертниками.

2006 год. В 2006 году в Российской Федерации совершено 112 террористических актов, из них 90% - против сотрудников правоохранительных органов и органов исполнительной власти в Южном федеральном округе.

2007 год. Количество совершенных в 2007 году террористических актов сократилось по сравнению с 2006 годом более чем в два раза (48 и 112 соответственно).

Исходя из этих данных, можно видеть, что на уровне федеральных округов именно Южный федеральный округ является основной мишенью террористов (90% терактов за 2005-2006 гг.). Более детальные данные по регионам ЮФО (за 2005 г.) показывают, что сильнее всего в этом году пострадала Чеченская Республика (44% от числа терактов по всей России), далее идут Республика Дагестан (31%), Республика Ингушетия (14%), Кабардино-Балкарская Республика (3%), Республика Северная Осетия-Алания (3%), Карачаево-Черкесская Республика (1%). Таким образом, ядро подверженных религиозно-политическому экстремизму и терроризму регионов составляют группа из трех республик ЮФО: Чеченской Республики, Республики Дагестан и Республики Ингушетия. Кроме того, в группу риска входят Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, а также Республика Северная Осетия-Алания.

Особо хочется отметить, что, несмотря на принимаемые на международном и национально-государственном уровнях меры, борьба с экстремизмом остается одной из главных задач, стоящих перед государством. Эффективность работы в данной сфере в немалой степени зависит и от успешной деятельности институтов гражданского общества и предполагает консолидацию усилий всех граждан страны. Совместными усилиями государства и общественности религиозно-политическому экстремизму должен быть дан своевременный и адекватный отпор, что особенно важно в условиях многонациональной и многоконфессиональной России.

В России особая активность исламских радикалов стала отмечаться с конца 80-х - начала 90-х годов ХХ в. в республиках Северного Кавказа, где ими проповедовались идеи всеобщей исламизации населения. В эти годы наблюдался рост числа приверженцев исламского радикализма в форме ваххабизма, особенно в Чечне и Дагестане, их стремление подчинить своему влиянию официальные культовые учреждения, а также противопоставить верующих органам власти, создание ими религиозно-политических структур и вооруженных формирований, укрепление контактов с руководителями некоторых экстремистских движений как внутри страны, так и за ее пределами. Отрицание религиозно-политическими экстремистами форм бытования народного ислама (ритуалов поклонения «святым» местам и устазам, погребальной и поминальной обрядности, тариката и тд.), таридиционных факторов регулирования общественного поведения (уважении к старшим, признание их авторитета), этнокультурных особенностей россиян. Попытки религиозно-политических экстремитсов изменить их жизненный уклад вызывают негативное отношение со стороны абсолютного большинства местного населения. Экперты отмечают, что наметились дезинтеграционные процессы в регионах компактного проживания мусульман в России, что находит свое выражение в конфликте поколений и религиозной дифференциации внутри мусульманской общины России.

Последователи «чистого ислама» на Северном Кавказе заявляли, что на земле должен действовать только закон Аллаха, а все другие законы, написанные людьми, не подлежат исполнению. И для установления всеобъемлющего божественного закона необходимо объявить джихад.

Таким образом, на Северном Кавказе наряду с возрождением и заметной политической активизацией традиционного ислама появляется и постепенно утверждается ранее мало известное здесь течение ислама - ваххабизм, представляющий собой ярко выраженное религиозно-политическое движение в суннитском исламе.

Со временем религиозно-политические экстремисты перестали скрывать свои политические цели, которые сводились к силовому захвату власти в Чечне и Дагестане, построению в перспективе на ряде территорий Кавказа исламского государства – «Исламского Халифата». Такая их идейная и политическая позиция порождала внутриконфессиональный конфликт в мусульманских общинах Северного Кавказа. Следует отметить, что подобное развитие событий характерно не только для России, но и для стран Центральной Азии, а также других стран и регионов, где нашло активное распространение идеология и практика исламского радикализма. Так, авторы книги «Политические системы и политические культуры Востока» справедливо утверждают, что «сейчас политический ислам уже есть на юге Казахстана и Киргизии, исламисты играют очень важную роль в Таджикистане и представляют реальную силу в Узбекистане. В этом плане весьма возможно постепенное, анклавное превращение республик региона в исламские страны… Приход радикалов и экстремистов не только вызовет катастрофические потрясения в Центральной Азии, но и будет прямо угрожать всем сопредельным странам, и в первую очередь России»4.

В связи с этим, в современных условиях весьма актуальна необходимость философского, религиоведческого, исторического и политологического, правоведческого анализа проблем, связанных с теорией и практикой исламского радикализма, религиозно-политического экстремизма и терроризма, исследования условий, обусловивших их появление его в суннитском исламе, выявления и характеристики основных, определяющих факторов, влияющих на распространение религиозно-политического экстремизма и терроризма, идей радикального ислама в современном мире, СНГ, России, особенно на Северном Кавказе.

Исследования, касавшиеся идеологических проблем в странах мусульманского Востока, затрагивали данный вопрос в части воздействия ваххабитских идей на характер национально-освободительного движения тех или иных народов, роли и места ваххабизма в идеологии и практике стран Аравийского полуострова и Персидского залива. В отечественной науке к настоящему времени религиозно-политический экстремизм не рассматривался как религиозно-политическое течение в исламе со своей специфической догматикой и религиозно-правовой регламентацией тех или иных норм и правил, известных исламу.

Однако в конце XX – начале XXI вв. он получил достаточно широкое распространение за пределами указанных стран и регионов, что вызывает к нему вполне оправданный и адекватный научный интерес как с точки зрения специфики его религиозно-культовой практики, так и с точки зрения характера интерпретации исламской религиозно-правовой доктрины.

События августа-сентября 1999 года, когда из Чечни в Дагестан вторглась «исламская миротворческая армия», в которую входила некоторая часть мусульманского населения Северного Кавказ, которая пошла за сторонниками идеологии радикального ислама, показала необходимость изучения феномена исламского радикализма и религиозно-политического экстремизма на Северном Кавказе. Антитеррористическая операция на Северном Кавказе продолжается. Несмотря на определенные успехи в борьбе с экстремизмом и терроризмом, достигнутые федеральными и региональными правоохранительными органами за последние годы, усиление террористической деятельности радикально настроенных представителей религиозно-политического экстремизма на Северном Кавказе и за его пределами показывает, что борьба с последним носит долговременный характер. Считаем, что необходимы широкие научные исследования феномена религиозного возрождения, глубокий и всесторонний анализ причин, условий и особенностей процесса радикализации и политизации ислама, религиозно-политического экстремизма, что, в свою очередь, свидетельствует и об актуальности изысканий в этой области.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45

Похожие:

Религиозно-политический экстремизм учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений Махачкала 2008
Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, работников органов государственной власти...

Религиозно-политический экстремизм учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие Рекомендовано Государственным университетом управления...
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по экономическим и другим специальностям, преподавателей, бухгалтеров, руководителей...

Религиозно-политический экстремизм учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие Рекомендовано Государственным университетом управления...
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по экономическим и другим специальностям, преподавателей, бухгалтеров, руководителей...

Религиозно-политический экстремизм учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconДмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Религиозно-политический экстремизм учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
...

Религиозно-политический экстремизм учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
...

Религиозно-политический экстремизм учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие
Рекомендовано Методическим советом филиала фгбоу впо «мгиу» в г. Вязьме в качестве учебного пособия для студентов высших учебных...

Религиозно-политический экстремизм учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие «Вводный курс по французскому языку» для специальностей:...
...

Религиозно-политический экстремизм учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие Издательство Казанского (Приволжского) федерального университета 2014
Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей юридических учебных заведений, работников судов, адвокатуры,...

Религиозно-политический экстремизм учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие Издательство Казанского (Приволжского) федерального университета 2014
Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей юридических учебных заведений, работников судов, адвокатуры,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск